Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Пресса о недвижимости

  Все выпуски  

Пресса о недвижимости


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Пресса о недвижимости

2002-02-20

Сегодня в номере:

Олег Толкачев: Договариваться мы умеем
Государство лишили наследства
Специальный проект - барьер для вхождения в отрасль
Аудиторов интересует недвижимость
Новый год в провинции ЦАО
Это сладкое слово - «МОЁ!»
Как реформировать ЖКХ?
На смену лицензии - сертификат?
Управы заживут по-новому
В Московской городской думе

Олег Толкачев: Договариваться мы умеем

          Проблемы разграничения госсобственности на землю стали сегодня одними из самых обсуждаемых в Москве. В минувшую пятницу руководитель комплекса имущественно-земельных отношений столицы Олег ТОЛКАЧЕВ провел пресс-конференцию в медиа-центре "Известий", после чего дал интервью корреспонденту газеты Геннадию АНИСИМОВУ. Главный пафос первого зама мэра - "своей земли не отдадим ни пяди".- Существует совокупность законов, из которых можно четко определить, как должно проходить разграничение прав на землю. Их шесть. Это Земельный кодекс и закон о введении его в действие. Закон "О статусе столицы Российской Федерации" - наскоки на него были, но сведений о том, что в нем собираются что-то менять, у меня нет. Еще один - "О культурном наследии народов России", в просторечии - закон о памятниках. И взамен устаревшего "Об основах платного землепользования в Москве" город к концу февраля "положит на бумагу" закон, который пока условно называется "О землепользовании в Москве". Его текст базируется на Земельном кодексе, и его могут принять уже в первой половине этого года. Ну и закон "О разграничении государственной собственности на землю" - вот шесть законов. "Седьмой элемент" - Генплан Москвы. Это та законодательная база, на основе которой и будут "делить землю" в столице. Набор этот в целом всех устраивает, отвечает современным реалиям.
     
      - То есть полный комплект в наличии?
     
      - Вот именно. Складывается вполне понятная и ясная картина. Кто собственник земли? Ответ для всех регионов дает закон "О разграничении..." Но Москва и Санкт-Петербург - особый случай. И здесь отношения регулируются не пятой главой закона, а второй. То есть для городов - субъектов федерации закон действует с учетом того федерального законодательства, которое к ним уже принято. Для Москвы это закон "О статусе столицы". Там четко написано, что собственником земли в Москве является город, за исключением тех участков, на которых расположены высшие органы государственной власти России. Это президент и его структуры, правительство, Госдума, Совет федерации, Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суды. Может быть, еще Генпрокуратура. И в общем-то все. Потому что ни министерства, ни ведомства, как я понимаю, высшими органами государственной власти не являются.
     
      В принципе же по Земельному кодексу определены три обстоятельства, по которым нельзя передать землю в собственность. Первое - федеральный закон о запрете приватизации. Не передаются также участки с ограничениями или изъятые из оборота. И последнее - то, что зарезервировано для нужд государства или субъектов федерации, например под транспортное или жилищное строительство. В Генплане Москвы отмечено все, что нельзя передать. А значит, федеральное или любое другое предприятие будет платить городу аренду. И вывод промышленных предприятий федерального подчинения состоится - это факт.
     
      - Какова принципиальная позиция мэрии?
     
      - Чтобы как черт за кочергу держаться - нет, ни клочка не отдам - такого нет. Нужна нормальная творческая работа. Договариваться мы умеем. Например, недавно Минобороны передало городу земли в районе центрального аэродрома на Ходынском поле. Теперь построим там жилье, а военные получат четверть квартир. Разве это плохо?
     
      - В последнее время много говорят об организации так называемых федеральных зон в городах. Могут ли они появиться в Москве?
     
      - В Москве и так имеется такая федеральная собственность, которой нет и не будет в обозримом будущем ни в одном другом городе России. А чтобы из территории Москвы были вырезаны серединка или какие-то дырки без городского подчинения - такого нет, не было, да и быть не может - это глупость полная. Другой вопрос, что есть территории, зарезервированные в Генплане, в том числе и для выполнения общегосударственных функций, яркий пример - ну хотя бы Кремль.
     
      - То есть вы считаете, что все условия для федеральных органов созданы?
     
      - Нельзя за несколько лет построить на голом месте тот объем сооружений, который создавался в столице в течение десятилетий. Притом надо понимать, что правительство, руководство страны не есть некая тусовка или семинар по проблемам макроэкономики. Органы власти и управления должны иметь все возможности для нормальной работы в условиях как мирного, так и военного времени. В Москве они имеются у власти исчерпывающим образом. Например, защищенные командные пункты. Опять же по Договору по ПРО 1972 года существуют только два района, прикрытых противоракетной обороной: Москва и Средний Урал (район Екатеринбурга). И даже независимо от решения США о выходе из соглашения это означает, что никуда столицу, хотя бы по этим соображениям, перенести нельзя.
     
      Впрочем, был в нашей истории один человек, который выселял министерства из Москвы, - Никита Сергеевич Хрущев. Единственное ведомство, которое уехало, - Министерство сельского хозяйства. Его собирались отправить в Новосибирск, но доехало оно только до Подольска. После этого работа там кончилась. Высшее руководство, которое находилось в военизированном режиме, осталось, а всякого рода обслуга оттуда разбежалась. Через полгода все вернули на место.
     
      - Столица практически замкнута в своих границах. Каким образом будет дальше развиваться город?
     
      - Проблема осмыслена и строительному комплексу поставлена задача - находить объем работ на территории Центрального федерального округа. В первую очередь это Московская область и города, которые могут быть доступны, близки, - Ярославль, Тамбов, Тверь, Калуга, Брянск, Рязань. Но это не значит, что мы претендуем на какие-то земли. Мы претендуем на экономику тех регионов, где сейчас только высаживается, если хотите, наш десант. Только это не экспансия захватчиков, а это экспансия деловых людей, возможностей. К тому же никакая экспансия не пройдет, если регион этого не хочет. Только жизнь показывает, что любая закрытая экономика хуже развивается, чем открытая. Поэтому будущее московской промышленности, капитала, строителей и технологии - в развитии на ближайшей территории. Должна быть Э-ко-но-ми-ка - слияние взаимных интересов! А где налоги собираются платить - давайте договариваться. Чаще всего - в 90% случаев - в регионах. Что получает Москва? Рабочие места получает, дивиденды, прибыли с предприятий. Вот будущее Москвы.

Известия, 18-02-2002

В начало

Государство лишили наследства

          С 1 марта в России начинают действовать новые правила вступления в наследство. Государство решило умерить свою былую жадность, и теперь на "бесхозное" - то есть, никому не завещанное - имущество могут претендовать не только близкие родственники, но и те, кто приходится наследодателю просто-таки "седьмой водой на киселе".
     
      Правильно и грамотно оформить завещание, или принять наследство - задача не из легких. Даже тем, кто хоть раз с наследственными делами уже столкнулся, во всем придется разбираться заново. А некоторым постигать эту науку впервые. Причем быстро, чтобы не пропустить срок на принятие наследства. При этом избежать ошибок удастся вряд ли. Однако сократить их количество можно. Для этого достаточно знать о наиболее значимых переменах, произошедших в наследственном праве.
     

Займите очередь

      Начнем с самого важного: откуда, собственно, возникает право на наследство (намеков на черный юмор в этой фразе нет ни грамма, имеется ввиду сугубо юридическая сторона дела). Здесь есть два варианта.
     
      Первый - покойный оставил завещание. Тогда наследником может стать любой человек или организация, в сем документе упомянутые (о тонкостях наследования по завещанию мы расскажем чуть позже).
     
      Второй - умерший завещания не оставил. В таком случае на его имущество могут претендовать только родственники. Причем, в следующей очередности.
     
      Наследниками первой очереди закон признает супруга (супругу), детей и родителей умершего. При отсутствии завещания все они имеют право на равные доли при разделе наследства.
     
      Если перечисленных родственников у умершего нет, то право на наследство получают наследники второй очереди: дед, бабка, полнородные и неполнородные (то есть только по одному родителю) братья и сестры умершего. Племянники и племянницы наследодателя наследуют по праву представления, то есть в том случае, если к моменту открытия наследства не осталось в живых их родителей. Тех, которые приходились бы наследодателю, соответственно, братом или сестрой.
     
      Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди, по закону, являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления. То есть в том случае, если к моменту открытия наследства не осталось в живых их родителей - дядей или тетей наследодателя.
     
      В четвертую очередь на наследство претендуют прадедушки и прабабушки наследодателя. Все эти четыре очереди сущестовавали и раньше. Теперь к ним прибаляются еще четыре.
     
      В качестве наследников пятой очереди выступают дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).
     
      Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
     
      При отсутствии всех перечисленных родственников, в качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы умершего (независимо от степени родства), если к моменту открытия наследства они не менее года проживали совместно с наследодателем.
     
      И только если никого из перечисленных лиц у не оставившего завещания покойного нет, то тогда все его имущество переходит государству.
     
Кто сироту обидел?

      Наряду с расширением круга наследников произошли изменения и в так называемой обязательной доле наследства.
     
      Дело в том, что до настоящего времени несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, что написано в завещании, в любом случае имели право на 2/3 от того, что полагалось бы им при наследовании по закону (то есть при отсутствии завещания).
     
      Сейчас это правило изменено. Теперь нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследуют независимо от содержания завещания не менее 1/2 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.
     
      Однако есть и исключение из этого правила. Оно касается в основном недвижимости. Например, в завещании квартира передается какому-то человеку и в результате наследник, имеющий право на обязательную долю, этой квартиры лишается. Формально этот лишенный имущества родственник имеет право на половину квартиры. Однако он ее не получит в том случае, если обозначенный в завещании наследник проживал в этой квартире на момент смерти наследодателя. Право на половину жилплощади у обойденного родственника возникнет лишь в том слуае, если и он в этой квартире имел счастье жить.
     
      Теперь поподробнее рассмотрим случай с наледованием по завещанию в целом.
     
      Начнем собственно с завещания. Этот документ следует оформлять у нотариуса. Причем у любого. Помощь в оформлении и акт заверения завещания стоят около 200 рублей. Документ оформляется в двух экземплярах: один остается у нотариуса, второй выдается на руки завещателю. Оба экземпляра имеют равную силу.
     
      Закон предусматривасет и такие случаи, когда нотариальное заверение невозможно.
     
      Приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям:
     
      - завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;
     
      - завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под флагом РФ, удостоверенные капитанами этих судов;
     
      - завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;
     
      - завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;
     
      - завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.
     
      Отдельно закон оговаривает порядок наследования денежных средств, помещенных в банки. Такие средства можно наследовать по завещанию. А можно - на основании завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится счет.
     
      Завещательное распоряжение в банке должно быть собственноручно подписано завещателем с указанием даты его составления и удостоверено служащим банка, имеющим право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете.
     
Письма с фронта

      Появилось и новое правило о составлении завещания в чрезвычайных ситуациях. Оно касается случаев наводнений, военных операций, "зачисток", землетрясений и всех прочих случаев, когда жизнь человека находится под угрозой.
     
      В этом случае наследодатель может изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме. То есть не заверяя ее у нотариуса. Изложение последней воли в простой письменной форме признается завещанием, если наследодатель в присутствии двух свидетелей собственноручно написал и подписал документ, из содержания которого следует, что он представляет собой завещание.
     
      Это завещание утрачивает силу, если наследодатель в течение месяца после прекращения угрозы его жизни не заверит документ нотариально. Завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, подлежит исполнению только при условии подтверждения судом, что написано оно именно в чрезвычайных обстоятельствах.
     
      Нужно иметь в виду и то, что завещанием, сделанным в чрезвычайных обстоятельствах можно отменить или изменить только такое же завещание. То есть сделанное опять-таки при чрезвычайных обстоятельствах. Изменить им или отменить обычное завещание, составленное ранее - в "мирное время" - нельзя.
     
Где эта улица, где этот дом?

      Однако, где бы ни было оформлено завещание, местом открытия наследства считается последнее место жительства умершего (точнее будет сказать, тот адрес, по которому покойный был прописан, по-современному - "постоянно зарегистрирован" на момент смерти).
     
      Каждый дом в любом населенном пункте закреплен за конкретным нотариусом, к которому наследникам и нужно обращаться за открытием наследства.
     
      Найти такого нотариуса - дело несложное. Для этого нужно позвонить в местную нотариальную палату (в каждом субъекте федерации она одна) и выяснить, за кем из имеющих право заниматься наследственными делами нотариусов закреплен дом, где жил наследодатель. Итак, нотариуса вы нашли. Именно у него вы будете открывать дело о наследстве вне зависимости от того, где находится завещанное вам имущество. Например, вам оставили дачу в Подмосковье, квартиру в Новосибирске и вклад в каком-нибудь московском банке. Оформляется все это "оптом" - в месте открытия наследства, и все формальности по вступлению в право наследования оформляются здесь же.
     
      Принятие наследства осуществляется так: можно подать соответствующее заявление непосредственно нотариусу (за которым закреплен дом, где жил умерший), а можно отправить ему заказное письмом с уведомлением о вручении. В этом случае сроком подачи заявления будет считаться дата почтового отправления.
     
      Для подачи заявления необходимо иметь:
     
      - общегражданский паспорт;
     
      - документы, доказывающие степень родства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т.д.);
     
      - свидетельство о смерти наследодателя;
     
      - справку из РЭУ (паспортного стола) о месте жительства умершего на дату его смерти;
     
      - завещание, если наследование осуществляется по завещанию.
     
      Если наследников несколько, то лучше всем посетить нотариуса одновременно. С одной стороны, нотариусу будет сразу видна вся ситуация по данному наследственному делу, а с другой - наследники лично смогут обсудить с нотариусом возникшие у них вопросы.
     
      Подчеркнем, что принять наследство по-прежнему нужно в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя. Если в указанный срок наследник (или наследники) не предъявил своих прав на завещанные деньги и имущество, то наследство переходит государству.
     
      Правда, условия на которых этот срок восстанавливается, несколько смягчены. Раньше единственной возможностью продлить срок было - привести в суде уважительную причину, по которой наследник не мог в течение полугода предъявить свои права.
     
      Перечень таких причин был крайне ограничен. Вернее, их имелось всего две: подтвержденная справками из медучреждения болезнь, при которой наследник был прикован к постели, и длительная командировка. Теперь же добавлена поправка, согласно которой, пропущенный срок можно восстановить, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства. Имеются ввиду те случаи, когда наследство "падает" на счастливчика неожиданно - те самые описанные в романах случаи о родителях, сдавших своих детей в детдом, но на старости, ставших миллионерами и решивших вспомнить о своем потомстве и искупить перед оным вину.
     
      Если же срок на принятие наследства пропущен по халатности, забывчивости и прочим неуважительным причинам, то восстановить его нельзя.
     
      Впрочем, есть и другой способ принять наследство. А именно, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие об этом.
     
      Считается, что наследник фактически вступил в права наследства, если он
     
      - вступил во владение или в управление наследуемым имуществом;
     
      - принял меры по сохранению наследуемого имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
     
      - произвел за свой счет расходы на содержание наследуемого имущества;
     
      - оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
     
      К этому правилу есть и еще одно существенное добавление. Если наследник принял таким образом какую-то часть наследства, то он считается принявшим все наследство целиком. То есть, если вы заплатили за квартиру умершего, то ехать на его дачу и пропалывать там грядки дабы доказать, что вы за ними ухаживали, уже не надо.
     
О пользе нравственности

      Тех же, кто здоровья своим состоятельным родственникам не желает, а напротив, жаждет их скорейшей кончины, закон по прежнему не любит. Наследник, который совершил против наследодателя действия, преследуемые в уголовном порядке (например, яду в чай подсыпал), вожделенного ими имущества или денег лишаются. Если, конечно, сии нехорошие действия установит суд.
     
      Добавим также, что лишить даже ближайших родственников права на наследство может и сам наследодатель - в своем завещании.
     
      Но оставим в стороне всяких негодяев, отравлявших (в прямом и переносном смысле) жизнь покойного. Расскажем про добрых наследников, которые успели в течение шести месяцев предъявить свои права на наследство. Им по истечении указанного срока со дня смерти наследодателя нотариус вручает свидетельство о праве на наследство. И только после этого наследник становится полноправным хозяином завещанного имущества или средств. До получения свидетельства даже самый что ни на есть законный наследник с наследством никаких операций совершать не вправе (то есть, если речь идет о квартире - продать или обменять ее, если о счете в банке - снять с него средства).
     
      Большие задержки в оформлении наследства по-прежнему вызывает то, что многие люди, к сожалению, не знают или не хотят мириться с тем, что принятие (впрочем, как и отказ от наследства) являются универсальными. То есть либо наследник наследует все завещанное имущество и средства, либо от всего отказывается. Нельзя принять наследство с оговорками: квартиру и машину, мол, беру, а вот дом в Тульской губернии мне не нужен.
     
      Специально отметим, что в наследственную массу включается не только имущество наследодателя, но и его долги. Впрочем, не беспокойтесь. Если стоимость наследства не покрывает долгов, это еще не значит, что наследник должен будет расплачиваться по обязательствам нерадивого покойника из своего кармана. Возвращать долги закон обязывает только в пределах стоимости наследства. Причем заявить свои претензии на получение долгов из наследства кредиторы могут опять-таки в пределах шести месяцев со дня смерти наследодателя.
     
      Есть ли смысл принимать наследство, если потом его придется отдавать кредиторам? В этом случае от наследства можно и отказаться. Правда, опять-таки от всего сразу. Словом, принимать наследство или отказываться от него - воля наследника, но выразить ее можно только один раз. Принявши, уже нельзя отказаться, а отказавшись - принять.
     
      Главное, о чем должен размышлять вступающий в права наследования гражданин, - как сделать так, чтобы не пустить большую часть полученного от приставившегося родственника имущества на оплату налогов. Если все делать по уму, то дележ с государством можно свести к минимуму.

Профиль, 18-02-2002

В начало

Специальный проект - барьер для вхождения в отрасль

          После отмены государственного лицензирования риэлтерской деятельности риэлтеры стали спешно создавать инструменты, которые помогут не пускать на рынок недобросовестных участников
     
      Рынок недвижимости в России за прошедшее десятилетие прошел большой путь - от хаоса до вполне устоявшихся правил и форм функционирования его участников. Но вот наступил 2002 год, и ситуация снова может резко измениться. Одиннадцатого февраля вступил в действие закон "Об отдельных видах деятельности, подлежащих лицензированию". Согласно этому документу, число лицензируемых видов деятельности сократилось в несколько раз. Волна дебюрократизации экономики захлестнула и рынок недвижимости. Риэлтерская деятельность, согласно новому закону, больше не лицензируется государством.
     
      В августе 2001-го, когда новый закон был принят, представители риэлтерского бизнеса начали широкое обсуждение того, как снизить возможные негативные последствия отмены лицензирования, прежде всего увеличение числа откровенных мошенников на рынке, снижение качества оказываемых услуг и демпинг.
     

Парад сертификатов

      По мнению многих специалистов, часть проблем решится, если на смену государственному лицензированию придет добровольная сертификация услуг на рынке недвижимости. Сертификация риэлтеров - идея не новая. В некоторых регионах эта процедура существовала еще до того, как было введено лицензирование риэлтерской деятельности. Однако тогда она должна была подготовить почву для государственного регулирования, а из-за нерасторопности чиновников в определенной мере заменить его.
     
      Сейчас же наоборот - сертификация вводится из-за поспешности властей. Исполнительный директор Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга (АРСП) Александр Мошнов противник отмены лицензирования, так как считает, что профессиональные стандарты способствуют развитию рынка. Вероятно, поэтому АРСП совместно с Российской гильдией риэлтеров (РГР) стала одним из самых активных участников разработки общероссийского стандарта сертификации услуг на рынке недвижимости, зарегистрированном в Госстандарте 8 февраля 2002 года. В перспективе сертификацией на основе этого стандарта планируется охватить большинство регионов страны.
     
      Однако во многих регионах РГР придется выдержать конкуренцию с другими организациями, готовыми занять освободившуюся нишу. Так, в Москве, согласно распоряжению мэра, на базе Лицензионной палаты будет создана система добровольной сертификации качества риэлтерских услуг, которая начнет работать 1 июня 2002 года. Не исключено, что все фирмы, желающие работать на рынке недвижимости столицы, просто-напросто обяжут пройти эту сертификацию. Вполне возможно, что парад сертификатов в столице на этом не закончится.
     
      В других регионах вообще не рассчитывают на предлагаемую РГР общероссийскую систему сертификации и планируют самостоятельно решать местные проблемы. Так, в Тюмени риэлтеры готовы к тому, чтобы их, как и прежде, контролировала лицензионная палата.
     
      В Екатеринбурге кроме Уральской палаты недвижимости (УПН), представителя РГР в регионе, сертификацией риэлтеров хочет заниматься еще и Свердловская областная ассоциация риэлтеров. И хотя эта организация не так авторитетна, как УПН, она рассчитывает добавить себе весомости за счет сотрудничества с властными структурами. Вероятно, подобное будет происходить во многих регионах, где существует несколько объединений риэлтеров.
     
      Конечно, само по себе наличие нескольких сертификационных органов в регионе не должно привести к отрицательным последствиям. Оно могло бы даже способствовать повышению общего уровня риэлтерских услуг. Однако возникает вопрос: действительно ли организации, выдающие сертификаты, заботятся о состоянии рынка недвижимости или они просто решили заработать на отмене лицензирования? Ведь процесс сертификации требует тщательной методической проработки, подготовки квалифицированных кадров и унификации всех необходимых процедур.
     
      Как бы то ни было, лицензирование риэлтерской деятельности уже отменено, а заслуживающие внимания стандарты к настоящему моменту разработала только Российская гильдия риэлтеров. Работа с этими документами уже начата в шести пилотных регионах: Москве (Московская ассоциация - Гильдия риэлтеров), Санкт-Петербурге (Ассоциация риэлтеров Санкт-Петербурга), Нижнем Новгороде (Нижегородская гильдия риэлтеров), Екатеринбурге (Уральская палата недвижимости), Твери (Тверская ассоциация риэлтеров) и Самаре (Поволжская гильдия риэлтеров).
     
Сертификация - не лицензирование

      Стандарт, над разработкой которого трудились представители нескольких регионов, - "Система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости РФ" - предусматривает весь перечень процедур, от подачи заявления, рассмотрения качества работы агентства недвижимости до выдачи сертификата или подачи апелляции. Авторы не забыли об инспекционном контроле и рассмотрении жалоб со стороны населения.
     
      Новый документ четко формулирует требования к организациям, осуществляющим риэлтерскую деятельность. Среди них, например, обязательное наличие в штате организации квалифицированных кадров, прошедших обучение и аттестацию в установленном порядке. Стандарт предусматривает страхование профессиональной ответственности риэлтера, что должно гарантировать клиенту возмещение ущерба, нанесенного по вине агентства недвижимости. Риэлтер по запросу клиента предоставляет различные документы, свидетельствующие о его квалификации, полномочиях и обязанностях. Кроме того, в стандарте определены требования к договору на оказание услуг, в том числе брокерских.
     
      Новым документом вводятся более высокие, по сравнению с существующими, критерии отбора обязательных для участников сертификации образовательных программ. Важно, что в регионах орган сертификации может состоять не только из представителей риэлтерского сообщества. К его деятельности будут привлекаться представители различных организаций. В Санкт-Петербурге, например, это Комитет по управлению государственным имуществом, лицензионные и нотариальные палаты, коллегия адвокатов и др. Представители Тверской ассоциации риэлтеров планируют привлечь к работе областную Комиссию по недвижимости и оценке и, возможно, Комитет по защите прав потребителей. В Уральской палате недвижимости собираются сотрудничать с госрегистрацией и Министерством строительства Свердловской области. Цену сертификации будут определять на местах с учетом объема работ и затрат. Впрочем, разброс предполагаемых цен достаточно велик - от 200 до 700 долларов.
     
      Органы сертификации в регионах будут выполнять разную работу - одни возьмут на себя функции по обслуживанию риэлтеров города, другие обеспечат потребности федерального округа.
     
      Следует сказать, что далеко не все фирмы, даже состоящие в региональных ассоциациях, смогут легко пройти сертификацию. Требования предъявляются достаточно высокие. Для того чтобы им соответствовать, многим придется поработать над собой.
     
      РГР взяла на себя большую ответственность, и от того, какие шаги она предпримет в ближайшее время, зависит не только ее репутация, но и будущее российского рынка недвижимости. Причем результаты ее работы будут особенно заметны в проблемных регионах, где рынок недвижимости пока не организован.
     
Куда дальше?

      Несмотря на то что представителями РГР была проделана огромная работа по созданию национальной системы сертификации и стандарт к моменту отмены лицензирования был зарегистрирован в Госстандарте, принятие этого документа все же несколько запоздало. Из шести пилотных регионов непосредственно к сертификации в феврале приступят только два - Москва и Санкт-Петербург. Остальным же еще предстоит провести подготовительную работу.
     
      Ассоциациям, внедряющим сертификацию риэлтеров, придется решить ряд совсем непростых проблем. Необходимо донести до населения суть сертификации, а рычаги воздействия на общественное мнение есть не у всех. С другой стороны, конкуренция двух сертификационных центров в регионе, если она перейдет в стадию конфронтации, может дискредитировать идею сертификации. В этом случае проиграют все участники рынка недвижимости. Кроме того, необоснованно высокая плата за процедуру сертификации может оттолкнуть участников рынка. А если доходы от сертификации станут главным источником существования регионального объединения, то о благих целях этой процедуры можно просто забыть.
     
      Безусловно, любая система сертификации не сможет стать повсеместной просто потому, что она добровольная. А отмена лицензирования далеко не везде стала стимулом объединения. Так, Евгений Сосницкий, генеральный директор компании "Титул" (Ростов-на-Дону), заявил, что его фирма будет самостоятельно проводить просветительскую работу среди населения и готовиться к демпингу со стороны новоиспеченных риэлтеров.
     
      Регионов, где риэлтеры не объединены в ассоциацию, - большинство. Последствия отмены лицензирования скажутся здесь наиболее болезненно. Таким образом, говорить о сертификации как об определенной альтернативе лицензированию можно лишь в далекой перспективе.
     
      Ситуация усугубляется еще и тем, что в настоящий момент деятельность риэлтеров не регламентируется никакими законодательными актами. Рынку тем не менее нужен основополагающий закон - решить все вопросы саморегулированием невозможно. Кроме того, рынок недвижимости пока далек от идеала, а поэтому ему нужна концепция или стратегический план развития, для выполнения которого, возможно, придется внести ряд изменений и дополнений в российское законодательство. Иначе уже завтра мы вновь будем обсуждать необходимость возврата к лицензированию и будоражить общественное мнение известием о грядущих переменах.

Эксперт, 18-02-2002

В начало

Аудиторов интересует недвижимость

          Счетная палата сможет проконтролировать любую сделку с недвижимостью, как только вступит в силу соответствующий законопроект.
     
      Дума уже одобрила во втором чтении поправку к закону о госрегистрации сделок с недвижимостью. Ни в Совете Федерации, ни в президентской администрации поправка препятствий не встретит - учитывая те усилия, которые в последнее время глава счетного ведомства Сергей Степашин прилагает для выстраивания отношений с Кремлем и сенатом.
     
      Поправка заносит Счетную палату в разряд ведомств, которым полагается представлять информацию о зарегистрированных сделках с недвижимым имуществом. Первоначально закон предусматривал, что документы, в которых зафиксировано право на недвижимость, а также информацию о содержании этих документов, могут получать те, кто этой недвижимостью владеет. Кроме того, закон наделял правом на информацию о сделках органы госвласти субъектов федерации и местного самоуправления, ведомства по госстатистике и земельному контролю, а также суды, налоговые и правоохранительные органы. В марте прошлого года такого же права удостоилось Министерство по антимонопольной политике с его территориальными подразделениями.
     
      Теперь информацию о сделках будет получать и Счетная палата. Поправка, внесенная в закон, конкретизирована: сведения сообщаются председателю палаты, его заместителю и аудиторам. При этом подчеркивается, что информация о сделках нужна всем вышеозначенным лицам "для обеспечения деятельности Счетной палаты". Главный и единственный вид деятельности СП - парламентский контроль за расходом бюджетных денег. Поправка же позволяет палате запрашивать информацию о сделках с любой недвижимостью, а не только с той, что находится в собственности государства.

Время новостей, 18-02-2002

В начало

Новый год в провинции ЦАО

          Чайна-тауна в центре Москвы не будет. Но будет все остальное
     
      Менять имидж - удел не только звезд эстрады и артистов, но и столичных округов. С той лишь разницей, что последним для этого требуется намного больше времени и денег. Но главное - результат.
     
      Часы тикают, время уже пошло. Через три года незыблемый в своей официальной помпезности, всегда консервативный Центральный округ столицы изменится в корне. Суть перемен такова: оставаясь историческим, культурным и деловым центром столицы, ЦАО станет... спальным районом.
     
      - Уже через три года в центре не останется ни одного ветхого жилого дома с износом более 60 процентов и ни одной старой пятиэтажки индустриального периода домостроения, - заявил на днях префект ЦАО Геннадий Дегтев.
     
      Все жители этих домов (около 200 ветхих и 42 пятиэтажки) будут расселены. Причем большинство - и это сенсация - получат новое жилье в центре столицы!
     
      По словам префекта, в пределах округа будет оставаться уже не 30 процентов переселенцев, как сейчас, а 70-80. В крайних случаях жителям округа будет предоставляться жилье в сопредельных с ЦАО районах, но уж никак не в далеких Бутово-Марьино.
     
      Если это не пустые слова, то - большое достижение, практически революция для жителей ЦАО. Поскольку до сих пор ни один округ (кроме, пожалуй, Юго-Западного с его Южным Бутово, куда норовят запихнуть едва ли не всех столичных переселенцев) не мог похвастаться таким показателем «оставляемости» жителей после переселения.
     
      Остаться в центре жители смогут главным образом благодаря кардинальным переменам, произошедшим в финансировании строительства муниципального жилья. Уже с 2004 года все муниципальные дома в ЦАО будут строиться на бюджетные деньги. А у инвесторов будет своя свадьба. Они станут строить только коммерческие дома, расплачиваясь с городом финансовыми вложениями в инфраструктуру.
     
      Но главная для живущих в ЦАО москвичей новость такова: в этом году здесь снесут минимум 22 ветхих дома и пятиэтажки, максимум - 45. Новые же дома появятся в Никоновском переулке, на Госпитальном Валу и Новорогожской улице уже в этом году (в общей сложности - 49,6 тысячи кв. метров жилья). В следующем году муниципальные дома предполагается построить на Делегатской, Русаковской и Средней Калитниковской улицах, а также в Денисовском переулке и на Госпитальном Валу.
     
      Впрочем, чрезмерно увлекаться жилищным строительством руководство округа не собирается. Часть освободившихся после сноса пятиэтажек земель (в этом году - около 10,5 тысячи кв. метров) планируется отдать «под благоустройство» - на создание парков, скверов, детских площадок.
     
      В итоге преобразований районы ЦАО, расположенные за пределами Садового кольца (особенно Таганский, Пресненский, Фрунзенский, Басманный), обретут более четко выраженные «спальные» черты, а непосредственно центр столицы, из которого в скором времени обещают вывести офисные здания и госучреждения, станет историческо-культурно-архитекурной частью города с театрами, памятниками, музеями и другими достопримечательностями. Частью, которую будет не стыдно и самим посмотреть, и другим показать.
     
      Деловая жизнь столицы в ближайшем будущем начнет пульсировать в строящемся Москва-Сити. Музыкальная - на улице Брюсова, где планируется организовать музыкальный квартал с маленькими музыкальными магазинчиками-кафешками. Но - можно вздохнуть спокойно - без статуи Церетели.
     
      - Церетели над этим проектом не может работать, потому что никто ему такой заказ не давал и в градостроительном плане этого нет, - ответственно заметил префект. Но это уже совсем другая история...

Московский Комсомолец, 18-02-2002

В начало

Это сладкое слово - «МОЁ!»

          Пора регистрировать добро
     
      Социализм, как известно, - это учет. Вот почему к номерам порядковым, в очередях и даже регистрационным нам с вами не привыкать. Хлебнули.
     
      Но опять очереди. И опять регистрация. Теперь уже - недвижимости.
     
      У «дорогих россиян» вообще и у жителей Подмосковья в частности не так много недвижимости, чтоб швыряться ею направо и налево. У регистрационной палаты Домодедовского района, где фиксируют все сделки, длинная очередь.
     
      - С работой справляемся, - говорит государственный регистратор района Ольга Спасская. - Администрация выделила нам новое отдельное здание. Работаем по правилу одного дня.
     
      К этому золотому правилу тут шли не один месяц. Сначала пробовали предварительную запись на прием к нотариусам. Из 100 записавшихся приходила половина, и специалисты сидели без дела. Теперь в палате принимают документы у посетителей (раз уж он пришел на прием) в течение одного дня. Даже если юристам приходится задерживаться и после работы.
     
      Если вы хотите спокойно спать и облегчить участь своих наследников, уже сегодня лучше зарегистрировать свое добро:
     
      - квартиры;
      - садовые домики;
      - земельные участки;
      - дома, полученные по наследству в деревне.
     
      Особенно это касается членов садовых товариществ, которые живут на своих 6 сотках (полученных еще в 50-70-е годы) и в ус, как говорится, не дуют. Московские и подмосковные нотариусы отказываются регистрировать в правах наследников, если сама недвижимость (земельный участок + дача) не были зарегистрированы при жизни их бывшего владельца.
     
      В разных районах губернии очереди и процедуры регистрации тоже разные. Но «такса» на услуги одна.
     
      Очереди в регистрационные палаты, рассказывает Ольга Спасская, увеличиваются от всякого рода неприятных ожиданий, а на них наша страна бывает весьма щедрой. Так, в конце минувшего года в Домодедовском районе все стали приватизировать квартиры. Прошел слух, что бесплатная приватизация жилья со дня на день будет отменена и брать его в собственность уже придется через кассу - с учетом остаточной стоимости квартиры.
     
      Теперь «наплыв» частников ожидается в апреле, с началом дачного сезона. И хоть россияне - народец бедненький, с каждым годом количество объектов, нуждающихся в регистрации (сегодня нужно регистрировать и недострои!), увеличивается. Так, если в 2000 г. количество зарегистрированных прав на землю и недвижимость в Домодедовском районе составило 5909 и 7329 сделок, то в прошлом году соответственно - 6149 и 8204.
     
      Жителей Подмосковья согревает это сладкое слово - «частник».

Московский Комсомолец, 18-02-2002

В начало

Как реформировать ЖКХ?

          На минувшей неделе общественности очень доходчиво были продемонстрированы новые методы внедрения решений правительства. Впредь принятые исполнительной властью решения и их реализация - это не одно и то же. Презентацию нового подхода министр экономического развития и торговли Герман Греф провел, можно сказать, у себя дома. В Таврическом дворце Санкт-Петербурга министр учил губернаторов и мэров почему-то только Северо-Западного и Приволжского округов, как реформировать жилкомхоз. Озвученные им наставления сильно отличаются от принятой Белым домом в прошлом году программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса России".
     
      Суть новаций, озвученных Германом Грефом, проста: населению платить придется не 100% за услуги ЖКХ (как зафиксировано в правительственной программе), а 80%. Как признался министр, "этот тезис был выдвинут ошибочно". Поменяв на бегу правила, глава Минэкономразвития выставил мэрам и губернаторам жесткие сроки реализации этих правил - полгода. За этот срок местные власти должны сделать то, что им не удавалось сделать на протяжении последнего десятилетия: создать информационные системы и базы данных собственников жилья и квартиросъемщиков, наладить работу сети пунктов предоставления субсидий, а также обучить персонал. На вопрос, где брать средства на столь широкомасштабные действия, ответа министр не дал. Один из участников этого совещания, пожелавший остаться неназванным, сказал "Фокусу", что чиновники федерального правительства предлагают несколько путей получения денег. Первый - снизить издержки на предприятиях ЖКХ и начать реформу за счет полученных средств. Второй - поучаствовать в конкурсе на кредиты ЕБРР и МБРР на развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства (но список возможных регионов-получателей невелик). И, наконец, третий звучит следующим образом: "Приезжайте, будем разговаривать". Вот такие "прозрачные" межбюджетные отношения.
     
      "То, что предлагает федеральное правительство, сделать возможно, т. е. чтобы средства из бюджета напрямую, путем организационно-технических мероприятий направлялись не предприятию-производителю, а непосредственно жильцу", - пояснил "Фокусу" первый замглавы администрации Великого Новгорода Сергей Лобач, который тоже участвовал в совещании в Таврическом. По его словам, в Новгороде уже действует система расчетно-кассовых центров (РКЦ), через которые осуществляются начисление, оплата жилищно-коммунальных услуг, предоставление малоимущим гражданам субсидий. "Однако чтобы увязать действующие РКЦ с предлагаемой правительством схемой, нужны значительные средства. Причем изменением потока финансирования бюджетных и других средств проблем отрасли не решить. Без серьезных вложений невозможно реконструировать и модернизировать коммунальное и жилищное хозяйство. Необходимо прежде всего думать именно об этом", - сказал Сергей Лобач. Получается скорее очередное перераспределение денег в системе ЖКХ, а не ее реформа.
     
      Хотя утверждение, что правительство упорядочивает денежные потоки в жилкомхозе, также выглядит слишком громким. Что делать с долгами в системе ЖКХ, кабинет министров не знает. "Предприятия ЖКХ - посредники, аккумулирующие в себе и платежи населения, и бюджетные услуги. Поэтому они накапливают и кредиторскую, и дебиторскую задолженность. Им должен бюджет, они должны ТЭЦ, водоконалам и остальным", - сказала "Фокусу" директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. Как разомкнуть эту цепочку в правительстве, никто не знает. Косвенно это подтвердил и замминистра по налогам и сборам Виктор Мишин. На совещании он сказал, что проводить инвентаризацию кредиторской задолженности предприятий ЖКХ только собираются. Речь идет о достаточно внушительных суммах. По данным МНС, долги предприятий перед бюджетами всех уровней составляют около 120 млрд руб. Кстати, о дебиторской задолженности федеральные чиновники предпочитают не упоминать. А ведь в дебиторах у предприятий ходят те самые бюджеты (всех уровней). Центр не платил трансферты регионам, которые, в свою очередь, недоплачивали местным властям. От этого страдали предприятия ЖКХ. Сейчас, забыв про свои долги, федеральное правительство "выставило" всех должников бюджета на реструктуризацию. А должны предприятия ЖКХ по большей части федеральному бюджету (108 млрд руб.), из которых почти 65 млрд руб. приходится на НДС. Что вдвойне странно, ибо никакой добавленной стоимости отечественный ЖКХ никогда не производил. Эти 65 млрд долга накопились в основном благодаря переходу на новый метод уплаты налога - по отгрузке. Комбинация получается странная, предприятия ЖКХ дотируются из казны (за 2001 г., по данным Германа Грефа, 129 млрд руб. компенсировано за счет бюджетов), но при этом являются должниками по налогам (120 млрд руб. в бюджеты всех уровней).
     
      Но не надо забывать еще и о существовании поставщиков. Жилкомхоз, правда, об этом и не забывает. Потому что те (как и государство) тоже требуют возврата старых долгов. И не просто требуют, а обращаются в суды. Ранее в правительстве пытались рассматривать варианты реструктуризации старых долгов, хотя бы в той части, где задействован бюджет. Прошло полгода, но с тех пор ничего не изменилось. Долги висят, а Герман Греф невозмутимо дает новые задания муниципалитетам по реформированию ЖКХ.

Русский фокус, 18-02-2002

В начало

На смену лицензии - сертификат?

          10 февраля вступил в силу Федеральный закон РФ No 128, в соответствии с которым отменено лицензирование многих видов деятельности, в том числе риэлторских услуг.
     
      Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Российская гильдия риэлторов разработала систему добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Российской Федерации, зарегистрированную Госстандартом России 8 февраля 2002 года.
     
      "Создание системы сертификации явилось логическим продолжением десятилетнего развития рынка недвижимости России,- подчеркнул на состоявшейся на прошедшей неделе пресс-конференции вице-президент РГР Константин Апрелев. - Она вобрала в себя все лучшее, что существовало в прежней системе лицензирования. Это и специальные учебные программы, и повышение квалификации персонала, и страхование профессиональной ответственности". По его словам, рынок недвижимости не стоит на месте, он динамично развивается, формируя свои правила игры. Задача профессионалов облечь эти правила в такую форму, которая отвечала бы потребностям как потребителей, так и самих участников этого рынка.
     
      Когда рынок недвижимости только зарождался, для потребителей важными элементами доверия к риэлторской фирме были наличие лицензии и опыт работы. Сейчас же, когда одни фирмы разделились, а другие слились, когда все кадры перемешались, отличительным признаком надежности компании, по мнению разработчиков национальных стандартов "Риэлторская деятельность. Услуги риэлторские на рынке недвижимости", должен стать знак соответствия системы добровольной сертификации. Система должна поставить заслон на пути недобросовестных конкурентов, "черных" квартирных маклеров.
     
      Как заметил г-н Апрелев, когда разрабатывались стандарты, профессиональные участники этого рынка прежде всего думали о том, чтобы создать эффективную защиту потребителя, понятную и прозрачную. Так, например, национальный стандарт включает обязательства агентства недвижимости по возмещению ущерба потребителю. В рамках системы добровольной сертификации действует комиссия по досудебному разрешению споров, в которой работают квалифицированные специалисты. Она может принять достаточно жесткое решение, в частности, рекомендовать руководящему органу системы прекратить действие сертификата в отношении риэлторской компании, которая не соблюдает обязательные стандарты.
     
      Система страхования профессиональной ответственности является обязательным условием для получения сертификата соответствия. В период лицензирования риэлторской деятельности, когда лицензию получали юридические лица, было очень сложно контролировать деятельность самих агентов. С введением системы добровольной сертификации, все будет, надеются ее разработчики, по-другому. Если фирма себя дискредитировала, а специалисты, по чьей вине были нарушены права потребителей, уходят и создают новое юридическое лицо - в получении сертификата им откажут.
     
      По мнению президента Московской ассоциации-гильдии риэлторов Григория Полторака, нужно воспитывать и самих потребителей таким образом, чтобы они подходили к покупке услуги максимально информированно: понимали, к кому обращаются, каким качеством должен обладать исполнитель. И в подтверждение своей мысли рассказал о системе защиты прав потребителей, существующий в Америке. Ее суть состоит в том, что она не защищает невежд, она добивается того, чтобы потребитель сам приложил некие усилия для того, чтобы выяснить, что он приобретает, какую услугу ему оказывают.
     
      Если вернуться к российскому потребителю услуг на рынке недвижимости, то в повышении информированности ему должен помочь сертификат. Если клиент пришел в сертифицированную компанию, он вправе рассчитывать на качественные услуги. Он должен быть защищен от подлога, элементарного мошенничества. И сам договор, который с ним заключают, должен отвечать определенным требованиям и стандартам.
     
      В этом точки зрения и участников рынка недвижимости, и представителей органов власти совпадают. Вот как это сформулировал руководитель Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов:
     
      "Министерство разработало проект закона об основах технического регулирования в Российской Федерации, который предусматривает значительное сокращение количества обязательных стандартов. В настоящее время их насчитывается около 8 тысяч. В числе обязательных останутся лишь стандарты, напрямую связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью людей. Большинство стандартов, как мы полагаем, должны быть добровольными.
     
      В настоящее время министерством разработан проект положения о разграничении функций между федеральными органами власти и субъектами федерации по лицензированию отдельных видов деятельности.
     
      Министерство самым серьезным образом следит и за развитием процесса в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых отменено. Да, теперь не будет чрезмерного государственного регулирования, но мы считаем, что процесс не может быть бесконтрольным. Появление системы добровольной сертификации на рынке риэлторских услуг - добрый знак. Хорошо, что саморегулируемые организации берут бразды правления в свои руки. К слову, в ближайшее время начнется активная работа над законом о саморегулируемых организациях. Надеюсь, то, что происходит сейчас на рынке риэлторских услуг, будет быстро распространено и на другие виды деятельности, которые не подпадают под действие закона о лицензировании. А это тем более важно, потому что число видов деятельности, подлежащих лицензированию, будет и дальше сокращаться".

Деловая Москва, 18-02-2002

В начало

Управы заживут по-новому

          Постановление Правительства Москвы от 29 января 2002 года No 86
     
      "О проекте закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"
     
      Правительство одобрило проект закона "Об организации местного самоуправления в городе Москве". Данный документ в соответствии c требованиями федерального законодательства регулирует организацию местного самоуправления и устанавливает государственные гарантии его реализации в столице. Согласно определению, изложенному в законопроекте, местное самоуправление - "это самостоятельная и под свою ответственность деятельность жителей по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления". В Москве оно планируется осуществляться в границах районов города, при этом у районов (муниципальных образований) будет собственность, бюджет и выборные органы управления.
     
      Границы будут определяться с учетом исторических и местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
     
      Осуществлять самоуправление смогут жители Москвы, граждане России, независимо от сроков проживания в столице, пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, вероисповедания, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления.
     
      В законопроекте определены основные принципы самоуправления. К ним относятся в том числе: сохранение единства городского хозяйства и бюджетной системы и в то же время самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местного значения; учет исторических традиций и особенностей территории; соразмерность полномочий муниципальных образований их материальным и финансовым ресурсам и др.
     
      К полномочиям городских властей, согласно проекту, отнесены законотворчество по самоуправлению; определение предметов ведения муниципальных образований; регулирование передачи объектов собственности города в собственность муниципального образования; регулирование отношений между бюджетом города и бюджетами районов; определение источников и механизма регулирования доходов местных бюджетов, контроль за целевым использованием материальных и финансовых ресурсов, переданных муниципальным образованиям для осуществления государственных полномочий (полномочий города); установление и введение в действие местных налогов и сборов; предоставление финансовой помощи, в том числе субсидий, субвенций местным бюджетам, а также передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий, переданных городом.
     
      Чтобы координировать своею деятельность с органами власти города, органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Районные Управы будут взаимодействовать с городскими службами, контролирующими органами и инспекциями, действующими на территории муниципального образования.
     
      Что касается предметов ведения районных Собраний, то к ним относятся: принятие и изменение Устава; владение, пользование и распоряжение собственностью; местные финансы; социально-экономическое развитие; содействие жителям района в решении жилищных вопросов; содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в их собственности; обеспечение санитарного благополучия жителей и охрана окружающей среды; благоустройство и озеленение территорий; контроль за использованием земель; создание условий для торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также для объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. В то же время органы местного самоуправления не будут входить в систему органов государственной власти. Глава Управы будет выборным должностным лицом местного самоуправления и будет подотчетен жителям и районному Собранию. Кандидатуру же главы может предложить и мэр Москвы.
     
      Районная Управа, наряду с другими полномочиями, будет формировать районный бюджет, управлять и распоряжаться собственностью района. В ее ведении будут находиться создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий, учреждений и организаций, назначение и увольнение их руководителей; содержание и использование собственного жилищного фонда и нежилых помещений и т.д. Предполагается, что доходы районных бюджетов будут формироваться за счет собственных доходов, отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций и субсидий и иных поступлений. Планируется также, что районная Управа будет вправе выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ и оплачивать их из своих финансовых ресурсов.
     
      Как сообщил "ДМ" заместитель председателя комиссии по организации власти и развитию самоуправления Московской городской думы Дмитрий Катаев, "этот законопроект безусловно шаг вперед, но он далеко не закон прямого действия, скорее нечто среднее между уставом и конкретными законами. Другими словами, он не дает конкретных механизмов жизни района. Он заработает только в комплексе с пакетом других законов, например о передаче районам государственных полномочий, по ЖКХ, о налогах и других".
     
      В настоящее время законопроект передан на рассмотрение Московской городской думы.

Деловая Москва, 18-02-2002

В начало

В Московской городской думе

          Мосгордума не преодолела вето мэра на поправки в закон о жилищной политике
     
      Московская городская дума не преодолела вето мэра на поправки в столичный закон об основах жилищной политики от 1998 года. Таким образом, большинство депутатов согласилось с Юрием Лужковым в том, что закон о внесении изменений и дополнений в основы жилищной политики, принятый ими в ноябре 2001 года, во многом противоречит федеральному законодательству. На заседании полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров отметил, что, приводя действующий закон "Основы жилищной политики города Москвы" в соответствие с федеральным законодательством, "мы усугубили положение и не улучшили действующий закон, а ухудшили его, поскольку вторглись в вопросы, которые уже урегулированы жилищным законодательством". По его словам, в частности, не предусмотрены федеральным законодательством выкуп арендованного жилого помещения, а также договоры "безвозмездного пользования" и "коммерческого найма".

Деловая Москва, 18-02-2002

В начало

Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.realtinfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости

Искренне Ваш, ведущий рассылки Юрий

По всем вопросам пишите по адресу contact@realtinfo.ru

Описание Рассылки

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное