Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 29/10/2024
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" https://www.blagovest-info.ru/ Новости за 29/10/2024 ============================================================ Награждение лауреатов конкурса "Просвещение через книгу". Москва 31 октября 29.10.2024 20:06 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109446 ------------------------------------------------------------ 31 октября в Издательском совете Русской Православной Церкви состоится награждение лауреатов XIX конкурса «Просвещение через книгу». Торжественную церемонию возглавит председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Лауреаты будут объявлены в номинациях: «Лучшая духовно-патриотическая книга», «Лучшая духовно-просветительская книга», «Лучшая историческая книга», «Лучшее учебное издание», «Лучшая книга для детей и юношества», «Лучшая прозаическая книга» и других. На торжественную церемонию приглашены известные писатели, историки, а также руководители церковных и светских издательств. Начало в 16:00. Аккредитация СМИ по электронной почте: accred@izdatsovet.ru Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2 ============================================================ "Православные традиции и образы в советской литературе и искусстве" - тема докладов конференции в ИНИОН РАН Как религия пробивалась сквозь толщу атеистической культуры 29.10.2024 17:21 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109445 ------------------------------------------------------------ «Секретарь райкома», кадр из фильма Москва, 29 октября, Благовест-инфо. «Православные традиции и образы в советской литературе и искусстве» – такая тема объединила доклады на одной из секций масштабной международной конференции «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы», которая состоялась 24 октября в ИНИОН РАН. Историки, социологи, искусствоведы, филологи, киноведы рассказали о том, как православие в той или иной степени и в разных формах присутствовало в произведениях кино, литературы и живописи в то время, когда советская идеология манифестировала официальный атеизм и преследовала открытые проявления религиозности. Несколько докладов были посвящены кино. Социолог Дмитрий Безнюк, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств, представил свою классификацию советских фильмов, начиная с 1918 г. В довоенных картинах присутствует однозначный антирелигиозный месседж, религиозные персонажи всегда отрицательные. В период хрущёвской антирелигиозной кампании в кино появляется антисектантский акцент – представление о религии дается через фанатизм, эскапизм, отсталость мировоззрения и т.д. (см. об этом также – ред.) В брежневские времена интенсивность атеистической пропаганды снижает обороты, в кино появляются новые тенденции – зрителю предлагается некоторая неоднозначность, размышления, и, что немаловажно, отдельные режиссеры получают возможность реализовать «запрос андеграунда». На основе выборки из 26 фильмов, созданных в период 1918–1988 гг., докладчик показал, как, несмотря на официальный атеизм, советское кино все же знакомило зрителя с православной традицией, которая была запрещена. Оказалось, что в ряде картин религиозные образы не носят негативного окраса, более того – в исторических фильмах порой о них «подспудно формируется положительное впечатление». Например, партизаны в «Секретаре райкома» (1942) не раз божатся, а в решающий момент один из них поднимается на колокольню и бьет в набат с возгласом: «Господи, спаси землю русскую!», что воспринимается как «символ святости дела». А в целом ряде известных картин с советского экрана несколько минут подряд транслируется православное богослужение («Война и мир» – молебен на Бородинском поле, «Адмирал Ушаков» – единение народа на богослужении при спуске корабля «Св. апостол Павел»). Иногда ис следователя удивляет, «как цензура пропустила» сцены в военных фильмах на фоне церковного интерьера с хоругвями и фресками («На войне как на войне»). Религиозное как «повод к размышлению» обнаруживается в фильме «ТАСС уполномочен заявить», где есть прямое цитирование Библии, а герой-художник объясняет, что иконы может писать только истинно верующий человек. Весь фильм «Страсти по Андрею» А.Тарковского – рассуждение о религии. Фильмы второй половины 1980-х «Покаяние» и «Убить дракона» для докладчика – «рубикон, после которого атеистический нарратив заканчивается». Историк Оксана Бабенко (ИНИОН РАН) (Москва) сосредоточилась на поиске православных мотивов в песнях из советских кинофильмов. Она привела множество примеров текстов, в которых упоминаются слова «Бог» и «Господь», размышляя и об отношении к христианству авторов этих стихов. По словам докладчицы, отсылки к христианству в этих песнях часто носят ироничный характер, они не являются содержательными, иначе бы их не пропустила цензура. Самой явно христианской по содержанию Бабенко считает песенку о погоде из «Служебного романа», которая настраивает на благодарное принятие происходящего. «Это просто кодекс поведения православного христианина, и цензура не увидела здесь религиозного подтекста», – отметила докладчица. «Мать Мария», кадр из фильма Светлана Максимова (РГУ им. С.А. Есенина, Рязань) представила сообщение «Образ и судьба православной монахини матери Марии (Скобцовой) – Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в советском киноискусстве». Объектом ее анализа стал художественный фильм «Мать Мария» (1982) режиссёра С. Колосова с Л. Касаткиной в главной роли. Картину «пробивали» через все инстанции с большим трудом: главная героиня – политэмигрантка, да еще монахиня. В результате фильм получился «сильно процензурирован, но все же содержащий что-то от подлинной матери Марии», как говорил о. Александр Мень. По словам докладчицы, это «что-то» все же свелось к тому, что героиню восприняли так: мотивом ее героических поступков была любовь к родине, сожаление, что она ее покинула, и стремление искупить свою вину перед родиной и народом в служении русским за границей. Разумеется, это было далеко от подлинного целеполагания матери Марии – в картине нет ни с лова о вере в Христа, которой «горела мать Мария и которая давала ей силы», отметила Максимова. Даже жертвенная смерть монахини в Равенсбрюке вместо другой женщины – это был «ее последний подарок родине», как писали советские критики. Докладчица разобрала также принципиальные критические замечания, сделанные Еленой Клепининой-Аржаковской, дочерью сподвижника матери Марии о. Дмитрия Клепинина, которая была возмущена фильмом как «слабым и нечестным, подделкой облика матери Марии». С кризисом коммунистической идеологии в 1960-70-х гг., с распространением ценностей потребления и проявлениями «советского религиозного ренессанса» связывает историк Ольга Сухорукова (МГПУ) новые веяния в кино. В докладе «О христианской любви в советском кинематографе» она рассмотрела три фильма. Два из них – «О любви» (1970) и «Лика» (1987) можно было бы принять за обычные мелодрамы, если бы докладчица не распознала в поведении героинь проявления именно христианской любви: они ищут любви подлинной, отвергая рациональность и выгоду, и готовы пожертвовать своими чувствами. «Любовь не ищет своего» – этих слов апостола Павла в кино нет, но «есть смыслы, которые отражают христианскую культуру», считает выступавшая. «Солярис», финал. Кадр из фильма Далее она обратилась к фильму «Солярис» (1972) А. Тарковского, отметив, что все его творчество – религиозное. Подробно разобрав и сюжетную канву, и мотивацию героев, и художественные образы и символы в картине, Сухорукова сделала вывод о том, что главный смысл фильма можно сформулировать так: «Через жертвенную любовь к человеку мы идем к покаянию, а значит – к Богу». Изобразительное искусство стало темой двух докладов. Искусствовед Лидия Чаковская (МГУ им. М.В. Ломоносова) представила доклад «Советский художник перед иконой», в котором говорила не об иконных сюжетах, а о внимании художников к иконописной технике и особой передаче пространства. Над этим работали мастера круга Владимира Фаворского, который в советскую эпоху «нашел способ по-особому переживать свою веру» и делиться этим с учениками. Он учил, что «пространство – вместилище Бога», и для художников это звучало как руководство к действию. Например, Дмитрий Жилинский написал своих знаменитых «Гимнастов» в иконописной технике – темперой на доске. Н. Андронов. Ферапонтово. Фото: russkiy-peyzazh.ru Николай Андронов, поселившись в Ферапонтово, пытался постичь технику Дионисия, следуя мифу о том, что тот писал пигментами на основе местных камней. Андронов искал особый колорит – он писал землей, на грубой мешковине, и это был «важный способ прикоснуться к земле». Как и художниками другой группы – метафизиками Михаилом Шварцманом и Марленом Шпиндлером, им руководило «страстное желание осуществить искусство как оживление нового средневековья». Доклад Дмитрия Доронина (РГГУ, РАНХиГС) о мордовских фолежных иконах советского времени – не столько собственно об искусстве, сколько об особом промысле украшения икон, который не исчез в советское время. Отдельные надомники и целые артели украшали самые простые иконы (бумажные, фотокопии) фольгой (интересно, что эта деятельность расцвела вследствие модернизации молочной промышленности в СССР в 60-е гг., когда каждая бутылка закрывалась крышечкой из фольги, и «несуны» с молокозаводов снабжали мастеров-фолежников). В каждом регионе были свои технологии и свой язык орнамента. Анализируя эти особенности, докладчик показал, как по-разному в Дивеевском, Понетаевском, Шатковском районах проявляется символика традиционного мордовского орнамента, восходящая еще к бронзовому веку. Явным и неявным проявлениям религиозного начала в литературе – области, наиболее подверженной цензуре, – были посвящены доклады Викентия Чекушина (Красноярск) «Волхвы и народы смотрят на звезды Кремля»: концепция катехона в публицистике советских писателей периода Великой Отечественной войны», Евгении Коршуновой (Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына) «Советские «структуры повседневности» и христианский эксперимент в судьбе и творчестве С.Н. Дурылина», Светланы Бурмистровой (Московская духовная академия) «Литургический текст в лирике Н.А. Павлович». Если в первых двух докладах речь идет об иносказаниях, эзоповом языке, скрытых цитатах из священных текстов, то поэт и переводчик Надежда Павлович, духовная дочь старца Нектария из Оптиной пустыни, писала по его благословению религиозно-философскую лирику, богословские труды и даже гимнографические тексты – в 1970-е гг. некоторые из них публиковали сь под псевдонимом в изданиях Московской патриархии. Тексты докладов будут опубликованы в сборнике по итогам конференции в ИНИОН РАН. Юлия Зайцева ============================================================ В Румынской Церкви прославили нового святого - Макария Протопсалта 29.10.2024 16:02 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109444 ------------------------------------------------------------ Фото: basilica.ro Бухарест, 29 октября. Прославление святителя Макария Протопсалта состоялось в Бухаресте 28 октября. Указ о канонизации святого был зачитан после богослужения в честь дня памяти святого Димитрия Нового, покровителя города. В торжествах приняли участие тысячи паломников, а также делегация Кипрской Православной Церкви во главе с архиепископом Георгием, который привез в Румынию мощи святого Лазаря Четверодневного, сообщает Global Orthodox со ссылкой на basilica.ro. Торжества в честь святого Димитрия Нового проходили в Бухаресте в эти выходные. По случаю праздника мощи святых Димитрия и Лазаря были выставлены для поклонения в Патриаршем соборе. В воскресенье мощи святых пронесли по улицам Бухареста крестным ходом, а затем на площади перед собором состоялся молебен, который возглавили Патриарх Румынский Даниил и архиепископ Кипрский Георгий. По завершении богослужения на Патриаршей горе было зачитано синодальное постановление о канонизации святителя Макария Протопсалта и представлена его икона. Решение о канонизации было принято Синодом Румынской Православной Церкви в 2023 году, который был посвящен памяти гимнографов и церковных певцов (псалтов). Днем почитания святого будет 31 августа. Святитель Макарий Протопсалт, живший с 1763 по 1836 год, – одна из ключевых фигур в истории румынской церковной музыки. Став иеромонахом в начале XIX века, он получил благословение митрополита Дионисия (Лупу) на перевод церковных песнопений с греческого на румынский язык, что в значительной степени способствовало распространению церковной музыки на родном языке. В 1820-х годах он издал первые сборники церковных песнопений на румынском языке, среди которых были «Теориконул», «Анастасиматарул» и «Ирмологионул». Позже святой Макарий создал школу церковного пения в Яссах, а затем основал музыкальные школы в монастырях Кэлдэрушани и Шигэнешт и воспитал новое поколение гимнографов. ============================================================ Скончался кардинал Ренато Раффаэле Мартино 29.10.2024 15:11 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109443 ------------------------------------------------------------ Фото: vaticannews.va Рим, 29 октября. Итальянский кардинал Ренато Раффаэле Мартино скончался после тяжелой болезни 28 октября в Риме в возрасте 91 года, сообщает Vatican News. Папа Франциск выразил глубокую скорбь в связи со смертью кардинала Мартино и с особой признательностью вспоминает его служение в качестве президента Папского совета «Справедливость и Мир» и на других ответственных постах. Ренато Раффаэле Мартино родился 23 ноября 1932 года, в Салерно, Италия. Образование получил в Папском Григорианском университете (философия и богословие); в Папском Латеранском университете (гражданское и каноническое право); в Папском Институте при Латеранском университете; в Папской Церковной академии в Риме (дипломатия). Рукоположен во священники 27 июня 1957 года. В 1962 году Мартино поступил на дипломатическую службу Ватикана: атташе апостольской нунциатуры в Никарагуа; секретарь апостольской нунциатуры на Филиппинах; аудитор апостольской нунциатуры в Ливане; советник апостольской нунциатуры в Бразилии с 1975-го по 1980 год. Избран титулярным архиепископом Сегермы в 1980-м. Апостольский пронунций в Таиланде и Сингапуре, а также апостольский делегат в Лаосе и Малайзии с 1980-го по 1986-й. Хиротонисан во епископы 14 декабря 1980 года, в базилике Двенадцати апостолов в Риме, кардиналом Агостино Казароли. Постоянный наблюдатель Святого престола при ООН в Нью-Йорке с 1 декабря 1986 года по 1 октября 2002-го. Возведён в кардиналы на консистории от 21 октября 2003 года. Стал кардиналом-дьяконом с титулярной диаконией Сан-Франческо-ди-Паола-аи-Монти. Был одним из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в Папском Конклаве 2005 года, избравшего Папу Бенедикта XVI. В 2006–2009 годах – председатель Папского Совета по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих. Был членом куриальных дикастерий: Конгрегации евангелизации народов, Папского Совета Cor Unum; Администрации церковного имущества Святого престола и Папской комиссии по делам государства-града Ватикана. Принимал активное участие в работе этих дикастерий до своего 80-летия. Со смертью Ренато Раффаэле Мартино Коллегия кардиналов начитывает 233 иерарха, из которых 121 избиратель и 112 без права голоса на конклаве. ============================================================ Выпуск "Православной энциклопедии" завершат в 2025 году Издание насчитывает 75 томов 29.10.2024 14:31 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109442 ------------------------------------------------------------ Фото: sedmitza.ru Москва, 29 октября. Издание 75-томной «Православной энциклопедии», фундаментального труда по истории христианства, будет завершено в следующем году. Об этом говорится в обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам совместного заседания наблюдательного, общественного и попечительского советов по изданию энциклопедии в храме Христа Спасителя, сообщает ТАСС. «Впервые за десятилетие мы близки к тому, чтобы подвести итоги многолетнего труда по созданию «Православной энциклопедии». Нам сегодня представили вышедший из печати 73-й том, который завершается статьей о преподобном Христофоре Сольвычегодском. До завершения [издания] «Православной энциклопедии» осталось подготовить и выпустить в следующем году два тома, 74-й и 75-й», – говорится в обращении, которое зачитал на заседании патриарший наместник Московской митрополии митрополит Павел. «Православная энциклопедия» начала издаваться с 2000 года под общей редакцией Патриарха Алексия II. К изданию первоначально планировалось 25 томов, а проект ожидалось завершить к 2012 году. В 2004 году было объявлено, что количество томов возрастет на пять-шесть и достигнет 30-ти. После кончины Патриарха Алексия энциклопедия выходит под общей редакцией Патриарха Кирилла, и на сегодня число только изданных томов составляет 73. Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства. В работе по созданию энциклопедии участвуют Московская духовная академия, институты Российской академии наук, Московский, Санкт-Петербургский и ряд региональных университетов, а также международные научные центры. ============================================================ Семинар "Католическая педагогика персонализма в Италии: верность традиции или уступка современности?". Москва 27 ноября 29.10.2024 13:54 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109441 ------------------------------------------------------------ 27 ноября 2024 г., 19.00. Заседание постоянного семинара Historia Ecclesiae et Religionis в Институте всеобщей истории РАН На очередном заседании семинара с докладом на тему «Католическая педагогика персонализма в Италии: верность традиции или уступка современности?» выступит старший научный сотрудник Института Европы РАН, к.и.н. Язькова Вероника Евгеньевна. Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться, пройдя по ссылке. После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию. Католическая педагогика – заметное явление в истории Италии, которое нередко расценивалось с тенденциозных позиций. На протяжении многих десятилетий понятие «католическая школа» воспринималось двояко: одни ассоциировали её с древнейшей духовной традицией, уходящей корнями в историю средневековой монастырской культуры. Для других это словосочетание было и по сей день связывается с представлением о религиозном фанатизме, нетерпимости, иезуитизме и даже сектаризме – излюбленных «мишенях» сторонников антиклерикализма и лаицизма. Эта проблема актуальна и сегодня, когда критика церковных учебных заведений и их воспитательных программ, имея давние исторические предпосылки, произрастает из игнорирования и/или обесценивания роли религии в ситуации мировоззренческого плюрализма. После Второго Ватиканского собора (1962-1965) Католическая Церковь стала рассматривать образование уже не как поле своего влияния, а как «миссию». Она видит цель воспитания в формировании личности, члена сообщества, будущего гражданина. Теоретической базой католической воспитательной теории стал персонализм, крупнейшим представителем которого по праву считается теоретик интегрального гуманизма Жак Маритен (1882- 1973). Это направление в философии и педагогике было задумано как антитеза обезличиванию человека. Персонализм осуждает любые формы авторитаризма – государственного, школьного, внутрисемейного, индивидуализм, релятивизм, безудержное потребительство, экономические системы , игнорирующие социальную повестку и т.д. В докладе будут затронуты следующие темы: как формировалась католическая педагогика персонализма; какую роль в этом сыграло педагогическое наследие «классиков» итальянской педагогики Дона Боско, Марии Монтессори, Дона Милани, Дона Джуссани и др; как это наследие расценивается Церковью сегодня; наконец, каковы перспективы католического воспитания после формального (с 2000 г.) уравнивания в правах «паритетных» католических школ с государственными. ============================================================ Как сегодня сохранять живую память о новомучениках? Светский и церковный историки рассуждали об этом накануне Дня памяти жертв репрессий 29.10.2024 13:35 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109440 ------------------------------------------------------------ Фото: КЦ «Фавор» Москва, 29 октября, Благовест-инфо. «Удастся ли нам не забыть новомучеников?» – так была озаглавлена встреча, посвященная памяти новомучеников и исповедников российских, которая состоялась 23 октября в Культурном центре «Фавор». Вечер прошел в рамках цикла «Святые под спудом» в преддверии молитвенного поминовения жертв политических репрессий 30 октября. Как отметил ведущий встречи Егор Агафонов – редактор издательства ПСТГУ, президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», сегодня общая память о новомучениках носит «двойной» характер: с одной стороны, есть их церковное почитание, с другой стороны, их помнят как жертв беспощадного государственного террора наряду с тысячами других пострадавших. Как сегодня сопрягаются церковная и общегражданская память о пострадавших за веру? Первую представлял на встрече директор мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый, о второй говорил старший научный сотрудник музея истории ГУЛАГа Илья Удовенко. В начале встречи каждый спикер представил видеоролик о деятельности своих организаций и рассказал о том, что происходит там сегодня. Гарькавый напомнил, что в 1995 г. территория массовых захоронений жертв репрессий в Бутово была передана Церкви, но «реально и по документам» весь полигон был передан одному приходу – храма Новомучеников и исповедников российских. «С одной стороны, мы чувствуем поддержку Церкви, с другой стороны, все вопросы, связанные с содержанием, благоустройством, охраной территории решает всего лишь один приход. Это ситуация сложная, и удивительно, что она вообще развивается», – поделился Гарькавый, отметив, что у прихода и мемориального комплекса постоянно возникают все новые проблемы, которые приходится решать самостоятельно. Так, сейчас они вынуждены заниматься экологией и вести «войну» за лесок на границе с близко подступающими новыми жилыми комплексами. Директора мемориального центра беспокоит «очевидная проблема – фрагментированность общецерковной памяти». Он рассказал, что еще в 2019 г. настоятелем бутовского храма прот. Кириллом Каледой был инициирован общецерковный проект – создание на базе Бутово общероссийского Музея исповедничества «Русская Голгофа». Идею поддержали все: Патриарх Кирилл, президент РФ, было выделено в Бутово здание в 5 тыс. кв м экспозиционных площадей, с перспективой серьезной реконструкции. Но работы так и не начались. «Как ни парадоксально, у нас нет даже Музея истории РПЦ. И нам очень не хватает общецерковного музея памяти новомучеников, но никто кроме Церкви эту задачу не решит», – сказал Гарькавый. Илья Удовенко, кратко рассказав о многоплановой научной и просветительской деятельности Музея ГУЛАГА, сообщил, что филиалы создаются в других городах: недавно открылась экспозиция в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, где была особая тюрьма; готовится к открытию музей на руднике «Днепровский» в Магаданской области. Поиск родственников репрессированных и помощь в этом всем желающим – важная сторона работы Музея ГУЛАГа, и Удовенко рассказал, что нередко к ним обращаются люди из глубинки с просьбой отыскать архивные дела священников сельских храмов, люди хотят установить мемориальные таблички. В музее задумали выставку «Репрессированное православие», готовились открыть ее на базе Государственной Третьяковской галереи, просили о содействии Московский патриархат, но переговоры с РПЦ сейчас «совсем затихли», сожалеет сотрудник Музея ГУЛАГа. Модератор предложил к обсуждению вопрос: как влияет на состояние церковной памяти о новомучениках нынешнее фундаментальное изменение исторического нарратива, когда память о жертвах репрессий все больше вытесняется из общественного поля, администрации разных уровней препятствуют памятным мероприятиям, демонтируются памятники, таблички «Последнего адреса» и т.д. По словам Агафонова, если исключить «скорбное признание государством» преступления по отношению к своему народу в определенные периоды, то жертвы воспринимаются лишь как некие эксцессы, издержки великих исторических преобразований. Таким образом вымывается фундамент памяти о жертвах репрессий, в том числе – о новомучениках и исповедниках. Удовенко согласился, что сейчас ситуация с восприятием репрессий кардинально изменилась. Казалось, что после «архивной революции» 1990-х гг. «уже нет пути назад, и спорить с десятками тысяч документов абсурдно». Но нет — сейчас все больше принято говорить о ГУЛАГе «не как о преступлении государства, а как о подвиге народа ради индустриализации, и все подводится к искупительной победе в Великой Отечественной войне». «Мне не близка позиция, когда мы всю ответственность за происходящее возлагаем на государство», – не согласился Гарькавый. Он сомневается, что у государства есть продуманная программа (по сворачиванию памяти о репрессиях – ред.), и вообще считает, что в эпоху цифровизации государство «объективно утратило монополию на историческую память». Однако закон о реабилитации жертв репрессий 1991 г. не отменен, он «прямо возлагает на государство ответственность за массовые репрессии», и при этом он «заложил столь серьёзный фундамент, что даже последние колебания не смогли их нарушить», полагает Гарькавый. И если в 1990-е считалось, что реабилитация жертв подразумевает и увековечение их памяти (и это было «пущено на самотек»), то в 2015 г. была принята Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Гарькавый очень надеется, что работа межведомственной комиссии, созданной для реализации этой концепции (она продлена недавно до 2029 г.) принесет реальные плоды. Что касается «эрозии памяти», то связано это в первую очередь с естественной сменой поколений, продолжил историк. В 1990-х «мощной общественной силой» были организации жертв репрессий, которые объединяли как самих жертв, так и их детей. Они не позволили бы ставить памятники Сталину, если бы кому-то это пришло в голову. Сейчас многих из этих людней уже нет, в Бутово приезжают их внуки и правнуки, чтобы от сотрудников мемориального центра узнать о своих родственниках. «Сейчас эта память должна найти другие формы выражения: если раньше она была индивидуальной, семейной, то дальше она может существовать только как культурная память, …а для этого нужно создавать и произведения искусства, и мемориальные экспозиции, и памятники», – сказал Гарькавый. При этом он возлагает большие надежды на благотворителей, напомнив, что весь мемориал в Бутово был создан на народные пожертвования: «На крупнейший в России музей памяти не истрачено ни одной государственной копейки». Следующий блок вопросов касался почитания новомучеников. Со всеми «статусными» признаками их почитания в РПЦ все хорошо: им написаны службы, иконы, есть храмы, памятники в их честь. Но «до широкого почитания их в церковном народе дело так и не дошло», считает Агафонов. Каким образом может быть востребован их опыт сегодня? Чему мы можем у них научиться? Какие формы общей церковной памяти могут стать по-настоящему живыми? Так сформулировал он вопросы спикерам. Новомученики нам сейчас очень нужны «не потому, что древние святые не могу нам помочь (могут)», но потому, что «святые ГУЛАГа ближе к нам, чем кто бы то ни было», ведь современному человеку трудно представить римские публичные казни первых христиан, сказал Гарькавый. Новомученики ближе буквально, даже топографически – достаточно открыть карту на сайте Бутовского полигона, чтобы обнаружить места служения новомучеников. «Если мы хотим через них соприкоснуться с церковным преданием, можно буквально любую точку на карте сделать точкой входа», – сказал он. Новомученики прошли через свой ад, и их опыт может быть ценен для тех, кто помнит слова прп. Силуана Афонского «Держи ум свой во аде и не отчаивайся», потому что «несколько последних лет дали нам понять – ад всегда рядом, в любой момент можешь оказаться в своем аду, реальном или виртуальном», – сказал Гарькавый. Но, постоянно общаясь с людьми из провинции, которые ищут информацию о своих новомучениках, организуют мемориалы, посещают передвижную Бутовскую выставку «Русская Голгофа» (36 городов, около 60 тыс. человек), он видит, что «многие этим горят» (в Бутово называют их «мучениколюбцы»). «Все, чем занимался все эти годы Свято-Тихоновский университет (создание базы данных по новомученикам – ред.), все книги, публикации – все это постепенно дает свои всходы», – поделился наблюдениями Гарькавый. Он убежден, что навязывать почитание новомучеников нельзя, «внутри церковной культуры должно быть пространство свободы». По его мнению, живому общению верующих с судьбой новомучеников может способствовать не только создание их житий, но и публикация документов, связанных с их преследованиями. Агафонов согласился, что в почитании новомучеников нельзя делать акцент на их «функционале» (кому молиться о каких нуждах). Нет, «они нам так важны, потому что они как бы последнее, открытое звено «златой цепи святости» – они для нас являются самыми близкими по времени святыми, дают нам возможность рассмотреть святость сегодня, в нашей окружающей жизни. Мы учимся думать, осознавать этот подвиг не только ушедшим в глубины веков, но и в сегодняшней жизни». Судя по региональным музеям, посвященным советским репрессиям, тема новомучеников не только не раскрыта, но вообще никак не поднимается в светской аудитории, свидетельствовал Удовенко. Однако он привел пример «теплой, искренней краеведческой традиции» почитания новомучеников в одной из деревень, где люди сами устраивают ежегодный крестный ход в память земляка-новомученика. Если думать о сохранении памяти жертв репрессий и новомучеников в том числе, стоит ли целиком полагаться на государство? Что могут сделать люди – потомки репрессированных и сочувствующие, чтобы «восполнить недостаток общественной памяти и церковного почитания»? Если Удовенко считает, что «в конечном счете важен посыл сверху, от государства», то Игорь Гарькавый не согласен. Он напомнил, что с самого своего начала Церковь – не только место молитвы, но и «мемориальное сообщество», хотя это пока недооценивается. «Нам в русской православной традиции, которая освящена новомучениками, не надо полагаться на то, что кто-то нам что-то разрешит. У нас есть своя культура сохранения памяти, но это должно быть делом жизни – не государственную поддержку нужно иметь, а мотивацию, и делать это на свои собственные деньги», – сказал он. И привел «идеальный пример» живой памяти – храм Св. Николая на Маросейке: община сохранялась тремя поколениями, ей удалось и храм восстановить, и добиться канонизации отцов Алексия и Сергия Мечевых, издать книги о них, и все это в ситуации, когда государство не только не помогало, но и «активно мешало, физически уничтожив большую часть общины ». «Если государство не прибегает к репрессивным мерам, а просто разрешает существовать другому варианту памяти, то ее существование будет зависеть от нас». Накануне Дня памяти жертв политических репрессий он напомнил, что во многих местах Церковь сейчас осталась «единственной действующей мемориальной структурой», которая может организовать поминовение, «молясь о своих и о чужих, о прославленных и непрославленных, потому что Церковь помнит жертв репрессий как жертв жестокости, несправедливости и беззакония». Он объявил, что ежегодное чтение имен расстрелянных будет продолжаться на Бутовском полигоне 30 октября весь день, начиная с 11.00, и пригласил всех неравнодушных принять участие в молитвенном поминовении. Юлия Зайцева ============================================================ Семинар "Совесть как антропологическая категория в посланиях апостола Павла: богословско-экзегетический анализ". Москва 12 ноября 29.10.2024 13:02 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109439 ------------------------------------------------------------ Во вторник 12 ноября 2024 г. в 19-00 в Российском Библейском обществе состоится очередной Библейский семинар с презентацией монографии кандидата теологии, проректора по учебной работе Николо-Угрешской Семинарии священника Алексия Раздорова «Совесть как антропологическая категория в посланиях апостола Павла (1, 2 Кор. и Рим.): богословско-экзегетический анализ». Монография защищена в 2022 г. на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Автор монографии представит вниманию собравшихся доклад на одноименную тему. Антропологическое исследование посланий апостола Павла способствует укреплению веры и формированию трезвого взгляда верующего человека на самого себя и окружающих людей. Исследование многообразия смысловых оттенков понятия совести у апостола языков формирует корректное понимание новозаветной терминологии и имеет сотериологическое значение для каждого христианина. Тема будет раскрыта на материале посланий, передающих непосредственный голос апостола: 1 и 2 Послания к Коринфянам и Послания к Римлянам. Адрес: Ул. Валовая, д. 8 стр. 1. М. Павелецкая кольцевая. ============================================================ Презентация книги англиканского богослова Чарльза Гора "Миссия Церкви". Москва 1 ноября 29.10.2024 12:53 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109438 ------------------------------------------------------------ КЦ «Покровские ворота» 1 ноября| 19.00 Презентация книги англиканского богослова Чарльза Гора «Миссия Церкви» Это первый в истории русский перевод трудов епископа Оксфорда Чарльза Гора (22 января 1853 — 17 января 1932), одного из самых влиятельных богословов конца XIX — начала XX века и почетного доктора богословия. В своё время книга была удачной попыткой примирить Церковь с аспектами библейской критики и научными открытиями. В лекциях Чарльз Гор обсуждает истинное понимание религии, осуждает профанацию таинств и стремится ответить на вопрос, как жить по-христиански в современном мире, считая это первостепенной задачей верующих. Особое внимание в его лекциях уделено апологии Церкви Англии и её роли как наследницы апостолов. Перевод выполнен московским историком Виктором Щедриным в рамках Project 39, направленного на ознакомление русскоязычных читателей с англиканским богословским наследием. Научным редактором издания выступил старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Иван Фадеев. В книге также содержится предуведомление главного редактора издательства «Спасское дело» Александра Мраморнова. Презентация книги будет сопровождаться выступлениями Виктора Щедрина, Ивана Фадеева и Александра Мраморнова, которые поделятся своими взглядами на значимость этого издания для читателей. Книга вышла в издательстве «Спасское дело». Адрес: Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1 Вход с ул. Покровка - через арку со шлагбаумом напротив усадьбы Апраксиных. В арке - поворот направо. Вход в Культурный центр «Покровские ворота» - через стеклянную дверь. Метро: Чистые пруды, Китай-город, Курская. Телефон: +7(916) 150 90 84 E-mail: pokrovka_27@mail.ru ============================================================ В День памяти жертв политических репрессий на Бутовском полигоне пройдет ежегодная акция "Голос памяти" 29.10.2024 12:29 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109437 ------------------------------------------------------------ Фото: butovo-polygon.ru Москва, 29 октября. 30 октября 2024 года на Бутовском полигоне в Подмосковье пройдет традиционная акция «Голос памяти», посвященная жертвам политических репрессий, сообщает «Патриархия.Ru» со ссылкой на Мемориальный центр «Бутово». Ежегодно в акции принимают участие родственники погибших, прихожане московских храмов, представители общественных организаций и дипломатического корпуса. В этот день в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове Божественную литургию возглавит заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Начало богослужения в 8.30. По окончании литургии будет совершена панихида, после которой в 11.00 на территории захоронений перед мемориалом «Сад памяти» начнется чтение имен всех убиенных в Бутове в соответствии с «расстрельными списками» НКВД по дням приведения приговоров в исполнение. Все желающие смогут возложить цветы и поставить свечи на насыпи погребальных рвов. Чтение имен продолжится предположительно до 19.00. Проезд до станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» (выход 7), далее — городским автобусом 18 до конечной остановки «Бутовский полигон». Расписание автобуса в этот день: 8.48, 10.13, 12.33,13.43, 14.53, 16.21, 17.01, 18.11. ============================================================ В Прикамье ряд объектов культурного наследия пройдет процедуру консервации 29.10.2024 11:27 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109436 ------------------------------------------------------------ Церковь Петра и Павла в с. Таман Пермского края. Фото: temples.ru Пермь, 29 октября. Министерство культуры РФ поддержало заявку Пермского края на проведение работ по консервации объектов культурного наследия. Речь идет о памятниках народов РФ «Церкви Петра и Павла» и «Склепа купцов Кирьяновых», расположенных в селе Таман Березниковсксого округа. Метод консервации поможет сохранить и предотвратить дальнейшее разрушение памятников. Работы по сохранению этих объектов пройдут в рамках федеральной государственной программы «Развитие культуры» в августе 2026 года, сообщает сайт губернатора и Правительства Пермского края. Глава региона Дмитрий Махонин неоднократно отмечал, что это направление работы является очень важным: «У нас в регионе более трех тысяч ОКН федерального и регионального значения. Мы предусмотрели дополнительные механизмы, направленные на поддержание исторических зданий в нормативном состоянии», – добавил он. По данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, на территории Пермском края насчитывается более 1,8 тысячи объектов федерального значения и свыше 1,2 тысячи – регионального. Фото: uraloved.ru Церковь Петра и Павла была возведена в 1905–1907 гг. нижегородскими каменщиками на средства Ф.В. Кирьянова, а также к северо-востоку от нее построена усыпальница Кирьяновых. ============================================================ Исследователи катализаторов и альтруизма удостоились Макарьевской премии 29.10.2024 10:19 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109435 ------------------------------------------------------------ Москва, 25 октября. Исследователи структурированных катализаторов, эволюции альтуризма, а также многих других направлений науки, удостоились премии памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария в 2024 году. Как сообщили в оргкомитете, в списке лауреатов года 25 человек, передает ТАСС. «Макариевская премия в этом году вручается за достижения в области естественных наук. Ее лауреатами стали 25 ученых по трем номинациям. Среди них члены Российской академии наук. Традиционно по каждой номинации присуждаются одна первая премия и одна вторая премия, две третьих премии и две молодежных премии (для соискателей до 35 лет). Лауреатам Макариевской премии вручаются дипломы, медали и денежные премии», – отметили в оргкомитете. Первая номинация – научные исследования в области естественных и точных наук, имеющие высокое общественное и гражданское значение. Первая премия в ней присуждена сотрудникам Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН члену-корреспонденту РАН Марине Бутовской и Виктории Ростовцевой за научную работу «Эволюция альтруизма и кооперации человека: биосоциальная перспектива». Также лауреатами первой премии стали сотрудники Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, член-корреспондент РАН Алексей Колмаков, Михаил Севастьянов и Михаил Каплан за цикл научных работ по разработке и изучению биомедицинских материалов. И ее же удостоились директор Международного института логистики ресурсосбережения и технологической инноватики академик РАН Валерий Мешалкин, завкафедрой филиала МЭИ в Смоленске Владимир Бобков и завкафедрой Казанского НИТУ Алексей Шинкевич за цикл научных работ «Интеллектуально-вычислительные методы оптимизации энергоресурсоэффективности и экологической безопасности химико-энерготехнологических процессов и инжиниринга организационно-логистической структуры промышленных кластеров в условиях экономики замкнутого цикла». Вторая премия в этой номинации не присуждалась, третьей же удостоилась младший научный сотрудник биофака МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Слатинская за научную работу «Возможности оценки кислород-транспортной функции при функционировании эритроцитов и идиопатической легочной гипертензии на фоне успешного применения селексипага». Вторая номинация – научные исследования в области рационального природопользования, экологии и охраны окружающей среды. Здесь первая премия присуждена сотрудникам Института катализа СО РАН Дмитрию Потемкину, Павлу Снытникову и Владимиру Рогожникову за цикл научных работ «Структурированные катализаторы для решения задач распределенной энергетики, экологии, рационального природопользования и защиты окружающей среды». Третья номинация – методы естественных и точных наук в изучении истории Церкви, христианских древностей и культурного наследия России и славянских стран, а также инновационные технологии, обеспечивающие высокое качество сохранения наследия. Здесь первая премия присуждена генеральному директору Кольского научного центра РАН, священнику Русской Православной Церкви, академику РАН Сергею Кривовичеву за цикл работ Православие и естественные науки: история и современность». Полный список лауреатов доступен на сайте фонда премии. «Макариевская премия – награда, которая объединяет светскую и церковную науку, Российскую академию наук и Русскую Православную Церковь. Особенно важно это взаимодействие для естественных наук, где общее поле деятельности научных и религиозных институтов не так очевидно и где необходимо установить просвещенный и серьезный диалог на современном уровне науки и теологии», – отметил академик Кривовичев, которого цитирует оргкомитет. Конкурс научных трудов на соискание Макариевской премии проводится Фондом по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария, соучредителями которого являются Русская Православная Церковь, Российская академия наук и правительство Москвы. Основатель Макариевской премии – митрополит Макарий (Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882), выдающийся иерарх Церкви, крупный общественный деятель, историк и богослов. Конкурс проводится ежегодно поочередно: один год – по гуманитарным наукам, другой – по естественным. ============================================================ |
В избранное | ||