Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/10/2024
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" https://www.blagovest-info.ru/ Новости за 24/10/2024 ============================================================ В Африканском экзархате РПЦ будет второй архиерей 24.10.2024 19:56 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109402 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 октября, Благовест-инфо. В Африканском экзархате Русской Православной Церкви будет нести служение еще один архиерей. Синод РПЦ, заседавший сегодня в Москве, учредил должность викария патриаршего экзархата Африки. Викарием назначен епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев), до последнего времени возглавлявший Синодальный миссионерский отдел и являвшийся наместником Высоко-Петровского монастыря в Москве. Временно исполняющим обязанности председателя миссионерского отдела назначен священник Антоний Косых, клирик Московской епархии. Патриарший экзархат Африки был учрежден синодом РПЦ 29 декабря 2021 года – через два года после того, как Московский патриархат разорвал евхаристическое общение с Александрийским Патриархом Феодором, признавшим автокефалию так называемой Православной Церкви Украины, дарованную в одностороннем порядке Константинополем. Большинство поместных Православных Церквей до сих пор не признают каноничность ПЦУ, в РПЦ ее считают раскольнической группировкой. В синодальном постановлении было заявлено о создании на территории Африки двух епархий РПЦ – Северо-Африканской с центром в Каире и Южно-Африканской с центром в Йоханнесбурге. Однако до сих пор правящие архиереи этих церковных областей назначены не были – обе они подчиняются экзарху, которым с декабря 2021 по октябрь 2023 года являлся митрополит Клинский Леонид (Горбачев, ныне на покое), а в настоящее время – митрополит Зарайский Константин (Островский). ============================================================ Священный синод РПЦ принял ряд кадровых решений 24.10.2024 19:23 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109401 ------------------------------------------------------------ Фото: patriarchia.ru Москва, 24 октября, Благовест-инфо. Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ), заседание которого состоялось 24 октября под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял ряд кадровых решений. Как говорится в материалах синода, почислен на покой 73-летний митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) по состоянию здоровья, затрудняющему «беспрепятственное управление им епархией, тем более в условиях региона, где идут военные действия». Главой Донецкой епархии синод определил быть митрополиту Владивостокскому и Приморскому Владимиру (Самохину). Главой Приморской митрополии назначен епископ Ейский и Тимашевский Павел (Григорьев) с освобождением его от управления Ейской епархией (Кубанская митрополия) и Душанбинской епархией. Епископом Ейским и Тимашевским избран иеромонах Серафим (Лопухов), клирик Иваново-Вознесенской епархии. Синод удовлетворил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия (Фомина) о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия, определив местом его пребывания Москву. Воронежскую митрополию возглавит епископ Сызранский и Шигонский Леонтий (Козлов), временное управление же Сызранской епархией возложено на митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина). Архиепископ Новороссийский и Геленджикский Каллистрат (Романенко) перемещен в Бежецкую епархию (Тверская митрополия). Новороссийскую кафедру займет епископ Вяземский и Гагаринский Сергий (Зятьков); управление Вяземской епархией временно поручено митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору (Тупикину). Синод также принял решения о замещении вакантных кафедр: Щигровской (Курская митрополия), Алапаевской (Екатеринбургская митрополия) и Выксунской (Нижегородская митрополия). Епископом Щигровским и Мантуровским назначен епископ Бронницкий Феогност (Ильницкий); Выксунским и Павловским – епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон. Новым главой Георгиевской епархии (Ставропольская митрополия) избран игумен Николай (Пашков), клирик Кинельской епархии (Самарская митрополия), а епископом Алапаевским и Ирбитским – клирик Пензенской епархии игумен Сергий (Зайчиков). ============================================================ В Гватемале рукоположен первый православный епископ 24.10.2024 17:16 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109398 ------------------------------------------------------------ Фото: romfea.org / orthochristian.com Талмиче, Гватемала, 24 октября, Благовест-инфо. Хиротония первого православного епископа состоялась 13 октября в Талмиче, департамент Уэуэтенанго, Гватемала. Новый иерарх – представитель коренного майянского населения Гватемалы архимандрит Евангелос Пата Туктук, получивший имя Осий и титул епископа Сасимского. Его хиротония прошла в открывшейся в феврале этого года православной семинарии в Талмиче. Богослужение прошло под открытым небом, так как семинарская церковь не могла вместить несколько тысяч верующих, пришедших на хиротонию. Рукоположение совершил митрополит Мексиканский, экзарх Центральной Америки и Карибских островов Иаков (Андриопулос, Константинопольский патриархат) в сослужении двух викариев – епископов Миринского Афинагора и Ассоского Тимофея. Как сообщает OrthoChristian, епископ Осий будет викарием митрополита Иакова, в его юрисдикции будут находиться территория Гватемалы и мексиканского штата Чьяпас. В подчинении епископа Осия – 114 приходов (из них он лично служит в 84), пять священников и два диакона. Его паства – коренные майя – около 300 тысяч человек. Новый иерарх – духовное чадо священника Андреса Хирона (1947-2014) – бывшего католического клирика, защитника прав крестьян, проповедовавшего православие среди майянского населения Гватемалы. О. Андрес и его последователи были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриархата в 2010 году. По информации из открытых источников, Мексиканская митрополия (до 2005 г. Панамская и Центрально-Американская) — епархия Константинопольской Православной Церкви на территории стран Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Карибских островов. ============================================================ Папа Франциск отметил роль латыни в науке, культуре и политике 24.10.2024 16:10 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109394 ------------------------------------------------------------ Фото: vaticannews.va Рим, 24 октября. В Ватикане состоялась церемония вручения премии Папских академий 2023 года, организованная Папской академией Latinitatis. По этому случаю Папа Франциск обнародовал послание, в котором отметил важность латинского языка как ключевого элемента культурного, научного и политического наследия западной цивилизации. Латынь, по его словам, остаётся сокровищницей знаний и мыслей, неоценимым инструментом для глубокого осмысления современного мира, передает Vatican News. Понтифик поздравляет лауреатов премии за их вклад в изучение латинского языка и его сохранение в актуальном научном контексте. Особое внимание в послании уделяется трудам профессора Энрико Пьерджакоми с факультета гуманитарных наук и искусств Израильского технологического института – Техниона в Хайфе, чьи исследования сосредоточены на связи классической мысли с современными научными открытиями. Папа также высоко оценивает деятельность исследовательской группы, работающей над изданием Opera Mathematica священника Франческо Мауролико, видного ученого и гуманиста XVI века. Эта работа, по словам Папы, раскрывает не только научные, но и духовные и культурные аспекты наследия прошлого. Папа обращает внимание на две основные темы, вынесенные на конкурс: De rerum natura и De re publica. Первая касается отношения к окружающему миру и наукам, а вторая – к политическим структурам. Папа отмечает, что латынь помогает глубже осмыслить законы природы и политику через призму этики и гуманизма. В наше время диалог между наукой и верой особенно важен, поскольку он помогает комплексно понимать мир и его реалии. Епископ Рима призывает к ответственным действиям в политике, основанным на гуманистических ценностях, к устранению неравенства и содействию всеобщему благу, особенно самых уязвимых. Папа напоминает также о значении этического подхода к экологическим вопросам: современная наука должна дополняться культурной и духовной перспективой, чтобы отвечать на сложные вызовы, стоящие перед человечеством. «Живость мысли и креативность, столь дорогие Церкви, исходят из постижения красоты знания, способного формировать сердца и умы, наводить мосты и свергать стены. В этом смысле латынь, а вместе с ней и интеллектуальное наследие человечества, может стать инструментом гармонии между народами, содействуя взаимному уважению и человеческому достоинству». ============================================================ Троицкий Оптин монастырь ждет завершения реконструкции 24.10.2024 15:43 | Телеканал "Культура" https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=109395 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Министр культуры Франции предложила сделать платным вход в Нотр-Дам 24.10.2024 15:01 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109392 ------------------------------------------------------------ Фото: notredamedeparis.fr Париж, 24 октября. Министр культуры Франции Рашида Дати предлагает сделать платным вход в собор Парижской богоматери. Об этом она заявила в интервью газете Le Figaro, передает ТАСС. «Я предложила архиепископу Парижа установить символическую плату для всех туристов и направлять эти средства на сохранение французских церквей», – сказала Дати. По ее словам, цена в 5 евро за визит «позволит собрать 75 млн евро за год». Это будет хорошим подспорьем для восстановления храмов не только в Париже, но и в провинции. Собор Парижской Богоматери на протяжении столетий является самым известным зданием Парижа, он включен в список мировых исторических памятников. Первый камень в его основание был заложен в 1163 году при Людовике VII, короле из династии Капетингов. В 2013 году Собор Парижской Богоматери отметил 850-летие. В соборе хранится одна из главных христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа. До пожара Нотр-Дам ежегодно посещали около 15 млн человек. Вечером 15 апреля 2019 года в храме вспыхнул пожар, огонь удалось полностью потушить лишь утром следующего дня. Возгорание произошло в районе шпиля по не выясненным до сих пор причинам. Огонь полностью уничтожил деревянную крышу и сам шпиль, который упал на каменный свод и пробил его в трех местах. Президент Франции Эмманюэль Макрон распорядился отреставрировать собор в течение пяти лет. В мае 2024 года он заявил, что собор Парижской Богоматери откроется для посетителей 8 декабря. При этом полное завершение восстановительных работ в соборе намечено на 2029-2030 годы. ============================================================ Ватикан: Комиссия по связям с иудаизмом отмечает 50-летие 24.10.2024 14:21 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109390 ------------------------------------------------------------ Синагога в центре Рима. Фото: vaticannews.va Рим, 24 октября. В этом году отмечается пятидесятилетие Комиссии по религиозным связям с иудаизмом, учрежденной Папой Павлом VI 22 октября 1974 года, сообщает Vatican News. Комиссия была включена в состав Секретариата по содействию христианскому единству. Таким образом началась новая эпоха диалога между евреями и христианами, всецело обновленного после Второго Ватиканского собора. Именно на Соборе тема взаимоотношений между Католической Церковью и еврейским народом был предметом жарких дискуссий, сосредоточенных на важности наследия еврейского народа для жизни Церкви и его связи с экуменическим путем, на фоне трагедии Шоа, масштабы которой тогда мир только начинал осознавать. Дебаты на эту тему начались еще на этапе подготовки Собора, когда Папа Иоанн XXIII решил поручить Секретариату по содействию христианскому единству разработку текста о еврейском народе. Текст должен был обсуждаться на Соборе, но он так и не попал в руки Отцов Собора. Тем не менее дальнейшие события привели к созданию декларации Nostra Aetate, содержащей параграф об иудаизме. Включение его в документ о нехристианских религиях способствовало идее о диалоге между евреями и христианами как части межрелигиозного диалога. Однако по решению Папы Павла VI был выбран иной путь: создание Комиссии по религиозным связям с иудаизмом в лоне куриального ведомства по продвижению христианского единства, то есть диалог с евреями был помещен в контекст экуменических, а не межрелигиозных связей. Вскоре Комиссия опубликовала первый документ – «Ориентиры и рекомендации для применения соборной декларации Nostra Aetate», нацеленный на восполнение пробелов в изучении духовного наследия иудаизма и преодоление невежества в отношении к евреям. За этим документом последовали еще три: в 1985 году – «Пособия для корректной презентации евреев и иудаизма в проповеди и катехизации Католической Церкви»; в 1998 году – «Мы помним: размышления о Шоа»; и в 2015-м – «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Все эти четыре документа по сей день сохраняют свою актуальность и требуют дальнейшего изучения и распространения на всех уровнях Католической Церкви, с особым вниманием на следующие аспекты: соотношение между Ветхим и Новым Заветами, между универсальностью спасения в Иисусе Христе и убежденностью, что Божий завет с Израилем никогда не был отозван; задачи евангелизации Церкви в отношении иудаизма. ============================================================ Концертно-выставочная программа в честь 200-летия со дня рождения императрицы Марии Александровны и 160-летия со дня рождения великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Москва 1 ноября 24.10.2024 14:19 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109391 ------------------------------------------------------------ 1 ноября в концертном зале «Зарядье» состоится концертно-выставочная программа, посвященная выдающимся подвижницам милосердия - Императрице Марии Александровне (1824-1880) и святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне (1864-1918). Поддержку проекту оказывают Департамент культуры Правительства Москвы и Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Организаторы: Фонд возрождения Московского Синодального хора и АНО ПЦДМК «Страна Воскресения». Музыкальный вечер будет состоять из двух отделений, посвященных традициям милосердия и благотворительности Императорской России в конце XIX – начале XX столетия, духовному подвигу Императрицы Марии Александровны и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, их деятельности во благо Отечества и народа. Исполнители: Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России, художественный руководитель – народный артист России Валерий Полянский; Московский Синодальный хор, художественный руководитель – заслуженный артист России Алексей Пузаков; Хор Санкт-Петербургской духовной академии, художественный руководитель– Раиса Гундяева; Хор «Возрождение» центра «Радость», художественный руководитель – заслуженная артистка РФ, лауреат премий Президента РФ, Правительства РФ и Мэрии Москвы Татьяна Жданова; Детское отделение Московского Синодального хора; художественный руководитель – Наталья Асмус. Ведущие: Народная артистка РСФСР Ирина Купченко, кандидат философских наук, автор канала «Таким Образом» Сергей Кругликов. Перед началом концертной программы в 18.00 в фойе зала «Зарядье» Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» представит стендовую выставку к 200-летию Императрицы Марии Александровны «Императрица Мария Александровна. Жизнь как подвиг христианского милосердия». Также вниманию зрителей будет представлена экспозиция, посвященная великокняжеской чете - Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне «Путь к святости». Разделы выставки посвящены жизни и благотворительной деятельности супругов, возглавлявших более 100 благотворительных учреждений, их делам милосердия, покровительству наукам, искусству и профессиональному образованию, миссионерской деятельности. Выставки дополнены лифлетами и тематической литературой научной библиотеки Фонда ЕСПО. Билеты на сайте Зала «Зарядье»: https://zaryadyehall.ru/afisha/zaradys/belyy-angel-moskvy/ ============================================================ Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного синода Русской Православной Церкви 24.10.2024 13:36 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109389 ------------------------------------------------------------ Фото: Олег Варов / patriarchia.ru Москва, 24 октября. Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Открывая заседание, предстоятель РПЦ обратился к членам Священного синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня, сообщает Патриаршая пресс-служба. В заседании принимают участие: постоянные члены Священного Синода: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; временные члены Священного синода: митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон; епископ Ванинский и Переяславский Аристарх; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; епископ Губкинский и Грайворонский Софроний; епископ Черняховский и Славский Николай. ============================================================ Скончался архиерей РПСЦ епископ Патермуфий (Артемихин) 24.10.2024 13:11 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109388 ------------------------------------------------------------ Фото: staroobryadci.ru Москва, 24 октября. На 73-м году жизни после продолжительной болезни 22 октября скончался епископ Патермуфий (Артемихин), который в последнее время по состоянию здоровья проживал в Рогожском посёлке. Несмотря на недуг, он участвовал в работе Освященного собора РПсЦ 16-17 октября, сообщает сайт «Старообрядцы». Епископ Патермуфий (в миру Петр Гаврилович Артемихин) родился в 1952 году в городе Кирс Кировской области. После службы в армии поступил на работу в строительное управление теплоэлектростанции. В 1983 году переехал в село Городище, где служил уставщиком при храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1992 году Петр Артемихин по благословению митрополита Алимпия направлен служить уставщиком в Улейминском монастыре. Спустя четыре года там же пострижен в иноки с именем Патермуфий и рукоположен во диаконы. 21 ноября 2001 года в Киеве епископом Киевским и всея Украины Саватием (Козко) рукоположен во священники к храму в селе Городище Луганской области. За девять лет в селе Городище восстановлен храм, построен церковный дом, начато строительство часовни на месте разрушенного Покровского храма мужского монастыря. При храме открыт богадельный дом для престарелых. 25 апреля 2010 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище был рукоположен во епископа. Хиротонию совершил митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) в сослужении архиепископа Киевского и всея Украины Саватия (Козко) и епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина). Несмотря на то, что ожидалось направление нового епископа на Украину, решением Совета митрополии был назначен правящим архиереем Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. Постоянным местом его служения стал кафедральный храм Покрова Пресвятой Богородицы в городе Хабаровске. 22 октября 2010 года решением Архиерейского собора РПСЦ титул правящего архиерея был восстановлен в соответствии с историческим — «Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока». 21 октября 2014 года назначен на новоучрежденную Иркутско-Забайкальскую епархию. Участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции Митрополит Патермуфий прослужил епископом 14 лет, однако в последние годы по состоянию здоровья отошёл от епархиальных дел и проживал на Рогожском. Причиной стало подорванное здоровье при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции. «Они занимались снятием загрязненного верхнего слоя земли вокруг станции. У него был большой букет заболеваний, диагноз на полтора листа, но однозначно работы в Чернобыле дали о себе знать. Он лежал в больнице раз в полгода. Но всё равно постничал и вёл очень аскетичный образ жизни. Всё для Церкви, у него ничего не было за душой. И в Городище строил, и в Луганске строил, и в Сибири везде занимался приходами», – рассказал «Старообрядцам» брат покойного Александр Гаврилович Артемихин. Погребение епископа Патермуфия состоится в четверг-пятницу в Покровском соборе Рогожского посёлка, он будет похоронен на кладбище деревни Слободище в подмосковной Гуслице. * В деревне Слободище действует один из самых древних и авторитетных приходов не только в Гуслице, но и во всем Подмосковье. Впервые он упомянут в «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих молельнях и часовнях» в 1826 г. Он был одним из восьми храмов Московской губернии с постоянным алтарем, изъятым в 1857 г. После чуда, произошедшего от образа Губинской иконы Божией Матери, когда жители Слободищ были исцелены от холеры, моленную стали посвящать Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Фото: livejournal.com Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году. В 1909 году после манифеста о свободе вероисповедания были надстроены главка и купол, в храме отгорожен алтарь — моленная стала полноценным храмом. В 1930-х гг. церковь закрыта, вновь открыта в 1946 году и более не закрывалась. ============================================================ Митрополит Никодим (Ротов): "Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви" Встреча, посвященная 95-летию со дня рождения выдающегося иерарха РПЦ, состоялась во ВГБИЛ 24.10.2024 11:44 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109386 ------------------------------------------------------------ Фото: gorthodox.com Москва, 24 октября, Благовест-инфо. Встреча, посвященная 95-летию со дня рождения одного из виднейших иерархов Русской Православной Церкви второй половины ХХ века – митрополита Никодима (Ротова, 1929–1978), состоялась 22 октября во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). Вечер был организован сотрудниками Центра межрелигиозного диалога ВГБИЛ, которые озаглавили встречу словами самого митрополита Никодима: «Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви». По словам модератора Мигеля Паласио, замдиректора ВГБИЛ, главная тема встречи – актуальность многогранного наследия митрополита Никодима в контексте общественной миссии Церкви, международной церковной деятельности и церковно-государственных отношений на современном этапе. Он напомнил, что пять лет назад в Иностранке впервые состоялась встреча, посвященная митрополиту Никодиму, с участием православных священнослужителей и апостольского нунция в России. Паласио зачитал приветственный адрес председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Антония, в котором воздается должное заслугам митрополита Никодима по защите и сохранению Русской Православной Церкви в годы атеистических гонений, по развитию межцерковного общения и богословских контактов. «Он был увлечен идеей поиска христианского единства, которое должно быть основано на наследии неразделенной Церкви», – говорится в тексте. Время, когда митрополит Никодим трудился на посту председателя ОВЦС (1960–1972), было поистине «эпохой диалога» c Католической Церковью, отметил историк, советник гендиректора ВГБИЛ Алексей Юдин. В сообщении «Диалог и духовное просвещение – два аспекта наследия митрополита Никодима (Ротова)» он говорил о том, что митрополит Никодим всегда старался извлечь уроки для Русской Церкви из всего, что происходило в мире, в разных христианских конфессиях. В частности, «внимательно просматривался» к новому осмыслению понятия «диалог», характерному для периода II Ватиканского собора. Так, Папа Павел VI писал о необходимости диалога Церкви с миром: «Церковь становится словом; Церковь становится посланием, Церковь сама становится диалогом». По словам Юдина, митрополит Никодим «интересно откликнулся на эту мысль: Церковь, открытая миру, но при этом остающаяся самой собой», – вот что было важно для нег о, отвергающего разного рода компромиссы обмирщения Церкви, столь «модные» в то время идеи синтеза христианства и коммунизма и т.д. Наследие митрополита Никодима, многогранное и неоднозначное, свидетельствует о том, как он искал пути выживания Церкви в СССР в период холодной войны, как его прозрения о будущем Церкви «шли параллельными путями» с размышлениями «великого пастыря» – его современника о. Александра Меня. Фото: blagovest-info.ru Говоря о подходе митрополита Никодима к проблеме единства Церкви, Юдин привел его слова: «Час для примирения не настал, но мы можем приблизить его. На том месте, куда поставил меня Господь, я буду трудиться ради сближения наших Церквей, устанавливать контакты, насаждать дух открытости в будущих священниках…» И он постоянно работал ради этого, противостоя попыткам критики с разных сторон – как «революционным», так и консервативным с православной стороны, выбирая «срединный путь с сохранением следования Христу». «Наследие, которое он оставил, нуждается в переосмыслении… Его уроки – это не археология, а очень актуальная задача, которая идет контрапунктом к евангельским задачам», – заключил выступавший. О том, как экуменическая деятельность митрополита Никодима воспринималась на Западе, рассказала Джованна Парравичини, директор культурного центра «Покровские ворота». Первое свидетельство, которое она привела, принадлежит Папе Иоанну Павлу I, во время аудиенции у которого 5 сентября 1978 г. скончался от сердечного приступа митрополит Никодим. «У меня на руках умер Петербургский митрополит Никодим <…> Уверяю вас, я в жизни никогда не слышал таких прекрасных слов о Церкви, как те, которые он произнес <…> Православный, как он любил Церковь! И я верю, что он так много страдал за Церковь, так много делал для объединения». «Загадочный человек, непростая личность, пастырь, глубоко любящий Церковь и, безусловно, увлеченный идеей христианского единства» – так воспринимали митрополита Никодима в итальянском фонде «Христианская Россия». Будучи давним членом этого фонда, много сделавшим для поддержки христиан в атеистическом СССР, Парравичини рассказала о контактах митрополита Никодима с основателем фонда, ее духовным отцом священником Романо Скальфи. Последний не раз загружал в большие чемоданы православного иерарха Священное Писание, запрещенную в СССР христианскую литературу на русском языке, и митрополит Никодим как-то умудрялся провозить это через таможню. Отец Романо вспоминал: «Он брал книги прежде всего для духовной семинарии, и было ясно, что культурное и духовное образование студентов было для него приоритетом, надеждой на будущее Церкви». Фото: blagovest-info.ru У Джованны Парравичини есть и личное свидетельство, связанное с митрополитом Никодимом: приехав в 1979 г. впервые в Россию для тайных контактов фонда «Христианская Россия» с верующими разных конфессий, она, ради безопасности своих собеседников, не могла посещать единственный в Москве католический храм св. Людовика и по воскресеньям просила допустить ее к причастию в разных православных церквях. «И к моей радости, везде и всегда меня пускали, говоря: «Как прекрасно, что, несмотря на разделение, мы едины во Христе, в Евхаристии», – вспоминала выступавшая. По ее словам, такая возможность была результатом решения, принятого по инициативе митрополита Никодима Синодом РПЦ в 1969 г., о допущении католиков к православному причастию там, где у них нет храмов или священников. Его мысли о «священной задаче постепенного созидания условий приближения вероисповедного единства разделенных ныне христиан» нашли отражение и в решениях Поместного собора РПЦ 1971 г. Воспринимая митрополита Никодима как человека, «страстно любящего Церковь – Церковь Вселенскую, Церковь до раскола и Церковь, преодолевшую раскол», итальянцы из «Христианской России» не раз молились о единстве христиан на его могиле на Никольском кладбище в Петербурге, рассказала Парравичини. Ряд выступлений был посвящен изучению биографии митрополита Никодима, уроженца Рязанского края. Почетный краевед Ряжского района Рязанской области Василий Юрин поделился результатами генеалогического исследования древа рода митрополита, который со стороны отца ведет свое происхождение от монастырских крестьян и прослеживается по документам с XVII в. «В этом роду такие гены, что люди там умные, устойчивые, требовательные», – отметил краевед. Со стороны же матери предки митрополита Никодима – потомственные священнослужители Сионские, в роду было также несколько монахов и монахинь. Фото: blagovest-info.ru Насельник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии иеромонах Мелхиседек (Скрипкин) также рассказал о семье митрополита Никодима и о его отрочестве, проведенном на малой родине в Рязанской области. По словам выступавшего, мама и бабушка рано сформировали в мальчике особую любовь к Церкви. В этом он еще в детстве обрел единомышленника и сомолитвенника на всю жизнь – Николая Македонова, который впоследствии стал архимандритом Авелем. В 1978 г. он, будучи настоятелем афонского Пантелеимонова монастыря, специально прилетел в Ленинград, чтобы отпеть и похоронить своего рано умершего друга. Историк Ритта Бутова (Институт российской истории РАН) выступила с сообщением «Митрополит Никодим (Ротов) и его служение на Святой Земле». Она рассказала о том, в какой сложной политической и межконфессиональной ситуации молодой игумен начал это служение, как быстро удалось ему, не имеющему соответствующего опыта, не только организационно наладить работу Русской духовной миссии, но и значительно улучшить взаимоотношения с другими Церквами, в частности – с Иерусалимским Патриархом Венедиктом. «С его управлением улучшились отношения среди членов Миссии, она стала более открытой как для христианских церквей, так и для израильских властей, его долго вспоминали как человека, выстроившего новые мосты… Для него иерусалимский период стал уникальной школой церковного управления и становления межцерковных контактов», – отметила историк. Она также подробно рассказала о работе архимандрита Никодима над диссертацией по истории Русской духовной ми ссии – это было первое фундаментальное исследование подобного рода, оно было опубликовано и выдержало уже не одно издание. Общественный координатор АНО «Культурно-исторический центр “Наследие”» Артемий Банщиков выступил с сообщением «Дипломатическое противодействие митрополита Никодима (Ротова) хрущевской кампании по закрытию Ленинградских духовных школ в 1958–1964 годах». Он рассказал, как митрополиту удалось привлечь в ЛДА семерых студентов из Уганды и Кении, и власти, поддерживавшие в этот период антиколониальное движение в Африке, не смогли закрыть «гнездо контрреволюции», как называли академию в прессе. Однако они все-таки пытались пробить «африканский щит», переманивая этих студентов в другие вузы, оказывая на них давление. В результате в ЛДА осталось три африканца, но митрополит Никодим сделал «упреждающий шаг» и пригласил в академию студентов из Эфиопии. Кроме того, он вовлек ЛДА в международную деятельность, посылал учащихся на богословские конференции в Африку и на Запад. Таким образом он «не только сохр анил, но и обезопасил духовные школы Ленинграда от дальнейших репрессий», – сказал Банщиков, подчеркнув особые дипломатические способности митрополита Никодима и его стратегическое мышление. Фото: blagovest-info.ru Единственный человек на этом вечере, который лично в течение многих лет знал митрополита Никодима, – митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких). История знакомства, первое же общение 17-летнего певчего киевского Владимирского собора с известным иерархом оказалось также посвящено теме христианского единства. Подавая митрополиту чай, юноша вдруг спросил: «А католики спасутся?» Митрополит Ионафан далее воспоминал: «Он хитро улыбнулся: а как ты думаешь? Я ответил: «Думаю, что да, ведь и у католиков, и у нас единое истинное Тело Христа, ведь двух Христов же не бывает». Услышав такой ответ, митрополит Никодим «рассмеялся, просто захохотал» и благословил юношу поступать в Ленинградскую семинарию. Так Анатолий Елецких, будущий Ионафан, стал семинаристом, а потом и пострижеником митрополита Никодима. Он вспоминал о том, как провел несколько лет рядом с ним в семинарии и академии; как в качестве опытного регента редактировал в месте с митрополитом новые службы святым, которые тот писал; как прост в общении был видный иерарх; как передавал он всем, особенно молодежи, «чувство любви к Церкви как к живому вселенскому организму». Юлия Зайцева ============================================================ Скончался Густаво Гутьеррес - "отец теологии освобождения" Перуанскому священнику было 96 лет 24.10.2024 10:55 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109384 ------------------------------------------------------------ Фото: cath.ch/Jean-Claude Gerez Лима, 24 октября, Cath.ch/Благовест-инфо. Перуанский богослов Густаво Гутьеррес Мерино, которого считают основателем «теологии освобождения», скончался 22 октября в возрасте 96 лет, сообщила Перуанская провинция ордена доминиканцев, членом которого покойный являлся с 2001 года. Гутьеррес родился в бедной семье в Лиме 8 июня 1928 года. Среди его предков были испанцы и коренные жители Перу. Густаво изучал медицину и литературу в родном Перу, но затем почувствовал призвание к священству и поступил в семинарию в Чили. Богословское образование он продолжил в Европе – в университетах Лувена (Бельгия) и Лиона (Франция). За годы учебы испытал сильное влияние марксизма. В 1959 году Гутьеррес был рукоположен во священника, служил на приходе в бедном квартале Лимы, преподавал в католическом университете. В 1968 году, в ходе Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия), Гутьеррес впервые употребил термин «теология освобождения», основная идея которой заключалась в борьбе за социальную справедливость, за улучшение условий жизни обездоленных. В 1971 году богослов издал книгу, которая так и называлась – «Теология освобождения», вскоре переведенную на многие языки. В конце 1960-х – 1980-х годов это направление в католическом богословии стало крайне популярным в Перу, Бразилии, Чили и Центральной Америке. Кроме Густаво Гутьерреса, самыми яркими его представителями были бразилец Леонардо Бофф и испанец Йон Собрино. В 80-е годы прошлого века идеи Гутьерреса неоднократно подвергались критике со стороны католических консерваторов, однако он шел на диалог с церковными властями, демонстрируя готовность корректировать свои тезисы, но при этом не отказываясь от поддержки самых бедных слоев общества. В 2018 году, когда Гутьерресу исполнилось 90 лет, Папа Франциск, также уделяющий особое внимание бедным, направил ему письмо, в котором признал огромный вклад перуанского богослова в дело Церкви: «Спасибо за то, что ты принес Церкви и всему человечеству через твое богословское служение и твой выбор в пользу бедных и отверженных». ============================================================ Конференция "Социально-этическое измерение христианства: правосудие или милосердие?". Москва 24.10.2024 10:41 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109385 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Индонезийский епископ Паскалис Шукур отказался от возведения в кардиналы 24.10.2024 10:09 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109383 ------------------------------------------------------------ Фото из открытых источников Джакарта, 24 октября, Cath.ch/Благовест-инфо. Папа Франциск удовлетворил просьбу индонезийского епископа Паскалиса Бруно Шукура не возводить его в кардинальское достоинство, сообщила 22 октября пресс-служба Ватикана. Ранее епископа обвинили в том, что он недолжным образом реагировал на случай злоупотребления в своем диоцезе. Отказ от возведения в кардиналы перед консисторией – не первый случай за время понтификата Франциска. Так, в 2022 году Папа назвал имя бельгийского епископа Люка Ван Лооя среди будущих кардиналов, но тот так и не получил алую биретту, поскольку это могло бы «оскорбить» жертв домогательств. Показательно, что биография Ван Лооя была безупречна: его никогда не обвиняли ни в домогательствах, ни в укрывательстве виновных в таких преступлениях. Однако группа церковных правозащитников заявила, что он «закрывал глаза на некоторые случаи злоупотреблений». Что касается 62-летнего епископа-францисканца Шукура, то лично его тоже никто не обвиняет в аморальном поведении. Тем не менее в 2020 году индонезийская пресса сообщила, что прелат проявил излишнюю доверчивость по отношению к лже-монаху, совращавшему воспитанников сиротского дома. Речь шла о некоем британце по имени Лукас Лаки Нгалнгола, именовавшем себя «брат Анджело». В 2022 году индонезийский суд приговорил его к 14-ти годам тюрьмы за сексуальные домогательства к мальчикам – воспитанникам им же основанного приюта на территории Богорской епархии. Епископ Шукур был в то время и остается по сей день ординарием этой епархии. В интервью журналу «Темпо» в августе 2020 года прелат признал, что был введен в заблуждение самозванцем, который выдавал себя за монаха несуществующего ордена, якобы действовавшего на Филиппинах. Подчеркнув, что он не принимал лже-монаха в клир своей епархии, епископ Шукур подтвердил, что не стал проверять, признан ли «Орден миссионеров Любви Святых Таин» Ватиканом. Таким образом, в ходе предстоящей 7 декабря консистории Священную коллегию Римской Церкви пополнят не 21, а 20 новых кардиналов. ============================================================ |
В избранное | ||