Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Кыргызстан, апрель-2007: Борьба за президентское кресло продолжается, участники - все те же

11.04.2007 12:58 msk  От редакции «Долина мира или споров»

Кыргызстанская политическая элита 1990-2007 годов – это одни и те же лица, которые в свое время занимали те или иные чиновничьи посты, начиная еще с советских времен. Сначала они служили Советскому Союзу и коммунистической партии. После развала Союза они «полюбили» Акаева: он раздавал им материальные блага, посты и тепленькие места. Затем они прогнали его.

Потом они начали служить Бакиеву: он также начал раздавать им посты и тепленькие места, но, видимо, не всем. А теперь они и его хотят прогнать.

Трудно представить, что будет дальше, но еще труднее понять, почему кыргызстанцы все еще продолжают верить в таких «слуг народа»?

Сегодня в Кыргызстане в политический лексикон вошли такие зловещие слова, как «фронт», «хунта», «чрезвычайное положение» и «смута». Как могло произойти, что Кыргызстан, который именовался то азиатской Швейцарией, то второй Малайзией, снизошел до уровня африканской страны, раздираемой трайбализмом? Или, другими словами, как могло наше общество из «страны прав человека» и «островка демократии» снизойти до общества, где хронически присутствует политическая нестабильность и угроза перманентных переворотов и революций?

Не прошло и двух лет после мартовских событий, которые были названы «народной революцией», как ее некоторые настоящие инициаторы, не довольствуясь ее плодами, возжелали еще одну. Но на этот раз, если она свершится, уж наверняка будет не «цветочной».

Само значение слов «фронт», «хунта», «чрезвычайное положение» и «смута» обессмыслило события двухгодичной давности. По прошествии двух лет, на фоне сегодняшней политической нестабильности, выяснилось, что революция 24 марта 2005 года не достигла целей, ради которых и были повсеместно затеяны захваты административных зданий и самого Белого дома (так в Киргизии называют Дом правительства. – Ред.) в Бишкеке. Даже не сведущий в политике человек стал понимать, что мартовские события 2005 года были банальным переделом власти.

Предвосхищая события, уместно спросить как у официального Бишкека, так и у оппозиции: сколько нужно стране революций/переворотов, чтобы ее граждане перестали заниматься политическим мордобоем?

Сегодняшняя оппозиция, если ее можно так называть, ибо в Кыргызстане отсутствует оппозиция в привычном классическом понимании, ставит перед собой почти те же цели, что и оппозиция 2005 года. А именно - «просит» Курманбека Бакиева добровольно освободить президентское кресло, как два года тому назад «просила» Аскара Акаева добровольно уйти в отставку.

Сейчас как-то не принято упоминать, что сегодняшние «демократы» - а ими являются и официальные лица, и оппозиционеры, то есть политическая элита Кыргызстана, – это вчерашние коммунисты, или, как их называли в свое время, партийная номенклатура, а сегодняшние губернаторские администрации и акимиаты – это советские обкомы и райкомы. И далеко не секрет, как «заботились» о благосостоянии людей и о государственных интересах советские государственные чиновники.

Сегодняшние «демократы» не видят никакой разницы между государственными и корыстными интересами, и в отстаивании этих интересов они не остановятся ни перед чем и ни перед кем. Скорее всего, это обстоятельство и движет политическую элиту в сторону стабильных беспорядков.

Эпоха Акаева

У Аскара Акаева была уникальная возможность еще в начале 90-х годов застолбить прочные основы стабильно развивающегося общества и войти в историю «отцом» кыргызстанской независимости. Но он соблазнился властью и могуществом президентского кресла, вынудив большинство своих сограждан прозябать в нищете.

Акаев променял свое имя первого президента страны и встал в «почетную» очередь президентов, – а это в большинстве случаев президенты африканских стран, – доживающих свои жизни в «изгнании».

В наследство своим настоящим и будущим согражданам Акаев оставил страну не только нищей. При нем расцвели пышным цветом коррупция, клановость и утечка умов. Акаев развалил экономику, и Кыргызстан превратился из промышленно-аграрной страны в отсталую аграрную страну с почти натуральным ведением хозяйства. А ведь в советское время Кыргызстан был одним из лидеров в сфере животноводства, а кыргызстанский сахар шел на экспорт.

Также в советскую эпоху Кыргызстан был кузницей кадров, но что было «сотворено» с образованием и здравоохранением в стране в акаевское время? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить выпускника советского учебного заведения с выпускником учебных заведений сегодняшних дней. Какая система образования, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными учреждениями, была сотворена и какое подрастающее поколение выпестовано при Акаеве? Может быть, то невежественное, которое не посещало школы, но штурмовало административные здания?

Многие мигранты, которые работают в России, видят разницу между отечественными и российскими медицинскими учреждениями и качеством предоставляемых медицинских услуг. Ведь, наверное, неспроста наши высокопоставленные чиновники поправляют свое «надорванное во благо народа» здоровье в российских, а не кыргызстанских лечебницах?

Если взять область культуры и идеологии, то уместно ли задать здесь вопрос: сколько закрылось библиотек опять же при Акаеве?

А как могло произойти, что каждый пятый кыргызстанец не захотел жить в «стране прав человека» и «общем доме»? Какой такой произошел катаклизм, что «островок демократии» затопили волны коррупции, вседозволенности властей предержащих и отчаяния неимущих?

24 марта 2005 года Акаев бежал из страны, оставив за собой страну бесправного человека и бесхозный разрушенный дом.

Эра Бакиева

А какую участь уготовил себе второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев?

В канун и после мартовских событий, если тогдашняя оппозиция свои действия замышляла действительно как революцию, а не как захват власти, Бакиев должен был уже не бежавшему Акаеву, а самому себе задать главный вопрос: «Как осуществить надежду людей на то, что акаевское наследие – искоренимо»?

Но по прошествии двух лет оппозиция образца 2007 года заявила, что Бакиев «уничтожил надежду киргизского народа на построение поистине демократического, правового государства, а ложь и обман стали его основным инструментом в обращении с народом».

Кто-то может предположить, что за два года нереально осуществить кардинальные реформы в стране. Но за два года Бакиев был обязан вселить своим согражданам уверенность в завтрашнем дне.

По сообщениям СМИ Кыргызстана, коррупция при Бакиеве перевалила все мыслимые рамки. Изменения в экономике обернулись переделом собственности, человека по-прежнему «ценят» не за деловые и профессиональные качества, страну по-прежнему покидают в поисках не только справедливости, но и простого здравого смысла, по-прежнему продаются аттестаты школ и дипломы вузов, и люди «стараются» не болеть, чтобы не попадать в поликлиники и больницы.

За два года в стране не была открыта ни одна библиотека, а главный «идеолог» страны умозрительно выдумывает какие-то только ему понятные химеры.

Факт, что в сознании кыргызстанцев не произошла культурная революция, убеждает в том, что 24 марта произошел силовой передел власти. Оппозиция 2005 года узаконила переворот, не признав, по сути, его антиконституционный характер.

Не это ли придает «смелости» сегодняшней оппозиции выдвигать требование Бакиеву сложить свои полномочия и провести досрочные президентские выборы?

За годы президентства Акаева граждане страны погрязли в невежестве. Судя по тому, что спустя два года опять набирает силу грубая и примитивная «уличная» демократия, за время Бакиева кыргызстанцев основательно засосала непролазная топь невежества. За время независимости Кыргызстана его граждане разделились на три типа – акаевцы, бакиевцы и куловцы. Получается своеобразный политический трайбализм.

Как в 2005 году, так и сейчас, политическая элита страны вместо того, чтобы просвещать свой электорат, беззастенчиво использует кыргызстанцев в своих корыстных интересах. И нет никакой гарантии тому, что сегодняшняя официальная политическая элита «уйдет» из власти, - как впрочем и пришла, - посредством «уличной» демократии.

* * *

Все о жизни Кыргызстана и стран Центральной Азии слушайте и читайте на сайте «Долина мира или споров».

«Долина мира или споров» - это информационно-аналитические радиопрограммы и статьи на самые актуальные темы Ферганской долины в режиме онлайн! В нашей сети работают журналисты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

* * *

Киргизия: С чем пришли власти к сегодняшнему митингу Объединенного фронта оппозиции

11.04.2007 11:04 msk  Абдумомун Мамараимов

11 апреля Киргизия проснулась в ожидании чего-то очень серьезного. На этот день назначен бессрочный митинг Объединенного фронта оппозиции с требованием досрочных выборов президента, с которых, по словам лидера «фронтовиков» Феликса Кулова, «начинается мирная передача власти в стране». Хотя отставной премьер Кулов уверял, что лично он не сторонник немедленной отставки действующего президента Курманбека Бакиева, но его соратники требуют этого все настойчивее, и поэтому главным лозунгом начинающейся акции выбран «За реформы без Бакиева».

С чем же пришли к этой акции протеста власти, которые в последнее время старались отговорить оппозицию от митингов ради мира, стабильности и сохранения целостности киргизского государства?

Накануне, 10 апреля, президент страны Курманбек Бакиев сделал очередное телеобращение к народу Кыргызстана. Причем текст обращения появился на Интернет-сайтах одновременно с началом выступления главы государства по национальному телеканалу.

Хочется как лучше, но получается как всегда?

Подводя итоги своего двухгодичного правления, в обращении к народу Курманбек Бакиев заявил: «Мы остановили развал страны, который пытались организовать сторонники прежней власти. Мы остановили падение экономики, вызванное политическим кризисом, и вышли на неплохие темпы роста. Мы открываем новые производственные объекты и сегодня все мы свидетели начала строительного бума».

«Сегодня мы вновь сделали ряд серьезных шагов, - сказал он, возвращаясь к реалиям дня. - Принято решение по приданию общественного характера киргизскому телевидению. Создана и завершила свою работу группа по внесению изменений в Конституцию, в составе которой большинство – люди оппозиционные власти. Мы, наконец, пошли на формирование правительства, которое возглавил один из ярких лидеров оппозиции». Затем К.Бакиев обвинил оппозицию в ультимативности и нежелании вести диалог, участвовать в совместной работе над конституцией и входить в состав правительства. «Такое впечатление, что чем больше мы идем навстречу, чем больше мы проводим изменений, тем меньше это нравится оппозиционерам, тем больше и жестче они от всего отказываются», - сказал президент.

По словам главы государства, «власть и президент сделали все возможное, чтобы заставить радикальных оппозиционеров отказаться от своих замыслов. Мы шли на все возможные и невозможные уступки. Не потому, что власть слаба. А потому, что мы отвечаем за стабильность и спокойствие, за целостность страны, за сохранение киргизского государства». «Мы готовы к любым переговорам в интересах стабильности страны и спокойствия граждан, - заявил президент. - Но, похоже, что это не в планах радикальной оппозиции».

Свою речь Бакиев закончил заявлением, что «если будет хоть малейшая угроза безопасности граждан или гостей Кыргызстана, будут приняты самые жесткие меры для пресечения нарушений закона и наказания тех, кто на это пойдет. Силы правопорядка к этому готовы и они обеспечат безопасность».

 

Судя по комментариям лидеров оппозиции, вчерашнее выступление главы государства не повлияло на их решимость, наоборот, они раскритиковали его со всех сторон, обвинив президента в очередной лжи. «Президент Кыргызстана вышел в эфир, чтобы в очередной раз сделать народу лживые заявления», - прокомментировал обращение Курманбека Бакиева член Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Омурбек Абдрахманов. По его словам, несмотря на последние решения о преобразовании государственного телеканала, «Объединенный фронт «За достойное будущее Кыргызстана» не может выступить в телеэфире на первой кнопке. Потому что одной рукой президент «за» общественное телевидение, другой - дал команду Кыясу Молдокасымову оппозицию не пускать в эфир». Чуть ранее лидеры оппозиции объявляли бойкот двум ведущим телеканалам страны, обвиняя их в однобокости, и отвечают отказом на приглашение «Пятого канала» участвовать в теледебатах.

Многие представители оппозиции усмотрели в выступлении президента открытую угрозу лично для себя. «В очередном своем телеобращении президент Кыргызстана вновь угрожает народу страны, при этом называя его кучкой людей. Мы уже привыкли, что у Курманбека Бакиева, как только он решит в очередной раз выступить с телеэкранов, все сводится к угрозам», - сказал депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), член Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Кабай Карабеков.

«Думаю, что Курманбек Бакиев боится государственного переворота. Но оппозиция не намерена его совершать. Президент сам произвел государственный переворот два года назад», - считает другой лидер оппозиции Мелис Эшимканов, который на днях прекратил голодовку, начатую им 5 апреля.

 

По мнению лидера Союза демократических сил, одного из разработчиков Основного закона от оппозиции, который вчера был передан Курманбеку Бакиеву, «зря президент Кыргызстана нагнетает ажиотаж. Все конфликты заложены в действующей Конституции, а не в действиях оппозиции».

«С кем собрался воевать Курманбек Бакиев?», - задается вопросом член штаба Объединенного фронта Эмиль Алиев. «Обращение президента к народу, списанное под копирку с аналогичного документа Акаева аккурат перед мартовскими событиями 2005 года, выглядит как издевка ближайшего окружения над самим Курманбеком Бакиевым», - заявил он. – «В последнее время именно со стороны властей замечены действия, напоминающие подготовку к войне. Идет перегруппировка сил, укрепляется вооружение правоохранительных органов, внутренних войск, всех силовых структур».

Противников Бакиева категорически не устраивает и состав правительства, которое возглавил один из лидеров оппозиции Алмазбек Атамбаев. В результате нежелания представителей оппозиции участвовать в работе этого правительства в его составе в основном остались те, кто занимал министерские посты до отставки прежнего премьера Азима Исабекова. «Официально заявляю, что премьер-министр Алмазбек Атамбаев не является оппозиционером с ноября 2006 года, - говорит Эмиль Алиев. - Переговоры с представителями властей он вел именно с той поры. Поэтому мы не были удивлены его решением занять пост главы правительства».

По словам лидеров оппозиции, беспокойство властей по поводу незаконных действий со стороны организаторов митинга не обоснованны. «Я думаю, никакого государственного переворота в Кыргызстане не будет», - заявил после обращения Бакиева депутат Жогорку Кенеша Темир Сариев. «Движение «За реформы!» уже зарекомендовало себя, показало, на что способно, и что оно все делает только в рамках закона. Другое дело, насколько власти готовы соблюдать его», - говорит Темир Сариев.

Не скрывают своего разочарования выступлением президента и отдельные представители власти. «После прочтения письменного варианта телевизионного обращения президента Кыргызстана Курманбека Бакиева к народу у меня сложилось впечатление, что я вижу перед собой текст обращения экс-президента Аскара Акаева от 23 марта 2005 года», - заявила председатель Бишкекского городского кенеша (совета) Нуржамал Байболова.

«Думаю, что бишкекские бизнесмены ожидали большего от сегодняшнего выступления Курманбека Бакиева. Президент Киргизии, как гарант Конституции, должен обеспечить защиту прав отечественных предпринимателей, ведь собственность в Киргизии неприкосновенна и защищена государством. Но ограбленным в марте 2005 года представителям малого и среднего бизнеса по сей день не выплачены компенсации, а значит, не защищены их права», - говорит Нуржамал Байболова.

«Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев в своем амплуа. В случае каких-либо столкновений вина будет лежать на нем», - прокомментировала речь главы государства руководитель центра «Интербилим» Асия Сасыкбаева. «Он два года ничего не делал. И его речь можно воспринимать как махание кулаками после драки», - считает Асия Сасыкбаева.

По мнению политолога Нура Омарова, к которому чаще всего журналисты обращаются за комментариями, «президент Кыргызстана пытался перехватить инициативу у оппозиции, но неудачно». По его словам, на реальные переговоры и выполнение требований оппозиции власти пойдут только после 11 апреля. «Полагаю, что 11 апреля серьезных процессов не будет, - говорит Нур Омаров. – Скорее, этот день будет посвящен подготовке сил и смотру возможностей и ресурсов оппозиции и властей. Развития событий следует ожидать 12-13 апреля, когда президент успеет убедиться в возможностях своих оппонентов».

Проведя параллель между вчерашним обращением президента страны и выступлением Аскара Акаева перед событиями 24 марта 2005 года, Нур Омаров предположил, что «Бакиев окончательно потерял надежду на политическое лидерство в стране, на которое до последнего времени претендовал. У властей нет реальных рычагов влияния на ситуацию в стране. Поэтому они и пытаются свалить всю ответственность на оппозицию. Президент, к сожалению, демонстрирует свою неспособность ориентироваться на будущее. Он мыслит стереотипами, сформированными в прошлом».

«Новая» конституция спешит властям на помощь

«В столице Кыргызстана люди выйдут на площадь не ради власти, их цель - устранить систему, порождающую «драконов» от власти», - заявил вчера лидер Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Феликс Кулов в интервью российским СМИ. По его словам, необходимо сократить полномочия, которые сейчас есть у главы государства. Заявляя об угрозах, идущих от властей лидерам оппозиции, Кулов сказал: «В этом плане надо вспомнить убийства депутатов. Люди с площади боятся и говорят, что Ахмат Бакиев – брат президента - стал наместником в городе Джалалабаде. Возможно, это вина не лично самого Курманбека Бакиева, а самой системы, благодаря которой появляются «драконы» и «дракончики», - подчеркивает Феликс Кулов.

«Лично я не ставлю вопрос о немедленной отставке президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, наша цель – конституционная реформа и досрочные выборы главы государства», - заявил российским СМИ лидер Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана» Феликс Кулов.

Накануне в Доме правительства пресс-конференцию дал премьер-министр Алмазбек Атамбаев. В ответ на упреки лидера оппозиции Феликса Кулова он заявил, что в стране создается именно такая система, в которой не появятся «драконы». «Мы постарались достичь максимального баланса между ветвями власти», - подчеркнул А.Атамбаев. По его словам, в результате принятия законопроекта изменений и дополнений в действующую Конституцию в стране будут сильный парламент, сильное правительство, сильная судебная власть и сильный президент, а реформы будут запущены немедленно.

А.Атамбаев заявил, что с принятием проекта новой редакции Конституции, депутаты смогут сами формировать новое правительство. Правительство уходит в отставку, продолжает исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета министров. «Я не цепляюсь за кресло премьера, - сказал он. – Если оппозицию не устраивает нынешний премьер, то они могут выдвигать в парламенте своих кандидатов».

По словам члена рабочей группы Розы Отунбаевой, в основу проекта, подписанного президентом и отправленного на рассмотрение в Жогорку Кенеш, лег вариант Конституции, представленный Движением «За реформы!» и Объединенным фронтом «За достойное будущее Кыргызстана». Однако были и некоторые изменения: в конституцию вернулось понятие «светское государство». Число депутатов, согласно изменениям, будет составлять не 90, а 105 человек. Из них не менее половины будут избираться по партийным спискам. Министры и главы госадминистраций будут представляться премьер-министром на утверждение президента.

Участники рабочей группы называют получившийся проект «Конституцией компромисса» и полагают, что после утверждения этих поправок в стране начнутся необратимые изменения. Однако Объединенный фронт оппозиции через свою пресс-службу сразу объявил, что конституция, внесенная на рассмотрение Жогорку Кенеша президентом республики, не соответствует требованиям оппозиции. «Мы не считаем, что президент Киргизии Курманбек Бакиев, внеся свой вариант Конституции на рассмотрение Жогорку Кенеша, выполнил требования Объединенного фронта «За достойное будущее Кыргызстана», - заявил пресс-секретарь движения Азамат Калман.

Война войной…

Следует отметить, что население страны, особенно в Бишкеке, относится к предстоящим митингам достаточно спокойно. По результатам опроса, проведенного некоторыми СМИ, подавляющее большинство торговых точек, расположенных в центре столицы, 11 апреля, в день начала бессрочных митингов, намерены продолжать работу. Крупные торговые центры также не планируют закрываться во время митингов. При этом отмечается, что охрана будет усилена. Свои товары из магазинов вывозят не многие. Выступая перед журналистами, премьер-министр Алмаз Атамбаев отметил, что большинство предпринимателей уже обзавелись оружием, которое они могут применить для защиты своей собственности. «Вы знаете, что в прошлом году парламент страны принял соответствующий закон», - напомнил он.

Тем временем, как сообщает ИА Кабар, вчера, 10 апреля, 30 участников голодовки в поддержку требований Объединенного фронта прекратили свое участие в акции протеста. Среди них и депутат парламента Мелис Эшимканов. «Тридцать участников голодовки прекратили свое участие лишь потому, что они изъявили желание готовиться к предстоящим митингам», - пояснил инициатор голодовки Бекназар Урумов. Не обошлось и без скандала, когда журналисты местного телеканала запечатлели одну из участниц голодовки за трапезой в близлежащем кафе.

Ожидается, что сегодняшний митинг станет своего рода тестом для премьер-министра Алмаза Атамбаева, который обещал выступить на нем. Хотя по его же инициативе по всей стране власти запретили проводить так называемые антимитинги против оппозиции, местные наблюдатели прогнозируют, что многотысячная масса в центре столицы будет неоднородной. На поддержку своих сторонников, скорее всего, рассчитывает и премьер-министр во время выступления на митинге. Ибо лидеры оппозиции решительно настроены против него.

По мнению одного из лидеров Объединенного фронта, депутата парламента Кабая Карабекова, назначив Алмазбека Атамбаева премьер-министром, глава государства не сделал никаких шагов по реализации реформ в стране. «Алмазбека Атамбаева оппозиция не уполномочивала выдвигаться на должность главы правительства. Он сделал это по личной инициативе и сейчас не имеет никакого морального права говорить от имени оппозиции. По сути дела, в новом кабинете министров остался старый состав», - считает Карабеков.

10 апреля было богатым на всякого рода заявления, от которых не воздержался и Объединенный Фронт «За достойное будущее Кыргызстана». «Есть выражение, что национализм - последнее прибежище мерзавцев, - говорится в распространенном оппозицией документе. - Такая же оценка в полной мере подходит тем, кто пытается в своих целях разделить единый народ, нацию по региональным и родоплеменным признакам. Они надеются, что провокационный призыв «наших бьют» позволит им прикрыться обманутыми людьми, земляками как щитом от ответственности. Они бессовестно используют святое для каждого кыргызстанца понятие семьи для того, чтобы скрыть факт отсутствия у них конструктивных идей. Главное же заключается в том, что эти люди «строят» жизнь под себя, не желая ничего делать для народа Кыргызстана».

Стоит отметить, что подобные же обвинения звучат и из уст представителей власти, но только в адрес лидеров оппозиции. С точностью до наоборот стороны заявляют и о количестве своих сторонников. Оппозиция заявляет, что 90 процентов населения на ее стороне, а власти утверждают, что именно такой процент населения поддерживает нынешнего президента.

Лидеры оппозиции заявляют, что в сегодняшнем митинге примут участие около 50 тысяч человек и что «власть не применит против нас силу. Все сотрудники правоохранительных органов на нашей стороне». Согласно вчерашнему заявлению Феликса Кулова, «митинги в основном прошли в северных регионах. В южных [регионах] они начнутся завтра. Во время акций власти на местах заверили людей, что они с народом. Многие руководители не говорят об этом вслух, боясь репрессий».

До «момента истины» остались считанные часы, и совсем скоро мир убедится в степени точности прогнозов и заявлений противоборствующих сторон.

* * *

Эмиль Каниметов: Обострение политической ситуации в Кыргызстане весной 2007 года

11.04.2007 09:37 msk  Ирина Ермакова

Эмиль Каниметов – кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом госкомитета правительства Киргизской Республики, автор ряда значительных исследований и публицистических работ в области социально-культурных и политико-экономических процессов, характеризующих явлений постсоветского общества и феноменов киргизской культуры. Известен как неординарно мыслящий человек и аналитик, который способен точно и ясно понять сущность самых актуальных проблем Киргизии. Свидетельством тому - его сбывшийся прогноз, зафиксированный в статье «Кыргызстан перед затяжным внутренним кризисом», которая была опубликована сразу же спустя несколько дней после «тюльпановой революции». Эмиль Каниметов комментирует ИА «Фергана.Ру» нынешнюю кризисную ситуацию в Кыргызстане (имеются в виду предстоящие митинги оппозиции) и перспективы выхода из кризиса.

* * *

Опасения или внушение опасений в связи с предстоящими митингами, запланированными оппозиционирующим лагерем, не имеют достаточных обоснований. Нужно четко осознать кардинальное отличие нынешней кризисной ситуации и того кризиса в конце акаевского периода, вследствие чего в начале 2005 года произошла «оранжевая революция».

Тогда для большинства людей, осознающих суть происходящих событий, было очевидно, что акаевский режим деградировал и стал препятствием дальнейшему развитию страны, по большому счету на повестке дня стояла судьба нации и национальной культуры.

Нынешняя кризисная ситуация, хотя и выглядит как следствие справедливой реакции населения на посредственную и недальновидную политику существующей власти, по существу является столкновением нескольких политических группировок, подыгрывающих внешним влияниям и различным силам извне, преследуя при этом корыстные цели, но вместе с тем выражающие ситуативный умонастрой определенной части населения. К слову надо сказать, что такое негативное отношение (умонастрой) в какой-то мере создано искусственно. Чтобы убедиться в некоторой предвзятости подобных настроений, достаточно пролистать подшивку местных публикаций, начиная с газеты «Агым», где с первых же дней после 24 марта 2005 года путем различных манипуляций в массовое сознание внедрялся негатив не только по отношению к К.Бакиеву и нынешней власти, но и по отношению таких наиболее легитимных и динамичных фигур новой власти, как А.Мадумаров, Д.Усенов, брата С.Жээнбекова и других, в том числе - таких профессионально подготовленных государственных деятелей, как Эсегул Омуралиев.

Сейчас даже если между двумя политическими кланами произойдет вооруженное столкновение, оно не может иметь таких последствий, как в 2005 году, и не внесет кардинальных изменений стратегическому направлению общественного развития, поэтому проведение аналогий между предстоящими и прошедшими двумя событиями выглядит некорректным. При этом совершенно неприемлемо, чтобы к власти пришли авантюристы, люди с нечистой совестью и поднаторевшие некомпетентные халтурщики, выросшие на популистских мифах, риторике и манипуляции сознанием.

Гораздо важнее, чем обсуждение политической конъюнктуры, правильная диагностика проблем и постановка задач, что является необходимым условием выхода из нынешней ситуации и «половиной работы» по решению социальных проблем. К сожалению, правильное понимание нынешних реалий нельзя отметить ни у правительства и политиков, ни у тех, кто называет себя политологами, то есть специалистами в понимании актуальных реалий нашего общества.

Тот, кто попытается проанализировать массу высказываний, заявлений и существующих публикаций по самым острым и актуальным проблемам Киргизской Республики, столкнется с тем, что в них в принципе отсутствует анализ негативных последствий акаевских неолиберальных экономических реформ с учетом этно-национальных интересов. Такая ситуация выглядит, на первый взгляд, немного странной на фоне того, когда публичные политики, молодые активисты из различных НПО придерживаются, по крайней мере на словах, ортодоксального варианта «неолиберальных реформ» и заявляют, что они «строят капитализм» (игнорируя не только какие-либо научные работы различных серьезных авторов вроде Дж.Стиглица на эту тему, но и очевидный негативный опыт неолиберальных реформ во всем мире. В нынешней России, например, эти реформы характеризуются не иначе как причина национальной катастрофы). Причем, надо сказать, доводы «строителей капитализма» о том, что он (капитализм) приводит к социальной несправедливости и к культурным проблемам, являются совершенно верными. Но где же тогда экономический рост, ведь «капитализм» по словам «реформаторов»-активистов-политиков, не обещает социальной справедливости, но обещает нам только ускорение экономического роста. В течение пятнадцатилетнего правления А.Акаева не было ни того, ни другого. Не только у нас, но и во всех странах, где проводится экономическая политика в духе неолиберализма, в долгосрочной перспективе наблюдается замедление экономического роста. Единственный внятный результат акаевской политики состоял в том, что, с одной стороны, произошло существенное перераспределение ресурсов между коррумпированными элементами и власть имущими внутри страны и иностранными компаниями, зарубежными авантюристами извне.

Как когда-то говорил Ф.Гегель, «увеличиваясь, теперь это богатство концентрируется в руках немногих, и возникло имущественное различие населения, при котором большие капиталы находятся в руках не государства или населения, а в руках немногих, что позволяет им без особых затрат добывать больше, чем доступно тем, кто имеет незначительное имущество, и тем самым различие все увеличивается».

Убежден, что так называемая киргизская «оранжевая революция» в марте 2005 года по своей сути и по большему счету является проявлением национально-освободительного движения прежде всего титульной нации Киргизской Республики.

Понимание реалий Кыргызстана в таком контексте является очень важным моментом поддержания спокойствия, порядка, интеллектуального равновесия в обществе и морально-интеллектуального комфорта народа, способствующего тому, чтобы люди не запутывались, не чувствовали себя во «мраке», отчаявшись от того, что «видят одно, а слышат совсем другое».

Несмотря на углубление имущественного, социокультурного расслоения нации в акаевский период (город-село, по признакам урбанизированности, языка), наше общество в силу этнокультурной специфики и уровня образования пока еще может претендовать на большее – на свободу и справедливость. Но нынешняя политическая элита и система неспособны ему это дать. Именно поэтому нация и общество живут в состоянии постоянной фрустрации.

При этом основной причиной кризиса является не только коррупция. Наоборот, сама существующая политика, унаследовавшая свои основные парадигмы от предыдущей власти, порождает коррупцию, позволяет сохранить порочную систему коррумпированного правления и порождает борьбу различных кланов и амбициозных политиканов за власть. Точнее - за инструмент расхищения богатств страны и реализацию амбициозных и корыстных целей. Именно этот темный слой теневых бюрократов и миллионеров, связанный с криминальным миром в Кыргызстане, является главной угрозой общественной стабильности и дальнейшего развития страны.

Продолжение акаевской политики бакиевской властью за два года не улучшило ситуацию, не позволило Кыргызстану выйти из стагнации и создать прагматическую стратегию развития, которая устраивала бы все активные части общества и находилась бы за пределами всяких неолиберальных, неокоммунистических и прочих шаблонов-детерминантов, парадигм, стандартов. Вместо громко объявленного 8-процентного экономического роста еле удалось достигнуть 2,7 процента, и ВВП страны продолжает снижаться. Продолжается значительное сокращение объемов производства в промышленности. Индекс цен производителей промышленной продукции возрос более чем на 15 процентов, дефицит торгового баланса увеличился в 2,2 раза, почти прекратился рост средних и крупных предприятий, а рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей является незначительным. Население обеспокоено ростом потребительских цен, нескончаемыми распрями авантюристов, политиканов и псевдо-бизнесменов.

Возможно, и даже, может быть, нужно Кыргызстану не вмешиваться в такие «большие игры» и исподтишка заботиться о самом себе, следуя и исходя только от реалий собственной жизни и мировой политической конъюнктуры. Но в то же время, как бы это ни казалось странным, подлинный, а не мнимый выход из бесчисленных политических кризисных ситуаций и возможности компромисса возможны только на поле правильного понимания фундаментальных проблем и задач, которые стоят сегодня перед государством и обществом.

Вот, например, недавно обсуждали вопрос ХИПИКа (HIPC) и было решено не входить в эту программу, но проблема внешнего долга практически висит над государством и она, по сути, не является разрешимой. Потому что легитимное и демонстративное решение этого вопроса (например, используя добровольное пожертвование всей нацией личных сбережений и ресурсов) неприемлемо, поскольку затрагивает проблему глобального масштаба - финансовой эксплуатации стран-должников через кредитную систему.

Экономика Кыргызстана сейчас представляет из себя открытую, компактную и очень уязвимую систему. За любые «самостоятельные движения» сначала страна запросто может быть наказана «multiple equilibrium», то есть ее сразу же ожидают серьезнейшие проблемы в сфере экономической безопасности (прежде всего в финансовом секторе - девальвация национальной валюты, высокая инфляция и так далее). От этой беды не застрахован не только соседний Узбекистан с более прочной национальной экономикой, чем Кыргызстан, но почти все бывшие советские страны. Большинство этих стран так и не сумели разобраться с ситуацией, новой как по объекту, - то есть возможности того, что внешние факторы будут воздействовать на внутреннюю денежную и финансовую стабильность, - так и по субъекту — на абсолютный суверенитет государства покушается теперь не другое государство (к примеру, Россия, США, Китай или Иран), а субъекты достаточно скользкие: многонациональные корпорации, международные и другие банки, финансовые институты, авантюристы международного пошиба. Неумелые попытки защитить национальную экономику от финансового террора внешней среды и «международных финансовых организаций» завершились плачевными провалами.

К примеру, в 1996 году президент Узбекистана И.Каримов заявлял о возможности конвертируемости сума к концу года, однако низкий урожай хлопка сильно ухудшил структуру платежного баланса республики, и именно тогда были введены дополнительные ограничения на валютообменные операции. Фактически, в конце 1990-х годов Узбекистан перешел к рационированию иностранной валюты, поступающей от экспорта. Выручка от централизованного экспорта, к которому относятся все крупнейшие товарные группы экспорта Узбекистана, должна была полностью продаваться Центробанку по официальному курсу: кроме того, половина выручки от нецентрализованного экспорта также должна была реализовываться по официальному курсу.

Введение ограничений на конвертацию валюты привело к приостановке в конце 1996 года кредитования республики со стороны Международного валютного фонда (МВФ), начавшегося годом ранее. Реформы валютного рынка Узбекистана по решению (предложениям) этой организации предполагали решение трех задач - прекращения практики установления множественных валютных курсов, девальвации национальной валюты и уничтожения черного валютного рынка. Все три задачи Узбекистаном полностью еще не решены.

Узбекистан, таким образом, оказался перед выбором: 1) согласиться с влиянием международных финансовых институтов на перемещение капиталов и обменный курс, при этом соглашаясь одновременно с утратой значительной части независимости в принятии решений и утратой возможности маневра в денежной политике; 2) упрямо замкнуться в собственном финансовом рынке, пытаясь стерилизовать внешнее воздействие на него.

Как видим сейчас, реакция Узбекистана на влияние международных финансовых институтов в начальный период постсоветской истории была консервативной, но закрытие финансового рынка в качестве доблестной защиты собственного денежного суверенитета в Узбекистане, как и во многих других государствах, окончилось провалом.

Сейчас соседнему Узбекистану угрожает другая опасность. По заключению экспертов, в настоящее время в Узбекистане масштабы теневой экономики шире, чем легальной. Масштабы скрытых от бюджета доходов в Узбекистане достигли 60 процентов от объема ВВП, и они уходят в карманы частных лиц, минуя госбюджет. Именно этот гедонически настроенный пробивной слой узбекского общества, наряду с той огромной частью политической элиты Узбекистана, которая до сих пор не осознает коренное изменение обстановки и не признает неадекватности традиционных инструментов современного государства-структуры, и представляет угрозу будущему Узбекистана и региона в целом.

На фоне всего этого совершенно очевидно, что нынешняя оппозиция, вместо того чтобы выдвинуть реальное решение и кардинальное понимание таких жизненно важных для государства вопросов или хотя бы поставить вопрос об отсутствии реальных (законодательных, институциональных и иных) механизмов жесткой ответственности власти за результаты своей работы, своими прямолинейными обвинениями и переходящими на личность очернениями принуждает нынешнюю власть к имитации по лечению бюрократических патологий бюрократическими же методами, и старается инкорпорировать в свои ряды того или иного популярного политика, то есть заставляет поделиться властью.

В данный момент «благодаря» усилиям акаевских реформаторов экономика Киргизской Республики по большому счету представлена в виде большого базара (Дордоя, Кара-Суу и тому подобных), где крутятся реальные деньги, а роль органов государства сужена до сборщика налогов, установителя порядка и успокоителя народа без всяких митингов и волнений. Представители государства, работники госаппарата доведены до уровня мелких и никчемных клерков, довольствующихся заработной платой в два раза меньше, чем получают официанты бишкекских кафе. За примерно такую же работу, что выполняют государственные служащие, нанятые так называемыми международными организациями работники получают в десятки раз больше. Единственное преимущество последних – знание английского языка. Хотя при этом говорится, что в 2006 году на содержание государственного аппарата было выделено 34,3 процента бюджета страны.

Был в правительстве, например, Данияр Усенов, который как-то понимал и озвучивал эти проблемы и пытался в будущем решить их в рамках того же поля, на котором играют «реформаторы». Но он уже очернен и отстранен, несмотря на то или благодаря тому, что он, скорее всего, один из немногих во власти может осуществить реальный масштабный бизнес-проект.

Сейчас, судя по всему, ни у оппозиции, ни у правительства нет четкого понимания нынешних проблем в фундаментальном аспекте, что способствует продолжению по инерции политики, унаследованной от акаевского периода. Яркий тому пример - общепринятый подход государственных чиновников к стратегическим и другим объектам госсобственности, которая в худших традициях акаевских времен до сих пор рассматривается как обуза для государства и нажива для иностранных, прежде всего для сомнительных российских или казахстанских приватизаторов, а не как важнейший инструмент решения задач развития страны и выполнения государственных функций. Безусловно, такой подход имеет какое-то реальное обоснование: на первом условном этапе приватизации, в 1991-1993 годах, основной упор был сделан на так называемую «малую» приватизацию, то есть приватизацию объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В результате чего в данное время значительная ее часть (более семи тысяч объектов малого и среднего бизнеса) бывшего государственного имущества Киргизской Республики находится в негосударственном секторе. Именно они стали приносить больше налогов в бюджет. Однако это с лихвой «компенсировалось» неуплатой налогов, дивидендов и тому подобного крупнейшими налогоплательщиками, стратегическими АО с госдолей: они недоплатили в казну за акаевский период столько, что успешная работа всех остальных налогоплательщиков все равно не может помочь залатать бюджетные дыры.

Таким образом, киргизские чиновники до сих пор не могут отказаться от пседолиберального двоемыслия и взглянуть прямо в лицо реальности, трезво оценить результаты приватизации и, в первую голову, залоговых аукционов. Которые, совсем не были приватизацией ни по своей букве, ни по своему духу, а были передачей акаевским окружением обманным путем, в тайне от общества, в руки специально отобранных людей наиболее ценного в государственной собственности. При такой сформировавшейся системе мотивации участников приватизации невозможно нормальное функционирование как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Те, кто преуспевал, и сейчас при К.Бакиеве преуспевают в условиях постоянного передела и захвата. Чаще всего, по своему складу, они неспособны на нормальную работу, у них нет для этого профессионализма, навыков, желания, это совершенно другой слой людей - лишенных чувства чести и совести. Как мы видели до сих пор в политической жизни Кыргызстана, при самоедском строении экономики не срабатывают законы эволюции: выигрывают не достойные, а авантюристы, просвещенные халтурщики, люди без чести и совести, так как последние оказались сильнее в этой примитизированной, вульгарной деятельности, а сложные функции остаются невостребованными. Поэтому не удивительно, что итогом реформ, процессов приватизации стала не социальная справедливость, а невиданное ранее расслоение общества на кучку сверхбогачей и остальное население, живущее на грани бедности или даже за ней. Произошла подмена понятий, социальная мимикрия, когда под новой, уже «капиталистической оболочкой» воссоздаются иногда феодальные элементы, что-то из эпохи колониальной политики царской России. К сожалению, подобная смена вывесок привела к отчуждению населения от государственной, экономической, предпринимательской деятельности, сделав большинство людей лишь винтиками бюрократическо-олигархической машины, лишенными возможности реализовать свой личностный, творческий потенциал.

При нынешней власти такой подход уже нашел свое документальное отражение в официальном документе – постановлении №760 правительства Киргизской Республики от 06.11.2006 года «О стратегии развития страны на 2006-2010 годы». Согласно этому документу, принятому правительством Ф.Кулова, в указанный период будут приватизированы все заметные стратегические объекты киргизской экономики – ГЭС, ОАО «Кыргызалтын» и другие, вплоть до угольной отрасли, которая во всем мире считается дотационной. Это именно те государствообразующие объекты и отрасли стратегического назначения, на приватизацию которых до последнего момента правления А.Акаева не дали свое согласие депутаты Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) прежних созывов.

Я, в принципе, согласен с высказываниями, согласно которым в истории страны и народа 2007-й и ближайшие годы станут поворотным пунктом. Или–или. Либо К.Бакиев и его политическое окружение, сделав окончательный выбор, пойдет по пути серьезных экономических реформ, смены политической парадигмы, отказа от провалившихся псевдо-либеральных концепций и приступит к разрушению всяческих детских иллюзий в отношение зарубежных доброжелателей, начиная от международных финансовых институтов и России (в которой к тому же наблюдаются признаки старой царской России, той, при которой в 1916 году произошло истребление киргизского и казахского народа), и оканчивая сомнительными иностранными компаниями, акаевским окружением и Б.Березовским. И переходит к разумному, гибкому государственному регулированию, модернизации, инновациям, освоению новых технологий, поощрению малого и среднего бизнеса, настоящему предпринимательству. Либо нас может ожидать период стагнации, усиления негативных тенденций, а может быть, - и очередная бархатная революция.

* * *

Соседние с Киргизией страны намекают на свою поддержку действующей власти

11.04.2007 21:46 msk  Фергана.Ру

Фергана.Ру Соседние с Киргизией Казахстан и Узбекистан намекнули на свою поддержку действующей власти в стране, где второй год не прекращаются всякого рода акции протеста за и против официальных властей.

Хотя открытых выступлений руководители этих стран не делали, по некоторым сообщениям можно сделать вывод, что они киргизской оппозиции «не друзья». Именно сегодня, когда на главной площади столицы Киргизии начался бессрочный митинг оппозиции с требованием досрочных президентских выборов, премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов направил поздравительную телеграмму на имя премьер-министра Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в связи с назначением на эту должность. Хотя Атамбаев на этой должности работает уже 12 дней.

«Уверен, что Ваша деятельность на этом ответственном посту послужит дальнейшему укреплению традиционно дружественных отношений между нашими странами и придаст новый импульс развитию двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в интересах наших братских стран», - подчеркнул казахский коллега Атамбаева. Правда, пока трудно судить, означает ли этот дипломатический жест поддержку всей власти Киргизии или конкретно Алмаза Атамбаева, в котором уже некоторые видят возможного преемника Бакиева, если последнему все-таки придется уйти. Также стало известно, что киргизский премьер 15-16 апреля посетит Казахстан, где встретится со своим коллегой К.Масимовым.

Другая телеграмма поступила из Узбекистана, от имени одного лидеров киргизской диаспоры, который призвал своих сородичей к миру и согласию. Обе телеграммы были озвучены по национальному телевидению Киргизии. Правда, подписант не является официальным лицом, представляющим киргизов Узбекистана, которые были бы объединены в сообщество, зарегистрированное в соответствующих органах. Однако, если учесть, что без одобрения официальных властей Узбекистана никто не может сделать какие-то заявления даже внутри страны, то весточка из соседнего государства отправлена с санкции официальных властей и имеет под собой определенную подоплеку.

Стоит отметить, что СМИ Узбекистана по-прежнему упорно молчат о событиях в соседней стране.

* * *

Нурсултан Назарбаев предложил создать единый союз центральноазиатских государств

11.04.2007 20:14 msk  Newsru.com

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хочет образовать союз с соседними государствами, чтобы повысить уровень жизни и укрепить стабильность в регионе, сообщает Newsru.com со ссылкой на «The Times».

В этот союз, помимо Казахстана, предлагается войти четырем другим «-станам»: Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану и Кыргызстану. Назарбаев призвал лидеров этих государств обдумать его предложение о создании Союза центральноазиатских государств.

«The Times» подсчитывает, что если этот «Унистан» будет сформирован, то в нем будут проживать 55 миллионов человек. Меньше, чем в крупной европейской стране, но территория его будет почти равна территории Европейского союза. «Этот регион себя полностью может обеспечить продовольствием, никуда не выходя, полностью может обеспечить себя энергетикой. Даже рынок был бы самодостаточным. Ну, спрашивается, чего еще надо?», - заявил лидер Казахстана в интервью местному телеканалу.

Таким образом, может произойти объединение части самых богатых в мире энергоресурсов в торговый блок на основе древнего «шелкового пути» между Европой и Азией. Пресс-секретарь Назарбаева Ерлан Байжанов сообщил британскому изданию, что Казахстан хочет создать с пятью бывшими советскими республиками единое экономическое пространство со свободным движением товаров, людей и капитала. «Это близко к модели Европейского союза. Цель проекта - обеспечить безопасность, экономический рост, политическую стабильность и процветание региона», - отметил Байжанов.

Однако концепция «Унистана» наталкивается на серьезные препятствия, ведь во главе большинства стран стоят авторитарные лидеры, которые мало уважают права человека и демократию.

Нурсултан Назарбаев правит Казахстаном с момента получения независимости в 1991 году. В 2005 году он был переизбран в ходе выборов, которые международные наблюдатели не назвали ни свободными, ни объективными. Туркменистан на протяжении 21 года вплоть до своей смерти держал в железном кулаке Сапармурат Ниязов. Его преемник, Курбанкули Бердымухаммедов, член единственной законной политической партии, был избран в феврале. В Туркменистане проживает всего 5 млн. человек, а его запасы природного газа занимают пятое место в мире. Президент Ислам Каримов правит Узбекистаном с 1990 года. Кыргызстан после народного восстания, в ходе которого в 2005 году был свергнут бывший правитель Аскар Акаев, пребывает в политическом кризисе. Таджикистан после обретения независимости погрузился в пятилетнюю гражданскую войну, которая унесла 50 тысяч жизней и заставила бежать из страны каждого десятого жителя из 6 миллионов человек.

* * *

Узбекистан: В Андижане девять человек заразились ВИЧ-инфекцией

11.04.2007 08:24 msk  Uznews.net

По халатности врачей девять человек в Андижане заразились ВИЧ-инфекций, им была перелита кровь ВИЧ-инфицированного донора - мужчины, недавно освобожденного из мест лишения свободы. Этот факт заражения тщательно скрывается всеми ответственными ведомствами, как в Андижане, так и в Ташкенте, сообщает Uznews.net.

По данным издания, ссылающегося на свой достоверный источник в Андижане, заражение девяти человек ВИЧ-инфекцией произошло около двух недель назад. Всем пострадавшим была перелита донорская кровь бывшего заключенного, носителя ВИЧ-инфекции, а возможно, как предполагают эксперты в Андижане, уже больного СПИДом.

 

Как сообщают источники в правоохранительных органах Андижана, по факту случившегося возбуждено уголовное дело, взят под стражу главный врач андижанской станции переливания крови. Официальное обращение Uznews.net в Центр-СПИД и станцию переливания крови в Ташкенте и в Андижане было проигнорировано их представителями: во всех учреждениях просто бросали трубки, едва услышав, что им звонит журналист.

 

Заместитель главного врача Республиканского центра СПИД в Ташкенте Насыр Джураев категорически опроверг информацию о ВИЧ-инфицировании людей в Андижане, заявив, что это не более чем «слухи».

 

По данным Андижанского областного центра борьбы со СПИДом первый ВИЧ-инфицированный в области был выявлен в 2000 году. По состоянию на конец 2006 года на учете состояло 207 ВИЧ-инфицированных, большинство из которых - наркоманы. Из общего количества больных 37 женщины.

 

Недавнее заражение ВИЧ-инфекцией в Андижанской области через донорскую кровь стало первым случаем в области. Где находятся зараженные ВИЧ - жителям Андижана пока неизвестно, нет информации и о судьбе ВИЧ-инфицированного донора.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное