Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЙЕХИ"
Подлинная красота
15. Мидраш [54] к этой главе Торы так описывает вознаграждение Ашера: "У Ашера
будет тучный хлеб" [55] - он будет производить (носителей) восьми одеяний (священников).
Так объясняет это место и Раши в своем комментарии к стиху "...да будет он любим
братьями своими" [56]: "Дочери Ашера были красивы... они выходили замуж за первосвященников,
носивших (при служении в Храме) восемь облачений".

Какое отношение имеют красивые дочери к первосвященникам? Следует сказать, что
здесь под выражением "красота" имеется в виду красота духовная, и это имеет
отношение к первосвященнику.

О женщине сказано в Торе: "Сделаю ему помощника, соответственного ему" [57]
- жена должна помогать мужу в его служении. В отношении первосвященника это
явно видно: для его служения в Йом-Кипур, когда он входил в самую сокровенную,
внутреннюю часть Храма, условием этого было, чтобы он был женат и "совершил
искупление за себя и за свой дом" [58] - то есть за свою жену [59]. Без этого
он не мог совершать свое служение.

Подлинная красота еврейской женщины, выраженная словами "Вся слава дочери царской
- внутри" [60], то есть скромность, дает миру первосвященников и помогает в
их служении [61]. А это достигается служением, выраженным словами "Дан будет
судить". Когда человек поступает во всем с принятием ярма, согласно "Шулхан
Aруху", в том числе - соблюдая скромность, он дает начало "поколению прямых"
- детей и внуков, предающихся изучению Торы и исполнению заповедей до такой
степени, что среди них будут первосвященники, то есть это - дети, которые входят
в самую внутреннюю часть Храма, Святая Святых, туда, где находятся только ковчег
со скрижалями, с начертанными на них Десятью заповедями, и они не написаны чернилами
как нечто дополнительное по отношению к пергаменту, но высечены в самом камне
скрижалей, что означает совершенное единение [62]. Эти дети-первосвященники
будут едины с Торой.


54. Брейшит раба, 98:16, 71:10.
55. Буквы слова шмейна (переведенного как "тучный") составляют и шмона - "восемь".
56. Дварим, 33:24.
57. Брейшит, 2:18.
58. Ваикра, 16:6.
59. См. Йома, 2а.
60. Теилим, 45:14.
61. См. Йома, 47а; Бемидбар раба, 1:3.
62. См. Ликутей сихот, т. 2, стр. 329 и далее.

16. Теперь можно понять сказанное в стихе до этого: "Благословен среди сынов
Ашер" [63]. Раши объясняет это, основываясь на сказанном в Сифрей: ни одно колено
не было столь благословлено сыновьями, как колено Ашера. И Раши добавляет: "И
я не знаю, каким образом".

Раши говорит: "И я не знаю, каким образом", так как при переписях народа Израиля
не видно, чтобы в колене Ашера было больше населения, чем в других коленах [64].

Необходимо объяснить сказанное в Сифрей на основании слов наших мудрецов "он
равен..." [65]. Ашер был выше нсех других глав колен совершенно особыми высокими
качествами, которыми он обладал. В нашем контексте имеется в виду великая отрада,
получаемая от детей. В заслугу жизни с принятием ярма и воспитания в том же
духе человек получает детей, идущих путями Торы и заповедей и дающих глубокую
радость и удовлетворение - гораздо более, чем можно получить от множества детей.

И потому понятно то, что написано: "...и умножил семя его, и дал ему Ицхака"
[66]. Ребе Рашаб задает вопрос: написано "умножил себя его", а в заключение
говорится об одном сыне (Авраама), об Ицхаке! Но, как уже говорилось, можно
иметь больше радости от одного, чем от множества детей. И до такой степени,
что может быть один, которого можно как равного сопоставить с шестьюстами тысячами.
Подобно Моше, который сопоставляется со всем народом Израиля [67]. Наши мудрецы
говорят, что "нет поколения, в котором не было бы одного подобного Моше" [68].
Такого сына удостаивается человек через служение принятием ярма.


63. Дварим, 33:24.
64. См. Бемидбар, гл. 1 и 26.
65. Ср. Брахот, 66. Иными словами, высокие качества могут возместить небольшое
количество.
66. Йеошуа, 24:3.
67. См. Раши к Шмот, 18:1 (Мехильта, Бешалах, гл. 9).

17. Связь того, что человеку даются хорошие дети, со служением принятием ярма
можно понять, рассмотрев написанное в Мидраше [69]: перед дарованием Торы Всевышний
потребовал от евреев поручителей. Евреи предлагали разных поручителей, но Всевышний
не принимал их, пока они нс сказали: "Наши дети будут поручителями за нас".

Объяснение таково в своей жизни человек проходит ражые ступени: например, в
пять лет (мальчик начинает) изучать Хумаш (Пятикнижие). В трактате Авот, глава
5, Мишна перечисляет все ступени, которые проходит человек в жизни, пока в двадцать
лет он не достигает умственной зрелости - как известно, есть разница [70] между
мальчиком в шесть лет, в тринадцать и в двадцать, и после двадцати есть еще
много ступеней. И дети хедера, самые маленькие, тинокот шель бейт рабан, представляют
собой категорию ноги. И так как все евреи представляют собой единую структуру
[71], у каждого "нога" поддерживает "голову" (в области физического, а в области
духовного - принятие ярма поддерживает познание). Так и в общности народа Израиля
нога оказывает влияние на голову. И, как объяснялось выше, лагерь Дана, категория
ноги, добавлял совершенства другим лагерям.

И как во всем необходимо прибегать к "ногам", так было и в отношении дарования
Торы. Поэтому дарование Торы всему еврейскому народу произошло в силу поручительства
маленьких детей, заучивающих Тору. Ибо они, будучи категорией "ноги", являют
собой основу всего еврейского народа. И так звучит заключение этого места в
Мидраше: "Из уст младенцев и детей основал Ты силу" [72].

Теперь можно ясно видеть связь того, что человеку даются хорошие дети, с принятием
ярма: и то, и другое - категория "ноги". Поэтому, принимая во всем ярмо Неба,
человек удостаивается хороших детей и внуков, предающихся изучению Торы и исполнению
заповедей.

68. Брейшит раба, 56:7.
69. Шир аширим раба, 1:4:1.
70. См. Шулхан арух, Хошен мишпат, п. 235; р. Дов-Бер из Любавичей, Перуш амилот,
пп. 1-А.
71. Ликутей Тора, Ницавим, стр. 44а; Дерех мицвотеха, Аават Исраэль.
72. Теилим, 8:3. Мидраш объясняет это смыслом слова оз ("сила"), которое относится
к Торе, как сказано: "Б-г силу (Тору) даст народу Своему".


Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
в Симхат-Тора 5719 г. (1958 г.)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное