НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ТОЛДОТ"
ЯАКОВ В ОДЕЖДЕ ЭЙСАВА
Глава Торы "Толдот", читаемая на этой неделе, рассказывает о событиях, связанных
с рождением Яакова, продажей Эйсавом первородства и благословением Ицхака. Когда
Ицхак захотел дать своему первенцу Эйсаву последнее благословение, Яаков в полной
мере осознал далеко идущие последствия этого благословения для того, кто его
получит, а также для его потомков и наследников. Одевшись в одежду Эйсава, он
хитростью убедил своего отца Ицхака, что он и есть Эйсав, и получил его благословение.
Из этого эпизода мы можем извлечь жизненно важный урок и наставление, как себя
вести в повседневных делах. Наше отношение к еде, питью и другим материальным
делам должно нести в себе элемент "хитрости" и "обмана". Хотя евреЙ, как любой
человек, ест, пьет, занимается делами и т.д., он должен рассматривать эти виды
деятельности как "одежду Эйсава". Когда он надевает ее - он похож на Эйсава.
Когда евреЙ ест или занят делами, его еврейство не очевидно. Но под прикрытием
любой повседневной деятельности (это и есть "одежда Эйсава") живет Яаков - суть
еврейства. Подлинное намерение еврея - это служение Б-гу посредством даже самых
обычных дел: еды, торговли и т.д. Внешние физические действия ни в коей мере
не являются его целью!
Есть известный рассказ о том, как знаменитый праведный рабби Шмуэль из Любавичей
разрешил спор двух своих сыновей. Суть спора: отличаются ли друг от друга "обычные
телесные повседневные дела" еврея и иноверца. Услышав, о чем они спорят, Рабби
Шмуэль позвал слугу - простого, неграмотного еврея по имени Бенцион - и в присутствии
сыновей спросил его:
- Ты ел сегодня?
- Да, ел.
- Хорошо ел? - продолжал рабби Шмуэль.
- Что значит "хорошо"? Мне хватило - и слава Б-гу, - ответил Бенцион.
- Для чего ты ешь? - спросил Ребе.
- Чтобы жить.
- А для чего ты живешь? - спросил наконец Ребе.
- Чтобы я мог быть хорошим евреем и исполнять Волю Б-га. - Бенцион вздохнул,
произнеся последние слова.
Рабби Шмуэль поблагодарил его и попросил прислать Ивана - русского дворника.
Когда тот пришел, Ребе задал ему те же самые вопросы: "Ты сегодня ел?" - "Да".
"Хорошо ел?". - "Да". "А для чего ты ешь?". - "Чтобы жить". "А зачем ты хочешь
жить?", - спросил, наконец, Рабби Шмуэль. "Да чтобы пить водку и закусывать",
- хихикнул Иван.
Рабби Шмуэль отпустил Ивана и обратился к сыновьям: "Теперь вы видите, что еврей
по самой своей природе ест, чтобы жить, и живет, чтобы быть хорошим евреем и
делать угодное Б-гу. И при этом еще тяжело вздыхает: "Искренне ли я живу только
для Б-га?" Другие живут, чтобы выпить водку и закусить и при этом хихикают,
с восторгом думая о своих плотских удовольствиях - пределе их мечтаний".
Повседневные заботы соблюдающего Тору еврея есть некая "хитрость", "одежды Эйсава",
ибо в глубине души он желает совершенно другого, - не плотские удовольствия
Эйсава.
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ
Имеем ли мы право на Святую Землю?
"В начале Б-г сотворил Небо и Землю...". Комментарий РаШИ (Раббейну Шломо бен
Ицхак) на самое первое повествование в Торе говорит следующее:
"Тора должна была бы начинаться словами: "Этот месяц - первым будет для вас..."
(Шмот, Исход, 12:2), ибо это первая заповедь, данная еврейскому народу. Почему
же она начинается словами: "В начале (сотворения Б-гом небесного и земного)..."?
Чтобы евреи знали, как отвечать, если народы мира будут оспаривать право народа
Израиля на его страну, говоря: вы, захватчики, присвоившие себе чужую страну!
Евреи им ответят: "Вся земля принадлежит Всевышнему. Он ее сотворил и отдал
тем, кому пожелал. А затем Он отнял ее у них, когда счел нужным, и - по желанию
Своему - отдал нам".
Нет необходимости прибегать к этому высказыванию из Торы, чтобы установить право
еврейского народа на владение Землей Израиля. Эта точка зрения приводится в
Торе ясно и многократно в других местах - даже до степени отождествления народа
и земли как одного целого. Смысл объяснения РаШИ, приведенного выше, - показать
всем народам, что право на владение землей - это не что иное, как выражение
Высшей Воли.
Никто не отрицает, что земля Израиля была однажды в руках иноверцев. Действительно,
этот факт констатируется и в Псалмах: "Силу Своих деяний Он сообщил народу Своему,
чтобы отдать им удел народов". Волей Всевышнего эта земля была однажды наследнием
народов и Волей же Всевышнего она была отдана Его народу.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха
ВРЕМЯ - СЕЙЧАС!
Наши Мудрецы раскрыли нам множество знамении, указывающих на приближение времени
окончательного Освобождения. Все они сходятся относительно того, что мы сейчас
находимся в последнем и окончательном Освобождении и приход Мошиаха совсем близок.
Еще во времена Талмуда наши Мудрецы говорили: "Все времена, считавшиеся благоприятными
для прихода Мошиаха, давно уже минули, его приход сейчас непременно зависит
от нашего раскаяния, возвращения и хороших дел". Именно от нас зависит приход
Мошиаха.
Маймонид руководствуется правилом: "Каждый должен видеть себя... как если бы
он был наполовину праведный и наполовину грешный; весь мир также наполовину
праведный и наполовину грешный... Одним хорошим действием (словом или даже мыслью)
он решительно перевешивает равновесие не только свое личное, но и всего мира
- на сторону добродетели, приближая Освобождение".
Именно поэтому сейчас наиболее важно, чтобы все евреи - мужчины, женщины и дети
- прилагали больше усилий в совершении "хороших поступков", т.е. действий, высказываний
и мыслей предписанных нам Торой и ее заповедями. Мы должны осознавать, что возможно
еще одна хорошая мысль, слово и действие, заключенные в Торе, могут оказаться
решающими в приходе Мошиаха.
Таким образом, совершая все это, евреи будут освобождены из последнего - самого
трудного изгнания и смогут наслаждаться вечным Сиянием Б-жественного Присутствия.
Желание и стремление к освобождению - уже этого достаточно для прихода Мошиаха.
Как говорят наши Мудрецы: "Если даже евреи не имеют ничего, кроме желания и
стремления к освобождению, они уже достойны быть освобожденными".
Мы не только стремимся к Освобождению, которое принесет нам приход Мошиаха,
но и просим об этом Б-га ежедневно, трижды в день в наших молитвах: "Потомка
Давида, раба Твоего, поскорее взрасти и возвысь его поддержкой Своей; ведь мы
надеемся постоянно, что Ты спасешь нас". Мы также вправе требовать от Всевышнего
ускорить наше Освобождение. Тора утверждает: если только "еврейский народ раскается
и вернется, то он немедленно будет освобожден". Это и утверждение, и гарантия,
и обещание. Осознание каждым евреем этого обещания означает - наряду со страстным
желанием и верой в скорый приход Мошиаха - необходимость увеличения наших добрых
помыслов, поступков, дел, раскаяния и немедленного их исполнения. Поступая именно
так мы приближаем наше истинное и полное Освобождение, которое будет ознаменовано
приходом Праведного Мошиаха.
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!
Йехи Адонейну Морейну ве Рабейну Мелех а-Мошиах Леолам Ваэд!
"Провозглашение "Йехи..." выражает собой раскрытие сущности Мошиаха. После
чего благодаря этому все увидят Мошиаха по его действиям".
(Из беседы Ребе, 9.11.91)