XXI век и психология людей новой цивилизации (Пространство сознания
личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXIвек и психология людей новой
цивилизации. №83
Ó Российский Институт
Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское
учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной
Адаптации (ЦСкА)
(тема 2: люди)
ЧТО УВИДЕЛА В ДЕТЯХ МАРИЯ МОНТЕССОРИ?
Мария
Монтессори (1870-1952гг) - итальянский педагог. Она известна во всем мире
своей методикой развития умственно отсталых детей. Благодаря этой методике,
умственно отсталые дети к школьному возрасту начинали обгонять так называемых
нормальных детей, идущих в массовые школы. Такой эффект несказанно поразил
автора методики. Нет, она не своей методикой восхитилась: ах, как она хороша
и как хорошо я придумала! Ее поразило другое: "что же надо делать с
нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?"
В
общем, не только тогда, но и сегодня, когда методика Марии Монтессори часто
используется во всем мире, люди не перестают удивляться тому, НАСКОЛЬКО дети
уродуются общественной практикой воспитания во всех странах, будто в мировой
практике нашей цивилизации нарочно поставлена задача по деградации
населения.
В
этом есть существенная вина экономики, политики и сферы бизнеса: примитивным
потребителям гораздо проще сбывать любые товары и внушать им любые
потребительские стандарты. Тщательно и профессионально создаваемая реклама не
оказывает воздействия только на психически устойчивых людей, процент которых
реально много раз меньше, чем официально считается. А среди психически
неустойчивых есть уже процент попадающих в психиатрические клиники, ставший
жертвой воздействия рекламы. Особенно сильно она действует на пластичную
психику детей…
Мария
Монтессори отличалась своей наблюдательностью и пониманием реальной жизни
мира маленьких детей. Поэтому ее педагогика кажется и философичной, и
психологичной и технологичной. Стандартная педагогика страдает своей
"узкоспециализированностью" и "конвейерностью": будто
дети собираются на конвейере из стандартных деталей, которые к тому же, в
отличие от автомобилестроения, плохо состыкованы во всех отношениях. Потому
что педагоги работают с "невидимым" материалом и "тонкой
материей" психики. Поэтому они в основном только ломают "природный
материал" (человеческих детей) и делают из природного материала стандартных
и фактически бесполых "мальвино" и "буратино", нанося при
этом живым детям никогда не поправимые боль и раны.
А
Мария Монтессори интересовалась всей жизнью настоящего и уникального
ЧЕЛОВЕКА, от рождения до зрелости. При этом важное значение имеют малейшие
нюансы поведения, настроения и психологического состояния детей. Мы не можем
сказать, что методика Марии Монтессори очень совершенна, работы в этом
направлении еще продолжать и продолжать. Ее методика не направлена на
сохранение и воспроизведение в социально приемлемых формах от природы
заданной информации. И полнота такого воспитания относительна. Поэтому мы не
можем рекомендовать эту методику всем подряд. Но мы с твердой убежденностью
можем сказать, что эта методика, по крайней мере, приносит детям сравнительно
много раз меньше неприятностей и боли при социокультурной адаптации к
взрослому миру и взрослым стандартам жизни, чем общепринятые массовые
методики воспитания, в которых единицей измерения фактически становится не
личность, а обезличенная группа.
Мария
Монтессори призывала "сделать свободным развитие человека", чтобы в
нем было больше индивидуальности. Отсюда и символом педагогики Монтессори
стало обращение ребенка к учителю "помоги мне сделать это самому".
А это, как вы понимаете, изначально предполагает в основе инициативу детей и
исключает всякий императив, давление со стороны взрослого. В общем, речь идет
о развитии самостоятельности. Поэтому Мария Монтессори писала: "если
научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение
должно заключаться в наблюдении свободных детей". А в нашей массовой
системе - средняя необразованная семья, стандартный детсад и стандартная
школа - дети практически постоянно находятся под неусыпным полицейским
прессингом и дрессировкой (извините, как еще называть грубое воздействие на
детей). Так, стоит ли удивляться, что дети "не раскрываются", а
только приспосабливаются к суровости и жестокостям взрослого мира. Вот они и
получаются менее способными и развитыми, чем умственно отсталые дети,
которыми занимались "ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ", в данном случае, согласно
методике Монтессори!
Конечно,
спорен перенос методики Монтессори на "здоровых" детей. Мы с этим
согласны. Но при этом, в наших-то условиях (и европейских, и российских)
хотелось бы спросить, в какой мере здоровее те дети, которые обычно считаются
"здоровыми"? Нас в первую очередь и главным образом импонирует в
этой методике начало ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, уважительного отношения к личности
ребенка с малых лет.
Мы
не будем описывать здесь методику Монтессори (найдите соответствующую литературу
сами, если кого интересует, мы ею не занимаемся). Скажем только, что в целом,
с точки зрения того, что хотелось бы в идеале, конечно, мало создать
искусственную среду, даже если она очень похожа на природную. ПРИРОДУ
НЕВОЗМОЖНО ПОДМЕНИТЬ! Но хорошо уже то, что ребенка никто не подгоняет и
никого-ничего ему явно не навязывают. Нет и "дурной"
соревновательности обычных школ: разве можно соревноваться в постижении
жизненного опыта и мудрости, когда все люди разные и уникальны жизненные
пути?!
Первая
задача педагога, согласно данной методике, помочь ребенку организоваться и
пойти своим уникальным путем познания. Он в этот процесс вмешивается только в
исключительных случаях. Но для этого сам педагог должен быть особым образом
воспитан и образован, что совершенно не выполняется в наших массовых школах.
Более того, в них этим откровенно пренебрегают и эту проблему
"педагогически" забалтывают. В обычной школе учитель
администраторски требует послушания и выполнения утвержденных заданий.
Педагог,
по Монтессори, практически и хорошо обязан владеть психотехнологиями
установления оптимального контакта с ребенком (эмпатия, безусловное принятие,
соответствие вербального и телесного языков чувствам, пример открытости
познанию). Без этого он не может быть допущен на занятия к детям. Практика
массовых школ показывает обратное: эмпатия если есть, то ситуативна и
недолга, потому что у педагогов куча личных социальных и психологических
проблем. Принятие детей чаще всего формально, то есть условно и относительно.
На словах чаще всего говорится одно, а чуткие дети на телесном и чувственном
уровне воспринимают совершенно другую информацию.
В
общем, на самом деле дети в массовых школах чаще всего социально и
психологически дезориентируются и приучаются через систему требований к
послушанию, пассивности и безынициативности.
А
еще вырабатывается психологическая податливость и безволие, внушаемость и
управляемость. Инфантилизм и жестокость. Все это заказывали?
А
потом удивляются, почему у нас каждое поколение вырастает хуже предыдущего!?(ЦСкА. 23.10.2002)
* * *
Наш пре-КРАСНЫЙ (L ) уголок: "С ПЕРЦЕМ"
ЛЮДИ ВСЕГДА НАЧИНАЮТ С КОНЦА!
Медики говорят, что все кожные проблемы
связаны с состоянием внутренних органов и эмоциональным фоном человека. Но
они напоминают об этом, когда нужно рекламировать очередную технологию
диагностики и лечения. А в повседневной жизни ни медики, ни простые пациенты
(действительные и потенциальные) на это не обращают ни малейшего внимания. А
зачем? Деньги же на что-то нужно потратить - на создание проблем, на
нарушение здоровья, на лечение… Иначе куда их девать? Поэтому истинное
положение дел никого и не волнует. Попробуй скажи психолог, что все
начинается с неправильных мыслей и эмоций, которые подавляются и
искажаются, а деформированное самочувствие напрямую влияет на
работоспособность внутренних органов, затем эти самые органы, ради спасения
больного, начинают выдавливать все вредные шлаки и болезненные образования
через кожу наружу... И что? Думаете, люди будут заниматься психогигиеной,
начнут думать иначе и следить за эмоциями? Шиш? Они начнут с конца! Как
всегда. Больные и медики дружно начнут с чего? - Правильно, с КОСМЕТИКИ.
Как если бы придурковатые строители начали белить и штукатурить дом, который
вот-вот развалится, то есть вместо капитального ремонта занялись бы
косметическим. Такова мода! И никаких гвоздей!