НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЭРА"
Из одной крайности...
Примечательная особенность освобождения евреев из египетского рабства (предыстории
этого освобождения посвящена глава Торы Ваэра, читаемая на этой неделе) заключается
в той драматической внезапности, с которои они пережили полное и бесповоротное
преображение в физической и духовной сферах.
В плане физическом изменения носили самый коренной характер. Представьте себе
мучительные тяготы еврейского плена в Египте: рабы в стране, из которой невозможно
убежать, они были полностью во власти фараона, купавшегося в крови еврейских
младенцев; жили в отчаянной нищете, ослабев телом и духом от тяжелейшего каторжного
труда... И вдруг — власти фараона приходит конец, весь еврейский народ обретает
свободу: бывшие рабы преобразились в вольных людей, смелых и достойных, и уходят
из Египта "с гордо поднятой головой" и "с большими богатствами", как сказано
в Торе.
Духовное освобождение евреев было не менее внезапным и впечатляющим. После того,
как они пали в бездну греха до такой степени, что даже предавались идолопоклонству,
неожиданно (во время перехода через Красное море) они узрели Б-га, Который явился
им во всей Славе Своей. Еще через несколько недель все евреи стояли у подножья
Синайской горы, где они достигли высочайшего уровня праведности и откровения,
и Всевышний обратился к каждому из них в отдельности, без всяких посредников,
даже не через Моше (Моисея), и провозгласил: "Я — Б-г Всемогущий твой".
Уроки и предписания Торы и Заповедей бесконечны и вечны, как бесконечен и вечен
Сам Б-г, Который дал их нам. Эти предписания сохраняют силу повсеместно и во
все времена; они должны применяться во всех аспектах повседневной жизни. Это
в еще большей степени касается Исхода из Египта, о котором Тора предписынает
нам помнить каждый день. Главный урок, который мы должны извлечь из истории
Исхода, заключается в том, что каждый еврей обладает внутренней способностью
и реальнои возможностью в кратчайший срок пройти полное преображение, перейти
из одной крайности в другую.
Урок Исхода из Египта приобретает особенно актуальное значение в наши дни, когда
евреи "пробудились" и начали, индивидуально и сообща, искать пути к освобождению
из духовного рабства. Они пытаются вступить на путь подлинной свободы духа,
которая прежде всего означает свободу от опасений: "что гой скажет?" Слово "гой*
в данном случае означает и человека, толкающего еврея на неправедный путь, и
"голос гоя" — йецер а-ра — сил зла, живущих в человеке.
Именно к таким искателям свободы и обращен урок Исхода из Египта: "Не останавливайтесь
на достигнутом, идите вперед, поднимаитесь выше и выше, с гордо поднятой головой.
И тогда ваше освобождение будет полным и окончательным".
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха