Купить квартиру, продать дачу, снять комнату или разменять жилье, переехать в новый офис - все это операции с недвижимостью, требующие как минимум грамотной консультации специалиста. Старая истина гласит: не зная броду, не суйся в воду. Московские метры, даже невысокой пробы, все равно золотые, так что судите сами, не расточительно ли оставаться дилетантом в столь щекотливом квартирном вопросе.
КАК ВЫБРАТЬ АГЕНТСТВО
"Если на клетке со львом увидишь надпись "слон" - не верь..."
К. Прутков
И все-таки глазам доверять можно. С умом, конечно. В смысле, что визуальная информация должна быть творчески осмыслена. Физическим лицам, владеющим методами синтеза, анализа и судебной криминалистики, "пыль" в глаза не попадет, и даже попав - вреда не причинит, потому как пыль проанализированная - это не помеха для зрения, а почва, на которой могут произрасти умозаключения, симпатии, антипатии и конечные выводы.
Вот, например, вы заходите в офис агентства по недвижимости. Расположено оно, так сказать, "лицом к клиенту", в непосредственной к нему близости, фактически - в обычном подъезде, в обычной квартире, без лишних опознавательных знаков, чтобы клиент не терялся психологически в чуждой ему обстановке. В офисе - минимум удобств, "несвежая" оргтехника, один телефон на всю контору, по которому к тому же не разрешают звонить: "Аппарат только для служебного пользования" и т.п. - второй признак чего-то не того. Сотрудники суетливы, многословны, их речь не вполне понятна, но убедительна. Главная мысль ухватывается сразу и однозначно - эту сделку упускать нельзя, а то будет мучительно больно... Все агенты в этой компании просто всю жизнь мечтали именно о такой сделке. Но у них не получилось, а у вас - получится. Вы - первый и единственный, кому так повезло. А может, так оно и есть? Может быть, вы именно тот, кто враз окупит и аренду "офиса", оплату труда сотрудников, представительские расходы, расходы на рекламу за все время ожидания и на очередной переезд этого странного агентства.
Другой пример. Реклама агентства сопровождает вас от самого метро до офиса - солидного, ярко освещенного, с ухоженной территорией вокруг. В вестибюле консьержка смотрит телевизор. Вы немного теряетесь, но вам все это приятно. Тут чувствуется устоявшееся положение, забота о репутации вплоть до бытовых мелочей. Предусмотрительность во всем. Чаем вас напоят непременно. Оформленные документы уложат в фирменную папочку. Все это мелочи, так сказать "пыль в глаза", но как мы знаем, пыль - предмет анализа, и еще мы знаем, что количество переходит в качество и наоборот.
Если перейти собственно к практическим рекомендациям, то по прибытии в офис фирмы советуем сделать следующее: в меру своих возможностей оценить сам офис. Полезно узнать: собственность это фирмы или арендованное помещение, сколько времени по этому адресу располагается "принимающая сторона", благоустраивает ли территорию вокруг офиса, какой репутацией пользуется у "соседей", сколько берет за свои услуги... Не льститесь на минимальные расценки, скупой платит дважды. И не все переплаченные вами деньги - это пустая трата, деньги, потраченные с умом, являются вложенными, и как таковые, обязательно оправдают ваши ожидания.
Второй важный показатель - срок, в течение которого фирма занимается риэлторской деятельностью. Чем он дольше - тем ваши шансы выше. Опыт есть опыт. Минимальный рекомендуемый срок для доверия - три года (проверьте, не отзывалась или не приостанавливалась ли за это время лицензия).
Третий показаетль - рекомендации. Заручившись ими, вы купите своего "кота в мешке" намного спокойнее. Потому что все равно для неспециалиста любая сделка - это "кот в мешке". По крайней мере, вы будете доверять людям и не получите по ходу дела какой-нибудь инфаркт, что само по себе уже приятно, а если рекомендации окажутся надежными, то у вас и сделка пройдет благополучно. Главное не пытайтесь сами в рекордно короткие сроки стать опытным риэлтором - у тех, кто начал раньше, шансов было больше.
РИЭЛТОРСКИЙ ЭТИКЕТ
Агент - всегда психолог, имеющий дело с людьми, находящимися в "пограничном состоянии". Для 99,9 процента граждан, приобретающих недвижимость в Москве и ее ближайших окрестностях, деньги, о которых в данном случае идет речь - очень большие деньги. А большие деньги, как известно (см. произведение Ф.М. Достоевского "Игрок" и др.), заставляют сердце учащенно биться, надпочечники - выбрасывать в кровь предельные для данного субъекта количества адреналина, а фантазия, воображение, творческий, так сказать, потенциал личности порой выходят за такие пределы... Короче, за все пределы выходят. В зависимости от интеллекта и жизненного пути агенты подразделяются на психиатров и психоаналитиков. В разгаре предпродажно-предпокупочных страстей именно они, агенты, не должны поддаться панике и твердой рукой вывести клиентов за пределы сделки, избежав при этом осложнений как в процессе, так и в отдаленном будущем.
Ибо будущее может быть чревато... Любой мало-мальски грамотный и честный при этом юрист скажет вам, что любая сделка может быть впоследствии расторгнута. Опасность расторжения и всего, что с ним связано, - профессиональный риск агента, его ночной кошмар. Задача - свести риск к минимуму, поэтому в интересах агента действовать четко и грамотно, не оставляя белых пятен в вашем сотрудничестве, семь раз отмерять, прежде чем ... и т.д. Головная боль порядочных агентов - традиционно вошедшая в народное сознание небрежность и вороватость их коллег, реальных или мнимых. По сути, агент, относящийся к своей работе, как к искусству и дорожащий своей репутацией, работает в режиме сопротивления, преодолевая изначальное недоверие клиента, и тут уж он должен выложиться на все сто, ни на шаг не отступая от формулы "клиент всегда прав".
В каждой профессии есть кодекс чести. Когда-то честное купеческое слово было тверже гербовой печати. Агент в сфере недвижимости знает цену словам - своим и чужим. А еще он должен обладать профессиональным тактом, сохранять конфиденциальность информации о клиенте, ставшей известной ему в процессе сделки, хранить тайну, как врач или адвокат. Так или иначе риэлтор оказывается в курсе семейных секретов, личных и родственных взаимоотношений, финансовых обстоятельств своего клиента.
Агент должен уметь "принять на себя" характер и обстоятельства жизни своего клиента, особенности его работы, увидеть перспективу и, по возможности, предотвратить его будущие проблемы.
Например, "если у вас собака" - это не только строка из развеселой песенки, но и совершенно конкретное обстоятельство, которое должен не в шутку, а всерьез учитывать в своей работе ваш агент - собачке ведь где-то гулять надо!.. Вариант должен предусматривать место для выгула, даже если вы сами упустили это из виду, а если у вас больная теща - то "правильный" агент не предложит вам жилье в доме без лифта...
Квартирку с юридически отягощенной историей в солидном агентстве вам так же не предложат. Даже если вы прельститесь дешевизной, вам терпеливо растолкуют, чем вам грозит эта "выгодная" сделка. А еще хороший агент отсоветует клиенту продавать жилье "не в сезон", сделает прогноз динамики рынка, растолкует изменения в налоговом законодательстве, прикинет размер квартплаты, исходя из состава собственников, поможет при надобности составить брачный контракт или завещание.
Итак, чего не должен делать агент, доказывая свою состоятельность и честность?
- Разглашать чужие секреты;
- обсуждать своего клиента;
- опаздывать на встречи;
- отвечать грубостью на эмоциональные всплески клиента;
- говорить заведомую неправду.
Хотя риэлторское "лукавство" - чрезвычайно распространенное явление. Можно, например, сказать, что до квартиры две остановки на автобусе, а можно - 10 минут пешком. И то и другое - правда, а звучит по-разному.
У агентов есть свои уловки. Зачем заранее отпугивать клиента: может быть, он оценит достоинства квартиры и закроет глаза на то, что агент считает недостатками. Допустим, вид из окна. С точки зрения профтерминологии их бывает три: на улицу, во двор и в торец соседнего дома. Например, дом стоит на проспекте Вернадского, окна - на проспект; это неудобство (шум, загазованность и пр.) можно специально и не подчеркивать и на прямой вопрос: "Куда смотрят окна?" - сказать, что окна - с видом на цирк. Звучит гораздо привлекательнее!
А бывает и такое - клиент "запал", а квартира "проблемная", покупать ее не стоит, возможны в будущем осложнения, а так всем хороша и по цене подходит. Есть верная примета - если агент, имеющий хорошую репутацию и работающий в солидной фирме берется оформить сделку, но при этом просит с вас расписку, что о последствиях вы предупреждены и претензий в случае чего иметь не будете - лучше откажитесь от такой покупки, спокойнее спать будете. Ведь есть квартиры, которые переходили "из рук в руки" по 4-5 и более раз, проверить их досконально очень непросто, особенно пущенные на рыночный конвейер до 1994 года. Не стоит игнорировать стремление агента обезопасить вас.
Если желаете получить другую информацию о недвижимости, то заходите на наш сайт www.RealtInfo.ru Риэлтинфо - все о московской недвижимости