«... и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру...» (Мф. 23:23)
МИЛОСТЬ БЫЛА В ЗАКОНЕ. НЕТ ЗАКОНА - НЕТ МИЛОСТИ.
"Один мудрец сказал: «Кто есть тот, кто не избавится от беспокойства? Желающий подняться на ступень выше». И сказали: «Того, кто считает себя знающим и умным, — люди считают глупцом»." (Пути праведников. Гордость http://toldot.ru/tora/articles/articles_2379.html)
О ГРЕХЕ РАЗВЕДЧИКОВ
«И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Паран (Фаран), в Кадеш (Кадес), и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;» (Чис. 13:27-29)
"Стих говорит: «И пришли к Моше и к Аарону». Это уже само по себе показывает, что речь идет о дурных людях, специально выискивающих возможность сотворить зло. Ведь когда Моше-рабейну посылал их, он предупредил, чтобы они рассказали обо всем увиденном только ему самому. Они же, нарушив это приказание, сделали из своего возвращения громкое событие: явились всей группой открыто к шатру Моше. Поэтому послушать их собралась вся община, а не только Моше и Аарон. Этого они и хотели; им было нужно, чтобы принесенные
ими вести услышал весь Израиль. В этом состоит их первый грех: они нарушили требование Моше сохранять их предприятие в тайне."
"Второе же заключалось в том, что они в этой фразе определили Землю Израиля как «ту землю, в которую вы послали нас», а не как «землю, которую Б-г, Г-сподь наш, дает нам» или как «землю, о которой поклялся Б-г нашим отцам». Они с самого начала имели в виду, что не собираются получать этот подарок, не намереваются унаследовать Землю Израиля, и потому сказали: «Земля, в которую вы нас послали», — имея в виду, что они отправились туда и согласились осмотреть эту землю не добровольно и с воодушевлением, а по обязанности."
(Ицхак Абарбанель http://toldot.ru/tora/articles/articles_18816.html)
Шамуа (Саммуа) - услышанный (мидраш понимает его имя: "Шамуа бен Закур. Не внимать словам Ашема (шамуа), все равно что заниматься волшебством (закур — волшебство), ибо сказано у пророка (I Шмуэль 15:23): "Непокорность (Всемогущему) есть такой же грех, как волшебство"."
(Мидраш рассказывает. Р. Моше Вейсман http://chassidus.ru/library/midrash/midrash_says/bemidbar/shlach.htm)
Шафат (Сафат) - судья (мидраш: "Шафат бен Хори. Он не превозмог (шафат) злое побуждение возвести хулу на Землю и потому не вошел в нее. (Имя "Хори" связано со словом хорин; был "освобожден" от вхождения в Землю.)" (Там же)
Калев (Халев) - горячий, храбрый (мидраш: "Калев бен Йефуне. В его имени скрыта похвала: "Калев" означает, что он поведал народу то, что было у него на сердце (имя "Калев" происходит от слова "лев' — сердце), а именно: вознес хвалу Эрец Исраэль. Он не последовал дурным советам лазутчиков (йефуне — освободил себя)." (Там же)
Игаль - Он (Бог) избавит (мидраш: "Игал бен Йосеф. За то, что он свысока говорил об Эрец Исраэль (гаа — высокомерно), его постигла безвременная смерть (неэсаф — был сорван)." (Там же)
hОшеа (Осия) - спасение, избавление
Пальти (Фалтий) - мое избавление (мидраш: "Палти бен Рафу. Согрешив, он утратил (палат — выбросил) все свои прежние добрые дела. Когда он погибал, руки его потеряли силу (рафу — ослабли)." (Там же)
Гадиэль (Гаддиил) - счастье есть Бог (мидраш: "Гадиэль бен Соди. Он говорил грубые слова против Всемогущего (кегидим — слова, жесткие, как жилы)." (Там же)
Гади (Гаддий) - счастье мое (мидраш: "Гади бен Суси. Он бросил Небу слова обвинения (веягед — он говорил)... Он вызвал Небесный Гнев (сусия — гнев)." (Там же)
Амиэль (Аммиил) - родственный Богу (мидраш: "Амиэль бен Гемали. ... он лишил себя (гамаль — воздал себе) возможности войти в Эрец Исраэль.") (Там же)
Стур (Сефур) - сокрытый (мидраш: "Стур бен Михаэль. Отказавшись войти в Эрец Исраэль, он воспротивился Всемогущему. (Сатар — отверг великие чудеса, которые творил Всемогущий со времени Исхода из Египта.) Заявив, что покорить Землю невозможно, он тем самым признал слабость Б-га. (Мах — слабый.)" (Там же)
Нахби (Нахбий) - робкий (мидраш: "Нахби бен Вафси. Он утаил (эхби — спрятал) правду о Земле, и упование на Ашема оставило сердце его (паса — прекратился)." (Там же)
Геуэль (Геуил) - высота Божья, величие Божье (мидраш: "Геуэль бен Махи. Он с высокомерием лгал, говоря о Всемогущем (Геуль представляет собой сокращение от гаа муль кэль — он возгордился перед Б-гом). Посему ему еще не дано было удела в Земле {мах — бедный); он лишен был своего наследия." (Там же)