НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
ПУТЬ ДУШИ
Глава Торы, читаемая на этой неделе, открывается повелением Всевышнего Аврааму:
"Иди из своей земли, из места, где ты родился, и из дома отца твоего в землю,
которую Я укажу тебе". Повеление покинуть дом и отправиться в чужую землю было
одним из десяти тяжелейших испытаний, которые Б-г послал Аврааму.
В учении хасидизма странствования Авраама сравниваются с вынужденным нисхождением
Б-жественной души из духовного мира в физическое тело. Как говорят Мудрецы Талмуда,
"каждая душа жила в присутствии Его Б-жественного Величества, прежде чем спуститься
на нашу землю". Это подчеркивает сущность природы души, ее святость и чистоту
и полное отчуждение от всего материального и физического. Душа сама по себе,
по своей природе, не испытывает материальных желании и искушений, которые возникают
только от физического тела и "животной души".
Тем не менее, по Воле Создателя, душа, которая является "частицей Всевышнего",
должна покинуть свои "дом" и "дом своего отца", отправиться в путь и спуститься
в грубый физический мир, чтобы провести долгие годы в неразрывном союзе с физическим
телом, - в состоянии, противном ее природе. Душа должна пройти через все это
ради выполнения возложенной на нее Б-жественной миссии - очистить и возвысить
физическое тело и его окружение посредством жизни, посвященной Торе и заповедям.
Когда душа исполняет эту миссию, преходящие боль и страдания, связанные с нисхождением
души и жизнью на земле, не только оправдываются, но и неизмеримо перевешиваются
великой наградой - вечным счастьем, которым душа наслаждается после завершения
своей миссии на земле.
В свете вышесказанного можно понять, какую трагедию порождает пренебрежение
человеком миссией души на земле. Этим он обрекает душу на бесполезные страдания,
лишая ее вознаграждения вечным счастьем, которое ей уготовил Всевышний. Даже
в редкие моменты изучения Торы и выполнения Заповедей человеку часто не хватает
истинного энтузиазма и внутренней радости, если он не осознает, что это как
раз те виды деятельности, которые оправдывают его существование.
Человек, осознавший великую ценность Торы и заповедей, посредством которых можно
достичь совершенства души и выполнить Б-жественное предназначение, вопреки многим
препятствиям и помехам, которые всегда сопутствуют нам в этом мире, ощутит настоящую
радость по поводу предназначенной ему судьбы и сможет жить согласно предписанию,
которое Баал-Шем-Тов сделал одним из основных принципов хасидизма: "Служи Всевышнему
с радостью".
"ЗНАТОК - САПОЖНИК"
В связи с началом нового учебного года уместно серьезно подумать об образовании
наших детей. В частности, следует оценить квалификацию учителей, а также тех,
кто занимает руководящие должности в еврейских учебных заведениях. Их способности
и взгляды определяют качество и количество обучения Торе, которое получат наши
дети. Они составляют учебные планы, выбирают тексты; они решают, чте должны,
а что не должны учить дети. Учителям и администраторам, которых мы сочли специалистами
в вопросах образования, была передоверена нами одна из самых серьезных обязанностей
- обучение Торе наших детей.
Что касается профессионального мастерства, Любавичский Ребе Король Мошиах рассказывает
следующую хасидскую историю.
Дело происходило во времена смуты и волнений в Восточной Европе. Еврейские погромы
были обычным явлением; евреи несли огромные человеческие и материальные потери.
Во время одного из погромов в маленьком русском городке крестьянин отнял у беззащитного
еврея все его имущество, в том числе бархатный мешочек, в котором нашел две
маленькие черные кожаные коробочки с длинным тонким кожаным ремнем, обернутым
вокруг них. Это были, конечно, тфилин (филактерии), но крестьянин даже и представить
себе не мог, что это такое. Он решил, что в следующий раз, когда поедет в город,
попытаться продать эти странные предметы на рынке.
Несколько недель спустя этот крестьянин отправился в город, на рынок, и стал
торговать вещами, добытыми во время погрома. Среди них были и тфилин. Случайно
проходивший мимо еврей-купец, заметил тфилин в грубых руках вора и сразу понял,
что они украдены: русские кpеcтьяне не покупали тфилин! "Негодяй, наверное украл
их у какого-нибудь еврея во время погрома", - подумал купец. Он подошел к крестьянину,
указал на тфилин и спросил его тоном обввнителя: "Откуда ты взял эти вещи? У
кого ты их украл?"
Вор оказался в затруднительном положении. Ему нужно было быстро ответить. Он
решил, что это, скорее всего, какой-то вид обуви - иначе почему они сделаны
из толстой кожи? Выпрямившись во весь рост, он ответил с деланным негодованием:
"Как ты смеешь обвинять меня в воровстве? С чего ты решил, что я их взял у кого-то?
Да я сам - сапожник!" Вор не мог понять, почему проходившие мимо евреи, которые
остановились, чтобы послушать его оправдания, разразились горьким смехом.
Как правило, человек не станет давать советы или выступать с критикой, если
он не является специалистом в этой области, иначе каждый поймет, что на самом
деле он - невежда или мошенник. Если бы выпускник средней школы, прошедший только
курс элементарной физики, пытался критиковать новейшие теории в этой области,
то его советы, идеи физикам-профессионалам вызвали бы только смех...
С другой стороны, в вопросах Торы и иудаизма нам постоянно навязывают теории
и философские рассуждения "сапожников от образования", которые не могут отличить
тфилин от ботинок. Каждый из них считает себя специалистом в области иудаизма,
имеет собственное мнение о том, какие части Торы "хороши" и "логичны", а какие
- нет и решает, какие заповеди по-прежнему имеют смысл, а какие "давно устарели".
Неприятно слышать подобные мнения во время академических теоретических дискуссий,
но настоящая опасность возникает в тот момент, когда "сапожники", которые весьма
далеки от иудаизма и никогда сами не изучали Тору, начинают принимать решения
по поводу обучения Торе наших детей.