Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
20-Feb-2015 15:26
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Православное богослужение: формулы, тесты, храм, священник, народ
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> Есть несколько литургических формул, которые
встречаются во всех службах и выражают несколько основных
реалий христианского богослужения. Самые важные следующие:
> 1. "Мир всем"
"и духови твоему". Этот короткий диалог между священнослужителем
и молящимися всегда предшествует главным действиям в каждой
службе (чтению Евангелия, Евхаристическому канону, Причастию и т.д.).
Всё, что мы получаем в Церкви, стало возможным благодаря
миру между Богом и людьми, который Христос установил и исполнил.
В Нём мы в мире с Богом, поэтому это провозглашение
и дарование мира составляет важную часть христианской литургии.
> 2. "Главы ваша Господеви приклоните"
призыв к подчинению Богу, к приятию Его как Бога и Господа.
> 3. Ектеньи и прошения. Ектенья
это определенный ряд прошений или призываний к молитве,
возглашенных диаконом (или священником). Ектенья
одна из основных форм литургической молитвы, свойственная почти
всем службам. В Православной Церкви употребляются четыре типа
ектений.
> (1) Великая
ектенья, с которой обычно начинается богослужение. Ее прошения
говорят обо всех нуждах Церкви,
мира, общины и каждого отдельного человека и составляют,
таким образом, молитву Церкви. Она начинается словами: "Миром
Господу помолимся". <("Мир" здесь означает мирное
состояние молящихся.)>
> (2) Малая Ектенья
сокращенная великая ектенья.
> (3) Сугубая ектенья:
молящиеся на каждое прошение отвечают троекратно: "Господи,
помилуй!", ее прошения касаются более подробно нужд прихода.
> (4) Просительная
ектенья, в которой мы просим ("Господа просим"
"подай, Господи") исполнить наши основные нужды. Эта ектенья
обычно бывает в конце службы.
> К этим ектеньям надо добавить те, которые
употребляются в особых службах или в особые моменты службы,
например, об оглашенных, при освящении воды, заупокойные
и т.д.
> Литургический смысл и важность ектений
состоит в том, что благодаря им поддерживается совместный характер
молитв, богослужение приобретает диалогическую структуру.
> 4. "Премудрость"
этот возглас обычно подчеркивает важный момент службы, обычно
предшествует чтению Священного Писания.
> 5. "Вонмем"
призыв быть особенно внимательными и сосредоточенными перед чтением
Священного Писания.
> Богослужебные тексты
> Кроме текстов, взятых непосредственно из Библии
(паремии, псалмы, песнопения и т.д.), мы находим в богослужениях
два основных типа текстов: молитвы и песнопения. Молитвы
обычно читаются или возглашаются епископом или священником
и являются центром или вершиной каждого литургического действия.
Они выражают смысл всей службы (молитвы на вечерни и утрени)
или, когда речь идет о таинствах, совершают и выполняют
тайнодействие (великая Евхаристическая молитва Божественной литургии,
разрешительная молитва таинства покаяния и т.д.). Песнопения
составляют музыкальную часть богослужения. Церковь считает пение
важным выражением нашего поклонения и предписывает большое разнообразие
песен для каждой службы.
> Основными гимнографическими типами или формами
являются:
> 1. Тропарь короткая песнь,
выражающая главную тему празднуемого события (праздник, день святого
и т.д.) и прославляющая его. Например, пасхальный тропарь:
"Христос воскресе из мертвых" или тропарь Воздвижения
Креста: "Спаси, Господи, люди Твоя".
> 2. Кондак то же, что тропарь,
разница лишь в их историческом развитии. Кондак был прежде
длинной литургической поэмой из 24 икосов; постепенно он вышел
из богослужебного употребления, сохранившись только в виде
короткой песни, исполняемой на утрени (после 6-й песни канона),
за литургией и на часах. У каждого праздника есть
свой тропарь и кондак.
> 3. Стихира принадлежит
к разряду песнопений, которые поются в определенные моменты
службы, например, стихиры после псалма "Господи, воззвах"
на вечерне, на утрени стихиры на "Хвалите"
и т.д.
> 4. Канон большая гимнографическая
форма; состоит из 9 песен, включающих по несколько
тропарей. Существуют каноны на каждый день года, которые поются
на утрени, например, пасхальный канон: "Воскресения день",
рождественский: "Христос рождается, славите".
> Всего существует восемь основных мелодий,
или гласов для богослужебного пения, так что
каждое песнопение исполняется на определенный глас (например,
"Царю Небесный" на 6-й глас, рождественский
тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже" на 4-й,
пасхальный канон на 1-й и т.д.). Указание гласа
всегда стоит перед текстом. Кроме того, каждая неделя
имеет свой глас, так что восемь недель образуют "гимнографический"
цикл. В структуре богослужебного года отсчет циклов начинается
со дня Пятидесятницы.
> Святой храм
> Место богослужения называется храмом.
Двойное значение слова "церковь", означающее и христианскую
общину, и дом, в котором она поклоняется Богу, уже
само указывает на функцию и природу православного храма
быть местом литургии, местом, где община верующих являет себя Церковью
Божией, духовным Храмом. Православная архитектура имеет поэтому литургический
смысл, свою символику, которая дополняет символику богослужения. У нее
была длинная история развития, и она существует у различных
народов в большом разнообразии форм. Но общая и центральная
идея та, что храм это небо на земле, место,
где нашим участием в литургии Церкви мы входим в общение
с грядущим веком, с Царствием Божиим.
> Храм обыкновенно разделен на три части:
> 1. Притвор, передняя часть, теоретически
в центре него должна стоять крещальная купель. Таинство
Крещения открывает новокрещенному двери в Церковь, вводит его
в полноту Церкви. Поэтому Крещение прежде происходило в притворе,
и затем новый член Церкви торжественной процессией вводился в Церковь.
> 2. Центральная часть храма
это место собрания всех верующих, сама церковь. Церковь
здесь собирается в единении веры, надежды и любви,
чтобы прославлять Господа, слушать Его поучения, принимать Его дары,
чтобы вразумляться, освящаться и обновляться в благодати
Духа Святого. Иконы святых на стенах, свечи и все остальные
украшения имеют одно значение единение Церкви земной с Церковью
Небесной, или, вернее, их тождество. Собранные в храме,
мы видимая часть, видимое выражение всей Церкви, глава
которой Христос, а Матерь Божья, пророки, апостолы,
мученики и святые члены, как и мы. Мы вместе
с ними образуем одно Тело, мы подняты на новую высоту,
на высоту Церкви в славе Тело Христово.
Вот почему Церковь приглашает нас войти во храм "с верой,
благоговением и страхом Божиим". По той же причине
древняя Церковь не позволяла присутствовать на службах никому,
кроме верных, то есть тех, кто уже верой и крещением
включены в небесную реальность Церкви (ср. на литургии:
"Оглашенные, изыдите"). Войти в Церковь, быть вместе
со святыми самый великий дар и честь, поэтому
храм это место, где мы поистине приняты
в Царствие Божие.
> 3. Алтарь место престола.
Престол мистический центр церкви. Он изображает
(являет, реализует, раскрывает нам таково действительное
значение литургического изображения):
> а) Престол Божий, к которому Христос вознес нас Своим
славным Вознесением, которому мы вместе с Ним предстоим в вечном
поклонении;
> б) Божественную трапезу, к которой нас призвал
Христос и где Он вечно раздает пищу бессмертия и жизни вечной;
> в) Его Жертвенник, где совершается Его полное
приношение Богу и нам.
> Все три части храма украшены иконами
(изображениями Христа и святых). Слово "украшение"
не вполне подходит, т. к. иконы больше, чем "украшение"
или "искусство". Они имеют священное и литургическое
назначение, они свидетельствуют о нашем реальном общении,
единении с "небом" духовным и прославленным
состоянием Церкви. Поэтому иконы больше, чем образы. По учению
Православной Церкви, те, кого они изображают, действительно духовно
присутствуют, они духовная реальность, а не просто
символ. Иконография искусство сакраментальное,
в котором видимое открывает невидимое. Это искусство имеет
свои правила, или "канон", особый метод и технику
письма, которые вырабатывались веками для выражения преображенной
действительности.
> [Сегодня люди вновь стремятся открыть истинное
значение икон, постичь настоящее иконографическое искусство. Но еще
много надо сделать, чтобы убрать из наших церквей приторные и сентиментальные
изображения, которые ничего не имеют общего с православным
пониманием иконы.]
> Православный храм по своей форме, структуре
и украшениям предназначен для литургии. "Материальный"
храм должен помогать в построении духовного храма
Церкви Божией. Но, как и всё другое, он никогда не может
стать самоцелью.
> Священник и приход
> В православном учении о Церкви (и,
следовательно, богослужении, которое есть священнодействие и выражение
Церкви) духовенство и миряне не могут быть противопоставлены
друг другу, но не могут и смешиваться. Вся Церковь
это миряне, народ Божий, каждый в ней прежде всего член
церковного тела, активный участник в общей жизни. Но внутри церковного
народа существует порядок служений, Богом установленный для правильной
жизни Церкви, для сохранения единства, для верности ее Божественному
назначению. Основное служение священство, которое продолжает
в Церкви священническое служение Самого Христа в трех его аспектах:
священства (Христос Первосвященник, Который принес
Себя в жертву Отцу за спасение всех), учительства
(Христос Учитель, учащий нас заповедям новой жизни) и пастырства
(Христос Добрый Пастырь, знающий Своих овец и называющий
каждую по имени). Единственное в своем роде священство Христа
продолжено в Церкви священной иерархией, которая существует и действует
в трех служениях епископа, священника и диакона.
Полнота священства принадлежит епископу, который есть глава Церкви.
Он разделяет свои священнические обязанности с пресвитерами,
которых он посвящает, чтобы они были его помощниками
в управлении Церковью и возглавляли отдельные приходы. Епископу
и священникам помогают диаконы, которые не могут совершать
таинств, но их назначение поддерживать живую связь
между иерархией и народом.
> Это иерархическое построение, или порядок
в Церкви выражается в ее богослужении, каждый член участвует
в нём согласно своему призванию. Вся Церковь совершает литургию,
и в этом общем деле каждый имеет свое назначение. Епископу
(или священнику) подобает возглавлять народ, приносить Богу молитву
Церкви и преподавать народу Божественную благодать, учение и дары
Божии. При совершении литургии он являет видимую икону Иисуса
Христа Который как Человек стоит перед Богом,
объединяя и представляя Собой всех нас, и Который как Бог
дает нам Божественные дары прощения, благодать Духа Святого и пищу
бессмертия. Поэтому не может быть литургии и никакой службы
Церкви без священника, так как это именно его обязанность
изменять или преображать земное и человеческое собрание
в Церковь Божию, продолжая в ней посредническое служение
Христа. И не может быть литургии без народа, общины,
так как это их молитвы и приношения священник приносит
Богу, и для того он получил благодать Христова священства,
чтобы преображать общину в Тело Христово.
> Таким образом, молящаяся Церковь действительно
представляет (являет, актуализирует) Христа: Главу и Тело,
Божество и Человечество, Дар и Принятие. Православная Церковь
в своем богослужении и не клерикальна, то есть
духовенство не единственный активный элемент при пассивном
народе, и не эгалитарна, что означало бы смешение
священства и народа, при их равноправии. По учению
Церкви, гармония всех служений при их единстве и различии,
их активное содействие под руководством и при поддержке
иерархии по образу богослужения необходимы
для благостояния Церкви, для ее "полноты во Христе".
> Этот порядок, то есть функция священника
по отношению к народу церковному, выражен в его церковном
облачении. Совершая главное богослужение Божественную
литургию, священник надевает:
> 1. Стихарь белое одеяние,
которое делает его представителем каждого верующего, так как
при крещении каждый был облачен в белую одежду нового
творения и новой жизни: "Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся". <(Форма стихаря, которую используют
священники и епископы называется подризник.)>
> 2. Епитрахиль орарь <(вышитая
или цветная лента)>, который покрывает шею и плечи как знак
его священнического и пастырского служения. Христос, Пастырь
Добрый, принял на Себя нашу человеческую природу, принял
заботу о каждой отдельной овце, принес Себя за грехи всего
мира.
> 3. Епиманикии, или поручи
знак того, что руки священника не ему принадлежат, но Христу.
Он будет благословлять, а мы будем принимать благословение
Христово, он будет приносить наши хлеб и вино, но это
будет Христос, Единый Приносящий; он будет раздавать Дары, но это
Христос будет питать нас Своим Телом и Своей Кровью.
> 4. Пояс знак послушания,
готовности, подчинения. Не он избрал Христа, а Христос
избрал его и доверил ему Свое Собственное служение. У священника
нет собственного авторитета, ни собственной власти, он всё делает
именем Христа.
> 5. Фелонь (<риза>)
облачение, покрывающее всего человека, как поток благодати,
радости, мира и красоты, нового космоса, Царства Божьего, дарованного
нам Христом, которым Он нас облек нагих в наших
грехах и болезнях.
> К этим облачениям епископ прибавляет
"омофор" широкий орарь символ
его высшей власти в Церкви. У диакона облачение то же:
стихарь, поручи и узкий орарь, который он поднимает
при возглашении ектений, приглашая всех поднимать взор ввысь,
чтобы молиться Богу в вышних.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.