НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЕРА"
БЕЗГРАНИЧНАЯ ДОБРОТА
В каждой недельной главе Торы мы можем найти руководство и наставления, касающиеся
повседневной жизни, ибо Всевышний, Который Вечен, дал нам непреходящую Тору.
Она содержит вечные истины, актуальные для каждого человека во все времена.
Изучая Тору и строя свою жизнь в соответствии с ее учением, еврейский народ
также обретает бессмертие и потому способен вынести все невзгоды.
В главе Торы, читаемой на этой неделе, описывается гостеприимство Авраама: "И
он посадил (или "основал") Эшель в Беер-Шеве". Слово Эшель имеет различные толкования,
простейшее из них: Эшель - это перево с раскидистой кроной‚ которое Авраам посадил
в пустыне для защиты от раскаленного солнца (Беер-Шева расположена на юге пустынной
части Ханаана). Другой вариант такого толкования: Эшель - это фруктовый сад,
посаженный Авраамом для пропитания проходящих путников.
Есть и третья точка зрения: Эшель - гостиница, в которой Авраам предоставлял
гостям не только фрукты, но еду и ночлег. Более того, Авраам основал при гостинице
суд, чтобы решать различные спорные вопросы, которые иногда возникали между
путниками. И за все это Авраам не просил никакого вознаграждения.
Учитывая, что гостями Авраама были совершенно чужие люди, мы можем оценить величие
его доброты (хесед): Авраам не довольствовался тем, чтобы дать путникам просто
"хлеб и воду", - т.е. минимум, необходимый человеку для существования. Он считал,
что должен также порадовать их - угостить фруктами, вином и разными лакомствами,
а кроме того, предоставить ночлег. И, будто всего этого было мало, считал своим
долгом удовлетворить также их духовные потребности и основал при гостинице Санедрин,
т.е. суд.
Эта щедрость, проявленная Авраамом, живет в глубине души каждого из нас! Есть
определенные благородные качества, которые мы, евреи, унаследовали от наших
праотцев, - качества, ставшие неотъемлемой частью нашего характера. Протянуть
руку помощи нуждающимся - в виде денежной помощи, простого гостеприимства или
любого другого проявления доброты - это черта, присущая каждому еврею. Мы унаследовали
ее от Авраама, и потому, как и доброта Авраама, наша доброта безгранична.
В сердце каждого еврея коренится инстинктивное желание помочь даже совсем чужому
человеку, дать ему не только необходимый минимум, но и все самое лучшее; постараться
удовлетворить не только физические, а и духовные его потребности.