Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки.
Хоть и после паузы (как всегда по объективным причинам), я попробую продолжить
начатый ранее разговор. Вернее, я попытаюсь направить его в иное русло.
Прежде всего, Александр - я и не думал воспринимать твои слова как обиду. Ты
прекрасно знаешь, что некоторые из твоих суждений в плане ПО я не разделяю и
критикую, как поддерживаю некоторые другие. Но обиды никакой не было и отписываться
тебе, я думаю, в любом случае не стоит.
Теперь о методе и прочем. Дорогие друзья, все вы, кто самостоятельно или с помощью
окружающих выходите из дома по своим делам, в любом случае пользуетесь определённой
методикой хождения и ориентации в пространстве. Методика - это система. Без определённой
системы не ходит никто. Каждый из вас взял для себя определённые правила ,которые
сам изобрел или придумал, услышал от знакомых, или прочитал в учебнике. эти правила,
естественно, каждый подстраивает под себя (и это логично, я же иду, а не сосед).
Я не думаю, что кто-то из вас этой персональной системы (методики) не имеет.
Итак, у одного данная система работает лучше, у другого хуже. Один самоуч ( я
прошу прощения за терминологию, мне так привычнее) катается по всему городу,
практически без травм, другой не может выйти за пределы района, третий - двора.
Итак, с одной стороны мы имеем вашу методику, то есть субъективный опыт, который
работает на позитивный результат в большей или меньшей степени.
С другой стороны, так называемая, "официальная методика". Я не имею в виду методические
рекомендации описанные в специальной литературе. К сожалению, лично мне ещё не
попадал в руки учебник, по которому незрячий смог бы научиться ориентации, либо
прочитав который заинтересованный человек смог бы научить незрячего методике
ПО. С моей точки зрения, по количеству полезной информации ближе всего стоит
Наумов "Обучение слепых пространственной ориентировке". Но и данное пособие,
к сожалению, является далеко из эталонов.
Официальной методикой, я называю методику, которую используют для обучения инструктора
ПО. Либо, если по другому, официальная методика, это такая методика, где риск
получить травму, заблудиться, попасть в неприятную или безвыходную ситуацию -
сведён к минимуму; плюс, ориентация в пространстве, это не только безопасное
передвижение, но и сама ориентация. В итоге обучения ставится цель не изучать
конкретные маршруты, а знать места по которым ты движешься, ну и соответственно,
двигаться с безопасностью для себя и окружающих.
Методика ссылаясь на которую, я даю рекомендации и по которой работаю с учениками,
строилась очень долго и продолжает строиться. В неё входят рекомендации учёных,
опыт моих коллег практиков, мой личный опыт, приобретённый во время
работы с незрячими и слабовидящими, личный опыт моих учеников, логика и здравый
смысл.
Тут же возникает вопрос, как же ,если такая крутая методика, почему же возникают
споры и разногласия, причём с удачливыми ходоками. Мне часто говорят, что мол
метода методой, а на практике другое. друзья, так метода и есть практика. Но,
вдумайтесь в ситуацию. Реальное обучение ПО проходит только индивидуально, то
есть тандем: инструктор - один ученик. Методикой обучения предусмотрены групповые
занятия, но лишь по мере необходимости. По статистике на 10 индивидуальных занятий
приходится одно групповое. Плюс, практически, все занятия - практические (прошу
прощения за каламбур).
Здесь же мы имеем консультации виртуальные, плюс, групповые. Если не будет взаимопонимания
и взаимоуважению, то ситуация складывается просто патовая. в данном случае в
споре не родится истина. У каждого из вас есть свой субъективный, бесценный опыт.
Бесценный ,потому как вы, благодаря ему ориентируетесь, и, на сегодняшний день
живы и здоровы. У многих моих знакомых самоучей приобретённый опыт почти не
отличается от официальной методики. Другие рекомендуют такие вещи, что у меня
волосы на голове дыбом становятся. Так вот, виртуально, при всеобщем обозрении,
не смогут они меня ничему научить, ни я их. Невозможно ,как бы я этого не хотел,
дать объёмную и исчерпывающую консультацию. Существуют сотни и сотни нюансов
и исключений. Большинство из этих исключений, также предусмотрены методикой,
но кто попробует описать их все? Предлагается так сказать основная рекомендация,
которой стоит следовать в большинстве случаев, а исключения можно рассматривать.
Но стоит ли говорить, что ре
комендация не верна, так как бывает случай, когда происходит то-то и то-то?
Вот например: Методика - в городской транспорт нужно входить только через переднюю
дверь с разложенной тростью. так нужно стараться делать всегда.
Это рекомендация, какую бы я дал в рассылке ,если был бы задан вопрос. И ещё,
может быть описал бы, как находить остановки.
Но, любой из вас мне может возразить, что так получается далеко не всегда. В
час пик, при большом скоплении народа и так далее, дай Бог вообще сесть (ситуаций
может быть десятки).
Да, вот тут начинается притирка к ситуации. В час пик или в похожей ситуации,
мы приспосабливаемся, (складываем трость и заходим в любую дверь, не складываем
трость и заходим и пр.. Опять же, индивидуальный подход к ситуации. А вот теперь
давайте рассмотрим как в такой ситуации будет поступать самоуч и обученный человек
(это не голословные заявления - это мои личные наблюдения)
Самоуч, так будет поступать всегда, то есть складывать трость и входить в любую
удобную для него дверь вне зависимости от времени скопления народа. Он так привык.
Ему так удобнее.
А обученный сумеет разделить риск. И если будет минимум возможности он рисковать
будет по минимуму. В ситуации, когда она того требует, он будет поступать по
ситуации. он так привык, он так обучен.
Минимум риска - основа методики.
Я ещё раз хочу заметить - я не ругаю самоучей, наоборот, я их очень и очень уважаю.
Очень много из их опыта, стало и моим опытом в методе. Мне бы очень хотелось,
чтобы своим опытом поделились Сергей Картавцев и Наталья Медведева. Ребята, отзовитесь!
Мы же не виноваты, что в наших государствах нет нормальной школы ПО. Спасение
утопающих - дело рук самих утопающих. Но, господа, если бы вы себя ещё и полюбили
по настоящему!!! На самом деле метода проста. Но пренебрегать элементарными правилами
безопасности в угоду каким то лишним минутам? Я разговаривал со многими незрячими,
получившими травмы на маршрутах. И знаете, практически все они были виноваты
сами. Да, есть неучтённый фактор - "пьяный водитель бешеного камаза", но от этого
фактора не застрахован никто. Абсолютно зрячую девушку шедшую по тротуару, сбила
насмерть иномарка. ударила в спину. никакая бы метода её бы не спасла. Или сбитый
незрячий, который, прозевав свой светофор, не слушая ничего вокруг (имея слух
без патолог
ий), пошёл через оживлённый перекрёсток. Или человек, работающий тростью, и,
не смотря на это падающий в люк или спотыкающийся о кирпич и разбивающий о тротуар
голову.
Я наблюдал сотни раз людей идущих с тростью, где трость выполняла любые функции
кроме главной. Кто вел тростью по бордюру, кто опирался на неё, кто просто помахивал,
кто вел её перед собой, но не касаясь земли. Друзья, я спрашивал почему, и слышал
сотни объяснений, но, чтобы мне не говорили идущий так рано или поздно окажется
в люке, яме, шахте метро. Вопрос лишь времени. Ещё раз повторюсь. Первая заповедь
ПО. где не была трость - нога не становится. И дело тут не в том, чтобы исследовать
каждый сантиметр дороги. Вы исследуете ту дорогу, по которой движетесь. И вот
тут опять отличие между самоучами и обученными. Обученный человек привык правильно
работать тростью, он не зацикливается на этом, у него это получается на автомате,
как у самоуча получается на автомате так, как ему в данный момент удобнее. А
удобнее, к сожалению, очень далеко не всегда, бывает безопасно. В следующем письме,
если сие необходимо, я подробно опишу приёмы и методы владения тростью.
Мда, я сам себе противоречу. Сначала говорил, что групповая виртуальная консультация,
практически безрезультатна, а теперь получается, что сенс всё-таки есть. Так
что будем продолжать наши дискуссии. Тем более, что ,к сожалению, скорее всего,
очень не скоро в каждом городе появится хотя бы один стоящий инструктор.
На самом деле, инструкторов ПО можно сосчитать по пальцам. Я имею в виду практиков
с конкретными позитивными результатами. На Украине я знаю или слышал про трёх
Киевских, пару человек из Львова, Луцка. Вот по-моему и всё. В России я знаю,
что есть очень хороший инструктор или инструктора в Нижнем Новгороде, Новосибирске,
Питере. В Москве не довелось повстречать ни одного.
Может быть Господа Вы поделитесь своими знакомствами в этой области?
И на последок. Недавно в дружественной рассылке Владимира Давыденко очень остро
обсуждался вопрос о помощи зрячих людей на наших маршрутах. У меня вот какое
предложение ко всем вам. Я уже очень давно думаю о методике, которая позволяла
бы по максимуму использовать окружающих нас людей для достижения наших целей.
давайте примем за аксиому, что помощью можно и нужно пользоваться. Вопрос в том,
как лучше это делать? Как заставить людей сделать всё правильно и качественно?
Как избегать неприятных и опасных ситуаций, связанных с помощью? Как подойти
к человеку, как задавать вопрос, как не задавать вопрос, как сделать так, чтобы
он сам захотел тебе помочь, и хотел делать это впредь, как заставить человека
получать удовольствие от того, что он оказывает помощь? У меня есть уже кое-какие
наработки в этом направлении, и я обязательно ими поделюсь. Мне бы хотелось послушать
ваши мысли по этому поводу. Давайте друзья вместе, сообща, разработаем новую
методу, новую систему. А?
На этом пока прощаюсь.
Удачи в пути.
С уважением.
Свет

Дискуссионный лист: "[sbo] Методики и мысли"
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 47
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Thu, 11 Nov 2004 04:18:03 +0300 (#261205)