Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Узбекские свадьбы: Великая ценность традиции или причина многолетних мук?

21.05.2007 11:42 msk   Бобур Мирзоев

Узбеки по праву гордятся своими уникальными национальными традициями и обычаями, в том числе свадебными. Праздничностью и живописностью узбекских свадеб восхищаются люди далеко за пределами Узбекистана. Однако в последнее время традиции принимают порой такие уродливые формы, которые не только дискредитируют неповторимое своеобразие узбекской культуры, но и превращают жизнь простых людей в сплошные муки. То, что эта проблема наболела, ярко проявилось в ток-шоу «Куз тегмасин» («Чтобы не сглазили») Наманганского областного телевидения.

Несмотря на все усилия ведущего передачи направить разговор в «позитивное» русло, собравшиеся в телестудии люди больше высказывались о негативных сторонах свадебных обычаев. Было видно, что авторы ток-шоу ставили своей целью в очередной раз восхвалить неповторимые обычаи народа, о чем свидетельствовало и само название передачи. Однако наманганцам хотелось говорить о другом, более важном для них.

После воодушевленного вступления ведущего, в котором он рассказал о культурном наследии предков, обрядах, «сопровождаемых карнаями и сурнаями, шумным весельем на всю махаллю», одна из участниц заговорила о проблеме неподготовленности молодых людей к супружеской жизни. Женщина отметила необходимость умения выбирать не только невест, как это принято, но и женихов, которые должны бы иметь хорошее образование, специальность, владеть каким-нибудь ремеслом и так далее.

Восхищенный отзыв ведущего о свадьбе как «великой ценности, великой школе воспитания» вызвал ироническое замечание у другой участницы ток-шоу. «Да конечно, свадьбы много дают молодежи в воспитательном плане, - сказала она, не представляясь, также как и все остальные участники ток-шоу. - К примеру, к свадьбам люди готовятся несколько лет, то есть - годами копят деньги». Ее мысль продолжила другая участница, заговорив об искажении обычаев, при соблюдении которых ныне «усиливается излишняя помпезность». «Гостям подается несколько блюд, гости одариваются сарпо (полным комплектом одежды от носков до головного убора. – Ред.), а провожая домой, им дают еще и большие свертки с гостинцами. А те, в свою очередь, боятся, что за все это после свадьбы им надо будет ответить тем же. Эти лишние расходы ложатся тяжелым бременем на малообеспеченные и многодетные семьи».

Восхищаясь манерами общения между родителями молодоженов в ходе сватовства, ведущий передачи заявил: «Пусть мировые дипломаты учатся у них [ведению переговоров]». Однако и на этот раз он не нашел у зала поддержки. «Сейчас вошло в моду приносить после свадьбы в дом жениха по несколько саватов (большие плоские плетеные корзины. – Ред.), - сказала одна из участниц. – Сваты порой ссорятся из-за количества этих саватов. Бывают даже случаи разводов на этой почве». По некоторым данным, после свадьбы на день рождения жениха или устраиваемый им «гап» (мальчишник. – Ред.) родители невесты приносят до сорока саватов с различными гостинцами и напитками.

Примечательно, что если об этом, да и о других столь же дорогостоящих обрядовых мероприятиях заговорить с любым узбекистанцем, он обязательно возмутится ими. Однако, несмотря на массовое осуждение «современных» обычаев и наличие специальных постановлений руководства страны, требующих сокращения расходов на свадьбы и поминки, искоренить излишества не удается. По словам активиста махаллинского (квартального) комитета одного из районов Андижанской области, попросившего не называть его имени, эти проблемы одинаково актуальны для всей Ферганской долины, включая южные регионы Киргизии, где проживают узбеки. «Количество подарков, саватов стало мерилом авторитета и уважения сторон, - сетует он. - Все это исходит от наших женщин, а мужчины соглашаются с ними, «лишь бы не было скандалов, чтобы дочь в новом доме не упрекали». Другая причина – извечное «что скажут люди?».

Тем не менее, в обществе все же находятся «еретики», которые не боятся «общественного гнева и осуждения». Одна из участниц передачи рассказала, что помпезной свадьбе предпочла скромную, а вместо того, чтобы копить деньги на торжества, покупала своей дочери хорошие книги и дала ей высшее образование. «Это стало моим главным приданым для дочери, - сказала она. – Жизнь показала, что я не ошиблась, наши дети счастливо живут и все завидуют нам». Однако людей с таким мышлением пока немного, гораздо больше тех, кто готов рассориться с новыми родственниками из-за свадебных расходов. Нередко подобные ссоры и споры между родителями жениха и невесты приводят к разводу молодоженов.

В ток-шоу, прошедшем на Наманганском телевидении, прозвучали нарекания и в адрес сепа – приданого, являющегося главной «головной болью» родителей, у которых есть дочь на выданье. В разных регионах страны сеп имеет свои особенности. Например, в Ташкенте родители невесты провожают ее в новую жизнь не только с бесчисленным количеством одежды, всякого тряпья и полным комплектом мебели для дома, но и с золотыми украшениями, собранными строго по перечню. «Не зря сказано, что место человека, вырастившего и выдавшего замуж трех дочерей, в раю, - говорил когда-то мой знакомый из Ташкента. - Правда, я не знаю, как и где мы с женой будем жить после замужества наших дочерей». В семье простого токаря растут четыре дочери, нет ни одного сына, жена подрабатывает шитьем женской одежды.

Проведение свадеб в ресторанах и кафе ныне стало модным и в небольших населенных пунктах, хотя там все еще распространены обычные свадьбы, на которые традиционно, по приглашению и без, собирается чуть ли не все село. На плов, приготовленный в столитровых казанах, другие угощения, различные обряды, требующие больших денег, люди тратят все накопленное ими за многие годы порой аскетического существования. В народе очень популярна фраза «Пусть уходит шавля (популярное узбекское блюдо из риса. - Ред.), зато авторитет останется при себе». То есть, для того, чтобы «сохранить авторитет и честь семьи», люди продолжают беспрекословно следовать устоявшимся годами «современным обычаям», которые появлялись при советской власти по мере улучшения жизненного уровня населения.

Следует отметить, что власти, как на местах, так и на самом верху, предпринимают попытки упорядочить свадебные и поминальные мероприятия, из-за которых, отчасти, население не может улучшить свое экономическое положение. Однако желаемых результатов пока нет, что неудивительно: во-первых, каждая кампания, инициированная властями в этом направлении, продолжается от силы год-два, затем все снова возвращается на круги своя; а во-вторых, сами чиновники не спешат показывать населению собственный пример разумного проведения свадебных торжеств и поминальных мероприятий, а наоборот, всячески демонстрируют свою расточительность, тем самым заставляя и обычных людей стремиться «быть не хуже других». В стране достаточно популярны фильмы и юморески, показывающих разорившихся после свадьбы родителей, однако они так и остаются на протяжении многих лет всего лишь отражением узбекской действительности, поскольку пока ничто не в силах изменить психологию людей.

«Наши свадьбы – как океан, в одной передаче обо всем [про эти свадьбы] не расскажешь, не раскроешь даже одной их грани, - вдохновенно завершает программу ведущий ток-шоу «Куз тегмасин». - В свадьбах великая ценность, они отражают наш коллективизм. Объединение нам необходимо, ибо перед нами стоят великие цели. …Чтобы не сглазили».

Приглашенная на ток-шоу публика, так и не высказав до конца все наболевшее, покидает зал. Думается, эта теледискуссия могла бы действительно помочь в решении накопившихся проблем, если бы ее авторы вместе с ведущим поставили перед собой более важные задачи, нежели традиционное восхваление узбекистанской действительности.

* * *

Конфликт религиозного и светского образования на юге Киргизии - проблема, созданная искусственно

21.05.2007 15:33 msk   Абдумомун Мамараимов (Джалалабад)

Подходит к концу очередной учебный год, и совсем скоро родители, уставшие от школьных проблем своих чад, облегченно вздохнут: в школах начнутся каникулы. Правда, перед мамами и папами выпускников встает новая задача - поступление в вуз, но их уже не будет касаться «религиозный» вопрос, из-за которого в общеобразовательных учебных заведениях юга Киргизии сегодня разгораются нешуточные страсти. Чиновники министерства образования обвиняют родителей и директоров некоторых школ в «исламизации» процесса образования, а родители заявляют, что чиновники покушаются на свободу вероисповедания их детей.

Внешне проблема заключается лишь в запрете на ношение платков школьницам, желающим, по словам их родителей, следовать требованиям шариата, согласно которым девочки, начиная с девяти лет, должны прятать от чужих глаз волосы и шею. Руководство Управления образования города Джалалабада считает ношение платков нарушением требований о единой школьной форме. Родители, в свою очередь, заявляют, что ношение платков не запрещено никакими законами. Но, как оказалось, платки – не единственная проблема, которая волнует родителей и чиновников. Последние обеспокоены и тем, что многие дети сегодня больше увлекаются уроками религии в мечетях и худжрах (помещения для учебы в мечетях. – Ред.), предпочитая их школьным занятиям. Кроме того, они уходят на пятничные молитвы, сбегая при этом с уроков.

Платки с национальным оттенком

Когда в Джалалабаде обсуждаются вопросы ношения платков и религиозного образования в целом, неизменно упоминается имя Шарипы Джоробаевой, инспектора по защите прав несовершеннолетних городского управления образования. По мнению родителей и директоров школ с узбекским языком обучения, именно она поднимает эту проблему, регулярно нанося визиты в эти школы и лично заставляя девочек снимать платки. В результате некоторые родители отказываются отпускать в школу своих дочерей.

По мнению Ш.Джоробаевой, религия отрицательно влияет на учебный процесс, и эта проблема актуальна только для школ с узбекским языком обучения. «Из двадцати двух школ города только в трех школах с узбекским языком обучения существует эта проблема, - утверждает инспектор в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру». – Родители примкнули к [религиозным] экстремистским организациям и не пускают своих детей в школы. Они ставят ультиматум, что без платков не отведут своих дочерей в школу. Но у нас для всех единые требования. Мы не разрешаем [школьницам] ходить в платках». По ее словам, раньше в городе была одна мечеть, сегодня их уже семьдесят шесть, а общеобразовательных школ - всего двадцать две, и в них из-за нехватки помещений учатся по сорок-пятьдесят детей в одном классе. «Откуда мы знаем, что дети в мечетях учат "хороший" ислам? - задается вопросом инспектор. - Мечети растут как грибы после дождя, может быть, там готовят экстремистов против общества, кто знает...»

По мнению Ш.Джоробаевой, в школах с русским и киргизским языками обучения родители иначе относятся к учебному процессу, и проблем, связанных с ношением платков или пятничными посещениями мечетей вместо школ, нет. Как считает наша собеседница, это отличие проявляется и в том, что, когда родители, уезжая на заработки в Россию, увозят с собой детей, они предоставляют школе справку об ответственности и получают личные дела своих чад. «В узбекских школах этого нет, – утверждает инспектор. – Детей как будто забирают прямо с улицы, они уезжают, и мы не знаем, где их потом искать».

Говоря о мальчиках, которые школам предпочитают мечеть, Ш.Джоробаева, ссылаясь на результаты проверок, говорит, что «именно узбекские дети не ходят в школу». Между тем, по словам родителей и учителей, большинство детей, забросивших школьные занятия, больше времени проводят в залах компьютерных игр, а не в мечетях. Однако Ш.Джоробаева уверяет, что «за компьютерными столами нет детей узбекской национальности», хотя при этом она и не может сказать, каково примерное соотношение детей, убегающих из школы в компьютерные игровые залы и в мечети.

Позицию Ш.Джоробаевой поддерживает и руководство городского управления образования. Начальник управления Д.Алимжанова приказом № 91 от 17 января 2007 года обязала директоров школ в месячный срок внести в школьные уставы изменения, запрещающие носить головные уборы, в первую очередь – платки, даже учителям. Выступая в прошлом году на «круглом столе», посвященном этой проблеме, Ш.Джоробаева заявила, что «все прогрессивное человечество поддерживает наш приказ № 91, даже считает его немного запоздалым». Однако введение приказа вызвало бурю протеста не только у родителей, но и у взрослых женщин-учителей, так как отсутствие платков на головах для них означает позор, даже по традиционным обычаям, не говоря уже о религиозных убеждениях. Не поддерживает эту инициативу и руководство областного управления образования.

«Приказ начальника горУО неправомерен, - говорит Чырмаш Дооронов, начальник Джалалабадского областного управления образования. - Все должно решаться на основании закона, то есть - согласно уставу школ. Если в школьном уставе это правило предусмотрено, тогда можно требовать это [снять платки], в противном случае мы накажем директоров». Отмечая, что школьные уставы принимаются на общем собрании педагогического коллектива, родительского комитета и с участием самих учащихся, Ч.Дооронов уточняет, что он лишь распорядился обсудить этот вопрос в школах, но не настаивал на запрете ношения платков. «Мы можем только рекомендовать, а решать будут сами родители и педагоги. Даже министр не имеет права приказывать им», - подчеркнул начальник облУО.

Однако вопрос так и остается открытым – почему-то ни одна администрация из указанных Ш.Джоробаевой школ не внесла соответствующие изменения в свои уставы, а инспектор горУО продолжает требовать от школьниц снимать платки на территории учебных заведений. Высказывания Ш.Джоробаевой об «исключительности школ с узбекским языком обучения» начальник облУО Ч.Дооронов прокомментировал жестко: «У детей нет национальности. Для нас и лично для меня все дети, так же как и школы с разными языками обучения одинаковы. Шарипа Джоробаева поступает неправильно».

Между тем, наша поездка в Иссык-Кульскую область на север Киргизии наглядно показала, что любовь к Всевышнему, как и к простому смертному, не выбирает национальности. Школа имени Героя Советского Союза А.Туменбаева, расположенная прямо на трассе, соединяющей столицу страны с центром Иссык-Кульской области, единственная и находится в небольшом селе Чоктал. Напротив школы – мечеть. Хотя директор и завуч школы уверяли нас, что у них нет «религиозных проблем, характерных для юга страны», но недолгое общение с их учениками вне школьных стен показало обратное. Правда, платков в этой школе почти не носят. Однако еженедельно призыву на пятничную молитву следуют более десяти детей, оставляя уроки и спеша в мечеть.

Акмат уулу Аманат учится в четвертом классе. Говорит, что уже год совершает пятикратный намаз, исправно ходит в мечеть на пятничную молитву, из-за чего опаздывает на уроки. Кроме него в мечети молятся еще десять-пятнадцать ребят. Остальные намазы не мешают школьным занятиям. «На уроки опаздываю, - признается Аманат. – Учителя ругают, но ничего – стараюсь не отстать от одноклассников». Когда вырастет, Аманат будет продолжать совершать намаз, но в муллы не пойдет – мечтает стать милиционером и ловить преступников. «Если бы все совершали намаз, то преступников не было бы», - по-взрослому рассуждает он.

Симпатичную девочку с умными глазами и в спортивной кепке зовут Малика, она учится в третьем классе. Малика также совершает намаз и читает религиозную литературу, которую в сельской мечети свободно раздают всем желающим. Малика – отличница. «Мне самой интересно [совершать намаз], и дедушка говорит, что это хорошо», - говорит она со сверкающими глазами. При возможности получить высшее религиозное образование Малика не прочь связать свое будущее с религией, но больше мечтает стать школьной учительницей.

По словам Абдулхамида Усубакунова, имама сельской мечети, ее служители объясняют детям, что им в первую очередь следует получить школьное образование, и время совершения намазов не должно мешать учебе в школе. На эту тему они проводят и совместную с учителями школ работу. «Но тем не менее, по пятницам в мечеть приходят около десяти-пятнадцати юношей и подростков, - говорит имам. – Многие приходят после уроков, но есть и такие, которые пропускают школьные занятия. Мы не можем выгонять их из мечети».

По мнению А.Усубакунова, в последние годы на севере страны ислам развивается все шире и динамичнее. Причиной тому – местное миссионерское движение, которое началось в этих краях лет 10-15 назад. «У вас, конечно, ислам распространен намного шире, - говорит он, имея в виду, что мы, корреспонденты, прибыли из южного региона страны. – Но на севере темпы развития намного выше, чем на юге».

Каждый судит исходя из уровня своей религиозности?

Изучая этот вопрос, можно сделать вывод, что к проблеме ношения платков и вопросам образования в целом каждый член общества независимо от социального статуса подходит исходя из своего отношения к религии. Мнение Ш.Джоробаевой об «излишней религиозности» этнических узбеков подтверждают, причем с определенной гордостью, и сами родители – представители узбекской национальности. Для многих из них законы Божьи, то есть - Коран и шариат выше несовершенных законов, созданных людьми. Так, по мнению одного из молодых родителей Исмоилжона Атабаева, «страна до сих пор не может прийти к согласию, следуя конституционным законам страны, потому что ее [конституцию] создают и меняют люди». С ним согласны многие из родителей, с которыми мы общались. «Человек не может создать правильную конституцию, ведь Аллах дал нам ее уже совершенную – Коран, - говорит Атабаев. – Но даже если у нас демократия, и мы живем по светской конституции, то почему нарушаются законные права наших детей? В конституции написано, что граждане имеют право на образование и свободу вероисповедания, а ношение платков считается одним из символов нашей религии». Атабаев уверен, что светское и религиозное образование детей должны идти параллельно. «Пусть ребенок одновременно познает Бога и сколько будет дважды два. Кто выбирает только религиозное образование, тот ошибается», - говорит молодой папа.

Молодой специалист областного управления образования по делам молодежи Мураталы Учкемпиров – верующий человек. Он считает, что «если игнорировать религию сегодня, то завтра это «ударит» по нашим детям, которые могут податься в различные секты и религиозные экстремистские организации». По мнению Учкемпирова, школьнику надо дать возможность совершать пятничные намазы, но так, чтобы он потом отработал пропущенные уроки. Что касается религиозности этнических узбеков, М.Учкемпиров считает, что они «более близки к религии, [так как у них] дома больше говорят о ней». Однако, со временем «вопрос будет назревать и в школах с киргизским языком обучения, в столице страны уже есть примеры». И хотя, по его мнению, «если намерения человека чисты, то внешность второстепенна», тем не менее, «можно было бы включить в школьный устав ношение платков как дополнительный элемент школьной формы».

Директор специальной школы № 8 Джалалабада Азиз Мусахунов – один из редких атеистов, оставшихся в регионе, на фоне массового обращения населения к религии. Он выступает против введения в школьный процесс религиозных элементов и символов, в том числе - платков, но не отрицает положительного влияния религиозного воспитания. А.Мусахунов также против методов, которые используют чиновники. Например, поведение Ш.Джоробаевой он расценивает как проявление национализма в отношении этнических узбеков. Религиозность узбекской части населения директор объясняет по-марксистки: «Когда человеку плохо, он подается в религию». «Работы нет, суды продажные, государство не защищает его, остается только Бог», - говорит он. «Чтобы вернуть детей в школу, нужно повысить ответственность родителей, приняв соответствующий закон, - продолжает А.Мусахунов. – За то, почему ребенок на базаре гуляет, сегодня требуют ответа с учителей, а не их [детей] родителей».

Причину отсутствия интереса детей и родителей к школе директор другой городской школы Иномжон Ибрагимов видит в том, что в годы независимости государство «забросило образование», и сегодня в городе больше мечетей, чем школ. «Ныне родители считают, что их детям достаточно хорошего воспитания, которое им дает религия, - говорит директор школы. - Они больше верят имамам, считают, что дети, посещая мечеть, становятся очень воспитанными, они не воруют, не курят. Как будто в школе учат этому». И.Ибрагимов не согласен с тем, что религия «уводит детей из школ». «Основная масса детей – на улице, - говорит он. – Дети богатых играют в компьютерные игры, а бедные зарабатывают себе на хлеб». Большинство родителей уезжает в Россию и Казахстан с детьми. И если несколько лет назад в этой школе учились 1300 учащихся, теперь их осталось 900. «Сегодня даже дождь может стать причиной отсутствия ребенка на уроках».

Садырбека Качкынбаева, советника по делам религии губернатора Джалалабадской области, мы застали в одной из школ города, где он читал лекцию старшеклассникам. По его мнению, конфликт между родителями и чиновниками возникает из-за отсутствия разъяснительной работы по вопросам религии как среди родителей, так и учителей. Кроме этого, многие чиновники мало сведущи в вопросах религии, поэтому и «раздувают проблему, навязывая свои амбиции обществу». «Только слово "религия" вызывает у многих чиновников определенные опасения, - говорит советник по делам религии. – Некоторые чиновники говорят мне: «Вот, мол, твои молдо (Мулла, религиозные служители (кирг.). – Авт.) и создают проблему». Это и есть их отношение к вопросу. Эти чиновники не знают, что такое ислам, христианство, буддизм. Поэтому не могут адекватно реагировать на события».

Проблема раздутая и искусственная

Проблема, связанная с ношением девочками платков в школах и «хождением» мальчиков в мечети вместо уроков, абсурдна, вернее - высосанная из пальца. Этот другой вывод, который упрямо напрашивается после общения с десятками компетентных людей по этому вопросу.

Декана факультета шариата Университета дружбы народов Джалалабада Кудратиллу Мехмонкулова родители учили математике с четырех лет, а шариату - с пяти. Но даже в то «безбожное» советское время у школы не было претензий к нему, «ибо учился хорошо и был активистом». Высшее религиозное образование получил в арабских странах. Он удивляется, что в стране, где «проживает восемьдесят пять процентов мусульман, возникают такие проблемы». По его мнению, в такой стране «власти исходными действиями должны учитывать нужды и потребности населения». «В наших школах очень слабо учат, - сетует К.Мехмонкулов. - Некоторые выпускники школ не знают, где расположена Киргизия, могут сказать, что в Африке. Вот на этот бы факт обратили внимание». К.Мехмонкулов считает, что в первую очередь молодые граждане страны должны закончить как минимум девять классов и получить хорошее образование. «Человек возмущается не потому, что он – враг ислама, - говорит теолог о чиновниках, которые стараются вернуть детей из мечетей в школу. - Это мы воспринимаем их действия как атаку на религию. А какой толк от верующего, который не знает элементарных знаний о земном шаре?!»

С тем, что проблема создается искусственно, согласен и ректор Джалалабадского государственного университета Абдумаматкадыр Аширалиев, совершивший в этом году паломничество в Мекку. «В чем виновата одежда? – рассуждает он в беседе с нами. - Не надо обращать внимание на это и не будет проблемы. Другое дело, если школьным уставом это запрещено».

Начальник областного управления образования Ч.Дооронов считает, что постоянно муссировать эту проблему нельзя, иначе она незаслуженно окажется в центре внимания общества: «Обычно мы раздуваем проблему, в том числе с привлечением СМИ. Надо просто работать совместно, и все решится. А то мы привыкли обсуждать местные проблемы на мировом уровне».

Между тем, этот вопрос волнует и правозащитников, к которым родители обратились за помощью. По мнению Абдумалика Шарипова, пресс-секретаря правозащитной организации «Справедливость», вот уже несколько лет «при проведении различных акций против терроризма и перед началом учебного года наблюдается всплеск эмоций по этому вопросу». «Власти грубо вмешиваются в проблему, - сказал правозащитник. – Но это деликатный вопрос, и при решении нельзя рубить с плеча. Из-за обоюдного непонимания искусственно создается конфликт». Причем обе стороны имеют свои аргументы, отмечает А.Шарипов: одна выкладывает Коран, другая – закон. «Но для верующего человека законы Божьи стоят выше. В Узбекистане известный богослов Абдулазиз Мансур дал фетву, чтобы школьники могли не ходить на пятничную молитву, сказав, что за этот грех он ответит лично. Пусть у нас дадут такую же фетву или пусть официально разрешат ходить на пятничную молитву», - предлагает А.Шарипов. (Фетва - юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. – Ред.)

По мнению председателя «Справедливости» Валентины Гриценко, проблему можно решить, «не притягивая ее за уши. Просто надо, чтобы ребенок понял, что намаз не освобождает его от уроков. Проблема раздувается искусственно, особенно в свете пресловутой борьбы с терроризмом, - считает В.Гриценко. - Чуть ли не ставят знак равенства между террористом и верующим человеком».

Сторонники осторожного подхода к этой неоднозначной теме едины во мнении, что если не принять своевременные и обдуманные решения сейчас, то последствия проблемы, созданной искусственно, могут вполне и естественным образом оказаться непредсказуемыми.

Лучше объединить, чем противопоставлять?

Нельзя противопоставлять два направления образования, - считает А. Аширалиев. По его мнению, во всех образовательных учреждениях страны воспитательный процесс должен идти как отдельное направление, для чего следует создавать штаты воспитателей. При этом в светском образовании можно использовать и западную методологию, а в воспитании - нет. «Мы – восточные люди и молодежь надо воспитывать по-восточному. Не надо бояться использовать ценности ислама, - говорит ректор университета. – Для создания новых стандартов, необходимо объединить религиозных ученых и светских специалистов, которые должны разработать единую систему воспитания».

Точке зрения А.Аширалиева созвучна и позиция декана факультета шариата Кудратилло Мехмонкулова, который считает, что «надо соединить религию и государство». «При разделении религии и государства имамы работают, как хотят – некому их контролировать, - приводит свои аргументы К.Мехмонкулов. - Пусть государство не будет религиозным, но ввести государственный учет и контроль над религиозной сферой – мечетями, степенью образования имамов и других служащих – нужно обязательно». По данным декана, в стране достаточно кадров, закончивших самые престижные вузы в арабских странах, «но они не востребованы, из-за чего в управление религиозной сферой приходят случайные люди». Он также посетовал, что религиозные лидеры страны не заинтересованы в компетентных кадрах, многие выпускники его факультета безработные или заняты в других сферах, хотя могли бы организовать учебу в различных учебных заведениях или стать хорошими имамами.

Совсем иного мнения по этому вопросу придерживается начальник Джалалабадского областного управления образования Ч.Дооронов. Он считает, что вводить религиозный компонент в школьный образовательный процесс не следует, хотя бы до девятого класса. «После девятого класса можно дать общее понятие о религиях вообще, - говорит он. – И мы не должны говорить, какая религия лучше, какая хуже. Какую религию выберет человек, это уже его право». Ч.Дооронов также сообщил, что для решения проблемы вовлечения детей в учебный процесс в Джалалабаде и пригороде открыто две заочные школы, где учатся в общей сложности более трехсот юных граждан, по различным причинам выпавших из школьного процесса. Открытие таких же школ планируется в других городах и районных центрах. «Для этого новые здания не нужны, искать учителей тоже не надо, - продолжает Ч.Дооронов. – Наши учителя могут дополнительно зарабатывать после уроков в обычной школе. Самое главное, что это удобно детям, которые по различным причинам не могут посещать обычные школы».

К вопросу объединения светского и религиозного образования в обществе относятся по-разному. И чем ближе человек к школе, тем отрицательнее звучит ответ. Например, директор первой школы-гимназии Джалалабада Лилия Лебедева считает религию сугубо интимной вещью и «никто не должен вторгаться в эту жизнь человека, а ребенку нельзя навязывать религиозное воззрение». «Школа должна готовить образованных и интеллектуальных людей, готовых к жизни, - говорит она. – С другой стороны, зачем лишать детей их детства?» Большинство директоров и учителей также едины во мнении, что с внедрением религиозного компонента в школьный процесс «торопиться нельзя».

Проблемой образования детей обеспокоены и представители гражданского общества. Несколько месяцев назад Общество узбеков Джалалабада официально обратилось к имамам мечетей и руководителям мусульманского духовенства с просьбой оказать содействие в ее решении. К этому обращению служители религии отнеслись с пониманием – теперь во время лекций и наставлений в мечетях области имамы напоминают прихожанам о необходимости дать детям школьное образование и нести ответственность за их обучение в школах. Сотрудники областного казыята (духовного управления мусульман. – Авт.) читают в школах лекции, на которых рассказывают школьникам об исламе, о различных течениях, искажающих религию и приводящих к конфронтации в обществе. Как утверждают сотрудники казыята, необходимость получения достойного светского образования – в числе основных тем этих лекций.

* * *

Россия: Узбекистанцу, раненому московским милиционером, проведена хирургическая операция

21.05.2007 01:08 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру Как мы уже сообщали, в воскресенье вечером сотрудник одного из отделений милиции города Москвы из табельного оружия ранил гастарбайтера из Узбекистана Мансура Мирзаева, работающего грузчиком на рынке в микрорайоне Жулебино. В настоящее время житель узбекского города Андижана М.Мирзаев (1985 г. рождения) находится в 15 городской больнице Москвы. По словам одного из врачей больницы, ему уже проведена хирургическая операция по устранению последствий огнестрельного ранения в шею. В настоящее время его жизнь вне опасности.

Правозащитник Бахром Хамроев рассказал ИА «Фергана.Ру» по телефону свою версию случившегося. Его сообщение базируется на сведениях родственников и знакомых пострадавшего. Около 18 часов в воскресенье Мансур Мирзаев и его знакомый, с которым они вместе работают на рынке, были задержаны милиционерами при выходе с рабочего места. Несмотря на исправные документы, в том числе, наличие регистрации и разрешения на работу, сотрудники милиции препроводили задержанных в отделение милиции. Там, по словам М.Мирзаева, милиционеры поставили их на колени и стали требовать денег. Один из милиционеров, имя которого выяснить пока не удается, выстрелил в двадцатидвухлетнего узбека из табельного оружия.

По словам сотрудников отделения милиции, начато служебное расследование случившегося.

* * *

Узбекистан: В Самарканде проходит неделя узбекского национального киноискусства

21.05.2007 09:03 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру В пятницу, 18 мая, в Самарканде в рамках мероприятий по подготовке и проведению 2750-летнего юбилея этого города началась неделя узбекского национального киноискусства, сообщают СМИ Узбекистана.

В рамках кинонедели, организованной Национальным агентством «Узбеккино» и областным хокимиятом (администрацией), самаркандским поклонникам кино демонстрируются десятки художественных и документальных фильмов, снятых узбекскими кинематографистами в разные годы. В городах и районах Самаркандской области проводятся встречи с создателями этих картин.

В первый день кинонедели состоялись творческие встречи актеров и режиссеров со студенческой молодежью Самарканда. О своей деятельности и планах юношам и девушкам рассказали народные артисты Узбекистана Зикир Мухаммаджанов, Ядгар Сагдиев, Хусан Шарипов, заслуженные артисты Узбекистана Гульчехра Сагдуллаева, Карим Мирходиев, Мурад Раджабов и другие.

Примечательно, что, говоря о великом актере З.Мухаммаджанове, о присвоенном ему некогда звании Народного артиста СССР нигде не упоминается. А между тем, 86-летний Зикир Мухаммаджанов – один из немногих ныне живущих деятелей искусства Узбекистана, удостоенных этого высшего звания. Наиболее известные роли, исполненные Мухаммаджановым, – Владимир Ульянов (Ленин), первый узбекский генерал Сабир Рахимов и другие. Мэтр узбекского театрального и киноискусства до сих пор продолжает играть в Национальном драматическом театре (бывший театр имени Хамзы), где работает с 1938 года, и снимается в кино у молодых кинорежиссеров.

* * *

ЮНЕСКО отмечает в Париже юбилеи Самарканда и Маргилана

21.05.2007 09:27 msk  Фергана.Ру

 

Фергана.Ру Как сообщают узбекские СМИ, на этой неделе в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоится международная научная конференция «Роль Самарканда и Маргилана в истории мировой цивилизации», посвященная 2750-летию Самарканда и 2000-летию Маргилана.

В форуме примет участие делегация из Узбекистана, в составе которой видные узбекские историки и ученые-искусствоведы. Они расскажут участникам конференции о великих государственных деятелях и ученых Самарканда и Маргилана, а также о самих городах как об уникальных центрах искусства Востока. Вниманию участников конференции также будут представлены видеофильмы о городах-юбилярах.

На специальной выставке, подготовленной Академией художеств Узбекистана, будут демонстрироваться фотографии, отображающие памятники архитектуры древних городов и их сегодняшний облик, произведения национального художественного текстиля, предметы народно-прикладного искусства. Праздничные мероприятия завершатся концертом мастеров искусств Узбекистана.

В рамках визита во Францию узбекская делегации встретится с К. Мацуура – генеральным директором ЮНЕСКО.

* * *

Узбекистан: В Намангане пройдут Машрабовские чтения

21.05.2007 10:00 msk  Соб. инф.

Фергана.Ру Решением хокима (главы администрации) Наманганской области Узбекистана с 21 по 26 мая здесь будут проводиться чтения, посвященные 367-летию со дня рождения великого узбекского поэта Боборахима Машраба.

Администрация области утвердила состав оргкомитета, план и программу по проведению мероприятий. Согласно программе, в рамках недели Машрабовских чтений в высших и средних учебных заведениях, учреждениях, организациях и предприятиях области намечено проведение научно-практических конференций и литературных вечеров.

Основные торжества, посвященные дню рождения поэта, пройдут 22 мая в парке культуры и отдыха имени Боборахима Машраба.

Боборахим Машраб - поэт и мыслитель, последователь тариката (суфийское течение), родился в 1640 году в городе Намангане. Критиковал царей, за что в 1711 году был казнен в городе Балх. Многие современные узбекские певцы исполняют песни, сложенные на его стихи.

* * *

Узбекистан: В Бухаре прошла олимпиада для детей с ограниченными возможностями «Special Olympics»

21.05.2007 11:04 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру В воскресенье, 20 мая, в Бухаре (Узбекистан) завершилась специальная международная олимпиада «Special Olympics» для детей с ограниченными возможностями. В состязаниях приняли участие более трехсот детей с ограниченными физическими возможностями из стран Азии и Европы, сообщает национальное телевидение Узбекистана.

В течение четырех дней участники олимпиады соревновались по нескольким видам спорта – легкой атлетике, волейболу, футболу, баскетболу, бадминтону, гимнастике и другим. Они выходили под девизом: «Дайте мне шанс преодолеть все преграды, а если не смогу сделать это, то хотя бы буду отважным в своих стараниях». Выступлениями детей восхищались около пяти тысяч гостей из-за рубежа и местные болельщики, которыми был полон спортивный комплекс «Бухоро» вместимостью в двадцать пять тысяч человек.

Над комплексом веял флаг олимпиады «Special Olympics», звучал его гимн. Кроме спортивных состязаний гостям олимпиады представили театрализованные выступления местных творческих коллективов, которые демонстрировали узбекские национальные традиции и обычаи, культуру. Дети из стран Европы и Азии вместе пели песни о дружбе и единстве.

На состязаниях девочки и мальчики выступали отдельно, победителям олимпиады вручались золотые, серебряные и бронзовые медали олимпиады.

Кроме этого, на международном форуме, прошедшем в эти дни, были обсуждены вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями с обычными детьми, отмечен опыт Узбекистана в этой сфере, говорилось о популяризации этого опыта.

В следующем году гостей «Special Olympics» будет принимать другой древний город Узбекистана – Карши.

* * *

Узбекистан: Ветераны трудового фронта лишились права на бесплатные лекарства

21.05.2007 19:16 msk   Uzmetronom

Распоряжением Министерства здравоохранения Узбекистана из категории льготников на право получения бесплатных лекарств определенной номенклатуры выведены ветераны трудового фронта, сообщает Uzmetronom.

То есть, нынешние старики, в период Великой Отечественной войны стоявшие у станков, работавшие на полях и фермах. Таким образом, люди, ковавшие победу в тылу, в Год социальной защиты лишены практически последних льгот.

Издание напоминает, что практика поэтапной отмены льгот различным социальным и возрастным группам населения существует в Узбекистане не первый год. К примеру, сегодня персональный пенсионер республиканского значения из числа бывших госслужащих полностью оплачивает проезд в общественном транспорте, коммунальные услуги, за свои деньги он покупает лекарства и так далее. Аналогично положение почти всех других категорий пенсионеров.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное