«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека (досл. весь человек - коль а-адам);» Еккл. 12:13
«ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» Еккл. 12:14
ЗАЖИГАТЬ ЛАМПАДЫ
«объяви Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на передней стороне светильника должны гореть семь лампад.» (Чис. 8:2)
Зажигать лампады - досл.: возносить лампады. Наши души - это тоже светильники:
«Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.» (Прит. 20:27)
Нам нужно возносить наши души к Творцу и быть светом миру!
«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.» (Мф. 5:14)
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5:16)
ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ВИДЯТ СЛАВЫ АДОНАЯ?
«но жив Я, и славы Господней полна вся земля:» (Чис. 14:21)
Почему же люди не видят славы Адоная? Как говорил один хасидский цадик, потому что они погружены в материальное, их глаза опущены вниз. Нужно поднять глаза и увидишь СЛАВУ АДОНАЯ!
"Святость не любит суеты." (Яков Шехтер, «Голос в тишине (рассказы о чудесном)», т. 1, с. 423)
"Жизнь на земле сложится лишь тогда, когда она ориентирована на Небеса. На материальную сферу надо смотреть сверху. Иначе по-настоящему не поймешь." (М. Левуш, «Пиркей авот. Изучение Мишны», с. 141)
«А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.» (Чис. 13:32)
По мнению иудейских комментаторов, на иврите слова "сильнее нас" можно перевести также как "сильнее, чем Он" (Сота, 35а). Т.е. в глазах разведчиков ханаанские народы были сильнее даже Бога.
КЕМ БЫЛ ДЛЯ ДАВИДА АДОНАЙ?
«Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.» (Пс. 17:2-3)
Давид в своей жизни увидел, что Адонай был для него крепостью, твердыней, прибежищем, Избавителем, скалой, щитом, рогом спасения, убежищем.
«и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,» (Лук. 1:69)«Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.» (Пс. 17:4)
"Восхваляя, призову Господа” – праведники знают секрет: просьбу к Всевышнему надо выстраивать не как прошение, а как прославляющую молитву. Так, например, если человек просит об исцелении, то следует славить Всевышнего, исцеляющего больных (р. Модино)." (Примечания Меира Левинова к Псалмам http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_018.htm)
«С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.» (Пс. 17:30)
"Стена есть наше тело, которое, подобно крепостной стене, окружает нашу душу и не допускает достигать до нее лучам божественным. Или наконец: стена—это демоны, которые наполняют воздух, и которые, подобно стене, преграждают путь душе идущей к Богу." (Евфимий Зигабен http://bible.optina.ru/old:ps:017:30)
НЕПОЛНОЕ РАСКАЯНИЕ
«И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.» (Чис. 14:40)
«Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно; не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши; ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа. Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы.» (Чис. 14:41-45)
У ЛЮДЕЙ НЕ БЫЛО ПОЛНОГО ПОКАЯНИЯ!
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» (1 Ин. 1:9)
Слово "дерзнули" в стихе 44 означает грубую силу (Раши). "А мидраш Танхума толкует это как означающее , мрак, (то есть) они шли во мраке, без дозволения." (Раши http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd04_1.htm)
Хорма означает "истребление, уничтожение" (Раши).
"Некоторые авторитеты идентифицируют это место с Тель эш-Шериа, то же, что Зефет, между Беэр-Шевой и Газой См ниже. 21:3, Дварим. 1:44, Йегошуа. 12:4, 15:30, 19 4, Шмуэль 1. 30 30, Шофтим, 1:17, Диврей гаямим 1. 4:30 Некоторые авторитеты ндентифици руют Хорму с Цфатом, другие - с горой Хермон или городом в этом районе (Септуагинта). Есть источники, где этот стих переводят так "преследуя его... пока они не были уничтожены" (Таргум Йонатан. Ибн Эзра)." (Р. Арье Каплан)
"Хорма — столичный город одного из ханаанских князей в Негебе, севернее Кадеса. Прежде Хорма назывался Цефат (Суд I:17). Позднейшее название (Хорма) придано месту тогда, когда евреи предавали заклятию города Ханаана (Чис XXI:3; Суд I:17)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
"Комментарий Акедат Ицхак, например, такими словами выражает свое недоумение (глава 77):
“После того, как они решили подняться на гору , почему ковчег Господа и Моше не покинули стан? И почему заперлись перед ними врата раскаяния?”
И действительно, разве это не противоречит важнейшему правилу: “Кто сознается и оставит (преступления свои), тот будет помилован (Мишлей 28:13)? Разве не этого как раз и хотел Всевышний - чтобы народ преодолел свой страх, не боялся народа земли, поднялся и вступил в сражение? Разве им не было сказано (Дварим 1:21): “Иди и овладей… не бойся и не страшись”? Казалось бы, то, что они поднялись на гору - это как раз то, что от них ожидалось! Или, может быть, Всевышний передумал?!" (Проф. Нехама Лейбович. "Новые
исследования книг Торы в свете классических комментариев" http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bamidbar/Shlah.html+4.htm)
"Их слова (Бамидбар 14:40): “Мы готовы взойти на место, о котором сказал Бог, ибо мы согрешили” не являлись истинным раскаянием. Настоящее раскаяние должно было включать в себя принятие вынесенного им приговора, смирение и готовность понести наказание." (Там же)