ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии
Апрель 2007 – март 2005. В чем различия?01.04.2007 10:40 msk Алишер Саипов
Архивные кадры «мартовской революции» 2005 года: сорванный портрет Аскара Акаева. Фото ИА Фергана.Ру
* * * В начале марта 2005 года недовольные итогами парламентских выборов киргизские оппозиционеры начали свои акции протеста против режима экс-президента Аскара Акаева в Оше, Карасуу, Узгене и Джалалабаде. В свою очередь, сотрудники бюджетных организаций и члены пропрезидентских партий по указке властей начали проводить по всей стране «антимитинги» против оппозиции. Тысячи студентов, преподавателей университетов и школ выходили на улицы с требованием «не дестабилизировать обстановку в стране», с лозунгами «нам не нужны провокации», «мы хотим мира и покоя». Сотрудники правоохранительных органов также пытались помешать противникам режима Аскара Акаева в проведении демонстраций, устраивали слежку за ними, стояли в оцеплении административных зданий. Итог этих процессов всем известен: к середине марта оппозиция контролировала весь южный регион, а 24 марта сторонниками оппозиции был захвачен «Белый дом» в Бишкеке. Теперь, кажется, все это повторяется. Теперь представители лояльных руководству страны политических партий, преподаватели школ и университетов, студенты, бюджетники тоже проводят «антимитинги» против оппонентов президента Курманбека Бакиева и, главным образом, - против Объединенного Фронта оппозиции во главе с экс-премьером Феликсом Куловым. И сегодня сторонники нынешнего президента, пришедшего к власти на волне митингов, в Оше, Джалалабаде, Баткене почти буквально повторяют лозунги сторонников Аскара Акаева, звучавшие два года назад: «Мы за мир и стабильность», «Мы поддерживаем политику всенародно избранного президента». Правда, на этот раз на всякий случай такие мероприятия проводятся заранее: до начала акции протестов оппозиции, намеченных на 11 апреля. Однако сторонники Курманбека Бакиева намного отличаются от сторонников Аскара Акаева. В марте 2005 года активисты из «лагеря» А.Акаева ограничивались лишь проведением «антимитингов» против оппозиции. Не было тогда и погромов в офисах оппозиционных движений, как это случилось 29 марта этого года в южном офисе Объединенного Фронта в Оше. Наоборот: тогда радикалы от оппозиции (ныне превратившиеся во власть имущих) устраивали погромы в административных зданиях. Акаевское выражение «островок демократии» в дни мартовских событий 2005 года во много соответствовало киргизской реальности. Тогда, по крайней мере, журналисты могли спокойно работать и качественно освещать события. И никто не вынуждал сотрудников пресс-бюро информагентства АКИpress-Фергана проводить пресс-конференцию сторонников президента, как это было в день погрома в офисе Объединенного Фронта в четверг прошлой неделе. Репортеры как проправительственных, так и оппозиционных, как местных, так и международных СМИ спокойно могли задавать свои вопросы представителям властей и оппозиции. Разъяренные «боевые отряды» женщин с нецензурной бранью и криками, как это было 30 марта этого года, не срывали пресс-конференций. Несмотря на показной патриотизм и преданность к хозяину сторонники экс-президента понимали, что журналисты делают свою работу, давая слово героям по обе стороны баррикад. Им и в голову не приходило избивать журналистов, как это (предположительно) случилось с сотрудником телерадиокомпании «Сентябрь» Талантбеком Сопуевым 31 марта этого года в Джалалабаде. Можно сказать, от «акаевцев» сторонники Курманбека Бакиева отличаются еще большей агрессивностью в отношении к представителям СМИ и инакомыслящим. Возникает ощущение, что даже сотрудники правоохранительных органов несколько напуганы такой агрессией «бакиевцев». Может быть, с помощью групп молодых парней спортивного телосложения и нанятых полупьяных теток остановить поток нежелательной информации «государственникам» все же удастся. Однако нельзя забывать, что вынужденное молчание вовсе не означает уважение, а скорее является признаком аморальности и самодискредитации властей. Алишер Саипов – журналист, представитель ИА «Фергана.Ру» в Кыргызстане, живет в Оше * * * Роза Отунбаева: «Мы не требуем отставки президента»31.03.2007 11:33 msk Алла Пятибратова
Фотографии других политиков стран региона – в Галерее «Ферганы.Ру»
Известный киргизский политик Роза Отунбаева, которую два года назад экс-президент Акаев называл «локомотивом оппозиции», встретилась с ошскими журналистами. Сегодня Роза Отунбаева является координатором нового общественно-политического движения «За единый Киргизстан!». О его создании публично было заявлено 27 марта.
- Ситуация в стране сложилась экстраординарная, и она накаляется день ото дня, - с такого заявления начала встречу Р.Отунбаева. - Лидеры Объединенного фронта «За достойное будущее Киргизстана» говорят, что все будет решено 11 апреля. Решать все вопросы они, видимо, намерены на площадях, а не за столом переговоров. А власти до сих пор не выработали каких-либо мер, чтобы реагировать на такие акции, как голодовка, бессрочные и многотысячные митинги. Не хочу сгущать краски, драматизировать, но вся республика живет сейчас в ожидании смуты. В заявлении о создании ОПД «За единый Киргизстан!», подписанном, кроме Отунбаевой, Алмазбеком Атамбаевым, Эдилем Байсаловым, Азимбеком Бекназаровым и Дооронбеком Садырбаевым, говорится: «Если бы благородные и высокие цели, поставленные Объединенным фронтом «За достойное будущее Киргизстана», предлагались для реализации политиками, которые не несли бы прямой ответственности за сложившуюся ситуацию, рост коррупции и разгул беззакония, они, безусловно, были бы действительно достойны всеобщей поддержки. Однако мы не можем признать моральное право на выдвижение таких лозунгов Феликса Кулова, нечаянно прозревшего только после того, как он выпал из «бакиевской власти». Где он был тогда, когда в нашей стране шаг за шагом восстанавливалась классическая «акаевщина» под новой вывеской? Почему тогда он не выступал и не возмущался? Почему Кулов не должен нести ответственность за то, что открыл дорогу для декабрьского реванша и промолчал по антидемократической декабрьской конституции? Почему он так яростно критиковал выступления движения «За реформы» в ноябре прошлого года, обвинял нас в попытке разжечь огонь гражданского противостояния, запустил уголовное дело «дискетгейт» по обвинению в попытке государственного переворота? А теперь он же намечает провести митинги под гораздо более радикальными лозунгами, в гораздо более острой ситуации общественного раскола и опасности потенциального конфликта. Почему мы не должны видеть очевидного факта, что нахождение во власти было более важным для этого политика, нежели все демократические завоевания и верховенства закона, о которых он сейчас начал говорить?» - Нужно отдать должное «фронтовикам», благодаря которым и идет такой накал в обществе, - говорит Отунбаева. - Они делают ультимативные заявления и считают, что все сложнейшие политические вопросы можно решить одномоментно, в лучшем случае - за месяц. Но такие «хирургические» методы тревожат нас, они опасны и для власти, и для всего народа, чреваты потерей государственности. Роза Отунбаева рассказала, по каким причинам произошел раскол в движении «За реформы», одним из лидеров которого она была до недавнего времени. По ее словам, движение сделало немало для стабилизации политической обстановки в республике. В мае 2006 года его сторонники выступили против проникновения криминальных личностей во власть. В ноябре заставили принять новый вариант Конституции. Добились того, что президент Бакиев выполнил их требования: подписал указ о создании общественного телевидения, распустил правительство, снял генпрокурора Камбаралы Конгантиева, согласился на написание нового текста Основного закона. Однако внутри самого движения начались разногласия. Споры о том, нужно ли идти на переговоры с президентом, ничем не закончились. Бывшие соратники разошлись. В результате и было создано ОПД «За единый Киргизстан!», которое взяло на себя роль буфера между президентом и оппозицией. - Мы продолжаем критиковать президента. За то, что тандем Бакиев-Кулов наделал немало вреда - расколол страну на север и юг. За то, что президент не выполняет своих предвыборных обещаний – побороть коррупцию, систему семейной олигархии, восстановить доверие к власти, провести кардинальные реформы. За многие ошибки. Но не идти с ним на переговоры – пагубная тактика, – считает Отунбаева. – Не митингами нужно изгонять президента, смена власти должна быть легитимной. Мы не поддерживаем «фронтовиков» и не выйдем на митинг 11 апреля. И вообще не требуем отставки Бакиева, мы хотим заставить его работать. Сам Бакиев предлагает оппозиционерам сесть за стол переговоров, но они не хотят. Хотя, подчеркну еще раз, это единственно верный путь. Мы против конфронтации. С «фронтовиками» лидеры нового движения расходятся во взглядах и на конституционную реформу. Невозможно бесконечно менять текст Основного закона, подчеркивает Отунбаева. Нужно уже, наконец, написать универсальный текст, но не внедрять его снова под давлением, а, после первого чтения в парламенте, представить его населению для обсуждения. Свою экспертизу текста должен сделать и Конституционный суд, в конце концов, он для того и существует. - Президент, выполняя требования оппозиции, пошел и на создание коалиционного правительства, – отмечает Отунбаева. – Правительство возглавил представитель оппозиции Алмазбек Атамбаев. Новый кабинет министров, думаю, будет создаваться с участием ключевых игроков оппозиции. Такое сбалансированное правительство сможет принимать решения, которые выведут страну из тупика. Сама Отунбаева не собирается занимать какой-либо пост в новом правительстве. Она заметила, что уже достаточно работала на государство, будучи министром иностранных дел. Она и ее нынешние соратники, по ее словам, «не голодные до власти» и хотят, чтобы в руководители шли молодые, ничем не запятнанные люди. - Мы остаемся солидарными с движением «За реформы» по многим ключевым вопросам и поддерживаем многие его инициативы, – говорит Роза Отунбаева. – В планах движения «За единый Киргизстан!» – изменение структуры власти. Мы будем отслеживать события, реагировать на них и прогнозировать. И собираемся укреплять свое движение. Сейчас в него входят представители семи различных партий, неправительственных организаций, деятели культуры и науки. Мы продолжаем требовать проведения кардинальных демократических реформ, и в первую очередь – конституционной. * * * Где мы стоим сегодня, и куда мы можем шагнуть... Размышления о политической ситуации в Кыргызстане30.03.2007 22:23 msk Эмиль Жороев, политолог (Бишкек) Кыргызстан в опасности. И если радикальная оппозиция не принимает ответственности за эту опасность, то это либо из-за непонимания, либо из-за корыстности целей. Позвольте постараться поставить некоторые точки над i, но по порядку. Во-первых, пишется сие не в защиту президента Бакиева лично. Именно он - главная причина тому, что власть сегодня не уважается и почти отсутствует. Он не подходит в президенты. Нам сегодня был бы нужен харизматичный, высоко интеллектуальный, философски мыслящий политик. Но мы получили недальновидного, недостаточно образованного и мнительного хозяйственника. Большинство уличных волнений, оппозиционной гиперактивности, и отсутствия слаженной командной работы во власти происходит из-за буквального отсутствия президента на общественной площадке. Если одно время Аскар Акаев доминировал на этой площадке вне позволительного, то Бакиев практически оставляет ее вакуумной. Естественно, ведь свято место пусто не бывает. В нынешней ситуации Бакиеву как никогда важно бы каждый день и много раз быть в новостях, выступать, объяснять, аргументировать. Вместо этого мы лишь изредка получаем одиозные решения, которые он на следующий день отзывает, а на последующий обратно выставляет. Тем не менее... Во-вторых, о событиях последних дней, а именно об отставках. 28 марта пять министров и два директора госагентств были поданы в отставку. Это сделал уже бывший премьер-министр Азим Исабеков, и сделал он это из чувства самосохранения. Слишком ясна была опасность отставки для него самого, и он сделал тщетную попытку ее предотвратить. Вполне нормально, что президент это распоряжение не принял: прерогатива увольнения министров находится в его руках, и он не планировал увольнять их таким образом. Он хотел отставить самого Исабекова и с ним весь кабинет, что он и сделал на следующий день. Точности ради надо отметить, что заявление об отставке подал сам Исабеков, как бы это ни выглядело за кулисами. Стоит также задуматься, как вообще мог бы Исабеков продолжать работать с командой, половину которой он накануне сам попытался уволить на ровном месте. Некоторые из них, как, например, Молдокулов и Табалдиев, не знали что думать. Неадекватность Исабекова такому высокому креслу была ясна всем с самого начала. Прежде чем готовить вошедшее в моду «публичное заявление», стоило бы также проанализировать себя в роли героя - шапка Мономаха не всем бывает впору. Назначение Алмазбека Атамбаева самая гласная оппозиция приняла в штыки. Это было предсказуемо. Тем не менее, обвинение Атамбаева в предательстве и продажности звучит безответственно и лицемерно. Он принял очень рискованное решение в рискованное время. Он согласился взять эту большую ответственность, зная, что всякое может случиться через две недели. Взялся, чтобы повернуть русло событий в позитивное направление. Если это у него не получится – а не получиться оно может, в основном, из-за безответственной позиции радикальной оппозиции, нежели из-за действий Бакиева – то он может потерять все, и на это он решился. Мудрее было бы его друзьям и сподвижникам поддержать его, а не совать палки в колеса и уходить в союз с Куловым. Ведь сплоченная поддержка оппозиции как раз гарантировала бы успех в их общих чаяниях и предотвратила бы возможность использования Атамбаева в качестве марионетки. Думая о Кулове в эти дни, сразу думаешь о таких понятиях как честность и ответственность, но далеко не отождествляя эти понятия с ним. В банальном обычно истина кроется: чем же он думал и где он был, сидя в кресле полтора года? Менее чем три месяца назад, что его толкало два раза идти в парламент для утверждения и желать третьего раза? Ведь смешно было бы, если тот же парламент, проголосовавший два раза более чем убедительно против его кандидатуры, утвердил бы его в третий раз. Нужно много «достоинства», чтобы идти на такое. Но самое важное – это ответственность перед страной и народом, от чьего имени теперь выступают все. В стане Объединенного Фронта есть много разных людей. Кулов, который наиболее начитан и образован в политике, действовал бы более осмотрительно и менее ультимативно, если бы исходил из побуждений заботы за страну, своих знаний и понимания дела. Однако им скорее движет обида и озлобленность, нежели боль за страну и народ. Многие другие вокруг него, возможно исходя из лучших побуждений, страдают недалеким пониманием политики, и руководствуются лозунгами и порывами; а дело-то многократно сложнее. Во-первых, о возможности разделения страны на север и юг. Для начала, вспомним с какими словами Кулов ушел в оппозицию. Примерно, он сказал следующее: так как Бакиев разорвал тандем, он тем самым потерял (северную) половину своей поддержки электората. Если даже он не говорил слова север или северный, налицо навязывание мысли, что север страны голосовал именно за Кулова. Тема север-юг воспылала со дня заявления Кулова, и это нельзя отрицать. Действительно благородный человек, болеющий за страну, стал бы действовать иначе; не стал бы делать вторую революцию из-за своего поста, которого он лишился своим же решением уйти в отставку. Опять же, как бы там ни было за кулисами, Кулов был игроком всего сценария и должен понимать свою причастность. Во-вторых, о последствиях радикальных мер, даже если страна уцелеет в единстве. Страна хронически заболеет нестабильностью и непродолжительностью власти. Чересчур натянутая логика в утверждении, что нужно избавляться от президента раньше срока из-за того, что у нас бедность, коррупция, семейственность, и так далее. Особенно это глупо ввиду явной готовности президента идти на большие уступки. Безответственно глупо оно потому, что в досрочных выборах президента кроются капитальные опасности. На сегодня, в стране нет явного героя-спасителя, который может прийти выборным путем. Кулов, кроме его «достоинств», говорящих против его оказания в кресле президента, также не имеет достаточной поддержки у народа. А в критической ситуации, неопределенность явного лидера кроет великие последствия. Опасения о том, что можно привыкнуть свергать неугодную власть экстра-законными методами, более чем реальны. История имеет уйму примеров тому. Научиться жить по писаным законам, и воздерживаться от искушения выходить за их рамки – это великая и трудная задача, но без ее реализации, никакая страна не добьется хорошего. Есть у нас опыт, к сожалению, что держались мы почти пятнадцать лет в рамках закона. Однако это и на нашей совести: каждые пять лет у нас были возможности, хоть и мнимые, законно поменять власть. Сегодня же, за последние два года мы только и знали, что требовали экстра-законных действий и мер. Политика не состоит из белого и черного, и наш выбор никак не должен звучать: оставить Бакиева – плохо, убрать его – хорошо. Так думать глупо, и главное – безответственно опасно. Нюансов в политике сотни, наивность в ней не прощается. Сей призыв – призыв подумать о стране, не поддаваться ура-лозунговым порывам, не обманываться. При строгом, взвешенном, вне-лозунговом мышлении любому должно быть понятно, что для Кыргызстана капитальные потрясения губительны, и они уже экономически губят страну на подходе. Президент Бакиев, особенно при ощутимом усилении поста премьер министра, не может быть настолько плох для страны, насколько могут быть повторные революции. Через два с половиной года – или даже раньше, если это произойдет в рамках закона – Кыргызстан сможет законным образом сменить лидера. Как кто-то уже говорил, революция бывает однажды, второй раз она уже - фарс. И наша революция 2005 года еще продолжается, как бы от нее не отрекались ее же авторы. Эмиль Жороев, политолог (Бишкек) * * * Хельсинкская Федерация по правам человека: демократические нормы в Узбекистане постоянно нарушаются30.03.2007 14:21 msk Фергана.Ру 27 марта Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (Helsinki Federation for Human Rights) опубликовала традиционный ежегодный отчет о соблюдении прав человека в странах ОБСЕ. Мы публикуем краткий перевод фрагмента доклада, посвященного Узбекистану. Оригинал доступен на веб-сайте:Reliefweb.int «Узбекистан по-прежнему остается страной, управляемой Президентом Исламом Каримовым, где систематически нарушаются демократические нормы и международные стандарты в области защиты прав человека. В течение года узбекские власти продолжали прилагать усилия по предотвращению распространения информации, противоречащей официальной политике, в особенности, оценке андижанских событий мая 2005 г., когда сотни мирных граждан погибли в результате неправомерного применения силы органами правопорядка, преследующих группу вооруженных людей. Сразу после событий последовало применение жестоких репрессивных мер в отношении независимых журналистов, правозащитников и других критиков режима, ограничивая и без того узкое пространство, оставшееся для использования права на свободное выражение мнений, свободу собраний и ассоциаций. В то время как происходили новые показательные суды над «религиозными экстремистами», обвиняемыми в организации беспорядков в Андижане, власти продолжали противиться требованиям независимого международного расследования событий; ответственные за гибель мирных граждан не предстали перед правосудием. Международное сообщество потерпело неудачу в деле привлечения режима Каримова к ответу за андижанскую бойню и последующие события; ноябрьское решение Совета Европы о смягчении по большей степени символических санкций, введенных против Узбекистана в 2005 г. было особенно разочаровывающим. Отсутствие независимости судебной системы, широкое распространение коррупции и произвол органов правопорядка остаются темами, вызывающими наибольшее беспокойство. Широко распространенной практикой остается применение пыток и плохое обращение с заключенными, чтобы вынудить подозреваемых «признаться» в преступлениях, в которых их обвиняют; по-прежнему применяется смертная казнь. Право на жизнь Указ, подписанный президентом Каримовым в 2005 г., гласил об отмене смертной казни в Узбекистане к 2008 г. Тем не менее, в 2006 г. смертная казнь продолжала активно применяться в отличие от других центральноазиатских стран-членов ОБСЕ. Это привело к обеспокоенности мирового сообщества, поскольку судебные процессы часто проводились с серьезными нарушениями международных стандартов справедливого судопроизводства. Приговоренные к смертной казни содержались в плохих условиях; с крайне скудным рационом питания и плохих санитарно-гигиенических условиях, что привело к широкому распространению туберкулеза. Они и их родственники жили в неопределенности относительно даты казни, что вызывало эмоциональные страдания. Справедливое судебное разбирательство и эффективные средства правовой защиты В стране не существовало независимости судов и право на равенство перед законом, справедливое судебное разбирательство и эффективные средства правовой защиты систематически нарушалось. Признания, сделанные под пытками и в результате плохого обращения с заключенными, постоянно выдавались за действительные свидетельства. Поступали сведения о серьезных нарушениях в ходе судебных процессов, связанных с андижанскими событиями (см. раздел о свободе религии) и преследованиями правозащитников и других оппонентов режима (см. раздел о свободе выражения мнений и правозащитниках). Свобода печати После андижанских событий власти значительно усилили давление на независимые СМИ, что выразилось в волне угроз, запугиваний и притеснений независимых журналистов. Как результат, большое число независимых журналистов покинуло страну; несколько представительств международных агентств печати и новостных агентств были вынуждены закрыться. Те немногие журналисты, которые продолжали критически освещать политику государства, оставаясь в стране – часто работая под псевдонимами – подвергались значительному риску. В сентябре Улугбек Хайдаров, независимый журналист, сотрудничавший с международными СМИ, был арестован по подложному обвинению в вымогательстве после того, как в его карман был подкинут конверт, содержащий приблизительно 300 евро. На судебном заседании, проведенном по упрощенной процедуре 5 октября, он был приговорен к шести годам тюрьмы, но спустя месяц был отпущен. Джамшид Каримов, другой независимый журналист и коллега Хайдарова, исчез приблизительно в сентябре, когда Хайдаров был арестован. Позднее было обнаружено, что Каримова содержали в психиатрической клинике в Самарканде, без каких бы то ни было медицинских оснований для этого. Независимый журналист Алишер Таксанов уехал из Узбекистана в соседний Казахстан осенью 2006 г. из-за многочисленных угроз. Свобода собраний После андижанских событий власти усилили меры по предотвращению протестных митингов; в 2006 г. по-прежнему оставалось сложным провести такие митинги. Заявки на проведение собраний как от зарегистрированных, так и незарегистрированных НГО постоянно отклонялись под различными предлогами. Более того, дополнения к Административному кодексу, введенные в действие в конце 2005 г., постанавливали, что участники несанкционированных митингов подвергаются штрафу в размере 50-100 минимального размера оплаты труда или административному задержанию на срок до 15 дней. Произошло несколько случаев, когда антиправительственные пикеты, организованные НГО или политическими группами были насильственно разогнаны, а их участники получили предупреждения, были избиты или арестованы. Свобода ассоциаций Дополнения к Уголовному и Административному кодексам, вступившие в силу 1 января 2006 г., ввели новые ограничения на работу НГО. В частности, там указано, что люди, принимающие участие в деятельности незарегистрированных организаций или нарушают устав НГО, должны быть подвергнуты штрафу и административному задержанию на срок до 15 дней. Они также устанавливают санкции против работников иностранных и международных НГО, которые осуществляют политическую активность и активность по привлечению финансовых ресурсов, которая рассматривается, как выходящая за рамки основной деятельности их организации. На практике, независимые НГО продолжали испытывать серьезные трудности в своей работе, включая отказы в регистрации и аренде конференц-залов, а их участники подвергались угрозам и запугиваниям. Власти также усилили контроль за деятельность зарегистрированных НГО; те немногие иностранные и международные НГО, которые остались в стране, испытывали постоянное давление. В начале 2006 г. Freedom House («Дом свободы») была вынуждена свернуть свою деятельность в Узбекистане после проигрыша дела, инициированного Министерством юстиции. Организацию обвинили в нарушении узбекистанского закона об НГО, включая предоставление свободного доступа в Интернет местным правозащитникам. Власти отказались продлить аккредитацию одному из сотрудников Human Rights Watch в Узбекистане, который был вынужден покинуть страну. Антитеррористические меры и пытки Узбекские власти использовали андижанскую бойню, в которой обвинили религиозные экстремистские группы, в качестве предлога для проведения новых произвольных арестов независимых мусульман и предъявления им обвинений. По результатам многочисленных судебных процессов, проведенных с конца 2005 до середины 2006 г., сотни людей получили обвинение в терроризме и других противоправных действиях, связанных с андижанскими событиями, и им были вынесены суровые приговоры. Все судебные заседания кроме одного проводились за закрытыми дверьми, и правозащитники, журналисты и представители посольств иностранных государств не были допущены к наблюдению над процессами. Согласно мнению адвокатов и родственников, многие обвиняемые были вынуждены подписать признания под пытками или в результате плохого обращения. Отмечено значительное число случаев, когда власти других стран региона, включая Россию, Казахстан, Киргизстан и Украину, насильственно возвращали людей, покинувших Узбекистан после андижанских событий, несмотря на риск применения пыток и плохого обращения в отношении этих людей после возвращения. В ряде случаев высылка людей происходила вне рамок юридических процедур. Правозащитники Разрушение системы защиты прав человека, началом чему послужили андижанские события, продолжилось в 2006 г. и нанесло серьезный урон гражданскому обществу страны. В течение годы были инициированы уголовные дела против большого числа правозащитников и двенадцать или более из них были отправлены в тюрьму по очевидно политически мотивированным обвинениям. Среди правозащитников, подвергавшихся преследованиям, были члены Узбекского общества защиты прав человека и женщины-активисты. На секретных слушаниях, прошедших в январе, Саиджахон Зайнабидинов, глава андижанской правозащитной организации, был приговорен в семи годам заключения по обвинениям, главным образом, связанным с андижанскими событиями. Помимо прочего, его обвинили в принадлежности к религиозной экстремистской организации и распространении материалов, несущих угрозу общественному порядку. Согласно заявлениям узбекского правительства, он обеспечивал «террористов» информацией о событиях, происходящих в Андижане и распространял «клеветническую» информацию о событиях. Зайнабидинов находился в Андижане во время майских событий 2005 г. и открыто говорил, а также давал интервью зарубежным СМИ о произошедшей бойне. В конце 2006 г. Зайнабидинова перевели в тюрьму Зангатинского района, неподалеку от Ташкента. Азамджон Фармонов, глава Сырдарьинского регионального отделения Узбекского общества защиты прав человека, и Алишер Караматов, глава Мирзаабадского регионального отделения Узбекского общества защиты прав человека, были арестованы в Гулистане, Сырдарьинской области, 29 апреля. Арест последовал вслед за жестоким вторжением полиции в квартиру Фармонова, когда его беременную жену ударил полицейский. Менее, чем два месяца спустя, 15 июня, мужчин приговорили к девяти годам заключения по обвинению в вымогательстве. Суд проходил с нарушением международных стандартов, при отсутствии защиты для обвиняемых. До судебного слушания мужчин в течение месяца держали в заключении без права на общение с родными и адвокатами; к ним применялись пытки, включая побои и попытки удушения. После вынесения вердикта Фармонова отправили в пользующуюся дурной славой тюрьму Жаслык, организованную в 1997 г. на месте бывшей советской военной базы для содержания заключенных по религиозным делам. Это был первый случай, когда правозащитник был отправлен в данную тюрьму. Мутабар Таджибаева, глава правозащитной организации «Fiery Hearts Club» («Клуб горящих сердец») в Ферганской долине, была арестована в октябре 2005 г., незадолго до того, как она должна была отправиться в Ирландию, чтобы принять участие в международной конференции по защите прав человека. До своего ареста Таджибаева принимала активное участие в мониторинге соблюдения прав человека, писала отчеты и публично высказывалась против репрессивных действий государства, последовавших за андижанскими событиями. В марте 2006 г. ее приговорили к восьми годам заключения в совокупности по семнадцати статьям обвинения, включая клевету, вымогательство и участие в нелегальной организации. Что вызывает особое беспокойство, технология советских времен по принудительному содержанию диссидентов в психиатрических клиниках неоднократно применялась к женщинам-активистам после Андижана. Среди прочих, 69-летняя Лидия Хамроева была принудительна помещена в такую клинику, также как и Мутабар Таджибаева во время заключения. Узбекскими властями были предприняты новые усилия для того, чтобы вызвать публичное осуждение правозащитников, и поступили сообщения о новых так называемых «демонстрациях общественного гнева», как, например, в Джизакской области, одном из самых опасных мест для правозащитников. 18 августа Бахтияр Хамроев, правозащитник из Джизакской области, был атакован группой женщин, которые ворвались в его квартиру и обвинили его в предательстве. Полиция наблюдала за происходящим, не вмешиваясь, пока Хамроев не был серьезно ранен. После вмешательства полиции, тем не менее, ни одна из нападавших не была арестована. За период немногим больше года Хамроев уже во второй раз подвергся подобной атаке. В результате угроз и давления, растущее число правозащитников было вынуждено покинуть страну. Среди них был Талиб Якубов, глава Узбекского общества защиты прав человека, обладатель премии Международной хельсинкской федерации за 2001 год. Практически все правозащитники, остающиеся в Узбекистане, находятся под наблюдением полиции и служб безопасности, они часто лишены права на свободное передвижение, например, при поездке в другие города им необходимо информировать местные органы правопорядка о своих перемещениях. * * * Лянгар - пристань Ноева ковчега в горах под Самаркандом30.03.2007 13:37 msk Андрей Кудряшов (Самарканд)
У народов Центральной Азии словом «лянгар» или «лангар» издревле было принято называть селения, возникавшие вблизи легендарного и почитаемого места - священной рощи, источника, могилы святого подвижника. Поэтому на географических картах региона можно обнаружить десятки, если не сотни населенных пунктов, носящих такое название. Но у слова «лянгар» есть и другое значение – «якорь», «пристань» или «пристанище». Удивительным образом эти толкования связаны с названием горного
поселка Лянгар, затерявшегося среди вершин скалистого хребта Актау в двухстах километрах к северо-западу от Самарканда. Местные легенды гласят, что к одной из высоких скал в его окрестностях некогда причалил ковчег библейского патриарха Ноя, в мусульманской традиции почитаемого под именем пророка Нуха.
Между последователями мировых религий никогда не возникало сомнений или разногласий, в какой географической точке планеты остановился ковчег Ноя, и когда начали отступать волны всемирного потопа. В книге «Бытие» - первой из четырех главных книг Библии, авторитет которых равно непререкаем для христианских, мусульманских и иудейских богословов, - сказано, что это произошло «в горах Араратских» (Быт.8.4). Светская историческая наука до сих пор смогла дополнить священное предание только сведениями о том, что на территории Малого Кавказа и Армянского нагорья еще в XIII веке до нашей эры возник один из древнейших очагов человеческой цивилизации - Урарту. Святыня, хранящаяся в монастыре Эчмиадзин в Армении - кусок окаменелого дерева с выложенным на нем крестом, считается куском обшивки Ноева ковчега, найденным на склонах горы Большой Арарат еще первыми христианами.
«Араратские горы» представляют собой два огромных уснувших вулкана в пограничном районе Турции, Армении и Ирана. Со средних веков до наших на склонах горы Большой Арарат высотой 5165 над уровнем моря не прекращаются поиски легендарного ковчега или других материальных свидетельств библейской истории. В 1916 году исполинский корабль, вмерзший в ледниковое озеро, увидел с воздуха русский пилот Росковицкий, о чем было срочно доложено царю Николаю II, который приказал снарядить
поисковую экспедицию. Говорят, что тогда ковчег был найден, обследован и даже сфотографирован, но в революционном вихре 1917 года все данные экспедиции бесследно затерялись, были вывезены за границу, похищены масонами или осели в архивах НКВД.
В 1953 году американский нефтяник, пролетая на вертолете в районе Арарата, сделал шесть фотографий объекта, похожего на корабль. В 70-е годы правительство Турции из-за волнений в Курдистане закрыло район для любых посещений и экспедиций. Но через четверть века сенсация снова всплыла на поверхность, когда ЦРУ рассекретило сделанные еще в 1949 году аэрофотоснимки западного склона Арарата, на которых угадывались очертания крупного объекта, похожего на корабль. Аналогичные снимки были сделаны в 2000 году из космоса с американского спутника «Икона».
В 2004 году экспедиция, организованная российским общественным научно-исследовательским центром «Космопоиск», принесла неутешительные для энтузиастов известия - видимые из космоса «контуры ковчега» оказались природными образованиями, возникшими в результате последнего извержения вулкана, произошедшего в 1840 году. Причем, по данным экспедиции, извержение должно было уничтожить в этом районе все, включая окаменевшее дерево. Однако руководитель экспедиции Вадим Черноборов
высказал мнение, что остатки ковчега не обязательно нужно искать на Армянском нагорье, поскольку в других регионах Азии существует еще шесть горных вершин, которые называются или назывались Арарат. И уже через год экспедиция американского Исследовательского института библейской археологии (BASE, Колорадо) заявило о сенсационных находках вблизи древнего вулкана Эльбрус на северо-западе Ирана, где удалось обнаружить геологическое образование, по форме похожее на нос корабля и имеющее структуру окаменевшего дерева
с различимой структурой клеток древесины. По-видимому, поиски ковчега будут продолжаться до тех пор, пока люди читают Библию и размышляют над ней.
Отправляясь в горный Лянгар, экспедиция ИА «Фергана.Ру» и туристического агентства «Uzbekistan for You» не рассчитывала сделать сенсационные открытия. Нам было интересно выяснить, что послужило основой возникновения необычной легенды в одном из самых живописных, нетронутых современной цивилизацией, экзотических уголков Узбекистана.
К северу от древнего Самарканда тысячелетиями возделываемая плодородная долина реки Заравшан переходит в степную ложбину между двумя горными грядами - Нуратау и Актау. Абсолютная высота «Белых гор» - Актау - невелика даже по местным меркам, и более чем вполовину уступает снежным вершинам Памира или Тянь-Шаня. Но скалистые склоны хребта отличаются неприступностью и крутизной, они мало пригодны для человеческой деятельности, кроме кочевого скотоводства, и поэтому почти не заселены.
Единственный крупный поселок в этих местах - Лянгар, возник еще в средних веках почти у самой вершины горы Тахку высотой 2010 метров над уровнем моря, в узком ущелье, где находили полудрагоценные камни и в небольшой ханаке - обители странствующих дервишей - селились святые отшельники, наставники суфизма.
Пять мазаров - священных могил - сохранилось в окрестностях до наших дней. Среди них место, связанное с именем пророка Нуха, не отличается оригинальностью архитектурных сооружений, которые появились, скорее всего, не раньше начала прошлого века, и потому не представляют большой исторической ценности. Это обычная для Центральной Азии сельская культовая постройка на краю мусульманского кладбища. Но ее украшает великолепие окружающих пейзажей и величие самой легенды, которая возникла, скорее всего, от причуд горного ландшафта. Скалу, считающуюся пристанью легендарного ковчега, можно заметить издали еще на подъезде к Лянгару. Она не выше горных вершин, но господствует над пространством, выделяясь одиночным положением на краю ущелья и необычной формой. Три ее склона почти отвесны и только четвертый имеет более пологий уклон, по которому, среди россыпей валунов и щебня проложена узкая тропка. С южного склона скальный массив расколот глубокой вертикальной расщелиной, так что скала как будто имеет две вершины, на одной из которых, имеющей плоскую площадку почти в сотню квадратных метров, энтузиаст-исследователь из Бухары Хаким Джураев в 2006 году обнаружил остатки древней кирпичной кладки.
Из-за погодных условий нам не удалось совершить восхождение по его маршруту, но местные жители подтвердили, что на вершине скалы в старину существовало культовое сооружение, сложенное из обожженного кирпича, отмечавшее «пристань» ковчега пророка Нуха. Его построили послушники наставников суфизма, таскавшие строительные материалы на собственном горбу, поскольку груженные поклажей ослы или лошади не могли пройти по узкой и крутой тропе. Немногим паломникам удавалось подняться
наверх, чтобы прикоснуться к святыне. Потом землетрясения и ураганные ветры разрушили купол святилища, оставив только основание его круглого фундамента. Культ ослаб, хотя легенда сохранилась до наших дней.
Можно предположить, что предание о том, что ковчег Ноя пристал к земной тверди в горах под Самаркандом, возникло после того, как Лянгар посетил какой-нибудь странник, знакомый с библейской историей и до этого побывавший на Армянском нагорье. Горы Актау намного ниже Малого Кавказа и среди них нет уснувших вулканов, хотя встречаются лавовые поля и вулканические породы. Но легендарная «двойная» скала без соотношения размеров могла напомнить соседство Большого и Малого Арарата, чьи вулканические конусы смыкаются в подножиях. Образ мог породить легенду, поддержанную святыми отшельниками, затеявшими строительство на горе как испытание терпения и послушания своих учеников и для увеличения престижа обители суфизма в глазах паломников. В годы СССР борьба с «суевериями и предрассудками» опустошила святилища древней земли, но предания и легенды в этих отдаленных краях сохранились и возрождаются в наше время.
Любопытной оказалась история и самого поселка Лянгар. Как населенный пункт он расцвел и разросся как раз в советское время, когда в послевоенные годы здесь был открыт рудник стратегического сырья и небольшой кишлак за пару лет вырос в типичный шахтерский городок с союзным обеспечением, каких немало было тогда разбросано по горнодобывающим регионам Узбекистана. От той поры сохранилось несколько ярких примет. Во-первых, огромная статуя Первопроходца, венчающая собой одну
из окрестных вершин. У подножия ее располагается маленький музей горняцкого промысла. Наверх ведут раскрошившиеся ступени монументальной лестницы. Но мемориальная надпись на памятнике давно стерлась, поэтому экспедиция «Ферганы.Ру» взяла на себя смелость считать этот уникальный монумент, каких мало где встретишь сегодня, и памятником Человеку вообще, в частности - памятником Ною.
Во-вторых, дома в Лянгаре, хотя и сложены из камней и обломков породы в соответствии с национальными традициями жилых построек в горных районах Центральной Азии, но, в отличие от соседних кишлаков, с наружной стороны местами сохранили отделку типовых зданий советского времени. В качестве личного транспорта во дворах многих домов стоят старые вездеходы - незаменимое средство передвижения по бездорожью на горных склонах. В последние годы, после десятилетия запустения и разрухи, промышленное производство в Лянгаре стало возрождаться. Пока независимый Узбекистан еще раздумывает, какой из стран предоставить большие преференции в добыче урана и редкоземельных руд, старые рудники не работают. Но началась активная добыча мрамора, гранита и других пород, изобилующих в горах Актау. Местное предприятие по выпуску гранитных блоков и плит, работающее совместно с узбекско-российской фирмой «Лангар-УзРосс», даже стало победителем областного этапа конкурса бизнесменов страны «Ташаббус-2007», хотя в нем занято не более шестидесяти человек. Но для них работа уже нашлась, что существенно в этом уголке, соединенном с остальным миром лишь узким серпантином разбитого шоссе, десятки километров петляющим среди диких скал. Днем на улицах Лянгара можно увидеть только стариков и детей. Все взрослое население на заработках - частично на местном карьере, большей частью в других регионах страны или за ее пределами, в России и Казахстане. Поселок Лянгар находится на перевале. Искать продолжения легендарной истории Ноя экспедиция «Ферганы.Ру» отправилась на южные склоны хребта Актау, где скальные гряды спускаются на холмистое плато, которое в начале весны выглядит так, как, наверное, могла выглядеть вся земля в первые дни после потопа. На фоне голых вершин каменистые пустоши покрыты неистово яркими пятнами едва проросшей травы. Это край пастухов, по которому, как в библейские времена, бродят из конца в конец только отары овец и стада белых коз. В селении Сангиджуман, что переводится как «двигающийся камень», нам показали следы, которые, согласно преданию, оставил пророк Нух на поверхности гранитных плит. Двигающийся камень - феномен, нередкий в горных отрогах, сложенных из мягких пород с большим содержанием кварца и известняка. В Сангиджумане это огромный валун, величиной с двухэтажный дом, «внутренности» которого ветровая и водяная эрозия выточила и проела почти до состояния «яичной скорлупы». Поэтому исполинский камень, покоящийся на узком основании, может легко раскачать один человек, что и продемонстрировал местный житель - восьмидесятилетний старик, охраняющий святое место.
Рядом с камнем-ковчегом на выпирающей из земли широкой гранитной площадке отчетливо видны вкрапления более темной породы, по форме и величине напоминающие след человеческой ступни 44-го размера. Будто бы внутренний пламень духовного восторга, которым был охвачен библейский патриарх, когда Господь позволил ему спастись из всемирной катастрофы и ступить на обновленную земную твердь, выплавил в камне отпечатки его ног. Правда, расстояние между «шагами» превышает полтора
метра. Но это обстоятельство не мешает, а помогает легенде, поскольку в книге Бытия говорилось, что во времена Ноя на земле жили исполины, рожденные от Сынов Божьих (ангелов) и дочерей человеческих (Быт.6.4.).
«Следы Ноя» соседствуют на камнях с маленькими следами, которые считаются следами детей - вышедших из ковчега внуков и правнуков патриарха от его сыновей Сима, Хама и Иафета, положивших начала трем человеческим расам. В ответ на вопрос журналистов, верит ли он сам, что на камне отпечатались следы пророка Нуха, смотритель святилища ответил, что сегодня, наверное, не очень важно, какой именно пророк оставил здесь свой след. Науке это неизвестно. Но качающийся камень и следы – несомненно, чудо, ниспосланное Всевышним людям, среди множества Его чудес, как смена лет и времени года, шум ветра, свет солнца, течение вод, снег, дождь, молния или радуга среди туч.
«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8.21-22).
«И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более потопа на истребление всякой плоти» (Быт.9.12-15). * * * Таджикские ученые предлагают использовать энергоресурсы Средней Азии поровну между странами-соседями30.03.2007 12:30 msk Р.Масов, В.Дубовицкий Бурные дебаты по поводу будущего таджикской гидроэнергетики начались не со статьи мифического Владислава Григорьева на сайте Сеntrasia.ru от 12 марта сего года, а еще весной 2003 года, когда благодаря договоренности президентов Таджикистана и России в Сочи была намечена реализация масштабных проектов по достройке Рогунской и Сангтудинской ГЭС. Катастрофическое положение республики из-за дефицита электроэнергии и газа привели к тому, что таджикские гидростроители заговорили и о перспективе других проектов: Даштиджумская ГЭС, каскад из станций на Зеравшане, микроГЭС на Памире и т.д. Одним словом, страна, которая при национально-территориальном размежевании региона в 1920-х годах получила 93 процента горной местности, реально попыталась реализовать свое единственное энергетическое преимущество - гидроэнергию. Так уж распорядилась природа: территория Таджикистана не богата углеводородными ресурсами, сделавшими развитые среднеазиатские государства пресловутой «нефтяной бочкой» Центральной Азии. Даже «вскрыв» газовое месторождение Саргазон и потушив Раватское месторождение угля, Таджикистан не сможет удовлетворить свои энергетические потребности. Шанс выйти из энергетического тупика, куда Таджикистан попал благодаря перипетиям истории, ему способен дать только его статус стокообразующей страны: на него и соседнюю Киргизию приходится формирование стока крупнейших рек региона - Амударьи и Сырдарьи. В условиях существовавшей до 1991 года сверхдержавы планы строительства ГЭС в Таджикистане не мешали «стокопотребляющим» соседям: планировшиеся каскады ГЭС на Вахше, Пяндже и Зеравшане должны были дать свет всему населению региона (таджики и сейчас не возражают против этого!), а вода этих рек использовалась по договоренности между братскими республиками, плодя орденоносцев-хлопкоробов (в основном в Узбекистане) и насыщая Арал. Что же изменилось сейчас? Окружающим Таджикистан странам не нужна дешевая электроэнергия? Еще как нужна! Неужели их обуял страх, что таджики выпьют всю воду, собранную в водохранилища?! Но тогда и турбины ГЭС работать не будут – какой смысл? В общем, давайте будем последовательны: уж коль заговорили об общих ресурсах, то давайте сюда включать и углеводородное сырье «нижних этажей». Будем его использовать все поровну. Вместе с проклятым коммунистическим прошлым, надо отказаться и от жестокой пионерской шутки «сначала съедим твоё, а потом – каждый своё» - давайте, к примеру, все потреблять узбекский и туркменский газ поровну и по себестоимости! После поиска всех возможных объяснений напрашивается один – единственный вывод – энергетическая зависимость Таджикистана выгодна его соседям, а точнее соседу – Узбекистану. Братские узбекско-таджикские отношения, декларированные во времена Советского Союза, регулярно «подтверждаются» последние шестнадцать лет отключением газа, транспортной блокадой на железной дороге, минами вдоль границы и многими другими «милыми сердцу мелочами». Ну не положено Таджикистану быть энергетически независимой страной – знайте, свое место, сидите в горах, где вы можете разве что туризмом заниматься – не более! Вон, посмотрите на Непал – процветает! А чем Душанбе не Катманду?! Своих гидроэнергетиков стоит переучить в шерпов – пусть рюкзаки таскают за упитанными дядями и тетями из «золотого миллиарда» (если соизволят приехать)!
Суровая зима 2006-2007 гг. во всей полноте и четности показала: Нурекская ГЭС, без строительства Рогунской – дышит на ладан. Они обе конструировались как единый комплекс и полное заиливание Нурекского водохранилища без вступления в строй Рогуна, а значит и полная остановка гидроэлектростанции – дело ближайшего года-двух. Нужно строить каменно-насыпную плотину, причем ранее запланированной высоты – 335 метров. Все новые «более дешевые и простые» проекты – паллиатив, не более. Паллиатив, который не предотвратит, а усугубит энергетическую катастрофу, потому как в случае строительства столь милой узбекской стороне цельной бетонной плотины высотой двести с небольшим метров, она почти наверняка будет разрушена в течение ближайших лет одним из 7-8 бальных землетрясений, обычных для Таджикистана, а это значит, что вся Вахшская долина ниже по течению: гидроузлы, города, хлопковые поля будут смыты мощнейшей волной из Рогунского водохранилища! И исправить после этого ничего будет нельзя с самой ГЭС – створ плотины будет необратимо испорчен прежней постройкой. Что же остается Таджикистану в нынешней ситуации? Выход первый: смириться с состоянием энергетического захолустья и наблюдать за развитием злорадно и снисходительно ухмыляющихся соседей. Они даже могут из жалости пару кредитов подкинуть. Задолженность за газ за два-три квартала простить… Выход второй: учитывая исключительную важность гидроэнергетических проектов, отказаться от всего второстепенного в жизни страны (объявить временный мораторий на строительство финансоёмких объектов) и отмобилизовав все финансовые и кадровые ресурсы, бросить их на строительство Рогуна и других ГЭС. Уж что касается рабочей силы, то Таджикистану пожаловаться не на что: более миллиона мужчин выезжают ежегодно из страны приложить усилия своих рук за рубеж: дайте им фронт работы – они три Рогуна построят! Пять, семь лет упорного труда не только дадут Таджикистану энергетическую независимость, но сплотят нацию лучше, чем любое соглашение о национальном примирении! Более того, мы строим ГЭС на внутренних реках, которые текут по нашей территории: Вахш, Зеравшан, Кафирниган и другие небольшие реки на Памире с незначительными площадями водосбора, а не на Сырдарье и Амударье. В советское время построили, по сути дела, не Кайракумскую ГЭС, а Кайракумское водохранилище для орошения хлопковых полей Узбекистана и тем самым затопили 70 тыс. гектаров плодородной земли. Мы думаем, что можно постепенно спустить воду из так называемого «Таджикского моря», которое никого не обеспечивает ни рыбой, ни электроэнергией, но которое может способствовать своим объемом спасению Арала. Обеспечение же Согдийской области энергией может быть произведено с Рогунской и других ГЭС строящихся на реке Вахш. Надо помнить, что ни одна страна не достигла экономического расцвета и уважения соседей за чужой счет – нужно прилагать усилия самим и только самим. Судя по всему это единственный путь и для Таджикистана. Рахим Масов, академик Академии наук Республики Таджикистан, директор Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук, зам. директора по науке Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, член экспертного совета ИА «Фергана.Ру». * * * Болот Шамшиев: Самая страшная беда для Кыргызстана – это нигилизм30.03.2007 11:02 msk Алла Пятибратова В Ошском Киргизско-Узбекском университете состоялась встреча с известным кинорежиссером, народным артистом СССР и Киргизии, лауреатом Государственной премии СССР Болотом Шамшиевым, который ныне является советником президента республики по культуре. - Я приехал в Ош не как политик и не собираюсь заниматься здесь политической агитацией, – сразу заявил Болот Шамшиев. – Последние годы связь со зрителями потеряна. Мастер-классы я веду в России, Азербайджане, в дальнем зарубежье и мало общаюсь со своими соотечественниками. А теперь мне часто звонят, особенно молодежь, и просят рассказать, что происходит в стране, в том числе и с нашим кино. О состоянии современного кино в Киргизстане, по словам Шамшиева, сложно рассказать в нескольких словах. Для этого нужно вернуться к моменту развала СССР, чтобы понять, почему киргизский кинематограф, который славился в советские времена, на долгие годы ушел в тень. - Пятнадцать лет я не снимал фильмы, потому что президент Акаев не хотел, чтобы я работал. Акаев не давал денег не только на кинематограф, но и вообще на культуру, его она не интересовала. Сейчас положение изменилось, власти наконец-то обратили внимание на культуру и пообещали выделять на ее развитие ежегодно пятьсот миллионов сомов, в том числе 120 миллионов – на кино. Моя задача – помогать молодым встать на ноги, научить их мыслить. И нужно снимать фильмы о молодых. Концерн «Киргизкино» разрабатывает национальный проект создания молодежных сериалов совместно с нашим телевидением. Один такой сериал уже вышел, конечно, удачным его не назовешь, но это только начало. Нужны профессионалы. Кто-то стал снимать на свои деньги. Причем, люди, не имеющие специального образования, поэтому появилось много киносорняка. Как выяснилось, все эти годы Болот Шамшиев не сидел без дела. Он написал несколько романов, повестей, гротескную комедию, а также работы, посвященные эпосу «Манас», который он изучает сорок лет. Ему очень хотелось бы снять многосерийный фильм о Манасе, но, по его словам, для этого нужен Голливуд с его современными кинотехнологиями. «Наверное, я появился на свет, чтобы рассказать о Манасе», – говорит Шамшиев. Кого-то шокирует название одного из его трудов – «Иисус – сын Манаса», но сам режиссер считает, что, изложив свою версию, он внес вклад в библиистику. Несмотря на нежелание советника президента говорить о политике, вопросы студентов все же заставили его с проблем творческих перейти на проблемы, волнующие сейчас всех киргизстанцев. В республике вновь обострилась обстановка после создания Объединенного фронта «За достойное будущее Киргизстана», лидеры которого объявили, что с 11 апреля начинают бессрочные митинги против нынешней власти. - Митинги – это провокация. Их затеяли правые. Те самые, которые грабили народ пятнадцать лет. Они при Акаеве катались как сыр в масле, а теперь их оторвали от кормушки. «Фронтовики» хотят реставрировать старую систему, но это теперь уже невозможно. Скажу не как советник президента, а как гражданин. Курманбек Бакиев – человек интеллигентный. Он не хочет применять жестких мер, вот некоторые и пользуются этим, нагнетают обстановку. Омурбек Текебаев, Мелис Эшимканов и другие смеялись: чем, мол, занимается Бакиев – ввел дополнительное питание для младшеклассников, булочки там, стакан молока… Да, Бакиев начинал с малого. Но вот он, например, дал 190 машин для сельских управ, 1600 комбайнов и тракторов. Акаев машин селу вообще не давал. При нем привозили технику, да, но очень дорогую и говорили сельчанам: хотите, покупайте. А на какие деньги? Акаев сначала вел войну, как он говорил, с «красными директорами», и разрушил всю промышленность. Потом он стал воевать с «красными председателями». В результате его политики вся экономика развалилась, махровым цветом расцвела коррупция, спекуляция землей. Это ведь ужас, что творят с землей вокруг Бишкека. А берега священного озера Иссык-Куль распродают под частное строительство, даже 16 гектаров президентской земли продали. Все теперь пытаются свалить на Бакиева, но ему просто не дают работать. Болот Шамшиев заметил также, что сейчас среди тех, кто приходит на площади митинговать, по его мнению, идейных нет – таких, как были, например, в 2002 году в Аксы после случившейся там трагедии. Теперь на площадь приходят, как на работу, отмечаются, получают свои деньги, чему режиссер был свидетелем. А что еще делать этим людям, которых Акаев довел до нищеты, спрашивает он. - Удивляюсь, как избирком мог зарегистрировать Бермет Акаеву кандидатом в депутаты парламента, – говорит Болот Шамшиев. – По слухам, она пообещала большие деньги за каждый голос. Не могу утверждать, что это правда. Но чего она добивается? Хочет доказать, что она все может? В заключение встречи с ошскими студентами, которая все же больше была посвящена не политике, а кинематографу и разговору об исследовании эпоса «Манас», Болот Шамшиев заметил, что сейчас, по его мнению, самая страшная беда для Киргизстана, кроме провинциализма, это – нигилизм. * * * Алла Пятибратова – специально для ИА «Фергана.Ру» * * * В руководстве Евросоюза считают, что власти Узбекистана изменили свое отношение к правам человека30.03.2007 09:33 msk Свобода Как сообщает Радио «Свобода», официальные лица Евросоюза обнаружили в Узбекистане «изменения мнений». По словам специального представителя Европейского Союза по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), власти Узбекистана изменили свое мнение о правах человека и готовы ответить на озабоченность Европы по этому вопросу. Б.Ферреро-Вальднер выступила с комментариями на следующий день после встречи делегации Евросоюза с представителями стран Центральной Азии в Астане. «Я считаю, что они (имеются в виду власти Узбекистана) пересмотрели свои взгляды постольку, поскольку они организовали две встречи экспертов [первая прошла в декабре 2006 года], вторая пройдет там [в Ташкенте] 2 апреля. Таким образом, в ближайшем будущем после нашей вчерашней встречи, где мы видели узбекского министра иностранных дел Владимира Норова и имели с ним продолжительные переговоры», - сказала она. Б.Ферреро-Вальднер также одобрила готовность Узбекистана к возобновлению диалога по вопросам соблюдения прав человека. Как отметила комиссар ЕС, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал ей о том, что Ташкент, вероятно, может разрешить Международному Комитету Красного Креста посетить тюрьмы страны. * * * «Ивановских узбеков» не выпускают из России без разрешения Узбекистана30.03.2007 16:46 msk Регнум «Ивановским узбекам», получившим статус беженцев ООН, готовы дать убежище в Европе. Их ждут, однако они, хотя находятся на свободе, не могут покинуть Россию, так как по соглашению с Узбекистаном Россия не может выпустить их без разрешительного узбекского штампа в паспорте, сообщает Регнум со ссылкой на юриста сети «Миграция и право» межрегионального правозащитного центра «Мемориал», защищающего «ивановских узбеков», Светлану Мартынову. 20 марта истек данный правительству Российской Федерации без дальнейшего продления срок ответа на затребованные Европейским судом объяснения по делу «ивановских узбеков». Копия ответа, которую Страсбургский суд намеревался предоставить в Иваново представителям защиты «ивановских узбеков», ими до сих пор не получена. «Правительство России должно было дать ответы 6 марта, но запросило и получило отсрочку в связи с отставкой прежнего уполномоченного России в европейском суде, - прокомментировала ситуацию С.Мартынова. - Уполномоченный ушел в отставку ровно на следующий день после истечения поставленного Европейским судом срока предоставления ответа, 7 марта». Напомним, более полутора лет находившиеся в ивановском следственном изоляторе этнические узбеки были арестованы по требованию Узбекистана. Они считают реальным поводом ареста и требования своей выдачи заявление в защиту соотечественников, опубликованное 13 марта 2004 года на сайте Association for Democracy in Uzbekistan. 5 марта 2007 года двенадцать из тринадцати «ивановских узбеков» вышли на свободу из следственного изолятора (СИЗО), зарегистрировались в Управлении федеральной миграционной службы (УФМС) по Ивановской области сроком на один месяц и обязались по истечении этого срока покинуть территорию Российской Федерации. Разбирательство по делу «ивановских узбеков» будет продолжено в Страсбургском суде, где их жалоба будет рассмотрена в приоритетном порядке. «Ивановские узбеки» были задержаны 18 июня 2005 года, после чего помещены в СИЗО-1 г.Иваново. Управление Федеральной миграционной службы (ФМС) России по Ивановской области отказало им в предоставлении статуса беженца на территории России. Дело получило широкую огласку, и после того, как Генпрокуратура России вынесла постановления о выдаче ивановских узников Узбекистану для уголовного преследования, Европейский суд по правам человека предписал властям Российской Федерации приостановить экстрадицию и обязал правительство России до 6 марта 2007 года дать разъяснения по делу «ивановских узбеков». * * * Узбекистан: Начались массовые суды над женщинами по обвинению в религиозных убеждениях31.03.2007 14:15 msk ИГНПУ Как сообщает Пресс-центр Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), 29 марта 2007 года в Ташкентском городском суде по уголовным делам начался судебный процесс над семью женщинами по обвинению в членстве в партии «Хизб-ут Тахрир». На скамье подсудимых находятся К.А.Ризаева, Ю.Шаходатхужаева, Ф.Соатбекова, Д.Нурматова, Л.Набиева, Ш.Косимова, Б.Зияева. Подсудимым инкриминируется посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан, изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях. Все подсудимые женщины являются жителями города Ташкента, средний возраст которых составляет 30 лет, каждая из них является матерью от 3-х до 5-ти несовершеннолетних детей. Подсудимые являются жёнами или близких родственников осуждённых на длительные сроки заключения за свои религиозные убеждения по сфабрикованным уголовным делам, которые подвергались жестоким пыткам во время следствия. По словам близких родственников подсудимых, уголовные дела в отношении женщин были сфабрикованы, на них оказывалось давление, чтобы они дали признательные показания на суде в причастности к партии «Хизб-ут-Тахрир». * * * Посольство Ирана в Ташкенте направило в МИД республики ноту протеста01.04.2007 22:12 msk IRNA
Как сообщает Иранское агентство новостей IRNA, посольство Ирана в Ташкенте направило в адрес Министерства иностранных дел и Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана ноту протеста против демонстрации кинофильма телекомпании Warner Brothers «300» в кинозалах Ташкента.
В письме, в частности, говорится, что голливудский фильм содержит ряд эпизодов, существенно искажающих древнюю историю и представляющих образ славной иранской цивилизации в ущербном виде. Как сообщает веб-сайт «Политком», было бы не совсем правильно называть новый фильм режиссера Зака Снайдера «300 спартанцев» историческим. Действительно, создатели этой масштабной эпопеи взяли за основу реальное событие - битву при Фермопилах. Но снят фильм не по мотивам исторических хроник. «300» создан по мотивам комиксов Фрэнка Миллера - ярких, насыщенных красками, кровью и насилием. На протяжении двух часов спартанцы и персы ожесточенно рубят друг другу головы и прочие конечности в лучших традициях «Гладиатора» и тарантиновского «Убить Билла». Кроме того, сюжету придали долю мистики, и зловещий повелитель персидских полчищ Ксеркс изрядно напоминает владыку Саурона из «Властелина колец». Именно столь неприглядное изображение персидского царя, который в фильме однозначно плохой (а хороший - его оппонент, царь Леонид) и вызвало бурный протест Тегерана. Власти Ирана заявили, что цель у картины одна - оскорбить персидскую цивилизацию. Советник президента Махмуда Ахмадинежада по вопросам культуры Джава Шамгадри назвал блокбастер "частью американской психологической войны против культуры Ирана". В Ташкенте фильм «300» идет в кинотеатре «Зарафшан». |
В избранное | ||