Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"

ПУТЬ ДУШИ

Глава Торы, читаемая на этой неделе, открывается повелением Всевышнего Аврааму:
"Иди из своей земли, из места, где ты родился, и из дома отца твоего в землю,
которую Я укажу тебе". Повеление покинуть дом и отправиться в чужую землю было
одним из десяти тяжелейших испытаний, которые Б-г послал Аврааму.


  


В учении хасидизма странствования Авраама сравниваются с вынужденным нисхождением
Б-жественной души из духовного мира в физическое тело. Как говорят Мудрецы Талмуда,
"каждая душа жила в присутствии Его Б-жественного Величества, прежде чем спуститься
на нашу землю". Это подчеркивает сущность природы души, ее святость и чистоту
и полное отчуждение от всего материального и физического. Душа сама по себе,
по своей природе, не испытывает материальных желании и искушений, которые возникают
только от физического тела и "животной души".

Тем не менее, по Воле Создателя, душа, которая является "частицей Всевышнего",
должна покинуть свои "дом" и "дом своего отца", отправиться в путь и спуститься
в грубый физический мир, чтобы провести долгие годы в неразрывном союзе с физическим
телом, - в состоянии, противном ее природе. Душа должна пройти через все это
ради выполнения возложенной на нее Б-жественной миссии - очистить и возвысить
физическое тело и его окружение посредством жизни, посвященной Торе и заповедям.

Когда душа исполняет эту миссию, преходящие боль и страдания, связанные с нисхождением
души и жизнью на земле, не только оправдываются, но и неизмеримо перевешиваются
великой наградой - вечным счастьем, которым душа наслаждается после завершения
своей миссии на земле.

В свете вышесказанного можно понять, какую трагедию порождает пренебрежение
человеком миссией души на земле. Этим он обрекает душу на бесполезные страдания,
лишая ее вознаграждения вечным счастьем, которое ей уготовил Всевышний. Даже
в редкие моменты изучения Торы и выполнения Заповедей человеку часто не хватает
истинного энтузиазма и внутренней радости, если он не осознает, что это как
раз те виды деятельности, которые оправдывают его существование.


  

Человек, осознавший великую ценность Торы и заповедей, посредством которых можно
достичь совершенства души и выполнить Б-жественное предназначение, вопреки многим
препятствиям и помехам, которые всегда сопутствуют нам в этом мире, ощутит настоящую
радость по поводу предназначенной ему судьбы и сможет жить согласно предписанию,
которое Баал-Шем-Тов сделал одним из основных принципов хасидизма: "Служи Всевышнему
с радостью".

 "ЗНАТОК - САПОЖНИК"

В связи с началом нового учебного года уместно серьезно подумать об образовании
наших детей. В частности, следует оценить квалификацию учителей, а также тех,
кто занимает руководящие должности в еврейских учебных заведениях. Их способности
и взгляды определяют качество и количество обучения Торе, которое получат наши
дети. Они составляют учебные планы, выбирают тексты; они решают, чте должны,
а что не должны учить дети. Учителям и администраторам, которых мы сочли специалистами
в вопросах образования, была передоверена нами одна из самых серьезных обязанностей
- обучение Торе наших детей.


  
Что касается профессионального мастерства, Любавичский Ребе Король Мошиах рассказывает
следующую хасидскую историю.

Дело происходило во времена смуты и волнений в Восточной Европе. Еврейские погромы
были обычным явлением; евреи несли огромные человеческие и материальные потери.
Во время одного из погромов в маленьком русском городке крестьянин отнял у беззащитного
еврея все его имущество, в том числе бархатный мешочек, в котором нашел две
маленькие черные кожаные коробочки с длинным тонким кожаным ремнем, обернутым
вокруг них. Это были, конечно, тфилин (филактерии), но крестьянин даже и представить
себе не мог, что это такое. Он решил, что в следующий раз, когда поедет в город,
попытаться продать эти странные предметы на рынке.

Несколько недель спустя этот крестьянин отправился в город, на рынок, и стал
торговать вещами, добытыми во время погрома. Среди них были и тфилин. Случайно
проходивший мимо еврей-купец, заметил тфилин в грубых руках вора и сразу понял,
что они украдены: русские кpеcтьяне не покупали тфилин! "Негодяй, наверное украл
их у какого-нибудь еврея во время погрома", - подумал купец. Он подошел к крестьянину,
указал на тфилин и спросил его тоном обввнителя: "Откуда ты взял эти вещи? У
кого ты их украл?"

Вор оказался в затруднительном положении. Ему нужно было быстро ответить. Он
решил, что это, скорее всего, какой-то вид обуви - иначе почему они сделаны
из толстой кожи? Выпрямившись во весь рост, он ответил с деланным негодованием:
"Как ты смеешь обвинять меня в воровстве? С чего ты решил, что я их взял у кого-то?
Да я сам - сапожник!" Вор не мог понять, почему проходившие мимо евреи, которые
остановились, чтобы послушать его оправдания, разразились горьким смехом.


  
Как правило, человек не станет давать советы или выступать с критикой, если
он не является специалистом в этой области, иначе каждый поймет, что на самом
деле он - невежда или мошенник. Если бы выпускник средней школы, прошедший только
курс элементарной физики, пытался критиковать новейшие теории в этой области,
то его советы, идеи физикам-профессионалам вызвали бы только смех...

С другой стороны, в вопросах Торы и иудаизма нам постоянно навязывают теории
и философские рассуждения "сапожников от образования", которые не могут отличить
тфилин от ботинок. Каждый из них считает себя специалистом в области иудаизма,
имеет собственное мнение о том, какие части Торы "хороши" и "логичны", а какие
- нет и решает, какие заповеди по-прежнему имеют смысл, а какие "давно устарели".

Неприятно слышать подобные мнения во время академических теоретических дискуссий,
но настоящая опасность возникает в тот момент, когда "сапожники", которые весьма
далеки от иудаизма и никогда сами не изучали Тору, начинают принимать решения
по поводу обучения Торе наших детей.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное