Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ЛЕХ ЛЕХА"
1. Наш праотец Авраам прошел десять испытаний1. Одно из первых испытаний было
в Ур-Касдиме2, однако это испытание прямо не упоминается в Торе3, оно только
указано намеком. Первое испытание, о котором говорится в Торе, это "Уходи из
страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего".

Можно это объяснить тем, что в словах "уходи..." содержится указание в служении
Б-гу для каждого человека - как на уровне служения сверху вниз и снизу вверх4,
так и в самом служении внизу5.

1. Авот, 5:3. См. Пиркей дераби Элиэзер, 26-31 и замечания р. Давида Лурье к
этому месту.
2. За борьбу с идолопоклонством его бросили в горящую печь, из которой он вышел
невредимым.
3. Упомянут лишь Ур-Касдим, Брейшит, 11:28. См. Раши там же и к Врейшит, 15:7.
4. См. Тора ор, начало гл. Лех леха, стр. 11а; Торат хаим, Лех леха.
5. Сверху вниз - имеется в виду нисхождение души от ее высокого источника для
облечения в физическое тело; снизу вверх - возвышение души, к которому приводит
само ее нисхождение и ее действие в теле и в физическом мире; внизу - в нижнем
мире, очищение всего и возвышение всего к Б-гу, что придает душе возможность
еще большего возвышения. Авраам - олицетворение души (см. Зоар, ч. 1, стр. 122б
и др.).

2. Вкратце это означает следующее. В нисхождении души и в ее облечении внизу
в тело мы видим два противоположных аспекта.

а) "Не по своей воле ты живешь"6 - душа привлекается к телу под принуждением.
До облечения в тело душа "высечена из-под Трона Славы", и это еще низкая ступень
для души. Есть и более высокая ступень происхождения души, о ней в (утренней)
молитве сказано "чиста она". Есть ступени и еще выше.

Сойти к миру для души - это глубочайший спуск вниз. Ребе, мой тесть, объясняет7,
что перед тем, как она спустится, душе показывают Ган Эден (рай) и ад, чтобы
она знала, что ей предстоит в мире. Поэтому нисхождение души для оживления тела
происходит по принуждению - "не по своей воле ты живешь".

б) Но, с другой стороны, несмотря на то, что нисхождение так велико, именно
нисхождением душа достигает еще более высокой ступени, чем та, на которой она
была прежде, как говорится "нисхождение ради восхождения"8.

6. Авот, 4:22. Телесная жизнь навязана душе. Сама по себе душа не хочет покидать
свою чистую жизнь Наверху и вступать в связь с телесным.
7. Беседа в праздник Шавуот 5694 г., п. 17 и далее.
8. Ликутей Topa, Бэap, стр. 41а и в др. местах. Опубликована в Ликутей дибурим,
т. 1, стр. 337 и далее.

3. В стихе "Уходи из cтpaны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну,
которую Я укажу тебе" содержится намек на эти два аспектa.

"...Из страны твоей" означает, что душа находилась в категории Высшего Желания
(Б-га). Этот уровень выше того уровня, о котором идет речь в книге "Тания",
часть 1, глава 2 (душа происходит от Высшей Мудрости, о которой сказано: "Он
и Его Мудрость едины"), ибо Желание выше Мудрости9.

Сказано также в книге "Тания" (часть 1, глава 32), что "все (души) равны, и
один Отец у всех". Все равны - со стороны Желания, а один Отец у всех - со стороны
Мудрости.

"...От родни твоей и из дома отца твоего" - так как душа находится в сфирот
Хохма и Бина10 - ведь "рождение" происходит от отца и матери, Хохма называется
"отец", а Бина - "мать"11.

"...От родни твоей" означает, что душа находится на уровне сфиры Хохма, а из
"дома отца твоего - что она находится на уровне сфиры Бина, ибо Хохма, как уже
говорилось, - отец, а "дом отца", помещение, где находится отец - это Бина.

Иными словами, "...от родни твоей" соединяет в себе обе сфиры: как Хохму, так
и Бину, - которые являются категорией порождающих. А "дом отца твоего" находится
в сфире Малхут.

Еще проще: "...из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего" означают
парцуфы Бина, За и Нукба12.

Три вышеупомянутые ступени в душе можно проследить также в последовательности
миров: "...из страны твоей" - душа находится выше мира Ацилут13, "от родни твоей"
- она находится в мире Ацилут, ибо корень (источник) всех душ - в мире Ацилут14,
а в мире Ацилут светит Хохма15 - буква "йод" имени Авайе16. "...Из дома отца
твоего" - душа нисходит в мир Брия17, в котором светит сфира Бина18, а Малхут
мира Ацилут становится кетером мира Брия192.

И так говорят наверху душе: "Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома
отца твоего", - она должна покинуть свой корень и источник и спуститься по всем
вышеупомянутым ступеням, пока не достигнет своего назначения, о котором сказано
"...в страну, которую Я укажу тебе", то есть она должна облечься в земное физическое
телo, ибо только в этом материальном теле она достигнет более высокого восхождения.

Мы говорим в утренних молитвах: "Душа, которую Ты даровал мне, чиста..." и "Ты
поддерживаешь ее существование во мне...". Под словом "чиста" имеется в виду
уровень души в мире Ацилут, уровень "которую Ты даровал мне - еще выше. И все
же душа нисходит вниз в состояние, о котором сказано (там же): "Ты ее сотворил"
- мир Брия20, "Ты создал ее" (буквально "сформировал") - мир Йецира21, и, наконец,
"Ты вдохнул ее в меня", в физическое тело. И именно через "Ты вдохнул ее в меня"
она достигает состояния "и Ты поддерживаешь ее существование во мне" - поддержка,
привлекаемая от корня души, который еще выше, чем уровень, обо значаемый словом
"чиста" (намного выше мира Ацилут), и даже выше состояния "Ты даровал мне" (выше
мира Ацилут), ибо то, что охраняет, сильнее того, что оно охраняет.

И это означают слова "в страну. которую Я укажу тебе" - которую Я (сама сущность
Б-га) укажу тебе, ибо именно здесь, внизу, в этом мире, можно достичь Его сущности,
как сказано в книге "Тания" (часть 1, гл. 4): "Мысль не постигает Тебя", если
только она не облекается в Тору и ее заповеди, о которых сказано, чтo они "не
на небесах"22, в этом, материальном мире.

9. Ликутей Тора, Тазриа, стр. 24а; Бемидбар, стр. 12а; Дерех мицвотеха, стр.
99. Желание связано со сфирой Кетер, которая выше сфиры Хохма (Мудрости).
10. Б-г пожелал создать все согласно построению из десяти. Так верхние духовные
и Б-жественные миры состоят из десяти сфирот (Б-жественных категорий влияния,
источников душ). Все в мире построено согласно этому построению. Так в душе
человека десять сфирот: это три силы интеллекта (Хохма, Вина и Даат - мудрость,
понимание, знание), шесть сфирот, соответствующие эмоциям (Хесед - доброта и
любовь, Гвура - ограничение доброты и суд, Тиферет - слияние этих двух в одно,
милосердие и красота и т. д.), и сфира Малхут, соответствующая области действия.
Можно проследить десять сфирот и в теле человека: правое и левое полушарие -
Хохма, Бина и т. д. Этой общей исходной структуре творения все обязано своей
схожестью, например, анатомическое строение человека и животных.
11. Так как их единение порождает эмоции и действие - "сына" и "дочь" на языке
Каббалы и теории хасидизма. Тания, ч. 1, гл. 3; Торат хаим, Брейшит, статья
Вайицер.
12. Зоар, ч. 1, стр. 77а; Торат хаим, Брейшит, статья Вайицер, п. 51. Парцуф
- полное построение, когда сфира в свою очередь строится из десяти сфирот, каждая
из этих десяти - имеет в себе десять сфирот и т. д. За - шесть сфирот эмоций.
Нукба (на арамейском языке "женское начало"") - сфира Малхут. По отношению к
За она - женское начало.
13. Самый нижний Б-жественный мир, источник Сотворения.
14. См. Ликутей Тора, Шир а-ширим, второе объяснение понятия яноми, стр. 19,
1.
15. Мудрость (Хохма) обладает свойством неощущения самой себя. Поэтому в этой
сфире светит Свет Эйн Софа (Б-га), так как он может светить только в том, что
целиком отдано ему и не имеет собственного существования. А через Хохму Свет
Эйн Софа светит и во всех остальных мирах мира Ацилут, совершенно единых с Б-жественным.
16. Имя Авайе состоит из четырех букв - "эй". Из них острие буквы "йод" соответствует
сфире Кетер, первая буква "йод" соответствует сфире Хохма, верхняя буква "эй"
- сфире Бина, буква "вав" соответствует За и нижняя буква "эй" - Малхут. См.
р. Хаим Виталь, Шаарей кдуша, 3:1,2; Мево шеарим 4:1,2.
17. Первый из сотворенных миров. В нем почти нет зла, преобладает добро. В нем
нет существования, а только его возможность. Материя в нем находится в элементарном
состоянии.
18. Тикуней Зоар, 4; ср. Тания, ч. 1, гл. 39.
19. Тора ор, Ваера, стр. 14а; Ликутей Тора, Шлах, стр. 39б. На всякой ступени
сфира Малхут связывает два мира и есть в ней два состояния. То, как она относится
к верхнему миру, а в нем она самая нижняя сфира, и то, как она относится к нижнему
миру. Она становится кетером (венцом) этого мира, т.е. сфирой, которая выше
начала этого мира.
20. Брия - от слова Бара ("сотворил из ничего").
21. Второй (следующий за Брия) сотворенный мир. В нем создаваемое обретает форму.
В этом мире столько же добра, cкoлькo и зла.
22. Дварим, 30:11,12: "Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня...
не на небесах она". См. Бава мециа, 59б.

4. И после того, как душа исполнит веление "Уходи из страны твоей...", сверху
вниз, спустившись с высоких ступеней, и облечется в физическое тело, она получает
силу, помогающую ей выполнить все это - "Уходи из страны твоей... в страну,
которую Я укажу тебе", согласно второму объяснению, говорящему, что это происходит
снизу вверх.

Первым человек получает влечение к дурному. Он получает это, как только выйдет
из лона матери23. И нужно иметь силы, чтобы преодолеть его. Но, когда душа прибывает
вниз, ей дают такую силу, чтобы она могла "уйти из страны своей", - слово эрец
("страна") происходит от слова раца ("желать")24, чтобы она смогла уйти от желаний
животной души, "и от родни" - преодолеть суждения, которых она набирается, пользуясь
умом, связанным с материальным миром, и свои мирские чувства, "и из дома отца..."
- от всего, что она получает неподходящим воспитанием и в силу своих привычек25.
От всего этого человек должен уйти и направиться "к стране, которую Я укажу
тебе" - в синагогу и в бейт-мидраш26, где властвует Б-жественная душа. И это
сведет на нет его естественные, связанные с миром, желания, суждения естественного
ума, эмоции и привычки его животной души.

23. Брейшит раба, 34:10.
24. Брейшит раба, 5:8.
25. Ср. конец Лех леха 5667 (Йом тов шель Рош а-Шана 5666, изд-во "Кеат", 1976,
стр. 397 и далее).
26. В синагоге только молятся, а в бейт-мидраше молятся и изучают Тору.

5. После того, как душа выполнила это служение - ушла "из страны твоей, от родни
твоей и из дома отца твоего", то есть из-под власти животной души, от нее требуется
служение еще более высокого порядка - уйти "из страны твоей, от родни твоей
и из дома отца твоего..." также и в области влияния Б-жественной души.

"Из страны твоей" - из желаний Б-жественной души, "от родни твоей" - из области
сфиры Хохма (мудрости) Б-жественной души, и "из дома отца твоего - из области
размышления (Бина) о святом - "в страну, которую Я укажу - дойти до ступени,
которая выше разумного понимания, к перцепции и видения сфиры Хохма - внутреннее
абы27, которая выше разума, даже разума сфиры Хохма.


Из беседы в день 13 тамуза 5714 г. (1954 г.)
27. Имеется в виду внутренняя ступень разума (Хохмы, назы ваемой аба, "отец"),
ступень, когда разум "видит" постигаемое.

6. Ребе, мой тесть, много раз говорил о том, что еврей связaн с Торой, и то,
что Тора поделена на главы, означает: прочтя недельную главу Торы, можно сделать
вывод о том, как вести себя во всем, что происходит в течение этой недели.

7. В сегодняшней главе Торы содержится рассказ о рождении Ишмаэля и Ицхака.
Люди надеются, что дети будут залогом существования в будущем их принципов и
образа жизни. Тора рассказывает, что Б-г дал Аврааму двух сыновей - сначала
Ишмаэля, а затем Ицхака. Когда Всевышний обещал Аврааму, что у него родится
Ицхак, у того уже был Ишмаэль. Авраам сказал Всевышнему: "Лишь бы Ишмаэль жил
перед Тобой"28. То есть он был бы рад, даже если бы Ицхак не родился, только
бы Ишмаэль жил перед Тобой, вел себя как полагается и шел по путям Всевышнего.
На это Всевышний ответил ему: "Нет, у тебя родится именно Ицхак, в этом будет
заключаться твоя подлинная радость. Поскольку ты просишь за Ишмаэля - "И об
Ишмаэле услышал Я тебя"29 - от него тебе также будет радость, но ты не можешь
этим удовлетвориться, "ибо в Ицхаке наречется тебе род30".

28. Брейшит, 17:18.
29. Брейшит, 17:20.
30. Брейшит, 21:12.

8. Авраму было девяносто девять лет, когда ему был обещан Ицхак. Десятки лет
он служил Б-гу и прошел много испытаний. Он понимал, что значит радость от детей.
Когда просил "лишь бы Ишмаэль жил перед Тобой", это была просьба, чтобы Ишмаэль
шел путями Всевышнего, которые он - Авраам - ему укажет, пока у него не будет
от него такая радость, какая соответствует тому, чего Авраам ожидает. И все
же Всевышний говорит ему, что истинную радость он найдет только в Ицхаке.

В Мидраше говорится, что мать Ишмаэля, Агар, была очень набожной, до такой степени,
что ее поступки соответствовали служению в Иерусалимском Храме. Поэтому ее называли
Ктура31. В ней была самоотверженность, как рассказывают наши мудрецы32. Агар
была дочерью египетского царя, фараона, властителя одной из самых могущественных
монархий того времени, и все же она пожелала покинуть царский дворец и стать
служанкой Capы, только бы быть в доме Авраама. Понятно, что и сын, Ишмаэль,
был воспитан ею в соответствии с ее принципами.

Этим объясняется, почему Авраам xoтeл удовлетвориться одним Ишмаэлем, надеясь,
что от него ему будет настоящая радость. Но в связи с этим еще труднее понять,
почему Всевышний сказал ему: "В Ицхаке наречется тебе род".

31. Танхума, Хаей Сара, п. 8. Это имя созвучно со словом кторет ("воскурение"),
а, как известно, одним из элементов служения в Храме было воскурение ароматов.
32. Брейшит раба. 45:1.

9. Вот в чем заключалась разница между Ишмаэлем и Ицхаком: Ишмаэль родился обычным,
не чудесным образом, а рождение Ицхака было чудом. Авраам и Сара не могли в
своеЙ старости иметь еще ребенка. Никто не верил, что подобное может произойти.
Даже сам Авраам не поверил, что Всевышний явит ему такое чудо.

Но было еще одно различие между Ишмаэлем и Ицхаком - их обрезание, единственная
особая заповедь, в силу которой (до дарования Торы) могла образоваться связь
с Б-гом.

Ишмаэль был обрезан в возрасте тринадцати лет. К тринадцати годам человек уже
обладает разумом, поэтому в этом возрасте он становится ответственным перед
Б-гом зa исполнение заповедей33, ибо тогда уже можно полагаться на поведение
человека. Ишмаэль сам решил вступить в связь с Б-гом - он прошел обрезание.

Ицхака обрезали, когда ему исполнилось восемь дней. Восьмидневного ребенка не
спрашивают. И все же его, еще младенца, ввели в союз с Б-гом, в такой союз и
в такую связь, которую ничто не могло разорвать - вечная связь, как она названа
в стихе Торы34.

33. Авот, 5:21; Кунтрес а-тфила. гл. 5.
34. Брейшит. 17:13.

10. Из этих двух различий между Ишмаэлем и Ицхаком следует: а) сверхъестественное,
чудесное рождение Ицхака противопоставляется естественному рождению Ишмаэля
и б) связь Ицхака с Б-гом выше разума, в то время как связь Ишмаэля с Б-гом
соответствовала его разуму. Исходя из этого, можно понять, почему подлинная
радость Авраама была от Ицхака.

Ребенок рождается и растет под надзором родителей, его опекают на каждом шагу,
растят его так, чтобы он обладал подлинным пониманием всего в этом мире, и,
исходя из этого понимания, он вступает в связь со Всевышним - это путь Ишмаэля.
Он рос под надзором нашего праотца Авраама, в его доме, его верно воспитывали,
он обладал правильно направленным умом и понимал, что нужно быть связанным с
Б-гом.

Но на это нельзя полагаться. Все еврейство основано на разуме, на понимании,
но нельзя знать, как на это повлияют изменения, происходящие в жизни. И до того,
как что-нибудь изменится, нельзя знать, насколько человек проникнется еврейством,
в полной ли мере или же оно будет ограничено тем, что будет соответствовать
его пониманию. Потому и Ишмаэля, как только коснулся вопрос о его наследстве35,
уже нельзя было держать в доме Авраама, и Всевышний велел его выгнать, ибо "в
Ицхаке наречется тебе род"36.

Всевышний ясно указал: когда речь идет о том, чтобы поставить на ноги поколения
евреев, нельзя подходить к этому с обычной меркой. Существование и назначение
евреев - выше природы. У евреев уже с рождения начинается чудесное, еврей не
считается с природой.

Всевышний сказал Авраму: настоящую еврейскую ра дость можно иметь только от
такого ребенка, рождение и жизнь которого после рождения происходят Б-жественным
образом. А когда ему исполняется восемь дней, то есть сразу же, когда возникает
возможность это сделать, его ставят в связь со Всевышним, через брит олам, вечную
связь, хотя он еще ничего не понимает и нельзя его спросить, согласен ли он.

В таком ребенке еврейство будет не только интеллектуальным, в нем будет и самопожертвование.
От такого ребенка можно иметь подлинную еврейскую радость.

35. Тосефта, Сота, 4:3. При рождении Ицхака было много радости, но Ишмаэль сказал:
"Глупцы! Я первородный сын, и я получу двойное наследство". Гуляя в поле, Ишмаэль,
как бы играя, пускал стрелы в Ицхака, на самом деле намереваясь убить его и
обеспечить себе наследство. См. также Брейшит раба, 53:Р и Раши к Брейшит. 21:9.
36. См. Таргум Ионатан к этому месту.

11. Тора не является, упаси Б-г, сборником рассказов, Тора вечна. Доказательство
этого - то, что каждый год ее читают вновь и вновь, начиная с книги Брейшит.
В том, что рассказывается в главах Торы, содержатся указания, касающиеся любого
времени и любого места, - как еврей должен себя вести себя дома, в обществе
и в общине, всегда и везде.

Так и рассказанное в этой главе содержит указание о жизни вообще и особенно
о еврейском воспитании, и это - основное ее содержание.

12. Некоторые считают, что воспитание состоит в том, чтобы ждать, пока ребенок
вырастет и сам своим умом поймет, как себя вести, надеясь, что они, потомки
Аврама, Ицхака и Яакова, сами придут к осознанию еврейства. Но сколько бы человек
ни старался, разум не тот путь, который связывает со Всевышним. Ко Всевышнему
ведет только самопожертвование.

13. Вывод таков: нельзя считать, что можно дать ребенку "разбавленное водой"
еврейство, а затем, когда он вырастет, ему дадут больше. Это было бы правильным,
если бы шла речь о том, что целиком зависит от разума. Еврейское воспитание
должно строиться иначе. Едва ребенку исполнится восемь дней, ему уже нужно дать
сильную дозу еврейства, его уже нужно ввести в вечную связь со Всевышним, не
на год, не на десять или двадцать лет, а в вечный союз.

14. Что значит "дать сильную дозу еврейства"? Нужно рассказывать детям с самого
раннего возраста о том, что еврейский народ вообще и, разумеется, каждый еврей
в отдельности не связаны с естественным ходом природы. Нельзя строить жизнь
на расчетах. Тот, кто является частью народа, возникшего чудесным, а не естественным
образом, тот, кто происходит от самого древнего народа, имеющего самое древнее
учение (Тору), народа, прошедшегo через такие испытания, само существование
которого - сплошное чудо, тот не связан ни с какими расчетами и не должен о
них думать.

Еврейский ребенок, которого ставят на верный путь уже с раннего возраста, должен
знать, что еврей выше расчетов и что он связан со Всевышним вечной связью. Всевышний
обещает это: "В Ицхаке наречется тебе род", то есть у тебя будет истинная радость
как в духовном, так и в материальном отношении.


Из беседы в день 7 мархешвана 5718 г. (1957 г.)
15. Глава Лех леха читается в течение недели, все дни которой мы живем с нашим
праотцом Аврамом, первым, открывшим канал37 самоотверженности и передавшим это
в наследство всем евреям всех поколений.

Это касается даже прозелитов, ибо они имеют отношение к Аврааму. После перехода
в eврeйствo их называют "сын Aвpaaмa". К Ицхаку и Яакову имеют отношение только
те, кто от них происходит, но к Аврааму имеют отношение и прозелиты. Поэтому
Рамбам‚ пишет в своем известном респонсе38, основанном на сказанном в Иерусалимском
Талмуде39, что и прозелиты могут говорить в молитве, "наши праотцы", так как
наш праотец Авраам - также праотец всех прозелитов. Из этого ясно, что он передал
в наследство силу самоотверженности не только евреям, но и прозелитам. Поэтому
от них требуют исполнять Тору и заповеди с максимальной силой, даже если это
требует самопожертвования40.

Ясно, что неделя, наступающая после чтения главы Лех лexa, должна быть веселой
неделей, ибо в ней говорится о нашем праотце Аврааме после того, как он исполнил
заповедь обрезания, а это нечто очень высокое.

В беседе в Симхат-Тора 5710 года (1949 г.)41 Ребе, мой тесть, говорит о том,
что когда Aвpaaмy было семьдесят лет, он был хозяином всех своих поступков,
ума, "в котором скрыты все суждения"42, что было еще до веления "Уходи..." и,
разумеется, до того, как он совершил обрезание. Понятно, какой ступени он достиг,
исполнив эту заповедь.

Заповедь обрезания связана с понятием рождения. Все, чего Авраам достиг, исполнив
заповедь обрезания, имеет отношение к сотворенным, поэтому он мог постичь их
собственными силами. Но обрезание - это веление, полученное им Свыше43. Сказано,
что Аврааму обрезание было дано Свыше - "и обрежет Б-г, Всесильный твой, сердце
твое"44. Так и через исполнение заповеди обрезания привлекаются самые высокие
света, которые намного выше сотворенного и всего порядка нисхождения45. Поэтому
обрезание связано с рождением - так как, когда ребенок рождается, он - нечто
новое, раскрытие силы Эйн Софа внизу, как это объясняется в теории хасидизма46.

И потому эта неделя должна быть веселой, должны быть веселыми и последующие
недели, как говорит Ребе, в праздник Симхат-Тора привлекается книзу общий макиф,
содержащий в себе все макифы месяца тишрей47, а от праздника Симхат-Тора - ва
весь год.


Из беседы в субботу главы Лех леха 5711 г. (1950 г.)
37. См. Каашер а-шамаим а-хадашим 5678. Когда праведник делает что-то новое,
он как бы открывает "канал", идя по которому, и все другие люди становятся способными
к этому.
38. Опубликовано в респонсах в книге Сефер аава, изд. Шлезингера, 9.
39. Бикурим, 1:4.
40. Тания, ч. 1, конец гл. 25.
41. См. Кунтрес шмини-Ацерет 5711 (Сефер Мааамарим 5711, стр. 98).
42. Который выше ума, оперирующего понятиями. Тора ор, стр. 11а; Торат хаим,
начало гл. Лех леха, 1.
43. Тора ор, конец гл. Лех леха, стр. 13в.
44. Дварим, 30:6 и далее. Первоначальное имя Авраама состоит из двух слов: ав
("отец") и рам ("возвышенный"). Так как слово "отец" обозначает сфиру Хохма
(мудрость или разум вообще), имя Авраам означает "возвышевнный разум" - столь
возвышенный, что он вне понимания.
45. Постепенное нисхождение Б-жественного влияния (светов) через многие ограничения
и уменьшения света и через спускакющиеся миры вплоть до вашего физического мира,
когда свет уже настолько уменьшен и заслонен, что его может принять физическое.
"Выше поступенного нисхождения" - такой свет, каким он был еще до своего ограничения
и уменьшения.
46. Ликутей Тора, Шир а-ширим, стр. 39; Кунтрес 90, п. 4 (Сефер маамарим, 57а,
стр. 207); Маим рабим, п. 4.
47. Ор макиф - Окружающий свет так высок, что он не может ни во что облечься
в этом мире. Так высок свет, светящий в праздник Сукот, даже будучи макифом,
он облекается внутрь принимающих его.

Из бесед Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное