Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЭРА"
Горы и долины Земли Израиля

Любая дискуссия об Эрец-Исраэль в наши дни неизбежно приобретает политические
формы, затрагивая проблемы внутренней и внешней политики. Но разве Эрец-Исразль
— обычная, ничем не отличающаяся от других, страна? Разве может разговор об
Израиле в ограниченных категориях политической науки дать хоть какое-то представление
о стране и народе, которые не вмещаются в стандартные рамки социологии, истории,
антропологии и политологии?

Несмотря на все мрачные пророчества, Земля Израиля и еврейский народ существуют
по сей день. В мире нет другой нации, которая сегодня могла бы беседовать об
общем наследии и общих интересах со своими прародителями. жившими тысячу — и
даже две тысячи — лет тому назад, на общем языке, в рамках общей, в своей основе,
культуры. Современный итальянский язык имеет мало общего со своим древним латинским
предшественником. На современного англичанина его англосаксонские предки произвели
бы отталкивающее впечатление. Более того, в то время как карта Европы перекраивалась
при каждой смене власти, карта Эрец-Исразль оставалась в основных чертах неизменной,
невзирая на возникновение и падение различных арабских государств и многочисленные
вторжения в Израиль иноземных оккупационных армий.

Здесь мы явно имеем дело с некой постоянной величиной — и эту постоянную величину
следует признать. Она связана с тем фактом, что Земля Израиля — это земля, "на
которую взгляд Всевышнего направлен от начала года до конца года". Некоторые
люди испытывают внутреннюю неловкость, когда в "практическую и современную"
дискуссию об Израиле вносятся теологические нотки. Между тем, при отсутствии
четких противоположных доказательств, факты, судя по всему, говорят о том,что
есть некая Высшая Сила, некая Путеводная длань, которая управляет судьбой нашей
страны и нашего народа. Как иначе можно объяснить непрерывность существования
еврейского народа на протяжении трех с половиной тысяч лет — при том, что большую
часть своей истории наш народ прожил, не имея собственной страны? Это можно
объяснить только вмешательством Высшей Силы!

В своем трактате, опубликованном несколько десятков назад, Любавичский Ребе
шлита Король Мошиах отметил, что для топографии Земли Израиля характерно сосуществование
гор и долин. Он указал, что на древнееврейском языке слову "земля" соответствует
слово "эрец", которое этимологически связано со словом "рацон", означающим желание
или потребность. Исраэль значит "Власть Б-га". Следовательно, Земля Израиля
— это земля, которая хочет, чтобы ею управлял Б-г. Горы и долины являются выразительными
символами взлетов и падений — удовлетворенных или неудовлетворенных желаний
и потребностей. В рамках этой образной системы легко представить себе живую,
пульсирующую землю, охваченнvю желаниями, символически воплощенными в ее горах
и долинах, — эти желания связаны с разной степенью близости к Б-гу. Однако поскольку
неодушевленная земля неспособна сама добиться осуществления своих желаний, она
полагается в этом на родной ей еврейский народ, который тянется к Б-гу, подобно
высоким горам, и подчиняется Власти Б-га, наподобие скромных долин.

В топографии личности каждого еврея тоже есть свои "горы" и "долины", подобные
приливам и отливам, в которых периоды близости к высшим идеалам, дарованных
Б-гом, сменяются периодами неизбежных повседневных забот о хлебе насущном. В
хасидской терминологии эти периоды называются "рацо" и "шув". Здесь мы опять
наблюдаем этимологическую связь между "рацо" (стремлением приблизиться к Б-гу)
с одной стороны, — и "рацон" (желанием, волей) и "эрец" (землей), с другой.
В корне этих трех слов заложено понятие интенсивного стремления. Бывают минуты,
когда внезапное откровение о назначении Творения порождает в нас приток энергии,
ищущей выхода в близости к Бесконечному — и это "рацо". Человеческие желания
и воля (рацон) направляют наши повседневные поступки. Как учат нас великие толкователи
Торы, Земля Израиля — это "Земля, которая торопится исполнить Волю Творца".
Взаимосвязь между этими тремя понятиями просто поразительна.

Заглянув глубже, мы можем высказать предположение, что внутреннее чередование
"гор" и "долин", присущее еврею, — это естественный циклический феномен, отражающий
попеременно то желание "отдать себя без остатка" (хесед), то стремление сдержать
себя, взять себя в руки (гвура). Этот феномен соответствует периодам: "горам",
т.е. стремление без остатка посвятить себя исполнению Воли Творца, — с одной
стороны — и "долинам" — периодам, когда мы направляем свои усилия на мирские,
но необходимые заботы о хлебе насущном, с другой. Но даже мирские "долины" таят
в себе потенциал для высочайших взлетов. Ведь хотя истоки реки находятся высоко
в горах, речная вода обязательно в конечном итоге доходит до низшей точки в
долине. И именно долина — озеро — становится в итоге источником воды для повседневного
потребления. Так что низшая точка неразрьнвно связана с высшей. Мирское и повседневное
становится продолжением высшего взлета. И задача человека заключается в том,
чтобы найти этот высший потенциал в таких повседневных занятиях, как прием пищи,
беседа, помощь ближним и т.д., то есть найти святое в мирском.

В этом смысле такова и Земля Израиля. Станет ли она просто еще одной средиземноморской
страной, подчиняющейся обычным государственным и социальным законам? Или объектом
соперничества иноземных держав и удобным костылем, на который опираются еврейские
национальные страхи? Или же эта долина может соединиться с горами, и за кажущейся
обьнденностью этой страны откроются желания и стремления, которые неразрывно
связаны с национальными историческими взлетами — этими воистину священными вершинами?

Ответ на этот вопрос кроется в душе каждого еврея. В каждом еврее живет своя
внутренняя Земля Израиля, топография которой состоит из гор и долин — из вершин
религиозного опыта и потенциальной способности к кротости и самоотречению. Каждый
еврей должен активно стремиться к тому, чтобы оба эти начала нашли достоиное
выражение. И тогда эти малые Земли Израиля сольются в могучую общенациональную
Землю Израиля, которой будут присущи те же желания, а ее судьба, как и прежде,
будет неподвластна законам мирской политологии.

Именно с этой целью Всемогущий Творец Вселенной даровал в древности евреям карту,
чтобы с ее помощью идти по пути, предназначенному Народу и Земле Израиля. Эта
карта — Тора. И сегодня, в эпоху реализации высочайшего национального потенциала,
мы не имеем права пренебречь этой Картой!


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное