Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] В споре не рождается истина!

Я полностью согласен с Павлом, Сергеем и другими.Каждый прав
по-своему, относительно собственной точки своего
миропониманияДействительно, изменив своё отношение , как ни странно мы
можем изменять окружение Очень интересна информация к размышлению в
книгах:
Лазарева, Жикаренцева, Свияша, Кехо, Хей, Успенского, Синельникова,
Зеланда,
Единомышленников прошу писать:
drugv***@y*****.ru
(за любые ошибки не извиняюсь- моё право)
С уважением ко всем, Александр Качанов! Ростов-на-Дону
Хочу поделиться информацией дистанционного курса социальной
журналистики:

Социальная защита инвалидов

Елена Темичева

1. Введение в тему
В России положение с социальной защитой инвалидов, численность
которых по последним данным превысила 13 млн человек (что составляет
примерно 9% населения
страны), остается одним из самых тяжелых среди всех направлений
социальной деятельности. Притом, что Федеральный закон О социальной
защите инвалидов в
Российской Федерации по своей сути является прогрессивным (в частности,
закон определяет одну из задач российского государства как
предоставление инвалидам
равных с другими гражданами прав и возможностей), его положения во
многом остаются декларативными. В этой сфере критика государственной
политики со стороны
третьего сектора звучит особенно остро. Общественные организации,
защищающие права инвалидов, говорят не иначе, как о продолжающейся
дискриминации и ущемлении
гражданских прав значительной группы граждан РФ.
Ключевым вопросом до сих пор остается общая ориентация
государственной политики в области социальной защиты инвалидов и ее
эффективность в современных
условиях. Основой российской государственной политики в отношении
инвалидов фактически является их изоляция от здорового большинства.
Получать образование
люди с инвалидностью вынуждены на дому или в интернате, работать на
специализированных предприятиях рядом с другими инвалидами,
передвигаться в крайне
ограниченном пространстве, так как окружающая среда для этого не
приспособлена - в том числе жилые дома, официальные учреждения и
общественный транспорт.
Предпринимаемые государством меры сфокусированы на материальном
обеспечении инвалидов и предоставлении им медицинских услуг т.е.
социальном обеспечении,
тогда как интеграции инвалидов в общество уделяется гораздо меньшее
внимание. Темпы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов в
масштабах всей
страны выглядят неубедительно это единичные примеры далеко не во всех
городах РФ. И по сей день свое первое образование инвалиды получают на
дому или
в коррекционных школах, а значительное число детей-инвалидов вообще
лишено права на образование вследствие признания их необучаемыми. Всего
15% инвалидов
трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность.
И без того острая ситуация в последнее время была отягощена
печально знаменитым ФЗ 122 (монетизация льгот), в результате
принятия ряда положений
которого реальное положение инвалидов ухудшилось или, по крайней мере,
осложнилось. Несмотря на то, что в закон О социальной защите инвалидов
в РФ были
внесены изменения, которые вернули нормы, отмененные Законом 122
(предоставляющие субъектам федерации возможность принимать законы и
иные нормативно-правовые
акты о социальной защите и поддержке инвалидов, а также разрабатывать,
утверждать и реализовывать региональные программы в области социальной
защиты инвалидов
в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в
общество, а также право осуществления контроля за их реализацией),
подобные ошибки
в законотворчестве, по мнению самих инвалидов и организаций,
представляющих их интересы, свидетельствуют о крайне низком уровне
социальной политики в РФ
в отношении инвалидов и отсутствии политической воли для решения проблем
в этой сфере.
Современные мировые тенденции решения проблем инвалидности
рассматривают этот вопрос с точки зрения так называемого социального
подхода. При таком
подходе основное внимание уделяется не проблемам, связанным с
материальным обеспечением инвалида, и не проблемам здоровья, а
устранению препятствий на
пути интеграции инвалидов в социум. С одной стороны, речь идет о
приспособлении окружающей среды т.е. объективных препятствиях
(лестницы, бордюры для
инвалидов, передвигающихся на колясках; отсутствие светофоров, рельефные
направляющие ориентиров и материалы на языке Брайля для незрячих;
отсутствие телепрограмм
с субтитрами и непризнание жестового языка как официального средства
межличностного общения для неслышащих и т. д.). С другой, об
устранении понятийных
и поведенческих барьеров, стереотипов общественного сознания в отношении
инвалидов. С точки зрения приверженцев этого подхода, объективные
препятствия
искусственны, так как являются лишь следствием таких отношенческих
барьеров, когда одна (наибольшая) часть общества люди без
инвалидности, не видят в
людях с инвалидностью равных себе граждан. Инвалидность как социальное
явление может иметь решение только в рамках изменения уклада жизни
общества и принятия
инвалидов как равноправных участников этой жизни.
Отражение проблем социальной защиты инвалидов в прессе чаще всего
носит все тот же традиционный характер социального обеспечения. В
лучшем случае
пишут о состоянии системы реабилитации инвалидов, а чаще о низкой
материальной обеспеченности, получении пенсий по инвалидности,
доступности средств передвижения
и лекарственных препаратов. Также СМИ охотно муссируется тема
трудоустройства инвалидов с точки зрения развития специализированных
предприятий (для инвалидов
по слуху, зрению ) или показатели и причины рождаемости детей-инвалидов
(с сугубо медицинской точки зрения). Хотя в последнее десятилетия и
начали появляться
материалы о доступности окружающей среды для инвалидов, о возможностях
образования инвалидов, о трудоустройстве инвалидов в широком смысле (не
только на
спецпредприятиях), эти темы все еще не подняты на должный уровень, не
достигают той степени остроты, которая соответствовала бы остроте
существующих проблем.
Если опустить ту часть прессы, которая всегда идет на поводу у
официального мнения и работает только в рамках освещения государственных
шагов по решению
любых социальных проблем (а как мы уже обозначили, в этой сфере
государственные меры разными секторами общества оцениваются по-разному -
как минимум как
недостаточные, как максимум - ошибочные), в СМИ материалы об
общественных инициативах в области решения проблем инвалидности,
проектах и программах международных
и российских НКО, защищающих права инвалидов, часто преподносятся в виде
социальной экзотики, эксперимента не для всех. Будь то репортаж о
работе групп
по образованию детей с синдромом Дауна или обучении детей-инвалидов в
общеобразовательной школе, история успеха инвалида-предпринимателя или
же освещение
акции общественной организации по установке пандусов в общественных
местах. С одной стороны, журналисты идут по пути констатации факта: да,
такие события
и факты исключения в масштабах российской практики по социальной
защите инвалидов. С другой стороны, в материалах расставляются акценты,
которые ведут
к формированию определенного мнения у аудитории СМИ, укрепляют
существующие стереотипы по отношению к инвалидам, основные из которых
они не такие, как
мы; инвалид физически не способен стать частью здорового сообщества;
интеграция инвалидов в общество это редкое исключение,
экспериментальная практика
отдельных инициативных групп, которую нельзя распространить на все
государство.
Несмотря на в целом тяжелую картину состояния сферы социальной
защиты инвалидов в России, появились новые обнадеживающие тенденции в
этой области,
позволяющие говорить о том, что ситуация не находится в тупике. Прежде
всего, это активные действия общественных организаций, защищающих права
инвалидов,
и их сотрудничество с органами исполнительной власти (особенно в свете
решений прошедшего в Санкт-Петербурге саммита стран Большой Восьмерки по
поводу
внедрения интегративного подхода в образовании). Это изменение отношения
к своему положению самих инвалидов и членов их семей, которые осознали,
что возможности
людей с ограниченными возможностями здоровья гораздо шире, чем те,
которые им на настоящий момент доступны. Это появление прогрессивно
настроенной части
интеллектуальной элиты, продвигающей идеи общества равных возможностей,
которая уже перешла от формулы они такие же, как мы к формуле мы
такие же, как
они. Наконец, это те пока немногочисленные публикации в СМИ, в которых
проблемы социальной защиты инвалидов рассматриваются на хорошем
качественном уровне
с учетом международного опыта и прогрессивных этических норм
демократического общества.

2. Актуальная проблематика

Безбарьерная среда

Одной из основополагающих проблем в построении общества равных
возможностей является создание доступной среды для свободного
передвижения инвалидов,
а в более широком смысле и их беспрепятственной коммуникации (т.е.
возможности получать информацию и общаться с другими гражданами).
Бедственное положение с доступностью инфраструктуры любого
населенного пункта в России для передвижения инвалидов очевидно. В
Федеральном Законе О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации обеспечение
беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам социальной,
транспортной и инженерной
инфраструктуры продекларировано, однако реализуется лишь в единичных
случаях. Даже в столице и региональных центрах островки доступности -
пока единичные
примеры. В Москве такими являются, например, Манежная площадь, Поклонная
гора. В основном же ни инвалид на коляске, ни инвалид по зрению или
слуху не может
самостоятельно передвигаться на улицах наших городов.
Недоступными являются практически все публичные учреждения от
Государственной думы до поликлиники или магазина. Недавно в Думе прошло
первое совместное
заседание международных комитетов нижних палат парламентов России и США.
Американский парламентарий Генри Хайт приехал в инвалидном кресле, чем
обескуражил
всю Думу, потому что ее здание абсолютно не приспособлено для человека
на коляске - нет ни пандусов, ни лифтов, ни специальных туалетов. В
положении американского
парламентария ежедневно находятся все российские инвалиды, рискнувшие
передвигаться по улицам или отправиться в любое общественное заведение:
медицинское
учреждение, пункт торговли, объекты культуры. Недоступна большая часть
театров, концертных и выставочных залов. В кинотеатры инвалиды на
колясках заезжают
с черного хода и то только потому, что по технике безопасности выход из
зала делается вровень с землей. Инвалиды не могут попасть в церковь
далеко не
все храмы с крутыми лестницами оснащены перилами.
Непреодолимыми препятствиями становятся для инвалидов бордюры,
лестницы, переходы, не оборудованные пандусами и перилами. Перекрестки,
оборудованные
"звуковыми светофорами" для слепых, по всей России можно пересчитать по
пальцам.
Наконец, для инвалидов не приспособлены дома и квартиры, в которых
они живут. Большая часть населения, в том числе инвалиды с проблемами
передвижения,
живет в 4-5-этажных домах без лифтов, а в крупных городах в 9-этажных
домах с обычными, не грузовыми лифтами. Грузовые лифты, удобные для
колясок, имеются
только в 16- и 22-этажных домах. В узких подъездах всех перечисленных
типов домов расположены ступени, часто без перил, которые служат
непреодолимой преградой
для колясочников.
Отдельная речь о транспорте, который также недоступен для инвалидов
будь то железная дорога, воздушное сообщение или городской
общественный транспорт.
Низкие платформы вокзалов, высокие ступени, узкие двери и неудобно
расположенные поручни троллейбусов и автобусов практически не позволяют
пользоваться
транспортом колясочникам и затрудняют пользование для других инвалидов.
Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно,
лишены туалетов
для инвалидов или хотя бы широких кабин в общих туалетах. В Московском
аэропорте "Внуково", через который на южные курорты ежегодно
отправляются сотни
инвалидов на колясках, медицинский пункт расположен в подвале, куда
ведет крутая лестница. В международном аэропорте "Шереметьево-2" много
лет не функционирует
эскалатор, и тяжелых в прямом и переносном смысле инвалидов носильщики
поднимают на руках.
Мы устали слушать радостные рапорты чиновников о том, что за
истёкший год было построено ещё десять пандусов, установлены дублирующее
звуковое сопровождение
светофоров на шести перекрёстках и на одном из маршрутов стало ходить
ещё три автобуса с подъёмниками. Такими темпами доступность окружающей
среды для
инвалидов будет обеспечена в лучшем случае лет через сто, - пишет в
своей статье руководитель проектов РООИ Перспектива Михаил Новиков.
Точечные меры,
действительно, не могут повлиять не только на решение, но даже видимое
улучшение ситуации. Например, в Москве соорудили подъемник для инвалидов
на станции
метро Алтуфьевская (поблизости расположен реабилитационный центр для
детей-инвалидов). Но вот только куда может оттуда поехать инвалид, если
ни на одной
другой станции таким подъемником он воспользоваться не может сделать
круг и вернуться? Ситуация такого же рода - когда на подступах к зданию,
оборудованного
пандусом, перилами, существует столько преград, что до этих удобств
инвалиду просто не добраться.
Общественные организации, настаивающие на скорейшем обеспечении
доступности окружающей среды для инвалидов, отвергают возражения
чиновников о том,
что это просто невозможно сделать масштабно и в достаточно небольшие
сроки. Они приводят в качестве примера восточноевропейские страны,
которые имели аналогичные
с Россией проблемы в этой области. Но сейчас, например, в Польше
практически везде создана доступная инфраструктура и обеспечено
беспрепятственное передвижение
инвалидов на общественном транспорте. Всё дело в соответствующей воле
власти и определении приоритетов государственной политики, считают они.
О пассивности госструктур в решении этой проблемы говорит и
практика (вернее, ее отсутствие) применения законов, регламентирующих
нормы доступности
для инвалидов при строительстве новых или реконструкции существующих
объектов. Их выполнение фактически не отслеживается, пока ни чиновники,
ни бизнесмены
не были призваны к ответу за несоблюдение этих норм. Хотя подавляющее
количество зданий, как государственных, так и частных, возводятся и
реконструируются
с явными нарушениями Федерального Закона О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации и Градостроительного Кодекса РФ. При замене
дорожного полотна
бордюрные камни не только не снижаются, но, наоборот, становятся ещё
выше. Притом, что государство само не отслеживает выполнение законов в
отношении обеспечения
доступности инфраструктуры для инвалидов, к настоящему моменту
практически устранен и общественный контроль. С 1 января 2005 года
нормами Федерального
Закона 122 отменено положение ФЗ О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации об обязательном участии представителей
общественных объединений
инвалидов в приёме к эксплуатации новых и реконструируемых зданий.
Другим важным вопросом в обеспечении безбарьерной среды для
инвалидов является обеспечение свободной коммуникации для некоторых
категорий людей с инвалидностью.
Прежде всего, это касается инвалидов по слуху и зрению. До сих пор
только незначительная часть телевизионных программ идёт с субтитрами для
слабослышащих
граждан; жестовый язык и шрифт по Брайлю не используются в обычной
практике государственных учреждений и всех организаций культурного и
бытового назначения;
на улицах и в общественном транспорте крайне редко используются
вспомогательные информационные ресурсы - рельефные направляющие,
сопровождение текстовой
информации звуком и т.д.

Обеспечение права на образование

Вопросы образования являются ключевыми в дальнейшей жизни человека
с инвалидностью. Это влияет и на возможность его дальнейшего
трудоустройства, и
на полноценную интеграцию в общество. Причём значение имеет не только
качество полученного образования, но и его форма.
Во времена Советского Союза у инвалидов не было никакой возможности
обучаться рядом со своими сверстниками без инвалидности. Развивалась
только система
образования детей-инвалидов в интернатах или на дому. К сожалению,
нынешнее положение детей с инвалидностью не слишком изменилось к
лучшему.
Конституция РФ предоставляет право на образование каждому, не
останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует
концепции интегрированного
образования, заложенной в качестве приоритета в Стандартные правила
обеспечения равных возможностей для инвалидов, которые были утверждены
ООН в 1993
году. Эта концепция предусматривает, что инвалид по возможности должен
оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период
обучения формируется
ментальная и социальная позиция человека. И в законе О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации, и в законе Об образовании
обозначены гарантии
детям с инвалидностью, в том числе с задержкой психического развития, по
адаптации системы образования под их потребности (физическая
инвалидность, в силу
которой ребенок, например, не может наравне с другими детьми продуктивно
заниматься на протяжении 5-6 часов, требует особого, гибкого графика;
из-за отставания
в развитии необходима корректировка учебных программ и т.д.). Однако
практика далека от норм законодательства.
И по сей день свое первое образование инвалиды получают на дому или
в коррекционных школах, которые поделены на 8 видов в зависимости от
вида и степени
физических и/или ментальных ограничений инвалида, а некоторые не
обучаются вовсе. По некоторым данным, число детей с инвалидностью,
которые не получают
образование, доходит до 40% от общего количества детей-инвалидов в нашей
стране. Следует отметить, что подавляющее количество этих детей имеют
отклонения
в психическом развитии, и для них до сих пор не созданы специальные
обучающие программы, учитывающие индивидуальные особенности каждого
ребёнка. В государственных
интернатах системы социальной защиты образовательные услуги для подобных
детей просто отсутствуют. При этом очень часто в число тех, кому
поставлен диагноз
умственной отсталости в разных формах, попадают инвалиды совсем с
другими физическими недостатками: опорники, ампутанты, незрячие.
Дети с физическими ограничениями в большинстве случаев также не
имеют возможности учиться в общеобразовательных школах. Для детей с
нарушением опорно-двигательного
аппарата препятствием является архитектурная недоступность наших школ,
причём строительство таких школ продолжается до сих пор, несмотря на
нормы Федерального
Закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и
Градостроительного Кодекса РФ. Инвалиды с нарушением слуха и зрения
также не имеют доступа
к образовательному процессу из-за того, что в общеобразовательных школах
абсолютно не используются современные технологии, язык Брайля и
сурдоперевод.
После коррекционной школы, равно как и после домашнего обучения,
шансы детей-инвалидов войти во взрослое общество его полноценными
членами невелики.
И потому, что они были лишены общения со здоровым обществом, и потому,
что обитали в тепличной домашней атмосфере, понятия не имея, как себя
обеспечить
самим, и потому, что не получили достаточных знаний для того, чтобы
стать специалистом какой-то востребованной обществом профессии.
После получения свидетельства об окончании 9-ти или 11-ти классов
школы (тем, кто учился дома, надо сдавать экзамены в школе) инвалиды
могут поступать
в специализированные средние и средние профессиональные учебные
заведения. Теоретически могут поступать, конечно, в любые, но
практически это осуществить
сложно, если только у колледжа, профучилища или института не существует
квот на прием инвалидов. Инвалидам 1-й и 2-й групп Федеральный Закон Об
образовании
предоставляет право внеконкурсного поступления в вузы.
Студентов-инвалидов в высших учебных заведениях с принятием этого закона
не стало больше, поскольку
на пути к аудиториям, лабораториям, спортивным залам оказались все те же
лестницы, неработающие или не приспособленные для инвалидных колясок
лифты и другие
барьеры.
Сегодня в решении проблемы образования инвалидов наметились первые
серьезные сдвиги. Идеи и концепция интегрированного, инклюзивного
образования обсуждается
в России, наконец, на высоком уровне прежде всего, стараниями
общественных организаций и международного сообщества. Хотя на
государственном уровне конкретных
шагов пока не предпринимается, в ряде регионов РФ идут эксперименты по
совместному обучению здоровых детей и детей-инвалидов в
общеобразовательных школах.
При этом вокруг возможности повсеместного введения инклюзивного
образования ведутся горячие споры как среди экспертов, чиновников, так
и в обществе в
целом. (Подробнее этот вопрос мы рассматривали в модуле Образование -
см. раздел Инклюзивное образование).

Обеспечение права на труд

Для человека с инвалидностью обеспечение права на труд означает, в
первую очередь, отсутствие дискриминации при устройстве на работу и в
процессе трудовой
деятельности.
Во времена Советского Союза именно трудоспособность являлась
единственным критерием установления инвалидности. Существовали
врачебнотрудовые экспертные
комиссии (ВТЭК), которые на основе медицинских факторов определяли
степень потери возможности к трудовой деятельности и, в зависимости от
этого, устанавливалась
группа инвалидности. О необходимости профессиональной интеграции этих
инвалидов вопрос не ставился, и весь комплекс социальных мер
ограничивался материальной
помощью и льготами со стороны государства. Единственной государственной
программой по созданию рабочих мест для людей с ограниченными
возможностями здоровья
было создание специализированных предприятий, где инвалиды в
изолированных условиях могли заниматься неквалифицированным трудом
(клеить коробки, собирать
розетки и т.д.). Изменилось ли что-нибудь сегодня?
В Федеральный Закон О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации были заложены механизмы решения этой проблемы. Впервые
инвалидность стала
классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим
факторам ограничения жизнедеятельности. Была введена система
квотирования рабочих
мест для инвалидов, применены понятия специальные рабочие места для
инвалидов и специальные условия труда для инвалидов.
К сожалению, и в этом сегменте социальной защиты инвалидов практика
оказалась далека от прогрессивного законодательства. Основными
проблемами стало
отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных
специалистов, способных решать эти проблемы. Поэтому и на сегодняшний
день в России
имеют работу не более 10% инвалидов.
Для инвалида есть несколько путей устройства на работу. Прежде
всего, это работа на производственных предприятиях при общероссийских
организациях инвалидов
(Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих,
Всероссийского общества слепых), а также в системе специализированных
предприятий,
использующих труд инвалидов. На таких предприятиях инвалидам предлагают
в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как
сборка ламповых
патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п. Другой
способ найти работу для инвалида встать на учет в центре занятости
населения
по месту жительства. На практике это почти всегда означает все тот же
низкоквалифицированный, малооплачиваемый труд. Работодатели, как
правило, указывают
ряд рабочих мест специально для инвалидов т.е. даже в случае наличия
высшего образования, имеющейся высокой квалификации инвалидам за редким
исключением
не приходится конкурировать за рабочее место со здоровыми гражданами.
Искать работу самостоятельно под силу только тем инвалидам, которые не
только получили
хорошее образование, но и навыки социализации, общения - умеют
проходить собеседование, убеждая работодателей в своей профпригодности,
писать резюме,
работать в коллективе с коллегами без ограничения возможностей здоровья.
Всему этому не учат в существующей системе специального образования для
инвалидов.
По мнению инвалидов и организаций, представляющих их интересы, в
последние 2-3 года ситуация с трудоустройством инвалидов осложнилась с
принятием новых
законодательных актов.
Прежде всего, негативным фактором в этом отношении стал перевод
государственных социальных выплат (пенсии и компенсаций за отменённые
льготы) в зависимость
от нового критерия инвалидности степеней ограничения способности к
трудовой деятельности. Представители НКО уверены, что таким образом
государство практически
лишило инвалидов стимула к труду. Разница в размере выплат между разными
степенями получилась весьма значительной (доходит до 1500 рублей) и,
конечно,
большинство инвалидов предпочтут добиваться третьей степени и иметь
более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность
трудоустройства.
При этом, по свидетельству организаций, защищающих права инвалидов, с
переводом службы медико-социальной экспертизы под единое федеральное
управление повсеместно
стали занижать степени ограничения способности к трудовой деятельности,
а соответственно уменьшать размер пенсии и компенсаций за отменённые
льготы. Бывали
и такие случаи, что инвалида, который имел работу, при очередном
освидетельствовании вообще снимали степень ограничения способности к
трудовой деятельности
и практически полностью снимали с государственной поддержки.
Еще одно законодательное изменение коснулось системы квотирования
рабочих мест для инвалидов. Эта система и до изменений была не слишком
развита
законы о квотировании рабочих мест приняты менее, чем в половине
субъектов РФ. Федеральным Законом 122 были утверждены положения,
согласно которым малый
бизнес фактически вывели из-под действия норм квотирования рабочих мест
для инвалидов (ранее предоставлять определенное количество рабочих мест
для инвалидов
были обязаны все организации, имеющие численность сотрудников более 30
человек, а согласно новому закону этот ценз увеличен до 100 человек).
Также были
отменены обязательные платежи со стороны работодателя за каждого
нетрудоустроенного в счёт квоты человека с инвалидностью. Получилось,
что в регионах,
где до этого действовала система квотирования, количество
зарезервированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов резко
сократилось, плюс к этому
местные власти лишились возможности создавать специальные рабочие места
для инвалидов за счёт ранее собираемых денежных средств от
работодателей.
Самым эффективным в практике реализации принципа квотирования
рабочих мест признан опыт Москвы, в которой давно Закон о квотировании
рабочих мест был
принят еще в 1998 году. Согласно закону до принятия ФЗ 122 -
действовала система административной ответственности за неисполнение
условий квотирования
рабочих мест для инвалидов. За каждое незаполненное рабочее место
работодатель перечислял сумму, равную минимальному прожиточному уровню
по г. Москве.
Эти деньги аккумулировались в фонде квотирования рабочих мест для
инвалидов и могли расходоваться только целевым назначением на создание
специализированных
рабочих мест. Происходит это через проведение конкурсов среди
работодателей, которые могут безвозмездно получить солидные финансовые
средства для приобретения
оборудования на обустройство условий труда сотрудникам с инвалидностью.
После признания судом положения московского закона об административной
ответственности
работодателей недействительными в связи с вступлением в силу ФЗ 122,
были приняты трехсторонние соглашения на 2006 и 2007 годы между
Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями
промышленников и предпринимателей (работодателей). Согласно этим
соглашениям, в целях
сохранения в городе системы создания дополнительных рабочих мест для
инвалидов и молодежи предусматривается, что работодатель вправе
добровольно ежемесячно
вносить в целевой бюджетный фонд квотирования компенсационную стоимость
квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для
трудоспособного
населения в городе. Это позволило сохранить фонд квотирования и
продолжить работу по созданию рабочих мест. В 2004 году сумма
поступлений в фонд составила
895 млн. руб., а в 2005 и 2006 годах соответственно 1,6 млрд. руб. и 1,5
млрд. руб.
Отношение работодателей к практике реализации системы квотирования
рабочих мест далеко не однозначно. В этой области существует много
проблем, связанных
как с необходимостью обустройства специализированных рабочих мест, так и
с общим отношением к инвалиду как априори не способному выполнять свои
служебные
обязанности работнику, а также отсутствием реальных стимулов к принятию
на работу инвалидов. Сегодня обсуждаются условия заинтересованности
работодателей
в труде инвалидов. Создание таких условий возможно как через
установление в законодательстве определённых обязательств или льгот для
организаций, трудоустраивающих
инвалидов, так и посредством создания позитивного климата в обществе в
отношении тех компаний, которые берут к себе на работу лиц с
инвалидностью.
Ориентация государственной политики по занятости инвалидов
достаточно острый и неоднозначный момент. В отношении использования
законодательства для
стимулирования работодателей по приёму на работу инвалидов известны два
пути. Кроме принятия законов, устанавливающих системы квот рабочих мест
для инвалидов
(Россия в этом отношении идет по пути Западной Европы), это могут быть
законы, запрещающие дискриминацию лиц с инвалидностью при приёме на
работу (характерные
примеры - США и Великобритания). В этом случае инвалиды оцениваются на
рынке труда исключительно с позиций профессионализма. Если российский
закон фактически
вынуждает работодателя принимать на работу инвалидов, то американский
Акт о правах инвалидов (ключевой документ американской системы
социальной защиты
этой категории граждан) указывает, что инвалид должен на равных
основаниях конкурировать со здоровым претендентом на рабочее место. В
случае найма работодатель
обязан лишь обеспечить надлежащие условия для того, чтобы он мог
выполнять свои профессиональные обязанности. Инвалид приучается к мысли,
что он может
и должен быть полезен обществу, получая стимул учиться и приобретать
конкурентоспособную специальность.
С одной стороны, для российского инвалида в настоящей ситуации
система квотирования рабочих мест одна из немногих реальных
возможностей устроиться
на работу. С другой стороны, вся система государственная система
соцзащиты инвалидов, в том числе и в сфере занятости, прямо или косвенно
способствует
культивированию иждивенческих позиций у инвалида. Некоторым инвалидам
постановка на учет в отделах занятости просто экономически невыгодна.
При этом инвалид
лишается городской надбавки к пенсии и начинает получать пособие по
безработице. Проблема заключается в том, что иногда это пособие
оказывается меньше,
чем надбавка к пенсии или превосходит ее лишь незначительно, из-за чего
многие инвалиды просто не встают на учет.
Поэтому одна из основополагающих проблем в сфере трудоустройства
инвалидов мотивированность самих инвалидов к поиску работы. Существует
большое количество
объективных причин для формирования у лиц с ограниченными возможностями
здоровья иждивенческих позиций. Многие инвалиды сидят дома и даже не
думают о том,
чтобы пойти работать. Для этого у них не хватает ни образования, ни
навыков коммуникации, ни элементарного знания своих прав, ни уверенности
в том, что
они найдут достойную работу даже при наличии образования и знаний.
Весьма туманным перспективам оказаться востребованным на своем рабочем
месте инвалиды
предпочитают государственное обеспечение пенсиями и пособиями. Пока
общество не станет к инвалидам по-настоящему толерантным, не признает их
полноценными
гражданами, что найдет адекватное отражение в государственной политике,
изменение этой ситуации кажется мало осуществимым.

Обозначив основные актуальные проблемы в сфере социальной защиты
инвалидов доступность среды, образование и трудоустройство, - вкратце
перечислим
еще несколько. Их частично можно рассматривать в рамках трех названных
проблем.

Реабилитация инвалидов

Проблема заключается в адекватном потребностями инвалидов
обеспечении возможности беспрепятственного получения реабилитационных
услуг и технических
средств реабилитации. По мнению инвалидов и общественных организаций,
возможность получения реабилитационных услуг после вступления в силу
Федерального
Закона 122 значительно осложнилась. Оказание реабилитационный услуг
перешло под контроль федеральной власти, а региональные потеряли
возможность устанавливать
дополнительный объём реабилитационных услуг и средств реабилитации сверх
закреплённых в федеральном перечне. Самые большие потери в объёме
реабилитационных
услуг в связи с введением в действие ФЗ 122 заключаются в отказе
федеральных структур финансировать предоставление инвалидам транспортных
средств и зубопротезирования.
Эти услуги были приравнены к льготам и, в том числе за них человеку с
инвалидностью полагается компенсация в размере от 500 до 1400 рублей в
месяц (без
учёта вычета на социальный пакет). Нетрудно посчитать стоимость этих
услуг и сравнить с размером компенсации. Фонд социального страхования
(ФСС), к которому
перешли обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением (ранее этим занимались
региональные управления
социальной защиты населения), по свидетельству инвалидов, при закупке
технических средств и путёвок в санатории приобретает по возможности
самые дешевые
о качестве речи не идет. Кроме того, если ранее получение той же
инвалидной коляски, трости, костылей или путёвки в санаторий было
возможно просто по
назначению врача, то теперь их предоставляют исключительно в
соответствии с записью в Индивидуальной программе реабилитации (ИПР).
Так как из-за перевода
льгот из натуральной формы в денежную количество обращений граждан за
установлением инвалидности резко возросло, очередь на очередное или
первичное освидетельствование
на инвалидность во многих регионах растянулось на несколько месяцев.

Система стационарных учреждений для содержания инвалидов

Инвалиды, находящиеся в интернатах и в медицинских стационарных
учреждениях, являются наиболее уязвимой группой этой категории граждан.
Их гражданские
права нарушаются практически постоянно. Они не имеют возможности
свободно передвигаться, учиться и работать, находятся в постоянной
изоляции от всех аспектов
общественной жизни. Ряд специалистов, общественные организации выступают
за расформирование этих учреждений (как это произошло в ведущих
зарубежных странах),
а высвободившееся финансирование предлагают направить на создание
вспомогательных служб и оплату персональных помощников для инвалидов.
Это выгодно как
людям с инвалидностью, которые таким образом обретут независимость и
возможность жить без отрыва от общества, а государству, которое снимет с
иждивения
значительное число граждан.

Диагностика инвалидности

Несмотря на регулярное проведение диспансеризации грудных детей и
детей младшего возраста, при стандартном обследовании нередко упускаются
из виду
особенности развития и поведения ребенка. Медицинские осмотры у
специалистов проводятся регулярно, однако комплексный осмотр с участием
многопрофильной
группы медиков до сих пор отсутствует. После постановки первоначального
диагноза в отношении инвалидности, он редко меняется. Это особенно
касается детей,
которых считают необучаемыми и направляют в интернатные учреждения.

Источники:

Индолев Л.Н. Доступность жилища, социальной инфраструктуры и среды
обитания инвалидов в России http://www.perspektiva-inva.ru/index.php?id=263

Котов В. Трудоустройство инвалидов в Москве: оценка ситуации и
перспективы

Новиков М. Государственная социальная политика по отношению к вопросам
инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id=454
Образование и занятость инвалидов. К обществу без барьеров.
Информационно-аналитический бюллетень АСИ

Профессиональная интеграция людей с инвалидностью в Российской Федерации
- опыт Региональной общественной организации инвалидов Перспектива http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id=444

Публикации РООИ "Перспектива" по вопросам трудоустройства инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/?143

3. Статистика

По данным ООН, инвалиды составляют порядка 10% населения нашей планеты,
и их число продолжает расти.

Сегодня в России более 13 миллионов инвалидов, то есть 9% населения. И
этот показатель на протяжении ряда последних лет имеет устойчивую
тенденцию к росту,
приближаясь к общемировому.

В России ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в
том числе более 1 миллиона человек - впервые.

За последние 10 лет свыше 120 тысяч человек стали инвалидами вследствие
боевых действий и военной травмы.

По разным оценкам, от 10 до 15% инвалидов трудоспособного возраста в
России вовлечено в профессиональную деятельность. Для сравнения - в США
трудоустроены
35% инвалидов трудоспособного возраста, в Китае - около 80%.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации созданы
более 220 реабилитационных центров для инвалидов и свыше 300 центров
реабилитации
детей-инвалидов. При центрах социальной помощи семье и детям и в детских
домах-интернатах действуют 296 отделений реабилитации детей-инвалидов,
при центрах
социального обслуживания свыше 700 социально-реабилитационных
отделений для инвалидов молодого и пожилого возраста.

По данным органов социальной защиты населения, число инвалидов,
проживающих в Москве, составляет сегодня 1,2 млн. человек, из которых в
трудоспособном возрасте
находится 230 тыс. человек. В рамках установленных квот на предприятиях
города в 2004 году трудилось 38 тыс. инвалидов, а в 2005 и 2006 годах -
33 и 32
тыс. человек.

4. Законодательство

Международное законодательство

Декларация ООН о правах инвалидов

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах умственно отсталых лиц

Всемирная декларация об образовании для всех | Джонтьен, 1990 г.

Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов

Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями

Замечания общего порядка, принятые Комитетом ООН по экономическим,
социальным и культурным правам

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов

Принципы защиты психически больных лиц и улучшение психиатрической
помощи

Рекомендация Комитета министров государствам-членам о последовательной
политике в отношении инвалидов

Конвенция 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов

Принципы защиты психически больных лиц и улучшение психиатрической
помощи

См. перечисленные документы на сайте РООИ Перспектива

http://pravo.perspektiva-inva.ru/?96

В декабре 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о
правах инвалидов. Конвенция содержит 50 статей, направленных на защиту и
поощрение прав
инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их
права на работу, здравоохранение, образование и полное участие в жизни
общества,
доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации
и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности и
т.д.

Полный текст Конвенции

http://pravo.perspektiva-inva.ru/files/archive_zakonov/disabilitiesconvrus-g.zip

Федеральное законодательство

http://pravo.perspektiva-inva.ru/?72
http://www.invalid.ru/laws/law1.htm

Закон о социальной защите инвалидов от 24 Ноября 1995 года N 181-ФЗ

http://pravo.perspektiva-inva.ru/index.php?id=76

4. Предпринимаемые меры

Государственные

Российское государство традиционно относится к инвалидам как к
особой группе граждан, нуждающихся в социальной защите.

См. Общественное призрение инвалидов в дореволюционной России

Сегодня кроме мер, предпринимаемых в рамках основного регламентирующего
закона О социальной защите инвалидов в РФ (подробнее об этом в отчете
Минздравсоцразвития
ссылка в конце раздела), действуют ряд государственных целевых
программ, направленных на социальную защиту инвалидов. В ходе
федеральной целевой программы
Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы планируется создать
новые корпуса санаториев, профессиональных учебных заведений,
реабилитационных центров
для людей с ограниченными возможностями. Также в рамках программы
разрабатываются и апробируются новые технологии медицинской, социальной
и профессиональной
реабилитации, формируются базовые модели реабилитационных учреждений,
которые затем должны получить распространение по всей стране. С 1991
года в рамках
федеральной программы Дети России реализуется самостоятельная
программа Дети-инвалиды, выполнение которой позволило создать не
имевшуюся ранее в России
сеть реабилитационных учреждений, разработать технические средства
реабилитации нового поколения, разработать научно-методические основы
реабилитационной
деятельности, обучить персонал реабилитационных центров.

Прямые расходы федерального бюджета на решение проблем людей с
ограниченными возможностями ежегодно растут. Если в 2005 году на эти
цели предусматривались
средства в объеме 152,3 млрд. рублей, то в 2006 году 177,6 млрд.
рублей. Если же учитывать все виды расходов федерального бюджета на
данные цели, включая
ежемесячные денежные выплаты, то они составляют свыше 400 млрд. рублей.
В среднем годовой объем прямых расходов федерального бюджета в расчете
на одного
инвалида (без пенсий и компенсационных выплат) вырос с 1741 рубля в 2001
году до 13,7 тыс. рублей в 2006 году, т.е. почти в 8 раз. Планируется
значительный
рост соответствующих расходов и в 2007 году.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные
программы социальной поддержки населения, в рамках которых предусмотрены
меры в отношении
инвалидов. В каждом третьем субъекте реализуется целевая программа
социальной поддержки и реабилитации инвалидов. Приоритетными
направлениями реабилитации
и социальной поддержки инвалидов в рамках этих программ является
создание новых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, развитие
инфраструктуры социальных
служб реабилитации инвалидов, формирование доступной среды их
жизнедеятельности и поддержку социальных программ общественных
организаций инвалидов.

Большинство органов государственной власти субъектов Российской
Федерации реализуют предоставленное им право устанавливать для
организаций, численность
работников которых составляет более 100 человек, квоту по приему на
работу инвалидов...

Источник:

Информация об основных направлениях социальной защиты инвалидов в
Российской Федерации (официальный сайт Министерства здравоохранения и
социального развития
РФ)

http://www.mzsrrf.ru/analit_inform/546.html

Общественные

Общественные организации, защищающие права и интересы инвалидов (это
не только организации, объединяющие инвалидов, но и другие НКО
правозащитные,
молодежные, по вопросам образования) сегодня действуют во всех
направлениях социальной защиты, включая материальную поддержку,
реабилитацию, обеспечение
базовых прав на образование, трудоустройство, свободу передвижения. В
существующих условиях, когда государственные меры как минимум
недостаточны, а чаще
просто неэффективны для решения проблем людей с инвалидностью,
деятельность НКО часто становится единственной возможностью разрешить
эти проблемы. Это
не только установка в конкретном городе в конкретном месте пандуса, сбор
благотворительной помощи для семей с инвалидами в одном из районов
области, но
и гораздо более масштабные и по сути своей государственной важности
проекты: разработка и апробирование моделей реабилитации и интеграции
инвалидов в общество,
внедрение форм инклюзивного образования, разработка образовательных
программ для людей с различными ограничениями здоровья, организация
систем трудоустройства
инвалидов в регионе. Одно из направлений деятельности НКО экспертиза и
лоббирование законодательства с целью принятия или изменения нормативных
актов,
которые могут повлиять на улучшение положение инвалидов в России. НКО,
представляющие интересы инвалидов, входят в общественные советы при
органах власти,
вступают в партнерские отношения с местными властями для осуществления
своих инициатив. Общественные организации также действуют в тех
областях, в которых
просто не существует государственных программ например, осуществляя
медицинскую и реабилитационную помощь инвалидам со специфическими
заболеваниями (муковисцидоз
и др.), обучение необучаемых (тех, кого признали необучаемыми) и т.п.
Наконец, именно общественные организации вносят на настоящий момент
самый большой
вклад в воспитание культуры толерантности в обществе, пропагандируя
общечеловеческие ценности гуманного отношения к людям с инвалидностью,
предполагающие
восприятие их как полноценных граждан.

Особое место среди НКО занимают такие широко известные
общероссийские общественные организации инвалидов, как Всероссийское
общество инвалидов (ВОИ),
Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих
(ВОГ). Их история насчитывает более 80-ти лет. Они были созданы еще
советским правительством
(например, ВОГ был создан в 1926 году) и их деятельность
распространялась на все республики СССР. Сегодня это некоммерческие
структуры, действующие на
территории России, которым в наследство от советских времен осталась
разветвленная структура местных отделений, а также производственные
предприятия, органы
печати и главное особое лояльное отношение властей, зачастую
рассматривающих их как часть государственной системы социальной защиты.

Общественные инициативы в области социальной защиты инвалидов
осуществляются в России на различных уровнях федеральном,
региональном, местном. Субъектами
деятельности могут быть как отдельные НКО (не только российские, но и
международные), так и коалиции общественных организаций, в которых в
качестве партнеров
могут участвовать и государственные организации.

Один из последних примеров проектов, осуществляемых международной
коалицией НКО, - Разработка социальных инновационных подходов для
подготовки молодых
людей с серьёзными умственными и психофизическими нарушениями к
автономной жизни (TACIS/IBPP). Его осуществляют три российские НКО
(Центр лечебной педагогики
(Москва), Фонд поддержки инвалидов (Псков), Ассоциация родителей
детей-инвалидов Свет (Владимир) и французская неправительственная
организация Handicap
International (Андикап Энтернасьональ). Цель проекта заключается в
разработке инновационных социальных и юридических подходов с целью
подготовки молодых
людей с серьёзными умственными и психофизическими нарушениями к
автономной жизни с учётом их пожеланий и соблюдением их достоинства. В
рамках проекта было
создано три экспериментальные площадки в Москве, Владимире и Пскове с
необходимым обучающим и методологическим оснащением, на которых в
настоящий момент
осуществляется обучение молодых людей с инвалидностью навыкам
самостоятельной жизни.

Сайт проекта
http://www.integration-project.ru/index.php

Российские общественные организации федерального уровня, как правило,
ведут свою деятельность по нескольким или всем базовым направлениям
соцзащиты инвалидов
или группы инвалидов (по форме ограничения здоровья).

Например, Региональная общественная организация инвалидов
Перспектива (создана в 1997 году на базе Всемирного Института по
проблемам инвалидности)
за 10 лет своей работы осуществила более 50 проектов, направленных на
изменение общественного мнения по отношению к людям с инвалидностью;
активизацию
молодых инвалидов; защиту прав инвалидов на образование; создание
доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Перспектива
создала Агентство
по трудоустройству инвалидов (отчет о деятельности Агентства за 2006 год http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?479),
под эгидой Перспективы создана Национальная коалиция российских
организаций инвалидов За образование для всех http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?136.
Одна из самых интересных инициатив Перспективы - организация
Международного кинофестиваля по проблемам инвалидов Кино без барьеров,
целью которого является
привлечение внимания общества к проблемам, с которыми сталкиваются
инвалиды, показать их богатый потенциал и разнообразие их жизни. После
проведения фестиваля
в Москве его лучшие фильмы тиражируются и показываются по России и в
странах СНГ. На Третьем фестивале, прошедшем в 2006 году, было
представлено около
100 фильмов из 20 стран мира.

Сайт фестиваля
http://festival.perspektiva-inva.ru/

Целью другой известной общероссийской НКО - Ассоциации Даун Синдром
(общество родителей детей и взрослых инвалидов с синдромом Дауна создано
в марте 1993
года в Москве) является обеспечение выживания и развития лиц с особыми
потребностями в образовании (прежде всего с синдромом Дауна), содействие
их интеграции
в общество. В настоящее время организация представляет и поддерживает
310 семей Москвы и Московской области, около 280 семей из 60 других
регионов России
и около 30 семей из стран бывшего СССР. При поддержке Ассоциации было
создано свыше 40 групп родителей в различных регионах России.

Ассоциация Даун Синдром оказывает юридическую, информационную и
психологическую помощь родителям детей-инвалидов и специалистам России и
СНГ; проводит
творческую реабилитацию инвалидов с детства средствами прикладного
искусства, музыкальных занятий и сценического танца (программы
Атр-Центр), средствами
театра (Театр Простодушных); спортивную реабилитацию (тренировки и
соревнования в рамках Специальных Олимпийских игр); оказывает социальную
поддержку семьям
инвалидов с детства; осуществляет другую деятельность, в том числе по
содействию реформированию специализированных учреждений органов
социальной защиты
для инвалидов.

Сайт организации
http://www.mdrr.org.ru/RusContent.htm

Межрегиональная общественная организация инвалидов Пилигрим создала
сеть бесплатных досуговых центров (клубов) для детей, имеющих
инвалидность (
http://www.pilig.ru/).

Во всех регионах РФ действуют общественные организации,
объединяющие инвалидов (не зря инвалидов называют самым большим
меньшинством). Они работают
как над решением отдельных конкретных проблем своих подопечных, так и
содействуют разрешению базовых проблем в области социальной защиты
инвалидов. Например,
направлениями их деятельности могут быть проведение консультаций для
инвалидов по социальным и правовым вопросам; содействие в получении
образования детей-
инвалидов и молодых инвалидов; организация досуга инвалидов; организация
летнего отдыха семей с детьми-инвалидами; помощь в обеспечении
лекарственными
средствами, продуктами, лечения; или же создание положительного имиджа
инвалида в обществе; содействие решению проблемы доступной среды для
инвалидов и
т.п.

Организации инвалидов и для инвалидов информация РООИ Перспектива http://www.perspektiva-inva.ru/?130

Общественные информационные ресурсы по проблемам инвалидности

Информационное агентство INVAK.INFO

http://invak.info/

Крупнейший информационный ресурс по инвалидной тематике на территории
России, Украины, и других стран СНГ.

Агентство создано в 2005 году на базе Благотворительного фонда AIK. На
портале публикуются свежие новости о событиях, акциях и мероприятиях в
сфере общественного
движения за права инвалидов, информация об инвалидных организациях,
последних конкурсах, грантах, различных способах реабилитации, база
данных нормативных
документов, библиотека и специальные компьютерные программы. На портале
также можно разместить своё резюме, вакансию, добавить анкету в службу
знакомств
и обсудить интересующую тему на форуме.

Проект "Инвалиды в России: откровенный разговор"

http://dialogenew.narod.ru/

Задача проекта - установление связей между людьми, физические
возможности которых ограничены, и между структурами, их объединяющими
(общества инвалидов
и др). Цель проекта заключается в выяснении, на основе установленных
связей, наиболее типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться
инвалидам в
Российской Федерации, и, что самое главное, в выявлении реакции местных,
региональных и федеральных органов власти на обращения к ним за помощью
в решении
этих проблем. Собранная информация будет системно классифицирована и
послужит основой для составления текстов обращений к государственным
властным структурам,
в обязанность которым вменены соблюдение, охрана и защита прав
инвалидов. Тексты обращений, после согласования с участниками проекта,
планируется публиковать
на сайте проекта в виде открытых писем.

Интернет-портал для инвалидов

http://www.disability.ru/

Страничка московских инвалидов (
http://miko.ru)
создана на опыте работы и при поддержке Московского городского
общественного объединения инвалидов МИКО. Цель сайта помочь
инвалидам Москвы в трудоустройстве
вне зависимости от группы инвалидности. Работодатели могут
воспользоваться базой данных, которая пополняется за счет анкет и резюме
инвалидов, желающих
найти работу. Также здесь можно ознакомиться с рекомендациями по
созданию организаций, подобных Московской бирже труда. Сайт предлагает
доску объявлений,
архив публикаций, касающихся проблем инвалидов, полезные ссылки.

Сервер больных и врачей (
http://www.invalid.ru/)
включает в себя некоторые основные законодательные акты, касающиеся
инвалидов: Закон о социальной защите инвалидов, Закон об обязательном
социальном страховании
от несчастных случаев, Закон о благотворительной деятельности и
благотворительных организациях, Постановление о льготах инвалидам и
семьям, имеющим детей-инвалидов.
Желающие могут подписаться на рассылку по темам Медик, Инвалиды и
др. Предлагается также чат и доска объявлений.

Сайт Института Независимой жизни Швеция (
www.independentlivihg.org)
оказывает помощь инвалидам и их организациям, борющимся за равные
возможности в обществе. Институт предлагает материалы для тренингов,
техническую помощь,
информацию о персональных помощниках, доступной среде, защите своих прав
и интересов, законодательстве и взаимной поддержке инвалидов. Есть архив
старых
номеров, каталог программ Всемирного радио инвалидов, новости, анонсы,
горячая тема.

Электронная газета Поддержка (
http:// www.openpost.da.ru)
пишет о проблемах кризисных социальных групп населения, в том числе
инвалидов. Можно подписаться на рассылку.

Сайт Центра реабилитации АРИС Украина (
http://aris.ldc.net/)
предлагает Форум-чат для общения, ссылки на сайты газет и журналов
Украины и России, поднимающих инвалидную тематику. Сама организация
ориентирована на
спортсменов-инвалидов: исчерпывающая информация о Параолимпийских играх,
анонсы спортивных мероприятий для инвалидов, ссылки на сайты
параолимпийских комитетов
стран участников.

Страничка ООИ Правовая защита - Барнаул (
http://arw.dcn-asu.ru/nko/rights/index.ru.html)
дает информацию о правовых аспектах в делах, связанных с разными сферами
жизнедеятельности инвалидов. Здесь можно посмотреть информационные
бюллетени НКО
Алтайского края.

Сайт ИНВАТУР Нижний Новгород (
http://www.invamir.nn.ru)
предлагает самые широкие возможности для общения, обмена идеями,
впечатлениями, советами, новостями. К вашим услугам разделы
Дискуссионный клуб, Творчество
инвалидов, Спорт в жизни инвалидов. Можно разместить объявление
просьбы о помощи. Автолюбитель - материалы обо все, что помогает людям
быстро перемещаться
в пространстве и как со всем этим управляться инвалидам. Полезные
советы, новинки и т.п. В разделе Наши права - нормативные акты,
законы, указы, касающиеся
прав инвалидов. В дальнейшем создатели сайта планируют открыть
юридические консультации посредством Интернета. Уже действует
Интернет-магазин, в котором
можно купить изделия народных умельцев и инвалидов.

Клуб персональной помощи Общество инвалидов г. Смоленска ( http://www.sci.smolensk.ru/
users/invalid/) помогает инвалидам найти друзей, спонсоров, меценатов. Размещаются
статьи специалистов (медиков, психологов) с рекомендациями, советы по
применению лекарств,
овладению коляской, рассказывается о физкультурно-оздоровительных
программах. Инвалиды пишут сами о себе, о том, как они устроились в
жизни. Можно обратиться
с просьбой о помощи или, наоборот, выразить готовность помочь.

В подготовке материала использован информационный бюллетень РООИ
Перспектива

5. Полезные ссылки

Законодательство РФ о правах инвалидов

http://pravo.perspektiva-inva.ru/?72

Право на образование

http://pravo.perspektiva-inva.ru/?124

Ответить   "drugvos" Sun, 8 Apr 2007 08:59:19 +0400 (MSD) (#654830)