Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Feb-2015 23:50
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Спраздником Сретения!
Тема выпуска:
Преддверие Великого поста (3)
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> За неделю до Великого поста читается в церкви
притча Христова о Страшном суде.
> Прослушаем ее. Христос говорит:
> Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей
и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле
славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит
овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам
от создания мiра: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;
жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли
Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили
Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".
Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим,
и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице,
и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ:
"Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев
Моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем,
которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые,
в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал
Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили
Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг,
и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили
Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи!
когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником,
или нагим, или больным, или в темнице и не послужили
Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам:
так как вы не сделали этого одному из сих меньших,
то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную (Мф.25:31–46).
> Вот притча Христова. Теперь зададимся вопросом: что сказано
нам в ней, в чём сущность этого суда, который от века
называют Страшным? В слово «суд» мы привыкли вкладывать
вполне определенный и именно устрашающий смысл: суд для нас
– это грозный трибунал, применяющий к нам безличный и отвлеченный
закон; суд – это наказание или оправдание. Но ничего
этого нет в этом последнем суде Христовом, и если он, как
мы всегда называем его, Страшный, то по какой-то другой причине.
Ибо не ясно ли, что судьей и законом оказывается
здесь не какая-то абстрактная норма, а только одно: любовь.
> В самом деле, с обыденной точки зрения можно преспокойно
прожить всю жизнь, быть уважаемым членом общества, иметь чистую
совесть, не знать даже, где помещается суд и судьи,
и при этом ни разу не накормить голодного, не одеть
бедного, не посетить больного или заключенного в тюрьме.
Ибо никакой человеческий закон не требует от нас ничего
подобного. Напротив, нам со всей определенностью говорят сегодня,
что это дело не наше, а соответствующих органов или инстанций,
которые занимаются голодными и бедными, больными и заключенными.
«Не вмешивайтесь, себе дороже станет!» Закон, следовательно,
ничего не говорит о любви, он просто игнорирует ее.
Больше того: любовь может привести нас к тому, что считается
иногда нарушением закона. Об этом хорошо знал Пушкин, который
в своем «Памятнике» поставил себе в заслугу то, что он «милость
к падшим призывал».
> Нет, здесь, очевидно, другой суд и другой закон. И первое,
что говорит нам своей притчей Христос, – это то, что любовь
выше всякого закона, выше всякого суда. В этом беспощадная правда
Евангелия. Можно всю жизнь прожить, не нарушив ни одного
закона, и всё же быть преступником в глубочайшем смысле
этого слова, ибо не закон делает нас людьми и мiр наш
человеческим мiром, а любовь, и только любовь. Законом может
прикрыться любой мерзавец и им оправдать свое равнодушие
к людям, безучастие к их страданию, страх перед начальством
и, наконец, простой эгоизм. И вот эту маску псевдозаконности
и срывает Христос, устанавливая в мiре высший закон любви,
с которым отныне соизмеряется всякий закон и всякий суд.
> Второе, о чём говорит нам притча Христова, – то, что мерилом
всего в нашей жизни является человек, человеческая личность.
Не отвлеченное «человечество», не призрачное «общество»,
не интересы государства, партии и коллектива, а живой
человек. Всё остальное можно уважать, признавать из страха
или послушания, но любить настоящей любовью можно только
живого и конкретного человека, который был голоден, был болен,
был в темнице. И снова перевернуты все наши привычные взгляды
и представления. Мы судим человека во имя и от имени
отвлеченных начал – государства, общества, коллектива. Но на суде,
о котором рассказано в притче Христовой, всё это судится
в свете личности. Человек, сидящий в темнице, может быть
преступником, но остается человеком и на него направлена
любовь Божия. И так во всём.
> Наконец, последнее: почему, откуда эта любовь, это сострадание,
эта невозможность оставить любого человека в беде? Христос
отвечает и на это: «Я был, – говорит Он, – в темнице;
Я был болен; Я голодал, и вы помогли Мне».
Никакое государство, никакое общество, никакой земной коллектив не может
быть источником этой личной любви. Но если мы однажды увидели
Христа, вслушались в Его слова, вдумались в Его жизнь
и Его учение, то мы знаем несомненным и абсолютным
знанием, что каждый человек – Его брат и друг, и потому
– мой брат, мой друг. Он перестал быть для меня безымянным
незнакомцем, ибо его вечной любовью возлюбил Тот, Кого люблю я. Любя
Христа, я не могу не любить Его любовью. И вот
всё в мiре становится личным, всё в мiре светится и судится
любовью, и эта Божественная любовь есть действительно самый страшный
из всех судов.
> Предпостовые воскресенья
> Вот опять приближается к нам Великий пост – время
покаяния, время духовного самоуглубления, время, когда, говоря словами
старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», призваны мы прикоснуться
к мирам иным4, увидеть и услышать
то, чего в суете и заботах повседневной жизни, увы, не видим
и не слышим, к чему духовно ослепли и оглохли.
> Вот уже прозвучало в храмах это удивительное готовящее
нас к великопостному подвигу песнопение: «Покаяния отверзи ми двери,
Жизнодавче. Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему...»
«Утренюет...» Как перевести это слово, передать его глубину?..
«Утренюет» – значит ждет рассвета, всматривается в предрассветный
мрак, когда еще темно, но вот-вот займется заря, засветлеет небо,
когда всё полно ожидания, надежды, что пройдет, преодолена будет
тьма.
> Вот уже слышали мы и горестные слова псалма, которыми
готовит нас Церковь к вступлению в Великий пост: На реках
Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс.136:1),
т.е. сидели мы и плакали, вспоминая о духовной родине –
о рае, откуда изгнаны были грехом и злом нашей жизни, но
по которому неизбывно тоскует наша душа. Слышали евангельский
рассказ о маленьком и грешном человеке Закхее, который так желал
видеть Христа, что влез на дерево, и которому за это
желание всё простил Христос. Слышали и узнали, что именно
с желания вернуться к Богу, с печали по утерянной
жизни с Ним начинается наше покаяние, духовное восстание
и возрождение.
> Далее, во второе из готовящих нас к Великому
посту воскресений мы слышали притчу Христа о мытаре и фарисее,
из коих один, фарисей, войдя в Храм, во всеуслышание
благодарил Бога за то, что он, фарисей, такой добродетельный,
в положенное время молящийся и постящийся, жертвующий деньги
и т.д., а второй, мытарь (т.е. сборщик налогов), стоял
у дверей Храма, не смея поднять глаза к небу, и только
повторял: Боже, милостив буди мне, грешному! (ср. Лк.18:13).
Слышали и узнали, что в смирении и раскаянии своем
этот мытарь оказался ближе к Богу, чем гордый собою фарисей,
ощутили правду слов псалма о том, что сердце сокрушенно и смиренно
Бог не уничижит (Пс.50:19).
> В третье воскресенье, наконец, слышали мы притчу Христову
о блудном сыне, ушедшем от отца и из дома своего
на страну далече, растратившего там в грехе, зле
и разврате всё свое имущество и вот вспомнившего об отчем
доме и решившего вернуться: «Встану, пойду, вернусь!» (ср. Лк.15:18).
И увидел его издалека отец, и бросился навстречу, и обнял
его, и всё на радостях простил.
> А теперь мы уже совсем близко к началу поста. И Церковь
предлагает нашему вниманию еще одну притчу Христову – о Страшном
суде.
> О чём эта притча, как не о том, что составляет
сердцевину христианства, – о заповеди любви, которую Христос
называет заповедью новой (см. Ин.13:34) и о которой
говорит, что только по тому, как исполняется она, все увидят,
кто подлинные Его ученики. Почему напоминает нам Церковь
притчу о Страшном суде почти накануне поста? Да потому,
что в ней раскрыт смысл всех предстоящих нам подвигов.
И пост, и молитва, и подвиги – сами по себе ничто,
если не ведут нас к тому, чтобы в каждом (и особенно
– в страдающем) человеке различать Христа, и этот образ
Христов в нём полюбить, и в этой любви найти смысл
жизни. Об этом говорит и апостол Павел: Если имею дар пророчества,
и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви,
– то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам
тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне
в том никакой пользы (1Кор.13:2–3).
> И потому Великий пост, эта, как называет его Церковь,
«духовная весна», этот возврат к Богу есть возврат к любви,
которая одна судит нас, составляя смысл, силу и радость нашей
жизни.
> 4 Ср.: «Бог взял семена
из миров иных и посеял на сей земле и взра-стил сад свой, и взошло
все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством
соприкосновения своего таинственным мирам иным...» (Достоевский
Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн. 6. Гл. 3 // Полн.
собр. соч. в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. С. 290).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.