Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
01-Feb-2015 12:46
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Великий пост: путь и средство (1)
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли
положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»1.
Этими словами Покаянного канона святого Андрея Критского вот уже
много веков начинает Церковь Великий пост, ими обращается к Богу
от имени каждого из нас.
> Миллионы людей никогда не слышали этих слов. Да если бы
и услышали, вряд ли поняли бы, вряд ли ощутили бы
как свои, от собственного сердца идущие, собственную скорбь,
печаль и раскаяние выражающие. О многом готов плакать и рыдать
современный человек, на многое готов жаловаться, многим возмущаться,
но, пожалуй, меньше всего склонен он плакать и рыдать о своей
душе, о ее нищете и загрязненности, о том, что растрачена
она на мелкое и низкое, раздроблена и немощна.
> Наше общество, наша цивилизация очень высоко ставят знания и просвещение,
науку и разум. Нас всё время чему-то учат, чем-то просвещают,
так что современный человек до отказа набит всевозможными
знаниями. Но давно уже не учат нас всматриваться в себя,
вслушиваться в голос совести и им проверять, им оценивать
свою жизнь. Напротив, можно без всякого преувеличения сказать,
что весь тот оглушительный грохот, в котором мы живем,
грохот навязываемой человеку день и ночь информации, грохот безостановочно
изливаемой на него пропаганды, грохот внешних забот
главной целью имеет не дать задуматься, а значит, заглянуть
в себя, встретиться со своей душой, опуститься на ту
глубину, откуда только и можно увидеть собственную жизнь как бы
со стороны, т.е. в свете совести. Мы всегда заняты внешним,
и у нас не только не остается времени для внутреннего,
но постепенно отмирает и сам орган, которым это внутреннее
воспринимается. И потому непонятным архаизмом звучат для нас
удивительные слова покаянной молитвы, в которых когда-то и поистине
навеки выражена была вся печаль пробудившейся души, заговорившей
совести.
> Но, может быть, на одно усилие мы еще способны
выйти на мгновение из увлекающего нас потока внешней
жизни, закрыть для него свое внимание и спросить себя: «Про что
эти слова? Что выражает пронизывающая их музыка?» Случается,
что, погруженные в повседневную суету, мы спешим по делам
и внезапно слышим из окна над собой дивную мелодию.
На мгновение всё меняется, освещенное новым светом. В самом
деле, куда мы спешим? Зачем эта суета, этот шум? И повседневность,
за минуту до этого увлекавшая нас с головой, кажется
теперь серой и бессмысленной. Подобным образом христианство и Церковь
сохранили звуки и слова, которые одни только и способны
еще раскрыть человеку мiр его совести. Они и есть то самое
окно, откуда доносится к нам таинственный и властный призыв:
«Остановись! Загляни в себя! Задумайся! Вернись к потерянной
глубине жизни!» И сразу входит в душу светлая печаль о страшном
изъяне нашего бытия, в котором не оказалось того, что было
когда-то безнадежно растрачено, а теперь видится самым нужным,
драгоценным и прекрасным. «Как будто душа о желанном
просила...»2 вот строка
давно умершего и забытого русского поэта, так просто и полно
выражающая это чувство. Плачет душа о желанном, смутно мерцающем,
видит какой-то свет, какую-то возможность иного. И уже не кажутся
странно-архаичными слова Покаянного канона и горестный вопрос:
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли начало
положу, Христе, нынешнему рыданию?» Напротив, расслышав в этих
словах плач собственной души, мы начинаем воспринимать всё внешнее,
то, чему отдавали последние силы ума и сердца, как чуждое,
постылое и бесполезное.
> Сказав это, мы, в сущности, выразили, пусть бледными и немощными
словами, весь смысл Великого поста как покаяния и очищения,
с которого Церковь начинает ежегодно медленное восхождение к радости
Пасхи. Ведь на последней глубине только одного ждет от нас
Бог чтобы заплакала наша душа. Ибо плач этот означает,
что тронуто сердце наше светлой печалью о высшем и чистом,
что достиг нас потаенный свет и воскресла наша совесть,
что нищета, зло и пустота жизни перестали быть для нас
чем-то естественным и не хочет их душа, а жаждет
нового. Это и есть покаяние, о даровании которого молилась
Церковь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Утренюет бо
дух мой ко храму святому Твоему»3.
«Утренюет», т.е. пробуждается, и в пробуждении видит,
и, видя, стремится, и в стремлении оживает. Не от горя
этот плач души, а от света. Точно приблизился,
вошел в нашу жизнь кто-то несущий такую любовь, такую радость,
такую полноту жизни, о которых мы и мечтать не смели,
и вот видим, как не готовы мы к этому дару.
> Так начинается возврат наш к подлинной жизни, та «постная
весна»4, о которой говорится в церковном
песнопении, ибо пост действительно совпадает с весной и Пасха
есть праздник весны, т.е. оживления и воскресения природы.
И наступает эта весна не только в природе
к ней призвана, ее жаждет и наша душа, которой так необходимо
воскресение. И Великий пост зовет нас не только изменить
внешнюю свою жизнь, но через плач души о чистой совести
начать весеннее и радостное возвращение к Богу.
> Метод пробуждения и освобождения
> До сих пор, говоря о Великом посте, мы говорили
об общем смысле этого периода, издревле выделенного Церковью
как время духовного пробуждения, раскаяния, переоценки человеком
собственной жизни, как время плача души о растраченном ею даре.
Сегодня мы остановимся на том методе, которым
также издревле подготавливалось это пробуждение и эта
переоценка, а именно на посте, или пощении, как таковом.
> Но здесь пресловутый современный человек, с которого
мы начинаем обычно наши беседы, снова пожимает плечами:
«Что за абсурд? Ведь даже если и верить в Бога,
то не всё ли Ему равно, что мы едим?» В пощении
этот самый человек усматривает то, что как раз и делает
религию непонятной, чуждой, каким-то сплетением древних обычаев и суеверий,
чуть ли не магией. Ему некогда вдумываться и углубляться.
Он знает, что пища, во-первых, необходима для жизни
и, во-вторых, может доставлять удовольствие. Знает он, конечно, и то,
что современная наука, занявшись так называемой гигиеной питания,
научилась отличать полезную пищу от вредной. Но ему обычно
и в голову не приходит, что пища, именно как условие
и источник жизни, а в каком-то смысле даже как сама
жизнь, может иметь и, несомненно, всегда имела огромное духовное значение.
> Между тем нетрудно показать, что от нашего восприятия пищи
зависит и то, как мы воспринимаем жизнь. Например, один из учителей
и вдохновителей Карла Маркса, немецкий философ Фейербах утверждает:
«Человек есть то, что он ест», и из этого утверждения
выводит (а за ним и остальные «материалисты») свое понимание
человеческой жизни, всей истории человечества. Но вот Христос
в самом начале Евангелия говорит, что «не хлебом единым
жив будет человек» (ср. Мф.4:4), и здесь мы ощущаем
совсем другую интуицию о человеке.
> Итак, в первом случае человек сведен к пище, то есть
к абсолютной и непреодолимой зависимости от внешнего
мiра. Во втором случае зависимость эта обличается как ложная:
человек если и подчинился ей, то в силу какого-то искривления,
искажения своего сознания. Фейербах в полной зависимости человека
от пищи, т.е. материи, видит основоположный научный факт
и, следовательно, закон, норму; Христос же утверждает, что факт
этот есть на деле нарушение другого, высшего закона жизни, самопорабощение
человека тому, чему не должно порабощаться.
> Как видим, вопрос о пище и ее смысле родился
отнюдь не из какого-то древнего суеверия. Он стоит
в центре векового спора о человеке, в котором каждый
так или иначе выбирает свою сторону. И только в свете
этого спора можно понять то, какой смысл придает посту христианство.
> Суть поста нужно ли это доказывать?
в воздержании и самоограничении, в борьбе с бессознательными
желаниями и влечениями, которые можно назвать физическими и животными.
И не только религия, но и весь жизненный опыт доказывает
нам, что воздержание может быть, и очень часто бывает, источником
огромной силы и настоящей победы. Так, воздержание
и в первую очередь именно от пищи составляет
обязательный элемент спортивной тренировки. Всякий атлет знает, что
для победы нужно, прежде всего, до конца подчинить себе
тело, а потому не только развивать мускулы, но и воздерживаться
от всего, что делает тело тяжелым и инертным, порабощает
его всяким беспорядочным и разрушительным желаниям. Атлет
уже не раб, а в каком-то смысле господин пищи. Естественная
зависимость от пищи уравновешивается в нём подчинением питания
главной задаче. Так что и про атлета можно сказать,
что он не одним хлебом живет.
> Пример этот, вроде бы не имеющий никакого отношения
к религии, помогает нам понять религиозный подход к пище
и воздержанию, т.е. к посту. Разница здесь лишь в конечной
цели. У атлета цель проще: заставить тело сделать то, что
без поста и воздержания оно не сделает, выявить и осуществить
заложенные в нём, но в обычной жизни утерянные способности
и возможности. Цель верующего, при всём ее сходстве
с первой, неизмеримо выше преодолеть ту подчиненность,
то рабство материи, в котором, сам того уже не замечая,
живет человек, и достичь целостной жизни, восстановления в себе
нарушенной иерархии души, разума и тела.
> Иными словами пост не самоцель, а только
средство. Вера раскрывает нам не только те или иные нравственные
недостатки наши, но прежде всего отяжеление всей нашей
жизни, трагическое ожирение души, порабощение ее низшему. И она же
зовет нас к освобождению от этой тяжести, к пробуждению
и восхождению. Вот это и есть пост, это и есть
воздержание. Воздержание не только от пищи, но и от всего,
что неприметно для самого человека всё более порабощает
его и тянет вниз. Сам Христос сказал про зло в нас,
что оно не может быть изгнано, иначе как молитвой и постом
(см. Мф.17:21). И эти слова Его укоренены в глубоком
видении природы человека, целостности его психофизического
состава, зависимости в нём души от тела и тела
от души той зависимости, вне которой невозможно
понять библейско-христианское учение о человеке.
> Таким образом, говоря о посте, мы касаемся темы, которая
имеет ключевое значение для религиозного восприятия мiра и человеческой
природы.
> 1 Начальные слова Великого
канона, составленного свт. Андреем Критским († 712 г.).
Чтение этого канона назначено церковным уставом на первой и пятой
неделях Великого поста. <В переводе
на русский иером. Амвросия (Тимрота): "С чего
начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое положу начало,
Христе, нынешней песни плачевной?">
> 2 Из стихотворения
К.Д. Бальмонта «Безглагольность» (1900): «Как будто
душа о желанном просила, / И сделали ей незаслуженно больно».
> 3 Песнопение воскресной
утрени от Недели о мытаре и фарисее до Недели
5-й Великого поста, исполняемое по псалме 50. <Русский
перевод: "Покаяния врата отверзи мне, Податель жизни, ибо
с рассвета стремится дух мой ко храму святому Твоему...">
> 4 Ср.: «Возсия весна постная,
цвет покаяния...» (Вечерня в среду Сырной седмицы. Стихира
1-я на "Господи, воззвах").
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.