Очень неблагодарное название для статьи в контексте последних спам-тегов… Все эти «кризисы» в заголовках приелись, но глаз читателя так и выискивает их снова. Теперь уже с надеждой, что очередная статья точно пообещает дату, когда все это безобразие закончится, и «шоколадные» времена вернутся. Прямо завтра.
Не вернутся. Но зато будет, о чем вспомнить.
Мое личное настроение и отношение к происходящему в течение последнего месяца меняются так же быстро и разнонаправлено, как ветер в море. И мне это очень не нравится. Относя себя к разряду оптимистичных пессимистов (т.е. всегда просчитывать худший вариант, но надеяться на лучшее, изыскивая из этого варианта возможности, недоступные ранее), пишу о том, что интуитивно прогнозирую. Интуитивно, так как часто не могу доказать обозначенное а-ля теорема.
Но иначе статью не назовешь никак. Дело даже не в недвижимости как таковой. Просто в экономике есть серия базовых показателей-индикаторов.
Все уже научились оперировать курсами валют, ценами на нефть и биржевыми индексами. По крайней мере, на обывательском уровне эти показатели укрепились в сознании. Если они растут - ух, хорошо ( плохо), если падают, соответственно, наоборот. Почему – обывателю не важно.
Стоимость квадрата жилья есть аналогичный ключевой показатель экономики. Однако именно он в этом году вводит в недоразумение тех, кто так или иначе интересуется процессами на рынке недвижимости.
Объясню. Цена на недвижимость вроде падает, падает сильно. Но теперь и это уже нашим гражданам не кажется хорошо. Раньше, в 2007-8, когда цены были высоки, мы, риэлторы, пытались доказать всем, что нам тоже выгодно, как и покупателям, снижение цен. Так как мы зарабатываем на спросе, количестве осуществляемых сделок. Не верили.
Сегодня цены упали, но покупатели почему-то опять не рады. А дно ли это, а может, дна-то еще не было?
Да дна и не бывает вовсе. Бывает только соотношение спроса и предложения с результирующей ценой.
Ей Богу, хочется начать доказывать, что теперь нам будет выгодно повышение цен на недвижимость. Так как именно этот факт, отразившись как обычно с запозданием всознании покупателей, наконец-то заставить их действовать. Как в той известной поговорке про жареного петуха. И сразу цены начнут расти именно из-за того, что покупатель недвижимости опять ринется всей толпой. Причем мы-то риэлторы, в общем-то опять останемся ни при чем…
Но может быть хоть это заставит нашего потребителя задуматьсяот этом «ПОЧЕМУ»хорошо или плохо, когда показатель, цена или индекс растет(падает). И наконец-то не факт роста или падения, а именно «почему» встанет на первое место.
Причина, а не следствие важны.
Наша экономика сейчас– как снежный ком, который подчиняется исключительного закону земного тяготения, когда покатился с горы. Только не в том смысле, что вниз, а в том, что остановить сложно, и количество вовлеченных процессов все больше.
Наш менталитет – суть тоже явление массовое, психология толпы.
Менталитет россиянина- явление практически вирусное, так как распространяется так же как грипп. Т.е. не то, чтобы вне нашего желания, так как мы теоретически можем принять заградительные меры, настроив себя на позитив, создав резервы и пытаясь найти преимущества и в этой ситуации. Но все-таки эпидемия.
Но вот помогут ли эти меры от внедрения массового вируса кризисофобии и кризисомании?
Иммунитет против него как раз заключается не во внешних факторах, а в факторах внутренних, «кризисе в головах». Вот только странно получается, что каждый, убеждая себя, что кризиса нет, заражается вирусом, и, убеждая себя, «на всякий случай» осуществляет антикризисные действия, тем самым распространяя этот вирус далее.
Ловлю себя постоянно на мысли, которую даже стыдно изложить здесь. Но, думаю, многие узнают в ней себя.
Если ранее я убеждала себя в том, что к весне этого года все урегулируется, все станет Ок, переживем и вылезем из ямы, то сейчас думается как-то не так. Замечая уже явные последствия кризиса, существование которого, конечно, нет смысла отрицать, я ловлю себя на принятии этих фактов исключительно как доказательства того, что все плохо и кризис управляет нами, а не мы им.
Мышление устроено так, что если выв чем-то убеждены, то все факты, так или иначе доказывающие ваше убеждение, вы воспринимаете позитивно, « я же говорил, вот-вот, так и есть», а все то, что подтверждает изначально отрицаемые вашим сознанием факты, воспринимается «в штыки». Мозг сразу начинает искать другие причины случившегося: «да не в кризисе причина, просто погода меняется» и т.п.
ВОТ ОНА, главная ментальная причина, снежнокризисного кома, который все быстрее катится вниз, увлекая нас, наш бизнес, наши отношения, семьи, и финансы в свою массу.
Мы приняли все как есть. Мы не попытались изменить каждый по чуть-чуть в своей жизни. А если и попытались, то лишь укрепили позицию массового вируса, так как исходили изначально из того, что все будет плохо и все хуже.
Мало кто из работодателей сказал своим сотрудникам « держитесь ребята, тяжело, но переживем», предложил временные урезанные по доходам схемы, а то и просто поговорив по-человечески ирасставшись по-хорошему до лучших времен. Таких - единицы. Остальные просто жестко «прочистили ряды» и затраты.
Как и кому надо было сделать все по-другому, не допустив распространения последствий кризиса, прежде всего в наших умах?
Вот на этот вопрос я и не могу найти ответ.
Этот ком кризисных проблем, конечно, покатился с какой-то вершины. Любая наклонная плоскость начинается с исходной точки? Кто это был? Кто занес вирус?...ПриСталине его бы нашли и поставили к стенке. Но.
Мы эволюционно перескочили во времени и пространстве начало этого нисходящего движения.
Мы перешли в новуюсистему отсчета, в которой старыми методами пытаемся вернуть «шоколад» в свою жизнь. Но это примерно как пытаться отремонтировать плазменный телевизор старыми теле-лампами ( помните, какие были раньше).
Осень 2009 года. Возможно, стоит ожидать некоторого, прежде всего, сезонного оживления рынка недвижимости. Но очевидно, что сохранятся общеэкономические пробелы, спад производства и высокие ставки по кредитам. Последствия всего будут сохраняться. Это уже не есть плохо или хорошо. Это есть объективная реальность, в которой просто нужно научиться жить. Так же, как раньше работать, так же, как раньше ( ну почти также)
покупать квартиры, машины, продукты и одежду.
2 года. Этот срок уже озвучивался не один раз, когда речь идет о реальных сроках хотя бы частичного выхода экономики из кризиса. Как развитие самого кризиса постепенно охватывало все сферы бизнеса и экономики, таквыход из него будет происходить постепенно, « реанимируя» процесс за процессом.
Не надо недооценивать и психологический настрой населения. Негативный настрой уже послужил на пользу развитию кризиса. Страхи будут сохраняться еще не один месяц. Инертность присуща не только рынку недвижимости. Все процессы, где идет речь о посткризисных реакциях населения, так или иначе будут содержать определенный временной лаг. В течение этого периода народ будет собираться с силами и наблюдать, ожидая то ли « второй волны», то ли еще какой надуманной гадости, изобретенной
изощренными умами.
Подъем же собственно экономики и производства тоже процесс небыстрый, который приведет к восстановлению доходов и рабочих мест далеко не сразу. И тем более не сразу вернется покупательная способность, повысятся « планки» наших желаний и потребительских запросов. А рынки отреагируют на эти запросы еще позже.
К сожалению, эпидемия кризиса идет давно, и всеобщая вакцинация уже не поможет. Снежный ком покатился с великих вершин «надутых пузырей». Финансовых, нефтересурсных, а в этом году и валютных.
Но видимо, выработать новые противовирусные средства общими силами еще можно.
А с чего вы вообще взяли, что кризис еще продолжается, по крайней мере как его активная фаза?
Нет никакого дна цен, объективно не существует. Нет дня кризиса – есть только материализовавшиеся ожидания и не вовремя совершенные стратегические действия, изначально ущербный менеджмент и отсутствие долгосрочного стратегического видения. Все, чего мы достигли на многих провалившихся рынках – часто наша собственная «заслуга».
И в недвижимости особого кризиса-то нет. Кризис – просто в головах покупателей недвижимости. И если кому-то от этого станет легче, то вот оно – ваше «дно рынка.» Пусть оно будет именно сегодня. Но имейте в виду, что завтра будет уже «не дно».
Не поняли ? А о каком «дне» вы тогда постоянно нас спрашиваете?
Мы просто начали жить в новой объективной рыночной реальности. Примите ее такой, какая есть. Установите в своей жизни новую систему координат. Установите новую, нулевую точку отсчета. Проиндексируйте все цифры.Так, как будто вы переехали жить в другую страну, начали говорить на другом языке, подсчитывать налоги по другим законам и считать в другой валюте.
Терпения вам. Мы все больны вирусом кризиса. Но я уже успешно лечусь… А вы?