НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕХИ"
Хлеб и масло
1. Благословляя своего сына Ашера, Яаков сказал: "У Ашера будет тучный хлеб"
[1]. Раши говорит, что это означает - у него будет много оливкового масла, и
добавляет, что подобным образом и Моше благословил Ашера: "...и омывает в масле
ногу свою" [2].
Уже много раз говорилось о том, что все физическое имеет соответствие в области
духовного [3]. На самом деле происходит обратное: духовная действительность
является причиной возникновения своего соответствия внизу, в физической действительности.
Если это так в отношении всего, что есть в мире, еще больше это верно в отношении
всего, что в Торе. Ведь каждая деталь Торы имеет не только простой смысл, но
и ремез ("намек"), друш ("толкование") и сод ("тайный, внутренний смысл") [4].
Так это и в отношении благословений "У Ашера будет тучный хлеб" и "омывает в
масле ногу свою". Хотя стихи Писания никогда не отдаляются от своего простого
смысла [5] (что так это было попросту, в физическом отношении: в наделе Ашера
было много масличных деревьев, Раши [6] приводит рассказ об этом, содержащийся
в Гeмаре [7]), однако смысл стиха этим не исчерпывается, в нем имеется и духовный
смысл сказанного.
1. Брейшит, 49:20.
2. Дварим, 33:24.
3. Ср. Шмот раба, 33:4: "Ибо все, что есть в небе и на земле" (Диврей аямим
I, 29:11) - вы найдете, что все, что Б-г сотворил в небе, Он сотворил и на земле
(таким образом "все, что есть в небе, есть также и на земле"). Ср. р. Дов-Бер
из Межирича, Ор аТора, Ваера, п. 24; Ликутей сихот, т. 2, стр. 363 и далее.
4. Рассматривая рассказ Талмуда о четырех вошедших в "пардес", Зоар видит в
слове пардес аббревиатуру слов пшат, ремез (или реия), друш и сод, - уровни
смысла и интерпретации Торы; см. Зоар хадаш, тикуним, стр. 107в и 102б; а также
Зоар, ч. 1, стр. 266, ч. 3, стр. 110а и 202а. См. кунтрес Иньяна шель торат
а-хасидут ("О сущности теории хасидизма"), где показывается применение этих
четырех уровней интерпретации и их отношение к теории хасидизма.
5. Шабат, 63а.
6. Комм. к Брейшит, 49:20.
7. Мнахот, 83б.
2. Духовный смысл стиха "омывает в масле ногу свою" таков. Масло - слово, указывающее
на сфиру Хохма (мудрость). Хохма - самое высокое в человеке, а нога - самая
нижняя часть его. "Омывает в масле ногу свою" означает, что нога пользуется
маслом, то есть хотя нога - самая нижняя часть тела, есть в ней все же великое
достоинство, не доступное даже Хохме, маслу. И потому нога пользуется маслом.
Подобное мы находим и в отношении времени Мoшиаха: "В тот день ноги его будут
стоять на Масличной горе" [8]. Масло означает мудрость, маслины - источник масла,
а Масличная гора еще выше маслин, ибо это место, откуда происходят маслины.
Понятно, что Масличная гора - очень высокая ступень, и все же сказано "В тот
день ноги его будут стоять на Масличной горе" - ноги стоят еще выше, чем Масличная
гора.
В служении Всевышнему (aвода) масло (мудрость) означает изучение Торы и исполнение
заповедей, к которому побуждают понимание разума и удовольствие. А слово "нога"
означает, что авода исходит из принятия на себя бремени. Хотя может казаться,
что простое принятие на себя бремени - более низкая ступень, потому что в таком
служении нет удовольствия и энтузиазма, однако служение, основанное на принятии
бремени, выше, чем основанное на разуме и логике, как это будет объяснено далее.
И поэтому и в физической действительности (а все физическое происходит от духовного,
как уже говорилось) нога выше головы, именно нога дополняет голову, как это
объясняется в книге Ликутей Тора, в главе Ницавим [9].
8. Зхарья, 14:4. Ср. Менахем-Мендл из Любавичей, Сефер ахакира, госафот, стр.
272 и далее.
9. Стр. 44а. См. также Ликутей сихот, Ницавим, т. 2, стр. 398 и далее.
3. Чтобы понять, каким образом нога выше головы, а также связь достоинства ноги
с коленом Ашера, следует прежде объяснить нечто касающееся лагеря Дана [10],
к которому относилось колено Ашера. Лагерь Дана шел после всех других лагерей,
в качестве замыкающего [11]. Поэтому люди в нем имели возможность находить все,
что теряли люди лагерей, идущих впереди, и возвращать потерянное владельцам.
Это значит, что, несмотря на то, что лагерь Дана шел в самом конце, то есть
лагерь этот был ниже других лагерей (категория ноги), все же - именно потому
- он возвращал другим лагерям потерянное.
10. Сыны Израиля, странствуя по пустыне после исхода из Египта, были поделены
на четыре лагеря по три колена в каждом: лагерь Йеуды (колена Йеуды, Исахара,
Звулуна); лагерь Реувена (колена Реувена, Шимона, Гада); лагерь Эфраима (колена
Эфраима, Менаше, Биньямина); лагерь Дана (колена Дана, Ашера, Нафтали). Они
двигались в таком порядке с коленом Леви (подразделенным на семейства Гершона,
Кеата и Мeрари), с телегами в центре и с лагерем Дана, замыкавшим продвижение
лагерей. См. Бемидбар, гл. 2 и 10:11 и далее.
11. Бемидбар, 10:25. См. комм. Раши к этому месту, цитирует Иерусалимский Талмуд
(Эйрувин, 5:1).
4. Как уже говорилось, все, что есть в физической действительности, происходит
от сущностей той же сути в действительности духовной и указывает на них. О потере
наши мудрецы говорят [12]: "Кто глуп? Тот, кто теряет все, что ему дают". В
теории хасидизма [13] это объясняется так: каждому еврею дается Свыше ма [14],
то есть сила полной самоотверженности перед Б-гом [15]. Но под влиянием дурного
влечения, называемого "старым дурным царем" [16] - глупцом, - можно потерять
ма, спаси Б-г. И потерю находит и возвращает лагерь Дана, идущий после всех
остальных лагерей.
В лагерях, шедших впереди, евреи находились близко к святилищу, даже у левитов
в лагере Леви и у тех, кто был в лагере Кегата, их ма, их самоотверженность
перед Б-гом, могла быть потеряна. Только в лагере Дана (категория "ноги") ма
в душе всегда остается нетронутым, и более того - члены этого лагеря могут восстанавливать
самоотверженность и у всех других.
Как уже говорилось, именно нога дополняет голову.
12. Хагига, 4а.
13. Ликутей Тора, Масъэй, стр. 91в; там же, Ръэ, стр. ЗЗа. См. Кетер шем тов,
п. 292; р. Дов-Бер из Межирича, Ор аТора, Агадот, разд. 423.
14. Из слов Моше и Аарона "венахну ма?" - "А мы - что?" (Шмот, 16:7,8; см. там
же Раши: "Какое мы имеем значение?").
15. Числовое значение слова адам ("человек") - 45. Это число передается буквами
"мем"-"ей" Как видно из предыдущего примечания, в рассматриваемом контексте
это слово означает "ничто" и указывает на подлинную сущность или духовность
(целем, Б-жественный образ в человеке). Это полнейшая подчиненность человека
Творцу, совершенная отреченность от себя перед Ним.
16. Коэлет, 4:13; см. комм. Раши к тому же месту.
5. Та же мысль содержится в другой части сегодняшней главы: "Дан будет судить..."
[17]. В Талмуде [18] сказано: «Один человек имел обыкновение говорить: "Рассудите
мой случай". Сказали они: "Это показывает, что он происходит из (колена) Дана,
как сказано: "Дан будет судить..."». Заявление "Рассудите мой случай" означает,
что такой человек во всем, даже в мелочах, справляется с книгой "Шулхан Aрух".
Он знает, что мир - не область беззакония, о каждой мельчайшей вещи есть в Торе
указание. Такой подход к вещам происходит только от принятия на себя ярма. Пока
в своем служении изучением Торы и исполнением заповедей человек руководствуется
разумным обоснованием, для него есть различие между большим и малым. И вот доказательство
- Тора одно называет самым малым (кала шебекалот), а другое самым великим (хамура
шебехамурот) [19]. Но при принятии ярма все это сравнивается, ибо все - веления
Всевышнего.
В чем состоит служение лагеря Дана? В принятии ярма. Поэтому внешне это - низкая
ступень, ведь при таком виде служения у человека нет ни понимания, ни удовольствия
(гешмак - "вкуса", если передать слово Ребе в точности). Однако в своем внутреннем,
истинном аспекте принятие ярма выше понимания, а выше оно в двух отношениях.
а) Познание ограниченно, и, разумеется, человек не может "охватить" познанием
Б-га [20], ибо Б-г безграничен. Поэтому, когда человек служит Всевышнему, основываясь
на разуме, он воспринимает Его ограниченным образом, насколько это доступно
разуму. Но принятие ярма, преданность Б-гу, неограниченно, так же, как и Он
- безграничен.
б) И еще: принятие ярма не только позволяет достичь более высоких ступеней Б-жественности;
это - основа всякого служения, даже и такого, которое построено на поисках разумного
обоснования [21]. Ибо нельзя строить лишь на разуме - для того, чтобы разум
сохранял свою истинную функцию, ему должно предшествовать принятие ярма, как
сказано в книге "Тания" [22], в приведенной там цитате из "Зоара" [23]: "Если
этого (принятия ярма Царства небесного) нет в нем, нет в нем святости" [24].
17. Брейшит, 49:16.
18. Псахим, 4а.
19. См. Ялкут Шимони, Итро, п. 298; Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1: Дварим раба,
6:2 и далее.
20. Тикуней Зоар, стр. 17а. "Владыка мира... Ты выше самого высокого; Ты - тайна
всех тайн, никакая мысль совершенно не может схватить Тебя... никто ни в какой
мере не может познать Тебя".
21. Полное подчинение Б-гу предполагает как бы полное погружение и единение
с бесконечной Б-жественностью.
22. Тания, ч. 1, гл. 41.
23. Зоар, ч.3, стр.108а.
24. См. также Ликутей сихот, т. 2, стр. 421 и далее, стр. 42б и далее.
6. Теперь можно понять, почему лагерь Дана шел в конце, был замыкающим. Есть
этому три причины.
а) Потому что служением этого лагеря было принятие ярма. Внешне это - низкая
ступень, ступень ноги. Так как и области духовного их ступень (явным образом)
была в конце, в конце она была и в области физического.
б) Обладая неощущением себя, свойственным служению принятия ярма, они жертвовали
своими собственными ощущениями и занимались тем, что собирали оставленное другими
лагерями и даже отставшими в пути, хотя для этого они должны были идти далеко
от святилища и в самом конце. Это было возможно потому, что тот, кто находится
в состоянии неощущения самого себя и принятия ярма, не является чем-то в своем
собственном ощущении. Все его существо - выполнение Высшего Желания. Ему не
важно, что с ним будет, важно лишь, чтобы было исполнено Высшее Желание. И потому
ради этого он готов на то, чтобы быть далеко от святилища и идти в конце. Главное
- исполнить Высшее Желание, приблизить еврея к Б-жественности.
в) Ноги - основание всего построения, и они "поддерживают" голову. Потому лагерь
Дана, то есть принятие ярма, - поддержка и основа служения Всевышнему в целом,
в том числе и служения разумом.
7. Из всего сказанного следует такое указание в служении Всевышнему: человек
может изучать Тору и исполнять заповеди на самом высоком уровне, где он близок
к святилищу и к ковчегу, и все же, если он думает лишь о том, что хорошо лично
для него (даже если речь идет о чем-то духовном), и ему недостает настоящей
внутренней потребности делать добро другому, то так как ему недостает качества
"люби ближнего своего, как самого себя", основы Торы, ма в его душе может быть
потеряно. Лишь тот, кто самоотверженно предается аават Исраэль (любви к евреям),
может быть уверен в том, что и он останется в надлежащем состоянии и способен
возвращать также и духовные потери другим.
8. О великом значении служения, основанного на принятии ярма и самоотверженности
в любви к другим, говорится в главе Браха, в благословении колена Нафтали -
колена, шедшего в самом конце лагеря Дана - «А Нафтали сказано: "Западом и югом
овладей"» [25].
Эти слова указывают на три ступени, снизу вверх.
1) "Западом". Сказано в Талмуде [26], что Шхина (Б-жественное Пребывание) пребывает
на западе. Это означает, что хотя запад является лишь одной из четырех сторон
света и так же ограничен во времени и пространстве, как и остальные стороны
света, однако в западной стороне Шхина более явно присутствует, чем в других
сторонах света [27].
2) "...и югом". Сказано в книге "Ликутей Тора" [28], что в южной стороне солнечный
жар всего сильнее. О солнце сказано: "Солнце [и заслон] Авайе Элоким" [29].
"Юг" выше "запада" [30]. Запад - проявление Б-жественной силы, называемой Шхина
(Б-жественное Пребывание, имманентность), ограниченное во времени и пространстве
[31] (поэтому сказано "Шхина пребывает на западе" [32]). А в южной стороне -
проявление солнца (то есть имени) Авайе. (Смысл имени) Авайе [33] - прошлое,
настоящее и будущее воедино [34] - оно выше времени и пространства.
3) "...овладей". Разница между наследованием (йеруша - слово, которое переведено
на русский язык как "овладей"), продажей и дарованием следующая. При продаже
покупающий должен дать деньги. Цена отражает значение и ценность того, что он
приобретает. Подарок дается даром, но сказано, что если бы дарящий не имел от
этого ничего (хотя бы удовольствия), он бы не дарил [35]. И понятно, что хотя
это дар, он изменяется в зависимости от величины удовольствия, которое получает
дарящий. Однако получаемое в наследство совершенно не имеет отношения к наследнику
и его положению. Наследство переходит "само по себе", его может получить даже
ребенок. То же происходит и в области духовного [36]: продажа и дар означают
Б-жественный свет, соразмеренный со служением человека, с изменением этого служения
изменяется и раскрытие Света. А наследство есть у всех евреев (ибо "сыны вы
Б-гу, Все-сильному вашему" [37]), естественно, каждый еврей является наследником,
это выше, чем индивидуальные способности принимающего, и не имеет границ.
25. Дварим, 33:23.
26. Бава батра, 25а.
27. Шхина пребывает повсюду, нельзя сказать, что ее пребывание ограничено каким-нибудь
местом или направлением (см. Шмот раба, 2:5 и другие мидраши к Шмот, 3:2; Тикуней
Зоар, 57:916 и 70:1226), но проявление Шхины может быть большим в каком-то месте
(см. Сангедрин, 39а; Тания, ч. 1, конец гл. 35).
28. Ликутей Тора, Тазриа, стр. 19г.
29. Тегилим, 84:12. См. Тания, ч. 2, гл. 4.
30. См. Даат зкеним ми Баалей тосафот, Дварим, 33:23. Ям ("море" или "запад")
относится к этому миру, а даром ("юг") относится к Миру Грядущему.
31. Запад означает Б-жественную силу, когда она пребывает во всем, что в этом
мире, и связана с ограничениями времени и пространства - имманентность Б-га.
32. См. Тания, ч. 1, гл. 42.
33. Трансцендентность Б-га.
34. Тания, ч. 2, гл. 7. Имя Авайе, четырехбуквенное имя, может быть прочитано
как сложенное из трех слов "ая" ("был"), "овэ" ("есть") и "йиъе" ("будет") -
Он был прежде всего, Он во всем, Он будет после всего, Зоар, ч. 3, стр. 257б,
что указывает на безвременность или бесконечность (трансцендентность) Б-га.
35. См. Мегила, 266; Гитин, 506; Бава батра, 156а.
36. См. Тора цива 5702 (Сефер амаамарим 5702, стр. 39).
37. Дварим, 14:1.
9. Наследство достигается служением принятия ярма и самоотверженности в любви
к евреям. Как уже говорилось, служением, основанным на разуме, можно достичь
Б-жественности лишь ограниченно, в соответствии со способностями ума человека,
настолько, насколько постижение для него возможно, но принятие ярма - преданность
Всевышнему, так же, как и Он, она безгранична.
И хотя, как уже говорилось, наследие есть у всех евреев, однако оно может быть
и в скрытом виде (подобно объяснению слов "Кто глуп? Тот, кто теряет все, что
(ма) ему дают"). Но когда есть принятие ярма - это проявляется явно.
10. В лагере Дана колено Ашера шло посередине. Обычно середина предпочтительнее
краев. Это - внутренняя часть категории ноги.
Лагерь Дана влиял на других в общем, а колено Ашера делало это более соответственным
каждому образом. Поэтому об Ашере сказано: "Да будет он любим братьями своими"
[38], а наши мудрецы объясняют эти слова так [39]: Ашер давал пропитание другим
евреям в годы "шмиты" [40].
38. Дварим, 33:24.
39. Таргум Йонатан и Сифрей (Дварим, разд. 355) к этому стиху.
40. Мегила, 21б.
11. Но нужно понять, какое отношение имеет к "шмите" влияние Ашера. Нужно понять
также следующее: в Торе о "шмите" сказано: "Если же вы скажете, что мы будем
есть...? Я пошлю вам благословение Мое..." [41]. Значит, благословение должно
было быть у всех колен, для чего же нужно было обращаться именно к Ашеру?
12. Что такое "шмита", ясно сказано в стихе: в этот год земля должна отдыхать,
нельзя пахать и т. п. "Во время пахоты и во время жатвы работу прекращай" [42].
Все эти работы в основном связаны с пищей человека. В стихе сказано об этом:
"Если же вы скажете, что мы будем есть...?", и следует ответ: "Я пошлю вам благословение
Мое...".
Это требует дополнительного выяснения: для чего в Торе написаны слова, в которых,
как кажется, нет необходимости - "Если же вы скажете..."? Более того, зачем
Тора выясняет этот вопрос? Но раз такой вопрос содержится в Торе, нужно сказать,
что это - вопрос, относящийся к области святости. Это означает, что "шмита"
не задумана так, чтобы это не вызывало вопросов, но вопросы есть, и вопросы
серьезные, и все же человек оставляет труд согласно велению Всевышнего.
Заповедь исполнения "шмиты" связана с таким местом и с такими вещами, что это
вызывает вопросы, однако не влияет на то, как ведут себя евреи. Именно поэтому
сказано: "Я пошлю вам благословение Мое". Обещание благословения, однако, не
имеет в виду, что не будет потребности в сборе урожая, как это было с Моше,
когда он поднялся на гору - "...хлеба не ел и воды не пил" [43], а также не
имеется в виду, что пища шестого года получит особую силу так, что она даст
силу евреям и на седьмой год, - подобное было с пророком Элияу, который силой,
полученной в одной трапезе, шел сорок дней и сорок ночей [44]. Но будет благословение,
на седьмой год тоже будут хлеб и пища.
Пища седьмого года не будет подобна ману, в котором можно было различить всевозможные
оттенки вкуса [45], в ней также не было отходов [46], это - простой физический
хлеб, в котором должны были быть и недостатки и отходы, все, свойственное физическому.
Это не будет и на горе Синай или в пустыне, а будет в полях и виноградниках
Страны Израиля [47].
Седьмой год настолько связан с обычной физической действительностью, что возникает
вопрос - "Если же вы скажете, что мы будем есть...?". И все же заповедь о "шмите"
исполняется с принятием ярма, и именно поэтому дается благословение ("Я пошлю
вам благословение") в отношении физической пищи на самом низком, физическом
и материальном уровне. Этим объясняется, что хотя о "шмите" сказано "...земля
должна покоиться в субботу Б-га" [48], точно как в субботу [49], это все же
обычные будние дни, когда труд не запрещается, как в субботу, даже не как в
праздники, ведь в праздники разрешена такая работа, которая связана с пищей,
остальные же виды труда также запрещены, в "шмиту" же можно трудиться, это обычные
будние дни, в чем же состоит суть "субботы Б-гу"? В простых, земных вещах, связанных
с землей, по которой все ступают, - в этом должно быть исполнение слов "суббота
Б-гу".
41. Ваикра, 25:20,21.
42. Шмот, 34:21. См. комм. Раши к этому месту, где приведена цитата из Рош а-Шана,
9а.
43. Шмот, 34:28.
44. Млахим I, 19:8.
45. Йома, 73а.
46. Йома, 736.
47. Места, где Моше поднялся на гору Синай и где евреи получали ман, там, где
жизнь наших предков достигала уровня сверхъестественного.
48. Ваикра, 25:2.
49. См. Сифрей (цитируется в комм. Раши к этому стиху).
13. Этим объясняется, почему обещание "Я пошлю вам благословение", то есть явное
проявление благословения и при влечение влияния от внутренней стороны Сущности
Б-га, относится именно к колену Ашера.
Служение, названное "суббота Б-гу", может быть осуществлено в физических вещах
и там, где (Б-жественное) скрыто - даже там, где оно вызывает вопросы, только
через принятие ярма, - с принятием ярма служение приобретает способность заходить
даже в места, где царит тьма [50]. Именно Ашер, называемый внутренней стороной
ноги, способен выявить и проявить самый корень и основу принятия ярма. А в силу
того, что колено Ашера было замыкающим, оно сообщало это свойство всем евреям,
как сказали наши мудрецы, оно снабжало пищей всех евреев.
50. См. Ликутей сихот, т. 2, стр. 427 и далее.
14. То, что объяснялось в отношении колена Ашера, помогает понять также смысл
стихов "У Ашера будет тучный хлеб" и "Омывает в масле ногу свою". У Ашера принятие
ярма светило от самого корня и внутренней части (его души), подобно тому, что
будет в Мире Грядущем, когда "действие будет самым высоким" [51]. И через служение
"шмиты", принятие ярма, достигают того, что раскроется в Мире Грядущем, - раскрытия:
"Тогда будет покоиться земля и возместит себе субботы свои" [52], а это приносит
"Благоволил Ты, Б-же, к стране Твоей - возвратил Ты плен Яакова" [53].
51. См. Веавди Давид 5708. (Сефер а-маамарим 5708, стр. 225 и далее.) В трактате
Кидушин, 40б рассматривается вопрос, что выше - изучение Торы или действие.
Рабби Тарфон считает, что выше действие (сознательное исполнение заповедей),
рабби Акива высказывает противоположное мнение. Цель диспута - решение, какой
из этих аспектов служения Б-гу должен превалировать в жизни человека. Речь не
идет о том, чтобы одно исключало другое. Человек, предающийся интеллектуальному
изучению Торы, обязан также исполнять заповеди, а тот, у кого основное в жизни
- практическое исполнение, должен также изучать Тору. Он не может надлежащим
образом исполнять веления Б-га, не обладая соответствующим знанием Торы: "Невежда
не может быть набожным..." (Авот, 2:5). См. Тания, ч. 4, конец поcл. 5. Вывод
соответствует мнению раби Акивы - "Изучение выше, так как оно приводит к действию".
Однако с приходом Мoшиаха важнее будет мнение раби Тарфона - действие будет
выше - будет полное подчинение Всевышнему с принятием ярма. См. Веавди Давид,
п. 8, стр. 231 и далее.
52. Ваикра, 26:34.
53. Теилим, 85:2. См. Мидраш Теилим к этому стиху.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в "Симхат Бейт а-Шоэйва" и субботы Брейшит 5719 г. (1958 г.)