НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ХАЕЙ САРА"
ОТЦЫ И ДЕТИ
Глава Торы "Хаей Сара", читаемая на этой неделе, рассказывает о том, как Элиэзер,
слуга Авраама, отправился в путешествие, чтобы найти невесту Ицхаку. В Торе
сказано: "Все имущество его господина находилось в руке его". В своих комментариях
Раши подробно поясняет эту фразу: "Авраам написал Ицхаку дарственную, в которую
включил все, что у него было, чтобы любые родители захотели отдать за Ицхака
свою дочь". Далее в той же главе эта тема звучит в разговоре Элиэзера с родителями
Ривки: "... И родила Сара, жена господина моего, сына господину моему после
того, как состарилась, и отдал ему мой господин все, что есть у него", то есть
Авраам отдал все, что у него было, и остался на старости лет нищим, чтобы найти
своему сыну достойную невесту.
Большие затраты на празднование еврейских свадеб - не редкость; даже в наши
дни в некоторых общинах принято соблюдать обычаи, касающиеся приданого и т.п.
Но весьма редко случается, чтобы отец ради такого события отдал сыну все свое
имущество.
К тому же во время описываемых событий Ицхак был уже не ребенок - по расчетам
Раши, во время путешествия Элиэзера Ицхаку минуло 37 лет. Он вполне мог бы сам
о себе позаботиться. Что касается его духовного развития, Авраам мог не стыдиться
за сына - ведь он по-прежнему был все тем же Ицхаком, который с радостью последовал
за отцом, чтобы выполнить Волю Б-га, - отдать себя в жертву на алтаре на горе
Мориа. Отец воспитал сына в духе самопожертвования и преданности Б-гу; Ицхак
и без богатства нашел бы себе достойную невесту. Почему же Авраам решил отказаться
в пользу Ицхака от всего своего имущества, чтобы найти сыну невесту, которую
тот, скорее всего, нашел бы и без таких жертв?
Тора, как уже не раз упоминалось, - не собрание увлекательных историй. Каждая
деталь, каждое событие, описанное в ней, несет в себе глубокий смысл. В данном
случае отношение Авраама к сыну служит для нас примером того, как нужно относиться
к своим детям. Мы должны с готовностью отдать все, что у нас есть, чтобы обеспечить
будущее своего сына!
Родители и дети живут не в раздельных, изолированных друг от друга мирах. Поколения
тесно связаны между собой, и отец должен приложить все усилия. чтобы не только
обеспечить сыну достойное будущее, но и подготовить его к этому будущему.
А если взрослый сын захочет сам принять решение? Должны ли родители вмешиваться
в жизнь детей: разве недостаточно сделал отец для сына в детстве, воспитывая
ребенка в те годы, когда у него формируется характер. Может, предоставить сыну
самому строить дальше свою жизнь? Где предел самопожертвования, требуемого от
родителей?
На все эти вопросы отвечает поступок Авраама. Долг отца перед сыном не ограничен
сроками, и пределов самопожертвованию нет. Поколения детей и родителей навечно
связаны между собой.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха