НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕХИ"
Тора — наша жизнь!
Когда Ребе Менахем-Мендел из Любавичей (Цемах-Цeдек) был маленьким мальчиком,
он узнал, что нам предок Яаков прожил лучшие семнадцать лет своей жизни в Египте.
Объяснение этого основывалось на интерпретации знатоками Торы древнееврейского
текста первого стиха текущей недельной главы: "И жил Яаков в земле египетской
семнадцать лет".
Когда Менахем-Мендел пришел домой из хедера, он спросил своего деда рабби Шнеур-Залмана
— основателя ХАБАДа: "Как же случилось, что Яаков — "избранный из Патриархов"
должен был провести лучшие семнадцать лет своей жизни в самой развратной земле
— египетской, внушавшей отвращение всем народам?". Дедушка ответил: "Тора повествует,
что, прежде чем Яаков отправился в Египет, он послал туда своего сына Йеуду,
чтобы тот основал йешиву, в которой его братья смогли бы изучать Тору: когда
человек изучает Тору — он становится ближе к Б-гу, и поэтому жизнь Яакова даже
в Египте была яркой, глубокой и плодотворной".
Йешивы и академии, которые основал Яаков, процветали во все годы пребывания
евреев в Египте. Это весьма примечательно, если принять во внимание, насколько
тяжелее было египетское изгнание, чем все другие, перенееенные евреями впоследствии.
Во-первых, это было до того, как евреям на Синайской горе была дарована Тора,
когда Б-г дал нам новый источник силы, чтобы служить Ему. Во-вторых, египетское
изгнание было первым, выпавшим на долю еврейского народа, и уже поэтому самым
тяжелым, ибо каждый на собственном опыте знает, что когда приходится столкнуться
с горем в первый раз — его пережить очень трудно, но если приходится переживать
горе во второй раз, оно становится менее мучительным, — в какой-то мере мы "свыкаемся"
с болью. В-третьих, весь еврейский народ, без исключения, находился в Египте,
в последующие периоды изгнания евреи оказывались разбросанными по всему миру
— таким всегда можно было найти временное пристанище в другой, где дышалось
легче, равно как и оказать помощь евреям, страдавшим в более суровом изгнании.
И, наконец, Египет был настолько могуществен, что в обычных обстоятельствах
ни одному рабу не удавалось бежать. Могли ли надеяться евреи хоть когда-нибудь
обрести свободу, если число их составляло 600 тысяч человек, не считая женщин
и детей! И тем не менее, несмотря ва все эти трудности, йешивы продолжали процветать
во все годы египетского изгнания.
В наше время многим кажется, что посылать детей в йешиву — слишком сложно. Еврейское
воспитание они при этом откладывают на воскресенье, но в воскресенье родителям
хочется поспать часов до 12-ти, — и они не возражают, чтобы их дети ходили в
"воскресную школу", пока сами спокойно спят. А потом, в час дня, дети возвращаются
к своему обычному "воспитанию" — телевидению, кино и бейсболу. Смысл главы Торы
на эту неделю абсолютно ясен: даже в самых тяжелых испытаниях, под гнетом Египта,
самые мудрые, просвещенные представители нашего на рода сознавали, что стопроцентное
еврейское образование является краеугольным камнем и фундаментом и нашего существования
и выживания — и оно должно продолжаться, преодолевая все препятствия.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
http://www.moshiachinrussian.com/tora/index.htm