Тот, кто владеет ключом Давида, кто открывает – и никто не закроет,
кто закрывает – и никто не откроет:
8 Я знаю дела твои – и вот,
Я распахнул перед тобой дверь, и никто не сможет закрыть
ее, потому что, хотя у тебя и мало сил, ты сохранил Мое Слово
и не отрекся от Моего имени. (9) И вот, Я даю тебе из собрания
Сатаны тех, кто называет себя евреями, не будучи ими, потому
что они лгут. Смотри, Я сделаю так, что они придут и падут
ниц к твоим ногам и узнают, что Я полюбил тебя. (10) Так как ты сохранил Мое повеление
быть стойким, то и Я сохраню тебя в час испытания,
что грядет для всей вселенной, чтобы испытать жителей земли.
(11) Я скоро приду. Крепко держись того,
что у тебя есть, чтобы никто не отнял у тебя венок. (12) Победителя Я сделаю столпом в Храме
Моего Бога, и он останется там вовеки. Я напишу
на нём имя Моего Бога и имя города Моего Бога –
нового Иерусалима, который нисходит с неба от Моего Бога,
и Мое новое имя. (13) У кого
есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!”
“Вот что говорит Тот, чье имя Аминь,
Свидетель Верный и Истинный, Начаток творения Божьего:
15 Я знаю дела твои, знаю, что ты не холоден
и не горяч. Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим!
(16) Но так как ты только теплый,
а не холодный и не горячий, то Я изрыгну
тебя изо рта Моего! (17) Поскольку ты говоришь: "Я богат,
я разбогател, у меня ни в чём нет нужды!",
а не знаешь, что ты несчастен, жалок, нищ, слеп и гол,
(18) Я даю тебе совет: купи у Меня золота,
очищенного в огне, чтобы разбогатеть, и белую одежду,
чтобы одеться и не выставлять напоказ срам своей наготы. Купи
также мазь, чтобы помазать глаза и прозреть. (19) Я обличаю и наказываю тех, кого
Я люблю: так будь ревностным и раскайся. (20) Вот, Я стою́ у двери и стучу.
Кто услышит Мой голос и откроет Мне дверь, Я войду
к тому человеку, и мы сядем с ним вместе ужинать.
(21) Победителю Я дам место рядом с собой
на престоле, потому что и Я победил и сел рядом
с Отцом Моим на Его престоле. (22) У кого есть уши, пусть услышит
то, что говорит Дух Церквам!”
4
1 После этого я увидел: вот отворилась
в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос,
что я слышал вначале, заговорил со мной. Он сказал:
– Поднимись сюда, Я покажу тебе,
чему надлежит свершиться потом.
2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот,
стои́т престол на небе и на престоле Сидящий. (3) И от Сидящего исходило сияние, подобное
сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола
словно бы изумрудная радуга. (4) И вокруг престола еще двадцать четыре
престола, на престолах сидят двадцать четыре старейшины, одетые
в белые одежды, на головах у них золотые венцы. (5) И от престола исходят молнии, клики
и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, –
это семь Духов Божьих. (6) Напротив престола словно бы стеклянное море,
подобное хрусталю. И посреди престола, и вокруг престола четыре
живых существа с множеством глаз спереди и сзади. (7) Первое существо похоже на льва;
второе – на молодого быка; у третьего лицо, как
у человека; четвертое подобно парящему орлу. (8) И у каждого из этих четырех
существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи
и внутри, покрыты глазами. И непрестанно, днем и ночью,
они восклицают:
– Свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель, Тот, кто был, есть и придет!
9 И когда существа воздадут славу, честь и благодарность
Сидящему на престоле – вовеки Живущему, (10) двадцать четыре старейшины падут ниц перед
Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат
свои венцы к подножию престола, восклицая:
11 – Ты достоин, Господь, наш Бог,
принять славу, честь и силу,
потому что Ты создал всё:
Твоей волей всё стало и всё было создано!
3.7Филадельфия — небольшой город в 40 км
к юго-востоку от Сард. Ключ Давида — т.е.
ключ от Дома Давида, теперь понимаемого как Царство Бога,
или новый Иерусалим; вероятно, символизирует право принимать
в новый Иерусалим и исключать из него. 3.9Я даю тебе... — в Ис 60.14
говорится, что язычники, бывшие врагами народа Божьего, придут
к Сиону и покорятся ему. Здесь же предсказано, что в будущем
покорятся и воздадут честь Христу и Его народу, который
царствует вместе с Ним, те, кто отвергли Его. 3.11Венок в древности был наградой победителю.
3.12 В НЗ Церковь часто сравнивается
с храмом Бога (см. 1Кор 3.16; Еф 2.20-21; 1Петр 2.5),
а апостолы — со столпами (Гал 2.9).
В иудаизме Авраам назывался столпом мира. Мое новое имя —
это или новое имя Христа — Господь (см. Флп 2.9-11),
или новое имя, которое Он дает верующему и которое
никому, кроме него, неизвестно. 3.14Лаодикея — город в 65 км
к юго-западу от Филадельфии; самый богатый город Фригии.
Церковь, вероятно, основана учеником ап. Павла Эпафрасом (Кол 4.16).
Аминь (евр. аме́н) — верно, истинно. В ВЗ
так назван Бог (Ис 65.16). Здесь в значении "истинный
свидетель" (ср. 1.5). Начаток творения —
не в том смысле, что Христос был первым из сотворенного,
а в том, что Он — источник творения, потому что
через Него был сотворен мир (ср. Кол 1.15-20). 3.15Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим —
вероятно, смысл не в том, что лучше быть атеистом,
чем плохим христианином, хотя такое толкование имеет широкое распространение.
Известно, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом
Гиераполем были горячие серные источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи,
она становилась еле теплой и была противной на вкус,
возможно, этим объясняется ст. 16.
Холодная же вода горных родников близ Колосс, что в 15 км
от Лаодикеи, освежала и утоляла жажду. 3.17Я богат — вероятно,
они хвалятся не только своим материальным богатством, но и уверены
в том, что достигли совершенства и спасения. 3.20 В Лаодикее Христос уже
не в церкви, а за дверями, они обходятся
без Него. Но Его смирение и любовь безграничны. 4.3яшма и сердолик —
названия драгоценных камней в древности и в наше время
не совпадают, здесь, вероятно, яшмой назван прозрачный алмаз
или горный хрусталь (см. 21.11), а сердоликом —
кроваво-красный рубин. 4.4двадцать четыре старейшины —
вероятно, ангельские чины, члены Небесного Совета (см. 3Цар 22.19-22;
Ис 6), а не представители искупленного человечества
(12 патриархов ВЗ и 12 апостолов НЗ), хотя позднейшие
рукописи (см. прим. к 5.10 ["Ты их сделал для Бога нашего священниками и царями –
и на земле они будут царствовать!". их —
в некоторых рукописях: "нас". Они будут царствовать —
в некоторых рукописях: "мы будем царствовать".])
предполагают именно такое понимание. 4.6-8четыре живых существа — существует
множество предположений (четыре стороны света; самые царственные и могучие
представители животного мира и человечества; четыре евангелиста).
Но самым важным текстом для понимания этого места является
Иез 1, где четыре херувима несут Престол Бога. Вероятно,
и здесь они — стражи, хранители Престола Божьего и Его Царства;
то, что их четыре, символизирует царствование Бога над четырьмя
сторонами света, т.е. над всем творением. Посреди престола,
и вокруг престола — вероятно, четыре существа
несут престол Бога и являются частью самого престола (ср. 2Цар 22.11;
4Цар 19.15, а также Кол 1.16, где одна из ангельских
иерархий называется престолами). Множество глаз говорит об их неусыпной
бдительности и уме. С древних времен существовала тенденция
отождествлять четыре существа с четырьмя евангелистами (у Иринея
лев — Иоанн, бык — Лука, человек —
Матфей, орел — Марк; у Викторина и Иеронима лев —
Матфей, человек — Марк, бык — Лука, орел —
Иоанн; сейчас обычно отождествляют Матфея с человеком, а Марка
со львом). Шесть крыльев — в видении
Иезекииля (Иез 1.6) — четыре крыла, у Исайи —
шесть (Ис 6.2); они символизируют быстроту передвижения.
4.10сложат свои венцы — так в древности
вассалы выражали верность и преданность своему господину (ср. Тацит,
Анналы).
Буду
рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.