Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] пограничное зрение

Подскажите, пожалуйста, какую систему обучения (плоский шрифт или Брайль)следует
рекомендовать ребенку с пограничным (между слепотой и слабовидением) зрением?
Только ли медицинским диагнозом стоит руководствоваться? И возможно ли параллельное
изучение двух систем письма?
Заранее спасибо.

Ответить   Sun, 08 Apr 2007 17:07:57 +0400 (#655017)

 

Ответы:

Добрый день всем!
Здравствуйте, Катя!
Мое глубокое убеждение, что ребенка нужно учить параллельно и
плоскопечатному письму, и брайлю, если зрение ему позволяет освоить плоский
шрифт. Я училась в болшевской школе-интернате для слепых и слабовидящих
детей, у нас в 80-ые годы это была обязательная практика. писать и читать
по-зрячему учили при 2-3 сотых зрения, подбирая тот шрифт, который ребенку
удобно воспринимать, за что я искренне благодарна нашим педагогам. Ведь
из-за "рекомендаций" врачей нередко люди не могут даже расписаться в
документах или пишут печатными буквами по изученной уже самостоятельно
системе гебольда. Возможности у разных детей очень разные. Даже один и тот
же процент зрения нередко позволяет одному читать книжки и вырабатывать
почерк, а другому лишь чертить каракули, которые он не может прочитать
самостоятельно. Но тем не менее, использовать сохранные анализаторы очень
важно, поскольку ребенок научается не только писать и читать как его
здоровые сверстники, но, повзрослев, он будет иметь абсолютно иную
самооценку, нежели тот, кого в свое время пожалели и сочли его зрение
недостаточным для обучения плоскому письму. Наша первая учительница очень
тонко подходила к этому вопросу, она расчерчивала тетради собственноручно,
делая жирные строки и поля для тех, кому это было необходимо, обводила буквы
в прописи, чтобы их было лучше видно. Благодаря этому мы все сейчас можем
писать, даже те, кто волею судеб потерял зрение полностью. Моя подруга
говорит, что мой почерк до сих пор остается довольно разборчивым и в случае
необходимости я могу не только расписаться, но и составить текст, который
без труда могут прочитать зрячие.
Всего доброго
С уважением
Альбина

Ответить   Mon, 9 Apr 2007 09:33:55 +0400 (#655125)

 

здравствуйте все!
обязательно нужно изучать две системы, но тут главное не
переусердствовать если у ребёнка сильно ослабленное зрение то акцент
нужно делатьна брайль.
действительно в ранешних школах была обязательным к изучению система
брайля для слабовидящих но учили они её больше ради интереса чем для
надобности так как если был подгляд то изо всех сил пытались напрягать
зрение и читать книги и учебники, поэтому нужно в первую очередь при
изучении систем объяснить ребёнку для чего ему понадобится та или иная
система.
с уважением сергей из красноярска
icq 234335497
im2 2553332

Ответить   сергей Mon, 09 Apr 2007 16:40:21 +0800 (#655198)

 

приветствую!

если руководствоваться принципом "не навреди", то предпочтительнее было бы учить
ребенка по системе брайля, пусть даже по программе обычной школы.
плоский шрифт объяснять и изучать тоже надо. научить писать по-плоскому надо,
но только для общих сведений, чтобы видел номера автобусов и читал ценники. ну
и расписывался, конечно.
мацал кошек

Ответить   Sun, 8 Apr 2007 22:47:24 +0400 (#655158)

 

Доброе время суток! Здравствуйте, Катя!
Вы пишете:"И возможно ли параллельное
изучение двух систем письма?"
Не только возможно, а я считаю- необходимо!

Всех благ. Филатов Сергей. г. Сургут

Ответить   Mon, 9 Apr 2007 07:16:04 +0600 (#655167)

 

Уважаемый Сергей и участники рассылки!Хочу продолжить тему пограничного зрения.
У ребенка острота зрения 0,5, но писать плоским шрифтом ему трудно, пользоваться
плоскими учебниками для слабовидящих он отказывается, потому что сложно что либо
различить. Удастся ли научить его Брайлю, в какой срок, и не посадит ли он свое
зрение при разглядывании точек Брайля? Только ли остротой зрения нужно руководствоваться
при выборе способа письма? Большое вам спасибо за внимание.

Ответить   Tue, 10 Apr 2007 14:15:28 +0400 (#655709)

 

Доброго времени суток, Катя!

Исходное сообщение От: "Катя Захаркина" <zef***@m*****.ru>
Отправлено: 10 апреля вторник 2007 г. 13:15
Тема: [LVR] Re[2]: пограничное зрение

| У ребенка острота зрения 0,5, но писать плоским шрифтом ему трудно, пользоваться
| плоскими учебниками для слабовидящих он отказывается, потому что сложно что
либо различить.

Не может, не надо. К тому же для того, чтобы писать плоским шрифтом зрение вообще
не нужно. Я имею в виду на определённом уровне, типа просто расписаться, а не
писать домашние задания.

| . Удастся ли научить его Брайлю, в какой срок, и не посадит ли он свое
| зрение при разглядывании точек Брайля?

Даже слонов учат танцевать, не то, чтоб человека научить брайлю. Время обучение
у каждого индивидуально. Кроме всего, оно зависит ещё и от желания научиться.
А разглядывать точки брайля вообще не рекомендуется ни при каких условиях. Именно
для этого он и существует, чтоб не портить зрение разглядыванием. Точки руками
надо научиться ощущать.

| Только ли остротой зрения нужно руководствоваться
| при выборе способа письма?

В первую очередь надо руководствоваться не остротой зрения, а целесообразностью,
т.е. если вы хотите сберечь остатки зрения, то брайль вам необходим, как рыбе
вода, а людям воздух. Конечно, найдутся и такие, что с пеной у рта будут доказывать
необязательность изучения этой системы, но, поверьте на слово, это ещё никому
не помешало, если не сказать больше...

С уважением Александр!

Ответить   Tue, 10 Apr 2007 22:39:32 +0300 (#655730)

 

здравствуйте. о каком брайле и о каких книгах для слабовидящих речь при
пятидесятипроцентном зрении?! ведь в письме написано зрение 0,5 тобишь
пятьдесят процентов, или один нолик таки забыли?
с уважением вадим. тихорецк. vam***@r*****.ru vad***@m*****.com im2phone:
1281415 skipe az-vadim

Ответить   Wed, 11 Apr 2007 06:10:42 +0400 (#655792)

 

Здравствуйте!

Пересылаю письмо от Алексея Любимова с ответом на вопрос Кати Захаркиной. К сожалению,
сам Алексей сейчас не имеет возможности отправлять почту, однако я регулярно
его информирую о том, что происходит в нашем диск. листе. Читайте его сообщение
после моей подписи.

Администратор реабилитационного портала "ФЕНИКС",
Светлана Медведева, г. Одесса
mailto:project_fen***@i*****.ru
http://fenix.mostinfo.ru
msn:cilhant***@i*****.ru icq:312691558

Доброго времени суток!

Катя Захаркина <
zef***@m*****.ru>,
вы писали:

"У ребенка острота зрения 0,5, но писать плоским шрифтом ему трудно, пользоваться
плоскими учебниками для слабовидящих он отказывается, потому что сложно
что либо различить. Удастся ли научить его Брайлю, в какой срок, и не посадит
ли он свое зрение при разглядывании точек Брайля? Только ли остротой зрения
нужно руководствоваться
при выборе способа письма?"

Правильно ли я понял, что 0,5 - это 50%?
Я могу предположить, что, если у ребёнка острота зрения 50%, а при письме и чтении
он испытывает трудности, то, возможно, у него очень узкое поле зрения
и сниженная контрастная чувствительность. В этом случае можно попробовать при
письме использовать чёрный маркер или фломастер, а при чтении использовать
крупный шрифт, увеличение при помощи лупы или других оптических приборов. Так
же, для улучшения зрительного восприятия можно посмотреть уровень освещённости
рабочего места.

Писать и читать по системе Брайля обучить можно и нужно. Время обучения будет
зависеть от желания ребёнка и уровня тактильной чувствительности его пальцев.

С уважением Алексей Любимов,
Инструктор по ориентированию и мобильности.
Россия, г. Новосибирск
mailto:project_fen***@m*****.ru ICQ: 495224138
mobil. tel.: +7 (913) 458 1228 http://fenix.mostinfo.ru

Ответить   Tue, 10 Apr 2007 22:47:32 +0300 (#655734)

 

Алексей! Простите, опечатка вышла не 0,5, а 0,05 (5%).
Спасибо большое всем за участие и советы.

Ответить   Wed, 11 Apr 2007 14:19:47 +0400 (#656039)

 

Здравствуйте, Катя! Почему-то некоторые из наших подписчиков сразу
предположили, что у ребенка аж 50 процентов зрения, при котором собственно
говоря, люди спокойно водят машину, им не полагается инвалидность и т.д.
Насколько я понимаю, вы имели ввиду пять сотых, то есть пограничное между
слепотой и слабовиденьем остаточное зрение. Довольно низкое для того, чтобы
полноценно использовать плоскопечатный шрифт, но достаточное для того, чтобы
видеть дорогу перед собой, прочитать какие-то крупные заголовки и при
необходимости написать что-то как курица лапой. Я помню, как я писала при
таком зрении. сама прочитать не могла практически ничего, а другие прекрасно
разбирали, хоть на калиграфию я и не претендовала. Да, точки он обязательно
будет пытаться рассматривать глазками. Сколько лет ребенку? Как развита
мелкая моторика и общее восприятие? На первых этапах можно даже глаза
завязывать, чтобы исключить подглядывание, а потом он и сам привыкнет
ощупывать точки руками. Где вы живете? Если в Москве, возможно, мы смогли бы
помочь вам. Мы - это центр ранней интервенции при Российской государственной
библиотеке для слепых. Еще раз хочу подчеркнуть, что любое остаточное зрение
нужно не просто тупо беречь, поскольку в результате ребенок вырастет, зрение
сохранится, а пользоваться им он просто не будет уметь, этот остаток нужно
научиться использовать с максимальной пользой для ребенка, чтобы оно
помогало ему, а не было просто помехой. О дальнейших шагах мы с вами могли
бы поговорить лично. Если есть какие-то вопросы, пишите на личный адрес:
samatova***@m*****.ru
С уважением
Альбина

Ответить   Wed, 11 Apr 2007 08:34:46 +0400 (#655815)