ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Миф «Большой игры»: Пакистанская версия02.05.2007 00:02 msk Девлет Озоди (Москва) Попытки представить усиливающееся соперничество различных государств за влияние в Центральной Азии как продолжение некогда развивавшейся во второй половине XIX – начале ХХ вв. «Большой игры», участниками которой являлись имперские Россия и Великобритания, не соответствуют исторической реальности. Действия Лондона и Санкт-Петербурга были продиктованы в прошлом стремлением не допустить реального и/или гипотетического продвижения оппонента в пределы своих имперских колоний, а также обеспечить себе преимущества в военно-стратегическом плане. Современное противоборство, участниками которого является гораздо большее количество стран, ведётся в рамках так называемой сырьевой политики основных заинтересованных сторон и на пространстве, где уже существуют независимые государства. Военно-стратегические и внешнеполитические аспекты этой проблемы выступают отнюдь не первоочередной задачей, стоящей на повестке дня вовлеченных в противоборство государств. Игра центрально-азиатских режимов на противоречиях США, России, Европы (включая Великобританию), Китая, Турции и других заинтересованных в региональных делах «игроков», в конечном счёте, привела ко вполне логичным результатам. Главным из них является усиление авторитарно-тоталитарных тенденций во внутриполитической жизни государств Центральной Азии. Именно это обстоятельство обусловливает продолжающийся поиск главами режимов потенциальных партнеров-союзников в интересах укрепления собственной власти. О роли «традиционных» конкурентов - США, России, Европы, Китая, Турции и Ирана, - ведущих борьбу за доступ к ресурсам региона, уже известно достаточно. Намного меньшее внимание уделяется активной позиции других стран, в частности, Пакистана, проводящего свою политику в Центральной Азии в условиях так называемой информационной тишины. По мнению ряда пакистанских официальных лиц, выказывавшихся уже сравнительно давно по этой теме, в частности, министра печати и информации посольства Пакистана в США Рифата Хусейна, «в период дезинтеграции СССР и возникновения мусульманской Центральной Азии Пакистан, в силу его геостратегического расположения, стали считать центральной осью новой конфигурации регионального баланса сил». В 1995 году Туркменистан, Афганистана и Пакистан подписали специальный меморандум о создании трубопроводного пути в Пакистан. В 2000 году Исламабад активизировал попытки добиться строительства трубопроводов из Центральной Азии, позволяющих получить ему доступ к энергетическим ресурсам региона и стать важным транзитным пунктом по широкому азимуту перспективных транспортировок. Глава Пакистана генерал Первез Мушарраф пытался убедить президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и покойного ныне президента Туркменистана Сапара Ниязова сделать ставку именно на так называемый «пакистанский транзит», получив, таким образом, доступ как к казахстанской нефти, так и к туркменистанскому газу. В декабре 2002 года правительства Туркмении, Афганистана и Пакистана подписали Меморандум о намерениях о строительстве центрально-азиатского нефтепровода, который должен был доставлять сырье из Узбекистана и Туркмении в пакистанский порт Гвадар, имеющий выход к Аравийскому морю. Однако реализация этих проектов зависела от ситуации в Афганистане, где правительство талибов являлось исключительно непредсказуемым, несмотря на установленные с ним Ашгабатом и Исламабадом «особые отношения». После начала боевых действий антитеррористической коалиции, падения режима Талибан и усиления гражданской войны в Афганистане проект временно был отложен. Готовность пакистанской стороны к участию в проекте Ирана также оказалась нереализуемой из-за ухудшившихся отношений между Тегераном и евро-атлантическим сообществом и, прежде всего, с США. Центрально-азиатская политика Исламабада после ряда событий в регионе, особенно в Афганистане и вокруг Ирана, приобрела исключительно осторожный, но, вместе с тем, достаточно последовательный характер. Во-первых, для Пакистана важно представить свою роль в бывшей советской Средней Азии не столько с позиций очередного «игрока», сколько традиционного партнера, исторически связанного с регионом и никогда не вовлекавшегося в военно-политическое противостояние с народами Центральной Азии. Во-вторых, пакистанская политика ориентирована на позиционирование центрально-азиатского партнерства с ней как на альтернативу наиболее известным и более могущественным участникам конкурентной борьбы за влияние в регионе, преследующим свои «узкокорыстные цели». В-третьих, Исламабад пытается представить себя как ответственного и надежного партнера той части исламского мира, который не поддерживает радикальные политические течения ислама и ведёт с ними борьбу, что для Центральной Азии имеет особое значение. Уже, начиная с 2005 года, после событий в Андижане, узбекский президент активизировал связи с генералом Мушаррафом, поддержавшим своего коллегу в сложный для него момент. Действия пакистанских властей в отношении узбекских военизированных отрядов в Вазиристане весной 2007 года также имели серьезное значение для усиления взаимоотношений между Ташкентом и Исламабадом. В феврале 2006 г. Туркмения, Афганистан и Пакистан подписали новый меморандум о начале строительства трубопровода, представляющего интерес для Индии - главного пакистанского конкурента в регионе. Весьма примечательным в этом контексте становится интенсификация взаимоотношений между Исламабадом и Ташкентом, который в конкурентной борьбе с Астаной в конечном счёте потерпел поражение. Для руководства Пакистана было очень важно поддержать узбекскую сторону с целью не допустить подпадания её под исключительно российское или китайское влияние в условиях обострения отношений Узбекистана с США и Евросоюзом. Частично этого удалось добиться, однако конкуренция с Китаем для Пакистана оказалась достаточно проблематична. В целях смикшировать сложившуюся ситуацию Пекин активизировал военно-техническое сотрудничество с Исламабадом по линии военных поставок лицензионного вооружения российского образца (о чём сообщалось в печати). Такой шаг стал серьезным испытанием для соседней Индии, также претендовавшей на особую роль не только в собственном регионе, но и в Центральной Азии. В создавшихся условиях Пакистан смог не только сохранить свои позиции в ЦАР, но и получить определенные дивиденды от политики здесь в совершенно неожиданном на первый взгляд виде: усилении его поддержки в противовес Индии уже в более широком региональном контексте. * * * Андижанские фермеры игнорируют проводимые премьер-министром селекторные совещания02.05.2007 08:09 msk Соб. инф. Фермеры Андижанской области предпочитают не присутствовать на совещаниях, которые регулярно проводятся областными и районными хокимиятами (администрациями). Так, на селекторном совещании, прошедшем в здании областного хокимията в полдень 20 апреля, из 579 приглашенных руководителей фермерских хозяйств присутствовали только 299. Следующее аналогичное мероприятие, которое проводил сам премьер-министр Республики Узбекистан Шавкат Мирзияев, отличалось еще более низкой явкой, хотя все руководители фермерских хозяйств были оповещены о нем за два дня до его проведения. Однако многие из отсутствовавших уже привыкли игнорировать такие совещания вообще или посылать на них вместо себя других лиц. На совещании, которое проводил премьер, «предполагалось обсудить такие важные вопросы для сельского предпринимателя, как завершение посевных работ хлопчатника, своевременное осуществление агротехнических работ, ход работ в области производства тутового шелкопряда и выполнение заданий по продаже алкогольных напитков. И каждый фермер должен был определить для себя необходимые меры для дальнейшей деятельности». Особенной критике подверглись фермеры Джалалкудукского района Андижанской области, хокимом (главой администрации) которого является Алишер Садыков. В самый разгар селекторного совещания актовый зал администрации района, рассчитанный на 420 человек, был заполнен всего на три четверти. При этом стоит учесть, что несколько первых рядов были заняты работниками администрации и руководителями областных организаций. По словам Алишера Садыкова, на селекторном совещании должен был присутствовать 861 руководитель фермерских хозяйств. Однако пришли только 460 фермеров, то есть общая посещаемость мероприятия фермерами составила пятьдесят три процента. 661 фермерское хозяйство из 861 имеющегося в районе специализируются на выращивании хлопчатника, из них на совещание явился только 371 фермер, что составляет пятьдесят шесть процентов. А из двухсот фермеров, специализирующихся на производстве тутового шелкопряда, на совещание прибыли всего сорок девять, что составило четверть от общего числа. К примеру, на совещании не оказалось ни одного фермера из села Еркишлак. Из двадцати восьми фермеров альтернативного Машинотракторного парка (МТП) имени Тошматова мероприятие проигнорировали двадцать четыре, из двадцати семи приглашенных с МТП имени «Пахтакора» прибыло всего трое, вместо тридцати одного фермера агротехнического хозяйства «Алмазар» приехали одиннадцать. Не появились на совещании фермеры из альтернативных МТП «Узбекистан», «Бештол» и других. По словам того же хокима, мероприятие пропустили большинство приглашенных из массивов «Айым», «Гульбахор», «Гайрат» и «Хакикат». Стоит отметить, что претензии прозвучали не только в адрес фермеров, но и некоторых руководителей районных предприятий и организаций, также отсутствовавших на совещании. - То, что фермеры перестали ходить на совещания, стало финалом длительного процесса, при котором золотые слова от многократного их произношения теряют свою ценность, - считает журналист, некоторое время сотрудничавший с одной из республиканских газет. - Фермеров просто-напросто издергали всякими собраниями. Селекторные совещания, регулярно проводимые премьер-министром, стали обыденным явлением для фермеров, которые еще вчера были колхозниками. В разгар весны, когда работать надо на полях, фермеров таскают по совещаниям и учат их, как держать лопату. Причем таскают их на селекторные совещания и летом, и осенью, и зимой. По мнению ряда независимых экспертов, причина инертного и безразличного отношения фермеров к этим потугам власти состоит в том, что государственная система Узбекистана в настоящее время представляет собой извращенную форму командно-административного режима СССР. Власти хотят, чтобы фермеры беспрекословно слушались их во всем, в то же время отдельные чиновники высокого ранга занимаются откровенным вымогательством, забывая при этом, что дающий взятку перестает уважать берущего. Поэтому фермер со спокойной душой игнорирует совещания, даже если их проводит премьер-министр страны. * * * Киргизия: Роль и место национальных меньшинств в конфликтах между властью и оппозицией02.05.2007 10:36 msk Абумалик Шарипов В митингах оппозиции, прошедших в Бишкеке с 11 по 19 апреля 2007 года, участвовали, преимущественно, только киргизы, в основном, представители севера страны. Среди митингующих практически не было замечено представителей других национальностей. Во всяком случае, о них в средствах массовой информации не было ни одного сообщения. О чем это говорит? Неужели представителям других этносов, являющимся одновременно гражданами Кыргызстана, все равно, что происходит на их родине? В чем причина аполитичности живущих здесь русских, узбеков, дунган и представителей остальных наций и народностей? Попытаемся найти ответы на эти вопросы. По официальной статистике (данные на 2001 год), 65,7 процента из пяти миллионов населения страны составляют киргизы, на втором месте по численности находятся узбеки (13,9 процента), затем идут русские (11,7), а представителей остальных наций и народностей в общей сложности - менее девяти процентов. Таким образом, доля представителей нетитульных национальностей в Кыргызстане весьма значительна - 34,3 процента, а по неофициальным данным она еще выше. Примечательно, что в марте 2005 года во время «революции» (или, согласно другому мнению, - «переворота») на главной площади южного киргизского города Джалалабада, где она и началась, митинговали и штурмом брали здание областной администрации исключительно киргизы. При том, что почти половину населения областного центра составляют узбеки. Они появились на площади только 20 марта, когда власть применила силу против захватчиков здания обладминистрации. Узбекский национальный культурный центр, который на тот момент был единственным объединяющим узбеков общественным формированием, решил, что узбеки не должны участвовать ни в митингах оппозиции (во главе с К.Бакиевым), ни в антимитингах, организованных тогдашней властью. Лидеры узбеков считали, и, надо заметить, не без оснований, что власть (прежняя или новая) будет «прессинговать» их при любом исходе. И действительно: после «революции», особенно после митинга узбеков, требовавших придать узбекскому языку статус официального, сторонники новой власти напомнили о своих обидах. Узбеков открыто спрашивали: «Где вы были во время мартовских событий?» И нет сомнений в том, что если теперь к власти придут «куловцы», вопрос повторится. Стоит отметить, что в те дни многие этнические узбеки были против идеи придания узбекскому языку статуса официального, считая, что это может привести к конфликту с киргизами. Любопытно, что позже требование о статусе языка не поддержали и оппозиционные депутаты, которые были в союзнических отношениях с депутатом, узбеком по национальности Кадыржаном Батыровым, который и организовал митинг ратующих за придание узбекскому статуса официального языка. Это стало поводом для разговоров о том, что оппозиционные депутаты просто использовали Батырова, спровоцировав его на проведение митинга узбеков в один день с митингом оппозиции – 27 мая, но затем «кинули» его. В итоге от этого митинга пострадали сами же узбеки: температура межнациональной напряженности в регионе резко возросла. А «революционеры» открыто пригрозили, что если узбеки продолжат настаивать на своих требованиях, они могут повторить ошские события 1990 года, когда в Узгене между двумя народами произошли массовые беспорядки, завершившиеся резней, в результате которой только по официальным данным погибло около трехсот человек. А больше всего от майского митинга пострадал сам депутат Батыров: с молчаливого согласия (а по мнению некоторых - по указке) властей агрессивная толпа «революционеров» захватила три объекта недвижимости, принадлежащих депутату, и до сих пор не освобождает, несмотря на судебные решения в пользу Батырова. Из-за митингов и, по мнению ряда экспертов, вследствие определенных шагов властей среди киргизских узбеков произошел раскол, и сейчас в Джалалабаде параллельно существуют три общественных организации, выступающих от имени этнических узбеков: Общество узбеков имени Навои (лидер Кадыржан Батыров), Джалалабадское городское общество «Янги аср» (Мухиддин Жалалов), общество «Давр» (Абдукарим Бурханов). Первое считается оппозиционным президенту Киргизии К.Бакиеву, второе - «центристским», а третье – «пробакиевским». При всем уважении к мнению представителей около восьмидесяти народов, проживающих в Кыргызстане, рассмотрим, прежде всего, позицию узбеков и русских, как самых многочисленных и могущих повлиять на общую политическую атмосферу в стране групп населения. Узбеки и русские обижаются, что о них вспоминают только во время выборов или открытого противостояния оппозиции и власти как об обладателях голосов, а не граждан страны. Действительно, и власть, и оппозиция, как всегда, хотят заручиться поддержкой большинства избирателей, в том числе, крупных национальных диаспор. Остается только уточнить, в какой форме и масштабах. Можно предположить, что и власти, и оппозиция осторожно подходят к привлечению голосов представителей национальных меньшинств во время очередного противостояния, так как понимают опасность появления в том или ином конфликте этнического фактора. Тем более, сейчас, когда в результате последних событий «внутрикиргизского» конфликта проблема «север-юг» еще больше обострилась. Киргизская оппозиция и власть не очень хотят, чтобы представители других национальностей участвовали в баталиях по разные стороны баррикад. Кроме того, они не хотят допускать «нетитульных» к власти, к управлению страной, так как при массовом участии некиргизов в масштабных митингах у них, естественно, будет и отдельный пакет требований о равенстве во всех сферах. Тем не менее, обе стороны политического конфликта хотят показать масштабность, указывая на наличие в своих рядах представителей из всех уголков страны, всех социальных слоев и национальностей. И «показывают». Правда, лишь на газетных страницах и экранах телевизоров (ни в коем случае не на площадях), тем самым как бы получая моральное право говорить от имени «всего народа». А как сами «нетитульные» думают о роли и образе, которые им предлагаются? В отличие от узбекской общественности, русская диаспора Кыргызстана еще в девяностых годах раздробилась на мелкие общественные формирования. Недавно созданный Институт русской диаспоры (ИРД) 17 апреля распространил заявление в связи с кризисом в Киргизии. В нем, в частности, говорится: «Суть данного конфликта состоит в определении взаимоотношений между различными группами политиков, относящихся к титульному этносу, и никоим образом не должна касаться русских. Единственная позиция, которую, по нашему мнению, должна занимать сегодня русская диаспора, – это позиция нейтралитета, отстраненности от происходящего». Может быть, не все русские согласны с этим, тем не менее, данное заявление можно расценить как общее настроение кыргызстанских русских. Между тем, в отличие от русских, многие из которых охвачены «чемоданными настроениями», положение «киргизских узбеков» совсем иное. Во-первых, узбеки считают себя коренной нацией, как и киргизы. Во-вторых, если и собираются на заработки или ПМЖ (постоянное место жительства), то именно в Россию (как русские и киргизы), а не в Узбекистан. Все три общественные организации узбеков, несмотря на определенные различия в стратегиях, оказались единодушными в том, что следует быть осторожными в своих высказываниях, действовать строго в рамках закона и так далее. Дискомфортное состояние узбеков можно понять: при схожести проблем с русскими возможности их решения, да и положение наций сильно различаются. Узбеки не могут «обидеться и хлопнуть дверью», как русские, и должны найти золотую середину участия в «горячей» политической жизни, чтобы не обжечься. А им придется участвовать, иногда даже против своей воли. По мнению лидера Джалалабадской городской организации «Янги аср» Мухиддина Жалалова, узбеки не должны самоустраняться от участия в общественной жизни страны, в том числе и во время политических кризисов. «Мы должны быть активными во всех вопросах, так как мы такие же граждане, как и киргизы. В нынешней ситуации кризис в стране является не только проблемой киргизов, это и наша проблема. Нашу позицию можно расценить как центристскую, стремящуюся оставаться в рамках правового поля. То есть - и к требованиям оппозиции, и к требованиям власти мы относимся одинаково: все должно решаться на переговорах в рамках правового поля», - говорит Жалалов. Его заместитель Гулшода Абдукаримова тоже придерживается такого подхода. «Ультимативная форма, оказывается, приносит обратный результат, в этом мы убедились после прошлогоднего митинга (имеется в виду митинг узбеков по поводу статуса языка. – Авт.). Лучший ход - это убедить своего оппонента. Не обязательно ломать стену, можно ее обойти», - считает Г.Абдукаримова. Эту формулу узбекская активистка предлагает применять и в диалоге оппозиции с властью. Останавливаясь на вопросе участия узбеков в реальных событиях, она заявила, что на общем собрании общества большинством голосов было решено придерживаться «умеренного нейтралитета». Активист общества «Давр» Сабиржан Мазаитов тоже выступает за решение конфликтов в рамках закона, но с оговоркой. О роли и месте узбеков и других национальностей в противостоянии власти и оппозиции он высказался следующим образом: «В данной ситуации центристскую, нейтральную позицию представителей других национальностей можно считать не совсем честной. Получается, таким образом мы говорим: пока деритесь между собой, а кто выиграет – к тому мы и присоединимся. Да и наша религия - ислам - считает такую позицию харамом (запретной, нечистой, не соответствующей канонам мусульманской религии. – Авт.). Каждый человек должен определиться и открыто заявить о своей позиции. Мы должны быть объективными: если в требованиях оппозиции есть пункты, с которыми мы согласны, то не надо этого скрывать. Однако мы считаем, что требование об отставке президента неприемлемо, и не потому, что Курманбек Бакиев безгрешен, а потому, что просто так нельзя. Представьте себе, если завтра к власти придут Текебаев или Кулов, сколько им дадут времени? Пусть президент Бакиев доработает свой срок, и при таком варианте можно требовать от него реформ и все остальное». Улугбек Абдусаламов, вице-президент Общества узбеков имени Алишера Навои, уверен, что узбеки всегда, в том числе и во время конфликтов, должны действовать строго в рамках законов. «К сожалению, наши действия не всем нравятся, даже когда мы требуем соблюдения своих конституционных прав. Многим кажется, что мы добиваемся чего-то сверхъестественного. В прошлом году мы основывались на Конституции 1993 года, в которой государство гарантировало развитие культуры, языка и тому подобного всем национальностям. Наше требование о статусе было не капризом, а тревогой за родной язык», - сказал Абдусаламов. А о роли узбеков в нынешней ситуации он заявил, что «полностью согласен с заявлением Института русской диаспоры, под ним могли бы подписаться и узбеки». Несмотря на заявления узбекских лидеров о нейтральном и объективном подходе, редкие «узбекские голоса» звучат со страниц газет и экранов телевизоров исключительно в поддержку власти. Когда 7 апреля власти организовали митинг против «опасной политики движения «За достойное будущее Кыргызстана», по сообщению печатного органа Джалалабадской областной администрации «Жалолобод Тонги», «в митинге участвовали лидеры политических партий, представители Ассамблеи народов Кыргызстана (АНК), Комитета по защите революции». Среди осудивших действия оппозиции были и лидеры узбекских обществ «Давр» и «Янги аср», которые являются членами АНК. Использование голосов представителей других национальностей во время конфликтов - не новшество. Прежняя власть тоже активно озвучивала «гневные осуждения действий всяких смутьянов» устами представителей многонационального Кыргызстана. Во время мартовских событий 2005 года республиканская АНК осуждала «кучку бунтовщиков, захватчиков госадминистраций во главе с Курманбеком Бакиевым». Правда, тогда Джалалабадское отделение Ассамблеи придерживалось нейтралитета. Многие объясняют это тем, что отделение возглавлял родной дядя тогдашнего «главного смутьяна», а ныне действующего президента - Кыргызбай Бакиев. Такой нейтралитет государственного формирования, скорее всего, исключение, чем правило. Приведу еще один показательный пример. Года три-четыре назад, когда аксыйский народ пешим маршем протеста прошел до областного центра, Джалалабадское телевидение подготовило передачу для республиканского эфира, в которой содержался следующий сюжет. Один узбекский дехканин в тюбетейке, стоя на хлопковом поле, говорил, что «аксыйский народ ленивый, поэтому постоянно митингует вместо того, чтобы работать на полях». Зрителю, не искушенному в журналистской кухне, может показаться, что бедный дехканин действительно высказывает мнение свое и, главное, - своей нации. А какой будет реакция «ленивого аксыйца» - об этом подумали власти, заказавшие данный сюжет? Утешаю себя, что они просто «проявили политическую близорукость». Вместе с тем надо заметить: на значительном отрезке многокилометровой трассы марша, где колонна аксыйцев проходила через узбекские кишлаки, да и в самом Джалалабаде, областном центре, куда аксыйцы стремились в поисках правды, узбеки выносили участникам акции протеста лепешки, еду, чай и воду. Об этом мне рассказывали сами аксыйцы. По их словам, после этого узбеков вызывали в милицию. Выходит, власти расценили лепешку как оружие для бунтарей и экстремистов? Помнится еще, что в те дни неустановленные глашатаи пустили в узбекских махаллях слух, что «аксыйцы идут громить узбеков». Как же быть, если у власти меняются всего лишь фамилии, а узбеков упорно всего лишь используют и одна, и другая, и третья стороны? Мнение многих людей, среди которых представители всех слоев населения, однозначно – не вмешиваться. Общее настроение узбекской элиты, интеллигенции, бизнесменов одинаково пессимистично – «нас используют». Они уверены: если пойдешь с оппозицией – «потеряешь коня», а если останешься с властью - все равно потеряешь, но не сразу, а по частям. О безысходности положения узбеков говорят и комментарии на Интернет-сайтах. Уже ни для кого не секрет, что киргизы окончательно раскололись на северных и южных. Бытовое переросло в общенациональное. Но что обижает узбеков? Во всех комментариях популярных киргизских сайтов Бакиева и его команду обвиняют в тупости, клановости, семейственности. Однако причиной чаще всего указывают то, что он с Юга, то есть - «сарт» («искони оседлая часть узбеков», БСЭ. – Ред.. А «южные» анонимные комментаторы обижаются, что их сравнивают с «сартами», и рассказывают, что именно они «защищали интересы великих киргизов во время ошских событий, а не «северяне–орусы (русские. – Ред.)». «Спрашивается, при чем здесь «сарты», которых вытеснили почти из всех сфер. Значит, «сарты» - единственная внешняя угроза, которая может примирить всех киргизов?», - вопрошают десятки узбеков, имеющих доступ к Интернету. Из бесед с самими узбеками становится ясно, что они не хотят быть пилюлей, которую можно использовать без рецепта врача. Они не хотят быть ни голосом, ни внешним врагом, цементирующим киргизов. Они хотят просто быть реально равноправными гражданами Кыргызстана. * * * Выше уже было сказано о раздробленности «узбекского движения». По мнению некоторых аналитиков, то же самое можно сказать и о «славянском», активность которого невелика. Экспертов, ориентированных на Россию, удивляет опять же то, что Россия фактически отказалась от такого политически верного хода, как «работа с диаспорой», которая могла бы способствовать достижению определенных политических целей. По их мнению, создание Института русской диаспоры можно было ожидать еще лет пять назад, но по неизвестным причинам российское посольство и консульство не спешили «работать с соотечественниками», занимаясь, в основном, культурными программами и оформлением бумаг мигрантам. Однако в последнее время наметились некоторые подвижки. В то же ИРД пока входят четыре организации. И все они бишкекские. «Русскоязычные» организации в регионах пока представлены сами себе, с ними посольство не работает. Но вполне можно ожидать, что вскоре это затишье прекратится. Хотя процесс консолидации российских «общин» происходит слишком медленно. Вполне возможно, что именно ИРД станет объединяющим стержнем», - прогнозируют пророссийские эксперты. По этому же принципу вполне реально объединить и узбекские организации. То есть создать некую коалицию с единым центром. Хотя преодолеть разброд и шатание будет трудно. Главное, на чем должно основываться объединение, - выработка собственной позиции, а не принятие убеждений власти или оппозиции. То есть направление деятельности должно быть вполне самостоятельным, осознанным, основанным на принципах интернационализма. А дальнейшим шагом вполне может стать создание Негосударственной ассамблеи народов Кыргызстана, которая как раз и сможет выступить на политической арене как «третья сила». При этом не может быть и речи о том, что она будет действовать «против», а не «за». Среди киргизской элиты вполне достаточно здравомыслящих людей, для которых слово «интернационализм» - вовсе не пустой звук. * * * Узбекистан: Долги жителей Андижана за природный газ исчисляются миллиардами сумов02.05.2007 13:18 msk Соб. инф. Фергана.Ру Долги жителей Андижана за использованный природный газ исчисляются несколькими миллиардами сумов ($1 равен 1250 сумов). Каждая махалля (квартал, состоящий из 250–1000 дворов) имеет задолженность перед городским предприятием по снабжению населения природным газом «Андижонгазтаъминот» в среднем от двухсот до шестисот миллионов сумов ($160-480 тысяч). Не так давно по инициативе администрации Андижанской области были созданы спецгруппы по снижению долгов населения за использованный природный газ. Эти группы объединили в своих рядах представителей городской администрации, органов самоуправления, городской налоговой инспекции и правоохранительных органов. Они проводят среди населения агитационные, пропагандистско-разъяснительные работы, направленные на снижение задолженностей за коммунальные услуги, а также отключают от сети снабжения природным газом абонентов, которые имеют очень большие долги, тянут с оплатой и мешают работе этих спецгрупп. Обо всем этом сообщалось в телевизионном сюжете программы вечерних новостей Андижанского областного телевидения, который демонстрировался именно в тот день, когда в Интернет-СМИ прошла информация о том, что новоявленным чемпионом мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBA Русланом Чагаевым были якобы погашены все долги по газу жителей города Андижана. В телепередаче был назван ряд злостных неплательщиков. Так, сообщалось, что семья Хамидовых из махалли Иттифак задолжала за использованный природный газ 840 тысяч сумов (около 670 долларов), семья Кадыровых - 319 тысяч, семья Абдумаджида Салиева - 379 тысяч сумов. Кроме того, некоторые жители этой махалли, проживающие по улицам Иттифак и Кызыл Батыр, самовольно подключились к линиям со средним и высоким давлением. Представитель махаллинского комитета (схода граждан) сообщил, что в курируемой им махалле проживают предприниматели и руководители фермерских хозяйств, то есть, люди не бедные. Спецгруппы провели среди них разъяснительные работы, в результате чего эти состоятельные люди якобы выразили согласие оплатить долги тех потребителей, которые не могут это сделать из-за своего тяжелого материального положения. По словам ведущего телепрограммы, в начале года на совещании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном подведению итогов 2006-го года и вопросам социально-экономического развития страны на 2007-й год, президент Ислам Каримов определил семь основных направлений, одним из которых является еще большее углубление реформ в сфере развития коммунального хозяйства. Судя по телепередаче областного ТВ, в качестве «углубленной» реформы андижанские коммунальщики в отличие от коллег из соседней Ферганской области, которые долги за комуслуги изымают посредством судебных исполнителей, избрали создание спецгрупп при областных хокимиятах (администрациях). Сюжет сопровождался голосом за кадром, который привел слова древних мудрецов: «Лучше иметь болезнь, чем иметь долги, ибо долг это и есть болезнь. Болезнь можно вылечить, но долг, растущий с каждым днем, трудно погасить». Контролер газоснабжающего предприятия на условиях анонимности сообщил корреспонденту ИА «Фергана.Ру», что большие долги - размером в несколько сотен тысяч сумов, - приводившиеся в телепередаче в качестве примера, принадлежат богатым и состоятельным людям, которые могут легко погасить их, однако не торопятся этого делать. А у той категории людей, чей бюджет не позволяет тратить деньги одновременно на оплату коммунальных услуг и на пропитание, действительно сложное положение. И такие люди составляют большинство населения области. Фактически жителям региона своевременно оплачивать коммунальные услуги не позволяет сегодня их нищенское существование. «Утку» о погашении Русланом Чагаевым долгов андижанцев за природный газ наверняка пустили спецслужбы области, считает собеседник ИА «Фергана.Ру». «Но лучше бы правительство, которое довело население республики до такого плачевного состояния, простило ему долги, так же, как богатые государства прощают внешние долги бедным странам. Население обогатило республику, а само осталось нищим». В заключение передачи Андижанское областное телевидение сообщило, что и впредь основное место в своих телепрограммах будет отводить проблемам и вопросам погашения населением долгов за коммунальные услуги, так как необходимо не допускать появления у жителей задолженностей, а имеющиеся устранять в быстром темпе. * * * Власти Таджикистана устанавливают «рамки демократии». Мусульмане выражают свою тревогу02.05.2007 14:00 msk Соб. инф. (Душанбе) В Республике Таджикистан в эти дни проходит бурное обсуждение вопросов упорядочения национальных обычаев, обрядов и религиозных ритуалов. С такой инициативой выступил сам президент страны Эмомали Рахмон. По поручению главы государства во всех государственных СМИ развернута агитационно-разъяснительная компания по поводу упрощения и упорядочения национальных обычаев, обрядов и религиозных ритуалов. Этой тематике посвящена и большая часть передач центрального телевидения и канала «Сафина». В городах и районах республики, в общественных местах установлены «свободные микорофоны» к которым может подойти любой прохожий, рассказать о своем наболевшем, высказать свою точку зрения и свои предложения по данному вопросу. На прошлой неделе глава государства провел встречу по подготовке к республиканскому совещанию по вопросам упорядочения обрядов и празднеств, намеченному на 24 мая. Во встрече принимали участие госсоветники, руководители ряда министерств и ведомств, ответственные работники исполнительного аппарата главы государства, представители Исламского центра и Исламского университета, видные ученые-обществоведы, исламоведы и правоведы. В ходе данной встречи были заслушаны отчеты рабочей группы по изучению общественного мнения, религиозных традиций Афганистана, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, Египта, республик Центральной Азии, а также рабочих групп ученых-правоведов и исламоведов, которые на протяжении более двадцати дней проводили встречи непосредственно с населением и изучали проблемы правового регулирования национальных и религиозных традиций и обрядов. Главе государства была представлена информация председателя Исламского центра Таджикистана Ходжи Амона Неъматзода о реакции служителей культа на постановку вопроса о правовом регулировании национальных и религиозных обычаев и обрядов, о его необходимости и об установлениях Шариата. Высказывая свою точку зрения по этому вопросу, Президент Эмомали Рахмон особо подчеркнул, что главная цель проведения республиканского совещания заключается в том, чтобы предотвратить излишние и ненужные расходы населения и таким образом способствовать снижению уровня бедности в стране. Президент одновременно дал рабочей группе указания об изучении, тщательном исследовании и учете мнений, замечаний и предложений всех слоев общества, отметив, что находящиеся в процессе подготовки проекты документов по упорядочению национальных и религиозных обрядов не должны противоречить Конституции, действующим законам и священному Корану. «В этом деле мы не должны допустить ошибок», - подчеркнул глава государства. Данной рабочей группе в ходе подготовки проектов документов поручено разработать меры наказания в отношении государственных служащих за нарушение устанавливаемых норм и за посещение разного рода мероприятий в рабочее время на служебных машинах - вплоть до освобождения от занимаемых должностей. Параллельно с обсуждением вопроса упорядочения обрядов и празднеств также по поручению президента страны министерство образования республики наводит порядок в средних и высших учебных заведениях страны. В середине апреля минобразования Таджикистана выпустило специальную инструкцию, регламентирующую форму одежды школьниц и студенток. Отныне им категорически запрещено появляться в учебных заведениях в мини-юбках и хиджабах (мусульманских платках). Нельзя носить и ювелирные украшения, можно только пару национальных сережек. «К нарушителям будут применены различные формы административного воздействия, вплоть до исключения из учебного заведения», - сообщил по этому поводу журналистам пресс-секретарь Минобразования Таджикистана Ноилшо Нуралиев. «Девушки могут на выбор носить как национальное платье с национальными шальварами, так и европейский костюм в сочетании белого верха с темным низом. Однако в любом случае наряд должен быть скромным, отвечать традиционному укладу общества и «не травмировать своей откровенностью окружающих», - сказал он. Что касается хиджаба, то, по словам пресс-секретаря минобразования Таджикистана, ношение религиозных атрибутов в светских учебных заведениях противоречит Конституции страны. Нуралиев подтвердил запрет на использование учащимися и студентами мобильных телефонов в пределах школ и вузов, а также приезд к месту учебы на личных автомобилях. Кстати, этот запрет публично озвучил лично Эмомали Рахмон на мартовской встрече с творческой интеллигенцией. Тем не менее, все эти нововведения в системе образования воспринимаются в таджикском обществе неоднозначно. Ряд независимых экспертов высказывают мнение, что «в системе образования и просвещения есть гораздо более серьезные и важные проблемы, касающиеся прежде всего острого дефицита педагогических кадров, отсутствия в большинстве школ элементарных условий для учебы - освещения, тепла, ученических столов». По этому поводу в ИА «Фергана.Ру» поступило обращение неназванной группы мусульман Таджикистана, которое мы публикуем ниже. Несмотря на то, что данное обращение, вероятно, не выражает официальную позицию мусульманского руководства страны, а также не отражает всего спектра религиозных воззрений в республике, озвученные в обращении проблемы достойны самого пристального внимания таджикского общества. Мы просим наших читателей присоединиться к обсуждению этой темы и присылать свои мнения в редакцию. Во имя Господа Милостивого и Милосердного Уважаемый Президент Эмомали Рахмон! Пользуясь, случаем позвольте выразить нашу признательность и уважение к Вам, как главе нашей республике и как мусульманину, не однократно совершившему Хадж! Мы, мусульмане, всецело поддерживаем Вашу политику по вопросам упорядочения обрядов и празднеств, излишнее растрачивание средств на которые усложняет и без того непростую жизнь нашего народа. Поддерживаем мы также и запрет некоторых увеселительных заведений и запрет на ношение вульгарной одежды нашими женщинами. Это мудрые решения, достойные истинного мусульманина. Мы гордимся тем, что Вы поддерживаете Ислам и национальный колорит государства. Уважаемый Президент! В СМИ мы неоднократно видим и слышим то, что Министр образования А.Рахмонов отдаёт определенные распоряжения о запрете на ношение мусульманского платка нашими дочерьми и сестрами в учебных заведениях. Мы не можем поверить, что это происходит в государстве, президентом которого является истинный иншаАллах мусульманин и ходжи. Ведь Аллах сказал в Коране пророку нашему Мухаммаду (САС): Сура 33. «Аль Ахзаб» (Сонмы), Аят 59. О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный. Мы, мусульмане Таджикистана, отцы, матери, братья и сестры, пишем Вам с надеждой, что Вы проникнетесь этой проблемой, которая может стать искрой недовольства и негодования народа, в этом прекрасном государстве, свобода и независимость которого далась нам ценой жизни тысяч наших сограждан. Мы опираемся на закон Республики Таджикистан, подписанный Вами 1 Декабря 1994 года. Под Вашим руководством мы стремимся строить светское и демократическое государство, где в первую очередь мы должны уважать права всех граждан Республики. Мы не можем позволить нашим дочерям-мусульманкам снять мусульманские платки. Ведь все прекрасно знают, что платок, который является чадрой чести женщины, никогда не помешает ей в процессе образования. Мы должны радоваться тому, что в этом мире, где царствует разврат и терроризм, наши женщины стараются быть Богобоязненными и стараются быть целомудренными. Мы всегда гордились тем, что в нашем государстве мы свободны и можем свободно заниматься образованием нашей души. Но что мы видим на данный момент?!! С наших дочерей и сестёр снимают платки. Но ведь для истинной мусульманки это приравнивается тому, что её раздевают догола. Просим Вас также обратить внимание на то, что ношение платка женщиной является обязательным и для верующих многих христианских конфессий, например, для живущих рядом с нами православных христиан и некоторых простестантских направлений (баптисты, менониты). На улицах наших городов и в том же Российско-Таджикском (славянском) университете мы ежедневно видим этих наших сестер ахль-эль Китаб (людей Книги). Прискорбно, если названные указы коснутся и их тоже… Мы, мусульмане, находимся в глубокой скорби по этому поводу. Потому, что мы не можем позволить нашим дочерям отречься от Аллаха. А тот, кто снимает платок с мусульманки, тот отрекается от законов Аллаха. Мы не поддерживаем ношения никаба (мусульманского женского платка) в школах, но обычный сатр-платок никогда не помешает нашим сестренкам и дочерям. Ведь все мусульмане Таджикистана восхищались Вами, как человеком - истинным мусульманином, который поддерживал Ислам с высокой трибуны ООН. В данный момент мы не хотим говорить о том, что этот Указ Министра образования о запрете ношения мусульманских платков в учебных заведениях противоречит Конституции Республики Таджикистан. Мы пишем Вам с надеждой, что Вы не позволите оскорблять религиозные чувства народа Таджикистана. Ведь это именно те мусульмане, которые отдавали за Вас свои голоса. Именно те мусульмане, которые молятся за Вас, ценя Ваш вклад в дело установления мира на Таджикской земле. Уважаемый господин Президент! Совсем недавно мы славили нашу республику в том, что мы, мусульмане, можем спокойно ходить в наши мечети и поклоняться нашему Господу! Мы были горды тем, что в нашей республики мирно сосуществуют три мировых религии. Не одна религия не имеет намерения угнетать друг друга, в чём есть Ваша заслуга. Это и есть один из основных показателей становления республики как светского, демократического государства! Мы делаем вывод, что враги нашего государства не хотят видеть нашу страну светской, чистой, мирной и демократической державой, где мирно сосуществуют Власть и Религия АЛЛАХА!!! Мы надеемся, что Вы уважаемый господин Президент проникнетесь той болью и скорбью, которая охватила мусульман Таджикистана и измените ход событий, последствия которых могут быть непоправимы. С уважением, мусульмане Таджикистана. Пусть Аллах хранит Вас и убережет от заблуждения. Пусть Аллах Милостивый и Великий не обрушит на нас свой гнев. Аминь. * * * Суд на Умидой Ниязовой: Как это было02.05.2007 18:37 msk Алексей Волосевич (Ташкент) Вечером первого мая в Ташкенте закончился суд над Умидой Ниязовой, 32-летней правозащитницей и журналисткой. По итогам процесса, проходившего под председательством судьи Низома Рустамова, она была приговорена к семи годам лишения свободы в колонии общего режима. Суд был проведен в рекордно короткие сроки - всего за два дня.
Напомним, что Умиде Ниязовой были предъявлены обвинения сразу по трем статьям уголовного кодекса Республики Узбекистан. Это статья 223 - «Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан», статья 244.1 - «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку» и 246-я - «Контрабанда». Последняя предусматривает наказание в виде лишения свободы до 10 лет. Все эти обвинения Умида Ниязова заработала следующим образом. 21 декабря она возвращалась авиарейсом из Бишкека и в ташкентском аэропорту была задержана сотрудниками таможни. Подозрение вызвал ее ноутбук, в котором она хранила рабочие материалы, в том числе об андижанских событиях. В частности, в нем содержались материалы правозащитной организации «Human Rights Watch», внештатным сотрудником которой она являлась, статьи из Интернета, фотографии, а также записи бесед и интервью с очевидцами происходившего в мае 2005-го. Обнаружив все это, представители таможни срочно вызвали эксперта Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информации, который тут же сделал предварительный вывод о том, что в ноутбуке находятся материалы, призывающие к свержению конституционного строя Узбекистана, а также информация религиозно-экстремисткого характера. После девятичасового допроса Умиду Ниязову отпустили домой, изъяв у нее ноутбук, флэш-диск и паспорт. Ее заставили дать подписку о невыезде и сотрудничестве со следствием. Осознавая, чем для нее может закончиться эта история, Умида решила бежать в соседнюю Киргизию. Но вскоре через адвоката Аброра Юсупова ей передали, что расследование в ее отношении прекращено, материалы признаны безвредными и она может спокойно явиться и забрать свой паспорт и ноутбук. Умида приняла решение вернуться назад, и 22 января была задержана поблизости от границы с Киргизией. Оказалось, что транспортная прокуратура Узбекистана еще 6 января возбудила в отношении Умиды уголовное дело по обвинению в контрабанде и распространении материалов, угрожающих безопасности и общественному порядку, а ее путем обмана просто выманили из Киргизии. К двум обвинениям прибавилось новое – в незаконном переходе границы. Следствие по делу Умиды Ниязовой продолжалось более трех месяцев. За это время следственной группой были вызваны и допрошены десятки различных свидетелей, словно под арестом оказалась не внештатная сотрудница «Human Rights Watch» и корреспондентка российского интернет-журнала «Оазис», издающегося Центром экстремальной журналистики, а, по меньшей мере, опасная международная террористка. В апреле расследование ее деятельности завершилось, и материалы дела были переданы в суд. 30 апреля, без всякого предварительного уведомления, в обстановке глубокой секретности было проведено первое судебное заседание. Татьяну Давыдову, адвоката Умиды Ниязовой, срочно вызвали в суд по уголовным делам Сергелийского района г. Ташкента, где ей заявили, что суд начнется прямо сейчас. Она успела вызвать на заседание лишь тетю и брата Умиды. После обеденного перерыва число допущенных на процесс увеличилось еще на одного человека – судья согласился допустить в качестве наблюдателя Андреа Берг, руководителя проектов «Human Rights Watch» в Узбекистане. Несмотря на то, что официально суд считается открытым, представителей прессы на него не допустили. А Андреа Берг было запрещено фиксировать все, что происходило во время суда, даже вести какие-либо записи в блокноте. Позже она рассказала, что в первый день суд заслушал показания девяти свидетелей. Это были сотрудники Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информации, те самые, что дали экспертное заключение о том, что материалы, обнаруженные на «флэшке» и в ноутбуке Умиды Ниязовой создавали угрозу безопасности и общественному порядку. Кроме этого были допрошены представители службы таможенного контроля, задержавшие ее в аэропорту «Ташкент», а также две бывшие сотрудницы неправительственных организаций и один правозащитник, которые лишь подтвердили, что знают Умиду Ниязову. По словам Андреа Берг, приглашенные эксперты выглядели совершенно неподготовленными и испытывали явные затруднения, когда адвокат или сама Умида Ниязова задавали им вопросы. В этом случае судья Рустамов приходил на помощь экспертам и зачитывал отрывок из показаний, которые они дали во время следствия, после чего спрашивал их, так ли все было. На что свидетели с явным облегчением давали утвердительный ответ. Об уровне компетентности вызванных экспертов говорит следующий эпизод. Государственный обвинитель спросил Умиду Ниязову: «Какое право вы имеете работать журналисткой, если вы не закончили соответствующий университет?» Тогда адвокат Давыдова попросила экспертов Центра мониторинга тоже назвать, какое они имеют образование. Выяснилось, что один из них окончил педагогический институт по специальности «филолог», другой востоковед, а третий – техник. Тем не менее, эти эксперты подтвердили, что материалы, обнаруженные в компьютере Умиды Ниязовой, являются экстремистскими и направлены на подрыв конституционного строя Республики Узбекистан. Подсудимая попросила их уточнить, какие конкретно материалы они имеют в виду, квалифицируя как экстремистские. Эксперты смогли назвать лишь подготовленный по следам андижанских событий доклад «Human Rights Watch» «Свинцовый дождь» и статьи А.Волосевича (интересно было узнать об этом. – Автор) на эту же тему. Все эти материалы свободно размещены в Интернете и с ними может ознакомиться любой желающий (разумеется, кроме живущих в Узбекистане, где доступ к этим сайтам блокируется). В свою очередь, представители таможни подтвердили факт задержания ими Умиды Ниязовой, однако сказали, что в таможенной декларации она записала, что ввозит свой ноутбук, обозначив его, правда, как «носитель электронной информации» (именно этот ноутбук следствие потом сочло контрабандой). Таможенники подтвердили, что они пропустили его через рентгеновскую установку, и пронести его нелегально никакой возможности Умида Ниязова не имела. Сторона обвинения тут же заявила, что в декларации надо было написать именно «ноутбук» и «флэш-диск», а не «носители электронной информации». На второе судебное заседание, состоявшееся 1 мая, прибыло уже около двух десятков человек: родственники Умиды Ниязовой, правозащитники, представители немецкого и американского посольств и несколько независимых журналистов. Дежурившие при входе милиционеры и люди в штатском записывали фамилию каждого желающего попасть на судебное слушание в список, требуя показать документы. Но этот список в суде не потребовался. Примерно в 11 часов на машине с прочным металлическим кузовом Умиду доставили к зданию суда. Однако на само заседание, как и днем раньше, пропустили лишь ее тетю и брата, а также Андреа Берг. Остальным пришлось коротать время за воротами Сергелийского районного суда – мерить шагами асфальт или сидеть на бетонном бордюре, поскольку ни стульев, ни скамеек возле суда не было.
Показательно, что остальных родственников Умиды Ниязовой на «открытое» судебное заседание тоже не допустили, и они вместе со всеми провели весь день перед воротами. Не сделали исключения и для представителей германского и американского посольств. Как рассказала двоюродная сестра Умиды Шафоат, адвокат Давыдова спросила у судьи Рустамова: «Можно хотя бы представители посольства зайдут?» На что тот ответил: «Вот сидит одна», и, показав на Андреа Берг, заявил, что этого хватит. О том, что происходило во время этого заседания, рассказывает Андреа Берг:
«Во второй день суда над Умидой Ниязовой мы выслушали еще трех свидетелей. Двое были с таможенного поста аэропорта «Ташкент» и одна молодая журналистка. Остальные свидетели просто не явились в суд. И все - и судья, и прокурор, и адвокат, и сама Умида Ниязова - согласились, что их уже можно не вызывать, поскольку достаточно тех показаний, которые они дали во время следствия. Адвокат Татьяна Давыдова передала дополнительные документы судье и прокурору. Это были три письма, подтверждающие, что, во-первых, Умида является сотрудницей российского интернет-журнала «Оазис», во-вторых, что деньги, которые фигурировали в обвинении, предназначались не для финансирования религиозного экстремизма, а были переданы отцом ее двухлетнего ребенка для сына. В третьем письме ее подруга писала, что переслала ей пятьсот долларов в качестве подарка ко дню рождения ребенка. Наша организация, «Human Rights Watch», тоже представила письмо, что доклад, который они нашли у Умиды в ноутбуке – «Свинцовый дождь» - в свое время был послан в министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство иностранных дел Узбекистана. Все эти ведомства получили наш доклад, и никто из них не сказал нам, что он пропагандирует религиозный экстремизм или фундаментализм. Это публичная информация, которая находится в Интернете, и каждый человек может получить к ней доступ. Но судья очень торопился, у него было очень мало времени. Он предложил сразу перейти к прениям сторон. Прокурор еще раз прочитал обвинительное заключение, поскольку, как он сам объяснил: «в обвинительном заключении никаких изменений нет». В общем, в течение вот этих двух дней выяснилось, что Умида во всем виновата и прокурор попросил приговорить ее к восьми годам лишения свободы. После него с защитной речью выступила адвокат Татьяна Давыдова. Она заявила, что Умида Ниязова признает, что незаконно пересекла границу. Но во всем остальном она своей вины не признает. Материалы, которые находились в ее компьютере, она хранила не для распространения, а для своей работы как правозащитницы и журналистки. Она уже десять лет работает правозащитницей. Никаких запрещенных материалов там не было и эти эксперты вчера так и не смогли объяснить, на чем основываются их выводы, что эти материалы имеют антигосударственную направленность. Адвокат пояснила, что никаких денег на финансирование и распространение религиозного экстремизма Умида Ниязова не получала, а получила только гонорары за свои статьи, которые публиковала в Интернете. В заключение Татьяна Давыдова попросила суд оправдать Умиду Ниязову по двум статьям, а если суд сочтет, что она виновна по 223 статье (незаконный переход границы), то она просит назначить ей наказание, не связанное с лишением свободы (эта статья предусматривает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишения свободы на срок от трех до пяти лет. - Ред.). После этого предоставили последнее слово самой Умиде Ниязовой. Она объяснила, что вот уже десять лет работает правозащитницей, поэтому хранит в своем компьютере много разных материалов. И если в Узбекистане считают, что строят демократию, то представители власти должны быть готовы к критике, поскольку без критики демократии не бывает. Она еще раз объяснила, что такое правозащитник, что такое независимый журналист, и сказала, что никакой запрещенной деятельностью она не занималась. И что работа правозащитника подразумевает критику правительства и критику властей, и это везде считается нормальным, кроме Узбекистана. И еще она сказала, что наказание, которое просит для нее прокурор – 8 лет лишения свободы - неадекватно совершенному».
Во время обеденного перерыва, когда те, кому позволили присутствовать на «открытом» суде, вышли на улицу, с их слов стало ясно, что дело плохо и суд просто выполняет указание засудить Умиду Ниязову. Один из присутствовавших рассказал, что когда адвокат спросила: «Ждать или нет?» (имея в виду, в этот ли день будет вынесен приговор), то судья прямо ответил: «Не знаю». Присутствовавшие также сообщили, что суд проходит в большой спешке. Судья очень торопится, быстро спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы, и сразу переходит к следующему пункту. «Наши доводы не воспринимаются. Что бы Умида ни говорила – ничего не воспринимается, - высказалась Татьяна Давыдова. – Она говорит, что перечисленные ей деньги были ее зарплатой, но ей все равно говорят, что они были направлены для подрыва общественного и государственного строя». Перерыв на обед затянулся почти до пяти часов вечера. В здании суда что-то явно происходило, но внутрь никого не пускали – ни адвоката, ни родственников. Наконец, около пяти часов родственников и Андреа Берг вызвали на оглашение приговора. На этот раз пустили всех родственников подсудимой. А вскоре снова подкатила бронированная машина – забирать опасную преступницу. Стало ясно, что условным сроком ей не отделаться. Рассказывает Андреа Берг: - Вечером, когда мы уже много часов прождали, нас вызвали снова – и судья быстро зачитал приговор. Каждое его слово было скопировано с обвинительного заключения. Показания, которые во время суда дали свидетели, а также представленные защитой дополнительные документы не играли никакой роли. Создалось впечатление, что все уже было готово, и этот процесс был лишней формальностью. Умида очень спокойно вела себя, она, по-моему, этого ожидала. Но для родственников это была сложная ситуация. Там были ее тетя, брат и двоюродная сестра – всего пять человек». В результате судья Низом Рустамов признал Умиду Ниязову виновной по всем предъявленным ей статьям. Однако суд проявил гуманность и, учитывая то, что у нее есть маленький ребенок и престарелые родители, дал ей не восемь лет заключения, как просил прокурор, а на год меньше – всего семь. «Я в шоке, меня чуть удар не хватил. И Умида в шоке была» - сказала после вынесения приговора двоюродная сестра журналистки Шафоат. По ее словам, главные обвинения были абсолютно не доказаны. - Эксперты не доказали ничего. Андреа Берг принесла документы о том, что доклад «Свинцовый дождь» писала не Умида, и что он был разослан во все правительственные органы. Всю информацию Умида брала из Интернета. Любой человек – и вы, и я, – может войти в Интернет и прочитать ее. Она же эту информацию не распространяла, листовки не печатала, все это было у нее в личном ноутбуке. Для своей журналистской деятельности она имела право хранить эти материалы. Тем более что они были уже стерты. Их восстановили из стертых файлов. Умида их стерла, а они их восстановили. Это все на суде озвучивалось. То есть, ей вменили в вину уже стертые файлы из ее собственного компьютера. Что касается контрабанды - она назвала в таможенной декларации свой ноутбук «носителем электронной информации». А они говорят, что надо было написать «ноутбук». Но ведь ноутбук – это тоже носитель электронной информации, по-другому просто говорится, а смысл один и тот же. И флэш-диск. Вот это они контрабандой считают... Умида действительно виновата в том, что перешла границу без документов. Но незаконный переход границы – ведь это чтобы быть в безопасности. Она ведь эту систему хорошо знает. И разве за переход границы у нас дают семь лет?.. Следует заметить, что ежедневно границу Узбекистана с соседними государствами нелегально пересекают от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек. Поэтому то, что в подавляющем большинстве случаев власти закрывают на это глаза, а обвинили в незаконном переходе границы только Умиду Ниязову, достаточно ясно свидетельствует о политической подоплеке дела. Андреа Берг рассказала о том, какое впечатление произвел на нее этот процесс: «Это не был справедливый суд. С самого начала, когда они никому не сказали – только вызвали туда адвоката и, когда она была на месте, ей объявили, что суд сейчас начнется. Это же вообще ужас… Власть в Узбекистане боится любой огласки. Если появляется какой-нибудь свидетель или журналист, проводящий мониторинг, они пугаются. Потому что то, что люди видят, не совпадает с тем, что пишется в газетах или о чем говорится по телевидению и в публичных выступлениях – все это не совпадает с реальностью. Поэтому власти боятся любого свидетеля». Остается добавить, что быстрый закрытый суд – своеобразное ноу-хау узбекистанских властей. В этом смысле суд над Умидой Ниязовой можно считать своеобразным рекордом: состоявшийся в конце апреля суд над правозащитницей Гульбахор Тураевой занял в два раза больше времени: четыре дня. В том случае суд тоже проявил гуманность и учел наличие у подсудимой четверых детей. Она получила на год меньше, чем Умида Ниязова. * * * Россия: В автоаварии под Воронежем погибли одиннадцать граждан Узбекистана02.05.2007 09:49 msk РИА Новости Во вторник, 1 мая, около 2.30 мск на 533-м километре автодороги Москва-Ростов произошло столкновение машин ГАЗ-322132 и «Вольво», сообщает РИА Новости. В результате ДТП водитель автомашины «ГАЗ», а также двенадцать пассажиров - граждан республики Узбекистан скончались от полученных травм. На данный момент установлены личности одиннадцати погибших: Акбар Макнатов, 1985 года рождения, Умар Якубов, 1962 года рождения, Нодир Ахмедов, 1987 года рождения, Насим Кулдашо, 1968 года рождения, Жавлон Холмуратов, 1986 года рождения, Олимжон Холбородов, 1985 года рождения, Азамат Салиев, 1979 года рождения, Низом Кулдошов, 1976 года рождения, Отабек Холмуратов, 1976 года рождения, Бекзоджон Ишбаев, 1984 года рождения, А.Маннатов. Два пассажира автомашины «ГАЗ», а также водитель и пассажир автомашины «Вольво» доставлены в Новоусманскую центральную районную больницу. Согласно результатам осмотра места происшествия, столкновение транспортных средств произошло на полосе движения автомашины «ГАЗ». Прокуратура Новоусманского района Воронежской области возбудила по факту автоаварии уголовное дело - по части 3 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Наказание по этой статье предусматривает до семи лет лишения свободы. Расследование уголовного дела поручено следственному отделу при ОВД Новоусманского района и находится на контроле прокурора района.
* * * Узбекистан укрепляет базу для производства собственных телесериалов02.05.2007 11:23 msk Фергана.Ру Фергана.Ру В Узбекистане для производства телесериалов намерены создать специальные павильоны, которые будут оснащены современной комплексной видеозаписывающей техникой, осветительной аппаратурой, монтажным оборудованием. Такое решение принято в конце апреля на расширенном заседании Коллегии Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Кроме того, на собрании было обращено внимание на критику в адрес некоторых региональных отделений, рекомендовано пересмотреть деятельность художественных советов, углублять сотрудничество с независимыми телерадиоканалами, а также заняться вопросами технического переоборудования, расширения объема и охвата телерадиовещания.
* * * Ореховые капы, вывезенные из Киргизии контрабандным путем, обнаруживаются в Ташкенте02.05.2007 22:17 msk Абдумомун Мамараимов (Джалалабад) Фергана.Ру Около полутора тысяч единиц ореховых капов, вывезенных контрабандным путем из лесных массивов Джалалабадской области Киргизии за последние годы, обнаруживаются и конфискуются в столице Узбекистана Ташкенте. Об этом со ссылкой на официальные власти Узбекистана сообщил Директор Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Киргизии Арстанбек Давлеткельдиев. Выступая на выездном заседании Комитета по чрезвычайным ситуациям, лесному хозяйству и экологии Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), состоявшемся 2 мая в городе Джалалабаде, главный лесник страны отметил, что многолетняя борьба против расхитителей народного добра, то есть, ореховых капов, пока заметных результатов не дает. «Мы все знаем, кто ворует капы, я тоже знаю, но почему-то виновных так и не можем найти и наказать», - посетовал Давлеткельдиев. Он выразил уверенность, что с принятием закона в феврале текущего года, ужесточающего наказание за вырубку этого ценнейшего материала и самой породы древесины, то есть, грецких орехов, «дело должно двинуться с мертвой точки». Заместитель прокурора Джалалабадской области Камиль Абдрашев сообщил, что на помощь правоохранительным органам области в борьбе против контрабандистов приходят и их коллеги из соседнего Узбекистана. Так, по словам Абдрашева, за последнее время узбекистанские силовики вернули Киргизии пятьдесят капов, вывезенных киргизскими «капщиками» на территорию Узбекистана контрабандным путем. Справка «Фергана.Ру»: Кап – (прикомлевой и ствольный) ореховой наплыв, образованный разрастанием спящих почек с одновременным приростом около них древесины, достигающих веса до 2-3 тонн. Это последствия некрозно-бактериальных болезней в клетках живой ткани древесных пород, и, как следствие, нерегулируемое деление клеток, образующих на стволах и корнях наросты. Особо ценится при изготовлении мебели, сувениров, паркета, шпона для мебельной промышленности, ружейных прикладов, шкатулок и т.д. Контрабандная цена товара в самой Киргизии – 2-3 доллара за килограмм. |
В избранное | ||