XXI век и психология людей новой цивилизации (Пространство сознания
личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXIвек и психология людей
новой цивилизации. №86
Ó Российский Институт Творческого
Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и
научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации
(ЦСкА)
(тема 2: люди)
ЕЩЕ ОДИН РАЗ О
ПОВАЛЬНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ - 3
У мужчин всегда мужские проблемы. И мамам своих мальчиков никогда от
мужских проблем не защитить, даже если они идеально мудрые мамы. Это в
конторе, у станка или в ресторане женщины могут подменять мужчин.
Но есть многое на свете исконно природного, исконно человеческого, где
женщина никак не может заменить мужчину, или мужчина никак не может заменить
женщину. И нет смысла обманываться на сей счет, пренебрегая законами
природы! Природу не обмануть (горький
опыт многих простаков и ученых может быть в этом случае подтверждением)!
Мама сумеет поддержать сына лишь
любовью, мудростью, принятием. По-женски! Но никогда не сумеет - по-мужски! А
мальчику нужно мужское. Половая идентификация (в самом широком смысле) в любом случае (хотя сейчас, к сожалению, уже не в любом) будет обращать сына к
мужским ролям. И если отец не занимает это место, в период взросления, то его
займет главарь дворовой компании с его коварной поддержкой, виденьем подобных
жизненных ситуаций (имеем в виду
школьные проблемы с учительницами и проблемы с подчинением мамам дома), и
мальчику будет предложен другой выход и другие модели поведения, которые вряд
ли устроят родителей и общественность.
Мы только вкратце обрисовали ситуацию, происходящую с мальчиками с 11 до 15 лет.
Девочкам несколько легче и проще в этом смысле, так как они практически
находятся под воздействием своей (женской)
половой среды и в школе, и дома, пускай даже агрессивной и с перечисленными
недостатками. Чисто психологически им комфортнее. Разумеется, девочки тоже
впитывают весь этот негативный опыт и цинизм взрослых женщин, и потом будут
транслировать его дальше, на своих детей. При этом мама, по природе не
способная быть образцом для мальчика, конечно же, вполне может быть и просто
обязана быть на стороне взрослеющей девочки.
Но и мальчики часто находятся не
просто под вредным засильем "женского опыта жизни", но и под
воздействием всего негативного опыта жизни
старших. Опасен же этот опыт тем, что он, призванный, по мнению взрослых,
"предостеречь от ошибок" (так
часто объясняют носители этого негативного опыта), на деле же формирует
как бы "коридор" негативных ситуаций и стереотипов поведения. А позитивного опыта-то у взрослых нет,
или его просто не видно среди массы негативного. Подросток,
"зараженный" таким опытом и не имеющий другого опыта, невольно начинает
видеть его во всех своих ситуациях
(потому что психологически
воспринимаемое непременно нужно с чем-то соотносить), и даже искать этот негатив (как понятный ориентир) в любых своих
жизненных ситуациях для более быстрого присоединения и принятия себя в мир
взрослых людей с негативным опытом. Так негативно воспринимается мир
взрослых, потому что люди с негативным опытом чаще транслируют его и как
норма, и как бы из
"благих" побуждений.
Но весь секрет в том, что из благих побуждений нужно транслировать только
благое!
Есть, конечно, и хорошее, и позитивный
опыт счастливых и удачливых людей и семей. Но их так мало среди несчастных и
невежественных толп! И их опыт очень редко становится примером другим. Мы бы
даже призвали их поделиться своим хорошим опытом! Хотя это трудно (люди с негативным опытом и хорошее
воспринимают негативно и не могут иначе: орган восприятия такой получился).
Но все равно делитесь ими с детьми! Не все же заполнять мир только грязью. Мир
от светлого и положительного опыта станет только лучше и больше будет
уверенных в себе и счастливых людей.
Но это все в будущем. Может быть. А в
11, 12-15 лет юноши и девушки еще активно воюют за свой непроявленный и
несформировавшийся мир, пытаясь его отстоять, с жестким, агрессивным и в
основном (к нашему великому сожалению)
темным миром взрослых. Темным, так
как насилие, обида, боль и несчастья в нашем взрослом мире пока что
преобладают, более ярки и заметны. И жаль, что люди, имеющие негативный
жизненный опыт и не имеющие позитивного, психологически просто не понимают
позитивного опыта. Нет у них для этого никакой социально-психологической
базы…
Активные "боевые действия"
со взрослыми взрослеющие юноши и девушки ведут до 17-18 лет. Но эти бои местного
значения обречены. Далее у многих происходит резкая внутренняя ломка или
надрыв. Они социально "выпихиваются"
из школ и других учебных заведений во взрослый
мир и во взрослую жизнь. При этом юношей (они еще не совсем дозрели к этому возрасту и отстают от девушек)
ожидает еще и служба в армии.
Девушки же к этому возрасту физически
сформировались и начинают вписываться во взрослую жизнь как умеют, но уже
менее явно "воюя", так как уже сами причисляют себя к взрослым…
При этом психическое, психологическое и социальное созревание у
современных подростков сильно запаздывает по отношению к их физиологическому
созреванию, что
делает их особенно уязвимыми на весь этот период и особенно после физического
созревания. Задержка этих "компонентов зрелости" по отношению к
физической зрелости обусловлена сильно выраженной агрессивностью окружающей
их среды и особенно социального внешнего мира, фактически в наше время уже
враждебного человеческой природе.
Именно в период созревания подростки
крайне нуждаются в понимании происходящих с ними процессов. Так именно в
период взросления и полового созревания (физиологического,
психического, психологического, социального) они являются максимально
незащищенными перед травмирующей средой и минимально адаптивными, а при этом
еще подвергаются всевозможному давлению и насилию со стороны взрослого мира.
Понятно, что именно в этот момент им
нужны любящие, понимающие и принимающие родители и другие взрослые: бабушки и
дедушки, тети и дяди, учителя и тренеры, просто старшие. Нужны люди,
принимающие их, готовые понять и поддержать, научить понимать себя, происходящие
с собой процессы, готовые помочь максимально безболезненно вписаться в этот
мир. Но многим подросткам кажется, что это уже фантастика, и таких взрослых
на самом деле нет!
Посудите сами, именно в это время, на
этом этапе взросления, мы фактически бросаем детей на произвол судьбы,
предоставляем их во власть болей и страхов, а сверх того еще и активно ругаем
и подавляем. При этом не даем знаний об особенностях и механизмах простейших
психофизиологических процессов в человеческом организме и по психологии.
Обвиняем во всех бедах детей, а не
себя и свою безграмотность, подчас тотальную, несмотря на "высшее
образование" в той или иной сфере цивилизованного хозяйства.(ЦСкА. 16.10.2002)
* * *
Наш пре-КРАСНЫЙ (L ) уголок: "С ПЕРЦЕМ"
Что вы съели сегодня утром и из чего будет
состоять ваш ужин?
Именно
об этом хочется спросить у каждого встречного. Понятно, что в некоторых
странах теперь обострилась проблема переедания и массового ожирения
населения, а в других, наоборот, хронического недоедания. (Не будем
перечислять примеры: желающие найдут статистику и в СМИ, и интернете.) Основной
вопрос человечества в сфере пищеварения сегодня - это правильное питание.
А вот с этим дела, оказывается, плохи во всем цивилизованном мире. Свободный
рынок, реклама, интересы бизнеса и правительств направлены более на финансы и
торговлю. Вопросы экологии, здоровья и правильного питания, сами понимаете,
денег не приносят (при традиционных методиках расчета!), от них только
убытки! Поэтому многие мероприятия в этом направлении проводятся формально,
для "галочки", и до массы населения доходят слабо, фрагментарно и
неубедительно. О Культуре правильного питания в государственном масштабе
нигде на планете еще не говорят. Но ведь все элементарно просто: 1) есть
надо чуть меньше, чем хочется; 2) калорий в пище должно быть в меру
физиологических потребностей организма; 3) продукты должны быть экологически
чистыми и 4) готовить пищу нужно правильно, с вдохновением! Сколько бы
правительства сэкономили на продуктах, медицине, а также в промышленности и
сельском хозяйстве! И, главное, население было бы здоровее. Дольше бы
сохраняло трудоспособность. Еще более важное состоит в том, что здоровые
люди и мыслят здоровее! Короче, скажите, чем вы питаетесь, и легко
можно определить, кто вы!