НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ХАЕЙ САРА"
РАЦИОНАЛИЗМ - ОСНОВА ИУДАИЗМА?
Из главы Торы "Хаей Сара", читаемой на этой неделе, мы узнаем, как разошлись
пути двух сыновей Авраама: Ицхак стал следующим звеном в цепочке основателей
еврейского народа, Ишмаэль положил начало арабским племенам ишмаэлитов.
Авраам, узнав от Всевышнего, что у него родится сын Ицхак, сказал, что будет
удовлетворен и тогда, если сын Ишмаэль пойдет путями Всевышнего; и обещание,
что он, Авраам, будет отцом великой нации, сбудется через Ишмаэля. Нетрудно
понять чувства Авраама: мать Ишмаэля, Агарь, строго соблюдала принципы веры
Авраама. Более того, бывшая принцесса могущественного царства - дочь фараона,
царя Египта, она оставила царский дворец и стала служанкой Сарры, чтобы войти
в семью Авраама.
Несомненно, она воспитывала Ишмаэля в дvхе истинной веры, но Всевышний сказал
Аврааму: "по Ицхаку будет называться твое потомство". Чтобы понять эти слова
Всевышнего, вспомним обстоятельства рождения Ицхака - оно было чудом: Авраам
и Сара были слишком стары, чтобы иметь детей. Никто не верил, что такое может
случиться, и сам Авраам не считал себя достойным такого великого чуда.
Отличие между сыновьями Авраама заключалось не только в обстоятельствах, сопутствующих
рождению каждого из них, но и в исполнении заповеди обрезания. По еврейским
законам, совершеннолетие наступает в 13 лет - с этого момента человек несет
ответственность за свои поступки, он становится Бар-Мицва - т.е. отныне обязан
соблюдать все заповеди. Ицхак же был обрезан, когда ему было 8 дней от роду!
Его не спрашивали. Его разум и интеллект пребывали в младенческом состоянии,
когда он был приобщен к вечному Завету с Всевышним.
Ишмаэль в своем поведении руководствовался разумом и интеллектом. В тринадцать
лет разум указал ему заключить завет с Всевышним. Позднее, однако, этот же самый
разум убедил его вести себя иначе, и поэтому его пришлось отослать из дома Авраама.
Всевыыиний настаивал на том, что основать еврейский народ должен Ицхак, ибо
само его рождение произошло вопреки законам природы, а вечный завет с Всевьтшним
был заключен в возрасте 8 дней, когда его разум не имел "права голоса". Поэтому
связь Ицхака с Всевышним была сильнее разума.
Из этого мы можем извлечь важный урок: не следует полагаться на то, что наши
дети сами изберут верный путь, когда достигнут возраста зрелости и разума. Мы
должны обеспечить им подлинное и всестороннее еврейское образование и воспитание
с самого раннего возраста.
Нашей молодежи надо объяснять, что она принадлежит к древнейшему народу, соблюдающему
древние законы Торы, прошедшему через века преследований, лишений и суровых
испытаний, что само наше непрерывное существование можно объяснить только чудом.
Поэтому излишне придавать слишком большое значение "законам природы": они никогда
не властвовали над еврейским народом.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха