Новости за 30/10/2024
============================================================
Священник Иван Колесников: "Вера невозможна без доверия"
Беседа со священником кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
Мурманск, 30 октября. Спасо-Преображенский Николаевский Морской кафедральный собор, который Русская Православная Церковь строит в Мурманске, станет ее самым северным кафедральным собором, а также самым высоким храмом в Русской Арктике. Об этом рассказал журналистам руководитель проектной группы строительства собора Степан Елисеев на пресс-конференции, посвященной началу работ по его возведению, сообщает Nord-News.
«Это достаточно классическая храмовая архитектура с основной главой и четырьмя главками. Он находится на возвышении города Мурманска <...>. Собор имеет высоту 68,6 м, что делает его самым высоким и самым северным кафедральным собором Русской Православной Церкви», – отметил Елисеев.
Он пояснил, что само здание собора сможет вместить до 1 тыс. прихожан. Соборный комплекс станет многофункциональным культурно-просветительским и туристическим центром Мурманска.
Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) добавил, что храмовый комплекс будет включать в себя музей, посвященный освоению Арктики: «Слово "морской" в названии собора именно с этим и связано, что идея морского мореплавания, Севера, будет воплощена в этом храме. Музей мы предполагаем наполнить экспонатами, касающимися истории его освоения, истории сражения за эти берега <...>».
Председатель финансово-хозяйственного управления РПЦ митрополит Наро-Фоминский Никандр (Пилишин) отметил, что разрешение на строительство собора в Мурманске уже получено, проект прошел госэкспертизу. Сейчас идет подготовка к активным работам, которые должны начать в ближайшее время. Завершить строительство планируют в течение двух-трех лет.
Инициатива построить храм в Мурманске принадлежит Мурманской епархии. Митрополит Митрофан в ноябре 2022 года представил проект Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Санкт-Петербург, 30 октября. В Успенском храме Санкт-Петербургской духовной академии 27–28 октября состоялись богослужения на английском языке, за которыми молились иностранные студенты, обучающиеся в Духовной школе. В богослужении приняли участие все иностранные студенты из разных стран, в том числе из Индонезии и Филиппин, которые направлены на обучение от Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Духовная академия планирует проводить богослужения на иностранных языках регулярно, как минимум раз в месяц, сообщает сайт СПбДА.
Богослужения совершил архимандрит Захария (Мулингва) из Танзании. Хором иностранных студентов руководила Павла Рункат, воспитанница подготовительного отделения факультета церковных искусств и уроженка Индонезии. Певчие исполнили большинство песнопений на английском языке, а некоторые были пропеты на церковнославянском.
В октябре студенты из Филиппин Александр Магат и Марк Кандиасан, завершившие курс русского языка в Югорском государственном университете, прибыли в Сергиев Посад для обучения в Московской духовной академии. Ранее они прошли курс основ Православия в миссионерском центре блаженной Матроны Московской в Давао и были направлены в Россию для дальнейшего изучения языка и поступления в семинарию.
В ноябре в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии также прибыли трое индонезийцев, которые ранее посещали православные приходы Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Уриил Сетьяван был алтарником в храме апостола Фомы в Джакарте, а Кирион Вудс и Пантелеимон Ситанганг служили в хоре и алтаре Архиерейского подворья Свято-Владимирского храма в Бекаси.
О подготовке студентов к богослужениям и их цели рассказал методист Международного отдела Духовной школы И. Д. Иванов: «Проведение богослужений на иностранных языках требует тщательной подготовки и планирования, поскольку юноши и девушки приезжают из разных стран, где литургические традиции отличаются от тех, что есть в России. Необходимо скоординировать всё: от возгласов и передвижений священнослужителя, до текста и мелодий песнопений. Это позволяет создать богослужебную среду, к которой становится причастным каждый студент, независимо от того, приехал он из Сербии или Индонезии.
Богослужения на иностранных языках помогают студентам не только лучше понять и принять культуру страны, в которой они учатся, но и сохранить связь с родиной, выразить свои духовные потребности на хорошо знакомом им языке. К тому же, английский язык сегодня – язык миссии, принимать участие в которой будут в различных формах все те иностранные студенты, которые сегодня учатся здесь. Им нужно усвоить православный христианский лексикон и богослужебные традиции для того, чтобы эта миссия была успешной».
Вышла в свет книга, посвященная духовному центру старообрядчества в Кимрах
30.10.2024 13:12 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109451
------------------------------------------------------------
Москва, 30 октября, Благовест-инфо. Уникальная книга, посвященная бывшему духовному центру староверия, находившемуся в селе Кимры Тверской губернии, подготовлена и издана местным краеведом, литературоведом, публицистом Владимиром Коркуновым, сообщает сайт «Русская вера».
До революции 1917 года в селе Кимры проживало большое количество филипповцев. Это в прошлом весьма многочисленное общество беспоповцев, не приемлющих брака, последователей инока Филиппа. Сначала подвизался в Даниловом монастыре на Выге, но в нач. 1740 х гг. отделился от даниловцев, не согласившись с возобновлением моления за царя, на что, под давлением правительства, они вынужденно пошли.
Кимрские филлиповцы основали в 1780 х гг. в Москве духовный центр «Братский двор», сопоставимый по значимости с Преображенским и Рогожским кладбищами.
Кимры были, в том числе, и крупным иконописным центром. Туда посылали учиться молодежь и из других старообрядческих согласий.
Автор книги отмечает, что возникновение старообрядчества в кимрском крае до сего дня не было исследовано и имеет ограниченное количество источников. При этом их не только мало, они порой бывают противоречивы. Начальные сведения о возникновении старообрядчества на кимрской земле можно почерпнуть из книги священника, преподавателя, писателя Д. Скворцова «Очерки тверского раскола и сектантства».
Коркунов рассказывает об общинах и моленных домах староверов Кимр и их окрестностей. Среди них — Савеловская старопоморская община, община деревни Филиппово, Суховская община, Мельгуновская община, община деревни Колкуновка и других. Также не обойдены вниманием старообрядческие кладбища и иные исторические памятники местного староверия.
Книга Владимира Коркунова «Кимрские старообрядцы» издана небольшим тиражом и в ближайшее время может статья библиографической редкостью, отмечает автор публикации на сайте «Русская вера».
Болхов, Орловская обл., 30 октября. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести проверку по факту возможных нарушений в ходе строительных и реставрационных работ в Троицком Рождество-Богородицком Оптином женском монастыре в Болхове, передает телеканал «Культура». Реакция Следственного комитета последовала после сюжета на телеканале.
В нём рассказывалось о проблемах и нарушениях, которые допустил подрядчик на объекте культурного наследия федерального значения. Работы по реконструкции монастыря ведутся более 20 лет, а контракт уже трижды продлевался.
«Следователями выясняются все обстоятельства происшедшего. Проверяется правомерность расходования федеральных бюджетных средств. Истребуются необходимые документы. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – говорит старший помощник руководителя следственного управления СК России по Орловской области Александр Коргин.
Москва, 30 октября, Благовест-инфо. Документальный фильм «Верные» выходит в прокат 31 октября более чем в 40 городах России. Последние месяцы жизни семьи Николая II показаны с точки зрения подданных и слуг царя, которые разделили с Романовыми страдания и унижения арестантской жизни. Выход киноленты приурочен к годовщине Октябрьской революции, отмечаемой 7 ноября, и празднованию 4 ноября Дня народного единства. Выходу нового фильма была посвящена пресс-конференция, которая состоялась 29 октября в МИА «Россия сегодня».
Режиссер и сценарист фильма Наталия Гугуева рассказала о героях фильма, которые поразили ее своими личными качествами. «У царской семьи в заключении выбора не было. А у тех, кто был с ними, выбор был и очень жесткий: сохранить свою земную жизнь или остаться верными традиционным нравственным ценностям, которые они сохранили. Они особо не рефлексировали, как поступить; то, что они выбрали пойти вслед за царской семьёй, было в их человеческой природе, – они сохранили верность долгу, присяге, элементарной порядочности». Например, доктор Боткин один воспитывал четверых детей, ему неоднократно предлагали покинуть своих царственных подопечных, он знал, что больше никогда не увидит своих детей, – «тяжелый выбор, но я читала, что у него никаких колебаний не было», сказала режиссер. Она обратила особое внимание на то, что среди сопровождавших царскую семью к месту ссылки (а их было более 40 человек) были люди разных сословий – графиня, князь,
генерал, купчиха, матросы. Для нее это «нравственный образ той России, которая осталась верна своему царю, тех людей, которые бытийные высокие смыслы ставили над своими интересами».
Как рассказала Гугуева, замысел фильма был в том, чтобы все исторические линии связать с современностью, с этой целью она искала потомков своих героев. И нашла, и записала интервью с внуком Ивана Седнева – матроса, ставшего лакеем великих княжон. Здесь ее ждало еще одно открытие: она узнала, что дети этого полуграмотного бывшего крестьянина стали крестниками царских особ, духовными детьми святых страстотерпцев. А внучка Ивана Седнева до сих пор носит золотой крестик, который достался ей от мамы-крестницы императрицы. Интересно, что про этот крестик режиссер узнала случайно (хотя она не считает это случайностью) во время представления своего предыдущего фильма про новомучеников российских.
В фильме есть и линия потомков охранника Ипатьевского дома – в этой семье более 100 лет хранились часы доктора Боткина, «неправедно добытые, потомки говорят, что на них кровь». «Кажется, съемочная группа повлияла на этих потомков – и в фильме есть сюжет о том, что будет происходить с этими часами, как потомки будут переосмысливать эту историю», – рассказала режиссер, не раскрывая подробностей. «Нам было важно подойти с сочувствием к этим людям, мы отвезли их на Ганину яму, где они никогда не были», – добавила она.
Одна из особенностей фильма – использование редких архивных кадров, которые ранее не публиковались в подобных фильмах. Например, вот такой: после революции были тиры, где мишенью служило изображение царской головы, и когда стрелок в нее попадал, она откидывалась и появлялся череп. Кроме того, впервые киношники нашли в неописанной хронике кадры Ипатьевского дома, снятые более 100 лет назад. Но и это не все: по словам Гугуевой, обычно цитируется один кадр доктора Боткина, а в ходе работы над фильмом было найдено 20 кадров, «которые никто никогда не видел».
«Тема бездонная», – сказала режиссер, имея в виду, что новый фильм посвящен лишь нескольким героям, судьбу остальных «верных» стоит подробно изучить и, возможно, представить в новых картинах. По ее словам, во время работы над фильмом она постоянно чувствовала «помощь царской семьи и ее подданных». Съемочная группа очень подружилась с монахинями Ново-Тихвинском монастыря в Екатеринбурге, которые собирают материалы о слугах царской семьи. «Я считаю их духовными потомками погибших в Ипатьевском доме, так как монахини этого монастыря тогда носили еду царственным узникам, за что две сестры-послушницы были расстреляны», –- рассказала режиссер.
«Мне кажется, сама человеческая природа сто лет назад была более чистой и светлой, что-то мы потеряли, и хочется, чтобы мы к этому вернулись», – сказала она об исключительных личных качествах своих героев.
На последнюю ее фразу горячо возразил советник директора Фонда наследия русского зарубежья Иван Шаховской, подчеркнувший «целостность русского подвига тогда и сегодня»: «Фильм показывает, до какой степени русский человек остался цельным. То, что в России снимаются сегодня такие фильмы, идут в прокат, что в них есть потребность – говорит о сегодняшнем русском человеке». Он поблагодарил режиссера и отметил, что такой фильм очень нужен, «чтобы мы имели бы такие достойные примеры и тоже чему-то научились».
Свои реплики о картине прислали в видеозаписи еще два участника пресс-конференции. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что новый фильм «говорит о важных человеческих качествах, которые стерлись и которых даже на уровне слов сегодня почти нет: честь, верность, понимаемая в пределе как верность Богу». Фильм обращает к теме памяти, почитания новомучеников, к тем страницам истории, которые «не остались лишь частью прошлого, а устремляют нас в будущее, обращая внимание на то главное, чем определяется человеческая жизнь», считает Легойда.
Художественный руководитель Московского театра наций Евгений Миронов поблагодарил создателей фильма и рассказал, как ему довелось участвовать в документальном театральном проекте, посвященном последним дням царской семьи: «По ходу изучения материалов я все больше понимал, что фокус внимания всех, кто соприкасается с той темой, сосредоточен на царственных супругах и их детях. Но чем больше я погружался, тем больше понимал, какой подвиг совершили подданные царя, которые по своей воле отправились с ним в последнее трагическое путешествие. Как мало мы о них знаем!» Новая картина восполняет этот пробел, рассказывая о «верных, достойных людях, которые избрали этот путь абсолютно по своей воле и погибли страшной мученической смертью», сказал актер и призвал зрителей не пропустить этот фильм.
Премьера запланирована на 29 октября в кинотеатре «Октябрь». Далее фильм будет в прокате в кинотеатрах Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городах. Предполагается, что будут организованы специальные показы для школьников и студентов.
Санкт-Петербург, 30 октября. Российская национальная библиотека (РНБ) в преддверии Дня народного единства откроет планшетную выставку «Иван Федоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях». Экспозиция разместится в новом здании, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу РНБ.
«Выставка посвящена русскому первопечатнику Ивану Федорову, который вел просветительскую деятельность в восточнославянских землях на территории современных России, Белоруссии и Украины. Именно он стал основоположником унификации грамматики и орфографии, благодаря чему стал складываться единый литературный русский язык и общее культурное пространство», – рассказали в пресс-службе.
Экспозиция охватывает три значимых юбилея для восточнославянской культуры. 460 лет назад, в 1564 году, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол» Ивана Федорова. Спустя 10 лет он издал «Апостол» во Львове, грамматически переработав текст с учетом особенностей восприятия на тех территориях. В том же 1574 году во Львове была напечатана Азбука церковнославянского языка, ставшая первым опытом выпуска в свет учебной книги для восточных славян.
В отделе редкой книги РНБ хранится полная коллекция изданий первопечатника. Посетители смогут сравнить их с изданиями некоторых венецианских и южнославянских типографий. Экспозиция расскажет о книгах Первой московской анонимной типографии, названной так из-за отсутствия выходных данных, титулов и послесловий, о первых попытках книгопечатания еще в конце XV века. Часть выставки посвящена деятельности Ивана Федорова в Москве, Заблудове, Львове и Остроге.
Выставка будет работать до 27 декабря. В середине ноября аналогичная экспозиция откроется в Новгородском музее-заповеднике. Проект реализован при поддержке фонда «История Отечества».
Первопечатник Иван Федоров (1520-1583) был священнослужителем в сане диакона Русской Православной Церкви. Он приобрел опыт высоких для своего времени технологий и наряду с издательским делом отливал пушки и изобрел многоствольную мортиру.
Москва, 30 октября. Квадробинг не представляет какой-то очевидной угрозы традиционным для России ценностям, этой теме уделяется сегодня слишком много внимания, и у Русской Православной Церкви нет никакой официальной позиции в связи с этим. Об этом заявил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, передает ТАСС.
«Квадроберы, я так аккуратно скажу, мне пока не представляются очевидной какой-то угрозой. Мне кажется, что мы слишком много стали вдруг об этом говорить. <…> В данном случае нет никакой официальной позиции Церкви, и, собственно, и не должно быть, – это не та тема, по которой Церковь должна занимать какую-то официальную позицию», – сказал Легойда в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Таким образом он ответил на вопрос ведущей, видит ли Русская Православная Церковь какую-то угрозу со стороны в том числе квадроберов в плане насаждения нетрадиционных для России ценностей.
Квадробинг или квадробика – это подражание животным, в основном им увлекаются дети, некоторые из которых любят есть корм домашних животных, играть в масках кошек или собак и, подражая им, передвигаться на четвереньках. В некоторых случаях это вызывает негатив у окружающих. После нескольких инцидентов в обществе возникла дискуссия насчет этого движения.