Есть много легенд о происхождении дутара - традиционного струнного инструмента народов Центральной Азии. В одной из них говорится, что однажды Хазрат Али заметил, что его любимый конь Дуль-Дуль стал худеть. Виновником оказался конюх Камбар, который, засыпав корм в стойло, играл на инструменте с двумя струнами, и конь, завороженный волшебными звуками, забывал о еде. Так происходило потому, что сам шайтан помог мастеру вдохнуть живой голос в кусок древесины. Узнав об этом, Али хотел наказать нечестивого
музыканта, но тот с раскаянием воззвал к Весвышнему, и произошло чудо - в земле открылась глубокая расщелина, где Камбар скрылся от гнева хозяина. При этом он обронил колок, из которого потом выросло дерево «дутар гулак».
В Таджикистане бытует предание, что первый дутар смастерил знаменитый охотник и музыкант Камбар бобо, выдолбив его из куска тутового дерева. Сначала он сделал три дутара и попробовал поиграть на каждом. К его удивлению, все зазвучали по-разному. Один испускал легкий шелест, похожий на шорох листвы. Другой был похож на горное эхо. Голос третьего напоминал о журчании водяных струй. Мастер вспомнил, что деревья для изготовления трех инструментов он срубил в разных местах - в саду, в горном ущелье и на берегу
ручья. Древесина каждого вобрала в себя звуки окружающих стихий. Больше ему понравился тембр дутара, сделанного из дерева, выросшего у воды. На этом месте он посадил молодое деревце тута, завещав срубить его через сто лет.
По традиции дутар делают из тутового дерева, а струны - из шелковых нитей. Само название инструмента по одной версии произошло от слова туттар, а по другой, в переводе с фарси, означает просто «две струны».
У разных народов существуют разные технологии изготовления инструмента. Например, туркменский дутар, который так же называют бухарским или хивинским тамбуром, выдалбливается из цельного куска дерева. При этом срубленные стволы тутовника закапывают в песок, где они высушиваются в течение года. На открытом воздухе этот процесс должен занимать не менее пяти лет. Корпус узбекского дутара крупнее и составляется из отдельных дощечек толщиной три и шириной пятьдесят миллиметров.
В семье старейшего в Узбекистане мастера Рыхсыхона Ходжаханова секреты изготовления народных инструментов передаются из поколения в поколение. Родоначальник династии Садыкхонтура был знаменитым мастером в XIX веке. Его младший сын Закирхан стал известным музыкантом, играя на смычковом гиджаке, который сделал для него отец. Три других сына стали искусными мастерами.
Рыхсыхон бобо, унаследовавший ремесло от своего отца Ходжахона, каждый год создает десятки уникальных инструментов, среди которых дутары занимают почетное место. Обычно мастера, приступая к сборке дутара, размачивают пластинки тутовой древесины в горячей воде, а потом гнут их на коленях. Но в его мастерской необходимая форма быстро придается с помощью нехитрого приспособления - куска металлической трубы, разогреваемого на газовой горелке.
После этого грани пластинок необходимо подогнать друг к другу так, чтобы между ними не оставалось малейших щелей. Некоторые умельцы, скрывая дефекты своей работы, их просто замазывают. Но старый мастер считает, что для того, чтобы дутар пел чистым голосом, его «ребра» должны дышать, как грудная клетка живого существа.
Для изготовления грифа используется древесина урюка, которая обладает красивой текстурой и высокой прочностью. Поверхность инкрустируется тонкими пластинами перламутра или пластика. От этого будет зависеть цена инструмента, ведь отделка перламутром - кропотливый труд, иногда занимающий больше времени, чем создание самого инструмента. Инкрустированные дутары могут стоить от $200 и выше. Сырьём для перламутровых пластин служат раковины пресноводных мидий.
Несмотря на то, что деку делают из древесины тутовника, обладающей большой плотностью, ее отличные резонансные свойства позволяют достичь характерного звучания. Западные традиции в этом отличаются от восточных, поскольку в Европе считается, что чем меньше плотность дерева, тем выше резонанс. Поэтому деки скрипок и гитар изготавливают из ели и кедра, а корпусы - из клена, палисандра и других ценных пород.
По словам мастера, во времена СССР на Ташкентской фабрике музыкальных инструментов корпусы делали из бука, а деки - из ели, по аналогии с русскими балалайками. Но такие инструменты применялись только для обучения. Становясь искусным музыкантом, дутарист обязательно старался обзавестись настоящим дутаром. Сегодня промышленное производство музыкальных инструментов в Узбекистане пришло в упадок, и дутары ручной работы по-прежнему востребованы.
Мастер Рыхсыхон изобрел и собственный способ изготовления шелковых струн. Придуманный им аппарат, напоминающий велосипед с одним колесом, скручивает несколько десятков нитей длиной в сотни метров. Операция скручивания повторяется многократно до достижения необходимой толщины. Это очень длительный и трудоемкий процесс. За один цикл изготавливаются шестьсот комплектов струн, которые затем подвергаются термической обработке, придающей им необходимую жесткость и прочность.
Заказы на эти струны приходят со всех концов Центральной Азии. Имя мастера известно и далеко за пределами Узбекистана. В конце прошлого века этнографическая экспедиция из Великобритании приобрела несколько его инструментов для лондонского музея «Horneman Museum».
Российские правозащитники имеют все основания полагать, что гражданин Узбекистана Абдулазиз Бойматов был принудительно вывезен в Узбекистан и передан в руки узбекских властей. Произошло это через четыре месяца после того, как Генеральная прокуратура России отказала узбекской стороне в экстрадиции А.Бойматова.
Как сообщают Правозащитный Центр «Мемориал» и Комитет «Гражданское содействие», гражданин Узбекистана Абдулазиз Бойматов был задержан 25 апреля 2007 года в селе Уфа-Шигири Свердловской области.
Утром в этот день Бойматова вызвали по телефону к начальнику криминальной милиции Нижнесергинского РОВД В.Г.Чемпалову, к 13 часам. Сопровождавший его в райцентр родственник сообщил, что около 19-30 в милиции появился не назвавший себя гражданин, которого Чемпалов представил как сотрудника Управления ФМС России по Свердловской области. Прибывший забрал у Бойматова все его документы и уехал вместе с ним – по словам Чемпалова, в Екатеринбург. Момента отъезда родственник не видел - Чемпалов задержал его
разъяснениями, что Бойматова доставят в областное УФМС, чтобы «помочь ему с оформлением документов на проживание в РФ».
26 апреля родные Бойматова обратились в УФМС по Свердловской области, но там ничего о нем не слышали. Выяснилось, что и в приемник-распределитель для выдворяемых иностранных граждан, находящийся на Елизаветинском шоссе Екатеринбурга, его также не доставляли. В аэропорту Кольцово родственникам сообщили, что некий гражданин Узбекистана Бойматов, однако с другим именем, которого им не назвали, был отправлен рейсом Екатеринбург-Ташкент узбекской авиакомпании, вылетевшим в 12-20 того же дня.
Комитету «Гражданское содействие» удалось связаться с женой Бойматова – гражданкой РФ Дилярой Нуриевой. «В среду Абдулазиз позвонил около 15-00 и предупредил, что ему придется задержаться, - сообщила Диляра. – После этого от него был только один звонок – 26 числа, в 9-50, и он сказал, что его отправляют в Узбекистан».
Таким образом, есть все основания полагать, что Абдулазиз Бойматов был похищен при участии сотрудника российской милиции, принудительно вывезен в Узбекистан и передан в руки узбекских властей через 4 месяца после того, как Генеральная прокуратура РФ отказала узбекской стороне в его экстрадиции.
Обоснованность этой версии подтверждается письмом зам.начальника УВД Наманганской области С.Г.Сотиболдиева Красноуфимскому межрайонному прокурору Свердловской области Г.А.Иванникову от 29.04.2006 г., копией которого располагают Комитет «Гражданское содействие» и ПЦ «Мемориал».
Узнав о задержании Бойматова в России, г-н Сотиболдиев просит оказать содействие в его депортации «… с уведомлением даты вылета, при отказе в депортации <просит> содержать в СИЗО до прибытия конвоя для этапирования в СИ-3 ОИН УВД Наманганской области согласно Минской Конвенции».
Отсюда очевидно, что соблюдение предусмотренной Минской Конвенцией процедуры выдачи с проведением соответствующей экстрадиционной проверки предполагалось в отношении Бойматова только в случае невозможности депортировать его из России, что является грубейшим нарушением российских и международных правовых норм.
Следует также обратить внимание на то, что эта переписка происходила между должностными лицами областного и районного уровней, тогда как вопросы экстрадиции относятся исключительно к компетенции Генеральных прокуратур стран-участниц Минской Конвенции.
Абдулазиз Бойматов, 1961 г.р. – уроженец Наманганской области Узбекистана. Будучи верующим мусульманином и опасаясь преследований на религиозной почве, которые затронули многих его земляков, соблюдавших исламские обряды, он в 1997 г. выехал в Россию. В 1998 г. он был объявлен в розыск на родине по ст. 159 УК РУз (посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан) – одному из наиболее характерных обвинений, которые инкриминируются в этой стране лицам, преследуемым за религиозные убеждения.
Во избежание возможной экстрадиции, Бойматов жил под чужим именем по фальшивому паспорту гражданина РФ.
Весной 2006 г. Бойматов был задержан, и вплоть до освобождения в декабре в связи с отказом Генпрокуратуры в его выдаче содержался в СИЗО-1 г. Екатеринбурга. В этот период он с помощью адвоката, приглашенного Комитетом «Гражданское содействие», обратился в УФМС России по Свердловской области с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца на территории РФ.
В феврале 2007 г. за использование заведомо подложного документа (паспорта РФ) Бойматов был приговорен Красноуфимским городским судом Свердловской области к 216 часам обязательных работ, которые отрабатывал на заготовке дров в деревне Уфа-Шигири Нижнесергинского р-на - по месту своего проживания.
Необходимо отметить, что в процитированном выше письме г-на Сотиболдиева, которое было направлено в Свердловскую область еще до получения сведений об отсутствии у Бойматова российского гражданства, содержится также просьба оказать содействие в лишении его гражданства РФ.
Российские правозащитники располагают сведениями о целом ряде случаев похищения и незаконной высылки с последующей передачей узбекским властям лиц, преследуемых ими за религиозные убеждения.
Как стало известно ИА «Фергана.Ру», работники отдела виз и регистраций Яккасарайского района города Ташкента вновь отказали известному узбекскому журналисту, бывшему главному редактору газеты «Ташкентская правда», радиостанции «Гранд», а впоследствии сайта Tribune-uz Ало Ходжаеву в выдаче выездной визы.
Напомним, в апреле 2006 года Ало Ходжаеву впервые был лишен возможности выезжать за границу с официальной формулировкой о «нецелесообразности в получении выездной визы». В это же время подверглись гонениям ближайшие члены его семьи.
Как сообщалось, в июне того же года Ходжаев был предупрежден, что преследования будут продолжаться, если он не закроет свой информационный веб-сайт. После автомобильного наезда на его супругу, состоявшегося 1 июля 2006 года, Ходжаев вынужден был приостановить деятельность Tribune-uz.
Тем не менее компетентные органы Узбекистана вновь отказали ему в праве выезжать за границы страны вне зависимости от характера поездки: будь то профессиональный интерес, туризм, необходимость в лечении или выезд по приглашению.
Напомним, Узбекистан остается единственной республикой бывшего СССР, в которой необходимость получения разрешения на выезд за рубеж закреплена законодательно. Выездная виза выдается органами МВД сроком на два года.
Как сообщает Uzmetronom, согласно законодательству Узбекистана, отказано в выезде за пределы Узбекистана может быть только тому гражданину, который является носителем государственных секретов или же находится под следствием.
Фергана.Ру Как стало известно ИА «Фергана.Ру», в Ташкенте вечером во вторник закончился чрезвычайно быстрый судебный процесс над Умидой Ниязовой. Суд под председательством судьи Рустамова приговорил бывшую сотрудницу международной правозащитной организации Human Rights Waych к семи годам лишения свободы.
Суд проходил в закрытом режиме. На него не были допущены журналисты и родственники Умиды Ниязовой, кроме ее тети и руководителя проектов HRW в Узбекистане Андреа Берг.
Правозащитники, друзья и коллеги Умиды Ниязовой считают ее дело политически мотивированным.
Фергана.Ру 1 мая 2007 года президент Узбекистана Ислам Каримов в своей резиденции Оксарой принял президента компании «General Motors-DAEWOO Auto and Technology» («GMDAT») Майкла Гримальди, сообщают узбекские СМИ.
- Ваш визит в Узбекистан дает хорошую возможность непосредственно ознакомиться с автомобилестроительной промышленностью нашей страны, обменяться мнениями по вопросам взаимного сотрудничества, - цитирует Ислама Каримова национальное информационное агентство «УзА». В свою очередь, Майкл Гримальди отметил заинтересованность компании «GMDAT» в дальнейшем расширении сотрудничества с узбекскими автомобилестроителями.
Узбекские СМИ в общих словах сообщают, что во время переговоров Ислама Каримова с главой «General Motors» «были обсуждены вопросы дальнейшего расширения сотрудничества между АО «УзДЭУавто» и «GMDAT», разработки и реализации совместных новых проектов». Детали встречи особо не афишируется, хотя с учетом последних данных о не самых успешных позициях узбекской автопродукции на мировом автомобильном рынке, можно предположить о судьбоносности этой встречи для «узбечки», как иногда называют в России
узбекские автомобили.
«GMDAT» была образована в 2002 году в результате покупки корпорацией «General Motors» заводов южнокорейской компании «DAEWOO Motors». Последняя помогла наладить Узбекистану собственное автомобилестроение. Совместно с этой компанией в городе Асака Андижанской области было создано совместное предприятие «УзДЭУавто». С 1996 года завод ежегодно выпускает десятки тысяч легковых автомобилей нескольких марок.
Вначале Асакинский завод выпускал такие автомобили, как «Нексия», «Тико» и «Дамас», затем их ряды пополнил «Матиз». А сегодня «УзДЭУавто» предлагает потребителям автомобили представительского класса «Лачетти». Предприятие ежегодно поставляет на внутренний рынок около 60 тысяч, а на внешний – почти 80 тысяч автомобилей. В последние годы узбекские автомобили сдают свои лидирующие позиции по продажам иномарок на рынках России, которая является основным заказчиком узбекского автозавода. С выходом
предприятия на полную проектную мощность в 2008 году ожидается, что оно будет выпускать в год до 200 тысяч машин.
Компания «GMDAT» продолжает сотрудничество со многими зарубежными партнерами «DAEWOO Motors». Ее продукция реализуется почти в 150 странах мира. В 2005 году компания экспортировала 1.05 миллиона, а в 2006 году – 1,397 миллиона машин (для внутреннего рынка – более 100 тысяч). В 2007 году намечено довести этот показатель до 1,726 миллиона.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе государственной акционерной компании (АК) "Узавтопром", правительство Узбекистана и компания General Motors (GM) Daewoo подписали в Ташкенте соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает интеграцию УзДЭУавто в глобальную систему General Motors/GM Daewoo".
Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день