НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "НОАХ" - ТОРА И МИРОЗДАНИЕ - В СВЕТЕ ХАСИДИЗМА
В главе Торы "Hoax" рассказывается о том, как человек не сумел наполнить праведностью
свою повседневную жизнь: за исключением Ноаха и его семьи, целое поколение их
современников нарушило Б-жественные заповеди и погрязло в грехах. В результате
на них обрушился всемирный потоп. В каком-то смысле мы все спаслись от гибели
в этом потопе, и неделя, когда читают главу "Hoax", - самое подходящее время,
чтобы очень серьезно задуматься над тем, как избежать повторения ошибок поколения
Ноаха. Мы должны уяснить суть учения Торы и понять, как она связана со Вселенной‚
в которой мы живем, а также с каждым из нас и со всем еврейским народом. Тогда
мы сумеем сделать правильные выводы, которыми будем руководствоваться в нашей
повседневной жизни, Рассмотрим эту тему с позиции хасидизма.
ТОРА И ЖИЗНЬ
Священная Тора - это не собрание законов, предусматривающих только особые случаи
жизни. Тора охватывает все без исключения аспекты жизни еврея - от рождения
и до самой смерти, в том числе и самые, казалось бы, незначительные мелочи,
составляющие нашу повседневную жизнь. Именно в этом заключается смысл выражения
Торат Хаим - Тора Жизни: Тора - это Закон жизни. Каковы же основы этой идеи
с точки зрения хасидизма?
ТОРА И МИРОЗДАНИЕ
Тора включает в себя всю совокупность Мироздания. Прежде чем приступить к строительству
здания, архитектор готовит чертежи, в которых учтены все без исключения детали
проекта. Точно так же Создатель пользовался Торой как рабочими чертежами Мироздания
- вплоть до мельчайших частиц неодушевденного материального мира.
ХАСИДСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Баал-Шем-Тов дал интерпретацию стиха "Навеки‚ Б-же, слово Твое утверждено на
небесах", в котором сформулировано одно из основных положений хасидизма: все
без исключения на небесах и на земле - вплоть до мельчайших частиц существует
лишь благодаря Слову Б-га (и сказал Всевышний при сотворении: "Да будет твердь...
да будет свет...") - и всем остальным Б-жественным повелениям. Слово Б-га творило,
творит и наполняет жизнью все сущее непрерывно, безостановочно, каждое мгновение.
Из этого следует другое основное положение хасидизма, касающееся особого Б-жественного
Провидения.
Б-Г И МИРОЗДАНИЕ
Непосредственное знание и Провидение Б-га распространяется на все сущее без
исключения - от каждого отдельного человека - венца Творения - до ничтожнейших
частиц неодушевленного мира. Это Б-жественное Провидение на иврите обозначается
словами Ашгаха Пратит. Осознав это понятие, мы можем сделать два практических
вывода.
Прежде всего, каждый еврей обязан служить Всевышнему во всех проявлениях и аспектах
как своей повседневной жизни, так и жизни своего окружения. Служение Б-гу должно
начинаться е изучения Торы и 613 Б-жественных предписаний и распространяться
на такие простейшие формы повседневной жизни, как еда. питье, сон и т.д.
Кроме того, не бывает так, чтобы человек случайно стал свидетелем какого-либо
события или в какой-то момент оказался в определенном месте без всяких на то
причин. В мире ничего не происходит случайно. Каждое событие или поступок являются
звеном в цепи других событий и поступков. Таким образом, служение Б-гу должно
начинаться с изучения источников, из которых еврей будет черпать в дальнейшем
вдохновение для безукоризненного исполнения жизнетворных заповедей.
В свете сказанного понятно философское основание тезиса о том, что Тора охватывает
всю совокупность еврейской жизни. Человек, который строит свою повседневную
жизнь в соответствии с учением Торы, уподобляется праведному Ноаху и избегает
трагических ошибок, совершенных его поколением.