Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 01/10/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 01/10/2024
============================================================
Опубликован для обсуждения проект документа "О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами"

01.10.2024 17:53
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109142
------------------------------------------------------------




Москва, 1 октября. В Русской Православной Церкви опубликован для широкого обсуждения проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами», сообщает «Фома» со ссылкой на сайт РПЦ.



Проект данного документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, и доступен для скачивания и просмотра на сайте «Патриархия.ru».



Для получения отзывов проект документа направлен в епархии Русской Православной Церкви, а с целью дискуссии представлен на портале «Приходы».



Отмечается, что возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 декабря 2024 года.


============================================================


В кризисном центре при храме в Останкино установят оборудование для сохранения беременности

01.10.2024 16:20
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109141
------------------------------------------------------------




Фото: vladimir-resin.ru



Москва, 1 октября. В кризисном центре при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, который сейчас строится в столичном районе Останкино, будет установлено оборудование для сохранения беременности, сообщает пресс-служба депутата Госдумы России, советника по Программе строительства новых храмов Москвы Владимира Ресина.



«Это ведь не просто храм, а целый комплекс, где будет и дом причта, и помещения для воскресной школы, и первый в Москве кризисный центр для женщин, попавших в трудные жизненные ситуации. В центре установят специальное оборудование, чтобы женщина, обратившаяся в этот кризисный центр, могла сохранить ребенка. Это будет первый в Москве подобный комплекс и один из первых в России, в котором появится такая функция», – рассказал Ресин.



Храм будет включать в себя два этажа и антресольный уровень для хоров. Нижний храм, почти готовый к эксплуатации, станет основным, пока продолжаются отделочные работы на верхнем уровне.



Церковь расположена на стыке трех районов Москвы – Останкино, Отрадное и Свиблово. В этом месте идет активное строительство жилых домов, что делает храм востребованным среди местных жителей.



Особое внимание на приходе уделяют социальному направлению. Впервые в Москве здесь откроется Центр помощи для беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он станет одним из ключевых объектов комплекса и будет оказывать психологическую, материальную и духовную поддержку молодым матерям.


============================================================


Служебник и молитвослов планируют издать на карельском языке

01.10.2024 14:56
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109139
------------------------------------------------------------




Фото: florcvet.ru



Петрозаводск, 1 октября. Для карелов могут составить и издать на карельском языке Служебник и молитвослов. Такое предложение поддержали участники Х съезда карелов Республики Карелия, который состоялся 20 сентября, сообщает «Фома» со ссылкой на информпортал Петрозаводской и Карельской епархии.



«Участники встречи поддержали предложение по составлению служебника и молитвослова на карельском языке, а также проведение работ по сохранению и восстановлению старинных часовен – памятников деревянного зодчества», – отмечается в сообщении.



Съезд карелов Республики Карелия проходит раз в четыре года. Представители коренного народа Карелии собираются на нем, чтобы обсудить вопросы социального и культурного развития территорий с компактным проживанием карелов, обменяться опытом, спланировать на следующие четыре года деятельность Совета уполномоченных съезда карелов.



В нынешнем съезде делегаты и гости приняли участие в трех дискуссионных секциях: «Территория традиционного проживания карелов: настоящее и будущее», «Современная карельская семья» и «Язык и культура».



Карельский язык – язык карелов, один из прибалтийско-финских языков. Число говорящих – около 40–50 тыс. человек, в том числе в России — 25,6 тыс., в Финляндии – 10–20 тыс. человек.



Древнейшим письменным памятником (XIII в.) на карельском языке является написанная кириллицей берестяная грамота (обнаружена в Новгороде в 1963 г.), представляющая собой четыре строки заклинания от молнии.



Первая попытка создания карельской письменности была предпринята в XVI в. в связи с миссионерской деятельностью Православной Церкви. Первые книги на карельском языке были переводами духовной литературы: в 1804 г. издан «Перевод некоторых молитв и сокращенного катехизиса на карельский язык», в 1820 г. – Евангелие от Матфея.



Преподавание карельского языка как предмета началось в Петрозаводской духовной семинарии в 1829 г.


============================================================


Тайны икон Енисейской Сибири удалось раскрыть с помощью научных методов
О методе дендрохронологического анализа

01.10.2024 14:04 | "Российские древности"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=109137
------------------------------------------------------------

============================================================


Монастырь св. Саввы в Кароне: загадка древних камней

01.10.2024 13:29 | "Вестник Кипра"
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=109135
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск призывает в октябре молиться о всеобщей миссии Церкви

01.10.2024 13:05
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109134
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 1 октября. Всемирная сеть молитвы Папы Франциска опубликовала видеопослание, в котором понтифик комментирует свои молитвенные прошения на октябрь 2024 года: о миссии Церкви, которая относится ко всем верующим, сообщает Vatican News.



Каждый пресвитер и мирянин, каждый христианин несёт ответственность за миссию Церкви, напоминает Епископ Рима.



«Мы, священники, – не начальники над мирянами, а их пастыри. Иисус призвал всех нас: не ставя одних выше других, не разделяя, но чтобы мы дополняли друг друга. Мы единая община и потому должны идти вместе, проходя путём синодальности. Возможно, вы спросите: что же могу сделать я, водитель автобуса? Я, фермер? Или я, рыбак? То, что должны делать все: свидетельствовать жизнью, разделять ответственность за миссию Церкви, – подчёркивает Папа. – Миряне, крещёные находятся в Церкви как у себя дома и должны о ней заботиться. То же самое относится и к нам, священникам и богопосвящённым лицам. Каждый вносит свой вклад тем, что умеет лучше всего. Мы все вместе ответственны за миссию Церкви, участвуем в её жизни и пребываем в единстве с ней».



В конце видеопослания Папа Франциск призывает верующих: «Помолимся, дабы Церковь всеми силами и далее поддерживала синодальный образ жизни в духе со-ответственности, поощряя участие, единство и совместную миссию пресвитеров, монашествующих и мирян».


============================================================


Патриарх Кирилл посетил Сочинскую епархию

01.10.2024 12:25
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109133
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 1 октября. 29 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сочинскую епархию.



Глава Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе равноапостольного князя Владимира г. Сочи, сообщает Патриаршая пресс-служба.



За литургией предстоятелю сослужили управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Григорий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.



В дар собору Патриарх подарил икону Божией Матери «Умиление».



Также в ходе визита в Сочинскую епархию Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил федеральную территорию «Сириус».







Фото: foto.patriarchia.ru



В ходе экскурсии предстоятелю продемонстрировали учебные лаборатории, ознакомили с информационными стендами и рассказали о научном потенциале комплекса. Патриарх Кирилл и председатель Совета федеральной территории «Сириус» Е.В. Шмелева договорились проводить на федеральной территории ежегодный форум «Наука, религия и искусство».


============================================================


Россия и Западная Европа - история архитектурной дружбы
Цикл лекций известного искусствоведа начался в Москве

01.10.2024 11:24 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109132
------------------------------------------------------------




Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru



Москва, 1 октября, Благовест-инфо. «Истории архитектурной дружбы» – так назван цикл лекций известного историка архитектуры Юлии Ратомской, который она начала читать 25 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Цикл из четырех лекций призван обратить внимание на архитектурные истории, раскрывающие связи древнерусского зодчества XII-XVI веков с европейскими влияниями. Курс основан как на широко известных сюжетах, так и на новых научных исследованиях.



Открывая этот цикл, Джованна Парравичини, научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» и представитель Фонда «Христианская Россия», отметила, что лекции могут дать представление об «архитектурных переменах, которые выражают дружбу между двумя разными мирами – Западной Европой и Россией». Рассказ Ю.Ратомской, учёного секретаря Музея архитектуры им. А.В. Щусева, позволит заинтересованным слушателям (а их на первой лекции было очень много) понять, как взаимодействие разных традиций в каждую эпоху «обогащает и позволяет создать каждой стране совершенно новые, оригинальные дружественные образы».



Обычно о взаимодействии между Западом и Востоком в древнерусской архитектуре принято говорить со времени Ивана III и Василия III, когда в Москву были приглашены итальянцы, построившие Кремль и несколько знаменитых храмов. Ратомская напомнила, что Аристотелю Фиораванти, построившему Успенский собор Московского Кремля – «главный храм русского православия, символ Москвы и русской культуры», было поручено возвести его похожим на Успенский собор во Владимире и таким образом символически обозначить духовную преемственность Москвы через Владимир от Киева и далее – от «второго Рима» – Константинополя. Русские летописи отмечают «эффект узнавания»: увидев белокаменные храмы Владимира, итальянский зодчий сказал: «Это наших мастеров дело». «И он был в значительной степени прав, потому что в формировании Владимиро-Суздальской архитектуры огромную роль сыграли итальянские мастера», – сказала Ратомская, объя
сняя таким образом, почему надо «искать итальянский след» уже начиная с XII века.



Поэтому первую лекцию она назвала «Домонгольская архитектура и романика». Первые каменные храмы на Руси в XI в. строили греческие мастера. Спасский собор в Чернигове, киевская София, Золотые ворота с надвратной церковью и Десятинная церковь, Софийские соборы в Новгороде и Полоцке и другие сооружения в первые полтора столетия после принятия христианства на Руси – это крестово-купольные храмы, которые следовали византийским традициям. Но лектор считает, что их нельзя назвать провинциальной византийской архитектурой: при всем сходстве с греческими памятниками, в русских явно «проглядывают индивидуальные особенности».







Успенский храм в Чернигове (реконструкция). Фото: studfile.net



Успенский собор Киево-Печерской лавры – древнейший монастырский храм, он стал «богосозданным» прообразом всех монастырских соборов Киевской Руси до XIII в. Его возводили греческие зодчие. Но уже в его «репликах» (например, в Успенском храме Елецкого монастыря в Чернигове) «прочитываются узнаваемые романские черты»: аркатурный фриз в сочетании с поребриком, который заменяет греческий меандр; однослойная техника кладки плинфы, благодаря которой храм не выглядит «полосатым»; и т.д. Те же мастера в Чернигове украшают Борисоглебский собор резными капителями с экзотическими зверями, иконографические аналоги которых обнаруживаются в Испании и напоминают капители в итальянской Павии. Так, через декоративные элементы, не меняя общей крестово-купольной структуры храма, «романика обогащает традицию, которая пришла из Византии и воспринималась уже как местная», – отметила Ратомская.







Спасский собор в Полоцке (реконструкция). Фото: studfile.net



Шаг за шагом она прослеживает в храмах XII века новые элементы, которые привносят европейские мастера. В Кирилловской церкви в Киеве впервые появляется внутристенная лестница вместо лестничной башни («тоже романская традиция»). Трехлопастные арки (влияние готики), традиционные для романики крестообразные окна, клеймение плинфы латинскими буквами отличают уникальный Спасский собор Ефросиниевского монастыря в Полоцке. В Борисоглебской церкви в Кидекше, помимо романского перспективного портала и романских же ниш, появляется омфалий – своего рода редуцированный амвон-кафедра. Барабан Спасского собора в Переславле-Залесском украшается городчатым орнаментом, аналоги которого находятся в Польше и т.д.



Что можно сказать о мастерах, имена которых не упоминаются в источниках, но именно они основали традицию, названную впоследствии «русская романика»? Можно предположить, что это были строительные бригады из разных европейских земель, входивших в состав Священной Римской империи, в первую очередь – из Германии и Италии. По словам Ратомской, традиции итальянских и германских мастеров часто были взаимосвязаны, они могли работать вместе в одной путешествующей артели: например, собор в Модене, рельефы которого считаются прототипами рельефов Владимирских храмов, украшал резьбой мастер Гульельмо (об этом сохранилась надпись), но некоторые свидетельства говорят о том, что он был выходцем их Германии. А в строительстве грандиозной базилики в Шпейере (Германия) принимали участие итальянские мастера. Крайне трудно поэтому определить национальное происхождение романской традиции.



На Руси во время феодальной раздробленности у каждого удельного князя были свои амбиции, которые он старался воплотить в том числе и в строительстве, нанимая иноземных мастеров. Сохранившиеся домонгольские храмы свидетельствуют, что в их создании принимали участие зодчие из Италии, Германии, Польши, которые передавали свои навыки и приемы русским мастерам. Особенно ярко и неоспоримо об этом свидетельствует архитектура Владимира периода Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Ряд построек символизируют преемственность от Киева и Царьграда, утверждают новый столичный статус Владимира.



Так, в устройстве подпружных арок проездной конструкции Золотых ворот Ратомская видит явные переклички с уникальными арками Дуомо в итальянском Тоди. Для строительства Успенского собора были приглашены специалисты от императора Фридриха Барбароссы, они возвели «реплику киевского Успенского собора, но в романских одеждах». Здесь появляется столь узнаваемый романский аркатурный фриз на «висящих» колонках; «пальцы», на которые опираются базы других колонн (известны аналоги в Германии и Италии); разнообразные фасадные рельефы, подобные которым тоже встречаются в этих странах. Башня замка в Боголюбово тоже отсылает всеми своими элементами и к собору в Модене, и к германским постройкам. Для специалистов очевидно, что здесь работала смешанная бригада иноземцев, которые при этом создавали не копии европейских сооружений, а «новую русскую архитектуру». «Все эти традиции очень быстро становились местными и воспринимались как обязате
льные», – сказала лектор.







Дмитровский собор во Владимире. Фото: dzen.ru



Смешанные «интернациональные» бригады работали и на строительстве храма Покрова на Нерли, Дмитровского собора, обновляли Успенский собор – об этом свидетельствуют как конструктивные элементы, так и разнообразная и причудливая резьба, в которой искусствоведы усматривают как стилистические, так и иконографические параллели с романскими памятниками. Узнаваемые «пухлощекие» маски, львы с улыбкой-«восьмеркой», «абсолютно итальянские» фигуры святых в круглых медальонах, резные сюжеты с царем Давидом и многие другие – их появление нельзя объяснить мастерством только русских резчиков (которые наверняка работали вместе с иноземцами и, возможно, даже использовали некие «книги образцов»), здесь очевидна рука и навыки выходцев из стран, где создавалась романская архитектура.







Фото: ppt-online.org



Говоря о том, как романское влияние на Руси создавало местную, русскую архитектуру, Ратомская упомянула также собор Михаила Архангела в Смоленске. Его ближайшим «родственником» можно считать собор в Падуе, который «одарил» смоленский храм «готическими» пучками лопаток. Этот эффектный прием оказал «невероятное влияние на современников», его «цитировали» строители храма св. Параскевы на Торгу в Великом Новгороде, псковского Троицкого собора и другие.



В рамках одной лекции трудно было рассказать о всех домонгольских храмах. Конечно, не остались без внимания переплетения византийских и романских мотивов и в Рождественском соборе Суздаля, и в Георгиевском храме Юрьева-Польского. Ратомскоя упомянула «устойчивое мнение классиков отечественного искусствоведения», которые утверждали, что в XIII в. на Руси работали уже только русские мастера». Но новые исследования свидетельствуют, что происходит интенсивный «обмен традициями», и новые мотивы попадают на Русь «через конкретных людей, которые это видели в Европе». «Кажется, дальнейшие исследования позволят нам более предметно об этом говорить и показывать культурную общность, которая неожиданным образом складывается в далекой восточной Руси. Казалось бы, это никак не влияет на судьбы Священной Римской империи, тем не менее отражает некоторые культурные процессы, которые там происходят», – заключила выступавшая.



Она пригласила на следующую лекцию цикла «Истории архитектурной дружбы», которая состоится 23 октября в КЦ «Покровские ворота» и будет посвящена теме «Итальянцы в Московском Кремле».



Юлия Зайцева


============================================================


Религиозные деятели РФ выступили против запрета изучения теории Дарвина в школах

01.10.2024 10:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109131
------------------------------------------------------------




Фото: daily.afisha.ru



Москва, 1 октября. Главы и представители традиционных религий России выступили против запрета преподавания в школах теории эволюции Чарльза Дарвина. В то же время опрошенные религиозные деятели призвали расширить охват этой темы в учебных заведениях – больше рассказывать школьникам и о других концепциях происхождения и развития мира, включая и религиозные представления, передает ТАСС.



«Вместо полного запрета преподавания теории Дарвина в школах считаю более важным представить разнообразие научных и религиозных подходов, способствуя гармоничному развитию личности. Образовательные программы должны учитывать как научные, так и религиозные точки зрения, помогая детям и подросткам воспитывать глубокое философское осмысление и духовное развитие», – сказал глава Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтий Москвы Альбир Крганов.



«Ислам не противоречит классической науке, но могут быть разные теории эволюции. Теорий много, почему выбрана одна – это вопрос. Будучи мусульманами, мы должны верить лишь в то, что все живое на Земле сотворено Всевышним таким, каким он пожелал это создать. <…> Любая научная теория - это всего лишь объяснение одной из многих моделей Божьего творения», – отметил муфтий.



Главный военный раввин России Аарон Гуревич также считает, что в школах необходимо «расширить подачу материала об эволюционных теориях». По его мнению, запретительными мерами вопрос не решить – наоборот, этим можно привлечь лишь большее внимание к попавшему «в опалу» материалу, в данном случае к дарвинизму. При этом Гуревич обратил внимание на то, что сам Дарвин был верующим и не подвергал сомнению божественное происхождение самого человека.



Представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама (Андрей Бальжиров) также полагает, что «не обязательно исключать» из школьного преподавания теорию Дарвина, поскольку «дети должны быть разносторонне образованы». Сама теория, по мнению Санжей-ламы, хотя и представляет из себя «спорный вопрос», однако и она «со временем эволюционирует: все меняется».



Ранее в российских СМИ обсуждались призывы некоторых политиков и религиозных деятелей запретить преподавать в школах дарвиновскую теорию эволюции. Комментируя возникшую дискуссию, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заметил, что вопрос нужно ставить не о запрете преподавания каких-либо теорий, а о «вдумчивом и глубоком представлении о многообразии как научного мира, так и способов познания, которые не сводятся лишь к научному».


============================================================

В избранное