XXI век и психология людей новой цивилизации (Пространство сознания
личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXI
век
и психология людей новой цивилизации. №89
Ó Российский Институт
Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское
учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной
Адаптации (ЦСкА)
(тема 2: люди)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И
ПСИХИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ ДЕТЕЙ
Поговорим не о специфических травмах,
которые имеют множество разновидностей, а об общем психическом и психологическом травматизме, который относят
к "норме" и которым фактически никто не занимается.
Рождаются и умирают царства и города,
а психическая природа человеческих
детей все не меняется. Взрослые, так или иначе, с невероятными и
безвозвратными потерями для себя, о которых они даже не догадываются, как-то
уже приспособлены к искусственной среде обитания, созданной современной
цивилизацией. А дети приходят из естественной среды - ПРИРОДЫ! Приходят так
же, как приходили сотни тысяч лет назад. Но исторические времена меняются, и
детей люди сегодня принимают иначе.
С враждебностью
современной цивилизации дети сталкиваются еще в период внутриутробного
развития эмбриона (перинатального
процесса). Их родители в подавляющем большинстве случаев не обеспечивают
им ни физиологического, ни психологического комфорта, не идут на
"душевный" контакт с будущим ребенком и фактически обращаются с
эмбрионом человека как с чем-то чужеродным, вроде раковой опухоли. В
результате, большинство детей
рождаются с психическими травмами, которые в будущем имеют тяжелые
последствия как для конкретной личности, так и для общества в целом.
Это враждебное отношение к детям продолжается и после родов.
Повторяем, дети приходят так же, как сотни тысяч лет назад. Приходят в природную среду, "не
подозревая" о том, что у людей изменились как психология отношения к
деторождению, так и условия обитания на земле (природа уже испорчена!).
Природу современные люди воспринимают как "дикость" и нечто "низшее,
примитивное". Таково их перевернутое с ног на голову сознание и, к
сожалению, уродливое мировосприятие. Уже сотни поколений люди ходят вот так,
"вниз головой", и это стало "нормально"!
Но детей об этом никто не предупреждал!
Раньше, в естественных условиях,
человеческие дети ничего опасного для жизни не встречали. Они могли
оставаться одни. Родители могли спокойно отлучаться. Дети имели возможность
естественным образом познавать окружающий мир на вкус.
А теперь больная и старая цивилизация,
в лице современных немощных людей, в огромных масштабах производит
медикаменты и химикаты. Потом склеротически и маразматически, непонятно
зачем, разбрасывает эту химию где попало. Естественно, они постоянно и везде
попадаются на зоркие глаза любопытных детей. Они же еще не больны и хорошо
видят! Поэтому сегодня, согласно официальной статистике, первое место у детей до 5 лет
занимают отравления всякими медикаментами и химическими средствами.
К этому можно еще добавить ожоги и
падения из окон. Ожоги - потому что дети не имеют культуры обращения со
стихией естественного огня с раннего возраста. Падения из окон многоэтажек -
потому что нарушена естественность человеческого жилища. Многоэтажные
постройки психически вредно воздействуют даже на взрослых, не говоря уж о
пластичной психике младенца. А вот на деревьях, как обезьяны, вопреки
некоторым околонаучным мнениям, здоровые человеческие племена не жили (только ситуации опасностей и генетического
вырождения время от времени загоняли их туда, к обезьянам). Поэтому у них
и нет, как у обезьян, врожденных программ предосторожности, хотя, как
показывает обезьянья практика, даже наличие этих инстинктов не всегда
выручает. Что уж тут говорить о людях, никогда ранее не живших на деревьях.
Моральная установка человеколюбивой
части цивилизованных людей такова: мы
в ответе за тех, кого родили. Но это касается только "примерных"
родителей, которых многократно меньше, чем "неудовлетворительных",
фактически "диких" родителей. Поэтому во многих современных
обществах дети либо систематически, по небрежности или халатности,
истребляются, либо просто бросаются на произвол судьбы. Не говоря уже о
массовых случаях сиротства, в результате разнообразной гибели родителей. Но
нелегка и судьба неброшенных, даже "с любовью воспитываемых" в
родных семьях.
При всей "любви" к своим
драгоценным чадам, перед "примерными" родителями стоит нелегкая
задача - ЗАЩИТИТЬ ребенка от враждебных жизни условий (в том числе, и социальных) и ПРИСПОСОБИТЬ (научить) жить в опасных условиях современной цивилизации. Для
этого ими применяются определенные методы
и средства: схоластические бездумные заучивания без понимания сути,
система запретов и наказаний, изоляция будущего инфантила от всех рискованных
ситуаций и т.д. Все они связаны с психическими
травмами. А первые травмы, как известно, оставляют глубокий след, а в
последующем - при повторении - только закрепляются.
Вот почему с задачей воспитания детей
сегодня фактически справляются только единицы даже из грамотных родителей. Но
даже им не удается уберечь детей от всех психических травм, и они потом
годами, тонко и аккуратно, чтобы не повредить хрупкую психику,
"убирают" остаточные явления доставшихся травм.
Об остальных родителях, безграмотных
не только в педагогике, но и психологии и физиологии, говорить как о воспитателях детей, извините, просто
несерьезно. Да они и сами, в ожидании, что кто-то "воспитает" их
чадо, готовы своих детей буквально "спихнуть" на кого угодно и
фактически обеспечивают им только пассивный уход (накормить, одеть, проконтролировать, что велено, и уложить спать),
дабы потом (на старости) иметь
моральное право быть при них ухоженным. А дети потом такое же примитивное
"воспитание" (другого же им
не показали!) переносят на свои семьи. И так из поколения в поколение,
как будто "всегда так было"!
То, что перед их глазами, - хорошо ли,
плохо ли, - официально и неофициально считается "НОРМОЙ" жизни… (ЦСкА. 03.11.2002)