Новости за 02/10/2024
============================================================
Оцифрованы северные рукописи XVI-XVIII вв. Архангельской научной библиотеки
Архангельск, 2 октября. Книжные памятники Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова — это уникальные северные рукописи XVI–XVIII веков, три печатных издания Синодальной типографии XVIII–XIX веков, не обнаруженные в фондах центральных библиотек, но когда-то найденные в северных деревнях, и еще три старообрядческих сочинения второй половины XIX века. Книги хранятся в Архангельске, в запасниках фондов, а полистать их электронные страницы теперь может каждый желающий, сообщает «Русская вера».
На портале Национальной электронной библиотеки (НЭБ) сейчас представлено более 40 тысяч оцифрованных документов из 71 учреждения страны. А до конца года их будет 48 тысяч.
Один из оцифрованных документов – рукописный синодик Архангельского Свято-Троицкого кафедрального собора, созданный в первой четверти XVIII века мастеровыми холмогорской книгописной школы. Он содержит 53 цветных миниатюры, которые сопровождаются кратким комментарием в виде текста с левой стороны.
Миниатюры в стиле холмогорской книгописной школы детально прорисованы пером и частично раскрашены в красный, зеленый и желтый тона. Именно цветовая гамма позволила локализовать место создания иллюстраций. Известно, что зеленым раскрашивали традиционные сундуки в Холмогорах – центре Двинской земли, в конце XVII века переживавшем свой расцвет. В то время при архиерейском доме первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1682–1702) работала целая артель художников, занимавшихся иконописью, иллюстрированием рукописных книг, а также оформлением предметов быта. Вероятно, мастера артели и создали этот синодик по заказу Свято-Троицкого кафедрального собора – главного храма Архангельска, к которому постепенно переходили функции Холмогор: в 1702 году в Архангельск была перенесена резиденция воевод, в 1762 году – архиерейская кафедра.
Еще один из оцифрованных памятников – обнаруженный в Верхнетоемском районе Архангельской области экземпляр Псалтыри начала XIX века. Это издание — пример практики работы Синодальной типографии, где было принято печатать часть тиража книги только черной краской, а часть – со второй краской, красной киноварью, и продавать их по разной цене: издание без киновари стоило дешевле.
Цифровые копии книжных памятников — результат совместной работы сотрудников Регионального центра консервации документов и сохранения книжных памятников и сотрудников Отдела электронных ресурсов Добролюбовской библиотеки.
Каир, 2 октября. Впервые за свою 1500-летнюю историю монастырь святой Екатерины предлагает сертифицированные копии своих самых известных византийских икон. Эти копии, доступные в натуральную величину и в реалистичном цвете, позволяют людям во всем мире стать причастными к этому священному искусству, сообщает «Седмица».
Этот новаторский проект является результатом трехлетнего сотрудничества между монастырем, Friends of Mount Sinai Monastery и Legacy Icons, сообщает интернет-издание Medievalists.
Первый комплект копий включает в себя некоторые из наиболее ценных произведений монастыря: Христос Вседержитель (VI век); Моисей и Неопалимая Купина (ок. XIII в.); святая Екатерина со сценами жития (XIII в.)
Эти реплики созданы с использованием сканирования высокого разрешения, фиксирующего даже мельчайшие детали.
«Возможность заглянуть в глубину трещин и оригинальные мазки краски с такой четкостью захватывает дух, и мы с нетерпением ждем возможности отправить их всем, чтобы оценить», — сказал Дэвид ДеДжонге, основатель Legacy Icons.
Реплики напечатаны на высококачественной бумаге Hahnemühle Photo Rag и закреплены на твердых породах дерева.
В дополнение к полноразмерным копиям, будут также изготовлены меньшие, более доступные версии. Они будут напечатаны на архивном холсте и установлены на дереве, что делает их доступными для более широкой аудитории.
Информация о репродукциях икона размещена на веб-сайте Legacy Icons. Часть средств от каждой продажи будет направлена в фонд «Друзья монастыря горы Синай» для поддержки служения и работы по сохранению монастыря.
Монастырь святой Екатерины, основанный в VI веке византийским императором Юстинианом I, – древнейший в мире непрерывно действующий монастырь. Он является домом для бесценных сокровищ, включая икону Христа Пантократора, которая считается старейшей сохранившейся иконой Христа на деревянной панели. Из обители происходит знаменитый Синайский кодекс IV века, самая старая полная рукопись Библии.
Сыктывкар, 2 октября. Выставка «Кылтовская обитель», посвященная Крестовоздвиженскому Кылтовскому женскому монастырю, самой крупной женской обители Вологодской губернии конца XIX века, открылась в Национальном музее Республики Коми. Она приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября, поскольку монахини и послушницы были репрессированы, а одна – расстреляна, сообщила ТАСС куратор выставки Анна Мельникова.
«Мы представили историю монастыря на протяжении XX века. Показали расцвет обители, как из совсем небольшого монастыря она превратилась в самую крупную женскую обитель Вологодской губернии, действовало много мастерских. В Национальном музее есть коллекция керамики из Кылтово: местные жители показали монахиням пригодную для гончарного промысла глину на берегу реки Кылтовки, и больше посуда не покупалась – монахини обучились и изготавливали керамические изделия и для собственных нужд, и на продажу», – рассказала куратор.
Представлены также иконы, созданные в иконописной мастерской монастыря, и многие другие предметы быта и культа. Большую их часть передали в музей в 1970-е годы жители ближайших к обители сел и деревень Серегово, Кошки, Половники. В 1918 году монастырь закрыли, но он еще сохранял свой уклад до 1923 года, когда территорию решили передать в отдел народного образования под будущую детскую колонию. Монахиням предложили остаться на технических работах, но фактически их насильственно выселили, забрав даже личное имущество, оставив лишь одежду и обувь.
Ученый-историк Михаил Рогачев установил имена 39 монахинь и послушниц монастыря, а также связанных с ним других священнослужителей и мирян. На выставке представлено уголовное дело Елизаветы Ярыгиной, которая в 1937 году была приговорена к высшей мере наказания и расстреляна за «активную контрреволюционную деятельность». В 2001 году ее причислили к лику святых. Большинство же монахинь и послушниц были приговорены к трем или десяти годам исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную агитацию. Показаны их биографические справки и портреты, которые удалось установить.
Фото: kyltovo.ru
«На территории монастыря в дальнейшем располагался сельскохозяйственный лагерный пункт и лазарет Севжелдорлага. С 1958 года совхоз, который так и не стал рентабельным, закрылся. Все, что искусственно пытались там устроить, сходило на нет. С 1995 года в обители возрождают монашескую жизнь, там проживает 20 монахинь, их возглавляет игуменья Стефанида», - сообщила куратор. Выставка построена по материалам Национального музея и документам Национального архива Коми, она будет работать до 24 ноября.
Монастырь ведет свою историю с 1826 года, к 1894-му был построен кирпичный завод, два храма: преподобных Зосимы и Савватия и Стефана Пермского с колокольней и библиотекой в 1 тыс. томов. Был возведен кирпичный сестринский корпус с двумя деревянными двухэтажными пристройками, два двухэтажных деревянных дома священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, скотные дворы, конюшни, каретник, мастерские: гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. Монастырь освоил передовые технологии ведения сельского хозяйства. В обители заботились о престарелых, а также воспитывали до 50 девочек, их обучали грамоте, рукоделию, домоводству.
Луанда, 2 октября. Первый ангольский кардинал Алешандри ду Нашсименту скончался в Луанде 28 сентября в возрасте 99 лет, сообщает Vatican News.
В телеграмме на имя архиепископа Луанды Папа Франциск выражает соболезнования поместной Церкви, родственникам новопреставленного иерарха и «всем, кто скорбит в Анголе по поводу утраты столь выдающегося пастыря».
Папа вспоминает заботу, которую ангольский кардинал проявлял к своей пастве в неспокойные и трудные времена: «Вера во Христа и надежда на вечную жизнь сделали его дерзновенным и свободным человеком, готовым направлять свои шаги на общее благо, а также сотрудничать со Святым Престолом в приверженности самым бедным и нуждающимся, возглавляя пути Caritas Internationalis».
*
Кардинал Алешандри ду Нашсименту родился 1 марта 1925 г. в Маланже, Португальская Западная Африка.
Епископ Маланже – с 10 августа 1975 г. по 3 февраля 1977 г.
Архиепископ Лубанго – с 3 февраля 1977 г. по 16 февраля 1986 г.
Архиепископ Луанды – с 16 февраля 1986 г. по 23 января 2001 г.
Кардинал-священник с титулом церкви Сан-Марко-ин-Агро-Лаурентино с 2 февраля 1983 г.
Рим, 2 октября. Торжественным открытием Генеральной ассамблеи Синода епископов стала месса, которую 2 октября Папа Франциск возглавил на главной ватиканской площади в день литургической памяти свв. Ангелов-Хранителей, сообщает Vatican News.
В своей проповеди Епископ Рима призвал делегатов Синода освободиться от предубеждений и эгоизма, чтобы услышать голос Господа в многообразии мнений и идей. Синод – это не парламентское заседание, где каждый отстаивает свою позицию, а место общения в духе любви и единства. Его участники призваны быть открытыми к новому, готовыми пожертвовать частным ради общего блага, согласно Божьему замыслу.
Понтифик предложил для размышления три символических образа: голос, укрытие и дитя.
В Писании Господь призывает народ слушать голос ангела на пути к Земле обетованной (см. Исх 23,20-22). Этот образ, по словам Папы, актуален и для предстоящей синодальной ассамблеи: она является совместным путём, на котором церковные иерархи и миряне, как единый народ, должны внять голосу Божьему через молитву и Священное Писание.
Говоря о втором образе, укрытии, Епископ Рима подчеркнул: крылья ангела, символизирующие опеку (см. Пс 91,4), могут не только возносить человека, но и послужить моделью для общения, становясь прибежищем для тех, кто нуждается в тепле и защите. Таков призыв к участникам Синода: не только предлагать замечательные идеи, но и быть готовыми к смирению, согласию и к поддержке друг друга в духе братства.
Третий образ – ребенок, которого Иисус ставит в центр как пример для учеников (см. Мф 18,1-5), ведь подлинное величие заключается в смирении. Синод требует от своих участников быть «великими» в понимании и обсуждении сложных, важных вопросов, но при этом «малыми», искренне, по-детски открытыми друг другу: таков единственный путь к выполнению миссии, возложенной Церковью.
Папа обратил внимание на «драматический час истории, когда ветры войны и огонь насилия опустошают целые народы и страны», и заявил о своём намерении призвать заступничество Пресвятой Девы Марии: в следующее воскресенье в базилике Санта-Мария-Маджоре вместе с участниками Синода он помолится Святым Розарием о даре мира на земле. Епископ Рима попросил всех верующих в следующий понедельник 7 октября «провести день молитвы и поста об установлении мира во всём мире».
Рига, 2 октября, Благовест-инфо. В семье архиепископа Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви Яниса Ванагса горе — скоропостижно скончался его сын Гатис.
«Это была прекрасная и теплая неделя вместе. Вечер 22 сентября мы провели за разговором у стола. В тот момент мы не знали, что у Гатиса обострилось трудно наблюдаемое, а потому не выявленное и не леченное внутреннее заболевание. Около одиннадцати Гатис пошел в свою комнату. Пожелал нам спокойной ночи. И не проснулся», – написал архиепископ Янис Ванагс на своей странице в социальной сети.
«Даруй вечный мир, Господи. Пусть светит ему вечный свет», — пишет отец.
Прощание с Гатисом Ванагсом состоится 3 октября в Домском соборе.
Второй сын архиепископа также умер довольно рано. При загадочных обстоятельствах в конце июля 2008 года в Даугаве был найдено тело сына архиепископа Яниса Ванагса — Криста Ванагса, 1980 года рождения, который умер, как потом подтвердили эксперты, ненасильственной смертью, сообщают латвийские СМИ.
Вышло в свет учебное пособие по истории Русской Зарубежной Церкви в ХХ веке
02.10.2024 11:49 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109145
------------------------------------------------------------
Москва, 2 октября. Учебное пособие профессора ПСТГУ, доктора исторических наук Андрея Кострюкова «История Русской Зарубежной Церкви (1920 — 2007 гг.)» вышло в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сообщает «Богослов.Ru».
«На протяжении восьмидесяти лет своего независимого существования Русская Зарубежная Церковь несла особую миссию. Она оставалась голосом правды, свидетельствовала о гонениях, открыто совершила заочное отпевание Царской семьи. Именно она прославила новомучеников, объяснила причины трагедии России. Лучшие представители Русской Зарубежной Церкви, в том числе и причисленные к лику святых, не сомневались в падении коммунистического режима и указали пути развития России после ее освобождения», — отмечают издатели.
В основу изданияа положен хронологический принцип. Учебное пособие разделено на пять глав, каждая из которых связана с жизнью и служением одного из первоиерархов Русской Православной Церкви за границей — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова) и Лавра (Шкурлы). Однако параллельно с этим некоторые разделы были построены по тематическому принципу, например, «Русская Зарубежная Церковь против антихристианских учений», «Русская Зарубежная Церковь и обновленческий раскол», «Богословие Русской Зарубежной Церкви», «Приходы западного обряда».
В основу книги легли архивные материалы, периодическая печать русской эмиграции, а также ранее проведенные исследования российских и зарубежных историков.
Красногорск, 2 октября. Первоочередные противоаварийные и консервационные работы проведут на объекте культурного наследия федерального значения «Церковь Рождества Богородицы, 1685-1686 гг.» в деревне Плетениха Раменского городского округа.
Соответствующее разрешение выдано главным управлением культурного наследия Московской области, сообщает «Интерфакс».
«Выданным разрешением предусмотрены устройство временной кровли, расчистка конструкции от растительности и биопоражений, обработка кладки стен укрепляющими составами», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
В нем отмечается, что кирпичный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1685 - 1686 годах по заказу князя А.П. Прозоровского. В начале ХХ века в церкви были проведены работы, в ходе которых были расписаны внутренние стены, а колокольня подверглась реконструкции.
После революции 1917 года храм закрыли, он начал постепенно разрушаться, были разобраны апсида, трапезная с притвором, колокольня. В настоящее время от здания сохранился только основной объем с фрагментами стен примыкавших ранее объемов.