Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 15/10/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 15/10/2024
============================================================
Новокузнецкие католики отпраздновали 20-летие начала строительства своего храма

15.10.2024 19:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109282
------------------------------------------------------------




Фото: vk.com



Новокузнецк (Кемеровская обл.), 15 октября. 13 октября прихожане обеих католических общин Новокузнецка – латинского и византийского обрядов – отпраздновали двадцатую годовщину с начала строительства своего общего храма, сообщает "Сибирская католическая газета".



Сегодня в России есть только один католический храм, посвященный святому Иоанну Златоусту. В нем служат и греко-, и римо-католики. Церковь в "восточном" стиле является архитектурной достопримечательностью крупного индустриального города.



Историческим ядром новокузнецкой католической общины были верующие немецкого (римо-католики) и украинского (греко-католики) происхождения. С конца 50-х годов XX века верующие собирались на частных квартирах. С 1959 года нелегальные богослужения на квартирах проводил священник Василий Рудка, живший в Прокопьевске и посещавший Новокузнецк. С 1982 года местом собрания католической общины города стал дом на улице Гжельская. Подпольные богослужения там проводил священник византийского обряда из ордена редемптористов Ярослав Сподар.



В 1993 году католический приход Новокузнецка был официально зарегистрирован. В 1998 году администратором прихода был назначен священник-биритуалист Алексей Баранников. В 1999 году началась подготовка и согласование необходимой для строительства храма документации, в 2004 году началось строительство, продолжавшееся три года.



Храм был построен в восточном византийском стиле, но с элементами западной церковной архитектуры. 14 октября 2007 года – на праздник Покрова Богородицы – он был освящён ординарием Преображенской епархии в Новосибирске епископом Иосифом Вертом.







Священник Илья Астапов. Фото: Фото: vk.com



В мае 2024 года епископ Иосиф Верт назначил настоятелем обеих католических общин Новокузнецка священника Илью Астапова. По информации "Католиков Новокузнецка", он родился в Москве 20 февраля 1986 года. С 2013 по 2018 год получал философское и богословское образование в Международной семинарии св. Виталиана Папы в Италии, а затем при монастыре El Pueyo в Испании. Вернувшись в 2018 году в Россию, продолжил учебу в Высшей католической семинарии "Мария – Царица Апостолов" в Санкт-Петербурге (2020-2023).



22 мая 2022 года был рукоположен в диаконы, а 24 июня 2023 года во священники, после чего служил в Новосибирске. Оба рукоположения были совершены по византийскому обряду епископом Иосифом Вертом.


============================================================


Священник Феодор Лукьянов: инициативы о введении налога на бездетность - "провокация"

15.10.2024 18:10
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109281
------------------------------------------------------------
Москва, 15 октября. Инициативы о введении в России налога на бездетность — это провокации, направленные на то, чтобы помешать принятию закона о запрете пропаганды чайлдфри, заявил «РИА Новости» председатель патриаршей комиссии Русской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Феодор Лукьянов.



«В последнее время в публичном пространстве стали появляться абсурдные провокационные инициативы, типа налога на бездетность. Они вбрасываются, на мой взгляд, для того, чтобы вызвать негатив к теме поддержки традиционной семьи и ограничения деструктивных идеологий, в частности воспрепятствовать принятию закона о запрете пропаганды чайлдфри», – сказал он.



Вместе с тем священник отметил, что запрет пропаганды чайлдфри, «то есть пропаганды ненависти к детям и превосходства бездетного образа жизни, оздоровит российское общество и защитит нашу молодежь от таких технологий манипуляции сознанием».


============================================================


Разбитые после атаки БПЛА окна в храмах Торопца закрыли временными материалами
Капитальным разрушениям не подвергся ни один объект культурного наследия

15.10.2024 16:17
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109278
------------------------------------------------------------




Фото: tvereparhia.ru



Торопец, Тверская обл., 15 октября. Оконные проемы в храмах и церквях Торопца, в которых были разбиты стекла после атаки БПЛА Вооруженных сил Украины (ВСУ) на город 18 сентября, закрыли временными материалами. Об этом ТАСС сообщили в правительстве Тверской области по итогам обследования, проведенного специалистами главного управления по государственной охране объектов культурного наследия региона.



"В отношении всех объектов составлены акты осмотра. По объектам религиозного назначения проведены работы по закрытию оконных проемов из временных материалов", - сказали в облправительстве.



По результатам обследования установлено, что капитальным разрушениям не подвергся ни один объект культурного наследия. Характер повреждений типовой для всех объектов жилой и нежилой застройки города - выбиты окна.







Корсунско-Богородицкий собор. Фото: tvereparhia.ru



Город Торопец является историческим поселением федерального значения, на его территории расположено 86 объектов культурного наследия, в том числе старинных церквей и храмов. Пресс-служба Московского патриархата ранее сообщала, что 13 храмов города получили повреждения в результате атаки БПЛА. В частности, были повреждены Корсунско-Богородицкий собор, заложенный в XVII веке, и Торопецкий краеведческий музей, расположенный в здании Богоявленской церкви XVIII века.


============================================================


Патриарх Кирилл совершил панихиду по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

15.10.2024 15:47
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109277
------------------------------------------------------------




Москва, 15 октября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 15 октября панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову) в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина, сообщает Патриаршая пресс-служба.



Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) (1929-1978) — учителя и духовного наставника Патриарха Кирилла.



Перед началом заупокойного богослужения предстоятель Русской Православной Церкви произнес слово в память о митрополите Никодиме.



Ранее сегодня Патриарх Кирилл направил обращение архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской митрополии в связи с 95-летием со дня рождения митрополита Никодима (Ротова).



Также в этот день заупокойную литию у могилы митрополита Никодима на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.


============================================================


В Калужской епархии прошли курсы жестового языка для священников и мирян

15.10.2024 14:34
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109276
------------------------------------------------------------




Фото: diaconia.ru



Калуга, 15 октября. Курсы повышения квалификации по дополнительной образовательной программе «Особенности перевода богослужений на русский жестовый язык» (церковный переводчик русского жестового языка) прошли с 30 сентября по 8 октября в Калужской епархии, сообщает "Диакония.ру". Курс предназначен для тех, кто уже владеет основами жестового языка. В обучении принял участие 21 человек – священнослужители, социальные работники и добровольцы из 15 епархий. Курсы организованы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационным центром по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности и Калужской епархией.



Обучение проходило на территории Спасо-Преображенского женского монастыря на реке Угре в Калуге. Занятия проводил клирик Вятской епархии, дипломированный специалист, переводчик русского жестового языка иерей Игорь Шиляев.



Перед началом занятий руководитель социального отдела Калужской епархии протоиерей Алексий Пелевин совершил молебен на всякое доброе дело. Обращаясь к собравшимся в храме, отец Алексий отметил важность данной работы, благодаря которой все больше священнослужителей и мирян имеют возможность продолжить изучение русского жестового языка.



Во время занятий слушатели освоили большой словарный объем православной лексики, разобрали трудные места перевода важнейших богослужебных текстов, вопросы понимания православного богослужения глухими людьми, особенности синхронного перевода применительно к богослужебным текстам.



6 октября в Казанском девичьем монастыре Калуги прошла Божественная литургия с переводом на русский жестовый язык. Литургию возглавил иерей Игорь Шиляев. Участие в богослужении слушателей курсов стало практической частью их аттестационного экзамена. На литургии они помогали с переводом на русский жестовый язык. Слушатели курсов справились с практическим заданием и получили зачет.



На литургии молились глухие верующие из Москвы и Калужской области. После завершения богослужения всех гостей пригласили на общий обед и экскурсию по монастырю.



Аттестационный экзамен для слушателей курсов представлял собой испытание, проверяющее не только знание жестового языка, но и умение передавать смысловые нюансы религиозных текстов. Выпускники курсов должны были продемонстрировать глубокое понимание богослужебной лексики, переведя на русский жестовый язык несколько многозначных выражений, взятых из контекста церковных песнопений. Главным испытанием стал перевод тропаря Воскресного дня или одного из двунадесятых праздников. Кроме того, экзамен включал импровизированный диалог с «глухим прихожанином». Выпускники курсов успешно справились с аттестационным экзаменом.



Средства на проведение курсов по дополнительной образовательной программе «Особенности перевода богослужений на русский жестовый язык» (церковный переводчик русского жестового языка) были собраны на платформе mirom.help.



Сегодня в 75 православных храмах в 48 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.



Ранее курсы русского жестового языка проводились Синодальным отделом по благотворительности совместно с Всероссийским обществом глухих в Томске, Курске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Калуге.



Синодальный отдел по благотворительности за последние годы издал пособия «Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения» (выдержало 2 издания), «Особый человек в храме», «100 фраз на русском жестовом языке: разговорник для священнослужителей» и другие.


============================================================


Редкую икону XVIII века "Покров Пресвятой Богородицы" представили в Ферапонтове

15.10.2024 13:45
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109275
------------------------------------------------------------




Фото: kirmuseum.org



Вологда, 15 октября. Редкую икону XVIII века «Покров Пресвятой Богородицы» представили в праздник Покрова в соборе Рождества Богородицы в селе Ферапонтове Вологодской области, где расположен всемирно известный Ферапонтов монастырь, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Икона подробно описывает явление Девы Марии христианам во Влахернском храме Константинополя, сообщили ТАСС в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.



«В собрании Музея фресок Дионисия имеется старинная икона «Покров Пресвятой Богородицы» Она относится к XVIII столетию и полностью описывает явление Девы Марии христианам во Влахернском храме, которое произошло примерно в 910 году. Именно эта церковь стала пристанищем для жителей Константинополя во время натиска огромных сил сарацин. Храм имел огромное значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию принадлежали Деве Марии. Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вместе молились Богу», – рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, чьи филиалом является Музей фресок Дионисия в Ферапонтове.



По легенде святой Андрей в ходе молитвы поднял свой взор вверх и увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. Потом вошла в алтарь и продолжила там молитву за народ. «Выйдя из алтаря, Она сняла головное покрывало - оно сияло, как молния, – и распростерла над всеми молящимися. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо», – отметил гендиректор.



Ансамбль Ферапонтова монастыря – один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы. Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы 1490 года постройки. Ферапонтов монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия – ведущего московского иконописца и величайшего мастера фресок конца XV – начала XVI веков, продолжателя традиций Андрей Рублева.


============================================================


Археологи обнаружили в Великом Новгороде "скандинавский крест"


Находка указывает, что христиане жили здесь еще до Крещения Руси

15.10.2024 13:10
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109274
------------------------------------------------------------




Раскоп Воздвиженский в Великом Новгороде. Фото: пресс-служба ИА РАН



Великий Новгород, 15 октября. Экспедиция Института археологии РАН (ИА РАН) обнаружила в Великом Новгороде клад последней четверти X века с серебряными монетами и украшениями, в числе которых оказался крест т.н. скандинавского типа. Это стало свидетельством того, что христиане жили в Новгороде еще до официального Крещения Руси святым князем Владимиром, сообщает «Фома».



Находка была сделана при раскопках на Софийской стороне Великого Новгорода, в зоне строительства жилого дома на улице Воздвиженская, поэтому получила название «Воздвиженский клад», сообщает пресс-служба ИА РАН.



Одним из наиболее значимых предметов клада стал серебряный крест с расширяющимися к концам ветвями с тремя дисками на концах, т.н. крест скандинавского типа.



Как пояснили в ИА РАН, такие кресты представляют собой одну из древнейших групп христианских предметов на Руси. Они получили распространение в Скандинавии и на Руси со второй половины X века и продолжали бытовать в древнерусских землях до XII века.



«Археологам известно не так уж много крестов на Руси, точно датированных второй половиной X века: это находки из камерных погребений Псковского и Киевского некрополей и Плиснеска, – рассказал директор ИА РАН, вице-президент РАН академик Николай Макаров. – Три креста этого типа найдены в кладах второй половины X – первой половины XII века в Гнездове, Архангельске, Крыжово (Псковская область). Контекст находок указывает на связь этих предметов с социальной элитой и военно-торговой средой. В культурном слое Новгорода обнаружено несколько десятков крестов скандинавского типа, однако все датированные находки относятся к XI–XII векам».







Фото: пресс-служба ИА РАН



Ученый подчеркнул, что «крест Воздвиженского клада говорит о появлении христианских предметов в Новгороде до официального принятия крещения Владимиром и их первоначального бытования среди знати, местного, новгородского, происхождения или входившей в княжеское окружение».



В ИА РАН уточнили, что ранее за все годы археологического изучения Новгорода было найдено лишь три клада указанного времени. Новый стал четвертым подобным и самым крупным по весу серебра и количеству предметов, обнаруженных в ранних новгородских кладах, – он насчитывает около 1900 предметов.


============================================================


Самая полная биография Юлии Данзас "От императорского двора до красной каторги" представлена в Москве

15.10.2024 12:07 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109273
------------------------------------------------------------




Фото: domrz.ru



Москва, 15 октября, Благовест-инфо. Презентация книги Мишеля Никё «Юлия Данзас (1879–1942): от императорского двора до красной каторги» состоялась 10 октября в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына (ДРЗ). Книга вышла в издательстве «Новое литературное обозрение». Онлайн-встреча с автором и исследователями жизни и творчества Юлии Данзас прошла в рамках научно-просветительского проекта «Отражения», ее провела одна из переводчиц новой книги – ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталия Ликвинцева.



Новое фундаментальное исследование представил французский славист Мишель Никё, почетный профессор университета Кан-Нормандия. Это опирающаяся на архивные материалы самая полная на сегодняшний день научная биография выдающейся представительницы русского зарубежья Юлии Данзас, прожившей удивительную жизнь. До революции она была фрейлиной последней русской императрицы и добровольцем на фронтах Первой мировой войны, а после – католической монахиней Иустиной (терцианкой Доминиканского ордена), узницей ГУЛАГа, а затем эмигранткой, писавшей для католической прессы статьи о гонениях на церковь в СССР, об истории христианства в России, богословские и исторические труды, воспоминания об императорском дворе, Распутине, о собственном опыте пребывания на «красной каторге» (ее воспоминания о Соловках стали первой книгой о женщине в ГУЛАГе). Значительная часть ее текстов публикуется в данном издании впервые.



Автор книги подробно рассказал о раннем периоде жизни Юлии Данзас, которая родилась в дворянской семье русского дипломата, получила блестящее образование в Петербурге и Сорбонне, изучала философию, историю и психологию, принимала участие в боевых действиях в Первой мировой войне в качестве урядника казачьей сотни («Я всегда страдала оттого, что я женщина», – писала Данзас). Ранние религиозные искания отразились в первой ее книге «Запросы мысли» (1908) и во второй – «В поисках за Божеством», монографии о гностицизме I–II веков. В 1918 году она стала одним из организаторов «Союза Соборной Премудрости», а в 1920-е познакомилась с экзархом русских католиков о. Леонидом Федоровым и под его влиянием приняла католичество. Вместе с ним она организовала в 1921 году монашескую общину Святого Духа, а в 1922-м постриглась в монахини под именем Иустины. Мишель Никё привел ее слова из дневника, озаглавленного «Наедине
с собой»: «Путь исканий завершен, я монахиня».







Фото: domrz.ru



Арест в 1923 году, Иркутская тюрьма и Соловецкий лагерь (1924–1932), освобождение по ходатайству Горького, эмиграция в 1934-м – эти драматические этапы жизни сестры Иустины подробно описал автор в своей книге, проанализировав ее воспоминания «Красная каторга», которые она написала и смогла издать сразу по приезде во Францию. Следующие шаги – это ее деятельность в качестве советолога и специалиста по истории русской религиозной мысли (в доминиканском центре по изучению России «Истина»).



В 1940 году сестра Иустина переехала в Рим, где читала лекции в папской коллегии «Руссикум». В Риме по просьбе кардинала Тиссерана она написала и издала на русском языке книгу «Католическое богопознание и марксистское безбожие» (1942), адресованную советским людям, которые не имели никакого понятия о религии – сестра Иустина «опровергала мифы и предрассудки безбожников», отметил Никё. Он упомянул также последнюю книгу Юлии Данзас, опубликованную при ее жизни: «Трагическая императрица и ее время» – об Александре Федоровне, главной бедой которой она считала «нездоровый мистицизм».



Владимир Кейдан (Рим, Италия), филолог, историк философии, исследователь культуры Серебряного века, давно интересовался судьбой и наследием Юлии Данзас. В Риме его семья посещает тот же католический приход восточного обряда, что и она когда-то, а в 2022 году он предпринял попытку найти материалы о ней в папских архивах. И вот тут произошло «чудо о чемодане» – именно так Кейдан называет удивительную историю, когда к нему попали рукописи Данзас. После смерти сестры Иустины несколько поколений одной семьи в доме, где было ее последнее пристанище, хранили этот запечатанный чемодан, пока его чуть не выбросили во время переезда переезда. Внутри оказались рукописи ее изданных книг, а также сочинения «История Византийской Церкви в эпоху великих соборов», «История Византийской Церкви до Великой схизмы», «Узники большевизма». Особую ценность представляют пять религиозно-философских эссе, написанных в тюремной камере, – в Росси
и они пропали, но в Риме Данзас восстановила их по памяти, но не успела опубликовать. «Это тексты настоящей христианской исповедницы», – сказал Кейдан. В его переводе они включены в русское издание книги Никё.







Фото: domrz.ru



«Юлия Данзас – совершенно уникальная для русской культуры начала ХХ века фигура. Кажется, что она как будто сама нашла своих исследователей – Мишеля Никё и Владимира Кейдана», – сказала Алла Грачева (Санкт-Петербург), литературовед, доктор филологических наук, заведующая отделом новейшей русской литературы ИРЛИ РАН. Она изучает фрагменты русской биографии Юлии Данзас и утверждает, что значительная часть ее архивов, а также связанных с ней материалов (например, свидетельства о допросах, о заключении и лагерях) еще не исследована. В Пушкинском доме сохранились неопубликованные дневники Данзас. Грачева привела лишь один показательный эпизод из своих архивных изысканий: работая в Комиссии по улучшению быта ученых, организованной Горьким в голодные годы, Юлия Данзас была назначена главным распределяющим продуктовые наборы. По словам выступавшей, в этом фонде – «тонны документов» со слезными просьбами ученых и писателей выделить им па
йки, но сама Данзас «ничего не просила, она выживала с двумя престарелыми в какой-то лачуге (конечно, их фамильную квартиру давно реквизировали)». Поздравив автора новой книги и переводчиков, Грачева отметила, что это издание – «начало того, что наследие и сама личность Юлии Данзас снова вернутся в европейскую и российскую культуру».



Джованна Парравичини, сотрудница итальянского фонда «Христианская Россия» и московского культурного центра «Покровские ворота», еще в 2001 году написала по-итальянски книгу о Юлии Данзас. Она вышла в серии монографий о «христианских героях» – экзархе Леониде Федорове, Анне (Екатерине) Абрикосовой и других, которые были ведомы «великой мечтой ХХ века о единстве Церкви». По словам Парравичини, жизнь Юлии Данзас – это «глубокий поиск, который даже превосходит ее личные возможности: мистические озарения, понимание, что ее жизнь предназначена для чего-то великого, желание отдать себя целиком». «Возможно, то, что она выбрала восточный обряд, хотя чувствовала предпочтение латинской традиции, тоже было ради единства», – сказала выступавшая.



Завершая встречу, Наталья Ликвинцева отметила, что в каждом выступлении намечены перспективы дальнейшего исследования наследия Юлии Данзас – «человека, жившего неповторимой духовной жизнью, прошедшего все испытания своего времени».



Юлия Зайцева


============================================================


В Генеральной ассамблее Синода участвуют православные и протестантские делегаты

15.10.2024 11:03 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109272
------------------------------------------------------------




Фото: catholicnewsagency.com



Ватикан, 15 октября, Благовест-инфо. В проходящей в Ватикане Генеральной ассамблее синода епископов участвуют три «братских делегата», представляющие православную и протестантские Церкви, сообщает CNA. Это митрополит Писидийский Иов (Геча, Константинопольский патриархат), англиканский епископ Чичестера Мартин Уорнер (Церковь Англии) и секретарь по экуменическим отношениям Всемирной меннонитской конференции Анн-Кати Грабер.



10 октября в Ватиканском зале печати прошла пресс-конференция с участием этих делегатов, ее открыл префект Дикастерии по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Напомнив собравшимся слова Христа «да будут все едино» (Ин 17:21) кардинал Кох сказал: «Иисус не отдает команду о единстве, он молится о единстве. А если сам Иисус молился о единстве, что остается делать нам? Мы должны делать то же, что делал Иисус».



Митрополит Иов в своем выступлении говорил о книге «Епископ Рима», выпущенной Дикастерией по содействию христианском у единству. Издание рассказывает о результатах диалога между Католической и другими Церквами по вопросу «Петрова служения» – роли Папы – в течение последних 30 лет. По словам митрополита Иова, в книге его больше всего поразило «сближение этих двусторонних диалогов» между собой. Иерарх также отметил, что цель экуменического диалога – не только примирение и установление братских связей между Церквами, диалог «также может принести плоды во внутренней жизни каждой Церкви».


============================================================


Завершены первые раскопки в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске
Найдено место захоронения игумена Косьмы, строителя обители

15.10.2024 10:17
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109268
------------------------------------------------------------




Фото: tv29.ru



Северодвинск, 14 октября. Археологи завершили первые раскопки в Николо-Корельском монастыре на «Севмашпредприятии» («Севмаш») в Северодвинске Архангельской области. К монастырскому комплексу нет свободного доступа с середины 1930-х годов, поскольку он находится на территории оборонного завода, сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия.



«Археологи завершили раскопки в Николо-Корельском монастыре на «Севмаше». Раскопки стали первыми археологическими работами на территории монастыря», – сказали в пресс-службе.



Монастырь был основан в XV веке, в XVII веке на месте деревянных построек был возведен каменный комплекс. Научные сотрудники Института археологии РАН провели раскопки у стен зданий Николо-Корельского монастыря: при помощи шурфов исследовали фундамент храма. Результаты исследований будут положены в основу проекта восстановления монастырского комплекса, реконструкция которого проводится по инициативе «Севмаша», Архангельской епархии и правительства Архангельской области.



Николо-Корельский монастырь – это теплая церковь с трапезной на погребах, колокольней, холодным собором и переходом между зданиями. Комплекс каменных сооружений выполнен в общем стилистическом ключе в 1664–1684 годах. В XVIII веке был построен двухэтажный служебный корпус. Первое письменное упоминание обители относится к 1419 году, когда, по сведениям Двинской и Новгородской летописей, «Корельский монастырь святого Николы» был разорен «мурманами», то есть пришедшими по морю норвежцами.



В ходе раскопок ученым удалось найти место захоронения строителя Николо-Корельского монастыря игумена Косьмы. Оно датируется 1690-м годом. «Архитектурно-археологическое исследование северной лестницы, ведущей в собор, дало исключительные результаты, – приводит пресс-служба слова ученого секретаря Института археологии РАН Марины Вдовиченко. – Под лестницей есть камера в рост человека. По монастырскому преданию, в ней <...> был упокоен игумен Косьма, тот самый «строитель», часто упоминаемый в летописи в связи с работами второй половины XVII века». Могила игумена Косьмы была закрыта плитой из белого камня. На ней можно разобрать надпись на старорусском языке: «В 1690 году месяца января в … день преставился раб Божий монах Косьма и положен под сим камнем». На месте обозначения дня находится пробел.



Погребение сохранилось в сильно потревоженном виде: уже на уровне плиты в перемешанном слое были найдены отдельные кости скелета.



Игумен Косьма (Козьма, Косма) управлял обителью с 1657 по 1674 год (начало строительства монастырского комплекса), а затем был отрешен и сослан в Соловецкий монастырь. В середине 1680-х годов вновь вернулся на игуменство (этому периоду соответствует второй, завершающий этап строительства ансамбля). Из документов известно, что пострижение он получил в Кирилло-Белозерском монастыре, а занимал должность строителя (настоятеля) Николо-Корельского монастыря после возвращения с Соловков до 3 октября 1686 года.



В ходе исследования были раскрыты фрагменты фундаментов XVII века. Выяснилось, что храм стоит на основании из больших валунных камней. Подошва фундамента укреплена свайным полем из бревен. По результатам исследования в лаборатории РАН оказалось, что деревянные сваи выполнены из сосны. Ранее в различных источниках указывали лиственницу.



Николо-Корельский мужской монастырь был основан на рубеже XIV–XV веков. Каменный храмовый комплекс был построен в XVII веке. В 1920 году монастырь закрыли. Его помещения были отданы под размещение «Колонии дефективных детей», позднее – сельскохозяйственной коммуны «Искра». В 1936 году у стен древнего монастыря начали строить судостроительный завод. В нем разместились общежитие, а позднее производственные мастерские и служебные помещения. В 1974 году монастырь признан памятником архитектуры федерального значения.


============================================================

В избранное