(7.009/lp05) *Преддверие Великого поста: мы будем судимы любовью; Сретение: Ожидание встречи*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
14-Feb-2015 15:29
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Спраздником Сретения!
Тема выпуска:
Преддверие Великого поста: мы будем судимы любовью; Сретение: Ожидание
встречи
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> За две недели до Великого поста читается
в Церкви евангельская притча о Страшном суде. Враги религии
часто ссылаются на нее, да и на само выражение «Страшный
суд», как на доказательство того, что религия вообще и христианство
в частности держится только страхом, только боязнью загробного
воздаяния, что христианин живет «из-под палки». Совсем недавно
один молодой и, главное, необычайно идеалистически настроенный
человек, готовый всю жизнь свою отдать человечеству, сказал мне:
«Для чего мне религия? Религия это костыли,
а я могу и должен ходить сам, без костылей». Он, этот
молодой человек, под костылями разумел, конечно, саму идею посмертного
воздаяния в примитивно-антирелигиозном восприятии. Но так ли
это?
> Прежде всего выслушаем саму эту притчу, как излагается
она в 25-й главе Евангелия от Матфея:
> Когда же приидет Сын Человеческий
во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет
на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы;
и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец
от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону,
а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые
по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мiра: ибо алкал Я,
и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;
был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели
Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был,
и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?
или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником,
и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели
Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь
скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали
Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу
и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли
Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице,
и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником,
или нагим, или больным, или в темнице и не послужили
Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как
вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали
Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники
в жизнь вечную (Мф.25:31–46).
> Вот что сказано в Евангелии. И не требуется
никакой натяжки, никаких ухищрений, чтобы сразу расслышать в сердцевине
этой притчи всё ту же заповедь, всё то же откровение,
что и в сердце всего христианства заповедь
и откровение любви. Мiр судится, мiр будет судим
любовью вот смысл слов Христа. Но дело
в том (и тут-то и ошибаются, вольно или невольно,
все разоблачители Евангелия и христианства), что заповедь
любви нельзя навязать. Нельзя любить по приказу. Государство,
общество могут насаждать справедливость, но не любовь. Как полюбить
не человека вообще, не человечество в целом, а вот этого
живого человека на больничной койке, раздетого, голодного,
находящегося в заключении? На это ни одно учение, будь
то политическое или философское, ответа не дает. И вот
в обществе, которое кричит о свободе, равенстве и братстве,
миллионы людей томятся в тюрьмах, призывы к освобождению
соединяются с проповедью классовой ненависти и даже слово
«любовь» всегда означает одновременно ненависть к кому-то. Но
единственность учения Христа в том, что оно, не призывая
ни к свободе, ни к «научной» организации общества,
ни к справедливому распределению земных благ, говорит о любви
к конкретному человеку, без которой невозможен никакой закон,
никакая справедливость. Не случайно великий антихристианин Ницше
заявлял: «Любовь к ближнему мы заменим любовью к дальнему».
И здесь главный нерв всей борьбы с религией,
источник ненависти к ней всех, кто готовы любить «дальнего»,
однако во имя этого «дальнего» кровью заливают землю, сея на ней
ненависть и страх. Но как всё же полюбить своего ближнего?
На этот вопрос и дает ответ притча о Страшном суде.
Она как бы говорит: «Если вы в распятом Учителе узнали образ
подлинного Человека, если в словах Его услышали истину о жизни,
если в жизни Его увидели свет, то сумеете в каждом
человеке всегда, при всех обстоятельствах разглядеть единственное
и неповторимое лицо Христово. ...Я был в темнице,
и вы пришли ко Мне, Я был болен, и вы
посетили Меня...»Отождествление Христа с каждым человеком,
которое любого из людей наделяет особой, исключительной ценностью
и открывает для нас возможность его полюбить
вот главный смысл притчи о Страшном суде и одновременно
сердце христианства.
> Спор между христианством и отвергающими его учениями
есть спор о человеке. Для этих учений, обещающих рай и свободу
на земле, человек всегда только средство и никогда
не цель, а отсюда полное подчинение, полное
сведение человека к целям, которые лежат вне него.
Для христианства же человек всегда цель, всегда
центр, всегда то, ради чего существует мiр, всегда то, что не может
быть сведено к средству. И Страшный суд всего
лишь конечный вопрос, обращенный к каждому и судящий нас
судом любви: «Кого ты любишь, какой любовью наполняешь свою жизнь?»
> Вот почему, когда наступает время, приближающее
нас к переоценке жизни, раскаянию и исправлению, когда вновь
оказываемся мы на пороге Великого поста, этой весны обновления,
Церковь предлагает притчу о Страшном суде.
> Есть удивительный церковный праздник
Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нём, ибо он так часто
приходится на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе
нашей такой обыденной, такой грубо материалистической жизни!
> А когда-то он был одним из важнейших,
самых радостных и значительных дней церковного года
одним из двунадесятых праздников, т.е. праздников, связанных
с теми главными воспоминаниями Церкви, в которых она выразила
и запечатлела свое переживание мiра, жизни и человека.
> Слово «сретение» церковнославянское
и в переводе означает встреча. В чём же
состоит и о чём говорит нам праздник Сретения Господня?
Он посвящен воспоминанию и духовному созерцанию события,
о котором рассказывается в Евангелии от Луки. Согласно
этому рассказу, через сорок дней после рождения Иисуса Иосиф
и Мария по обычаю того времени принесли Его в Иерусалим,
чтобы представить пред Господа. Тогда был в Иерусалиме,
продолжает Евангелие, человек, именем Симеон. Он был
муж праведный и благочестивый... и Дух Святый
был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит
смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению
в Храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить
над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил
Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое
Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению
язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь
Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал
Марии, Матери Его: се, лежит сей на падение и на восстание
многих в Израиле и в предмет пререканий,
и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются
помышления многих сердец (Лк.2:25–35).
> Мы вслушиваемся в этот простой, но такой
удивительный рассказ и ощущаем, какой невероятной духовной красоты
он исполнен. Как необычен, как прекрасен этот старец
с Младенцем на руках и как таинственны его слова:
Ибо видели очи мои спасение Твое! И постепенно
начинаем постигать глубочайший смысл этого события, имеющий прямое
отношение ко мне, ко всей моей жизни и к жизни
всего человечества.
> Вот из такого созерцания и выросли праздники.
В них снова и снова сообщаются нам правда, радость
и смысл, открывшиеся в решающие мгновения мировой истории.
В чём же смысл, в чём радость этого Сретения
этой встречи? Я думаю, уже само слово «встреча» намекает
на ответ. Что на свете радостнее встречи с тем, кого любишь,
после долгой разлуки? И сколь многие из нас за последние
годы пережили эту радость, когда после томительных лет разлуки,
неизвестности, страха, волнений и тоски приходил наконец день
встречи, и помнят, как стучало сердце, как застилало
слезами глаза в последние минуты, когда уже подходил поезд,
снижался самолет! Во всех песнях, во всей мировой поэзии
встреча всегда особое событие. «Предназначенное расставанье
обещает встречу впереди»6
это из предсмертных стихов Есенина. А вот у Анненского:
«Что счастье? Чад безумной встречи, одна минута на пути...»7
> Я цитирую и вспоминаю это, потому что
вся жизнь и это так ясно, не правда ли?
в каком-то последнем и самом глубоком смысле соткана из разлук
и встреч, живет ожиданием встречи и есть, по существу,
одна непрекращающаяся встреча с неизвестным будущим. Жизнь
это, действительно, ожидание. Но тогда не символ ли
какого-то высокого и прекрасного ожидания, не символ ли
подлинной человеческой жизни этот старец, всю жизнь ждавший?
И ждавший не чего-то случайного, маленького, ограниченного,
а такого света, который озарит всё, такой радости, которая наполнит
собою всё, такого ответа, который станет ответом на все вопросы.
И как удивительно, как несказанно хорошо, что этот свет, эта радость,
этот ответ даны были ему в Ребенке. И вот словно видишь
эти дрожащие старческие руки, принимающие любовно и осторожно
сорокадневного Младенца, эти глаза, устремленные на маленькое
Существо, эту внезапную, всё заливающую собою хвалу: «Теперь
Ты можешь меня отпустить с миром: я видел, я держал,
я обнимал То Одно, что заключает в себе весь смысл
жизни!»
> Симеон ждал, ждал всю свою долгую жизнь. И не значит ли
это, что в своем всё углубляющемся ожидании он духовно созерцал,
предвосхищал эту встречу, так что вся жизнь его стала
наконец сплошным «накануне»? Сколько, должно быть, бессонных ночей,
сколько сомнений, сколько усилий! Но ведь и каждый из нас
живет ожиданием какой-то встречи встречи с любимым,
встречи со счастьем, встречи (когда-нибудь, где-то там, на туманном
еще горизонте жизни) со смертью... И не пора ли
спросить себя: «Чего я жду? О чём всё сильнее и настойчивее
напоминает мне стук моего сердца и опадающие один за другим,
как осенние листья, листки календаря? Преображается ли постепенно
моя жизнь в ожидание встречи с главным?» Вот вопрос
Сретения, и вот его ответ. Человеческая жизнь предстает
в нём как прекрасное созревание души, всё более углубляющейся,
всё более освобождающейся и очищающейся от мелочного,
суетного, случайного. Само старение и увядание, удел каждого
из нас, видятся здесь как возрастание и устремление
ввысь, к тому последнему и сладостному мигу, когда от всей
души, в полноте радости и благодарности говорят: «Теперь
ты можешь отпустить меня, Владыко, с миром, ибо я видел.
Видел свет, пронизывающий мiр. Видел этого Ребенка, который принес
в мiр столько Божественной любви и отдает Себя мне!» Нет страха,
нет неизвестности. Есть только мир, благодарность и любовь.
> Вот то, что несет мне, нам, всему мiру
ныне забытый праздник Сретения праздник встречи души с любовью,
встречи с Тем, Кто дал мне саму жизнь как возможность ждать
и этим радостным ожиданием претворять, преображать ее.
> 5 Частично опубл. как: Сретенье
// Шмеман А., прот. Воскресные беседы. С. 139–141.
> 6 Из стихотворения «До свиданья,
друг мой...» (1925).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.