НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ВАЕРА"
ЕВРЕЙ - ВСЕГДА ЕВРЕЙ
В первых стихах главы Торы "Ваера", читаемой на этой неделе, описана физическая
боль, которую испытывал Авраам - праотец еврейского народа - после обрезания.
Обрезание - завет Авраама с Всевышним - было непреходящим символом "особых отношений"
между потомками Авраама и Б-гом.
Евреи, которые стали народом благодаря Завету Всевышнего с Авраамом, никогда
не были нацией в обычном смысле этого слова, У евреев не было основных условии
и факторов, которые необходимы для формирования нации, и поэтому еврейский народ
остается загадкой для социологов. В отличие от представителей других нации,
которые объединены общей территорией, евреи рассеяны по всему миру, живут в
различных условиях и говорят на разных языках, И тем не менее, все они - евреи.
Безусловно, есть определенные объединяющие их качества, но сами по себе эти
качества еще не могут сделать человека евреем. Несмотря на важное значение,
которое мы придаем беззаветной преданности Торе и исполнению всех 613 Заповедей,
еврей-невежда, не соблюдающий религиозных обрядов, агностик или даже атеист
все равно остается евреем и является таковым перед еврейским Законом.
Человек, родившийся евреем, - даже если внешне у него нет черт, выдающих принадлежность
к еврейскому народу, - тем не менее является евреем. Невольно возникает вопрос:
почему он - еврей, а его сосед-иноверец - возможно, даже более достойный человек,
- не еврей? Какими своими достоинствами он заслужил право быть евреем, какие
свойства определяют его принадлежность Б-гу и своему народу? В чем заключается
этот "фактор отождествления" - столь мощный, что еврей никогда не может отказаться
от него и пренебречь им, даже когда пытается сделать это.
Ответ заключается в том, что принадлежность к еврейству не зависит от личных
убеждений, человеческих качеств и нравственного поведения. Завет Б-га и Его
избрание Своего народа - это нечто неизмеримо большее, нежели просто дружеские
отношения. Эта связь не имеет ничего общего с ситуацией, когда два человека,
приятных и интересных друг другу, завязывают дружбу. Такая дружба основана на
определенных условиях и факторах и поэтому может претерпевать изменения. Именно
разумность дружбы является основной ее слабостью, ибо как только причины, послужившие
ее основой, исчерпаны, ей неизбежно приходит конец: подобная дружба не затрагивает
глубинную суть человека, а лишь отдельные его стороны.
Любовь Б-га к Аврааму и Завет Б-га с Авраамом и его потомками возникли не потому,
что внешне Авраам обладал какими-то приятными качествами и свойствами. Скорее,
это была "любовь к сути", которую испытывает отец к сыну: любовь, рождающаяся
в душе отца не потому, что его привлекают замечательные достоинства сына, -
в сыне он видит частицу самого себя. Такая любовь не слабеет со временем или
с изменением обстоятельств. Точно так же любовь Б-га к еврейскому народу не
зависит от того, заслуживает ли данный конкретный еврей такой любви; любовь
эта - часть его самого, хочет он того или нет. Эта связь настолько сильна, что
даже сам еврей не может ни отречься от принадлежности к своему народу, ни скрыть
ее. А если он и попытается это сделать, всегда найдутся люди, которые напомнят
ему, кто он, - как уже не раз вновь и вновь показывала история.
Принадлежность к еврейству - это нечто большее, чем принадлежность к культуре
или стране, не вопрос мнения, ощущения или "чувств", это - объективный факт.
БАР-МИЦВА
В главе Торы "Ваера", читаемой на этой неделе, повествуется о праздновании Бар-Мицвы
Ицхака - первой Бар-Мицвы, описанной в Торе. В связи с этим уместно поговорить
о том, как зачастую проходит празднование Бар-Мицвы в наше время...
Хотя Бар-Мицва сына наступит только через пару лет, родители проявили "дальновидность":
нашли синагогу, где к мальчику не будут особенно "придираться", а от родителей
не потребуют дотошного соблюдения еврейских обычаев. Ребенок начинает понимать,
что Бар-Мицва - это как окончание школы: в этот день он расстанется с иудаизмом.
Его уговаривали, а точнее - задаривали подарками, чтобы он выучил свой отрывок
из Торы, ("автору"), по всей вероятности, в транслитерации: "ведь так трудно
научиться читать на иврите".
Ребенку объясняют, что вот и его отец в свое время прошел через Бар-Мицву и
стал членом синагоги: он платит членские взносы, иногда даже заходит туда -
и все ради Бар-Мицвы сына! Соседский сын (ненамного старше) тоже праздновал
Бар-Мицву, как же может наш сын обойтись без нее?! Да и коллеги отца по работе
ожидают этого события. В конце концов, все ведь празднуют Бар-Мицву!
Ребенок неглуп, да и чувства у него развиты. Он понимает и чувствует, какова
истинная причина всего этого. Отец полностью занят работой, у матери - свои
неотложные заботы ("подойдет ли эта скатерть для приема гостей?"), и ребенок
предоставлен самому себе. Может ли он всерьез отнестись к Бар-Мицве? Вряд ли,
ибо он не заметил ее влияния ни на поведение родителей, ни на образование, которое
они ему дали.
Мальчику объяснили, что он должен поступить, "как все": отметить Бар-Мицву,
сказать речь, прочесть "автору" - сделать все, что положено, иначе родителям
будет стыдно. Естественно, что его реакция - хлопнуть дверью и самому отправиться
на поиски чего-то более осмысленного. В этих поисках никто ему не помогает,
никто им не руководит. Он знает, что родители никогда не стремились дать ему
настоящее еврейское воспитание, а то немногое, что давали, было продиктовано
желанием ни в чем не уступить соседу.
Он начинает сам задумываться над смыслом Бар-Мицвы. Она была у него в Субботу.
Почему в Субботу? Потому что, говорят ему, Суббота - святой день. Но ведь отец
в этот день продолжает заниматься своими делами, мать ходит по магазинам. В
Субботу они делают все то же самое, что делали в пятницу и будут делать в понедельник
(заметьте: в понедельник, а не в воскресенье, т.к. воскресенье, как известно,
выходной!) "Так почему же Суббота свята?" - продолжает настаивать он.
Находится, конечно, и подходящий ответ. Община наняла на "должность праведника"
раввина, который взял на себя заботы о "святости" всей общины. Он будет соблюдать
Субботу, праздники, изучать Тору. А по Субботам, объясняют мальчику, раввин
читает проповедь. Вот видишь, Суббота действительно святой день...
Удивительно ли, что такое воспитание создает трещину в отношениях между родителями
и детьми? Когда родители в отчаянии спросят сына: "Почему ты нас так опозорил?"
- он им с горечью ответит: "А разве вы дали мне какие-нибудь моральные принципы?
Вы учили меня подражать другим, стараться завоевать их одобрение ничему другому
я у вас не научился!"
Еврею никому не нужно подражать. У него в душе есть Б-жественная искра и подражает
он только Б-гу - никому больше. "Как Он (Б-г) милосерден, так и вы должны быть.
Как Он добр, так и вы должны быть", но это вовсе не механическое подражание,
ибо каждый еврей, проявляя лоброту, выражает тем самым свою истинную природу.
Он не отделен от Б-га и, поступая в подражание Ему, - поступает естественно.
И тогда он будет знать: кто он в действительности есть и чего ему не хватает,
где это искать и где найти себе твердую опору на всю жизнь.