НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕХИ"
Компромисс или верность принципам?
Глава Торы на эту неделю начинается словами: "И жил Яаков в земле египетской
семнадцать лет". Согласно одной из интерпретаций этого стиха, то были лучшие,
самые плодотворные годы его жизни: ведь именно в это время Яаков основал йешивы
в Египте и этим способствовал распространению просвещения и святости в этой
развращенной стране — и совершил он это без компромиссов и уступок в отношении
своих собственных убеждений и образа жизни.
Мудрецы Мишны призывают: "Будь последователем Аарона ...люби создания и приближай
их к Торе". Именно слово "бриет", буквально означающее "создания", использовано
в Мишне, а не слово "люди": этим подчеркивается, что мы должны проявлять чувство
любви не только к своим ближним, но и к тем, кто, по-видимому, не имеет других
достоинств, кроме того, что и они были созданы Всевышним и также являются созданиями
Б-га!
Хасиды, последователи Алтер Ребе, обычно говорили: "Даже последовательность
и порядок законов Торы имеют большое значение и могут многому научить нас".
Самая первая заповедь, содержащаяся в Торе, — это обращение Б-га к людям: "Плодитесь
и размножайтесь". Вот наипервейшее предписание Торы и первый основополагающий
принцип в жизни еврея: каждый должен создать себе подобного — как в духовном,
так и в физическом смысле — то есть стараться, искренне и дружелюбно, привлекать
своего ближнего к Торе, покуда тот не станет соблюдать ее Законы, — тем самым
он как бы "создает" еще одного еврея. С другой стороны, нужно помнить, что в
вышеупомянутой Мишне сказано: ...приближай их к Торе". Мы должны стремиться
приблизить их к Торе, а не, избави Б-г, "приближать" Тору к ним путем компромисса
либо смягчения законов или обычаев.
Некоторые полагают, что привлечь евреев к религии можно путем приспособления
Торы к их уровню, — например, если частично ослабить законы, которые приняты
в синагоге, то намного больше людей начнут посещать синагоги и таким образом
приблизятся к иудаизму. Это предположение глубоко ошибочно, ибо современное
отчуждение части нашего народа от традиционных еврейских ценностей произошло
прежде всего как раз из-за того, что вечные и непреходящие идеалы Торы подвергались
упрощению. Следовательно, дальнейший компромисс не погасит пожар ассимиляции,
а только добавит масла в огонь!
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
http://www.moshiachinrussian.com/tora/index.htm