Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

В коллекцию невозможных ситуаций в Талмуде


В коллекцию невозможных ситуаций в Талмуде
2010-05-09 12:35
Санѓедрин 77б
Сказал Рава: Если один пустил в другого стрелу, а в руке у того был щит, и (пока стрела летера) пришёл третий человек и забрал этот щит, и даже если сам пустивший обогнал стрелу и выбил щит из руки того - не подлежит суду.

На той же странице описывается игра в мяч от стеночки.

Мои предки и война
2010-05-09 12:35
Мой дедушка, Юрий Леонтьевич Максимов (до революции - Юдл бен Лейб Ольман) был милиционером, служил в Воронеже. С 1937 года, с образования Вологодской области, до послевоенного времени он был начальником милиции Вологодской области. Работал - как все в войну. Рабочий день вологодской милиции он установил с девяти утра до часу ночи. Бабушка, Александра Наумовна Зеличёнок, была аптекарем.
Другой мой дедушка, Алексей Дмитриевич Строев, был железнодорожником. Формировал составы где-то под Ораниенбаумом летом 1941-го и попал под бомбёжку. Бабушка, Лия Яковлевна Грувман, родила мою маму 26 мая 1941 года и всю блокаду провела с ней в Ленинграде. Говорила, что спасло их то, что прадедушка работал на металлообрабатывающем заводе "Красная вагранка", делал мины и снаряды и получал зарплату, и все деньги они тратили на дрова. Да ещё толем топили (это буржуйку-то). У бабушки в квартире до сих пор чёрное пятно от буржуйки на полу.
Поздравляю всех с 9 мая!

трактат «Брахот», даф юд, амуд алеф
2010-05-09 12:35

 

Сказал рав Амнуна. Что обозначает сказанное? стих из книги Коhелет (8:1): "Кто подобен мудрому и кто может понять это?", или "Кто знает решение проблемы?"

Талмуд приводит мидраш и прочитывает этот стих так: "Кто, как Всевышний, благословен Он, который знает, как устроить  примирение между двумя праведниками - Хизкиягу и Йешаягу.

(Йешаягу - это один из самых великих наших пророков, а Хизкиягу - один из самых праведных наших царей. Между ними, как это часто случается между царем и пророком, были определенные трения. Это две разные инстанции: одна - это власть государственная, политическая, экономическая, а другая - власть духовная. И тут, очевидно, между ними, как нам ясно из этого замечания, были какие-то проблемы в отношениях.)

 

Хизкиягу сказал: "Пусть Йешаягу пойдет ко мне, потому что так мы находим в случае с Элиягу, который к пошел Ахаву. Как сказано: и пошел Элиягу показаться Ахаву".

У Йешаягу есть прекрасный довод, не хуже. Он говорит: "Пусть Хизкиягу идет ко мне, потому что так мы обнаруживаем, что Йорам, сын Ахава, пошел к Элише".

Что сделал Всевышний, благословен Он? Навел страдания на Хизкиягу (тот заболел и слег в постель) и сказал Йешаягу: "Иди и проведай больного (есть заповедь навещать больных"). Как сказано: "В те дни заболел Хизкиягу смертельно, и пришел к нему Йешаягу, сын Амоса, и сказал ему: так сказал Всевышний: оставь завещание дому твоему, потому что умрешь ты и не будешь жить". (Хорошо навестить больного и сообщить ему что-то воодушевляющее!) Это цитата из ТаНаХа, из книги Йешаягу.

Гемара объясняет: умрешь в этом мире и не будешь жить в грядущем мире. Это сурово.

 

Хизкиягу говорит: "3а что же так сильно?" 3а что такая немилость? Он был праведнейший царь! пророк отвечает: "3а то, что ты не занимался выполнением заповеди плодиться и размножаться. А тот отвечает ему: "Потому что я в пророческом духе увидел - он тоже был близок к состоянию пророка, не просто был порядочный человек - я увидел в Божественном вдоховении, в пророческом духе, что сыновья, которые должны от меня произойти, будут нехорошие". Сказал ему Ишайя: "Относительно того, что спрятано у Всевышнего, тебе-то что?! 3ачем тебе вникать в то, что является секретом у Всевышнего? То, что велено тебе, ты должен исполнять. А то, что хочется, (или кажется подходящим) Всевышнему, Благословен Он, пусть Он делает". Это разделение функций. Получил задание - выполняй. И что тебе вникать в то, что скрыто.

Хизкиягу сказал пророку: "Тогда давай мне твою дочь в жены. И может быть, подействуют совместные заслуги, мои и твои, и произойдут от меня приличные дети". - Сказал Ишаягу: "Приговор тебе уже вынесен, до свиданья". (и родился злодей Менаше, ведь приговор подтвердили!). Сказал ему: "Сын Амоца, заканчивай свое пророчество и уходи. Такую традицию я получил от предка моего отца, основателя нашей династии - царя Давида. Даже если острый меч приставлен к горлу человека, пусть он не перестает просить милосердия у Всевышнего. (И родился у Менаше внук, один из самых праведных царей Иудеи. Но сказал, уходи, и народу пришлось уйти). Не успел Ишайя выйти со двора, как он получил новое пророчество: "Вернись и скажи Хизкиягу, что Я добавил ему 15 лет жизни". Пророк возвращается к царю, чтобы сообщить это. Он отдает свою дочь ему в жены. (приходится отдать дочь и Менаше прокладывает свой путь под девизом «вынужденно»).

 

זוהר חלק א, מדרש הנעלם,קטו: לאחר שהוא צדיק והלך בדרכי ישר ומת בישרו

דעת תבונות: פרי צדקתה – עלוי כבודו של מקום ברוך הוא, המתעלה בשלמות בריותיו

אור הדעת: מהותו של פרי הזה – השתלמות האדם, שבכך שכרו הנצחי. ומדוע עבר כאן למשמעות חדשה בפרי הזה, שהוא עלוי כבודו של מקום? שכל עוד מטרת האדם בעבודתו, לתעלת שלימותו העצמית, יש בכך עדיין חסרון. והכוונה האמיתית והשלימה היא עילוי כבודו של מקום. כוונתו העיקרית של אדם צריכה להיות עילוי כבודו של מקום, וכוונה זו היא עצמה שיא שלימותו של אדם.  

Дела кашрутные
2010-05-09 12:35
Правда ли, что после того, как ешь желтый сы, нужно ждать те же шесть часов, что и после мяса?
И чтобы два раза не вставать - как отличить на что говорят моци, а на что мезонот? Например, когда я в фаст-фуде покупаю булку с мясом (кошерный Бургер-ранч, например) - это мезонот или моци? Ну и вообще, хорошо бы подробностей.

Сто быков
2010-05-09 14:35
Еврейский мир устроен так: если известный человек заходит в синагогу, за спиной раздается шепот, словно кто-то диктует конспект его судьбы. “Нисан Баер”, - услышали мы. – “Король кошерного мяса в России…” “На Песах распродали 80 тонн…” К слову, Нисан не был похож на “нового русского” из середины 90-х. Уж скорей на учителя математики или на инженера в отпуске. Последняя догадка оказалась верной.

- Нисан, как вам, в семье врачей, удалось не стать медиком?

- Родители отговорили. С докторской прямотой они сказали: “Ты слишком чувствительный, тебя не хватит.” И как в воду смотрели. Я отправился в мединститут на день открытых дверей, и сломался, когда нас повели в анатомичку. Почувствовал себя так худо, что выпрыгнул в окошко со второго этажа…И поступил в ветеринарную академию, на зоо-инженерный факультет. Когда его окончил, мне светила аспирантура. Но какой-то умный кадровик нутром почуял, что мне там не место. Он стал копать и накопал. Во-первых, мою маму зовут Неся Ицхаковна. Во-вторых, в своих статьях я цитирую в основном иностранных авторов, среди которых попадаются израильтяне. Он пришел к нам на кафедру и сказал “да вы что?!” В общем, судьба забросила меня на Бронницкую птицефабрику под Москвой, начальником забойного цеха.

- Опять анатомия. От куриных тушек, наверно, рябило в глазах.

- Знаете, я уже не мог позволить себе прыгать в окошко. Женат, двое детей. Стал лучше понимать, что горожанам нужно мясо, а мне нужно кормить семью. И потом, забойный цех это не только перья в крови. Это работницы на сдельщине, в основном злые, усталые женщины, у которых мужья пьют. Я понял, что они злые, потому что с ними никто никогда не говорил тепло. И еще: что словами сыт не будешь. Когда я пришел, мы сдавали 15 тысяч голов в сутки, а мне удалось удвоить эту цифру. Зарплаты сразу подскочили, работницы оттаяли, а я научился говорить с людьми на языке “пожалуйста” и лишнего нуля в зарплате…

- Где вас застала ельцинская “приватизация”?

- В должности директора мясокомбината в Раменском. Мы, работники, стали акционерами этого предприятия, а со временем я сделался его владельцем. Именно там, в 1993-м году, состоялась моя первая встреча с раввином московской синагоги на Большой Бронной, Ицхаком Коганом. Он приехал договариваться насчет шхиты довольно большого количества скота. Мой кабинет был на первом этаже, и я видел, как он подает задом свой отнюдь не новый автомобиль, а когда убирает газ, там ломается передняя сошка. “Как же ты ехал на таком? – подумал я. – И как же тебе пофартило не сломаться по дороге…” Но потом, когда узнал этого человека поглубже, стало ясно, что это не фарт, а некий приподнятый стиль жизни, который влияет на бытовые обстоятельства. И убеждался в этом много раз.

- О чем шла речь на этой встрече?

- Изя сказал: “Евреям нужно кошерное мясо. У меня есть диплом шойхета, и я бы хотел зарезать у вас сто быков…”

- Это много?

- В принципе это была наша дневная норма – если животное заводят в бокс и убивают электрошоком. Но для кошерной шхиты быка требовалось сначала свалить, связать, отвезти на электрокаре к месту забоя, держать его, задрав морду, и чтоб Изя резал. Дело для нас совершенно новое, поэтому рав Коган принимал участие во всех подготовительных этапах. Можете представить, как много времени это брало. День шел за днем, а рубеж "сто" по-прежнему маячил далеко за горизонтом. Ко мне пришла делегация "бойцов" и заявила довольно сурово: "Если так дальше пойдет, мы увольняемся!.."

- А вы?

- Не было смысла объяснять, что если они теряют сотни рублей, то я – десятки тысяч. Почему я согласился? Без логики, как Кадиш по отцу. И, с той же непонятной уверенностью я сказал коллегам: "Ребята, нужно довести это дело до конца…"

- Довольно странно считать поворотным моментом своей тшувы забой скота. Но именно это произошло со мною. Я и раньше знал, что я еврей, и что у этого мира есть хозяин. Отец иногда ходил в синагогу. Когда он скончался, я тоже стал ходить, читать по нему Кадиш. Но это выглядело отдельными штрихами на не готовом еще полотне. А тут все сложилось вместе, появились рамки и цель.

- Что же вас так удивило в привычном и грязном забойном деле?

- То, что Коган готовился к шхите очень серьезно и трепетно, словно концерт давал. Большой нож для крупного скота точился до бархатной остроты. Если кто-то, для пробы, слегка проводил им по ладони, боли никакой, лишь тонкая царапина медленно кровенела. Контроль строжайший, рав Ицхак приезжал с помощником, проверявшим нож после каждой резки. Но самое интересное началось потом. Коган подходил к каждой туше, совал руку во внутренности и вслепую ставил диагноз: “легкие слиплись”, “перикардит”, “пробит желудок”. Дежурный ветеринар пытался спорить, но потом проверял – все точно. Рабочие смотрели на Изю с уважением, а я, по выражению его лица понимал: “некошер”… И врач понял. Он воскликнул: “Да что вы, по нашим нормам это допустимо! Мясо высший сорт!..” Коган откликнулся: “Это для вас. А для нас, по Галахе, не годится…”

- Нисан, в еврействе решение “да – нет” часто принимается по внешним признакам. А вот конкретно с кашрутом – доходит ли Галаха до души?

- На мясокомбинате все, от директора до сторожа, привыкли видеть, как жизнь выходит из живого. Но рав Ицхак, с его шхитой, нас удивил. Уход из жизни другой, без тяжелой ауры, без конвульсий. Значит, отпечаток страха и боли, оставшийся в мясе, и переходящий к едокам, намного меньше, если есть вообще. Есть и объективный показатель: кошерное мясо по качеству выше, лучше хранится.

- Сто огромных туш прошли по конвейеру. Сколько из них Коган забраковал?

- Из ста быков только два оказались кошерными. Остальное мясо тоже пошло в ход, но не для евреев…

- И вам не захотелось сказать “знаешь, Изя…”?

- Нет. В сленге 90-х годов есть словечко “прорубило”. Это значит, вопреки всем сложностям, дошло до сердца, до ума. До встречи с равом Ицхаком я считал, что быть евреем – это страдание, с небольшими перерывами для радости, и то украдкой. Но после “ста быков” я понял, что еврейство, это постоянный, умный и упорный труд, где общепринятые критерии не действуют. Ты добыл двух кошерных из сотенного стада? Радуйся, ешь с друзьями чолнт и делай лехаим! Кстати, с той поры мы с Коганом подружились и тшува моей семьи проходила под его руководством и опекой.

- А мясо?

- Мы вместе ездили во Францию и закупили поточную линию, приспособленную для шхиты. Там есть “переворотный бокс”, который экономит время на связывании животного и позволяет шойхету лучше сосредоточиться. Большая часть продукции моей фирмы идет для народов мира, но примерно10% дает "кошерная линия".

- Это не так много?

- Не в цифрах дело. Когда комбинат начал давать прибыль, нашлось немало "умельцев", захотевших прибрать его к рукам. Разговор шел прямой, угрозы исполнялись. Был период, когда наша семья ушла в подполье, дома не жила. Мысли "плюнуть, бросить" постоянно приходили в голову. Но тут же всплывало: "А кошерная линия? Значит, ее не станет?" И я держался. И продержался, как видите.

- Нисан, какие горизонты вы видите перед собой?

- Жить тихо и скромно. Снабжать кошерным мясом все еврейские общины России…

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-05-09 05:24:54
2010-05-09 14:35
Придумал афоризм: "Надо быть очень тактичным по-отношению к обычаям русскоязычных еврейских общин; ведь, как правило, на их соблюдении настаивают сами авторы!!" :))

В субботу народ разоспался, молились уже впритык к концу времени молитвы (не к полудню!), а, так как все успели помолиться всё-таки вовремя, то хазарат а-шац, который уже получился после времени, отведенного алахой на молитву, я решил пропустить. Один из членов общины апеллировал к практике поздних молитв в ХаБаДе... :)

"Жизнь" произносится, как "хайИм", а не "хАйим". "Торат хайИм" и т.д.
Глаголы повелительного наклонения ударяются на последний слог. "Ве-ахавтА", "ве-дибартА" и т.п.
Еще тема - глагол "продолжительного действия" (не знаю, как оно в специальной терминологии) и "законченного действия". Опять же зависит от ударения. Пример - браха на чтение Торы. "Ашер бАхар бану ми-коль а-амим, ве-нАтан лану эт Торато". А не "бахАр", не "натАн". Он не "дал", а "давал". И продолжает в том же духе, как и свидетельствует концовка: "...нотен а-Тора!". ...Есть сидуры, где ударение проставлено. Тот же "Шаарей тфила" под редакцией Полонского Пинхаса, хоть и нередко пишет страннейшие алахические указания, с точки зрения ударений оказал большую услугу начинающим (да и продолжающим!)
Изменения ударения в данных примерах меняет смысл слова, делая текст с употреблением данных слов - иным. Как следствие - невыполнение заповеди и т.п.

Убийство в Киеве
2010-05-09 14:35
Сегодня, в воскресенье 9 мая, на сайте chabad.info была опубликована информация о том, что на минувшей неделе в Киеве антисемитами был зверски убит бывший учащийся Любавичской иешивы 25-летний Арье-Лейб Мисинзов. (ссыль)

Борух Даян Гоэмес!

С рабочего стола
2010-05-09 14:35
Гемару Санѓедрин 70а по достоверным рукописям следует читать так:
כתיב +תהלים ק"ד+ ישמה וקרינן ישמח, זכה - משמחו, לא זכה - משממהו. (Firenze, Biblioteca Nazionale Centrale , II.1.8-9)
כתיב +תהלים ק"ד+ ישמח וקרינן ישמה, זכה - משמחו, לא זכה – משממו (Jerusalem, Yad Harav Herzog , 1).
В обоих случаях гемара играет на схожести написания и произношения ה и ח.

8-9 мая
2010-05-09 16:35

Друзья, сегодня — важный и праздничный день, день победы над государством, которое решило уничтожить наш народ и подчинить себе многие другие народы. Слава Б-гу, это закончилось, не дойдя до задуманного довершения. Б-г послал нам спасение через другие народы, приняв молитвы нашей и других наций.

Мы не можем осмыслить до конца, зачем Б-г все это устроил. И я рад, что это закончилось и, что сегодня повторение кажется нереальным.

Мудрецы сказали «Молись за мир в государстве, ибо, если не страх перед ним, люди бы друг друга живьем проглатывали» На мой взгляд, уместны молитва за бывший СССР и союзников и благодарность.

  • Share/Bookmark

Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.

Мои предки и война
2010-05-09 16:35
Мой дедушка, Юрий Леонтьевич Максимов (до революции - Юдл бен Лейб Ольман) был милиционером, служил в Воронеже. С 1937 года, с образования Вологодской области, до послевоенного времени он был начальником милиции Вологодской области. Работал - как все в войну. Рабочий день вологодской милиции он установил с девяти утра до часу ночи. Бабушка, Александра Наумовна Зеличёнок, была аптекарем.
Другой мой дедушка, Алексей Дмитриевич Строев, был железнодорожником. Формировал составы где-то под Ораниенбаумом летом 1941-го, попал под бомбёжку и погиб. Бабушка, Лия Яковлевна Грувман, родила мою маму 26 мая 1941 года и всю блокаду провела с ней в Ленинграде. Говорила, что спасло их то, что прадедушка работал на металлообрабатывающем заводе "Красная вагранка", делал мины и снаряды и получал зарплату, и все деньги они тратили на дрова. Да ещё толем топили (это буржуйку-то). У бабушки в квартире до сих пор чёрное пятно от буржуйки на полу.
Поздравляю всех с 9 мая!

Ещё сегодняшнее
2010-05-09 21:35
Подобье черно-белого экрана -
Скупая ленинградская природа.
По улице проходят ветераны,
Становится их меньше год от года.

Сияет медь, открыты окна в доме,
По мостовой идут они - едины.
И сверху мне видны, как на ладони,
Их ордена и сгорбленные спины.

С годами все трудней их марш короткий,
И слезы неожиданные душат
От их нетвердой старческой походки,
От песен их, что разрывают душу.

И взвода не набрать им в каждой роте,
Пусть снято затемненье в Ленинграде.
Они одни - пожизненно на фронте,
Они одни - пожизненно в осаде.

И в мае, раз в году, по крайней мере,
Приходится им снова, как когда-то,
Подсчитывать растущие потери,
Держаться
до последнего
солдата.

А.Городницкий

Сидеть! Нет, стоять!
2010-05-10 08:35
Откуда, интересно, пошёл хабадский обычай стоять во время кидуша? Ведь ѓалаха-то как раз наоборот...

MP3: Бамидбар 5769 р. Носон Аристер
2010-05-10 08:35
Download audio file (Bamidbar_5769.mp3) Download MP3 “Bamidbar_5769” 71,3 mb(Russian) Download MP3 “Bamidbar24_5769″ 24,3 mb(Russian)

В коллекцию невозможных ситуаций в Талмуде
2010-05-09 12:35
Санѓедрин 77б
Сказал Рава: Если один пустил в другого стрелу, а в руке у того был щит, и (пока стрела летера) пришёл третий человек и забрал этот щит, и даже если сам пустивший обогнал стрелу и выбил щит из руки того - не подлежит суду.

На той же странице описывается игра в мяч от стеночки.

Мои предки и война
2010-05-09 12:35
Мой дедушка, Юрий Леонтьевич Максимов (до революции - Юдл бен Лейб Ольман) был милиционером, служил в Воронеже. С 1937 года, с образования Вологодской области, до послевоенного времени он был начальником милиции Вологодской области. Работал - как все в войну. Рабочий день вологодской милиции он установил с девяти утра до часу ночи. Бабушка, Александра Наумовна Зеличёнок, была аптекарем.
Другой мой дедушка, Алексей Дмитриевич Строев, был железнодорожником. Формировал составы где-то под Ораниенбаумом летом 1941-го и попал под бомбёжку. Бабушка, Лия Яковлевна Грувман, родила мою маму 26 мая 1941 года и всю блокаду провела с ней в Ленинграде. Говорила, что спасло их то, что прадедушка работал на металлообрабатывающем заводе "Красная вагранка", делал мины и снаряды и получал зарплату, и все деньги они тратили на дрова. Да ещё толем топили (это буржуйку-то). У бабушки в квартире до сих пор чёрное пятно от буржуйки на полу.
Поздравляю всех с 9 мая!

трактат «Брахот», даф юд, амуд алеф
2010-05-09 12:35

 

Сказал рав Амнуна. Что обозначает сказанное? стих из книги Коhелет (8:1): "Кто подобен мудрому и кто может понять это?", или "Кто знает решение проблемы?"

Талмуд приводит мидраш и прочитывает этот стих так: "Кто, как Всевышний, благословен Он, который знает, как устроить  примирение между двумя праведниками - Хизкиягу и Йешаягу.

(Йешаягу - это один из самых великих наших пророков, а Хизкиягу - один из самых праведных наших царей. Между ними, как это часто случается между царем и пророком, были определенные трения. Это две разные инстанции: одна - это власть государственная, политическая, экономическая, а другая - власть духовная. И тут, очевидно, между ними, как нам ясно из этого замечания, были какие-то проблемы в отношениях.)

 

Хизкиягу сказал: "Пусть Йешаягу пойдет ко мне, потому что так мы находим в случае с Элиягу, который к пошел Ахаву. Как сказано: и пошел Элиягу показаться Ахаву".

У Йешаягу есть прекрасный довод, не хуже. Он говорит: "Пусть Хизкиягу идет ко мне, потому что так мы обнаруживаем, что Йорам, сын Ахава, пошел к Элише".

Что сделал Всевышний, благословен Он? Навел страдания на Хизкиягу (тот заболел и слег в постель) и сказал Йешаягу: "Иди и проведай больного (есть заповедь навещать больных"). Как сказано: "В те дни заболел Хизкиягу смертельно, и пришел к нему Йешаягу, сын Амоса, и сказал ему: так сказал Всевышний: оставь завещание дому твоему, потому что умрешь ты и не будешь жить". (Хорошо навестить больного и сообщить ему что-то воодушевляющее!) Это цитата из ТаНаХа, из книги Йешаягу.

Гемара объясняет: умрешь в этом мире и не будешь жить в грядущем мире. Это сурово.

 

Хизкиягу говорит: "3а что же так сильно?" 3а что такая немилость? Он был праведнейший царь! пророк отвечает: "3а то, что ты не занимался выполнением заповеди плодиться и размножаться. А тот отвечает ему: "Потому что я в пророческом духе увидел - он тоже был близок к состоянию пророка, не просто был порядочный человек - я увидел в Божественном вдоховении, в пророческом духе, что сыновья, которые должны от меня произойти, будут нехорошие". Сказал ему Ишайя: "Относительно того, что спрятано у Всевышнего, тебе-то что?! 3ачем тебе вникать в то, что является секретом у Всевышнего? То, что велено тебе, ты должен исполнять. А то, что хочется, (или кажется подходящим) Всевышнему, Благословен Он, пусть Он делает". Это разделение функций. Получил задание - выполняй. И что тебе вникать в то, что скрыто.

Хизкиягу сказал пророку: "Тогда давай мне твою дочь в жены. И может быть, подействуют совместные заслуги, мои и твои, и произойдут от меня приличные дети". - Сказал Ишаягу: "Приговор тебе уже вынесен, до свиданья". (и родился злодей Менаше, ведь приговор подтвердили!). Сказал ему: "Сын Амоца, заканчивай свое пророчество и уходи. Такую традицию я получил от предка моего отца, основателя нашей династии - царя Давида. Даже если острый меч приставлен к горлу человека, пусть он не перестает просить милосердия у Всевышнего. (И родился у Менаше внук, один из самых праведных царей Иудеи. Но сказал, уходи, и народу пришлось уйти). Не успел Ишайя выйти со двора, как он получил новое пророчество: "Вернись и скажи Хизкиягу, что Я добавил ему 15 лет жизни". Пророк возвращается к царю, чтобы сообщить это. Он отдает свою дочь ему в жены. (приходится отдать дочь и Менаше прокладывает свой путь под девизом «вынужденно»).

 

זוהר חלק א, מדרש הנעלם,קטו: לאחר שהוא צדיק והלך בדרכי ישר ומת בישרו

דעת תבונות: פרי צדקתה – עלוי כבודו של מקום ברוך הוא, המתעלה בשלמות בריותיו

אור הדעת: מהותו של פרי הזה – השתלמות האדם, שבכך שכרו הנצחי. ומדוע עבר כאן למשמעות חדשה בפרי הזה, שהוא עלוי כבודו של מקום? שכל עוד מטרת האדם בעבודתו, לתעלת שלימותו העצמית, יש בכך עדיין חסרון. והכוונה האמיתית והשלימה היא עילוי כבודו של מקום. כוונתו העיקרית של אדם צריכה להיות עילוי כבודו של מקום, וכוונה זו היא עצמה שיא שלימותו של אדם.  

Дела кашрутные
2010-05-09 12:35
Правда ли, что после того, как ешь желтый сы, нужно ждать те же шесть часов, что и после мяса?
И чтобы два раза не вставать - как отличить на что говорят моци, а на что мезонот? Например, когда я в фаст-фуде покупаю булку с мясом (кошерный Бургер-ранч, например) - это мезонот или моци? Ну и вообще, хорошо бы подробностей.

Сто быков
2010-05-09 14:35
Еврейский мир устроен так: если известный человек заходит в синагогу, за спиной раздается шепот, словно кто-то диктует конспект его судьбы. “Нисан Баер”, - услышали мы. – “Король кошерного мяса в России…” “На Песах распродали 80 тонн…” К слову, Нисан не был похож на “нового русского” из середины 90-х. Уж скорей на учителя математики или на инженера в отпуске. Последняя догадка оказалась верной.

- Нисан, как вам, в семье врачей, удалось не стать медиком?

- Родители отговорили. С докторской прямотой они сказали: “Ты слишком чувствительный, тебя не хватит.” И как в воду смотрели. Я отправился в мединститут на день открытых дверей, и сломался, когда нас повели в анатомичку. Почувствовал себя так худо, что выпрыгнул в окошко со второго этажа…И поступил в ветеринарную академию, на зоо-инженерный факультет. Когда его окончил, мне светила аспирантура. Но какой-то умный кадровик нутром почуял, что мне там не место. Он стал копать и накопал. Во-первых, мою маму зовут Неся Ицхаковна. Во-вторых, в своих статьях я цитирую в основном иностранных авторов, среди которых попадаются израильтяне. Он пришел к нам на кафедру и сказал “да вы что?!” В общем, судьба забросила меня на Бронницкую птицефабрику под Москвой, начальником забойного цеха.

- Опять анатомия. От куриных тушек, наверно, рябило в глазах.

- Знаете, я уже не мог позволить себе прыгать в окошко. Женат, двое детей. Стал лучше понимать, что горожанам нужно мясо, а мне нужно кормить семью. И потом, забойный цех это не только перья в крови. Это работницы на сдельщине, в основном злые, усталые женщины, у которых мужья пьют. Я понял, что они злые, потому что с ними никто никогда не говорил тепло. И еще: что словами сыт не будешь. Когда я пришел, мы сдавали 15 тысяч голов в сутки, а мне удалось удвоить эту цифру. Зарплаты сразу подскочили, работницы оттаяли, а я научился говорить с людьми на языке “пожалуйста” и лишнего нуля в зарплате…

- Где вас застала ельцинская “приватизация”?

- В должности директора мясокомбината в Раменском. Мы, работники, стали акционерами этого предприятия, а со временем я сделался его владельцем. Именно там, в 1993-м году, состоялась моя первая встреча с раввином московской синагоги на Большой Бронной, Ицхаком Коганом. Он приехал договариваться насчет шхиты довольно большого количества скота. Мой кабинет был на первом этаже, и я видел, как он подает задом свой отнюдь не новый автомобиль, а когда убирает газ, там ломается передняя сошка. “Как же ты ехал на таком? – подумал я. – И как же тебе пофартило не сломаться по дороге…” Но потом, когда узнал этого человека поглубже, стало ясно, что это не фарт, а некий приподнятый стиль жизни, который влияет на бытовые обстоятельства. И убеждался в этом много раз.

- О чем шла речь на этой встрече?

- Изя сказал: “Евреям нужно кошерное мясо. У меня есть диплом шойхета, и я бы хотел зарезать у вас сто быков…”

- Это много?

- В принципе это была наша дневная норма – если животное заводят в бокс и убивают электрошоком. Но для кошерной шхиты быка требовалось сначала свалить, связать, отвезти на электрокаре к месту забоя, держать его, задрав морду, и чтоб Изя резал. Дело для нас совершенно новое, поэтому рав Коган принимал участие во всех подготовительных этапах. Можете представить, как много времени это брало. День шел за днем, а рубеж "сто" по-прежнему маячил далеко за горизонтом. Ко мне пришла делегация "бойцов" и заявила довольно сурово: "Если так дальше пойдет, мы увольняемся!.."

- А вы?

- Не было смысла объяснять, что если они теряют сотни рублей, то я – десятки тысяч. Почему я согласился? Без логики, как Кадиш по отцу. И, с той же непонятной уверенностью я сказал коллегам: "Ребята, нужно довести это дело до конца…"

- Довольно странно считать поворотным моментом своей тшувы забой скота. Но именно это произошло со мною. Я и раньше знал, что я еврей, и что у этого мира есть хозяин. Отец иногда ходил в синагогу. Когда он скончался, я тоже стал ходить, читать по нему Кадиш. Но это выглядело отдельными штрихами на не готовом еще полотне. А тут все сложилось вместе, появились рамки и цель.

- Что же вас так удивило в привычном и грязном забойном деле?

- То, что Коган готовился к шхите очень серьезно и трепетно, словно концерт давал. Большой нож для крупного скота точился до бархатной остроты. Если кто-то, для пробы, слегка проводил им по ладони, боли никакой, лишь тонкая царапина медленно кровенела. Контроль строжайший, рав Ицхак приезжал с помощником, проверявшим нож после каждой резки. Но самое интересное началось потом. Коган подходил к каждой туше, совал руку во внутренности и вслепую ставил диагноз: “легкие слиплись”, “перикардит”, “пробит желудок”. Дежурный ветеринар пытался спорить, но потом проверял – все точно. Рабочие смотрели на Изю с уважением, а я, по выражению его лица понимал: “некошер”… И врач понял. Он воскликнул: “Да что вы, по нашим нормам это допустимо! Мясо высший сорт!..” Коган откликнулся: “Это для вас. А для нас, по Галахе, не годится…”

- Нисан, в еврействе решение “да – нет” часто принимается по внешним признакам. А вот конкретно с кашрутом – доходит ли Галаха до души?

- На мясокомбинате все, от директора до сторожа, привыкли видеть, как жизнь выходит из живого. Но рав Ицхак, с его шхитой, нас удивил. Уход из жизни другой, без тяжелой ауры, без конвульсий. Значит, отпечаток страха и боли, оставшийся в мясе, и переходящий к едокам, намного меньше, если есть вообще. Есть и объективный показатель: кошерное мясо по качеству выше, лучше хранится.

- Сто огромных туш прошли по конвейеру. Сколько из них Коган забраковал?

- Из ста быков только два оказались кошерными. Остальное мясо тоже пошло в ход, но не для евреев…

- И вам не захотелось сказать “знаешь, Изя…”?

- Нет. В сленге 90-х годов есть словечко “прорубило”. Это значит, вопреки всем сложностям, дошло до сердца, до ума. До встречи с равом Ицхаком я считал, что быть евреем – это страдание, с небольшими перерывами для радости, и то украдкой. Но после “ста быков” я понял, что еврейство, это постоянный, умный и упорный труд, где общепринятые критерии не действуют. Ты добыл двух кошерных из сотенного стада? Радуйся, ешь с друзьями чолнт и делай лехаим! Кстати, с той поры мы с Коганом подружились и тшува моей семьи проходила под его руководством и опекой.

- А мясо?

- Мы вместе ездили во Францию и закупили поточную линию, приспособленную для шхиты. Там есть “переворотный бокс”, который экономит время на связывании животного и позволяет шойхету лучше сосредоточиться. Большая часть продукции моей фирмы идет для народов мира, но примерно10% дает "кошерная линия".

- Это не так много?

- Не в цифрах дело. Когда комбинат начал давать прибыль, нашлось немало "умельцев", захотевших прибрать его к рукам. Разговор шел прямой, угрозы исполнялись. Был период, когда наша семья ушла в подполье, дома не жила. Мысли "плюнуть, бросить" постоянно приходили в голову. Но тут же всплывало: "А кошерная линия? Значит, ее не станет?" И я держался. И продержался, как видите.

- Нисан, какие горизонты вы видите перед собой?

- Жить тихо и скромно. Снабжать кошерным мясом все еврейские общины России…

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-05-09 05:24:54
2010-05-09 14:35
Придумал афоризм: "Надо быть очень тактичным по-отношению к обычаям русскоязычных еврейских общин; ведь, как правило, на их соблюдении настаивают сами авторы!!" :))

В субботу народ разоспался, молились уже впритык к концу времени молитвы (не к полудню!), а, так как все успели помолиться всё-таки вовремя, то хазарат а-шац, который уже получился после времени, отведенного алахой на молитву, я решил пропустить. Один из членов общины апеллировал к практике поздних молитв в ХаБаДе... :)

"Жизнь" произносится, как "хайИм", а не "хАйим". "Торат хайИм" и т.д.
Глаголы повелительного наклонения ударяются на последний слог. "Ве-ахавтА", "ве-дибартА" и т.п.
Еще тема - глагол "продолжительного действия" (не знаю, как оно в специальной терминологии) и "законченного действия". Опять же зависит от ударения. Пример - браха на чтение Торы. "Ашер бАхар бану ми-коль а-амим, ве-нАтан лану эт Торато". А не "бахАр", не "натАн". Он не "дал", а "давал". И продолжает в том же духе, как и свидетельствует концовка: "...нотен а-Тора!". ...Есть сидуры, где ударение проставлено. Тот же "Шаарей тфила" под редакцией Полонского Пинхаса, хоть и нередко пишет страннейшие алахические указания, с точки зрения ударений оказал большую услугу начинающим (да и продолжающим!)
Изменения ударения в данных примерах меняет смысл слова, делая текст с употреблением данных слов - иным. Как следствие - невыполнение заповеди и т.п.

Убийство в Киеве
2010-05-09 14:35
Сегодня, в воскресенье 9 мая, на сайте chabad.info была опубликована информация о том, что на минувшей неделе в Киеве антисемитами был зверски убит бывший учащийся Любавичской иешивы 25-летний Арье-Лейб Мисинзов. (ссыль)

Борух Даян Гоэмес!

С рабочего стола
2010-05-09 14:35
Гемару Санѓедрин 70а по достоверным рукописям следует читать так:
כתיב +תהלים ק"ד+ ישמה וקרינן ישמח, זכה - משמחו, לא זכה - משממהו. (Firenze, Biblioteca Nazionale Centrale , II.1.8-9)
כתיב +תהלים ק"ד+ ישמח וקרינן ישמה, זכה - משמחו, לא זכה – משממו (Jerusalem, Yad Harav Herzog , 1).
В обоих случаях гемара играет на схожести написания и произношения ה и ח.

8-9 мая
2010-05-09 16:35

Друзья, сегодня — важный и праздничный день, день победы над государством, которое решило уничтожить наш народ и подчинить себе многие другие народы. Слава Б-гу, это закончилось, не дойдя до задуманного довершения. Б-г послал нам спасение через другие народы, приняв молитвы нашей и других наций.

Мы не можем осмыслить до конца, зачем Б-г все это устроил. И я рад, что это закончилось и, что сегодня повторение кажется нереальным.

Мудрецы сказали «Молись за мир в государстве, ибо, если не страх перед ним, люди бы друг друга живьем проглатывали» На мой взгляд, уместны молитва за бывший СССР и союзников и благодарность.

  • Share/Bookmark

Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.

Мои предки и война
2010-05-09 16:35
Мой дедушка, Юрий Леонтьевич Максимов (до революции - Юдл бен Лейб Ольман) был милиционером, служил в Воронеже. С 1937 года, с образования Вологодской области, до послевоенного времени он был начальником милиции Вологодской области. Работал - как все в войну. Рабочий день вологодской милиции он установил с девяти утра до часу ночи. Бабушка, Александра Наумовна Зеличёнок, была аптекарем.
Другой мой дедушка, Алексей Дмитриевич Строев, был железнодорожником. Формировал составы где-то под Ораниенбаумом летом 1941-го, попал под бомбёжку и погиб. Бабушка, Лия Яковлевна Грувман, родила мою маму 26 мая 1941 года и всю блокаду провела с ней в Ленинграде. Говорила, что спасло их то, что прадедушка работал на металлообрабатывающем заводе "Красная вагранка", делал мины и снаряды и получал зарплату, и все деньги они тратили на дрова. Да ещё толем топили (это буржуйку-то). У бабушки в квартире до сих пор чёрное пятно от буржуйки на полу.
Поздравляю всех с 9 мая!

Ещё сегодняшнее
2010-05-09 21:35
Подобье черно-белого экрана -
Скупая ленинградская природа.
По улице проходят ветераны,
Становится их меньше год от года.

Сияет медь, открыты окна в доме,
По мостовой идут они - едины.
И сверху мне видны, как на ладони,
Их ордена и сгорбленные спины.

С годами все трудней их марш короткий,
И слезы неожиданные душат
От их нетвердой старческой походки,
От песен их, что разрывают душу.

И взвода не набрать им в каждой роте,
Пусть снято затемненье в Ленинграде.
Они одни - пожизненно на фронте,
Они одни - пожизненно в осаде.

И в мае, раз в году, по крайней мере,
Приходится им снова, как когда-то,
Подсчитывать растущие потери,
Держаться
до последнего
солдата.

А.Городницкий

Сидеть! Нет, стоять!
2010-05-10 08:35
Откуда, интересно, пошёл хабадский обычай стоять во время кидуша? Ведь ѓалаха-то как раз наоборот...

MP3: Бамидбар 5769 р. Носон Аристер
2010-05-10 08:35
Download audio file (Bamidbar_5769.mp3) Download MP3 “Bamidbar_5769” 71,3 mb(Russian) Download MP3 “Bamidbar24_5769″ 24,3 mb(Russian)


В избранное