ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Узбекистан: Праздник, который отняли у ветеранов войны15.05.2007 09:32 msk Бобур Мирзоев Вот уже восьмой год 9 мая День победы над фашистской Германией в Узбекистане отмечается как День памяти и почестей. «Празднование Дня памяти и почестей в Год социальной защиты приобретает особое значение, - пишут узбекские СМИ с присущей им выспренностью. - Указ Президента Ислама Каримова «О поощрении участников Второй мировой войны» явился еще одним свидетельством огромного внимания и заботы о старшем поколении». Но реальность, мягко говоря, не соответствует этим сообщениям. Праздник или поминки? Надо сказать, что практически все ведущие газеты Узбекистана 9 мая перепечатали одну и ту же статью «Память – вечна, почитание – священно», а телекомпании страны вещали о праздновании Дня памяти согласно установкам, выданным в этой статье. Так, в отличие от «установок» восьмилетней давности, из лексикона узбекистанцев исключено определение войны 1941-45 годов как «Великой отечественной», вместо него повсеместно и упорно используется «Вторая мировая». А сам праздник превратился в поминальные мероприятия всех, кто когда-либо ушел из жизни. На площади Памяти, сооруженной на месте Вечного огня, горевшего в честь Неизвестного солдата на главной площади столицы Узбекистана, 9 мая президент Ислам Каримов под звуки военного оркестра возложил венок к подножию монумента Скорбящей матери. «Прошло шестьдесят два года со дня победы над фашизмом во Второй мировой войне. Безусловно, эта великая дата навсегда сохранится во всемирной истории», - цитировали Каримова СМИ Узбекистана. – «Узбекский народ наряду с другими народами внес огромный вклад в победу над фашизмом, о которой мечтало все миролюбивое человечество. На фронтах Второй мировой войны сражались полтора миллиона наших соотечественников. Если учесть, что в то время в стране проживало около четырех миллионов человек, то можно представить, насколько велика эта цифра. Более четырехсот тысяч узбекистанцев пали в боях. Примерно сто тридцать тысяч человек пропали без вести. Это огромная утрата». Однако если в этот день в Ташкенте все же говорили больше о погибших героях и ветеранах пусть Второй мировой войны, что не искажает саму историческую правду, то в регионах страны этот день преподносили иначе. В областях, городах и районных центрах Узбекистана вспоминали всех усопших – известных учителей, врачей и других, и лишь вскользь - героев войны. В эти дни по всей стране люди организованно ходили в кладбища, где поминали своих умерших родных и ухаживали за их могилами. Как отметило Андижанское областное телевидение, ранее люди ходили в кладбища в мусульманские праздники – месяц Рамазан и Курбан байрам, которые отмечаются два раза в год. Теперь таких «субботников» стало три, но внедренный восемь лет назад по инициативе Каримова и переидеологизированный «трудовой праздник» нисколько не облегчает участь ветеранов войны, которые потеряли самый дорогой для них праздник. Праздник, к которому они шли через огонь и воду, рискуя жизнью. По сути, у стариков, у которых в 1991 году отняли единую и родную для них страну – Советский Союз, во имя которого они отдавали свои жизни, теперь отняли и единственный праздник, напоминавший об этой стране. Центральное телевидение, транслируя праздничные торжества, в этот день обратило внимание телезрителей не на ветеранов войны, а на историю создания монумента «Скорбящая мать» и его создателя. Об этой истории в течение нескольких минут рассказывал сам создатель, то есть - Ислам Каримов, которого за глаза называют «главным архитектором страны». Национальное телевидение подчеркнуло, что при создании памятника ни одна из черт, присущих узбекской женщине, матери нации, не осталась в стороне от внимания юртбоши, то есть - главы государства. А президент, названный автором идеи и проекта монумента «Скорбящая мать», признал, общаясь с журналистами после праздничных церемоний, что образ этой женщины скопирован с картины народного художника Ахмедова. «Слишком дорого обошлась эта победа тем, кто жил здесь. Повторяю еще и еще раз – очень дорого, - подчеркнул Каримов. - Здесь [на этом монументе] все отображено. Я тоже немало видел, [но] лучшего памятника, [который] олицетворяет скорбь миллионов матерей, [нигде не видел]. [Это] типичная поза всех, кто живет на этой земле – портрет матери. Свою мать помню, тысячи, миллионов людей, которые большую часть жизни проводят в этой позе - при проблемах, горе, ожидании». Вторым по важности для Ислама Каримова, судя по его выступлению, которые в последнее время становятся все более невнятными, было «не только [стремление] понять сущность и значение победы, неповторимую ценность мирной жизни, но и призвать людей к бдительности, к противодействию различным угрозам». «Это мероприятие направлено на недопущение войн в истории человечества, на полное устранение их ужасов из жизни людей, - сказал он. - Поэтому мы должны верно оценивать, в какое сложное время мы живем, делать соответствующие выводы. Важно быть всегда внимательными и бдительными». Не обошлось и без обвинений в адрес западных недругов, которые «завидуют успехам независимого узбекского государства» и обвиняют Каримова в подавлении прав и свобод человека. «Не подчиняясь различным силам в мире, - сказал Ислам Каримов, имея в виду ведущие западные страны, - можно натолкнуться вот на такие обвинения. Их цель – цветные революции, свержение правительства, нестабильность, противопоставление людей друг против друга и, если надо, оскорбление религии». Упоминая о кровавых андижанских событиях двухлетней давности, из-за которых отношения Ислама Каримова с Западом испортились, он отметил, что «время – справедливый судья». «Вот, по истечении двух лет все становится на свои места, теперь они [США, ЕС] сами понимают, что это были вымыслы. Сколько же было вымыслов, лжи, оскорблений против нас», - посетовал глава узбекского государства. Десять долларов и поучительные экскурсии По сообщениям узбекских СМИ, «участникам войны и работникам тыла, семьям погибших, помимо пенсий и пособий, государство предоставляет и другую социальную помощь. В частности, обеспечиваются лечение в санаториях и отдых на курортах, снабжение протезно-ортопедическими средствами, инвалидными колясками, бесплатным проездом в общественном транспорте и компенсация по коммунальным платежам. Об этой «заботе» красноречиво свидетельствуют некоторые цифры. Два года назад в честь шестидесятилетия Великой победы указом президента Каримова каждому ветерану было выплачено единовременное пособие в размере 20 тысяч сумов (около 16 долларов США). В этом «неюбилейном» году ветераны войны получили уже по тринадцать тысяч сумов, что чуть больше десяти долларов. И это притом, что из года в год число ветеранов войны сокращается. Например, если год назад День победы (так и хочется называть вещи своими именами) праздновали около двадцати двух тысяч трехсот ветеранов-узбекистанцев, то в этом году их осталось немногим более восемнадцати тысяч. Вместо денежных пособий глава правительство страны предлагает ветеранам «получать удовольствие от возможностей, предоставленных независимостью». «Нельзя ограничиваться лишь поздравлениями по праздникам, - пишет автор вышеупомянутой статьи, которая, надо понимать, отражает официальную позицию властей. - Нужно организовывать для них поездки по городам, чтобы они знакомились с созидательной работой [проводимой в стране], получали удовольствие от возможностей, предоставленных независимостью, смогли сопоставить прошлое и настоящее». Еще одна говорящая деталь. Как бы продолжая сюжет о праздновании дня Победы, национальное телевидение достаточно много времени в своем эфире уделило тому, как президент Ислам Каримов после праздничных торжеств знакомился с новым зданием Казначейства Министерства финансов, где снова поделился своими мыслями об архитектурном облике столицы республики. Разговоры и думы о войне завершил старый польский комедийный фильм «Приключения канонира Доласа», мало общего имеющий с отображением настоящей войны, который показали по самому популярному каналу центрального телевидения Узбекистана 13 мая – в очередную годовщину Андижанских событий. А вот достаточно качественные и пользовавшиеся некогда успехом у советских телезрителей ленты «Узбекфильма» на военную тему так и остались лежать нетронутыми на архивных полках. *** По словам некоторых ветеранов войны, не пожелавших называть своего имени, два года назад, когда Каримов «резко отвернулся от Запада и устремился в объятия России», у них появилась надежда, что под давлением России праздник Победы им все-таки вернут. После встречи Ислама Каримова с Владимиром Путиным министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, не конкретизируя, что две страны «сотрудничают самым тесным образом в вопросах, по которым совпадают интересы». Видимо, в этом плане интересы этих стран пока еще не совпали. * * * Узбекистан: Многолетний труд ученого был оценен судом в сумму, равную гонорару журналиста15.05.2007 11:13 msk Соб. инф. (Ташкент)
В Узбекистане часто утверждают, что защита авторских прав в республике находится на должном уровне. В самом деле, страна не только входит во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, но и ратифицировала все важнейшие договора в этой области, так что ее законодательная база вполне соответствует мировым стандартам. К сожалению, о том, как защита авторских прав осуществляется в действительности, лучше судить на примере следующего случая.
Профессор Гога Хидоятов, историк, автор пятнадцати книг, в начале января 2005 года заключил с ООО «Platinum Publishers» договор на издание учебника для 9-х классов, написанного им в соавторстве с В.Костецким. Согласно условиям договора авторы должны были получить за свой труд гонорар в размере трех процентов от выходной стоимости учебников. С вычетом подоходного налога это составляло примерно по 5,4 миллиона сумов на каждого. Летом 2006 года учебники были напечатаны и реализованы, и сегодня школьники изучают по ним историю Узбекистана на узбекском, русском, таджикском, казахском, туркменском и киргизском языках. Однако после того как авторы получили свои гонорары за учебники, изданные на братских языках, «Platinum Publishers» почему-то приостановило выплаты и за самый многотиражный учебник – тот, что был отпечатан на узбекском языке (584.000 экземпляров), – расплачиваться не стало. Осенью 2006 года после безрезультатных обращений в Агентство по охране авторских прав и Агентство печати и информации Г.Хидоятов был вынужден подать исковое заявление в суд. Однако вскоре выяснилось, что суд тоже не спешит вставать на защиту ученого. Хотя по нормам гражданско-процессуального кодекса рассмотрение дела должно было начаться в месячный срок, тем не менее, первое заседание состоялось более чем через месяц после подачи заявления. Вести дело было поручено судье Гульнаре Парпиевой. С самого начала суд фактически принял сторону ответчика. Судебные слушания по просьбе последнего постоянно переносились, в итоге в течение полугода судом было опрошено всего пять человек. Наконец, 4 апреля Мирзо-Улугбекский райсуд по гражданским делам г.Ташкента завершил рассмотрение дела о нарушении авторских прав. Выслушав мнения сторон, судья Г.Парпиева вынесла удивительное решение: величина гонорара, который автор должен был получить за свою книгу согласно договору между ним и ООО «Platinum Publishers» должна составлять не 5,4 миллиона сумов (4.300 долларов), а в семьдесят раз меньше - 78.754 тысяч сумов (примерно 62 доллара). Иными словами, многолетний труд ученого судом был оценен в сумму, равную гонорару журналиста в хорошей газете. Оказалось, что ООО «Platinum Publishers» без разрешения автора, в нарушение условий договора, передало права на издание учебника Министерству народного образования Узбекистана, которое, в свою очередь, заключило договор на его печать с издательским домом «Узбекистан». А поскольку Министерство образования является бюджетной организацией, то сумма авторского гонорара рассчитывалась исходя из постановления Кабинета министров Узбекистана от 26.06.1993 года, устанавливающего подобный порядок для бюджетных организаций. Согласно этой калькуляции и образовалась сумма в 78 тысяч сумов, которую судья Г.Парпиева признала совершенно правильной. И получилось, что «Platinum Publishers» никаких законов не нарушало, гонорар автору выплачивать не обязано, а профессор Г.Хидоятов за свою работу требует лишнего. - Они подсчитали, и оказалось, что авторам полагается всего по семьдесят восемь тысяч сумов, - возмущается Г.Хидоятов. - Посмотрите, какие фотографии в учебнике – я эти фотографии всюду сам искал, покупал. У уличных торговцев каждая такая фотография несколько тысяч стоит. Затраты обошлись мне примерно в триста тысяч, а мне платят семьдесят восемь тысяч, и суд подтверждает, что так и надо. Это просто унижение достоинства ученого… По непонятной причине суд начисто проигнорировал тот факт, что в договоре между автором и обществом «Platinum Publishers» черным по белому было записано, что передача авторских прав третьей стороне возможна лишь с согласия самого автора: «Общество вправе передавать права по настоящему Договору третьим лицам полностью или частично, предварительно получив письменное разрешение автора и оговорив с ними финансовые условия такой передачи». Но подобного согласия «Platinum Publishers» не спрашивало и грубо нарушило договор, передав эти права Министерству образования (МНО). Суд не заметил и нарушения многих других пунктов договора между автором книги и ООО «Platinum Publishers». Например, того, что в договоре оговаривался конкретный размер авторского вознаграждения - три процента группе авторов от выходной стоимости произведения. Или того, что «Platinum Publishers» брало на себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора и обязательство возместить ущерб, нанесенный подобными действиями. Или того, что именно «Platinum Publishers» обязалось выплатить авторское вознаграждение за использование произведения, а перекладывать это на Министерство образования не имело права. Кстати, даже по условиям договора, заключенного между МНО и «Platinum Publishers», авторское вознаграждение должно было выплачивать «Platinum Publishers». Были не приняты во внимание и показания опрошенных по делу должностных лиц, которые в ходе судебных заседаний пояснили, что условия договора должны исполняться ответчиком при любых обстоятельствах. Так, опрошенные представители Министерства образования заявили, что лицензионный договор ООО «Platinum Publishers» заключило с ними, но если в авторском договоре оговаривается, что оно должно выплатить автору три процента от выходной стоимости произведения, то оно обязано заплатить, и это его проблема. Специалист по авторским правам также пояснила, что при наличии авторского договора гонорар выплачивается согласно договору, а при передаче авторских прав третьему лицу необходимо получить письменное разрешение автора и обговорить с ним финансовые условия такой передачи. Примечательно, что пока тянулся этот судебный процесс, выяснилось, что ООО «Platinum Publishers» вообще не имеет лицензии на издательскую деятельность и не внесено в реестр Агентства печати и информации. Об этом суду был представлен документ из Агентства. Но судья его отклонила, заявив, что отсутствие лицензии не является препятствием к работе издательства. Хотя статья 190 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан квалифицирует это как уголовное преступление. - Мне семьдесят семь лет. За свою жизнь я опубликовал пятнадцать книг, и никогда у меня не было проблем с денежным вознаграждением. И ни в советское, ни в постсоветское время я не сталкивался с таким отношением к закону, который продемонстрировала судья Парпиева, - комментирует ситуацию Г.Хидоятов. Любопытно, что в июле 2006 года в Узбекистане был принят «Закон об авторском праве и смежных правах», а в декабре того же года Сенат республики посвятил этому вопросу специальное заседание, где всячески обосновывалась необходимость его принятия. Но из приведенного примера хорошо видно, что все эти законодательные акты к действительности имеют отношение лишь самое отдаленное, а в реальной жизни суды по-прежнему считают, что авторский договор – вещь пустая и ничего не значащая. * * * Ферганский колледж искусств отмечает свой полувековой юбилей15.05.2007 14:45 msk А.Куприн В год 130-летия города Ферганский колледж искусств празднует свой полувековой юбилей. Открывшееся в 1957 году, спустя четверть века музыкальное училище стало училищем искусств, а в 2003 году – колледжем искусств. В среду, 16 мая, здесь пройдут юбилейные торжества. * * * 16 августа 1957 года вышел приказ Ферганского облисполкома «Об учреждении Ферганского музыкального училища». Было набрано шестьдесят учащихся для обучения по специальностям «Фортепиано», «Народные инструменты», «Пение», «Хоровое дирижирование». Двенадцать педагогов занимались с учениками в восьми классах с двадцатью партами и двумя фортепиано, в здании, расположенном на углу улиц Педагогическая и Кары-Ниязова. К моменту первого выпуска в 1961 году контингент учащихся достиг 197 человек. К первым четырем специальностям добавилось еще три – «Струнные инструменты», «Духовые инструменты» и «Теория музыки». К десятилетию со дня открытия училища в нем обучалось 382 учащихся, педагогический коллектив насчитывал шестьдесят преподавателей. В 1970 году училище переехало в самый центр города в четырехэтажное здание с 59 аудиториями, классами для индивидуальных занятий, учебными кабинетами и общежитием из 35 комнат на 100 человек. С 1972 года училище стало готовить кадры по специальности «Артист народного танца», а с 1976 года – «Художник-оформитель». В семидесятые годы число учащихся превысило более 550 человек. С 1981 года это учебное заведение стало именоваться училищем искусств. В 1983 году открылся концертный зал и столовая на сто мест. В эпоху независимости Узбекистана, к 2003 году для училища было построено прекрасное просторное здание (архитектор С.Касаткина), учитывающее специфику учебного заведения искусств, а училище получило статус колледжа искусств с трехлетним сроком обучения. К уже существующим специализациям добавляются «Музыкальное традиционное исполнительство» и «Артист театра». В настоящее время колледж готовит специалистов по одиннадцати специальностям, здесь учатся 465 учащихся, педагогический коллектив насчитывает более ста человек. Уже полвека это учебное заведение готовит специалистов для детских музыкальных школ, исполнительских коллективов, учреждений культуры города, области и республики, а также для поступления в вуз. Успех в любом деле приходит только в результате осуществления эффективного руководства. И в этом отношении учебному заведению повезло. Наверное, немного найдется в нашей республике учебных заведений, где за пятьдесят лет их существования было всего два директора. Первой Ферганское музыкальное училище возглавляла в течение тридцати лет Хакима Машариповна Максумова, и вот уже двадцать лет учебным заведением руководит Юсуфжон Пулатович Гофурбеков. Хакима Машариповна всю свою жизнь отдала делу развития музыкального образования в городе, области, республике. Будучи одной из первых девушек-узбечек, окончивших музыкальную школу в Фергане по классу фортепиано, она после получения высшего образования в 1945 году была назначена директором ДМШ №1, а с 1957 года возглавила музыкальное училище. Под ее руководством был создан педагогический коллектив, который, успешно решив задачи становления училища после открытия, сумел к его двадцатилетию прочно завоевать позиции одного из лучших музыкальных средних специальных учебных заведений (ссузов) республики. Труд Х.М.Максумовой государство отметило званиями «Заслуженный работник культуры Узбекистана» и «Отличник народного образования Республики», орденом «Знак Почета», медалями и многочисленными грамотами. В 1987 году директором училища становится избранный из числа педагогов на общем собрании коллектива Ю.П.Гофурбеков. Его плодотворные усилия и взвешенные решения по подбору кадров и сохранению эффективности педагогического коллектива в далеко непростую эпоху социальных катаклизмов и резкого повышения динамики демографических перемещений конца 1980-х – начала 1990-х годов, позволили учебному заведению отстоять завоеванные в республике высокие позиции и приумножить успехи, например, в качественной подготовке специалистов музыкального традиционного исполнительства и артистов театра. Было построено новое здание колледжа искусств. Для того чтобы сформировать специалистов в области искусств – музыкантов, художников, артистов театра, - нужен не только хорошо поставленный учебно-воспитательный процесс – уроки, репетиции, концерты, конкурсы, выставки, спектакли. Необходимо еще и создание на каждом уроке, особенно по специальности, и во всем учебном заведении неповторимой эмоциональной атмосферы увлеченности искусством, любви к нему. И здесь определяющую роль играет пример педагогов – наставников учащихся. Успехи, достигнутые Ферганским музыкальным училищем-училищем искусств-колледжем искусств за 50 лет, – это результат непростого выполнения своих педагогических обязанностей каждым преподавателем. А если говорить высоким стилем, это – результат служения искусству, то есть добровольной отдачи ему всех своих сил, всей своей души, всей своей любви. И хотелось бы назвать как можно больше имен тех, кто внес свой плодотворный вклад в достижения учебного заведения и этим причастен к сегодняшнему юбилею. Отдел фортепиано: М.Гольдина, М.Бояджан, Г.Свечников, Т.Вихрева, С.Курбанова, Р.Ритте, И.Вышлова, Н.Гуртовенко, Г.Айриева, Р.Будовнич, Л.Исембетова, Л.Толпегова, Г.Иванкина, Ф.Бабаева, Л.Мельванова, А.Берковская, В.Высоцкая, С.Денисова, Т.Власова, Т.Петрова, В.Каримова, Н.Карташова, А.Самойлович, Л.Лобанова, О.Сусликова, Л.Усманова, Г.Шадиева, Э.Шарипова, О.Стасенко, Д.Захидова. Отдел струнных инструментов: Л.Петрова, В.Гилин, Л.Назарова, Н.Гарбер, А.Лапшин, Н.Ардаширова, Е.Эрлих, Р.Рахимова, М.Халитов, Р.Свотина, В.Агишев, Р.Абубекиров, Р.Бекиров, Л.Близнюк, Н.Руднева, В.Хазратов, Ю.Гогохия, М.Цой, А.Селезнева, О.Гетте, У.Шерматов. Отдел духовых и ударных инструментов: Заслуженный работник культуры Узбекистана, Отличник народного образования Ю.Эргашев, Р.Ниязов, Н.Радюк, Е.Гуляев, Л.Штейнгауэр, Ю.Кортунов, С.Гаврилов, З.Муетдинов, Е.Юнаев, И.Горохов, А.Свотин, В.Ким, Ю.Копылов, А.Ганиев, Ю.Котельников, А.Рузибаев, М.Каримов, О.Эшонов, И.Назаров, Ю.Жилин. Отдел узбекских народных инструментов: Заслуженный работник культуры Узбекистана, Отличник народного образования Р.Кипчаков, К.Ахмедова, Х.Якубов, М.Каримов, А.Маджидов, Б.Турсунов, О.Турсунов, К.Самиев, М.Касымов, Д.Мухаммедова, Р.Таджибаев, Х.Зиляев. Отдел музыкального традиционного исполнительства: М.Халиков, О.Юнусов, У.Муродов, Х.Каххаров, Х.Каххарова, К.Мирзаев, А.Рахимов, К.Хикматов, Ш.Исроилов. Отдел русских народных инструментов: В.Антипов, А.Протасов, Н.Фильчаков, Б.Петров, Романов, Л.Лейс, Э.Курбанов, Мастаченко, Я.Юнаев, В.Ситников, Л.Ситникова, В.Хаимов. Отдел пения: М.Саидова, П.Нежин, Т.Лебедева, Ю.Абдурахманов, Н.Красильникова, Ю.Кузнецов, Е.Завулунова, Т.Ганиев, Н.Арянина, Т.Добина, Я.Озолинь, И.Ильяев, А.Аронов, А.Васильев, Б.Шаропов, М.Абдурахманов, Д.Ахмедова, Е.Печеркин. Отдел хорового дирижирования: Л.Коростелева, А.Ковырялов, О.Пугач, В.Киселев, А.Киселева, А.Прасидис, С.Дададжанов, С.Максумова, О.Мусабаев, В.Халилов, Е.Кирюшова, З.Эргашева, Г.Шарин, Р.Беккер, А.Гринченко, Л.Морозов, Л.Елистратова, А.Евсеева, М.Турсунова, Х.Хусанова, Н.Заврина. Отдел теории музыки: Отличник народного образования Узбекистана Т.Саакова, С.Бугаева, А.Полякова, Э.Фархади, М.Гуров, П.Серебряков, С.Мулладжанова, Г.Теличко, О.Кожевникова, Д.Зайцев, Н.Лебединская, Г.Африкантова, Э.Светлова, Л.Щепеткова, Э.Казак, В.Никитенко, Г.Абдуллаева, Д.Гофурбекова, Д.Мулладжанов, Б.Якубов, О.Бирюкова, Р.Галимуллина, А.Чепель, М.Махмудова. Отдел народного танца: М.Ташматова, Г.Мухарева, Н.Рахимов. Отдел художественного оформления: Ю.Абоимов, С.Алибеков, В.Крылов, М.Фаткулин, А.Куприн, Е.Ладик, А.Капцан, Л.Капцан, М.Чурлу, Э.Изетов, А.Сулейманов, Х.Кан, М.Джурабаев, А.Акбаров, Н.Абдуллаев, В.Шибатков. Отдел «артист театра»: М.Юсупов, С.Таджибаева, К.Новак. Отдел общего фортепиано: А.Осадчук, С.Пенькова, В.Савопуло, Л.Осипова, Л.Кузьмина, А.Куприн, Л.Стерина, А.Карпухина, К.Эрлих, С.Любоцкая, М.Бекназарова, Г.Абдулова, Л.Зеликова, В.Кудряшов, Л.Абубекирова, О.Богданова, Н.Хасанова, Ж.Тен, Г.Нурматова. Общеобразовательный отдел: Бублейникова, Е.Попенченко, К.Абдуллаев, Е.Плетухин, И.Эргашев, Р.Чилингир, А.Тепцова, А.Куприн, Ю.Хокимова, Т.Асриянц, В.Гульянц, М.Скляр, И.Назаров, Т.Каримова, Г.Абдулова, Алиев, Алиева, О.Расулова, Ш.Дусматова, С.Халилова, Л.Рузиев, З.Исмаилов, М.Икрамова. Сотрудники училища: М.Нестеренко, Р.Фильчакова, Я.Масловский, В.Шанская, А.Шанский, Т.Яковец, Н.Арянина, Х.Заитова, Н.Хакимов, Д.Акрамов, Д.Тошпулатова. В дело эффективной постановки учебно-воспитательного процесса большой вклад внесли завучи Л.Коростелева, Е.Гуляев, Н.Гарбер, Т.Саакова и другие. Сейчас с этим участком работы успешно справляется Отличник среднего специального и профессионально-технического образования Узбекистана Олимжон Юнусов. Многие из педагогов училища были его выпускниками, вернувшимися в альма-матер после окончания вузов. На протяжении пятидесяти лет учебным заведением активно велась музыкально-просветительская и концертная деятельность. Концертные программы симфонического, духового, узбекских народных инструментов, русских народных инструментов, оркестров, ансамбля скрипачей, ансамблей народного танца, музыкального традиционного исполнительства, солистов вокалистов и инструменталистов слышали и слушают тысячи жителей Ферганы и области. С 1970 по настоящий год учащиеся этого музыкального учебного заведения принимали участие и становились лауреатами, дипломантами в восемнадцати регулярно (раз в два года) проводимых республиканских конкурсах молодых исполнителей – учащихся ссузов искусств, конкурсах макомистов, смотров и фестивалей. Выпускники учебного заведения – главный итог его деятельности. И здесь Ферганскому колледжу искусств есть чем гордиться. 3781 его питомец, выпущенный за пятьдесят лет, стал проводниками музыкального просвещения и образования в городах и районах республики и далеко за ее пределами. Более четырехсот человек окончили Ташкентскую государственную консерваторию, многие получили высшее образование в других художественных вузах республики. География продолжения профессиональной подготовки питомцев училища в высшем звене широка – Московская, Новосибирская, Свердловская, Казанская консерватории, Ростовский, Краснодарский, Фрунзенский, Алма-Атинский институты искусств и другие художественные вузы. Основная масса выпускников стала преподавателями музыкальных школ. Это они приобщили к музыке уже несколько поколений детей и юношества. Многие успешно готовили своих питомцев к поступлению в училища и колледж. Среди них – Н.Маркелова, Г.Куликова, Т.Крюкова, Л.Касанова, Г.Арабаджиева, Т.Сараева, Э.Бокалис, Е.Джамилова, Г.Клаус, Б.Ахмедов, А.Абдулхамидов, А.Исаков, А.Сулейманов, Р.Камалова, К.Уринбаева и другие. Ряд выпускников добился выдающихся достижений. В их числе народные артисты Республики Узбекистан – любимый народом певец, профессор Таваккал Кадыров; виртуоз-исполнитель на гиджаке, бастакор Абдухашим Исмаилов; виртуоз-исполнитель на нае Абдулахад Абдурашидов; певец, профессор Султанали Маннопов; заслуженные деятели искусств Республики Узбекистан – главный дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана, композитор Анвар Эргашев; режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени А. Навои Хайдарали Касымов, профессор, проректор Государственной консерватории Узбекистана, композитор Аваз Мансуров; виртуоз-исполнитель на чанге и конуне Абдурахман Холтожиев; Заслуженный деятель искусств Республики Кыргызстан, артист театра Закиржон Шакиров; Заслуженный работник культуры Узбекистана и заслуженная артистка Российской Федерации Вера Савельева; Заслуженный артист Украины виртуоз-гитарист джаза Энвер Измайлов; заслуженные артисты Республики Узбекистан дирижер Юнус Гульзаров, инструменталисты – Замира Рахматуллаева, Малика Зияева, певцы – Ильхом Ибрагимов, Юлдуз Абдуллаева, Гульсанам Мамазаитова, Эркин Рузматов; Заслуженный работник культуры Российской Федерации Полина Гольдина. Среди выпускников учебного заведения – профессор Белградской консерватории, пианистка Екутхон Кадырова, профессор музыкального университета Вены, первая скрипка оркестра радио и телевидения Австрии Юсуф Караев, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе института искусствознания Узбекистана Давлат Мулладжанов, кандидаты педагогических наук Саид Дададжанов, Валижон Халилов, Азамжон Умаров, Зоя Пфау и др. Любителям искусств хорошо известны имена певицы, солистки Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои Мавлюды Уринбаевой, композитора хоровой духовной музыки Анатолия Гринченко, композитора-песенника, лауреата премии Александрова Геннадия Шарина, Заслуженной артистки Украины, певицы Урьяне Кенжикаевой, музыкантов джаза, лауреатов многих джазовых фестивалей Сергея Гурбелашвили, Вячеслава Морозова, Леонида Атабекова и других; художников Мамута Чурлу, Энвера Изетова, Виктора Вахтина, Людмилы Райс, Александра Касина, Ирины Батовой, Валерия Хайдукова, Абдусалама Мамурова, Нины Коржовой и других. Время и исторические катаклизмы распределили выпускников Ферганского музыкального училища, училища искусств, колледжа искусств по всему свету, от Австралии до Канады, и об успехах многих из них нам просто ничего не известно, а они, наверняка, есть. Колледж искусств празднует 50-летие! Своей чередой идут занятия, лучшие учащиеся готовы принять участие в очередном республиканском конкурсе, скоро летняя сессия, словом – жизнь продолжается. Александр Куприн, преподаватель Ферганского колледжа искусств * * * В Подмосковье убиты двое граждан Узбекистана15.05.2007 11:22 msk Газета.Ру Двое граждан Узбекистана убиты в городе Железнодорожный Московской области, сообщает Газета.Ру со ссылкой на источник в правоохранительных органах региона. «В понедельник, в 17:25 в дежурную часть ОВД Железнодорожного поступила информация, что на пустыре на улице Юннатов обнаружены трупы двух человек. Выехавшие на место сотрудники милиции обнаружили тела двух граждан Узбекистана, 1980 и 1982 годов рождения», - рассказал источник. Он добавил, что по заключению экспертов, смерть приезжих наступила от черепно-мозговых травм. По данному факту возбуждено уголовное дело, сотрудники милиции не исключают, что убийство могло было быть совершено на почве национальной ненависти. |
В избранное | ||