Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Увидеть благословения в проклятьях


Увидеть благословения в проклятьях
2010-05-06 13:35

Канун Шабос главы «Беѓар-Бехукойсай»
23 ияра 5770 года / 7 мая 2010 г.

Несколько лет назад, как раз в Субботу главы «Бехукойсай», мы принимали у себя дома гостей из Израиля. За обедом говорили на темы, связанные с недельной главой, и о проклятиях, которые мы читаем в ней. Всевышний предупреждает: «А если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша, так что не будете вы исполнять всех Моих заповедей, нарушая завет Мой, то поступлю Я с вами так…» (Ваикро, 26: 14–16). И дальше следуют страшные проклятия, да сохранит нас от них Всевышний!

Я рассказал гостям известную историю об Алтер Ребе — рабби Шнеуре-Залмане из Ляд, основателе хасидского движения Хабад. Он был бааль-койре — читал Тору по Свитку во время молитв. В какой-то год в одну из Суббот рабби Шнеура-Залмана не было в городе, и поэтому Тору читал кто-то из хасидов. В тот день читали главу «Ки совой», где приводится подробное описание наказаний, которые падут на головы сынов Израиля, если они станут грешить и не будут прислушиваться к голосу Творца. Во время чтения главы в синагоге среди присутствующих был Дов-Бер, сын рабби Шнеура-Залмана. Это потом, через много лет он станет его преемником и наследником, а тогда он был мальчиком еще до бар-мицвы (то есть, ему не было 13 лет). Услышанные проклятия больно ранили его душу. Сердце ребенка изнемогало от тоски, он настолько ослабел, что несколько недель спустя, в канун Йом-Кипура, отец сомневался, сможет ли сын выдержать пост. Кто-то спросил Дов-Бера: «Разве ты не слышал этот отрывок раньше? Ведь эти слова читают каждый год!» Мальчик ответил: «Когда читает папа, они не звучат как проклятия…»

Когда я закончил свой рассказ, один из гостей спросил: «Разве можно услышать в проклятиях что-то иное?!» В ответ мой старший брат (его, кстати, тоже зовут Шнеур-Залман), также бывший среди гостей, рассказал такую историю:

— Несколько лет назад я присутствовал на фарбренгене, и там прозвучал подобный вопрос. Один из присутствовавших сказал, что рабби Йеѓуда-Цви из Стратина имел обыкновение толковать все проклятия, которые есть в Торе, таким образом, что они воспринимались как благословения. Как сказано: «И обратил Г-сподь, Б-г твой, для тебя проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дворим, 23: 6). Его спросили: «А как насчет проклятия: «И будете есть плоть (буквально — «мясо») сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Ваикро, 26: 29)?» Он ответил: «Пусть ваши дети идут вашими путями и соблюдают кашрут, и вы сможете есть у них мясо без каких-либо опасений». Иными словами, были времена, когда верующие евреи старшего поколения перестали кушать в домах своих детей, потому что их дети сошли с пути Торы и заповедей, и кухня у них дома стала некошерной. И тут нисходит великое благословение от Б-га — пусть дети совершат тшуву и откошеруют свои дома! Тогда родители смогут снова приходить в гости к детям и есть пищу, которую те поставят на стол, поскольку она будет кошерной!

…Есть известная хасидская песня со словами: «Дер ребе ѓот геѓейсен фрейлах зайн — Ребе велит нам веселиться». Каково происхождение этой песни? Рассказывают, что Мителер Ребе (второй Ребе Хабада, тот самый Дов-Бер, сын рабби Шнеура-Залмана), сидевший, как и все Любавичские Ребе, в русской тюрьме за изучение Торы и распространение учения хасидизма, вышел на свободу в десятый день месяца кислев. Через год хасиды готовились отметить этот день как праздник освобождения. Но за несколько недель до этого Мителер Ребе заболел, и его состояние ухудшалось день ото дня. За день до праздника Ребе очнулся от беспамятства, в котором пребывал все время болезни, призвал хасидов и начал говорить слова Торы. Он продолжал всю ночь, лишь время от времени интересуясь, настал ли рассвет. Перед утренней зарей Ребе закончил словами: «Потому что с тобой Источник жизни…», и не успел он произнести слово «жизнь», как его душа поднялась на Небеса. Все это произошло 9 кислева — в день рождения рабби Дов-Бера и в канун праздника освобождения… Говорят, что хасиды шли на похоронах Мителер Ребе, сквозь слезы напевая эту песню — ведь «Ребе повелел нам веселиться»!

В начале этой недели мы отметили Лаг боОймер. Основной причиной этого праздника, как известно, стал йорцайт рабби Шимона бар Йохая (Рашби). Для большинства людей йорцайт — это печальный день. Многие евреи, скажем, постятся в дни ухода из жизни их родителей. В некоторых общинах принято соблюдать пост в йорцайт еврейских праведников, как, например, в день смерти Моше-рабейну — седьмого адора. Но когда речь заходит о Лаг боОймере, дне, когда душа Рашби покинула этот мир, мы сталкиваемся с совершенно другим обычаем. В этот день во всем мире евреи веселятся как в праздник: они жгут костры, готовят мясо на мангале, поют и танцуют. А самое веселое и многолюдное празднование Лаг боОймера происходит на могиле Рашби, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфат на севере Израиля. Туда съезжаются сотни тысяч евреев, чтобы отметить этот день. Там разводят огромный костер, и присутствующие бросают в него свечи и записки со своими просьбами и пожеланиями. У костра поют песни в честь Лаг боОймера и в память о рабби Шимоне. Музыка и танцы продолжаются всю ночь… Почему же день смерти Рашби превратился в праздник?

Возможно, вы слышали известную историю из Талмуда о мудрецах, которые говорили о римлянах, правивших в то время на Земле Израиля. Римские власти были очень жестоки по отношению к евреям, запрещали им изучать Тору и исполнять заповеди под страхом смертной казни. Один из беседующих, рабби Йеѓуда, стал хвалить римлян, утверждая, что они совершают также и добрые дела — скажем, строят мосты и купальни, то есть участвуют в «исправлении мира». В ответ на его слова Рашби сказал, что не видит ничего хорошего в деятельности римлян, ибо все, что они делают, делается не ради улучшения положения местного населения, а ради собственной материальной выгоды и укрепления своего господства.

Среди присутствующих оказался доносчик, который сообщил обо всем властям. Рашби был приговорен к смертной казни, но ему и его сыну удалось бежать. Они скрылись в пещере, где прожили, занимаясь исключительно изучением Торы, 13 лет, пока не сменился римский император и не были отменены антиеврейские законы. Рашби покинул пещеру в 33-й день счета оймера — возможно, это также является причиной, по которой Лаг боОймер называют «Днем радости Рашби».

Кроме того, рассказывают, что незадолго до окончания своего земного пути Рашби призывал своих учеников праздновать годовщину его смерти с «великой радостью». Он открыл им, что в день смерти душа поднимается на особую высоту. Это можно сравнить с тем, как в бизнесе есть один день в году, когда вы получаете премию за весь год или с днем, когда вы получаете в банке ваши проценты по вкладам. Так и на Небесах в день смерти человек получает вознаграждение за все заповеди, которые он соблюдал и исполнял в этом мире. Это его день! Говоря словами Алтер Ребе («Тания», «Игерес ѓакойдеш», 27), «все его поступки, учения и дела, которые он совершал всю свою жизнь», поднимаются в день его ухода из мира. Поэтому Рашби просил своих учеников о том, чтобы в день вознесения его души, когда он будет радоваться на Небесах, они тоже радовались вместе с ним в этом мире. Как мы уже говорили, как правило, йорцайт — это печальный день, потому что в этот день мы вспоминаем, что потеряли дорогого нам близкого человека. Рашби призывает нас: «Вместо того чтобы плакать о том, что мы потеряли, давайте подумаем об умершем, душа которого радуется и возносится в этот день. Нам тоже стоит порадоваться вместе с ней». Не случайно йорцайт в кабале еще называют йом ѓилула. В арамейском языке этим же словосочетанием обозначается свадьба. Подобно тому, как гости веселятся на свадебном пиру, так и мы празднуем и радуемся в этот день за душу, которая возносится все выше и выше.

В этом и состоит величие Рашби, который умел найти в глубине любого явления его положительную сторону, даже тогда, когда это кажется невозможным.

Расскажу еще об одном замечательном случае из жизни Рашби, который показывает, как ему всегда удавалось найти хорошее во всем. У одной супружеской пары в течение 10 лет не было детей. Согласно еврейскому закону, они могли развестись для того, чтобы заключить новые браки, и таким образом им предоставлялась возможность иметь детей. Это были супруги, которые горячо любили друг друга, но не удостоились потомства. Они пришли за советом к рабби Шимону, который предложил им очень странную идею: «Так как вы хотите развода не из ненависти, не дай Б-г, а напротив — вы любите друг друга, и делаете это только потому, что хотите иметь детей, то как вы устроили большое торжество в честь вашей свадьбы, отпразднуйте так же и ваш развод».

Супруги послушались совета Рашби и устроили торжественный пир, как на свадьбе. На пиру — как обычно бывает на пирах — муж выпил за здоровье, потом еще и еще… И сердце его раздобрело от хорошего вина, он обратился к жене, выказал свою любовь к ней и пообещал ей: «На память о нашем браке я разрешаю тебе выбрать любую вещь из моего имущества, которую ты захочешь, и взять ее с собой в дом твоего отца». Надо сказать, что муж был очень богатым человеком, так что жене было из чего выбирать… На протяжении вечера муж выпил еще немного, может быть, даже чуть-чуть больше, чем следовало, и заснул. Жена приказала своим слугам взять пьяного мужа и отвезти в дом ее родителей. Проснувшись на следующее утро, он не мог понять, как там оказался, и спросил у жены: «Что я делаю здесь?» Улыбаясь, женщина ответила: «Вчера на торжестве ты дал мне разрешение взять из дома то, что я захочу. Так я и сделала — я выбрала тебя!» Муж оказался в неловком положении, с одной стороны, он был заинтересован в разводе, с другой, он дал обещание, что она может взять себе то, что пожелает и, как было сказано выше, она выбрала его…

Супруги снова обратились за помощью к Рашби, который помолился за них, и у них родились дети. Что же произошло? Каждый обычный человек понимает, что развод — это всегда грустно. Рабби Шимон открыл более глубокую, внутреннюю суть происходящего. Он превратил развод в праздник, и в отношениях супругов обнаружилась новая глубина, которой раньше не было. Их любовь была настолько сильна, что развод не смог разделить их! И тогда молитва Рашби помогла им — они получили благословение на рождение детей.

То же самое рабби Шимон проделал с днем своей смерти: он превратил его из йорцайта, дня кончины, в йом ѓилула — день свадьбы. Такое же видение мира было и у Мителер Ребе, который еще ребенком знал: «Когда папа читает эти стихи, они не звучат как проклятия…»

Мы тоже должны всегда и во всем стараться найти что-то хорошее. Даже если внешне это выглядит, не дай Б-г, совсем плохо, все равно надо попытаться найти доброе и положительное в любой ситуации. Оно есть, найти его возможно! Просто не бойтесь пробовать — и у вас все получится!

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).

Недельная глава «Бэар»
2010-05-06 15:35
«У народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба».
В этой недельной главе упоминаются два вида рабов: «эвед-иври», раб-еврей, и «эвед кнаани» - раб, купленный у народов мира. Про первого сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой (т.е. другой еврей) и продан будет тебе, не принуждай его к рабскому труду. Как наемный рабочий, как сосед должен он быть у тебя». Рамбам объясняет, что «работа раба» может быть тяжелой, унизительной, она зачастую не имеет конца и ясной цели. Но рабу-нееврею такую работу поручать можно.

Правда, Рамбам тут же добавляет: «Хотя закон таков, но «хасидут», мера праведности, живущая в нашей душе, и дороги мудрости требуют, чтобы еврей проявлял милосердие, стремился к справедливости, и не делал службу «эвед кнаани» слишком суровой, и не притеснял его...»

Можно задать вопрос: а зачем, собственно, просить хозяина раба делать больше, чем требует закон? Простой здравый смысл и уже названные «дороги мудрости» подсказывают, что обращение с рабом-неевреем должно быть умеренным, иначе он может заболеть или убежать от хозяев.

Однако, идя по тем же «дорогам мудрости», можно возразить: раба-канаанца для того и покупают, чтобы поручать ему тяжелую, неприятную работу, за которую свободный человек не захочет браться. Душевные качества «эвед кнаани» тоже оставляют желать лучшего. В другом месте Рамбам пишет: «Нельзя еврею быть жестоким, и он должен прощать товарища с полным сердцем, потому что так принято в доме Израиля... Не то язычники: сердце их не обрезано и, как сказал пророк, «вражду они хранят вечно».

Проявлять милосердие к такому человеку не очень легко. Более того, здравый смысл мог бы подсказать, что именно тяжелый труд и суровое обращение не дадут «эвед кнаани» распоясаться. Но Рамбам пишет, что на раба-нееврея нельзя кричать и срывать на нем злость. С ним нужно разговаривать спокойно и терпеливо выслушивать его просьбы и объяснения. Рамбам вспоминает мудрецов, которые давали «эвед кнаани» любое блюдо, даже самое изысканное, которое появлялось на их столе. Возникает вопрос: не является ли такая доброта чрезмерной? Для чего она нужна и где ее границы?

Законы, полные добра
Ответ таков: обращаясь с канаанским рабом как бы на равных, (Рамбам даже советует покормить его прежде, чем сам уселся за стол), еврей вовсе не ставит его рядом с собой на одну доску. Тора приказывает нам быть «народом святым» и создать «государство священников». А о рабе-нееврее говорят мудрецы: «Хорошо рабу в его бесхозности!» Такой человек согласен терпеть лишения, лишь бы ни за что не отвечать, ни о ком не заботиться.

Тогда зачем же обращаться с ним так учтиво? Рамбам объясняет, что алгоритм такого поведения заложен в самой Торе: «Жестокость и наглость можно встретить только у гоев-идолопоклонников; но перед нами, домом Израиля, потомками Авраама, Всевышний раскрыл сокровища Торы и дал нам законы, полные справедливости и добра. Поэтому мы стараемся проявлять милосердие ко всем...»

Наши мудрецы называют несколько признаков, которыми отличаются потомки Авраама - и если у кого-то эти признаки отсутствуют, можно усомниться в чистоте его родословной. Один из них - «рахманут», милосердие.

Есть люди, говорящие, что их еврейская душа способна проявить достаточно милосердия, и заповеди Торы здесь мало что добавят. Галаха, относящаяся к «эвед кнаани», помогает увидеть, что это не так. Здравый смысл нам подсказывает: почему ты должен кормить раба раньше, чем сам сел за стол? Почему о его жене и детях нужно заботиться почти так же, как о своих?

Раб - это крайняя точка, наиболее далеко отстоящая от центра. Но такой же вопрос может возникнуть, когда рядом нет никаких рабов, когда другой еврей нуждается в нашем «рахманут». Будучи потомками Авраама, мы храним в душе большие запасы милосердия. И все же оно ограничено - нашей природой, душевным настроем, личностью того, кто протянул руку за помощью. «Почему он обратился ко мне, ведь я ненамного богаче?» «Обманщик, лентяй - достоин ли он нашего участия?..»

Еврей неожиданно для себя замечает, что его доброта имеет границы. Но они расширяются, когда Всевышний дает нам «сокровища Торы» и «законы, полные добра». Хотя в них говорится о делах житейских, человеческих, но своими корнями они связаны и с могуществом Творца.

Вектор Торы
Среди этих сокровищ есть законы, звучащие друг другу наперекор. Размышляя о них, еврей учится делать верный выбор. Вот пример: раба-канаанца покупают для грубой, монотонной работы. Его душевные качества находятся ниже среднего уровня.

Галаха разрешает обращаться с ним, если надо, очень строго. Но вектор Торы направлен в сторону милосердия! И здесь намек: доброты должно быть больше. От этого выиграем, прежде всего, мы сами. Как сказали мудрецы: «Кто проявляет милосердие, тот получит его Свыше...»

Как, однако, преодолеть границы, которые ставит наша собственная человеческая природа? Рамбам намекает об этом в том же отрывке: «Всевышний повелел нам подражать Ему во всех Его свойствах...»

Выполняя эту заповедь, мы объединяемся с бесконечным светом Творца, для которого нет предела и преград. Чтобы ощутить силу этого света, не нужно сдвигать горы или опускать на землю облака. Требуется простой поступок. У нас нет средств, желания, сострадания, чтобы поделиться своим милосердием с другим человеком? Но, следуя приказу Торы, мы поднимаемся над своими чувствами, и проявляем «рахманут» к тому, кто стоит перед нами, даже если это канаанский раб.

Такой вид служения не дается легко. Действуя по принципу «Тора приказала», мы пробуждаем самые глубинные силы души: «кабалат оль» - принятие ярма Небес, и «месирут нефеш», самопожертвование.
И все это ради одного раба? Нет, не только. Эти слова, «хорошо рабу в его бесхозности!» применимы ко многим свободным людям. И если один из них, надев на себя ярмо Небес, кормит другого, стоящего много ниже, изысканными блюдами, можно не сомневаться: столь же милосердно Всевышний поступит с ним самим.

Реувен Дунин. «Пусть душа моя будет как прах перед всеми»
2010-05-06 18:35
"Пусть душа моя будет как прах перед всеми"
http://chassidus.ru/mayanotecha/mashpiim/dunin/nafshi_keofor.htm

(Read more ...)

Рав Ицхак Гинзбург. «Психология в свете хасидизма»
2010-05-06 18:35
Перевел вторую главу из книги рава Ицхака Гинзбурга "Психология в свете хасидизма"

На мой взгляд, совершенно блестящая книга. Вообще, я все больше и больше чувствую себя "хасидом" рава Гинзбурга


http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/nefesh_bria/02.htm

Вера Б-жественной души – это вера в единого Б-га, единственного и единого, раскрывающаяся человеку тогда, когда он достигает ступени бдидут киюмит ("сущностного одиночества"). Тогда Б-жественный свет притягивается, опускается и проникает во все явления жизни. Сначала этот свет совершенно абстрактен, и после этого он облачается во все облачения души.
Разумная душа верит в разум и в науку. Человек, верующий в разум, постоянно стремится стать еще мудрее, узнать все больше и больше. Человек, верующий в разум – не верит в собственное "эго" и в свои первичные эмоции, но – в теории, выходящие из университетских стен. Естественным образом, он преклоняется перед более мудрым и более сведущим, и он исполняет принцип "принимай истину от того, кто говорит ее".
Вера же животной души, напротив – это вера человека в себя самого, "сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство". Определим это в понятиях психо-терапии: когда человек переживает кризис, каждый врачеватель и психолог понимает, что прежде всего нужно укрепить и оздоровить его душу. Основа укрепления души – это, понятно, вера. "Психолог животной души" укрепит в человеке веру в самого себя. Это – в точности – вера животной души.

Культ Карго и т.п.
2010-05-06 18:35
По поводу одной дискуссии в одном закрытом сообществе, пересказанной мне моей замечательной супругой.

Есть такая штука: «Культ Карго». Если кратко, то культ этот возник на островах Полинезии и т.п. после второй мировой войны. Американская и Японская армии устраивали там свои базы с аэродромами. И местным аборигенам с этого перепадаоло куча всяких плодов цивилизации. А когда война закончилась, вместе с ней закончились и плоды.

Что делают аборигены? Из деревяшек и прочих подручных материалов они строят аэродром, со взлетно-посадочными полосами, терминалом, диспетчерскими башнями, ангарами и макетами самолетов. Они одевают себе на голову подобия шлемов и наушников, махают палками и вообще по-всяческому копируют деятельность пилотов, диспетчеров и пр.

В чем идея? Не зная, откуда на самом деле прилетали самолеты, аборитены решили, что аэродромы и сопутствующая им атрибутика и есть триггер, который приносит им блага от богов или предков.

Так и мы. Когда мы сидим на диетах и потеем в спортзалах, когда мы работаем на трех работах и покупаем лотерейные билеты, когда мы ходим на всевозможные консультации по шломбаису, мы подобны аборигенам, строящим аэропорт из пальм.

Понятно, что самолет не прилетит, если не построить аэродром. Но аэродром это еще не все. Если не знать, откуда прилетают самолеты, если не вызвать их по настоящему работующему радио, и быть частью системы, то они не прилетят.

Так и здесь. Очевидно, что если жрать все подряд и сидеть на креслах-диванах, если не работать и не заниматься активно своими семейными отношениями, то ничего этого не будет. Но это не все, и даже не главное. Главное – знать Окуда оно все приходит и просить этого Оттуда.

Такое мое ИМХО...

Кто мы? Цыгане? Гомо? Крысы?
2010-05-06 19:35

На этой неделе  мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, претендующий возглавить все прогрессивное человечество Израиля на следующих выборах в кнессет, резко выступил против пейсатого воспитания. Среди прочих опастностей, была названа и опастность того, что не хватит денег на ДРУГОЕ воспитание.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что у нас в Израиле Министерство ВОСПИТАНИЯ (хинух), а не ОБРАЗОВАНИЯ (hаскала).

Среди прочих благих дел, Рон Хульдаи известен тем, что выделяет муниципальные деньги на превращение Тель-Авива в мировую столицу гомосексуалистов и лесбиянок. Это одна из открыто провозглашенных задач мэра Тель-Авива. Хотелось бы, чтобы потраченные деньги небыли потраченны впустую: в случае, если товарищу Хульдаи не будет хватать денег на воспитание тель-авивских детей, я уверен, что они (г- и л-) с радостью согласятся давать уроки и бесплатно в тель-авивских школах. В результате уровень воспитания явно повысится: дети будут изучать английский, французский, немецкий, испанский от носителей языков. Среди которых так же наверняка найдутся профессиональные преподаватели математики, химии и литературы.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что "хульда" на иврите - "крыса".
Так кем же является мэр Тель-Авива Рон Хульдаи? Это крысоЛОВ? Или крысоЛЮБ и крысоВОД?


Принято считать, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу.

На этой неделе   еврейский народ читает ту главу Торы, в которой Творец говорит нечто другое. http://he.wikisource.org/wiki/%D7%A7%D7%98%D7%92%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%94:%D7%95%D7%99%D7%A7%D7%A8%D7%90_%D7%9B%D7%94_%D7%9B%D7%92 : вы не можете распоряжаться этой землей как вам хочется, потому что ЭТА земля (не Норвегия, не Аргентина, а именно ЭТА, "Ерец Исраель") - Моя. Получается, что Земля Израиля не наша и никогда нашей не была. Получается, что мы народ без земли.



Немцы уничтожали не только евреев как таковых. Ещё они уничтожали гомосексуалистов и цыган (такой любопытный народ, который утверждает, что они заброшенны на Землю некой силой, а посему скитаются и ни на чью землю не претендуют). В отличии от цыган, мы ДА склонны к оседлости и мы ДА заинтересованны в "своей" земле. Даже если она, как выясняется, не наша. Но пусть уж КАК-БЫ наша, чем НИКАК. У нас есть выбор и от НАС зависит кем мы хотим быть: цыганами? гомо? крысами? евреями?



Интересно, почему Сдом самое низкое место на планете находится именно в Земле Израиля? Почему Аврам пошел именно сюда, а не в Тегеран, Ашхабад, Новгород или Одессу?

Интересно, почему мировое сообщество так упорно отказывается признать западный Иерусалим столицей Израиля (даже США держат свое посольство в Тель-Авиве)? Включите какой-нибудь иностранный канал телевидения прогноз погоды в мире и посмотрите что они показывают: погоду в Иерусалиме или Тель-Авиве? Почему они так упрямо хотят считать столицей Израиля именно Тель-Авив?



Шабат Шалом.

Кто мы? Цыгане? Гомо? Крысы?
2010-05-06 22:35

На этой неделе  мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, претендующий возглавить все прогрессивное человечество Израиля на следующих выборах в кнессет, резко выступил против пейсатого воспитания. Среди прочих опастностей, была названа и опастность того, что не хватит денег на ДРУГОЕ воспитание.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что у нас в Израиле Министерство ВОСПИТАНИЯ (хинух), а не ОБРАЗОВАНИЯ (hаскала).

Среди прочих благих дел, Рон Хульдаи известен тем, что выделяет муниципальные деньги на превращение Тель-Авива в мировую столицу гомосексуалистов и лесбиянок. Это одна из открыто провозглашенных задач мэра Тель-Авива. Хотелось бы, чтобы потраченные деньги небыли потраченны впустую: в случае, если товарищу Хульдаи не будет хватать денег на воспитание тель-авивских детей, я уверен, что они (г- и л-) с радостью согласятся давать уроки и бесплатно в тель-авивских школах. В результате уровень воспитания явно повысится: дети будут изучать английский, французский, немецкий, испанский от носителей языков. Среди которых так же наверняка найдутся профессиональные преподаватели математики, химии и литературы. О профессионализме в области воспитания (ну сами понимаете какого) - даже говорить не приходиться. С этим всё будет на высшем уровне. Международном.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что "хульда" на иврите - "крыса".
Так кем же является мэр Тель-Авива Рон Хульдаи? Это крысоЛОВ? Или крысоЛЮБ и крысоВОД?


Принято считать, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу.

На этой неделе   еврейский народ читает ту главу Торы, в которой Творец говорит нечто другое. http://he.wikisource.org/wiki/%D7%A7%D7%98%D7%92%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%94:%D7%95%D7%99%D7%A7%D7%A8%D7%90_%D7%9B%D7%94_%D7%9B%D7%92 : вы не можете распоряжаться этой землей как вам хочется, потому что ЭТА земля (не Норвегия, не Аргентина, а именно ЭТА, "Ерец Исраель") - Моя. Получается, что Земля Израиля не наша и никогда нашей не была. Получается, что мы народ без земли.



Немцы уничтожали не только евреев как таковых. Ещё они уничтожали гомосексуалистов и цыган (такой любопытный народ, который утверждает, что они заброшенны на Землю некой силой, а посему скитаются и ни на чью землю не претендуют). В отличии от цыган, мы ДА склонны к оседлости и мы ДА заинтересованны в "своей" земле. Даже если она, как выясняется, не наша. Но пусть уж КАК-БЫ наша, чем НИКАК. У нас есть выбор и от НАС зависит кем мы хотим быть: цыганами? гомо? крысами? евреями?



Интересно, почему Сдом самое низкое место на планете находится именно в Земле Израиля? Почему Аврам пошел именно сюда, а не в Тегеран, Ашхабад, Новгород или Одессу?

Интересно, почему мировое сообщество так упорно отказывается признать западный Иерусалим столицей Израиля (даже США держат свое посольство в Тель-Авиве)? Включите какой-нибудь иностранный канал телевидения прогноз погоды в мире и посмотрите что они показывают: погоду в Иерусалиме или Тель-Авиве? Почему они так упрямо хотят считать столицей Израиля именно Тель-Авив?



Шабат Шалом.

я помню чудное мгновенье
2010-05-07 00:37
Сегодня на минхе видел Йегуду Пушкина. Наверное был поблизости и зашел помолиться. Не видел его уже лет восемь наверное. А лет десять назад он был моим мадрихом в иерусалимском "Мигдаль Оре". Я знал, что мы когда-нибудь встретимся в Германии, но понятия не имел когда именно. Наверное так же будет, когда мошиах придет...
мой день рожденья в Мигдаль Оре. Я в шляпе, Пушкин крайний справа
Альбом: я, сквозь времена и страны

Позитивная песня
2010-05-07 02:36

Иврит с субтитрами. Шабат шалом!

  • Share/Bookmark

Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.

О Царе и Императоре (№1)
2010-05-07 05:35

Продолжение серии иллюстраций Ривки Беларёвой ([info]rivka_belareva) к Сипурей Майсиес1.

Майса вторая.
О Царе и Императоре.

Жил-был император у которого не было детей, и один царь, у которого тоже не было детей. И отправился император бродить по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же. И вот свел их случай на одном постоялом дворе и они не знали друг друга. И признал император царя по цар­ским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И призна­лись друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором, что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно же­нить, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой, и родилась у него дочь. И поехал царь домой, и у него родился сын и забыли оба про тот договор.



_____________________
1. На основе перевода Г. Бермана, с исправлениями.
  Оригинал Сипурей Майсиес он-лайн (Идиш/Лошн Койдеш).
  Издания с переводом:
  http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt
  http://chassidus.ru/philosophy/breslev/rabbi-nachman-teaching/index.htm

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-05-06 20:43:38
2010-05-07 05:35
Сдвоенный недельный раздел:
Для начинающих - Беар и Бехукотай.
Для весьма не-начинающих (!) - темы разделов.
А также - совершенно отдельно - "Ответ миссионерам", хотя миссионеры ни о чем не спрашивали.

О Царе и Императоре (№1)
2010-05-07 06:35

Продолжение серии иллюстраций Ривки Беларёвой ([info]rivka_belareva) к Сипурей Майсиес1.

Майса вторая.
О Царе и Императоре.

Жил-был император у которого не было детей, и один царь, у которого тоже не было детей. И отправился император бродить по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же.

И вот свел их случай на одном постоялом дворе и они не знали друг друга. И признал император царя по цар­ским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И призна­лись друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором, что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно им будет же­ниться, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой, и родилась у него дочь. И поехал царь домой, и у него родился сын и забыли оба про тот договор.

А потом послал император дочь учиться, и царь также послал сына. И вышло так, что попали они к одному учителю, и полюбили очень друг друга, и договорились пожениться. И достал царский сын коль­цо, и одел ей на руку, так они и обручились.



_____________________
1. На основе перевода Г. Бермана, с исправлениями.
  Оригинал Сипурей Майсиес он-лайн (Идиш/Лошн Койдеш).
  Издания с переводом:
  http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt
  http://chassidus.ru/philosophy/breslev/rabbi-nachman-teaching/index.htm

Увидеть благословения в проклятьях
2010-05-06 13:35

Канун Шабос главы «Беѓар-Бехукойсай»
23 ияра 5770 года / 7 мая 2010 г.

Несколько лет назад, как раз в Субботу главы «Бехукойсай», мы принимали у себя дома гостей из Израиля. За обедом говорили на темы, связанные с недельной главой, и о проклятиях, которые мы читаем в ней. Всевышний предупреждает: «А если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша, так что не будете вы исполнять всех Моих заповедей, нарушая завет Мой, то поступлю Я с вами так…» (Ваикро, 26: 14–16). И дальше следуют страшные проклятия, да сохранит нас от них Всевышний!

Я рассказал гостям известную историю об Алтер Ребе — рабби Шнеуре-Залмане из Ляд, основателе хасидского движения Хабад. Он был бааль-койре — читал Тору по Свитку во время молитв. В какой-то год в одну из Суббот рабби Шнеура-Залмана не было в городе, и поэтому Тору читал кто-то из хасидов. В тот день читали главу «Ки совой», где приводится подробное описание наказаний, которые падут на головы сынов Израиля, если они станут грешить и не будут прислушиваться к голосу Творца. Во время чтения главы в синагоге среди присутствующих был Дов-Бер, сын рабби Шнеура-Залмана. Это потом, через много лет он станет его преемником и наследником, а тогда он был мальчиком еще до бар-мицвы (то есть, ему не было 13 лет). Услышанные проклятия больно ранили его душу. Сердце ребенка изнемогало от тоски, он настолько ослабел, что несколько недель спустя, в канун Йом-Кипура, отец сомневался, сможет ли сын выдержать пост. Кто-то спросил Дов-Бера: «Разве ты не слышал этот отрывок раньше? Ведь эти слова читают каждый год!» Мальчик ответил: «Когда читает папа, они не звучат как проклятия…»

Когда я закончил свой рассказ, один из гостей спросил: «Разве можно услышать в проклятиях что-то иное?!» В ответ мой старший брат (его, кстати, тоже зовут Шнеур-Залман), также бывший среди гостей, рассказал такую историю:

— Несколько лет назад я присутствовал на фарбренгене, и там прозвучал подобный вопрос. Один из присутствовавших сказал, что рабби Йеѓуда-Цви из Стратина имел обыкновение толковать все проклятия, которые есть в Торе, таким образом, что они воспринимались как благословения. Как сказано: «И обратил Г-сподь, Б-г твой, для тебя проклятие в благословение, ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дворим, 23: 6). Его спросили: «А как насчет проклятия: «И будете есть плоть (буквально — «мясо») сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Ваикро, 26: 29)?» Он ответил: «Пусть ваши дети идут вашими путями и соблюдают кашрут, и вы сможете есть у них мясо без каких-либо опасений». Иными словами, были времена, когда верующие евреи старшего поколения перестали кушать в домах своих детей, потому что их дети сошли с пути Торы и заповедей, и кухня у них дома стала некошерной. И тут нисходит великое благословение от Б-га — пусть дети совершат тшуву и откошеруют свои дома! Тогда родители смогут снова приходить в гости к детям и есть пищу, которую те поставят на стол, поскольку она будет кошерной!

…Есть известная хасидская песня со словами: «Дер ребе ѓот геѓейсен фрейлах зайн — Ребе велит нам веселиться». Каково происхождение этой песни? Рассказывают, что Мителер Ребе (второй Ребе Хабада, тот самый Дов-Бер, сын рабби Шнеура-Залмана), сидевший, как и все Любавичские Ребе, в русской тюрьме за изучение Торы и распространение учения хасидизма, вышел на свободу в десятый день месяца кислев. Через год хасиды готовились отметить этот день как праздник освобождения. Но за несколько недель до этого Мителер Ребе заболел, и его состояние ухудшалось день ото дня. За день до праздника Ребе очнулся от беспамятства, в котором пребывал все время болезни, призвал хасидов и начал говорить слова Торы. Он продолжал всю ночь, лишь время от времени интересуясь, настал ли рассвет. Перед утренней зарей Ребе закончил словами: «Потому что с тобой Источник жизни…», и не успел он произнести слово «жизнь», как его душа поднялась на Небеса. Все это произошло 9 кислева — в день рождения рабби Дов-Бера и в канун праздника освобождения… Говорят, что хасиды шли на похоронах Мителер Ребе, сквозь слезы напевая эту песню — ведь «Ребе повелел нам веселиться»!

В начале этой недели мы отметили Лаг боОймер. Основной причиной этого праздника, как известно, стал йорцайт рабби Шимона бар Йохая (Рашби). Для большинства людей йорцайт — это печальный день. Многие евреи, скажем, постятся в дни ухода из жизни их родителей. В некоторых общинах принято соблюдать пост в йорцайт еврейских праведников, как, например, в день смерти Моше-рабейну — седьмого адора. Но когда речь заходит о Лаг боОймере, дне, когда душа Рашби покинула этот мир, мы сталкиваемся с совершенно другим обычаем. В этот день во всем мире евреи веселятся как в праздник: они жгут костры, готовят мясо на мангале, поют и танцуют. А самое веселое и многолюдное празднование Лаг боОймера происходит на могиле Рашби, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфат на севере Израиля. Туда съезжаются сотни тысяч евреев, чтобы отметить этот день. Там разводят огромный костер, и присутствующие бросают в него свечи и записки со своими просьбами и пожеланиями. У костра поют песни в честь Лаг боОймера и в память о рабби Шимоне. Музыка и танцы продолжаются всю ночь… Почему же день смерти Рашби превратился в праздник?

Возможно, вы слышали известную историю из Талмуда о мудрецах, которые говорили о римлянах, правивших в то время на Земле Израиля. Римские власти были очень жестоки по отношению к евреям, запрещали им изучать Тору и исполнять заповеди под страхом смертной казни. Один из беседующих, рабби Йеѓуда, стал хвалить римлян, утверждая, что они совершают также и добрые дела — скажем, строят мосты и купальни, то есть участвуют в «исправлении мира». В ответ на его слова Рашби сказал, что не видит ничего хорошего в деятельности римлян, ибо все, что они делают, делается не ради улучшения положения местного населения, а ради собственной материальной выгоды и укрепления своего господства.

Среди присутствующих оказался доносчик, который сообщил обо всем властям. Рашби был приговорен к смертной казни, но ему и его сыну удалось бежать. Они скрылись в пещере, где прожили, занимаясь исключительно изучением Торы, 13 лет, пока не сменился римский император и не были отменены антиеврейские законы. Рашби покинул пещеру в 33-й день счета оймера — возможно, это также является причиной, по которой Лаг боОймер называют «Днем радости Рашби».

Кроме того, рассказывают, что незадолго до окончания своего земного пути Рашби призывал своих учеников праздновать годовщину его смерти с «великой радостью». Он открыл им, что в день смерти душа поднимается на особую высоту. Это можно сравнить с тем, как в бизнесе есть один день в году, когда вы получаете премию за весь год или с днем, когда вы получаете в банке ваши проценты по вкладам. Так и на Небесах в день смерти человек получает вознаграждение за все заповеди, которые он соблюдал и исполнял в этом мире. Это его день! Говоря словами Алтер Ребе («Тания», «Игерес ѓакойдеш», 27), «все его поступки, учения и дела, которые он совершал всю свою жизнь», поднимаются в день его ухода из мира. Поэтому Рашби просил своих учеников о том, чтобы в день вознесения его души, когда он будет радоваться на Небесах, они тоже радовались вместе с ним в этом мире. Как мы уже говорили, как правило, йорцайт — это печальный день, потому что в этот день мы вспоминаем, что потеряли дорогого нам близкого человека. Рашби призывает нас: «Вместо того чтобы плакать о том, что мы потеряли, давайте подумаем об умершем, душа которого радуется и возносится в этот день. Нам тоже стоит порадоваться вместе с ней». Не случайно йорцайт в кабале еще называют йом ѓилула. В арамейском языке этим же словосочетанием обозначается свадьба. Подобно тому, как гости веселятся на свадебном пиру, так и мы празднуем и радуемся в этот день за душу, которая возносится все выше и выше.

В этом и состоит величие Рашби, который умел найти в глубине любого явления его положительную сторону, даже тогда, когда это кажется невозможным.

Расскажу еще об одном замечательном случае из жизни Рашби, который показывает, как ему всегда удавалось найти хорошее во всем. У одной супружеской пары в течение 10 лет не было детей. Согласно еврейскому закону, они могли развестись для того, чтобы заключить новые браки, и таким образом им предоставлялась возможность иметь детей. Это были супруги, которые горячо любили друг друга, но не удостоились потомства. Они пришли за советом к рабби Шимону, который предложил им очень странную идею: «Так как вы хотите развода не из ненависти, не дай Б-г, а напротив — вы любите друг друга, и делаете это только потому, что хотите иметь детей, то как вы устроили большое торжество в честь вашей свадьбы, отпразднуйте так же и ваш развод».

Супруги послушались совета Рашби и устроили торжественный пир, как на свадьбе. На пиру — как обычно бывает на пирах — муж выпил за здоровье, потом еще и еще… И сердце его раздобрело от хорошего вина, он обратился к жене, выказал свою любовь к ней и пообещал ей: «На память о нашем браке я разрешаю тебе выбрать любую вещь из моего имущества, которую ты захочешь, и взять ее с собой в дом твоего отца». Надо сказать, что муж был очень богатым человеком, так что жене было из чего выбирать… На протяжении вечера муж выпил еще немного, может быть, даже чуть-чуть больше, чем следовало, и заснул. Жена приказала своим слугам взять пьяного мужа и отвезти в дом ее родителей. Проснувшись на следующее утро, он не мог понять, как там оказался, и спросил у жены: «Что я делаю здесь?» Улыбаясь, женщина ответила: «Вчера на торжестве ты дал мне разрешение взять из дома то, что я захочу. Так я и сделала — я выбрала тебя!» Муж оказался в неловком положении, с одной стороны, он был заинтересован в разводе, с другой, он дал обещание, что она может взять себе то, что пожелает и, как было сказано выше, она выбрала его…

Супруги снова обратились за помощью к Рашби, который помолился за них, и у них родились дети. Что же произошло? Каждый обычный человек понимает, что развод — это всегда грустно. Рабби Шимон открыл более глубокую, внутреннюю суть происходящего. Он превратил развод в праздник, и в отношениях супругов обнаружилась новая глубина, которой раньше не было. Их любовь была настолько сильна, что развод не смог разделить их! И тогда молитва Рашби помогла им — они получили благословение на рождение детей.

То же самое рабби Шимон проделал с днем своей смерти: он превратил его из йорцайта, дня кончины, в йом ѓилула — день свадьбы. Такое же видение мира было и у Мителер Ребе, который еще ребенком знал: «Когда папа читает эти стихи, они не звучат как проклятия…»

Мы тоже должны всегда и во всем стараться найти что-то хорошее. Даже если внешне это выглядит, не дай Б-г, совсем плохо, все равно надо попытаться найти доброе и положительное в любой ситуации. Оно есть, найти его возможно! Просто не бойтесь пробовать — и у вас все получится!

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).

Недельная глава «Бэар»
2010-05-06 15:35
«У народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба».
В этой недельной главе упоминаются два вида рабов: «эвед-иври», раб-еврей, и «эвед кнаани» - раб, купленный у народов мира. Про первого сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой (т.е. другой еврей) и продан будет тебе, не принуждай его к рабскому труду. Как наемный рабочий, как сосед должен он быть у тебя». Рамбам объясняет, что «работа раба» может быть тяжелой, унизительной, она зачастую не имеет конца и ясной цели. Но рабу-нееврею такую работу поручать можно.

Правда, Рамбам тут же добавляет: «Хотя закон таков, но «хасидут», мера праведности, живущая в нашей душе, и дороги мудрости требуют, чтобы еврей проявлял милосердие, стремился к справедливости, и не делал службу «эвед кнаани» слишком суровой, и не притеснял его...»

Можно задать вопрос: а зачем, собственно, просить хозяина раба делать больше, чем требует закон? Простой здравый смысл и уже названные «дороги мудрости» подсказывают, что обращение с рабом-неевреем должно быть умеренным, иначе он может заболеть или убежать от хозяев.

Однако, идя по тем же «дорогам мудрости», можно возразить: раба-канаанца для того и покупают, чтобы поручать ему тяжелую, неприятную работу, за которую свободный человек не захочет браться. Душевные качества «эвед кнаани» тоже оставляют желать лучшего. В другом месте Рамбам пишет: «Нельзя еврею быть жестоким, и он должен прощать товарища с полным сердцем, потому что так принято в доме Израиля... Не то язычники: сердце их не обрезано и, как сказал пророк, «вражду они хранят вечно».

Проявлять милосердие к такому человеку не очень легко. Более того, здравый смысл мог бы подсказать, что именно тяжелый труд и суровое обращение не дадут «эвед кнаани» распоясаться. Но Рамбам пишет, что на раба-нееврея нельзя кричать и срывать на нем злость. С ним нужно разговаривать спокойно и терпеливо выслушивать его просьбы и объяснения. Рамбам вспоминает мудрецов, которые давали «эвед кнаани» любое блюдо, даже самое изысканное, которое появлялось на их столе. Возникает вопрос: не является ли такая доброта чрезмерной? Для чего она нужна и где ее границы?

Законы, полные добра
Ответ таков: обращаясь с канаанским рабом как бы на равных, (Рамбам даже советует покормить его прежде, чем сам уселся за стол), еврей вовсе не ставит его рядом с собой на одну доску. Тора приказывает нам быть «народом святым» и создать «государство священников». А о рабе-нееврее говорят мудрецы: «Хорошо рабу в его бесхозности!» Такой человек согласен терпеть лишения, лишь бы ни за что не отвечать, ни о ком не заботиться.

Тогда зачем же обращаться с ним так учтиво? Рамбам объясняет, что алгоритм такого поведения заложен в самой Торе: «Жестокость и наглость можно встретить только у гоев-идолопоклонников; но перед нами, домом Израиля, потомками Авраама, Всевышний раскрыл сокровища Торы и дал нам законы, полные справедливости и добра. Поэтому мы стараемся проявлять милосердие ко всем...»

Наши мудрецы называют несколько признаков, которыми отличаются потомки Авраама - и если у кого-то эти признаки отсутствуют, можно усомниться в чистоте его родословной. Один из них - «рахманут», милосердие.

Есть люди, говорящие, что их еврейская душа способна проявить достаточно милосердия, и заповеди Торы здесь мало что добавят. Галаха, относящаяся к «эвед кнаани», помогает увидеть, что это не так. Здравый смысл нам подсказывает: почему ты должен кормить раба раньше, чем сам сел за стол? Почему о его жене и детях нужно заботиться почти так же, как о своих?

Раб - это крайняя точка, наиболее далеко отстоящая от центра. Но такой же вопрос может возникнуть, когда рядом нет никаких рабов, когда другой еврей нуждается в нашем «рахманут». Будучи потомками Авраама, мы храним в душе большие запасы милосердия. И все же оно ограничено - нашей природой, душевным настроем, личностью того, кто протянул руку за помощью. «Почему он обратился ко мне, ведь я ненамного богаче?» «Обманщик, лентяй - достоин ли он нашего участия?..»

Еврей неожиданно для себя замечает, что его доброта имеет границы. Но они расширяются, когда Всевышний дает нам «сокровища Торы» и «законы, полные добра». Хотя в них говорится о делах житейских, человеческих, но своими корнями они связаны и с могуществом Творца.

Вектор Торы
Среди этих сокровищ есть законы, звучащие друг другу наперекор. Размышляя о них, еврей учится делать верный выбор. Вот пример: раба-канаанца покупают для грубой, монотонной работы. Его душевные качества находятся ниже среднего уровня.

Галаха разрешает обращаться с ним, если надо, очень строго. Но вектор Торы направлен в сторону милосердия! И здесь намек: доброты должно быть больше. От этого выиграем, прежде всего, мы сами. Как сказали мудрецы: «Кто проявляет милосердие, тот получит его Свыше...»

Как, однако, преодолеть границы, которые ставит наша собственная человеческая природа? Рамбам намекает об этом в том же отрывке: «Всевышний повелел нам подражать Ему во всех Его свойствах...»

Выполняя эту заповедь, мы объединяемся с бесконечным светом Творца, для которого нет предела и преград. Чтобы ощутить силу этого света, не нужно сдвигать горы или опускать на землю облака. Требуется простой поступок. У нас нет средств, желания, сострадания, чтобы поделиться своим милосердием с другим человеком? Но, следуя приказу Торы, мы поднимаемся над своими чувствами, и проявляем «рахманут» к тому, кто стоит перед нами, даже если это канаанский раб.

Такой вид служения не дается легко. Действуя по принципу «Тора приказала», мы пробуждаем самые глубинные силы души: «кабалат оль» - принятие ярма Небес, и «месирут нефеш», самопожертвование.
И все это ради одного раба? Нет, не только. Эти слова, «хорошо рабу в его бесхозности!» применимы ко многим свободным людям. И если один из них, надев на себя ярмо Небес, кормит другого, стоящего много ниже, изысканными блюдами, можно не сомневаться: столь же милосердно Всевышний поступит с ним самим.

Реувен Дунин. «Пусть душа моя будет как прах перед всеми»
2010-05-06 18:35
"Пусть душа моя будет как прах перед всеми"
http://chassidus.ru/mayanotecha/mashpiim/dunin/nafshi_keofor.htm

(Read more ...)

Рав Ицхак Гинзбург. «Психология в свете хасидизма»
2010-05-06 18:35
Перевел вторую главу из книги рава Ицхака Гинзбурга "Психология в свете хасидизма"

На мой взгляд, совершенно блестящая книга. Вообще, я все больше и больше чувствую себя "хасидом" рава Гинзбурга


http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/nefesh_bria/02.htm

Вера Б-жественной души – это вера в единого Б-га, единственного и единого, раскрывающаяся человеку тогда, когда он достигает ступени бдидут киюмит ("сущностного одиночества"). Тогда Б-жественный свет притягивается, опускается и проникает во все явления жизни. Сначала этот свет совершенно абстрактен, и после этого он облачается во все облачения души.
Разумная душа верит в разум и в науку. Человек, верующий в разум, постоянно стремится стать еще мудрее, узнать все больше и больше. Человек, верующий в разум – не верит в собственное "эго" и в свои первичные эмоции, но – в теории, выходящие из университетских стен. Естественным образом, он преклоняется перед более мудрым и более сведущим, и он исполняет принцип "принимай истину от того, кто говорит ее".
Вера же животной души, напротив – это вера человека в себя самого, "сила моя и мощь руки моей создали мне все это богатство". Определим это в понятиях психо-терапии: когда человек переживает кризис, каждый врачеватель и психолог понимает, что прежде всего нужно укрепить и оздоровить его душу. Основа укрепления души – это, понятно, вера. "Психолог животной души" укрепит в человеке веру в самого себя. Это – в точности – вера животной души.

Культ Карго и т.п.
2010-05-06 18:35
По поводу одной дискуссии в одном закрытом сообществе, пересказанной мне моей замечательной супругой.

Есть такая штука: «Культ Карго». Если кратко, то культ этот возник на островах Полинезии и т.п. после второй мировой войны. Американская и Японская армии устраивали там свои базы с аэродромами. И местным аборигенам с этого перепадаоло куча всяких плодов цивилизации. А когда война закончилась, вместе с ней закончились и плоды.

Что делают аборигены? Из деревяшек и прочих подручных материалов они строят аэродром, со взлетно-посадочными полосами, терминалом, диспетчерскими башнями, ангарами и макетами самолетов. Они одевают себе на голову подобия шлемов и наушников, махают палками и вообще по-всяческому копируют деятельность пилотов, диспетчеров и пр.

В чем идея? Не зная, откуда на самом деле прилетали самолеты, аборитены решили, что аэродромы и сопутствующая им атрибутика и есть триггер, который приносит им блага от богов или предков.

Так и мы. Когда мы сидим на диетах и потеем в спортзалах, когда мы работаем на трех работах и покупаем лотерейные билеты, когда мы ходим на всевозможные консультации по шломбаису, мы подобны аборигенам, строящим аэропорт из пальм.

Понятно, что самолет не прилетит, если не построить аэродром. Но аэродром это еще не все. Если не знать, откуда прилетают самолеты, если не вызвать их по настоящему работующему радио, и быть частью системы, то они не прилетят.

Так и здесь. Очевидно, что если жрать все подряд и сидеть на креслах-диванах, если не работать и не заниматься активно своими семейными отношениями, то ничего этого не будет. Но это не все, и даже не главное. Главное – знать Окуда оно все приходит и просить этого Оттуда.

Такое мое ИМХО...

Кто мы? Цыгане? Гомо? Крысы?
2010-05-06 19:35

На этой неделе  мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, претендующий возглавить все прогрессивное человечество Израиля на следующих выборах в кнессет, резко выступил против пейсатого воспитания. Среди прочих опастностей, была названа и опастность того, что не хватит денег на ДРУГОЕ воспитание.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что у нас в Израиле Министерство ВОСПИТАНИЯ (хинух), а не ОБРАЗОВАНИЯ (hаскала).

Среди прочих благих дел, Рон Хульдаи известен тем, что выделяет муниципальные деньги на превращение Тель-Авива в мировую столицу гомосексуалистов и лесбиянок. Это одна из открыто провозглашенных задач мэра Тель-Авива. Хотелось бы, чтобы потраченные деньги небыли потраченны впустую: в случае, если товарищу Хульдаи не будет хватать денег на воспитание тель-авивских детей, я уверен, что они (г- и л-) с радостью согласятся давать уроки и бесплатно в тель-авивских школах. В результате уровень воспитания явно повысится: дети будут изучать английский, французский, немецкий, испанский от носителей языков. Среди которых так же наверняка найдутся профессиональные преподаватели математики, химии и литературы.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что "хульда" на иврите - "крыса".
Так кем же является мэр Тель-Авива Рон Хульдаи? Это крысоЛОВ? Или крысоЛЮБ и крысоВОД?


Принято считать, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу.

На этой неделе   еврейский народ читает ту главу Торы, в которой Творец говорит нечто другое. http://he.wikisource.org/wiki/%D7%A7%D7%98%D7%92%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%94:%D7%95%D7%99%D7%A7%D7%A8%D7%90_%D7%9B%D7%94_%D7%9B%D7%92 : вы не можете распоряжаться этой землей как вам хочется, потому что ЭТА земля (не Норвегия, не Аргентина, а именно ЭТА, "Ерец Исраель") - Моя. Получается, что Земля Израиля не наша и никогда нашей не была. Получается, что мы народ без земли.



Немцы уничтожали не только евреев как таковых. Ещё они уничтожали гомосексуалистов и цыган (такой любопытный народ, который утверждает, что они заброшенны на Землю некой силой, а посему скитаются и ни на чью землю не претендуют). В отличии от цыган, мы ДА склонны к оседлости и мы ДА заинтересованны в "своей" земле. Даже если она, как выясняется, не наша. Но пусть уж КАК-БЫ наша, чем НИКАК. У нас есть выбор и от НАС зависит кем мы хотим быть: цыганами? гомо? крысами? евреями?



Интересно, почему Сдом самое низкое место на планете находится именно в Земле Израиля? Почему Аврам пошел именно сюда, а не в Тегеран, Ашхабад, Новгород или Одессу?

Интересно, почему мировое сообщество так упорно отказывается признать западный Иерусалим столицей Израиля (даже США держат свое посольство в Тель-Авиве)? Включите какой-нибудь иностранный канал телевидения прогноз погоды в мире и посмотрите что они показывают: погоду в Иерусалиме или Тель-Авиве? Почему они так упрямо хотят считать столицей Израиля именно Тель-Авив?



Шабат Шалом.

Кто мы? Цыгане? Гомо? Крысы?
2010-05-06 22:35

На этой неделе  мэр Тель-Авива Рон Хульдаи, претендующий возглавить все прогрессивное человечество Израиля на следующих выборах в кнессет, резко выступил против пейсатого воспитания. Среди прочих опастностей, была названа и опастность того, что не хватит денег на ДРУГОЕ воспитание.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что у нас в Израиле Министерство ВОСПИТАНИЯ (хинух), а не ОБРАЗОВАНИЯ (hаскала).

Среди прочих благих дел, Рон Хульдаи известен тем, что выделяет муниципальные деньги на превращение Тель-Авива в мировую столицу гомосексуалистов и лесбиянок. Это одна из открыто провозглашенных задач мэра Тель-Авива. Хотелось бы, чтобы потраченные деньги небыли потраченны впустую: в случае, если товарищу Хульдаи не будет хватать денег на воспитание тель-авивских детей, я уверен, что они (г- и л-) с радостью согласятся давать уроки и бесплатно в тель-авивских школах. В результате уровень воспитания явно повысится: дети будут изучать английский, французский, немецкий, испанский от носителей языков. Среди которых так же наверняка найдутся профессиональные преподаватели математики, химии и литературы. О профессионализме в области воспитания (ну сами понимаете какого) - даже говорить не приходиться. С этим всё будет на высшем уровне. Международном.

Для тех, кто не знает иврит, в скобочках замечу, что "хульда" на иврите - "крыса".
Так кем же является мэр Тель-Авива Рон Хульдаи? Это крысоЛОВ? Или крысоЛЮБ и крысоВОД?


Принято считать, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу.

На этой неделе   еврейский народ читает ту главу Торы, в которой Творец говорит нечто другое. http://he.wikisource.org/wiki/%D7%A7%D7%98%D7%92%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%94:%D7%95%D7%99%D7%A7%D7%A8%D7%90_%D7%9B%D7%94_%D7%9B%D7%92 : вы не можете распоряжаться этой землей как вам хочется, потому что ЭТА земля (не Норвегия, не Аргентина, а именно ЭТА, "Ерец Исраель") - Моя. Получается, что Земля Израиля не наша и никогда нашей не была. Получается, что мы народ без земли.



Немцы уничтожали не только евреев как таковых. Ещё они уничтожали гомосексуалистов и цыган (такой любопытный народ, который утверждает, что они заброшенны на Землю некой силой, а посему скитаются и ни на чью землю не претендуют). В отличии от цыган, мы ДА склонны к оседлости и мы ДА заинтересованны в "своей" земле. Даже если она, как выясняется, не наша. Но пусть уж КАК-БЫ наша, чем НИКАК. У нас есть выбор и от НАС зависит кем мы хотим быть: цыганами? гомо? крысами? евреями?



Интересно, почему Сдом самое низкое место на планете находится именно в Земле Израиля? Почему Аврам пошел именно сюда, а не в Тегеран, Ашхабад, Новгород или Одессу?

Интересно, почему мировое сообщество так упорно отказывается признать западный Иерусалим столицей Израиля (даже США держат свое посольство в Тель-Авиве)? Включите какой-нибудь иностранный канал телевидения прогноз погоды в мире и посмотрите что они показывают: погоду в Иерусалиме или Тель-Авиве? Почему они так упрямо хотят считать столицей Израиля именно Тель-Авив?



Шабат Шалом.

я помню чудное мгновенье
2010-05-07 00:37
Сегодня на минхе видел Йегуду Пушкина. Наверное был поблизости и зашел помолиться. Не видел его уже лет восемь наверное. А лет десять назад он был моим мадрихом в иерусалимском "Мигдаль Оре". Я знал, что мы когда-нибудь встретимся в Германии, но понятия не имел когда именно. Наверное так же будет, когда мошиах придет...
мой день рожденья в Мигдаль Оре. Я в шляпе, Пушкин крайний справа
Альбом: я, сквозь времена и страны

Позитивная песня
2010-05-07 02:36

Иврит с субтитрами. Шабат шалом!

  • Share/Bookmark

Обсудить и комментироать можно СРЕДИ СВОИХ!.

О Царе и Императоре (№1)
2010-05-07 05:35

Продолжение серии иллюстраций Ривки Беларёвой ([info]rivka_belareva) к Сипурей Майсиес1.

Майса вторая.
О Царе и Императоре.

Жил-был император у которого не было детей, и один царь, у которого тоже не было детей. И отправился император бродить по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же. И вот свел их случай на одном постоялом дворе и они не знали друг друга. И признал император царя по цар­ским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И призна­лись друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором, что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно же­нить, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой, и родилась у него дочь. И поехал царь домой, и у него родился сын и забыли оба про тот договор.



_____________________
1. На основе перевода Г. Бермана, с исправлениями.
  Оригинал Сипурей Майсиес он-лайн (Идиш/Лошн Койдеш).
  Издания с переводом:
  http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt
  http://chassidus.ru/philosophy/breslev/rabbi-nachman-teaching/index.htm

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-05-06 20:43:38
2010-05-07 05:35
Сдвоенный недельный раздел:
Для начинающих - Беар и Бехукотай.
Для весьма не-начинающих (!) - темы разделов.
А также - совершенно отдельно - "Ответ миссионерам", хотя миссионеры ни о чем не спрашивали.

О Царе и Императоре (№1)
2010-05-07 06:35

Продолжение серии иллюстраций Ривки Беларёвой ([info]rivka_belareva) к Сипурей Майсиес1.

Майса вторая.
О Царе и Императоре.

Жил-был император у которого не было детей, и один царь, у которого тоже не было детей. И отправился император бродить по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же.

И вот свел их случай на одном постоялом дворе и они не знали друг друга. И признал император царя по цар­ским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И призна­лись друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором, что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно им будет же­ниться, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой, и родилась у него дочь. И поехал царь домой, и у него родился сын и забыли оба про тот договор.

А потом послал император дочь учиться, и царь также послал сына. И вышло так, что попали они к одному учителю, и полюбили очень друг друга, и договорились пожениться. И достал царский сын коль­цо, и одел ей на руку, так они и обручились.



_____________________
1. На основе перевода Г. Бермана, с исправлениями.
  Оригинал Сипурей Майсиес он-лайн (Идиш/Лошн Койдеш).
  Издания с переводом:
  http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/nahman.txt
  http://chassidus.ru/philosophy/breslev/rabbi-nachman-teaching/index.htm


В избранное