Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Об управлении вашим многоквартирным домом Выпуск 74. Часть 3. Немного из истории жилищной сферы.


Выпуск 74.


Немного из истории жилищной сферы. Часть 3.

Органы власти-ЖЭО-МКД-жители. Взаимоотношения.

 

(ЖЭО - жилищно-эксплуатационные организации,

МКД - многоквартирный дом).

 

 

3-й период.

С 2004 года до частного управления домами.

 

 

В декабре 2004 года принят новый Жилищный кодекс.

 

В сфере управления домами законом установлены ряд важных моментов:

 

1. Вся власть в МКД перешла к ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ СОБСТВЕННИКОВ помещений.

 

Больше нет полномочий, у кого бы то ни было, включая и органы власти,  принимать решения по множеству вопросов жизни дома.

 

Решение ОСС МКД - высший закон для собственников.

 

2. ЖК определил способы управления МКД.

-НУ

-ТСЖ и подобное

-УО

 

3. ЖК установил, что размер платы за жилищные услуги определяют собственники на своём ОСС.

 

4. ЖК определил обязанности собственников и полностью возложил на них бремя собственности.

 

Это основное.

 

  Ситуация в законодательстве изменилась.

 

ЖК ускоряет переход к рынку управления домами.

 

Как?

ЖК обязал собственников   выбирать способ управления домом.

 

О каких домах речь? О, так называемых, бывших муниципальных домах.

 

На 2005 год у нас в Перово было 537 домов. Из них 16 ЖСК, 7 ТСЖ.

 

Когда появилось требование ЖК о выборе способа управления домом к 1 марта 2006 года, то все оказались не готовы к такому повороту дела.

 

Ни жители, ни власти, ни сама ситуация не были готовы к действиям.

 

У нас 16 ЖСК и  7 ТСЖ ранее сделали свой выбор, и этот вопрос их не касался.

 

А в остальных 537-16-7=514 домах должен  быть сделан выбор одного из способов  управления:

-НУ - непосредственное управление;

-ТСЖ - товарищество собственников жилья;

-УО - управляющая организация.

 

При этом ЖК установил новый срок - до 1 января 2007 года.

 

Если же собственники в каком-то доме за это время выбор не сделают,  то органы власти должны до 1 мая 2008 года на конкурсе определить дому Управляющую организацию.

 

Несколько моментов в то время вызывали тревогу.

Во-первых, любой конкурс не защищает от недобросовестных компаний. На конкурсе решение принимается по представленным документам и на основе благих намерений претендентов. В подлинные мысли, в душу, никакая комиссия не заглянет. Никакой "кредитной" истории у частных управляющих компаний нет.

В итоге конкурса можно получить в дом управляющую компанию, принадлежащую к одной из четырёх групп:

-добросовестные профессионалы;

- недобросовестные профессионалы;

-добросовестные непрофессионалы;

- недобросовестные непрофессионалы.

 

Во-вторых, специалисты утверждали, что в этих конкурсах ДЕЗы не имеют права принимать участия.

А они в то время управляли подавляющим количеством домов в городе.

В Перово 530 домов было у ДЕЗа из 537 (все ЖСК тоже имели договоры управления с ДЕЗом).

 

В-третьих, частных управляющих компаний в городе было очень мало. И работали они, в основном, в элитном жилье совсем по другим ценам.

 

В-четвёртых, лицензирования управления домами не было (и сейчас нет). Любой человек может открыть фирму, назвать её Управляющей компанией, подать документы на конкурс. Главное, хорошо и правильно написать бумаги.

 

Кроме того, были не решены на тот период ещё и важные вопросы предоставления частным УК городских дотаций на эксплуатацию жилья. Не было механизма дотирования частных УК. Дотировались только ДЕЗы. А без этих дотаций плата для жителей за содержание жилья при выборе ЧУК мгновенно могла вырасти в 2 с лишним раза, как минимум.

 

Ситуация была чрезвычайно сложной.

Реального выбора не было. А истории  "обманутых вкладчиков", "обманутых дольщиков" реально замаячили и в сфере управления домами.

 

И даже появились реальные примеры.

 

В том числе, и в нашем районе.

Перовская 22 к.1 и 22 к.2. первыми в районе столкнулись с ситуацией, когда частная управляющая организация бросает дома и убегает.

Убегает с деньгами, оставив долги.

Что это такое, до конца понять, видимо, способны и сегодня далеко не все.

Если управление домом прекратилось, то с этого момента некого вызывать в случае аварий, с этого момента некуда дать заявку, с этого момента не вывозится мусор.

Обращаться некуда. Везде ответ один - у вас нет договора. Никто бесплатно заниматься домом не будет.

А те, перед кем у дома остались долги, начинают применять действия, предусмотренные законодательством, по ограничениям и отключениям.

К примеру, "Энергосбыт" по Перовской 22к1 очень скоро пришёл за долги отключать электроэнергию. Для начала пока на лифты.

 

Этот опыт ясно показывал возможные варианты развития событий, только в многократно больших размерах.

 

С другой стороны, в сознании большинства жителей, ставших собственниками помещений в домах, а, по сути, Совладельцами домов, никаких кардинальных перемен не произошло.

И до сих пор ещё нет общего понимания, что дом в городе стал такой же проблемой его владельцев, как и дом в деревне.

 

Ни поселковый совет, ни городская администрация не обязаны по ЖК решать вопросы управления домами ни в деревне, ни в городе.

 

Это проблема хозяев. И все полномочия закон передал собственникам.

 

А в ситуации 2006 года множество жителей не могли себе даже представить жизнь в доме без ДЕЗа, хотя всем его "ненавязчивый" сервис хорошо известен.

 

Но попасть в лапы мошенников - это совсем другая история, понятная всем опасность.

 

Решить же самостоятельно вопрос выбора способа управления в соответствии с процедурами ЖК большинство жителей оказались не в состоянии.

Не было главного - знаний и умений организованно действовать. И сейчас в этом явный дефицит.

 

Но в той ситуации город, как один из собственников помещений в домах, вынужден был инициировать проведение Общих Собраний Собственников по выбору в качестве управляющей организации всё того же ДЕЗа.

 

Собрания при таком количестве домов, естественно, только в заочной форме.

 

Это был тогда единственный путь сохранить хоть какую-то систему управления домами и избежать угрозы потери управляемости в этой сфере. А также путь избежать прихода с конкурсов в сферу управления домами трёх видов ЧУК  из четырёх имеющихся (смотрите выше о добросовестности и профессионализме).

 

Как во всём городе, так и у нас эти собрания прошли, естественно, через пень-колоду. Мало кто основательно разобрался в происходящем, но как бы там ни было, ситуация была стабилизирована и удалось избежать худших вариантов развития событий. Можно даже сказать, что возможные катастрофические последствия были предотвращены.

 

 

(продолжение следует)

 

Владислав Ницевич

niecewicz@narod.ru 

http://perovograd.ru

 

 


В избранное