XXI век и психология людей новой цивилизации (Пространство сознания
личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXIвек ипсихология людей новой
цивилизации №84
Ó Российский Институт
Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение
и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации
(ЦСкА)
(тема 2: люди)
ЕЩЕ ОДИН РАЗ О ПОВАЛЬНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ
Да,
именно о тотальной безграмотности хотелось бы поговорить на этот раз. Нет, не
о том, о чем вам только что подумалось. Читать и писать сейчас почти
все умеют. И это считается "грамотой" и "грамотностью".
Поэтому у нас в стране, оказывается, уже "все грамотные"!
И, как-то "автоматом" получается, - во всех сферах!!! Если
кто не первый, так непременно второй! Такие вот амбиции - на грани
фактической недоразвитости. Такое вот "чудесное" воспитание
и образование масс! Извините, но если вы только представите, сколько самого
необходимого наши люди не знают и просто не понимают, а также не хотят
понимать и знать, вы и сами иначе, чем ругательством, не оцените существующее
положение вещей…
Но
мы сейчас не об этом. Мы имеем в виду повальную безграмотность людей
относительно своей ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы. Действительно хорошо подметил
один из наших читателей:
"…согласитесь,
что это не её вина, и не её мамы и папы, это её трагедия. В этой же трагедии
повинны и мы все ибо, мы построили тот мир, который давит на неё и, который
мы продолжаем поддерживать…"
Да,
выход подростков в наш взрослый мир - это практически всегда трагедия.
Именно трагедией оборачивается для наших взрослеющих детей их взаимодействие
с взрослым миром. Начинается этот "бой" за себя и свою
индивидуальность в 12-13 лет, в момент активного полового созревания, и
продолжается весь период созревания и до момента их капитуляции и вливания во
взрослую социальную среду. А у некоторых он продолжается и во взрослой жизни,
но, как правило, уже в скрытой форме.
Именно
мы, взрослые, виноваты в той боли, которую получают наши дети.
Взрослые
виноваты в том, что они не подготовили детей, виноваты в своей собственной
безграмотности и попустительстве, черствости и глухоте. Но они, большая их
часть, не согласны с этим. Наоборот. Вы, наверное, сами слышите, как в нашем
мире принято критиковать "распущенность, наглость и хамство"
молодежи? Считается чуть ли не правилом хорошего тона покритиковать и
поругать своих взрослеющих детей и молодое поколение в целом. Со всех
сторон только и слышишь: "ужасно ведет себя молодое поколение, а вот
в наше время…" Дальше - ни на чем не основанный
эмоционально-вербальный поток. Думаем, вы все знакомы с разнообразными
вариантами такой критики. Но ведь такая взрослая глупость творится от
поколения к поколению тысячелетиями (мы как-то специально проследили по
историческим документам последних тысячелетий и обнаружили такую же
безответственную взрослую критику молодежи в древних Греции, Египте и
Месопотамии). Это уже говорит не об отдельных "больных"
обществах, а о какой-то болезни всей этой цивилизации, которая что-то существенное
утратила в глубине минувших тысячелетий и не спешит возвернуть назад
подлинное человеческое достоинство.
Обвиняя
молодых людей, идущих в наш взрослый мир, взрослые снимают с себя вину и
ответственность. Получается, не они воспитывали своих детей, а неизвестно
кто. Так легче и проще. Но ведь, как показывает практика психологических
консультаций, нет позитивного даже в случае признания ими своей вины!
Они, взрослые, родители, сами становятся беспомощными и руки у них совсем
опускаются, как только до них доходит осознание своей вины, что они
собственноручно доводят родных своих детей до трагедии (в каждом
конкретном случае это можно легко проследить, как в следственном эксперименте!).
Потому что у этих взрослых НЕТ нужных знаний и НИКОГДА их не было.
Вот
почему все взрослые - одни от незнания, а другие от безвыходности - детей
своих и доверяют, вместе с ответственностью, педагогам (а сейчас еще и
психологам) на "воспитание" и "исправление".
При этом они даже не пытаются вникнуть в суть происходящих на самом деле
процессов. Страшно и все равно непонятно. Интеллекта недостает. Не будем
говорить о вещах "глобальных" и "государственных".
Приведем лишь маленькие частные примеры.
А
знаете ли вы, что среди школьных учителей (а многие из них сейчас получили
еще и дополнительное психологическое образование) слишком велик процент
женщин с несложившейся личной жизнью? Независимо от
образования. У этих "дам", как правило, большие психологические
проблемы не только с детьми вообще, но и с собственными детьми, как только
они появляются. Печальных цифр приводить не будем, понаблюдайте сами в своем
окружении. Вдруг мы ошибаемся и уже все хорошо.
Но
наличие психологических проблем у педагогов никого не интересует: ни
администрации учебных заведений, ни контролирующие органы, пока не случится
нечто из ряда вон выходящее и уголовно-наказуемое. Да и в таком случае
подлинные причины трагедий остаются вне поля зрения.
Только
психологи, так или иначе, еще понимают, что человека с большими проблемами
нельзя пускать к другому человеку, тем более к детям. Но психологов на свете
очень мало, и не все из них избавились от своих собственных проблем.
Поэтому
всех этих проблемных педагогов с распростертыми объятиями
принимают на работу в школы и детские садики и допускают к детям,
потому что якобы "педагогических кадров в стране не хватает". И вот
эти "тетушки", со своим "печальным жизненным опытом"
и массой нерешенных проблем, личных и семейных, обрушиваются на наших
несчастных взрослеющих деток. Они с усердием и рвением примерных
"должностных лиц" сознательно и бессознательно транслируют на наших
детей свой негативный жизненный опыт, вместе с обидой и агрессией на мир, на
людей, на детей, которые, в этом случае, как правило, сильно раздражают нервных
"учительниц". Это простая и распространенная практика, на
которую проверяющие инстанции в системе закрывают глаза, будто такого явления
в социальной природе людей не существует.(ЦСкА. 16.10.2002)
* * *
Наш пре-КРАСНЫЙ (L ) уголок: "С ПЕРЦЕМ"
ЧТО НАМ ОТКРОЕТ ВЕК НАСТУПИВШИЙ?
Все, наверное, помнят, как совсем недавно
всей страной считали дни до юбилейной даты рождения А.С.Пушкина. С рождения
Пушкина (1799) начинался XIX век. Было это 200 лет назад. Тогда на небосклон
российской культуры взошли 3 ярчайших звезды мировой величины: Пушкин,
Лермонтов, Гоголь. Значение их велико, пожалуй, на все времена. А.С.Пушкин
провозгласил 3 принципа: 1) нравственность выше государственности; 2) природа
- друг и источник радостей жизни; 3) человечность, разумность и вечная
женственность. М.Ю.Лермонтов положил в основу "творчество и
жизненный подвиг" (самоделание личности). Н.В.Гоголь показал необходимость
осознания несовершенства той стадии, на которой находишься, для движения
вперед. И вот мы начинаем новое столетие. Достойны ли мы сами своих
могучих предков? Понимаем ли заветы своих классиков? Следуем ли?
Продвинулись ли вперед с того времени? И что нам откроет век грядущий?
(2001г.)