(7.012/m01) *Молитва без ответа: опасность потерять веру*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
18-Feb-2015 17:16
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Молитва без ответа: опасность потерять веру
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> Приходит час остановить
моленье —
> Когда уста, молившись долго, страстно,
> Вдруг понимают, что мольба напрасна.
> Эмили Дикинсон
> Глава 16. Молитва без ответа
— чья вина?
> Когда боги хотят нас наказать,
они исполняют наши молитвы.
> Оскар Уайльд
> Я сижу в удобном кресле перед окном, из которого
открывается вид на горное озеро. Сейчас это озеро трехцветное.
На одном берегу еще держится белый полумесяц льда, и несколько
отколовшихся льдин отважно плывут к середине озера. Там лед
уже давно растаял, и в чистой воде отражается лазурное
небо Колорадо. Другие берега изрезаны узкими бухточками. Ручейки талой
воды несут в прибрежную воду коричневую глину. Вокруг — ничего
рукотворного. В воздухе звенит дружный хор молодых лягушек. На отмелях
кормятся стаи перелетных птиц. По берегам ручья теснятся пихты.
Я решил, что сейчас самое подходящее место и время,
чтобы перебрать в памяти мои недавние молитвы.
> За неделю до Рождества моя старинная знакомая
написала прощальную записку, зашла в ванную, вставила в рот
дуло пистолета и спустила курок. Много лет я молился,
прося Бога освободить ее от алкогольной зависимости. Последний
срыв оказался для нее смертельным. Теперь я молюсь за ее мужа,
который ведет ту же борьбу, но уже без поддержки жены
— поэтому искушение сдаться стало для него сильнее.
> Один мой родственник после десяти лет мучительной
борьбы скончался от СПИДа. Другой умер от сахарного диабета,
не дожив до сорока лет. Мой дядя из-за той же
болезни лишился ноги и сейчас лежит в госпитале, приходя
в себя после приступа (он неожиданно потерял сознание, и его
нашли только через пять дней). Двоюродная сестра отчаянно борется
с пристрастием к наркотикам. Дочь моих лучших друзей изнасиловали
в чужой стране — там ее родители-миссионеры служили Господу.
Теперь девушку терзают кошмарные воспоминания.
> В памяти возникают лица тех, кто сейчас
далеко, в других странах. Миссионер, возглавляющий программу
борьбы со СПИДом в Южной Африке, в результате переливания
зараженной крови он сам заразился вирусом иммунодефицита. Два друга
в Ливане, которые при каждом новом-взрыве бомбы или террористическом
акте с ужасом вспоминают кровавый кошмар гражданской войны, которую
им довелось пережить. Работники благотворительной миссии в Гватемале...
На их глазах катастрофический оползень стер с лица земли
всё, что они построили за десять лет (в других странах
об этом даже не упомянули в новостях).
> Иисус сказал: «Довольно для каждого дня своей
заботы» (Мф 6:34). Мне казалось, что Его слова
явно приуменьшают груз проблем и опасностей, нависших
над нашей головой, словно снежные глыбы на лавиноопасном
склоне. Вот какие мысли пришли мне в голову, пока я смотрел
на безмятежный пейзаж за окном и вспоминал о бедах
и страданиях, которые обрушились на моих близких — друзей,
родственников, соседей. Я в свое время молился о каждом
из них, но по любым разумным критериям вынужден признать:
мои молитвы остались без ответа.
> Сейчас для меня главное — не исполнение
высказанных в молитве просьб, а общение с Богом, поэтому
я не мучаюсь из-за безответных молитв так,
как бывало раньше. Но я знаю: отсутствие ответа на молитву
для многих становится камнем преткновения, отбивающим у них
всякое желание иметь дело с Богом. Ну действительно, что это
за друг, который, имея возможность спасти жизнь или исцелить
от болезни, остается в стороне, несмотря на отчаянные
мольбы о помощи? В известном смысле любая война, эпидемия
или засуха, любая безвременная смерть или врожденная болезнь
дает повод для упреков: Божьи обетования о молитве пробудили
в людях надежду, но не были исполнены.
> Джерард Мэнли Хопкинс, священник-иезуит и выдающийся
английский поэт, облек свои мысли о молитве в такие
строки:
> «...Мольбы подобны письмам неживым
> К любимому, что от тебя далече».
> Опасность потерять веру
> Безответные молитвы представляют собой серьезную опасность
для искренней детской веры. Я провел вчерашний вечер за чтением
рукописи. Молодая женщина излила душу на бумаге, чтобы изжить
ужасное прошлое. В детстве почти каждую ночь ее насиловал
старший брат, а когда мать наконец застала их, она обрушила
обвинения на дочку, назвав ее шлюхой. «Каждую ночь я со слезами
умоляла Бога прекратить этот кошмар, — вспоминает женщина, — но Он
ни разу мне не ответил».
> В романе «Бремя страстей человеческих» замечательный
английский писатель Сомерсет Моэм, слегка изменив детали, описывает
случай из собственного детства, в результате которого его вера
безвозвратно рухнула. Филип, главный герой романа, обнаружил в Евангелии
от Марка стих: «Все, чего ни будете просить в молитве,
верьте, что получите — и будет вам» (Мк 11:24). Мысли
мальчика обращаются к его изуродованной ступне:
> «Он сможет играть в футбол. Сердце его
дрогнуло, когда он представил себе, как бежит, бежит —
быстрее других ребят.
> В конце пасхального семестра будут спортивные
состязания, и он сможет участвовать в беге; ему очень
хотелось участвовать в беге с препятствиями. Какое счастье
быть таким, как все, чтобы на тебя не пялили глаза
новички, которые еще не знают о твоем увечье, чтобы летом,
во время купания, тебе не нужно было принимать самые невероятные
предосторожности, пока ты раздеваешься и еще не успел
спрятать ногу в воде..
> Он молился от всей души. Сомнения не тревожили
его. Он полагался на слово Божие. В ночь накануне
отъезда в школу он отправился спать, дрожа от волнения.
Выпал снег, и тетя Луиза позволила себе непривычную роскошь
— она затопила камин в своей спальне. Но в комнатушке
Филипа было так холодно, что у него совсем онемели пальцы,
и ему было трудно расстегнуть воротник. Зубы его стучали. Он решил,
что сегодня ему надо совершить нечто из ряда вон выходящее,
чтобы заслужить милость Бога, и он отвернул коврик у кровати
и встал коленями на голые доски; тогда ему показалось,
что ночная рубашка — это тоже баловство и может рассердить
Создателя; он снял ее и стал молиться голый. Когда он лег
в постель, ему было ужасно холодно, и он долго не мог
заснуть, но сон наконец пришел, и такой крепкий, что Мэри-Энн
наутро с трудом его разбудила. Она принесла горячую
воду и что-то ему говорила, раздвигая занавески, но Филип
ей не отвечал; он сразу же вспомнил, что в это утро
должно свершиться чудо. Сердце его было полно благодарности и восторга.
Он инстинктивно вытянул руку, чтобы пощупать ступню, которая была
теперь такой, как у всех, но тут же отдернул ее, боясь,
что это будет означать сомнение в благости Божьей. Он
ведь знает, что нога его здорова. Но в конце концов он всё-таки
решился и пальцами правой руки легонько дотронулся до левой
ноги. Потом он провел по ней рукой. «Хромая».
> Филип спустился вниз, когда Мэри-Энн входила в столовую
на молитву. Потом он сел завтракать.
> — Ты сегодня какой-то тихий, — немного погодя
сказала ему тетя Луиза».
> Сомерсет Моэм сам страдал хромотой, которая сопровождала
его всю жизнь как напоминание о молитве, оставшейся
без ответа. Друг Моэма и его коллега по писательскому
ремеслу Джордж Оруэлл тоже рассказывает о том, как он, будучи
воспитанником школы-пансиона, с мукой и слезами молился,
чтобы ночью ему не намочить кровать. Часто молитвы Джорджа оставались
безответными, и каждый раз его пороли. Оба эти писателя
полностью утратили веру.
> Блаженный Августин в «Исповеди» пишет о том,
как в детстве молился, чтобы его не били школьные учителя,
однако неизменно бывал бит. Читая Августина, я вспоминаю свои собственные
молитвы, когда я просил Бога избавить меня от школьных хулиганов.
Низкорослый и заторможенный, я представлял собой превосходную
мишень для их выходок, но ангелы-хранители не появлялись
в ответ на мои молитвы. Я научился спасаться бегством.
Слышал ли кто-нибудь мои молитвы?
> Один скептически настроенный англичанин — антрополог
Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина — предпринял попытку
научного анализа результатов молитвы. «Книга общих молитв», согласно
которой совершаются основные богослужения и таинства в Англиканской
Церкви, включает в себя молитву о долголетии короля или королевы
Англии. Сэр Фрэнсис сравнил продолжительность жизни монархов
и представителей других социальных групп. Срок жизни августейших
особ оказался самым коротким! Молитва, которая повторяется верноподданными
христианами миллионы раз в день, не дает никакого ощутимого
результата. Расширив поле исследования, Гальтон обнаружил, что
средняя продолжительность жизни духовных лиц практически не превышает
продолжительность жизни представителей других профессий. И похоже,
что миссионеры страдают от кораблекрушений, тропических
болезней и насилия ничуть не меньше, чем все остальные
— несмотря на то, что за них молятся многие люди.
> У меня есть пухлая папка с письмами, пришедшими
в ответ на мою книгу «Разочарование в Боге»{}.
Время от времени я их перечитываю. Эти письма способны
разбить даже не слишком чувствительное сердце и заставить
замолчать любого, кто проповедует «евангелие процветания». Авторы
некоторых писем рассказывают о заурядных случаях молитвы, оставшейся
без ответа: например, о том, как младенец не желает
спать, и в ответ на молитвы измученной матери только
громче заливается плачем. Другие пишут о более серьезных вещах.
Об увечьях, нанесенных не хулиганами, а членами собственной
семьи. О муковисцидозе[40]
у единственного ребенка. О матери, страдающей болезнью Альцгеймера[41], которая внезапно стала
вести себя агрессивно. О раке груди, об опухоли мозга, о раке
поджелудочной железы. Мои корреспонденты присылали иногда настоящие
молитвенные дневники — летописи своих надежд, подкрепленных вначале
поддержкой друзей и церкви, а затем рухнувших под грузом
разочарования.
> Люди объясняли: они пишут мне, потому что их вера
висит на волоске — из-за молитв, не получивших ответа. Согласившись
с жестокой логикой братьев во Христе, некоторые мои корреспонденты
начали винить себя в своих несчастьях: широко бытует мнение,
что желаемые результаты приносит только «правильная» вера. Другие
стараются найти в произошедшем светлую сторону и указывают
на побочные позитивные результаты — например, молитва помогла
прийти к вере родственникам или объединить церковь — хотя
их главное прошение не было исполнено. А третьи просто
сдаются: они приходят к выводу, что от молитвы нет
никакого толка.
> [40]
Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы; синдром Андерсена)
— наследственное заболевание желез внутренней секреции, а также
поджелудочной железы и печени, характеризующееся, в первую очередь,
поражением желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. — Прим.
ред. <русского перевода>.
> [41] Болезнь Альцгеймера — дегенеративное
заболевание центральной нервной системы, которое развивается в преклонном
возрасте и характеризуется прогрессирующим снижением интеллекта,
расстройством памяти и изменением поведения. — Прим. ред. <русского
перевода>.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.