Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Скончался Буритош Мустафаев, в 90-е годы - печально известный генпрокурор страны



Узбекистан: Скончался Буритош Мустафаев, в 90-е годы - печально известный генпрокурор страны
2017-04-13 09:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Вечером 12 апреля в возрасте 68 лет в Ташкенте скончался заместитель председателя Конституционного суда Узбекистана Буритош (Буриташ) Мустафаев, сообщили источники «Ферганы». Похороны пройдут сегодня, 13 апреля, на столичном кладбище «Чигатай».


Буритош Мустафаев. Фото с официального сайта Конституционного суда Узбекистана

Буритош Мустафаев родился в 1949 году в Навоийской области Узбекистана. С начала 90-х годов XX века он входил в ближний круг первого президента Узбекистана Ислама Каримова. С 1993-го по 1998 год занимал должность генерального прокурора республики. Затем служил заместителем министра юстиции, председателем Конституционного Суда, министром юстиции Республики Узбекистан, председателем Верховного суда Узбекистана.

По словам оппозиционера Максуда Бекжана, который был отправлен за решетку и лишен всего имущества на основании санкции Мустафаева, «бывший генпрокурор был частью репрессивной машины каримовского режима» (цитата по веб-сайту «Озодлик»).

Генеральный секретарь оппозиционной партии «Эрк» («Воля») Атаназар Арипов говорит, что Мустафаев остался в истории Узбекистана как преданный каримовскому режиму чиновник, устроивший гонения против оппозиции.

«Буритош Мустафаев - активный представитель команды диктатора Ислама Каримова. Он стоял у истоков становления практики пыток и расправы над представителями оппозиции. Он - один из самых коррумпированных высокопоставленных чиновников Узбекистана», - утверждает Надежда Атаева, президент базирующейся во Франции Ассоциации «Права человека в Центральной Азии».

А вот ташкентский веб-сайт Uzreport.Uz считает Мустафаева «мудрым и великодушным человеком, искренне любящим свою Родину и свой народ». «Он внес значительный вклад в становление независимого Узбекистана и укрепление государственности, обеспечение законности и правопорядка, формирование и развитие правовой системы», - сообщает издание.



Уникальный полигон на Памире. Как космос помогает постигать тайны элементарных частиц
2017-04-13 09:57 ferghana@ferghana.ru (Улфат Масум)

В горах Памира на высоте 4,5 тысячи метров над уровнем моря расположен Международный научно-исследовательский центр по изучению космических лучей «Памир-Чакалтая». Аналогичный полигон, где круглый год можно проводить подобные исследования, на нашей планете, кроме Таджикистана, есть только в Боливии, на горе Чакалтая. Отсюда название центра на Памире. «Фергана» рассказывает о том, как началось исследование космических лучей в памирских горах, и что как сейчас работает центр «Памир-Чакалтая».

* * *

Памир — живая природная лаборатория, которая уже почти два столетия притягивает ученых из разных стран мира. Активное освоение Памира началось в ХХ веке молодой советской властью. Туда рвались геологи, физики, биологи. У писателя-фантаста Александра Беляева в романе «Звезда КЭЦ», написанном в 1936 году, именно с памирских гор на эту звезду летают люди, которые изучают космос. В 1940-е годы на Памире была заложена основа для проведения ядерных исследований — создана уникальная станция наблюдения за космическими лучами сверхвысоких энергий в Чечекты, что в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Затем эти исследования были продолжены в местечке Ак-Архар.

Ядерно-космическая гонка

В те года между СССР и США шла гонка по созданию атомной бомбы. В 1942 году, когда в стране шла война, группа физиков прибыла в Чечекты для проведения ядерных исследований. В Чечекты был построен небольшой домик Академии наук (АН). Под схемой этого домика стояла подпись самого Иосифа Сталина, который лично утвердил схему и план строительства. В 1944 году его за одну зиму возвели военнопленные японцы.

С 1942-го и до конца 1960-х годов ученые работали там каждый год. Туда приезжали академики Дмитрий Скобельцын, нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Игорь Тамм, Владимир Векслер — создатель знаменитого синхрофазотрона, академик Георгий Зацепин — автор так называемой идеи широких атмосферных ливней (под ливнями имеются в виду падающие космические лучи. – Прим. «Ферганы»), создавший теорию, которой до сих пор занимаются не только в России, но и в США, Японии, Бразилии и Боливии.

- В Чечекты физики занимались атомными исследованиями и изучением космических лучей сверхвысокой энергии. Советский Союз сильно продвинулся в этом направлении, но в 1960-е годы, когда проблема создания атомной бомбы и атомных электростанций была решена, правительство СССР свернуло программу исследования космических лучей. Станцию в Чечекты отдали биологам. Однако мировая наука не стоит на месте, и американцы стали обходить СССР по многим отраслям. После полета Гагарина они интенсивно осваивали космос, первыми оказались на Луне, работали над исследованиями космических лучей.

Советское правительство решило все наверстать и обогнать космическую программу США. Ученые-физики вернулись на Памир в 1971 году, но уже на Ак-Архар, с основной задачей — исследовать космические лучи. Для Ак-Архара в Перу был закуплен свинец — там самое крупное месторождение этого металла хорошего качества. Его привезли в Челябинск. Был построен специальный завод точной механики, и там отполировали свинцовые плиты так, чтобы на них не было никаких шероховатостей, так как только абсолютно гладкая поверхность может дать правильную картину исследований. Две тысячи тонн свинца по железной дороге были отправлены из Челябинска в Ош, и из Оша в течение трех лет машинами возили этот свинец в Мургаб, на Ак-Архар, - рассказал «Фергане» директор Центра инновационного развития науки и новых технологий АН Таджикистана, академик Мамадшо Илолов.


Станция Ак-Архар в 1980-е годы

После распада СССР и начала гражданской войны в Таджикистане исследовательские работы в горах Памира были заморожены. В 1990-е годы 400 тонн свинцовых плит были разграблены и вывезены из республики. Уникальный полигон Ак-Архар простаивал бесхозным полтора десятилетия.

«У нас есть не только стратегическое сырье, но и стратегические объекты, доставшиеся нам от бывшего СССР. Причем уникальные по своим возможностям. Например, объект на Памире — станция «Памир-Чакалтая». Больше таких нет нигде. Мы их не распродали. Ведем переговоры либо заключили соглашения с Россией и используем обоюдно в интересах наших стран», - сказал президент Эмомали Рахмон в интервью «Независимой газете» в феврале 2001 года.

Несколько лет таджикские и российские ученые вели переговоры по вопросу возобновления деятельности полигона Ак-Архар. Наконец, 29 августа 2008 года, во время визита тогдашнего президента России Дмитрия Медведева в Душанбе было подписано Соглашение об учреждении и деятельности международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая». После долгого перерыва, в 2009 году научный полигон станции восстановили, но в марте 2010 года лавина разрушила ангар, в котором находилась уникальная научная установка. Летом сотрудники центра демонтировали чудом сохранившуюся установку. И так как Ак-Архар лавиноопасен, было решено перенести станцию на полигон Колуч-куль.

Круче, чем адронный коллайдер

Мамадшо Илолов
- Таких высокогорных станций в мире две: одна — в Мургабе, другая — в Боливии. У них фактически одна функция. В Боливии смотрят Южное полушарие, а на Памире смотрят Северное полушарие. Эти станции — зеркала, которые отражают космические лучи сверхвысоких энергий. Теория большого взрыва является точкой отсчета, откуда начинается происхождение Вселенной, происхождение Земли и жизни. Прошло 14 миллиардов лет с тех пор, и мы сейчас на этих станциях имеем шанс зафиксировать во времени эти лучи, которые 14 млрд лет тому назад получили ускорение. Сейчас у нас есть возможность наблюдать на этих площадках отголоски того события.

Земля входит в Солнечную систему, которая является маленьким уголком нашей галактики среди миллиардов других галактик. Вселенная бесконечна — у нее нет ни начала, ни конца. И вот из этих межгалактических пространств поступают сигналы в виде космических лучей. Их исследуют и во времени, и в пространстве. Мы знаем, что на границе Швейцарии и Франции есть большой адронный коллайдер. Его предназначение — выяснение свойств элементарных частиц, которые находятся внутри ядра. Физики на коллайдере получают нужные им свойства этих частиц при огромных ускорениях. Огромная энергия на огромной скорости направляется на пучок частиц, и при взрыве элементарная частица себя проявляет. В статическом положении они эти свойства не показывают. То есть надо было построить огромный ускоритель, чтобы увидеть эти свойства. А на высокогорных площадках Ак-Архар в Таджикистане и Чакалтая в Боливии эти свойства можно получить без миллиардных вложений, поскольку космические лучи там падают на землю почти со скоростью света.

Еще в 1980-е годы в ходе эксперимента на Памире было обнаружено, что элементарные частицы могут вести себя иначе. В сентябре 2010 года на БАКе обнаружили новый уникальный эффект: среди сотен частиц которые рождаются при столкновении протонов, зарегистрировали пары, движения которых связаны друг с другом. Это было представлено как сенсация, оправдывающая вложение средств в создание коллайдера. Однако фактически на БАКе подтвердили данные, полученные в середине 1980-х годов на Ак-Архаре в СССР. Ученые еще тогда наблюдали, что частицы располагаются в одной плоскости, - поясняет Мамадшо Илолов.


Рентгеноэмульсионная камера на Ак-Архаре. Фото © Антон Жданов

Советские ученые пришли к пониманию, что на Ак-Архаре можно установить рентгеноэмульсионные камеры, состоящие из свинцовых плит и серебряных пленок, которые очень чувствительны. Луч пробивает свинцовые плиты и проходит через них, а пленка фиксирует это на микроскопическом и даже на наноуровне. Чтобы проявить эти фотопленки, нужны особые технологии и дорогостоящее оборудование, которого в Таджикистане нет. Такое оборудование имеется в Москве. Там пленки изучают, и на некоторые вопросы ученые находят ответы.

«Памирская лаборатория космических лучей — это уникальная и незаменимая база для физиков всего мира, и ее потеря нанесет большой ущерб международной науке и дружбе. Ее разрушение можно сильно подорвать авторитет и положение Таджикистана в мире. Это лаборатория стерла все политические и национальные границы, и ее следует сохранить как памятник просвещенности таджикского народа», - сказал в свое время пакистанский физик, лауреат Нобелевской премии по физике Абдус Салам о памирском исследовательском полигоне.

В последние годы ученые России и Таджикистана возобновили ежегодные экспедиции на станции Ак-Архар и Колуч-куль. Проводимые в ходе них исследования приводят к новым открытиям и новым вопросам. Но каждая такая экспедиция требует немалых средств, поэтому ежегодно ее проведение оказывается под вопросом. Будет ли совершена совместная экспедиция в этом году — тоже пока неизвестно. Но очевидно, что имея редчайшую, созданную самой природой лабораторию, было бы неразумно ею не пользоваться.


Звездное небо в Мургабе

Улфат Масум



Туркменистан: Подвижные пески наступают на школы в Балканской области
2017-04-13 10:17 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Жители Балканской области Туркменистана сообщают об усилении активности подвижных песков вокруг населенных пунктов региона. В частности, пески засыпают дороги, жилые массивы и объекты социального назначения, в том числе школы, передает Радио «Азатлык». По словам жителей районов Берекет и Сердар, в настоящее время ограничен доступ по крайней мере в три средние школы, расположенные в поселках Дувунчи (школа №12), Ясга (школа №9), а также Йылгынлы (школа №2).


Подвижные пески на окраине Ашхабада. Фото © Радио «Азатлык»

«При каждом дуновении ветра барханы на окраине поселка начинают перемещаться. Песок засыпает школу. Сейчас, само здание с четырех сторон, а также дорога, ведущая к нему, засыпаны песком. Отводить детей в школу стало затруднительно», - рассказал на условиях анонимности житель поселка Йылгынлы.

По его словам, 15 лет назад из-за перемещения песков жители поселка, а это около 80 хозяйств, были вынуждены переселиться на расстояние в три километра севернее. При этом школа осталась на прежнем месте, и дети теперь вынуждены посещать школу, расположенную в нескольких километрах от дома.

Сейчас некоторые жилые дома поселка практически под самую крышу засыпаны песком. Жители заявляют, что регулярно обращаются к местным властям за помощью, но добиться содействия в борьбе с природным явлением не могут. «Мы обращались в областную и районную администрацию, прося помощи в предотвращении образования песчаных завалов. Конкретного ответа как не было 10 лет тому назад, так и сейчас нет. Также, мы просили построить нам школу в новом поселке. Но наши просьбы до сих пор остались без ответа», - рассказал житель поселка Йылгынлы.

Такая же активность подвижных песков в период с мая по ноябрь ежегодно наблюдается и на окраинах Ашхабада.

Согласно специальной программе по преобразованию регионов, в период с 2015 по 2020 годы в Туркмении планируется возведение более 500 объектов социального назначения и намечено освоить свыше $7,5 миллиарда. Однако информация о мерах по борьбе с опустыниванием населенных пунктов и объектов социального назначения, а также средствах, затрачиваемых государством на эти цели, нигде недоступна. Следует отметить, что большая часть населения Туркменистана проживает в сельской местности, а более 80 процентов территории страны занимают пустыни.



Чтобы жизнь не казалась песней: От педагогов музыкальных вузов Узбекистана требуют знать политологию и информатику
2017-04-13 12:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Жизнь педагогов музыкальных учебных заведений Узбекистана полна не только вариаций из семи нот, но и канцелярщины в виде множества письменных отчётов, конспектов, классных журналов, планов чуть ли не на год вперед и прочей документации, отнимающей у них массу времени. Причём большая часть с музыкой не связана: педагогам приходится заполнять отдельные папки по работе с различными постановлениями Кабинета министров и президента, писать конспекты по духовности и самообразованию, планы занятий с одаренными или отстающими детьми, работы кружков и секций, обязательно наличие тетради анализов уроков коллег по цеху и так далее.

На углубленное же изучение профильных предметов и индивидуальные занятия с учениками времени у музыкантов практически не остается. Уроки тоже насыщены не имеющими отношения к музыкальному образованию предметами: история (не музыки), духовность и просветительство, бесчисленные труды первого президента, большое количество постановлений и указов правительства, экономика, политология…

Коварная аттестация

Вдобавок чиновники, курирующие музыкальные учебные заведения, ввели обязательное тестирование - так называемую всеобщую «аттестацию на знание предмета». Она проводится в музыкальных вузах и школах как раз в эти весенние дни – до начала мая. По словам преподавателей, если раньше достаточно было сдать тесты по специальности и собрать папку с доказательствами своей педагогической деятельности за прошедшие три года, то теперь нужно набрать еще определенное количество баллов и по таким предметам, как информатика (тесты, практическая работа), английский язык (собеседование) и политология. Особенно сложно с последним предметом: он предусматривает знание всех законов, постановлений и положений, причём важны не только их суть и содержание, но и конкретные даты издания, названия и номера глав, пункты и так далее. Все это очень сложно запомнить, о чем хорошо известно и самим проверяющим.

Официально все это принято объяснять повышением творческого и интеллектуального потенциала молодёжи и качества и эффективности работы педагогических кадров. По мнению чиновников, педагоги обязаны проходить аттестацию, чтобы привести свое базовое профессиональное образование в соответствие с современными требованиями.

Но на самом деле, считают учителя, преследуются иные цели: с одной стороны, под предлогом нехватки баллов можно легко расправиться с неугодными правдолюбами, с другой - можно сэкономить на зарплатах, которые напрямую связаны с категорией квалификации. Если наличие категории приносит приятные бонусы в виде доплаты к основной заработной плате педагога, то недобор нужного количества баллов способствует понижению категории и, соответственно, жалованья.

«Казалось бы, для чего пытаться осложнить жизнь и без того занятому под завязку учителю? – задается вопросом преподавательница академического лицея для одаренной молодежи при Государственной консерватории Узбекистана. – Знания и опыт у педагога либо есть, либо их нет. Надо судить о развитости/неразвитости личности наставника по результатам его конечного труда: как осваивают предмет его воспитанники, сколько из них после выпуска нашло себе достойное применение в жизни и так далее. Пока же я вижу лишь одну проблему – попытку «вытащить» на рейтинговые категории «своих» людей, пусть и не блистательно владеющих предметом, и «потопить» более профессиональных специалистов. Поводов хоть отбавляй – ведь не обязан музыкант знать информатику или политологию досконально, это дело сугубо профильного специалиста. Но этот спектакль беззастенчиво называют аттестацией».

По мнению собеседницы, самое обидное, что почти никто из обиженных педагогов не высказывает громко свои претензии. Сносят молча, опасаясь нажить «всесильных» врагов, которые сделают так, что в случае увольнения они не смогут никуда устроиться. Разве что заниматься частным репетиторством, что многие музыканты и делают: иначе не выживешь на скудную и получаемую с большими запозданиями зарплату творческого работника.

А судьи кто?

В марте 2017 года ташкентский веб-сайт «Узметроном» опубликовал посвященное вопросу аттестации письмо педагога одного из столичных музыкальных образовательных учреждений Н.М. По ее словам, пройти аттестацию, которую разработали Министерство просвещения, культуры и Управление лицеев и колледжей, очень сложно.

«Интересно, кто проверяет тех, кто будет проводить аттестацию и разработал такие требования? Там настолько всё усложнили! К примеру, в год нужно 40 взаимных посещений, каждые полгода проводить открытые уроки, писать доклады, расписывать планы, писать, писать... Порой нам не хватает времени, чтоб преподать урок. Мы всё пишем, пишем, пишем... Главное - на бумаге чтоб красиво было. Так, видно, этого мало, и разрабатывают ещё и ещё», - возмущается педагог.

Ее недоумение вполне понятно: при желании на любом этапе тестирования, особенно по части политологии или информатики, можно «завалить» любого, даже самого подкованного преподавателя. Ведь законы и постановления специалисты-юристы изучают годами, и не факт, что даже они знают всё.

«Моя подруга работает в музыкальном лицее, преподаёт фортепиано. Вот скажите: как знание информатики (работа с таблицами и другими программами в компьютере), умение говорить на английском, знание всех законов и постановлений поможет ей обучить учащегося игре на инструменте? Ведь комиссии не важно, что у педагога есть победители олимпиад, конкурсов и высокие достижения-показатели ее профессионализма! На это внимания не обращают. Это вовсе НЕ ВАЖНО. Вывод напрашивается сам: всё делается для снятия с преподавателя профессиональных категорий. На ком же экономить, если не на нас?» - заканчивает своё эмоциональное обращение педагог-музыкант.

В этой связи вспоминается случай в ташкентской консерватории. Один из членов аттестационной комиссии на вопрос очень уважаемого и популярного узбекского композитора с мировой известностью, имеется ли у него музыкальное образование, не моргнув глазом, ответил, что он с отличием закончил нархоз. Как правило, такие люди являются инструкторами президентского аппарата. И именно они определяют, чего достоин тот или иной музыкант-педагог…

«Наш президент [Шавкат Мирзиёев] уже не раз высказывался негативно об аттестации, но, видно, его не все услышали», - делает неутешительный вывод Н.М., задетая за живое отношением чиновников к представителям творческих профессий как к «технарям».

Результаты аттестации могут быть оспорены

Хоть чиновники и твердят о пользе аттестации, но факт остается фактом: кроме нервотрепки и бессмысленной траты драгоценного времени, которого у учителей и так не хватает, аттестация никаких знаний не даёт. А вот риск получить более низкую, чем прежде, категорию всегда имеется, уверены педагоги. Достаточно не ответить на какие-то вопросы предлагаемых заданий.

С 10 апреля по 6 мая 2017 в Узбекистане проходит специальная аттестация профессорского-преподавательского состава высших образовательных учреждений (вузов) страны. Комиссии из Государственного центра тестирования проверят педагогов на знание иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий. Такое тестирование - а пройти его должны будут 24 тысячи преподавателей - проводится впервые. Судя по замыслам правительства, проверка педагогов необходима для грамотного составления рейтингов вузов. Подробнее – в материале «Узбекистан: Шлюзы, HTML и TCP/IP, или Ради чего затевается новая аттестация преподавателей вузов?»
В таких случаях юристы советуют педагогам, не согласным с результатами тестирования, обращаться к трудовому законодательству и сличать выводы комиссии с тем, что говорит по данному поводу закон. Если обнаружатся явные противоречия или нарушения прав работника, следует обратиться в суд по факту нарушения пунктов трудового договора.

Так-то оно так, соглашаются специалисты, но, учитывая сложившуюся в стране практику ведения подобных судебных разбирательств, перспектива выигрыша для редких искателей правды вырисовывается весьма туманная… Проще обратиться в ставшую сегодня популярной виртуальную приемную президента: скорее всего, вопрос решится положительно, поскольку сам глава государства относится с большим сомнением к таким видам определения уровня профессионализма и грамотности, как аттестация.

Бесспорно, вне зависимости от результатов аттестации, члены комиссии не компетентны ставить вопрос о лишении тестируемых ученых степеней или званий.

«Подобные вопросы, как и понижение категории, должны решать ученые советы и специально созданные при Минкульте независимые комиссии, а не администрация учебного заведения, - считает преподавательница академического лицея при консерватории. – И не руководству решать - кого сокращать-понизить, а кого повысить! Это лишнее доказательство того, что командно-административная система живет и процветает. У меня нет сомнений, что подобная аттестация не будет использована начальством для закручивания гаек и расправ с несогласными».

Что думает об аттестации президент Мирзиёев

В интернете получило широкое распространение одно из самых ярких выступлений президента Шавката Мирзиёева в момент назначения им нового министра здравоохранения Адхама Икрамова, когда он несколько минут раздраженно рассуждает на тему аттестации, называя ее совершенно никчемной и бесполезной процедурой, и говорит о просчетах некоторых должностных лиц, решающих судьбы людей на основании результатов тестирования:

«Надо ставить на должность министров и хокимов (глав администраций) порядочных людей. А то хокимы областей выходят на президентский аппарат чуть ли не с просьбой о рекомендации поставить [на должность] даже сторожа. Скоро будут приняты некоторые решения [по этому вопросу]... А зачем нам нужен такой хоким? Руководителей всех отраслей, кроме должности районного хокима, назначает областной хоким! Я работал хокимом - сам знаю, сам ставил. Мы назначаем первых лиц, а хоким области сам должен выбирать претендентов на должности лично по их рабочим качествам. В президентском аппарате есть такая должность – инструктор называется. Если нужно назначать начальника лесхоза, облздрава, облоно, он может по 20 раз приглашать [из области] к себе на собеседование претендентов на эти должности! Если ты областной глава, то сам решай [эти вопросы] – все в твоей власти. Но нельзя назначать человека, судя по его образованию [диплому] – это смерти подобно.

Областной хоким сам должен руководить, сам делать назначения кадров, сам подписывать и сам решать. Кроме [начальника] милиции и прокурора, разумеется – это в аппарате решается. Надо заканчивать с этой порочной практикой, когда инструктора занимаются назначением кадров, вплоть до сторожа! Не только диплом решает, а опыт и профессиональные качества того или иного соискателя. И сам [хоким] должен ручаться за него.

Если на местах научатся вести нормальную кадровую политику, то не нужно думать о какой-то там аттестации. Это абсолютно никому не нужная, никчемная вещь. Это в корне неверный подход! Из-за этих бесполезных аттестаций сколько людей мы недооценили, растеряли. Есть среди проваливших аттестацию такие профессионалы высокого класса, которые в 10 раз умнее, профессиональнее и в 10 раз опытнее, грамотнее и патриотичнее, чем те, кто прошел эту аттестацию! Не по аттестации надо судить о людях, а по их человеческим качествам и профессиональным навыкам, опыту ведения хозяйства.

Посмотрите: иной раз тот человек, которого «забраковали» из-за того, что, видите ли, он не прошел аттестацию, гораздо мудрее и талантливее, чем тот, что сидит на [руководящей] должности. А этот ходит безработный, потому что, видите ли, он не прошел аттестацию. А судьи-то кто? Кто придумывает все эти аттестации – они сами что-нибудь хоть знают? Почему я возвращаю на прежние должности бывших хокимов и министров? Потому что если человек хоть один день проработал на такой должности, у него уже есть опыт ведения дела, стратегический подход к решению проблем. А ошибки… что ж, без ошибок не бывает... Просто руководителю нужно уметь прощать ошибки, воспитывать его, дать возможность человеку оправдать себя, реабилитировать. Создай им условия, они вдвойне оправдают надежды. Нееет, нам ведь нужно даже небольшие назначения решать через каких-то «больших» начальников из Аппарата [президента], Кабмина, Минздрава... или же Минсельхоза… И не можем мы без аттестации», - выдохнул глава государства.

Аттестацию не отменят?

Между тем, «Положение о повышении квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров системы среднего специального профессионального образования», разработанное в соответствии с постановлением первого президента от 28 мая 2012 года, утверждено постановлением Кабинета министров от 10 августа 2012-го. То есть, в бытность Шавката Мирзиёева хозяином Кабинета министров.

В соответствии с установками правительственного положения, преподавателей лицеев и колледжей республики обязали пройти переподготовку. Согласно документу, все учителя в обязательном порядке раз в пять лет проходят государственную аттестацию, работающие в лицеях и колледжах - каждые три года. В зависимости от ее результатов учителю присваивается одна из четырех категорий: специалист; учитель II категории; учитель I категории; учитель высшей категории.

Для каждой категории расписаны свои условия с учетом рейтинга учителя, его участия в общественной жизни учебного заведения, профессиональных достижений и мониторинга знаний учащихся по его предмету.

Наличие категории предполагает ощутимую доплату к основной заработной плате. Но если учитель не наберет необходимого количества баллов, категорию ему автоматически понизят...

Соб. инф.



Казахстан и Таджикистан стали героями документального сериала «Диктаторлэнд»
2017-04-13 16:17 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Британская телерадиокорпорация ВВС сняла документальный мини-сериал «Диктаторлэнд», посвященный поездкам в «самые долговечные диктатуры мира, приоткрывающим зловещую и причудливую реальность тамошней жизни». Молодой британский журналист Бенджамин Занд посетил три постсоветских страны, найдя в них общее не только в прошлом. Показ первой серии состоялся 30 марта, в ней рассказывалось о Казахстане, который британец посетил в декабре 2016 года.



Столица Казахстана Астана предстала журналисту холодной - из-за погоды - и причудливой - благодаря своей архитектуре. Конечно, нельзя было не посетить Байтерек – башню, на вершине которой находится отпечаток руки президента Нурсултана Назарбаева. «Если положить туда руку и загадать желание, то оно исполнится», - объясняет иностранцу экскурсовод. Бенджамин вкладывает руку, звучит торжественная музыка, и он загадывает желание стать президентом Казахстана. Все это время за ним наблюдает таинственный незнакомец, сопровождающий его в поездке по стране.



В Алма-Ате Бенджамин попадает на церемонию вручения неофициальной премии «Халык батыр» («Народный богатырь») Максу Бокаеву и Талгату Аяну, осужденным по политическим мотивам в ноябре прошлого года. Там же он встречается с редактором оппозиционной газеты «Трибуна.Саяси-Калам» Жанболатом Мамаем. Последний дает краткий расклад по ситуации в стране и предлагает журналисту посетить Жанаозен, где все еще сильна память о расстреле протестующих нефтяников 2011 года.

Хотя с тех событий прошло несколько лет, город патрулируют вооруженные автоматами полицейские – британец находился там как раз накануне Дня независимости, когда все и произошло шесть лет назад. Естественно, во время прогулок и встреч Бенджамина сопровождает «наружка». Таково «волнующее завершение поездки по стране, где властям, кажется, есть еще много что скрывать».

В завершении фильма о Казахстане указывается, что один из собеседников Бенджамина – журналист Жанболат Мамай в настоящее время арестован. «Нам удалось проконсультироваться с ним перед показом фильма, когда услышали, что его посадили в тюрьму. Но он сказал, что хочет остаться в фильме. Он храбрый человек», - сообщил Бенджамин Занд корреспонденту «Ферганы».

Второй «персонаж» «Диктаторлэнда» - Таджикистан - демонстрирует монументальность своей столицы Душанбе, пытаясь, как и положено в такого рода странах, поразить воображение приезжих самым-самым. Например, до недавних пор самым большим флагштоком в мире (теперь первенство за Саудовской Аравией). А еще неимоверным количеством портретов президента Таджикистана и отсутствием растительности на подбородках местных мужчин (последствия специфической борьбы с терроризмом).

Другой продукт борьбы за безопасность – молодой человек по имени Аслидин с характерной внешностью, общей для всех людей, причастных к спецслужбам. Он занимается тем, что возглавляет движение, «помогающее властям охранять улицы от людей с подозрительным поведением». Но в большей степени ему удается портить жизнь своим соотечественникам, проводя рейды за хорошее поведение.

Еще один собеседник Бенджамина – рэп-певец Барон, воспевающий президента Эмомали Рахмона. «Мы хотим показать, что мы благодарны нашему президенту, делающему добро этой стране. И потому мне не стыдно петь в честь этого человека», - объясняет свою позицию рэпер.

А за пределами Душанбе лежат горы и бедные кишлаки, составляющие основу страны, жителям которых до политики, как правило, нет никакого дела. Зато есть дело до журналиста сотрудникам спецслужб, следящими за ним почти что под облаками. «Страна может быть бедна, но всегда найдутся деньги на флагштоки и слежку за инакомыслием», - делает вывод Бенджамин Занд.

Третьей страной, «занятой» в сериале, стала Белоруссия. Пожалуй, это та страна, где президент совершенно не заботится о своем PR, замечает Занд.

Страна болот, лесов и хоккейных стадионов во многом вмерзла в СССР, в том числе и по сохранившемуся названию спецслужб - КГБ. Но даже в Советском Союзе были диссиденты, и для Бенджамина не составило труда найти Павла, побывавшего под арестом 19 раз за свое участие в акциях протеста. В том числе ему принадлежит авторство «игрушечной акции», когда он выставил в центре Минска плюшевых медведей с оппозиционными лозунгами. Тогда последовал очередной арест, который подвиг нескольких шведов на арендованном легкомоторном самолете пересечь границу с Белоруссией и сбросить на окраины Минска тысячу плюшевых медвежат, к которым были прикреплены листки бумаги с надписями в поддержку борьбы белорусов за демократию.

Завершается короткое путешествие в центре Минска, где проходит небольшая акция протеста, причем не менее половины участников – явные сотрудники спецслужб, деловито снимающих каждого из пришедших.

И все-таки, говорит Павел, Лукашенко стал мягче – сказалось его желание быть ближе к Европе.

Как сообщил Бенджамин Занд изданию «The diplomat»: «Попасть в те страны трудно, так что мы говорили властям, что снимаем программу о путешествиях, и никто из интервьюируемых не знал, что это действительно серия о диктатурах».



В избранное