← Январь 2017 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
6
|
||||
15
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Кыргызстан: Под Бишкеком на поселок рухнул грузовой самолет, 37 человек погибли
Кыргызстан: Под Бишкеком на поселок рухнул грузовой самолет, 37 человек погибли 2017-01-16 10:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Сегодня, 16 января, в 7:30 часов утра по местному времени при заходе на посадку в аэропорт «Манас» близ Бишкека потерпел крушение грузовой самолет, принадлежащий турецкой авиакомпании MyCargo Airlines. Лайнер рухнул на дачный поселок. По данным МЧС Кыргызстана, в результате крушения погибли 37 человек, разрушены 15 одноэтажных жилых дома (ТАСС приводит данные о разрушении 32 домов). В числе погибших 4 члена экипажа самолета. Еще восемь человек, в том числе шестеро детей, доставлены в больницы Бишкека.
Генпрокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель нескольких лиц» УК республики. В правительстве Кыргызстана создана комиссия по изучению причин авиакатастрофы. По версии замруководителя агентства гражданской авиации Киргизии Бакыта Джунушалиева, побывавшего на месте крушения, самолет при заходе на посадку проскочил взлетно-посадочную полосу и пытался зайти на второй круг. «По какой-то причине это не получилось, мы не знаем, как действовал пилот и какие принимал решения», - добавил он. Известно, что в это утро в районе аэропорта был густой туман. Турецкий лайнер выполнял коммерческий рейс из Гонконга через Бишкек и далее в Стамбул. В аэропорту «Манас» работают психологи и психиатры, которые оказывают помощь родственникам погибших и пострадавших. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выразил соболезнование родным погибших и распорядился оказать помощь всем пострадавшим. В Кыргызстане 17 января объявлен днем траура, сообщает 24.Kg.
На месте трагедии работают пожарные и поисково-спасательные службы, ведутся работы по разбору завалов, работают кинологи с собаками. В настоящее время аэропорт «Манас» не принимает и не выпускает воздушные суда, работа авиагавани будет приостановлена до 16 часов, передает Zanoza. Узбекистан: Гульнара Каримова допрошена в Ташкенте швейцарскими прокурорами. Она «была настроена агрессивно» 2017-01-16 11:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Старшая дочь покойного президента Узбекистана Гульнара Каримова была допрошена 9 и 10 декабря двумя представителями швейцарской прокуратуры. Об этом женевский адвокат Каримовой Грегуар Манжа (Grégoire Mangeat) рассказал в интервью газете Neue Zürcher Zeitung. По его словам, допрос велся в присутствии двух узбекских прокуроров и двух узбекских адвокатов. Последние в ходе процесса не проронили ни слова, а самому Манже, пытавшемуся задать свои вопросы, узбекские прокуроры пригрозили лишить возможности присутствовать на допросе. Отвечая на вопрос о реакциях допрашиваемой, Манжа отметил, что Гульнара Каримова была настроена «агрессивно и проявила удивительную стойкость». Она отказалась подтвердить свои предыдущие заявления, а по поводу расследуемого в Швейцарии дела заявила, что «не будет никак его комментировать до тех пор, пока не ознакомится с его содержанием», переводит ТАСС. Каримова, по словам Манжи, «никогда не была фигурантом какого-либо разбирательства» и «никогда не видела ни одного документа по этому делу и не имела возможности высказать свою точку зрения». По его словам, лишь 21 августа 2015 года в 8 часов утра к ней приходил узбекский прокурор. Напомним, что в августе 2015 года США обратились к Ирландии, Бельгии, Люксембургу, Швеции и Швейцарии с просьбой арестовать активы на общую сумму $1 млрд в рамках расследования связанных с именем Гульнары Каримовой сомнительных сделок на телекоммуникационном рынке Узбекистана с участием компаний Vimpelcom, MTS и TeliaSonera. На допросе 9-10 декабря Каримова вступила в жёсткую конфронтацию с узбекскими прокурорами, продолжает Манжа, но дважды разрыдалась - когда речь шла о праве на встречи с дочерью. «За последние два года мать с дочерью смогли увидеться всего несколько раз, и все встречи прошли под сильным контролем и в условиях, которые никоим образом не соответствуют международным стандартам в области прав человека», - заявил Манжа. По его словам, до декабрьского допроса Гульнара Каримова находилась под массированным давлением. Адвокат намерен обратиться в международные организации с просьбой о защите её прав. Пресс-секретарь швейцарской прокуратуры в Берне подтвердила газете The Wall Street Journal, что представители Канцелярии Генерального прокурора посетили Узбекистан, но от комментариев о ходе расследования отказалась. Манжа сообщил, что Гульнара Каримова была арестована в ночь на 18 февраля 2014 года из-за «сложных политических и семейных обстоятельств и интриг, приведших к этой неприемлемой ситуации». Она содержится в «маленькой пристройке к ее бывшему дому в центре Ташкента», находясь в полной изоляции от внешнего мира. Ему удалось увидеться и поговорить со своей подзащитной лишь в декабре 2016 года – накануне встречи со швейцарскими прокурорами. Манжа отметил, что состояние здоровья Каримовой вполне хорошее. Отвечая на вопрос о возможности внесудебного урегулирования, Манжа сказал, что он ничего не знает о таких переговорах. Расследования сомнительных сделок на телекоммуникационном рынке, связанных с именем Гульнары Каримовой, прокуратуры Швейцарии, Нидерландов, США, Швеции ведут с осени 2012 года. По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP), коррупционные схемы Каримова использовала в контактах, по меньшей мере, с шестью телекоммуникационными компаниями. Тем, кто согласился на ее условия, она помогла получить лицензии для работы в Узбекистане, тех, кто отказался, раздавила, среди последних были три американские компании. В августе 2015 года сообщалось о просьбе США к ряду стран арестовать связанные с Каримовой активы на общую сумму $1 млрд. В январе 2016 года стало известно, что глава узбекского Минюста Музраф Икрамов направил Эндрю Картеру письмо, в котором заявил о намерении Узбекистана получить деньги, замороженные в рамках связанного с Каримовой дела. В апреле Министерство юстиции США конкретно и открыто назвало старшую дочь узбекского Ислама Каримова подозреваемой в получении взяток и отмывании средств. В мае Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приостановил до 31 июля дела, связанные с Каримовой, по просьбе Вашингтона и Ташкента, которые заявили о намерении внесудебно договориться о судьбе замороженных в рамках расследования коррупционных схем сотен миллионов долларов. Попытка не увенчалась успехом, и суд дал сторонам ещё три месяца на урегулирование вопроса - до конца января 2017 года. Решение разрешить швейцарскими прокурорам провести допрос Гульнары Каримовой знаменует собой сдвиг со стороны узбекских властей, которые в бытность Ислама Каримова блокировали вопросы сотрудничества в судебной сфере, отмечает The Wall Street Journal. По мнению аналитиков, это может указывать на желание нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева подвести черту под затянувшимся коррупционным скандалом, запятнавшим имидж страны. Подробнее по этой теме - в материалах рубрик «Гульнара Каримова» и «Teliasonera». Казахстан: Бывший замглавы администрации президента арестован за разглашение гостайны 2017-01-16 13:36 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Баглан Майлыбаев Майлыбаев и ещё один бывший сотрудник администрации президента Николай Галихин были задержаны 12 января, им инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 1, 3 статьи 185 («Незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов») Уголовного кодекса Казахстана. Максимальное наказание по этой статье составляет 8 лет лишения свободы. 14 января Есильский районный суд Астаны выдал санкцию на арест обоих сроком на два месяца. Майлыбаев и Галихин водворены в следственный изолятор КНБ, в их домах проведены обыски, в ходе которых были изъяты вещественные доказательства. По неофициальным данным, задержанным в рамках этого дела якобы инкриминируется хищение в период 2014-2015 годов 1,3 млрд тенге ($7 млн по курсу тех лет), которые были выделены на проведение политических и исторических исследований через один из вузов Астаны. Кроме того, Майлыбаев вместе с другими задержанными сотрудниками администрации президента подозревается в причастности к уголовным преступлениям в рамках дела арестованного бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева. Доктору юридических наук Баглану Майлыбаеву 42 года. Широкой общественности стал известен в 2002 году, когда возглавил пост директора департамента СМИ министерства культуры, информации и общественного согласия Казахстана, а затем стал президентом АО «Республиканская газета «Казахстанская правда». В 2003 году занял пост президента акционерной компании «Зан», а в 2004-м стал руководителем пресс-службы президента Казахстана. Позже был председателем комитета информации и архивов Министерства культуры и информации, вице-министром культуры и информации и пресс-секретарём президента. С октября 2011 года по январь 2017 года был первым заместителем руководителя администрации президента, курировал вопросы внутренней политики и идеологии. 12 января на этот пост был назначен Марат Тажин. Напомним, в конце декабря 2016 года по этой же статье 185 были задержаны бывший председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Нартай Дутбаев и два чиновника - Хасен Нурлан и Ерлан Нуртаев. Узбекистан: Президент устроил разнос правительству, которое возглавлял в течение тринадцати лет 2017-01-16 15:25 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая 14 января на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и направлениям экономической программы на 2017 год, обрушился с критикой на членов правительства, которое сам возглавлял в течение тринадцати лет.
В своем докладе недавно вступивший в должность президента страны Шавкат Мирзиёев потребовал, в частности, не планировать дефицит бюджета, а только его профицит, пригрозил руководителям ключевых экономических министерств и ведомств персональной ответственностью «за невыполнение намеченных планов». Заместитель премьер-министра, руководитель комплекса по вопросам развития экспортного потенциала и машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции, председатель правления компании «Узавтосаноат» Улугбек Розукулов и вице-премьер, руководитель комплекса по вопросам геологии, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности Гуломжону Ибрагимову получили выговоры. А глава компании «Узнефтмахсулот» Бахтиёр Султанов и руководитель компании «Узэлтехсаноат» Эркин Иминов были уволены со своих постов «за недостатки в работе». Полный текст доклада публикует сегодня информагентство «УзА», сайт которого, к сожалению, не всегда доступен из-за рубежа. Поэтому мы перепечатываем его полностью, чтобы иметь текст в своем архиве (открыть файл в отдельном окне). Ведь очень любопытно будет через некоторое время посмотреть, как реализуются поставленные главой узбекского государства цели, а также проследить дальнейшую судьбу упомянутых в речи Мирзиёева высоких государственных чиновников. Казахстан: В очереди за временной регистрацией умер ещё один человек 2017-01-16 15:34 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Утром 16 января в центре обслуживания населения (ЦОН) Алатауского района Алма-Аты, ожидая своей очереди на регистрацию во временном жилье, скончался 52-летний Жарас Куандыков.
«Он стоял в очереди за пропиской, когда ему стало плохо. Сотрудники ЦОНа просто смотрели, а я позвонил по «103». Скорая помощь ехала час. Я закрыл ему глаза, и лицо накрыл его шарфом. Тело вынесли через чёрный ход в целлофановом мешке», – сообщил сайту Informburo.Kz свидетель по имени Калелхан. Пресс-служба государственной корпорации «Правительство для граждан» выразила соболезнование семье скончавшегося в очереди жителя Алма-Аты и опровергла сообщение свидетеля, подчеркнув, что «Скорая помощь» прибыла в алатауский ЦОН через 9 минут после поступившего звонка на пульт «103». Вместе с тем, «Правительство для граждан» признало, что Жарасу Куандыкову стало плохо и его не удалось спасти именно в здании центра обслуживания населения.
Надо заметить, что это уже вторая смерть человека, произошедшая после начала массовых штурмов казахстанцами центров обслуживания населения по всей стране. Огромные очереди фиксируются с 5 января 2017 года. Поводом для ажиотажа послужило требование МВД Казахстана об обязательной регистрации гражданами страны по месту временного проживания. Первая смерть в очереди за регистрацией временного жилья была зафиксирована (в ЦОНе посёлка имени Отеген Батыра Алма-Атинской области, где 59-летний мужчина так и не дождался встречи с инспектором миграционной службы МВД Казахстана. Правительства и население Центральной Азии пока не способны предотвратить нарастающий кризис водных ресурсов 2017-01-16 16:17 ferghana@ferghana.ru (А.Ильхамов) В январе 2017 года в журнале Harvard International Review вышла статья о проблемах водоснабжения в Центральной Азии. Ее автор - ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS), историк и социолог Алишер Ильхамов. Он считает, что главная причина водных проблем в постсоветской Центральной Азии - нездоровый климат межгосударственных отношений на региональном уровне. Мы предлагаем заинтересованным читателям сокращенный перевод этой работы на русский язык. Не так давно, в 2016 году, Всемирный институт ресурсов опубликовал любопытную карту под названием «Пострановой водный стресс» (Water Stress by Country), показывающую в сравнительной перспективе недостаток пресной воды, испытываемый странами мира. Эта карта четко обозначает Монголо-Аравийский пояс повышенного водного стресса, куда помимо Монголии, Афганистана, Ирана, Пакистана и Аравийского полуострова входит и Центральная Азия (эта зона на карте выделена темно-красным цветом). С учетом ряда факторов можно утверждать, что эти страны находятся в зоне нарастающего, но уже ощутимого кризиса нехватки пресной воды. Однако грядущая нехватка пресной воды является только частью более широкой проблемы нехватки водных ресурсов в регионе Центральной Азии. Сюда входит также нехватка поливной воды для земледелия, загрязнение двух главных водных артерий стоками от полива земель, с повышенным содержанием солей и агрохимикатов, широко используемых в сельском хозяйстве и, как результат, социально-экономический кризис районов, находящихся в низовьях стока двух главных рек региона, Аму-Дарьи и Сыр- Дарьи. Следствием этой проблемы является также низкое качество жизни населения в районах низовья, вынужденного потреблять вредную для здоровья воду повышенного содержания солей. Хотя пока питьевой воды хватает, те, кто бывал скажем в Ургенче, Нукусе или Бухаре, могут подтвердить, какого отвратительного вкуса там вода из крана. Водопроводная вода плохого качества даже в Фергане. Это во многом потому что сброс из ирригационных систем после промывки от солей и орошения нещадно эксплуатируемых сельскохозяйственных земель идет обратно в две основные реки региона, неся в эти реки накопившиеся на полях соли, а также остатки от всякого рода агрохимикатов.
Проблемы и решения на национальном уровне Долгосрочное решение проблемы водоснабжения в регионе во многом зависит и от внутренних факторов. Я бы назвал по крайне мере три такие фундаментальные проблемы, которые могут быть решены только на национальном уровне. Первая проблема – это повышенная потребность в водных ресурсах, связанная с доминированием сельского хозяйства в структуре производства стран региона (исключение – Казахстан). Это происходит из-за недостатка институциональных условий для развития промышленности и сферы услуг. Такая отраслевая пропорция экономики консервирует высокий удельный вес потребления воды на нужды сельского хозяйства. По оценкам экспертов, на эти нужды уходит 91.3% водных ресурсов, в то время как на нужды населения – всего 4.4%, а промышленности – 4.3%. В рамках же сельского хозяйства львиная доля расходов воды приходится на ирригацию. Так, согласно узбекскому эксперту Арустану Жолдасову, в ирригационных сетях Узбекистана теряется до 50% водных ресурсов. Тут видится два пути выход из этой ситуации – рационализация развития самого сельского хозяйства, а также повышение доли и роли «городских» сфер производства, промышленности и сферы услуг. Но как вы сможете рационализировать сельско-хозяйственное производство, если фермеров в Узбекистане облагают принудительными квотами и обирают до последней нитки посредством ножницы цен? Откуда у фермера возьмутся средства и желание применять водосберегающие и прочие новейшие технологии сельскохозяйственного производства, если на него постоянно взваливают непосильные и обязательные к исполнению планы сдачи хлопка без учета деградации и соленизации почв, то откуда появится стимул соблюдать современную агрономическую науку, проводить ротацию урожаев, отводить земли под пары и, тем самым, снижать общий объем потребления воды? Эти вопросы остаются на сегодняшний день риторическими. Решением также было бы ускорение процесса урбанизации, для чего нужны новые рабочие места в промышленности и сфере услуг, то в свою очередь значительно снимет нагрузку на имеющиеся водные ресурсы. Но здесь вопросы возникают к самой стратегии экономического развития и механизмам их осуществления. Если в Узбекистане и Туркменистане до сих пор сохраняется ручное, то есть директивно-командное управление целыми отраслями, если бизнес не защищен от административного произвола властей всех уровней, то о каком развитии «городской» экономики в целом может идти речь? Вторая проблема тесно связана с первой - это все еще сохраняемая высокая рождаемость в регионе, что естественным и пропорциональным образом повышает совокупную потребность в пресной воде. Хотя коэффициент рождаемости в странах региона постепенно падает, в целом совокупные показатели роста населения все равно растут неуклонными темпами. В Узбекистане, к примеру, число рождений на одну тысячу населения снизилось с 35 в 1991 г. до 19-20, т.е. в 1,8 раза. Аналогичная картина в Таджикистане. Тем не менее, общая численность населения все равно растет. Так, только в одном 2016 г. общая численность населения Узбекистана выросла за год на 444 тысячи человек или на 1,5%, а в последние 5-6 лет ежегодный прирост населения составлял в пределах 410-440 тысяч. Повышению рождаемости способствует сохраняющаяся высокая доля сельского населения. Так, в Узбекистане, эта доля только росла в постсоветский период, с 60% в 1991 г. до 64% в 2007 г., что идет в разрез с общемировой тенденцией к снижению доли сельского населения. В Таджикистане на протяжении последних лет доля сельского населения остается еще более на высоком уровне – 73%. Что это означает? Сельские жители склонны к более высокой рождаемости, чем горожане, - таковы их установки и жизненные планы, здесь более сильны патриархальные устои. Так, по данным социологических опросов последних лет, в среднем сельская семья планирует заводить 4-5 детей, в то время как городская – двоих-троих. Конечно, в реальности далеко не все те, кто отмечен в данных статистики сельскими жителями, фактически проживают на селе. Огромное число молодых сельчан выезжают в Россию и Казахстан на заработки, но там они заняты в основном малоквалифицированными видами труда, что только консервирует патриархальные устои и не приводит к ускорению урбанизации. Наконец, третья проблема – это явное отсутствие политической воли на государственном уровне решать вопросы водосбережения, привлекать к обсуждению этой проблемы гражданское общество. А общественности есть что обсудить, ведь к старым проблемам добавляются новые, скажем, проблема глобального потепления. Так, исследование Межправительственной группы по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change), действующей под эгидой ООН, показывает, что с начала ХХ-го столетия общая температура в регионе Центральной Азии возросла на 1-2% и что следует ожидать в предстоящие десятилетия дальнейшего повышения температуры еще на 2-4%. Это, согласно исследованию Всемирного банка, может привести уже в ближайшие 20 лет к падению совокупного валового внутреннего продукта на 11%. Наиболее негативно повышение температуры скажется на состоянии сельского хозяйства. Так, согласно прогнозам, к середине нынешнего столетия из-за таяния горных ледников речной сток в бассейне реки Амударья уменьшится на 30% по сравнению со средним стоком последних 10 лет. При этом весной будут наблюдаться наводнения, а во время жарких летних месяцев в вегетационный период - засуха. Готовы ли страны региона к этому сценарию? Имеют ли вообще об этом сценарии адекватное представление? Обсуждается ли он в прессе, в академических кругах? По крайней мере, признаков широкого обсуждения в обществе не видно. А какие страны прежде всего заинтересованы в этом обсуждении? Конечно, прежде всего те, у кого наблюдается наибольший недостаток водных ресурсов, то есть Казахстан (его южные районы), Туркменистан и Узбекистан. Но что мы видим на практике? Согласно автору журнала Nature Olli Varis, Туркменистан потребляет примерно 5,5 тыс. кубических метров воды на душу населения, что является самым высоким показателем в мире. Это в четыре раза больше, чем, например, в США, и в 13 раз больше, чем в Китае. Узбекистан и Кыргызстан, потребляющие примерно по 2 тыс. кубометров воды на душу населения, стоят в мировом рейтинге расточителей водных ресурсов на 4-м и 5-м местах соответственно. Таджикистан с Казахстан расположились на 7-м и 11-м местах соответственно. Вывод очевиден: именно страны низовий рек Амударья и Сырдарья непростительно расточительны в расходовании воды. Для решения этой проблемы нужны не маниловские планы поворота сибирских рек, на что делали ставку руководители страны в поздний период существования СССР, а продуманный государственный подход на национальном уровне, который бы не диктовал, что надо делать, а учитывал интересы разных стейкхолдеров и создавал адекватные стимулы. Наконец, нужна политическая воля исполнять задуманное. Проблемы регионального сотрудничества Казалось бы, недостатка внимания к проблеме рационального использования водных ресурсов за последние пару десятилетий в регионе не было. В Центральной Азии созданы и функционируют ряд национальных и региональных учреждений, к примеру, Международный фонд спасения Арала, Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии, а также Научно-информационный центр при нем. Осуществлен и продолжает осуществляться ряд проектов, финансируемых международными донорами, такими как Швейцарское, Германское, Американское агентства международного развития, ООН, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Евросоюз и т.д., создан ряд информационных ресурсов и баз данных, например, портал CAWATER.info. То есть, финансовых средств и интеллектуального потенциала достаточно, чтобы эффективно решать проблему. Однако с эффективностью что-то не получается. Пора задаться вопросом, а какова отдача от всех этих начинаний и проектов? Есть ли какие-то индикаторы успеха? Думаю, многие с хода назовут хотя бы такой важнейший индикатор, как состояние Аральского моря, которое в пору его относительно полной заполненности водой считалось четвертым в мире с точки зрения площади водной поверхности. Сегодня положение с Аральским морем уже катастрофическое.
По имеющимся данным видно, что по состоянию на 2016 г. исчезло 90% процентов водной поверхности Аральского моря. Спрашивается, а чем все последние десятилетия занимался межгосударственный Фонд спасения Арала? Ведь начинал он свою деятельность еще в то время (в 1993 г.), когда в Арале еще сохранялось 50% от былой водной поверхности, если за исходную точку брать 1968 г. Указанная тенденция усыхания Арала говорит только об импотентности этого межправительственного органа, призванного спасти Аральское море, но не справившегося с поставленной задачей. На практике мы видим прямо противоположное тому, для чего создавался Фонд. При этом высыхание Арала произошло не по естественным, а по антропогенным причинам, в результате хозяйственной деятельности, главным образом из-за экстенсивного развития сельского хозяйства, о чем я сказал выше. Получается, что фонд и его миссия были уже изначально обречены, поскольку Узбекистан и Туркменистан ничего не хотели менять в своей экономической политике. Примерно то же, что и про Фонд спасения Арала, можно сказать и о других межгосударственных институтах, которые в постсоветский период создавались в регионе Центральной Азии. Ни один из них так и не состоялся с точки зрения реализации их заявленной миссии, главным образом потому, что уровень взаимодействия и сотрудничества между странами региона остается на низком уровне. Причем не получается сотрудничества между двумя группами стран, тех, которые находятся в верховьях главных рек региона и не испытывают недостатка воды, и тех, которые находятся в низовьях основных водных артерий. К первой группе стран относятся Кыргызстан и Таджикистан, значительная доля территорий которых находится в высокогорье, а ко второй – Казахстан (южные районы), Туркменистан и Узбекистан, отличающихся засушливым климатом и значительной площадью степей и пустынь. Посмотрим, как распределены водные ресурсы между этими группами стран. Так, на Кыргызстан с Таджикистаном приходится 85% годовой циркуляции воды рек и водоемов в районе Аральского моря (район бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи), оставляя 15% остальным трем странам. В расчете на душу населения в первой группе стран приходится 6 тысяч кубических метров воды в год, в то время как во второй группе - 304, то есть в 23 раза меньше. Казалось бы, такое неравномерное распределение водных ресурсов диктует сотрудничество между двумя группами стран в целях более рационального распределения.
Однако, вместо того, чтобы договариваться друг с другом о рациональном распределении водных ресурсов, страны региона все более отдалялись друг от друга, ограничиваясь периодическими декларациями о сотрудничестве. Более того, в регионе сложилась перманентно-конфликтогенная обстановка, которую можно квалифицировать как своего рода холодную войну между отдельными соседями. Красноречивое свидетельство этому - порой несдержанная риторика лидеров государств в адрес друг друга (главным образом, со стороны покойного Ислама Каримова), периодически вспыхивающие пограничные конфликты, блокирование трансграничных транспортных коммуникаций, наконец, не прекращающийся спор на повышенных тонах относительно распределения водных ресурсов. Наибольшая напряженность наблюдалась до недавнего времени между Узбекистаном, с одной стороны, и Кыргызстаном и Таджикистаном, с другой. В чем суть конфликтной ситуации? Главным образом в том, что каждая из сторон обладает определенными преимуществами, позволяющими использовать эти преимущества в качестве рычагов давления друг на друга, чем они и пользовались в полной мере. Так, Узбекистан обладает запасами газа, в то время как Кыргызстан и Таджикистан не имеют достаточных запасов ни нефти, ни газа, чтобы обеспечить свои внутренние нужды. Этим Узбекистан часто пользовался в целях шантажа, частично из-за задержек оплаты, частично - по политическим причинам, а в последнее время - чтобы не допустить строительства и эксплуатации в этих странах крупных гидроэнергетических сооружений, которые, по мнению узбекского правительства, позволят этим странам шантажировать Узбекистан путем регулирования стока воды в страны низовья рек Амударья и Сырдарья. В ответ на газовый шантаж Узбекистана и желая развивать свой сектор энергетики, причем с расчетом на экспорт электроэнергии, Таджикистан и Кыргызстан сделали ставку на строительство крупных гидроэлектростанций, которые требуют значительных инвестиций для строительства крупных водоемов и высоких дамб. Кыргызстан продвигает два крупных гидроэнергетических проекта на горной реке Нарын, спроектированных еще в советское время. Более крупный из них и требующий больших финансовых инвестиций – это Камбарата-1, с высотой дамбы в 275 м. Второй проект - менее масштабный и дорогостоящий, это Камбарата-2, с высотой дамбы в 60 м. В 2007 г. Кыргызстан возобновил строительство обеих гидроэлектростанций, но из-за отсутствия серьезного интереса у международных инвесторов проекты продвигаются очень медленно. Относительно более успешно продвигается строительство Камбараты-2, где уже в 2010 г. был запущен один из трех запланированных гидроагрегатов, что позволило выйти на выработку электроэнергии на 60% проектной мощности. Особо горячий спор развернулся между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу решения Душанбе разморозить и дать ход проекту строительства Рогунской ГЭС, который тоже был разработан, когда еще существовал СССР, и начал реализовываться в 1986 г. с проектом строительства дамбы высотой 335 метров и установкой шести гидроагрегатов. Как и камбаратинский проект, рогунский тоже был заморожен в начале 90-х годов из-за недостатка средств и гражданской войны 1992 – 1997 годов. В 2010 году таджикские власти объявили кампанию по продаже акций Рогуна, но привлекли таким образом всего 120 миллионов долларов. Несмотря на трудности с привлечением инвестиций, президент Рахмон настроен решительно довести проект до конца, видя в нем путь к достижению энергетической независимости страны и повышению ее экспортного потенциала. Сразу после смерти Ислама Каримова, главного оппонента проекта, Имомали Рахмон дал команду по началу возведения плотины Рогуской ГЭС. При Каримове Узбекистан развернул широкую кампанию на региональном и международном уровнях против кыргызского и таджикского проектов, особенно против последнего, чтобы не допустить строительства высоких дамб, которые позволят Кыргызстану и Таджикистану накапливать в крупном количестве стоки воды в водохранилищах на реках Нарын и Вахш, и тем самым, по его мнению, наносить ущерб бесперебойной подаче воды в мелиоративные сети страны в летний период. На словах, главный аргумент узбекских властей заключается в утверждении о высоком риске прорыва самой высокой в мире плотины, воздвигнутой в зоне высокой сейсмичности. Для разрешения спора таджикская сторона в 2010 г. заключила соглашение со Всемирным банком о проведении независимой международной экспертизы проекта строительства Рогунской ГЭС. В 2014 г. были оглашены итоги экспертизы, согласно которой строительство ГЭС, как она была спроектирована в советское время, то есть с высотой дамбы до 335 метров возможно при условии некоторых технологических изменений. Однако Узбекистан с выводами комиссии не согласился, заявив, что никогда не поддержит этот проект. Однако, по моему мнению, суть разногласий состоит в следующем. Если в советское время со стороны Москвы осуществлялся надзор и соблюдение баланса в распределении энергетических ресурсов в масштабах региона, при котором, с одной стороны, устанавливался график и квоты для спуска воды из водохранилищ, находящихся на территории Кыргызстана и Таджикистана, а с другой - Узбекистан обеспечивал эти страны газом, то в постсоветский период каждая сторона стала тянуть одеяло на себя, тем самым нарушив ранее установленный баланс. Поставки газа соседям стали идти с перебоями, особенно в зимнее время. В свою очередь, Кыргызстан и Таджикистан стали по максимуму спускать воду из своих водохранилищ в зимнее время для выработки дополнительной электроэнергии. Это стало приводить к затоплению населенных пунктов и перезаполнению водоемов на территориях Узбекистана и южной части Казахстана, в результате чего меньше воды оставалось для спуска в летнее время, когда нужда в водных ресурсах в странах низовий рек максимальна. Чтобы не допустить реализации проекта строительства Рогунской ГЭС, помимо дипломатического давления, Узбекистан стал прибегать к методам экономической блокады, начав с Таджикистаном железнодорожную войну. В 2011 г. был взорван мост в Сурхандарьинской области Узбекистана, по которой пролегал железнодорожный пусть из южных районов Таджикистана (г. Курган Тюбе) через территорию Узбекистана (через г. Термез) в третьи страны СНГ. Вполне очевидно, что мост был подорван узбекской стороной, чтобы лишить соседнюю страну возможности использовать Узбекистана как транзитную территорию для своих составов. Как мы видим, сложился нездоровый климат межгосударственных отношений на региональном уровне, что, конечно, никоим образом не способствует предотвращению водного кризиса. Со смертью Ислама Каримова наметилось некоторое потепление отношений между Узбекистаном, с одной стороны, и Кыргызстаном и Таджикистаном, с другой, стороны стали чаще встречаться друг с другом, разбирать накопившиеся проблемы. Но пока не ясно, насколько устойчивым будет этот процесс межгосударственного диалога, приведет ли он к преодолению климата взаимного недоверия и презумпции злонамеренности соседей, а в конечном итоге – к договоренности об установлении и поддержании на практике регионального водно-энергетического баланса. Достижение этой цели является своего рода испытанием для суверенитета стран региона. Ведь суверенитет заключается не в том, что «творю, что хочу» относительно национальных ресурсов и территорий, а в том, чтобы распоряжаться своими правами и своим правом собственности ответственно, принимая в расчет взаимосвязь и взаимозависимость интересов всех соседей по региону. Алишер Ильхамов, ассоциированный научный сотрудник Лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS), историк и социолог |
В избранное | ||