Неприятные Неявные Неожиданности: эти три Н способны скомпрометировать застройщика надолго.
Неприятные Неявные Неожиданности: эти три Н способны
скомпрометировать застройщика надолго.
Критерии,
по которым покупатели выбирают покупаемый объект, а значит, и застройщика
застройщика, чаще всего связаны с характеристиками строящегося объекта и ценой квадратного
метра. С ценой все понятно. Но о характеристиках дома надо сказать отдельно.
Фактически покупатель выбирает не конкретную квартиру, а обещание того, что она
будет конкретной. Т.е. выбирает некую визуализацию, как сейчас модно называть
эскизный проект. Выбирает, фактически покупатель именно воображаемоебудущее.
Также судит покупатель еще и
по тому, как движется стройка, как шустро бегают строители, ворочаются краны и
подвозятся материалы. Многие хитрецы-застройщики в кризисс не официально, но фактически замороженными
объектами так и делали: то так кран повернут, то туда его переставят... Так как
именно так покупатель судит о процессе,
который, впрочем, не гарантирует обещанный результат.
Итак, обещание и процесс
может способствовать хорошему итогу,
но не гарантировать его.
Вслед за первыми
покупателями и первыми выстроенными застройщиком объектами у застройщика появляются
новые. И людская молва создает не всегда хорошую славу, перебороть которую
может лишь низкая стоимость квадратаплюс очень удачное расположение.
Не каждый застройщик может
позволить себе «отхватить» кусок земли в историческом центре, установив при
этом демпинговую цену. Да и не каждый захочет. Но промахи предыдущих объектов
молва может славить еще долго. На следующие
недостатки, от которых уже совершивший покупку покупатель уже не может
отказаться, застройщикам стоит обратить особое внимание. Причем, и что хуже
всего для покупателя, недостатки эти выявятся только после постройки дома:
Неровность.
Особенно актуален этот недостаток для домов, сдаваемых в первых годах этого
века с черновой отделкой. На полах – ухабы и наросты случайно пролитого
цемента, неровные и даже непрямые углы комнат, криво висящие батареи, высота
потолков с разницей в 7 см
– это еще «цветочки». Случались и куски перекрытий, возлежащие аккурат в центре
комнаты на НЕпервом этаже..
Неявность,
или неявные дефекты. Это то, что проявляется уже при эксплуатации дома.
Наибольшая вероятность таких дефектов у «кризисных» домов, где лишь часть
квартир была продана до кризиса. В кризис застройщики снижали цены,
соответственно, пытаясь снизить и себестоимость. Где-то сэкономили, где-то
предусмотрели меньшую мощность, объем, слой и т.д. За такие вещи покупателю
новостройки, особенно после того, как он «вступил» в право собственности,
бороться с застройщиком очень сложно. Первый признак такого дома – «склонение»
застройщиком жильцов к некой управляющей компании. Которая (по секрету)
достроит ваш дом за ваш же счет, а деваться вам все равно будет некуда. Так как
доказать строительный дефект может только соответствующая экспертиза. А жито
надо сейчас. В итоге для жильца это выливается в затраты на дополнительный
ремонт, создание дополнительных бытовых условий как минимум.
Неточность.
Площадь выстроенной квартиры частенько отличается от проектной, а значит, и от
оплаченной. Если речь идет о десятых долях метра, обычно и сам застройщик не
обращает на это внимания. Но если разница в метр и более, застройщик просит
доплату, и часто по текущей стоимости.А
если разница в 3-4 метра,
то сумма уже существенная. Хорошо, если застройщик готов дать небольшую
рассрочку.
Правда,у риэлторов, продавших много квартир в таком
доме (т.е. обладающих некой статистикой, в отличие от частного покупателя),
возникает вопрос: как может быть в одном доме большинство квартир в увеличением
площади, и ни одной -с уменьшением и с
возвратом денег покупателю. Может быть, кризис «обострил» кретивное мышление и
уменьшил толщину стен объекта. Либо переложил некие затраты с одних плеч на
другие.
Или уменьшить финансовую
брешь. Хорошая проверка – предложить застройщику вернуть стоимость квартиры по
старым, соответственно, более низким ценам. Чтобы он сейчас продал подороже, с
дополнительной прибылью….
На эти вопросы ответов нет. Но, когда застройщик
строит следующие объекты, современные искушенные клиентынаводят справки. И узнают много нового, что
не отражает ни визуализация, ни ход строительства, ни обещания договора
долевого участия и «богатый» клиентский офис.